Собор основанного в начале XIII в. Ризоположенского Суздальского монастыря является одним из интереснейших художественном отношении памятников Суздаля XVI столетия. Памятник неоднократно привлекал внимание исследователей был отреставрирован, но все же в должной мере не исследован: имеются значительные расхождения, как в датировке собора так и в вопросе об отнесении его к какой-либо определенной архитектурной школе.
Впервые, кажется, собор упоминается в труде Анании Федорова, который упоминает "настоящую церковь положения ризы пресвятыя Богородицы, и при ней по левую страну церковь предельная преподобным благоверныя Княжны Евфросинии Суждальския чудотворцы, обе каменный". Из историков архитектуры на собор первым обратил внимание В.В. Суслов, который отметил необычное устройство глав над апсидами алтаря, объясняя такую постановку барабанов вероятным размещением тайников или ризницы. При этом В.В. Суслов считал, что эта церковь, "судя по всем формам, строена новгородскими мастерами". Позже тот же автор отметил необычность перекрытия храма сомкнутым сводом с распалубками, при этом, считая уже, что "судя по устройству и наружным украшениям, а также и по другим деталям, постройка его принадлежит псковским мастерам". Исследователь датировал галереи собора XVI веком. Труды М. Толстого и Н.Ф. Токмакова почти не касались архитектуры собора.
В обстоятельной работе В. Георгиевского, посвяшенной истории всего Ризоположенского монастыря, достаточно большое внимание уделено как рассмотрению истории собора, так и описанию его архитектуры. В. Георгиевский связывал построение каменного собора с канонизацией Евфросинии, произошедшей в 1570-1580-х гг.: "в это время, вероятно, был выстроен доселе существующий каменный Ризоположенский храм, упоминаемый существующим в описи Суздаля 1628 г.". Обосновывая датировку храма XVI в. В. Георгиевский в качестве аналогии упоминает трехглавый собор суздальского Покровского монастыря (1518 г.), а также некоторые здания Кирилло-Белозерского монастыря (церковь Архангела Гавриила 1534 г.) и "позднейшие новгородские церкви, носящие влияние Московско-Ярославской архитектуры". В последнем замечании чувствуется влияние идей В.В. Суслова, на которого исследователь ссылается.
Описание и датировка храма в работе В.В. Касаткина близки к тому, что мы видим у В. Георгиевского (построен при Иване Грозном). В свою очередь, описание собора у Н.Н. Ушакова обнаруживает зависимость от текстов Касаткина и Георгиевского; храм уверенно датирован второй половиной XVI века. Такая же датировка содержится в труде М. Достоевского, который спорит с "новгородской" идеей В.В. Суслова, считая, что строителями собора могли быть и суздальцы.
А.Д. Варганов относил собор к началу второй половины XVI в. (около 1580 г.). Обратив внимание на обработку фасадов памятника поясом пятиугольных ниш, исследователь, вслед за В.В. Сусловым, предположил участие в сооружении храма новгородских мастеров, "быть может из числа тех "сведеных" новгородцев, которые в большом количестве были поселены Иваном IV в Суздале". В другом издании А.Д. Варганов, также вслед за Сусловым, обратил внимание на уникальность сомкнутого свода храма. Дата памятника у Варганова остается прежней, но появляется сообщение о возведении северного предела Ефросиний в 1586 г. В следующем своем труде А.Д. Варганов сдвигает дату собора к середине XVI века и, не говоря о новгородских чертах, отмечает, что "архитектура собора не характерна для Суздаля".
