ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Суздаль. Кремль.


Суздаль. Кремль
Кремль. Не действует.  
Год постройки:Между 1222 и 1700.
Адрес:
Владимирская область, г.Суздаль, ул.Кремлевская

Координаты: 56.416562, 40.443367
Проезд:От центральной площади пешком 300м за запад





Сортировка:

Кремль, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Безрукова Галина
20 октября 2024
Кремль, Вид с севера, фото с квадрокоптера<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Вид с севера, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
9 мая 2016
Кремль, Вид с запада, фото с квадрокоптера<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Вид с запада, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
9 мая 2016
Кремль, Вид с северо-запада, фото с квадрокоптера<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Вид с северо-запада, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
9 мая 2016
Кремль, 		      <br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область

JuNe
25 июля 2005
Кремль, Вид с севера<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Вид с севера
Олег Щёлоков
2 января 2004
Кремль, Вид с южной части кремлевского вала.<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Вид с южной части кремлевского вала.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
20 июня 2024
Кремль, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
13 марта 2022
Кремль, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
13 марта 2022
Кремль, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
13 марта 2022
Кремль, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Altaets
16 апреля 2021
Кремль, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
22 сентября 2018
Кремль, Вид с запада, от музея деревянного зодчества<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Вид с запада, от музея деревянного зодчества
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
22 сентября 2018
Кремль, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Юрий Моченов
25 мая 2017
Кремль, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
25 января 2015
Кремль, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Андреева Ирина
29 августа 2007
Кремль, Собор в ансамбле с Архиерейскими палатами		      <br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Собор в ансамбле с Архиерейскими палатами
JuNe
11 марта 2006
Кремль, Купол на Крестовой палате<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Купол на Крестовой палате
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
27 июня 2015
Кремль, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
25 января 2015
Кремль, Вид с востока, с земляного вала Кремля<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Вид с востока, с земляного вала Кремля
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
22 сентября 2018
Кремль, Фото М.П.Настюкова из  "Альбом фотографических видов памятников древнерусского искусства", 1873 год  http://humus.livejournal.com/3016236.html<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото М.П.Настюкова из "Альбом фотографических видов памятников древнерусского искусства", 1873 год http://humus.livejournal.com/3016236.html
Минченко Оксана
1873
Кремль, Фото М.П.Настюкова из  "Альбом фотографических видов памятников древнерусского искусства", 1873 год  http://humus.livejournal.com/3016236.html<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото М.П.Настюкова из "Альбом фотографических видов памятников древнерусского искусства", 1873 год http://humus.livejournal.com/3016236.html
Минченко Оксана
1873
Кремль,  Фото с сайта pastvu.ru.Фото С.М.Прокудина-Горского .Фото 1912 г.<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru.Фото С.М.Прокудина-Горского .Фото 1912 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Кремль,  Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1910  гг.<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1910 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Кремль,  Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1915 гг.<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1915 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Кремль,  Фото с сайта pastvu.ru Фото 1954-55 гг.<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1954-55 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Кремль,  Фото с сайта pastvu.ru Фото 1913 г.<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1913 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Кремль,  Фото с сайта photosuzdal.ru Фото начала 20-го века.<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото с сайта photosuzdal.ru Фото начала 20-го века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Кремль,  Фото с сайта photosuzdal.ru Фото начала 20-го века.<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото с сайта photosuzdal.ru Фото начала 20-го века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Кремль, Фото с сайта photosuzdal.ru Фото начала 20-го века.<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото с сайта photosuzdal.ru Фото начала 20-го века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Кремль, Фото с сайта photosuzdal.ru Фото начала 20-го века.<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото с сайта photosuzdal.ru Фото начала 20-го века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Кремль, Фото с сайта photosuzdal.ru Фото начала 20-го века.<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото с сайта photosuzdal.ru Фото начала 20-го века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Кремль, В ночной подсветке<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
В ночной подсветке
Сергей Меркулов
2 января 2023



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  18 февраля 2011

Кремль – первоначальное ядро Суздаля, археологически существующее с X в., а по летописям – с 1024 г. На рубеже XI–XII вв. здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяжённостью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа. Расположен кремль в излучине реки Каменки, в южной части города. К востоку от кремля находится посад, а к северу – крупнейшие монастыри Суздаля (Александровский, Ризоположенский, Покровский и Спасский). Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерей­ского двора с древним Рождест­венским собором. 

