«…Митрополит Иларион перестроил, а фактически заново создал, Архиерейский дом, объединив новый корпус с прежними строениями. Трапезная церковь ХVІ века, монументальная колокольня 1635 года с домовой церковью в ней, шатром и «боевыми часами», новый корпус с Крестовой палатой составили единый архитектурный организм, соединённый внутренними переходами.
Напротив южного фасада собора антифоном его пятиглавию звучит соло колокольни - чёткого шатра на высоком и восьмигранном столпе, обведённом внизу крытой галереей. Колокольня выглядит очень сурово и внушительно, почти как крепостная башня. Навес-«полица» опоясывает верх столпа в основании шатра. В ярусе звона - колокола, с часами-курантами и отбивающие каждый час и «перечасье». Архиерейский дом огромный, многосложный, распластавшийся одним крылом на север, другим на запад - удачно сочетает камерную прихотливость древнерусского «хоромного строения» с регулярностью, размахом и «светлостью» палат нового времени.
Крестовая палата - парадная зала архиерейского обихода - отличается грандиозными размерами: 338 кв. м и 9-метровой высотой бесстолпного свода, о котором очевидец с восхищением писал в XVIII веке: «Един без столпов содержится неколебим». Ведёт в палату торжественная гулкая двухмаршевая лестница, переходящая в просторные сени. Освещают палату большие и высокие окна с двух сторон. Всем своим обликом и устройством суздальская Крестовая палата являет величие и достоинство, мало уступая в чём-либо московской Патриаршей палате. Такие же, как там, «изращатые» печи - ярусные, фигурные, с рисунками и надписями, будто взятыми из книжки: недоросль за чтением («читаю, а ладу не знаю»), осторожный зайчик под кустом («зде мне место»), «японские купцы». Так же развешены по стенам иконы, парсуны и ландкарты, посредине стол под красным сукном в окружении стульев с высокими резными спинками, на возвышении во главе стола кресло для владыки. Воображение легко дорисует сцену самого действа: рукоположение во священники или парадную трапезу, оглашение «высочайшего» указа или приём челобитчиков...
Архиерейский дом Илариона недолго сохранял свой первоначальный облик. Пожары и перестройки изменили состав и назначение покоев; одно исчезло совсем, другое изменилось до неузнаваемости. Так, нарядная крытая галерея на столбах, соединяющая западный корпус с колокольней, восстановлена даже не из руин, а буквально на пустом месте, по сохранившимся в земле остаткам. Свод, составляющий архитектурную красоту Крестовой палаты, но разобранный в XIX веке, также пришлось воссоздавать заново. Весь ансамбль Архиерейского дома, в XIX веке занятый семинарией, бурсой, торговыми складами, вновь обрёл историческую подлинность и былое величие. Без устали можно любоваться бесконечным разнообразием архитектурных форм галерей, арок, шатров, главок, наличников, крылечек. Подлинность и красоту вернули суздальскому кремлю в 1950 - 1970-е годы реставраторы, а главная заслуга принадлежит А.Д. Варганову.
В помещениях Архиерейского дома посетителя ждёт целый букет экспозиций Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «Крестовая палата», «История Суздаля», Детский музейный центр «Суздаль сто лет назад», «Иорданская сень XVII века единственная, сохранившаяся в России», «Древнерусская живопись».
В коллекции древнерусской живописи музея-заповедника почти две тысячи икон. Живописное богословие приоткрывает тайну православной души, величие и глубину богословской мысли, особенное отношение к вечному и тленному, к Творцу и творению. В экспозиции собраны лучшие образцы иконописи XIV-XVII веков. Каждая из этих икон индивидуальна и своеобразна, каждая отмечена особенностями времени, сюжета, личности заказчика, но на всех лежит печать искренней веры, духовного сияния, дарования и мастерства, пробивающих шелуху трагической, уродливой реальности…»
Источник: Т.П. Тимофеева «Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Суздаль», ООО «Издательство ИНИКО», 2013.