Н.Н. Воронин выдвинул новую версию истории построения собора, опираясь, в том числе, и на свидетельство А.Д.Варганова о сооружении каменного придела в 1586 г. По мнению Н.Н. Воронина собор относится к первой половине XVI века, и даже точнее, к 1520-м гг. и строил его приближенный Василия III, Иван Шигона-Поджогин, причастный к пострижению Соломонии Сабуровой. Трехглавие собора объясняется ученым ориентацией даже не на Покровский собор суздальского Покровского монастыря, а на "рухнувший к этому времени кремлевский Рождественский собор" Суздаля. Версию Н.Н. Воронина осторожно поддержал Г.К. Вагнер, отмметивший при этом, что мастера Ризоположенского собора были "менее знакомы с московской архитектурой" (в отличие видимо, от других мастеров, строивших в Суздале). Как "интересное решение" сомкнутый свод собора выделил Г.А. Штейман. И.В. Арзамасцев присоединился к предложенной Н.Н. Ворониным ранней дате, но предположил перестройку собора во второй половине XVI в. Важно отметить очень тактичную реставрацию собора (в том числе утраченных малых барабанов), проведенную в 1962-1963 гг. по проекту О.Г. Гусевой, которая использовала для реконструкции первоначального вида памятника группу аналогов из новгородской архитектуры.
Собор сложен из кирпича и представляет собой бесстолпный трехапсидный храм средних размеров (12 х 12,5 м - длина без апсид). Храм имеет обходящий цоколь с верхним массивным валом. Фасады расчленены на приблизительно равные прясла узкими лопатками. Пояс кокошников в верхней части четверика отрезан от поля стены трехчастным антаблементом с развитым архитравом и ступенчатым карнизом. Во фризе - пояс пятиугольных двухуступчатых ниш. Антаблемент раскрепован на лопатках, в "импосты" раскреповок также помещены пятиугольные ниши. В средних пряслах на западном, северном и южном фасадах расположены перспективные порталы с перемежающимися колонками с дыньками и прямоугольными выступами - с общими капителями. Перспективные архивольты порталов имеют приплюснутую арочную форму без подвышений.
В северном портале вместо капителей вставлены белокаменные блоки с фигурами зверей, похожих на львов. Арочные окна в арочных же нишах с "лобиком", (частично восстановлены во время реставрации) расположены в два света: одно во втором свете на западном фасаде, на боковых фасадах по два окна во втором свете в центральных и восточных пряслах, кроме того, на южном фасаде в первом свете - окно в восточном прясле. По одному окну размещено в трех приблизительно равно выступающих апсидах, имеющих одинаковую высоту и как бы вдающихся в тело четверика храма. На самом деле, над завершающим апсиды антаблементом с поясом ниш, переходящим на плоскость боковых фасадов, поставлены короткие лопатки, раскрепованные в уровне пояса четверика. Таким образом выделяется короткое четвертое прясло над боковыми и частями апсид. Основания третьей (восточной) и четвертой (дополнительной) закомар на боковых фасадах не совпадают с лопатками. Апсиды разделены полукруглыми колонками с охватывающими кольцами. Очертания самих закомар (пониженные килевидные) ступенчатого профиля были докомпонованы во время реставрации: кровля XVIII-XIX вв. была четырехскатной и первоначальные закомары во время переделки покрытия были срублены. По три закомары было на узких западном и восточном фасадах, по четыре - на длинных боковых.
Собор завершают три круглых световых барабана: над центром четверика - более высокий и два малых - по сторонам, над четвертым, восточным пряслом над апсидами. В каждом барабане прорезано по четыре узких высоких щелевидных окна в прямоугольной нише. Декорация всех барабанов схожа: над окнами проходит вал с полкой, выше расположен своеобразный "фриз" из двойных, с висячим промежутком, килевидных нишек. Фасады собора отличаются суховатой ясностью форм, плоскости стен перебиваются окнами без обрамлений и карнизами с поясом ниш. Особенно эффектно "легкое" трехглавие храма, сосредоточенное над его восточной частью.
До реставрации собор с севера и запада (а также в западной части южного фасада) окружала паперть, построенная в 1688 г. С северо-востока примыкал придел, сооруженный заново в 1720 г. Во время реставрации придел и части паперти с севера и юга были разобраны.
Внутри четверик храма имеет пространство, в плане близкое к квадрату (примерно 9 х 9 м), перекрытое сомкнутым сводом на распалубках. В западной, северной и южной стенах на небольшой высоте расположены арочные нишки. Порталы входов с откосами и "лобиками" в завершении, окна имеют схожую форму - арочное обрамление откосов и уступчатое внутреннее обрамление.