Территория архиерейского двора окружена невысокой кирпичной оградой с воротами со стороны собора и колокольни; а с внутренней стороны – древним земляным валом. Вблизи вала, в контрасте с линейным каменным массивом архиерейского дома, приютилась дивная деревянная церковка – Никольская церковь из с. Глотова 1766 г. – первый экспонат суздальского Музея деревянного зодчества (сам музей расположен по другую сторону реки Каменки). 

По материалам официального сайта Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 февраля 2019

Суздальский кремль расположен в излучине реки Каменка, в южной части города. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором.

Рождественский собор, построенный 1222-1225 г.г. из туфообразного известняка, стоит на месте храма времён Владимира Мономаха. Нынешний собор также не дошёл до нас в первоначальном виде. От постройки XIII века сохранилась нижняя часть, ограниченная аркатурным поясом, выше которого стены выложены в XVI веке, но уже не из белого камня, а из кирпича. Древняя часть богато декорирована резьбой из гладкотесаного белого камня. Фасады украшают фигуры львов, женские маски, затейливые орнаменты. Интерьер храма украшен фресками начала XIII - конца XIX в.в.

Собор также известен своими "Златыми вратами", датируемыми 1230-1233 г.г. Створки ворот разделены на квадраты, в каждом из которых представлена своя сюжетная картинка. Все изображения выполнены в своеобразной и эффектной технике золотого письма по черненой меди. Врата установлены в западном и южном порталах собора.

Напротив южного фасада собора в 1635 г. была построена колокольня, завершённая высоким восьмигранным шатром. В конце XVII в. на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами.

Архиерейские палаты - архитектурный комплекс, сформировавшийся на протяжении XV-XVIII в.в. как жилой дом для суздальских церковных владык. В конце XVII в. при митрополите Илларионе все эти строения, прежде стоявшие порознь, были объединены в единый комплекс при помощи переходов, галерей и потайных лестниц. Тогда же была построена огромная бесстолпная Крестовая палата для торжественных приемов, площадью в 338 кв. м, с девятиметровыми потолками. В настоящее время в палатах расположен музей и ресторан.

В западной части Кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 г. и перевезённая из села Глотова Юрьев-Польского района в 1960 г., на место утраченной церкви Всех святых XVII в.

Суздальский кремль – это не только памятник архитектуры, но и музей с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству.

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1685


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 февраля 2019

Соборная колокольня Суздальского кремля

На сегодняшний день известно, что суздальские мастера-зодчие XVII века славились величественной монументальностью своих построек и сооружений. Одним из характерных примеров может служить соборная колокольня, расположенная при Богородице-Рождественском соборе, а именно с его южной стороны. Колокольня выстроена в форме высокого восьмигранника и завершается при помощи гигантского шатра. В свое время она считалась одной из самых высоких архитектурных построек города, которая венчала остальные строения города-кремля.

В период сооружения соборной колокольни до нашего времени дошло единственное сообщение, произведенное Ананием Федоровым в написанном им «Историческом собрании о священном граде Суждале». В данном очерке сказано, что постройка колокольни была произведена при архиепископе Серапионе, что произошло в 1635 году – во время пребывания на престоле царя Михаила Федоровича.

Во внутреннем пространстве колокольни, на втором ярусе, имеется два престола, один из которых освящен во имя Благовещения, а другой – в честь святой царской дочери Феодосии.

Для цели соединения стоящих неподалеку митрополичьих покоев со зданием храма со стороны западного фасада колокольни были выстроены большие продолговатые переходы, располагающиеся на нескольких возвышенных пролетах и оснащенных мощными сводами. В верхней части сводов был оснащен коридор, длина которого достигала 22 метров, при этом его освещение производилось путем создания большого количества оконных проемов. Для того чтобы пройти в коридор в палатных стенах и стенах колокольни, были выстроены перспективные порталы.

С северной стороны переходов и колокольни примыкает большая двухъярусная галерея, главная масса которой приходится на арки первого этажа. Разделение арок второго этажа выполнено в качестве декоративных парных ширинок, оснащенных изразцами зеленого цвета. Со стороны северо-востока расположено высокое крыльцо, завершение которого выполнено при помощи шатра. Лестница – очень широкая и выводит на второй этаж галереи.

