Одна из древнейших церквей Великого Новгорода - храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах (или на Мячине озере) возвышается посередине старинного кладбища, возле поворота к Юрьеву монастырю. По преданию, деревянный храм поставлен здесь в память победы в 1169 году новгородцев над суздальцами, достигнутой благодаря чудесному заступничеству иконы "Богоматери Знамение". К 10-летнему юбилею славной новгородской победы архиепископом Ильёй и его братом Гавриилом за 70 дней была сооружена каменная церквовь и основан монастырь. О построении каменного храма сообщает Новгородская первая летопись: "В лето 6687 (1179). Заложи архиепископ Илия, церковь камяну святыя Богородиця Благовещение, и начя здати церковь майя месяця в 21, на святую царю Констянтина и Елены, а коньцяша месяця августа в 25, на святаго апостола Тита; а всего дела церковьнаго зьдания днии 70, и бысть крестьяном прибежище". Основной строительный материал, из которого построен храм - это известковые плиты, тонкие кирпичи (плинфа) и цемянка (раствор для скрепления). Спустя десять лет после освящения церковь расписали.
Благовещенский монастырь был одним из наиболее крупных и богатых в Новгороде. В 1764 году обитель постигла печальная участь - её упразднили; именно тогда из Благовещенского храма в Юрьев монастырь были перенесены мощи святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского. От первоначального храма до нашего времени дожила только нижняя половина. Рухнувшие верхние части стен, своды и купол были заново отстроены в ХVI веке. В ХVII столетии растесали окна и украсили их декоративными наличниками. Фрагменты древней росписи сохранились лишь в алтаре. Реставраторы трудились над их открытием ещё до Великой Отечественной войны, но работу завершить не успели, и в военные годы, когда фашисты превратили храм в конюшню и сенной склад, часть расчищенных фресок оказались уничтожена, а оставшиеся покрыты плотным слоем копоти и грязи. Между тем, роспись весьма любопытна - она отражает все особенности формировавшейся в ХII веке новгородской иконописной школы, к которым относятся: графичность и плоскостность изображения, энергический рисунок, богатая палитра. Реставрация храма производилась в 1959-1961 гг. по проекту архитектора Л.Е. Красноречьевой. В 1992 году этот памятник был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2009 году на фасадах были проведены малярно-штукатурные работы, заменена кровля и лемеховое покрытие купола. Церковь является музейным объектом и входит в состав Новгородского объединённого музея-заповедника. Вокруг храма расположено небольшое кладбище. Рядом с южной апсидой находится могила архимандрита Фотия и графини Орловой-Чесменской, останки которых верующие перенесли после вскрытия в 1930-х гг. их гробниц в Юрьевом монастыре.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №90, 2014 г.