Сомкнутый свод лучше всего описан Г.А. Штейманом: "мало напряженные углы сомкнутого свода здесь вынуты и заменены парными распалубками; это позволило разместить в углах окна и равномерно осветить все помещение. Крестообразно расположенные средние распалубки... ...не имеют по всей длине резко очерченных границ и постепенно сливаются с поверхностью самого свода. При этом угловые ребра отчетливо видны только в пределах парных распалубок". Следует добавить, что расположение крестообразных распалубок с повышающейся щелыгой напоминают храмы с крещатым сводом второй половины XVI в. (также с повышающейся щелыгой)(23). В вершине свода "вырезан" подкупольный квадрат (2,5 х 2,5 м), от которого с помощью парусов осуществляется переход к световому барабану. Основание барабана выделено валом с полочкой, сам барабан шире светового отверстия (диаметр - 3 м).
Алтарь отделяет кирпичная преграда, не совпадающая с восточной стеной четверика и поднимающаяся примерно на половину его высоты. В преграде прорезаны четыре узких арочных проема, из которых два крайних, ведущие в боковые апсиды, сохранились от старого собора, а два проема в средней части, как и сама средняя часть алтарной преграды, восстановлена при реставрации. Три широких арочных проема над алтарной преградой "связывают" пространства четверика и алтаря. В боковых частях взаимно опирающиеся арочки поддерживают малые барабаны. В средней апсиде две понижающиеся уступом арки предваряют конху. Конхи перекрывают и боковые апсиды, которые сообщаются со средней довольно высокими арками.
Внутреннее пространство собора подчинено одной цели: создать впечатление осененности, своеобразного балдахина, поднимающегося примерно с одного уровня и прерванного в вершине подкупольным прямоугольником. Распалубки зрительно повышают свод, мягкие очертания лотков и распалубок создают иллюзию купольного венчания. Основание барабана выделено по сторонам света направляющими распалубок, образующих некое подобие рукавов креста. Каковы же источники форм собора? Версия Н.Н. Воронина, предполагавшего северо-восточное (среднерусское) происхождение форм собора и его связь с памятниками первой трети XVI в., основывается, прежде всего, на треглавии рассматриваемого храма. Он помещен Н.Н. Ворониным в ряд других трехглавых храмов Северо-восточной Руси XVI в.
Однако, по мнению В.В. Суслова, О.Г. Гусевой и других исследователей, памятник находится в кругу стилистики новгородской архитектуры XVI в. Действительно, большинство конструктивных деталей и декоративных форм принадлежит, как будет показано ниже, новгородской школе этого времени.
Трехглавие достаточно хорошо известно в архитектуре Северо-Восточной Руси конца XV - первой трети XVI вв. но было распространено не только в этих центральных областях, но и на Северо-Западе, в новгородском зодчестве XVI в. В настоящее время нам известно пять трехглавых памятников новгородской школы: церковь Успения в Колмове 1527-1528 гг., церковь Похвалы 1536 г. в новгородском Кремле, Троицкий собор 1562-1569 гг. Клопского монастыря, собор Введенского Тихвинского монастыря (конец XVI в.). Кроме того, сохранилась почти неисследованная трехглавая церковь в Каменных Полянах (1570-е гг., Лужский район Ленинградской области).
Таким образом, трехглавие Ризоположенского собора может быть вписано и в круг новгородских аналогий, причем аналогий более близких по времени к канонизации монастырской подвижницы XIII в. - Евфросинии, проходившей в 1572-1581 гг. Напомним, что трехглавые храмы в Северо-Восточноой Руси не строятся после 1540-х гг.