Колокольня Богородице-Рождественского собора представляет собой грандиозное и удивительно масштабное сооружение, во внешнем облике которого ярко представлено большое мастерство и умение суздальских мастеров-зодчих, которые отлично смогли соединить воедино два разновременных помещения в прекрасное, гармонично оформленное произведение архитектуры.

Согласно сохранившимся до сегодняшнего дня источникам, в 1719 году в здании собора произошел пожар. Необходимой для восстановления суммы не оказалось, по причине чего сгоревшие сооружения просто разобрали на составные части. На их месте была выстроена высокая массивная стена из камня, которая отделила соборный двор от располагающейся рядом улицы.

На сегодняшний день были проведены исследования, по результатам которых был составлен проект – данные работы проводились при поддержке реставрационного участка Суздаля Владимирских мастерских. По результатам работ переходы и галерея были полностью восстановлены. Автором проекта выступил А. Варганов.

В середине 1967 года талантливые мастера из города Суздаль К. М. Чичерин и А. И. Тихонов смогли восстановить ранее утраченные колокольные часы, оснащенные курантами. На протяжении долгого времени эти часы отбивали не только часы, но и четверти часа, и даже минуты.

Стоит отметить, что соборная колокольня входит в состав Владимиро-Суздальского заповедного музея, при этом в ее здании представлен уникальный памятник древнерусского народного искусства, датирующийся концом 17 века – Иорданская сень. Она представляет собой довольно высокий навес, сделанный в виде пятиглавого храма на 4-х столбах. Высота сени равна 8,5 м. Создание суздальской сени было также связано с митрополитом Иларионом. Сень расписана темперными красками и украшена растительным орнаментом, состоящим из завитков, цветов и листьев. Каждый год на праздник Крещения ее собирали, а на протяжении всего года она в разобранном виде хранилась в специальном помещении.

На сегодняшний день колокольня полностью восстановлена и является неотъемлемой частью Суздальского кремля.

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=12955


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 марта 2025

«…Митрополит Иларион перестроил, а фактически заново создал, Архиерейский дом, объединив новый корпус с прежними строениями. Трапезная церковь ХVІ века, монументальная колокольня 1635 года с домовой церковью в ней, шатром и «боевыми часами», новый корпус с Крестовой палатой составили единый архитектурный организм, соединённый внутренними переходами.

Напротив южного фасада собора антифоном его пятиглавию звучит соло колокольни - чёткого шатра на высоком и восьмигранном столпе, обведённом внизу крытой галереей. Колокольня выглядит очень сурово и внушительно, почти как крепостная башня. Навес-«полица» опоясывает верх столпа в основании шатра. В ярусе звона - колокола, с часами-курантами и отбивающие каждый час и «перечасье». Архиерейский дом огромный, многосложный, распластавшийся одним крылом на север, другим на запад - удачно сочетает камерную прихотливость древнерусского «хоромного строения» с регулярностью, размахом и «светлостью» палат нового времени.

Крестовая палата - парадная зала архиерейского обихода - отличается грандиозными размерами: 338 кв. м и 9-метровой высотой бесстолпного свода, о котором очевидец с восхищением писал в XVIII веке: «Един без столпов содержится неколебим». Ведёт в палату торжественная гулкая двухмаршевая лестница, переходящая в просторные сени. Освещают палату большие и высокие окна с двух сторон. Всем своим обликом и устройством суздальская Крестовая палата являет величие и достоинство, мало уступая в чём-либо московской Патриаршей палате. Такие же, как там, «изращатые» печи - ярусные, фигурные, с рисунками и надписями, будто взятыми из книжки: недоросль за чтением («читаю, а ладу не знаю»), осторожный зайчик под кустом («зде мне место»), «японские купцы». Так же развешены по стенам иконы, парсуны и ландкарты, посредине стол под красным сукном в окружении стульев с высокими резными спинками, на возвышении во главе стола кресло для владыки. Воображение легко дорисует сцену самого действа: рукоположение во священники или парадную трапезу, оглашение «высочайшего» указа или приём челобитчиков...

Архиерейский дом Илариона недолго сохранял свой первоначальный облик. Пожары и перестройки изменили состав и назначение покоев; одно исчезло совсем, другое изменилось до неузнаваемости. Так, нарядная крытая галерея на столбах, соединяющая западный корпус с колокольней, восстановлена даже не из руин, а буквально на пустом месте, по сохранившимся в земле остаткам. Свод, составляющий архитектурную красоту Крестовой палаты, но разобранный в XIX веке, также пришлось воссоздавать заново. Весь ансамбль Архиерейского дома, в XIX веке занятый семинарией, бурсой, торговыми складами, вновь обрёл историческую подлинность и былое величие. Без устали можно любоваться бесконечным разнообразием архитектурных форм галерей, арок, шатров, главок, наличников, крылечек. Подлинность и красоту вернули суздальскому кремлю в 1950 - 1970-е годы реставраторы, а главная заслуга принадлежит А.Д. Варганову.

В помещениях Архиерейского дома посетителя ждёт целый букет экспозиций Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «Крестовая палата», «История Суздаля», Детский музейный центр «Суздаль сто лет назад», «Иорданская сень XVII века единственная, сохранившаяся в России», «Древнерусская живопись».

В коллекции древнерусской живописи музея-заповедника почти две тысячи икон. Живописное богословие приоткрывает тайну православной души, величие и глубину богословской мысли, особенное отношение к вечному и тленному, к Творцу и творению. В экспозиции собраны лучшие образцы иконописи XIV-XVII веков. Каждая из этих икон индивидуальна и своеобразна, каждая отмечена особенностями времени, сюжета, личности заказчика, но на всех лежит печать искренней веры, духовного сияния, дарования и мастерства, пробивающих шелуху трагической, уродливой реальности…»

Источник: Т.П. Тимофеева «Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Суздаль», ООО «Издательство ИНИКО», 2013.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 мая 2025

Историография этого ныне широко известного хрестоматийного памятника удивительно бедна, если не отсутствует вовсе. Единственной публикацией о нем можно считать несколько страниц в книге А.Д. Варганова “Суздаль” и две реставрационные статьи; во всех случаях отсутствует научно-справочный аппарат. Варганов был, по существу, единственным исследователем-реставратором этого сложного здания, который в процессе 20-летних реставрационных работ мог наблюдать его в натуре.

В 1985 г. научный сотрудник ВСЭНРПМ А.П. Смирнова составила обширную историческую справку по архиерейскому дому, где собраны важнейшие описи: 1720, 1763,1800 гг., план 1802 г., некоторые документы 19 в. Документов более раннего времени практически не сохранилось. Однако в этой справке не ставилось задачи анализа материала. Памятник до сих пор не имеет ни одной специальной научной публикации. Настоящая работа ставит целью восполнить этот пробел; при этом уточнить состав комплекса и судьбу его частей в 18 – нач. 20 вв.

Прежде всего возникает вопрос первоначальной территории архиерейского двора и его церквей. Думается, что сначала все постройки размещались в непосредственной близости от собора, и только после пожара 1577 г. могли продвинуться ближе к западному валу. Перед западным крылом современного здания археологическими исследованиями 1999 г. обнаружено древнее кладбище с остатками фундаментов, в том числе, возможно, деревянной кладбищенской церкви. Первая каменная церковь – Благовещенская – построена на архиерейском дворе в 1559 г. Варганов нашел об этом запись во Вкладной книге Рождественского собора: “Лета 7067 (1559) владыка Афанасий поставил на дворе теплую каменную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с палатою каменною же”. Она могла находиться с юга от собора и пострадать от большого пожара 1577 г. Об этом пожаре Анания Федоров сообщает со ссылкой на грамоты епископов Варлаама и Арсения, что “не токмо строение деревянное в соборной церкви и в доме архиерейском марта 25 дня погоре без остатку, но и в каменных кладовых в доме архиерейском палатах древние грамматы и письма погибоша”.