Г.А. Штейман отметил оригинальность сомкнутого свода на распалубках в Ризоположенском соборе и привел единственную аналогию в расположенной в относительной близости Александровой Слободе: перекрытие подклета Покровской (Троицкой) церкви (вторая половина XVI в.). Можно добавить, что схожий образ имеет и купольный свод на распалубках, перекрывающий придел Саввы собора Саввино-Сторожевского монастыря. Этот придел, как было выяснено недавними исследованиями, был сооружен в середине XVI столетия.
Если в Средней России сомкнутые своды на распалубках характерны для светских интерьеров (таких, как кремлевская Царицына палата, сооруженная "фрязями"), то в новгородской архитектуре XVI в. сомкнутый свод на распалубках часто употребляется именно в храмовых помещениях. Такими сводами перекрыты: трапезная церковь Варлаама Хутынского 1550-1552 гг. в Хутынском монастыре, трапезная церковь Благовещения на Михайлове улице 1550-х гг. (исследование Л.Е. Красноречьева), келарская трапезной Духова монастыря 1557 г., западные помещения трапезной Александро-Свироского Троицкого монастыря (1570-1580-е гг.), западные помещения трапезной Успенского Тихвинского монастыря (1581-1583 гг.). Подобный свод (но лотковый, а не сомкнутый) перекрывает церковь Николаевского Стороженского монастыря, датируемую 1595 г. Как видим, новгородское зодчество хорошо знало указанную конструкцию и использовало ее даже значительно чаще, чем архитектура Северо-восточной Руси.
Отнюдь не редкой для Новгорода XVI в. была и трехапсидность: все четырехстолпные и шестистолпные храмы новгородской школы после 1530-х гг. были трехапсидньши (не говоря о ряде более ранних построек - соборе Хутынского монастыря 1515 г., церквах Жен Мироносиц 1510 г. и Прокопия 1529г. на Ярославовом Дворище, Успенском соборе Тихвинского монастыря 1515 г.). Бесстолпные церкви у новгородских трапезных в большом числе случаев апсид не имели, а если имели выделенный алтарь, то чаще всего одноапсидный (но есть и трехапсидный храм - церковь Троицы Духова монастыря 1557 г.). Представляется, что трехапсидность рассматриваемого суздальского бесстолпного собора может объясняться даже не ориентацией на местные, суздальские образцы, а новгородской традицией. При этом следует отметить, что фасады и общая объемная композиция с трехглавием воспроизводят образ четырехстолпного храма.
Объемная композиция и конструкция собора находят себе аналогии прежде всего в новгородском зодчестве. Если сомкнутый свод был наверняка принесен из Новгорода, то трехглавие и трехапсидность, которые в XVI в. были столь же характерны для Новгорода, как и для Москвы, могли все же появиться и под влиянием суздальских памятников (и, прежде всего, трехглавого собора Покровского монастыря начала XVI в.). При этом ни конструктивно, ни тем более декоративно Ризоположенский собор и эти памятники никак не соприкасаются. Особенности же постановки малых глав над апсидами я взаимно опирающихся арках остаются уникальными и не имеют даже отдаленных аналогий ни в Новгороде, ни на Северо-Востоке Руси.
Обратимся к декорации собора. Здесь к "северо-восточным" формам могут быть отнесены только колонки, разделяющие апсиды (они восходят, восходят к колонкам между московского Успенского собора, но трактованы достаточно ооигинально), и фигуры зверей в капителях колонок северного портала - они наверняка навеяны львами из капителей порталов Рождественского собора в Суздале 1222-1225 гг.
Все остальные декоративные формы принадлежат к кругу художественных средств новгородской школы середины XVI в. Массивный вал цоколя собора известен в ряде новгородских трапезных (церковь Сретения Антониева монастыря 1533-1535 гг., церковь Благовещения на Михайлове улице 1550-х гг., церковь Троицы Духова монастыря 1557 г., церкви Покрова в Александро-Свирском (последняя треть XVI в.) и Успенском Тихвинском (1581-1583 гг.) монастырях). Хотя по профилю новгородские аналогии несколько отличны и проходят не по цоколю, а в более высоких частях, но все же сходство форм достаточно убедительно.