После пожара появилась Введенская церковь. О ней тоже есть сообщение у А. Федорова: “Да в доме его Преосвященства церковь каменная, теплая, строение преосвященного Варлаама, который бысть в лето 7086 (1578), во имя Богородицы, честнаго ея Введения”. Где она находилась и какое отношение к ней имела Благовещенская церковь? Варганов не мог решить для себя этот вопрос. В книге “Суздаль” 1971 г. он представляет эти церкви разными зданиями: “…к концу 17 в. на архиерейском дворе уже стояли Благовещенская, Иоанно-Богословская и Введенская церковь”, причем здание Благовещенской церкви 1559 г. “в 17 в. было перестроено и в таком виде дошло до нас”, а Введенская церковь “с незначительными переменами и надстройками сохранялась до 1951 г.”. Из этого текста решительно неясно, как их идентифицировать. В проекте же реставрации западного корпуса 1967 г. он считает, что это одно и то же здание – Благовещенская церковь 1559 г., перестроенная после пожара в 1578 г. и переименованная во Введенскую. Однако если церковь находилась на западной стороне двора, что же было напротив южного фасада собора, где в 1635 г. встала колокольня с Благовещенской церковью в ней? Гораздо естественнее предположить, что Благовещенская церковь 1559 г. находилась на этом месте и погорела в пожар 1577 г. Затем на новом месте, ближе к валу, на бывшем кладбище (где деревянная церковь тоже могла сгореть) была построена Введенская церковь и епископский двор расширился на запад. Руины Благовещенской церкви еще оставались и лишь в 1635 г. сменились колокольней, а церковь в память прежней назвали Благовещенской. Аргументом за эту модель может служить следующее обстоятельство. Если Введенская церковь перестроена из Благовещенской, а не построена на новом месте, она должна скорее всего повторить план прежнего здания, т.е. встать на старый фундамент (в противном случае его должны были засыпать и тогда бы получился холм). Но трапезная палата, где церковь имеет собственный выраженный объем и помещение трехчастного алтаря, весьма сомнительна в 1550-е гг.; такой тип появляется несколько позднее. Т.о., может статься, что Благовещенская трапезная церковь 1559 г. находилась к югу от собора. В 1635 г. ее место заняла колокольня с Благовещенской церковью, которая упразднена в 1775 г., а престол перенесен в собор.

После 1577 г. на месте кладбищенской церкви построена Введенская с трапезной палатой (“трапеза” упоминается в 1720 г.). Введенская церковь не упоминается в Писцовых книгах Суздаля 1628-1629 гг. - очевидно, после литовского разорения в ней не служили. В пожар 1719 г. она вновь пострадала и была возобновлена лишь в 1750 г., причем переименована в Казанскую. Восьмискатный верх мог появиться именно в это время, во всяком случае, не ранее Илариона. В Суздале еще три храма имеют ныне подобный верх: Сретенская в Васильевском монастыре (без точной даты, предположительно 17 в., верх ее – плод реставрации), теплая Ризположенская 1777 г. и теплая Кресто-Никольская 19 в. В описи 1763 г. Казанская церковь упоминается как крестовая, в описи 1800 г. названа Христорождественской и занята архивом консистории, а трапезная палата – риторическими классами. Затем пришла в ветхость, фактически была упразднена, но помнилась как бывшая Введенская, а в 1882 г. отремонтирована для духовного училища и освящена как Кирилло-Мефодиевская.

Кроме этих, на архиерейском дворе известен еще ряд церквей. В Писцовых книгах 1628-1629 гг. указана Всехсвятская церковь “древяна клецки” с приделом Михаила Малеина и новопостроенная Успенская. В 1759 г. походная Всехсвятская церковь устроена в крестовой палате; очевидно, сама церковь упразднена. В описи 1763 г. она поэтому и не значится. Но здание еще стояло и было разобрано лишь в 1788 г. Церковь эта была пристроена к архиерейским покоям на 4-х столбах. Архиерейскими, или Иларионовскими, покоями назывался корпус (флигель) посреди двора. Еще одна церковь – Иоанна Богослова с приделом свв. Иоанна и Федора – упразднена была при строительстве северного корпуса при Иларионе.

Перестроенный при Иларионе архиерейский дом простоял без изменений всего два десятка лет. Пожар 1719 г. уничтожил “в доме архиерейском на палатах деревянные кельи и кровли и накатные потолки и всякое деревянное строение и хлеб и в кладовой полате…припасы погорели”. Как справедливо предполагал Варганов, тогда же сгорела и галерея между колокольней и северным корпусом; в дальнейшем она нигде не фигурирует. До пожара все выглядело следующим образом: “На крестовой полате и на ризнице было покрыто тесом и скалами, на той же крестовой полате построены были архиерейские брущатые деревянные четыре кельи с перевязью, у них были сени и чуланы брущатые ж, а на казенных, и на кладовых, и на певческой школе, и на солодежне, и на поварне кровли были крыты тесом и скалами, в том числе в трех полатах потолоки были накатные бревенчатые тесаные”. Архиерейский двор имел обширное хозяйственное строение: “4 житницы о двух жильях, а в них сусеки бревенные”, конюшенный двор, а на нем три каменные палаты, деревянная конюшня в 15 саженей, амбар с сушилом, отхожий конюшенный амбар в 24 сажени, конюшенный амбар для архиерейских карет в 25 саженей длиной, колодезь с тесовым шатром, кузница с угольником, сад с тесовой оградой.

В 1733 г. архитектор Мичурин был послан в Суздаль от коллегии экономии “для осмотру и описи” и составил смету на ремонт архиерейского дома. Однако работы состоялись лишь в 1750 гг., когда, как сообщает А.Федоров, Введенская церковь “возобновися и весьма изрядно украсися и была переименована в Казанскую”. Тогда же на крестовой палате был, вероятно, надстроен третий каменный этаж вместо деревянного, показанный в описи 1763 г. В 1747 г. в крестовой палате “три устроены покоя: от соборной церкви две доли оставлено в крестовую, а в третьей по правую сторону устроена присудственная палата к покоям его Преосвященства нижним, в которой его Преосвящнство соизволил дела слушать, по левую сторону устроена столовая палата”. Здесь упоминается присутственная палата к нижним покоям архиерея. В описи 1763 г. значится некое строение: “Внутри двора от объявленных в 1-й линии (от собора – Т.Т.) палат галерея открытая, к ней входных з двора две лестницы деревянные. Под тою галереею палатка жилая с чюланом да погреб каменные… От оной галереи по той же линии палаты о дву апартаментах, в верхнем апартаменте одна жилая с перегородкою, при ней сени да две палаты пустых, в нижнем апартаменте две палаты кладовых, при одной выход, да три палаты жилых, все каменные… Оные палаты все имеются ветхи и к падению преклонны”.

У А.Федорова есть схематический чертеж архиерейского дома, где, как нам кажется, показаны эти покои. Они примыкали к той части крестовой палаты, где с правой стороны была присутственная палата, и были довольно обширны: более 16 саженей в длину и более 4 в ширину, галерея соответственно около 4 и 6 саженей. Этот “состоящий посреди дому архиерейского каменный флигель” в 1789 г. осматривал архитекторский помощник Протас Иванович Козлов и нашел, что “от весьма давнего построения совсем разселся, кровля деревянная упала и своды повалились…передний столп пошатнулся”, и просил разрешения на снос. Иеромонах Иоасаф сообщает, что для строительства владимирской семинарии в 1800-е гг. “были разобраны так называвшиеся Иларионовские покои”. По нашему мнению, это тот самый флигель; разбирать его начали в 1789 г. Кирпич частично продавали (в 1798 г. “за проданной в суздальском архиерейском доме ветхой каменной флигель” было получено 500 р.), частично использовали для ремонтных работ и для владимирской семинарии. Во всяком случае, на плане 1802 г., составленном губернским архитектором А.Н. Вершинским, его уже нет.

Опись 1763 г. показывает следующие каменные палаты: “В 1-й линии от соборной церкви о трех апартаментах. В верхнем апартаменте: кладовых 5, жилых 3, двои сени; в среднем жилых дву да трои сени; в нижнем жилых 5, кладовых 1, поварня 1, магазеинов 1… По левую сторону 2 анбара каретных да магазеин каменные… Во 2-й линии по большой проезжей улице палаты о трех же апартаментах, в верхнем апартаменте жилых 2, при них сени да кухня; в среднем жилых 3, кладовых 2, да трои сени, да крестовая церковь. В нижнем апартаменте жилых 3, кладовых 2, ледник 1, погреб теплой 1… Подле оных палат в той же линии для въезду в дом архиерейской ворота, возле тех ворот по той же линии пивоварня, солодежня со вином каменные об одном апартаменте (фундаменты последних обнаружены при раскопках 1999 г. – Т.Т.)… В 3-й линии подле городового вала ограда каменная…к той ограде посреди двора приделаны семинарских жилых двое светлиц деревянных об одном апартаменте…через сени семинарских же жилых палат каменных 2 об одном апартаменте, при них кухня да кладовая палата (семинарские кельи показывает чертеж А.Федорова – Т.Т.). Посреди двора сад..., в средине того сада беседка деревянная..., конюшенный двор каменный…каменный тележный амбар… При оном же архиерейском доме за городовою осыпью прудок не в оброке, около ево саженные деревья, березняк и калинник”.