Порталы собора находят себе аналогии в западном портале Троицкого собора Клопского монастыря (1562-1569 гг.); наибольшее сходство наблюдается по сравнению с близкими друг другу по формам порталами церкви Никиты в Новгороде (1555-1557 гг.) и церкви Успения в Белозерске (1552-1574 гг.), где новгородские мастера сменили ростовских в процессе постройки храма. Упрощенные формы колонок и пологие архивольты этих "про-московских" перспективных порталов характерны именно для новгородской школы 1550-1570-х гг.
Окна в арочных нишах с лобиками напоминают окна Целого ряда новгородских построек середины - второй половины XVI в.; внутреннее оформление окон с прямоугольными уступчатыми рамками в арочных откосах близко к подобным обрамлениям окон трапезной Успенского Тихвинского монастыря 1581-1583 гг. Пояс пятиугольных ниш на апсидах и под закомарами в Ризоположенском соборе аналогичен многочисленным сходным поясам в постройках новгородской школы XVI в.: после того как пятиугольные ниши появились в декоре Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря 1515 г. (пояс на апсидах и пояски на восточных малых барабанах) они встречаются в церкви Бориса и Глеба в Плотниках 1536-1537 гг. (на апсиде), в трапезной церкви Благовещения на Михайловой улице 1550-х гг., на приделе Феодосия "под колоколы" у церкви Никиты 1555-1557 гг., на трапезной Духова монастыря 1557г., на барабане церкви Покрова 1581-1583 гг. Тихвинского монастыря, на трапезной и апсиде церкви Покрова (последняя треть XVI в.) Александро-Свирского монастыря, церкви Николая Сторожевского монастыря 1595 г. и в других памятниках.
Обработка верха барабанов Ризоположенского собора поясками с двойными килевидными арочками с висячей консолькой прямо соответствует тому же мотиву в новгородских памятниках указанного круга. На барабанах эти пояски появляются после сооружения Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря (1515 г., центральный и западные барабаны), они есть в церкви Сретения 1533-1535 гг. при трапезной Антониева монастыря, в соборе Сыркова монастыря 1548-1554 гг. в церкви Варлаама 1550-1552 гг. при трапезной Хутынского монастыря, в приделе Николая у церкви Никиты 1555-1557 гг., в Троицком соборе Клопского монастыря 1562-1569 гг. Наиболее близкий по формам пояс украшает верх барабана церкви Покрова при трапезной Александро-Свирского монастыря .
Указанные конструктивные, типологические и декоративные аналогии отдельных форм Ризоположенского собора сосредоточены внутри новгородской школы 1550-1580-х гг. В этой своеобразной архитектурной школы в конструкциях и типологических схемах отразилось оглавление форм московских и новгородских, а в декоре фасадов выявилось более сложное оригинальное сочетание позднеготических, московских и обобщенно-ордерных (в приделе - ренессансных) форм. С полной уверенностью к произведениям новгородской школы можно отнести суздальский Ризоположенский собор.
В этом храме перечисленные новгородские декоративные формы имеют суховатый и даже жесткий характер, который декорация фасадов новгородской школы приобрела к концу 1550-х гг., т.е. уже после наиболее выразительных построек круга Владимирского собора Сыркова монастыря. При этом хочется отметить близкий к декору Ризоположенского собора по трактовке, утрированный и даже огрубленный характер декоративных форм двух схожих памятников: трапезных церквей Покрова в Успенском Тихвинском (1581-1583 гг.) и Александро-Свирском монастырях. Этот вариант новгородской декорации служит важным датирующим признаком. Аналогии конструктивному решению собора приводят нас примерно к тому же времени - 1550-1580-м гг. Особенности трактовки декора и конструктивные аналогии в двух поздних трапезных храмах заставляют предполагать, что собор был сооружен в 1570-1580-е гг.
Источник: Седов Вл. В. Собор Ризоположенского монастыря в Суздале. В кн.: Новгородские древности. Вып. V. Сборник статей.- М.: Общество историков архитектуры. Архив архитектуры XI. 2000. С.184-199
РусАрх