В 1788-1789 гг., с переводом архиерея из Владимира в Суздаль, архиерейский дом был осмотрен епископом Виктором и составлено описание многочисленных “ветхостей”. В главном корпусе помещались “крестовая церковь, палаты его Преосвященства, 4 палаты, архиерейская и соборная ризницы, консистория с архивами, братские и служилые покои с кухнею и кладовые с выходами; над оным корпусом крышка, сделанная с обломом, совсем обветшала… всего в 21 да и в прочих местах сквозь самые своды проходит великая теча”; оказалось, что кровля была сделана неправильно: из елового лесу, со слишком низним “обломом”, т.е. слишком пологая, стропила не цельные и плохо укреплены, тес положен “не в лад”, без липового луба, в слуховых окнах не было желобов, “балюстрат” на крыше поставлен неправильно и от застоя воды погнил.

В 1798 г., с переводом архиерея обратно во Владимир, суздальский архиерейский дом был упразднен и в дальнейшем использовался как гражданское здание. В 1800 г. по указу 1798 г. здесь разместилась бурса при семинарии – 60 бедных учеников. Впервые суздальская семинария появилась в архиерейском доме еще в 1723 г., но в 1726 г. учеников распустили; вновь открыли классы в 1736 г. – лишь до 1737 г. Затем семинария находилась в Спасо-Евфимиевом монастыре, в 1755-1762 гг. вновь в архиерейском доме, в специальных палатах, а в 1788 г. суздальская семинария объединилась с владимирской и переславской и вернулась в архиерейский дом. Здесь оставался еще архив упраздненной суздальской духовной консистории. Чертеж А. Федорова показывает консисторию в угловом помещении; здесь же, очевидно, был и ее архив. Однако его перенесли в “бывшую домовую его Преосвященства церковь”, разгородив ее кирпичной перегородкой, а в трапезе поместив семинарские классы. Бурсаки же заняли для жительства бывшее семинарское присутствие, комнату приказных служителей и старый архив, т.е. угловые помещения.

В 1800 г. была составлена подробная опись всех строений архиерейского дома и двора, а в 1802 г. А.Н. Вершинский сделал план, которые вместе дают полное представление обо всем комплексе. В 1802 г. архиерейский дом использовался следующим образом: в разных покоях и залах помещалось до 500 чел. казеннокоштных жительствующих и своекоштных обучающихся семинаристов; духовное правление и приказные служители; архивы упраздненных Суздальской и Переславской епархий; семинарская библиотека; соборная ризница; нижние этажи занимали семинарские служители и сторожа, кухня, кладовые, погреба семинаристов; 4 покоя на случай приезда архиерея; остальные строения использовались под склады леса, дров и пр.

В 1802 г. заходит речь о размещении в архиерейском доме уездных присутственных мест. Здешний городничий Иван Крель составил опись “покоям и сараям для помещения суздальских присутственных мест, равно винных и соляных магазеинов”. В основном, это средний этаж северного корпуса, наугольный покой и 5 комнат западного корпуса, в нижнем этаже – помещение бывшего архива уездного суда в наугольной части и несколько нежилых строений: флигель в сторону западного вала с 2-мя сараями, каретный сарай и житница под покоями. Тогда же был составлен и “рисунок” этих помещений. В 1805 г. Вершинский еще раз сделал план, а также фасад и произвел оценку здания для размещения в нем винных и соляных магазинов с обозначением помещений, занятых семинарией, т.к. ему поручалось составить проект семинарского корпуса во Владимире.

В декабре 1814 г. в Суздале открылись уездное и приходское духовные училища, а в 1818 г. в архиерейском доме вновь устроены жилые комнаты с кухней и кладовой для бурсаков. В 1823 г. была выведена часть соляных и винных магазинов, а их место заняло духовное училище. “Ведомость казенных гражданских зданий” 1830 г. показывает в архиерейском доме в верхнем этаже духовное училище; во втором этаже - уездный суд, дворянскую опеку, градскую полицию, земский суд, духовное правление; в нижнем этаже – уездное казначейство с кладовою, пожарный сарай и бурсу. В 1834 г. для присутственных мест построено специальное здание, и освободившиеся помещения вернулись в духовное ведомство. В 1840-е гг. были попытки со стороны светских властей нанять подвалы архиерейского дома для провиантских магазинов. Однако оказалось, что подвалы “без надлежащего в оных устройства полов, дверей и разделки окон для прохода воздуха со вставкою железных решеток употребить для предстоящей надобности невозможно”.

В 1856 г. в архиерейском доме собирались разместить по квартирной повинности полковую конюшню, заняв для этого “отдельно стоящие каменные сарай и избу”; в избе помещалась семинарская баня, которую перевели в нижний этаж (западного корпуса). Однако ожидавшийся полк не прибыл, и нужда в этом отпала. Но взамен этого Екатерининского полка каменный сарай до конца 1856 г. занимала Артиллерийская бригада. На протяжении 18 и большей части 19 веков кровля на всех зданиях архиерейского дома и двора оставалась деревянная. Лишь в 1874 г. “над двумя ярусами архиерейского дома и над галереей при нем”, т.е. над бывшей церковью, устраивается железная кровля. Это связано с ремонтом здания для духовного училища и общежития. В это время бывший архиерейский дом носил в городском обиходе название бурсы. По рассказам старожилов, как сообщает М. Снегирев, “это здание во дни их молодости…тянулось почти вплоть до вала и имело пристройки и немало других строений, вроде певческой, конюшен и прочего, хотя отдельных от главного корпуса, но неразрывно связанных с ним своею вековою давностию. Взрытая земля позади здания, известь, пересыпанная с землей, щебень, булыжник – все это…может служить подтверждением тех рассказов.” Духовное училище, ютившееся то в нижнем, то в верхнем этаже, “вело чисто бродячую жизнь, но везде ему было и грязно, и холодно, и сыро”.

Капитальный ремонт 1874 г. начался с устройства классов училища. Для этого переделали крестовую палату, нарушив старинный свод и превратив ее в 5 классов-аудиторий. Затем решено было устроить общежитие. В 1876 г. правление училища составило опись проектируемых пристроек и смету. В 1880 г. новую смету и план здания составил владимирский архитектор М.П. Кнопф. Однако более дешевая смета, по которой, очевидно, и провели работы, относится к 1881 г. В следующем году общежитие было открыто, тогда же освящена 4 сентября 1882 г. Кирилло-Мефодиевская церковь. В 1880-е гг. подвалы здания сдавались под складские помещения, а доход поступал в пользу владимирского архиерейского дома.

Такое использование ансамбля продолжалось и в начале 20 в. После 1917 г. ситуация изменилась. Духовное училище и церковь при нем упразднили, здание передали губмузею. 13 мая 1925 г. составлен акт приема этого имущества в ведение владимирского губмузея от суздальского волисполкома: “Владения бывшего архиерейского дома, а именно: 1) дом каменный двух- и трехэтажный, крытый железом, построенный в 17 в… с занятием частью музеем, а частью детдомом и квартирантами. Значительная часть помещения пустует, дом требует ремонта: крыши, окон, дверей, лестниц и печей; 2) хоз. постройки: 3 сарая деревянных с каменными столбами, крытые железом, 2 бани, каменная и деревянная, крытые железом..., нуждаются в окраске крыши, а один сарай в ремонте столбов и починке крыши; 3)прилегающая земля к означенным владениям, граничащая по древнему валу с городским садом”.

Дальнейшая история ансамбля – это уже история Суздальского музея, реставрация и современная музеефикация.

Источник: Тимофеева Т.П. Архитектурная история Суздальского архиерейского дома (XVI – нач. XX вв.). В кн.: Материалы исследований ВСМЗ. - Владимир, 2000.

http://www.rusarch.ru/timofeeva1.htm



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.