История новгородского Троицкого храма очень тесно связана с древней историей города. В Средние века в Новгороде существовала организация так называемых ушкуйников, также именовавшихся югорцами. Отношение к ушкуйникам в истории неоднозначное: кто-то называл и называет их разбойниками, кто-то - исследователями новых земель Сибири и Севера.
Торговая сторона славилась не одними только купцами, именно здесь формировались дружины ушкуйников, отправлявшихся на своих легких лодках-ушкуях искать добычи. Ушкуйники стали представлять в Новгороде особый класс, который не был приписан ни к одной общине, как того требовали новгородские уложения. Власти, стремясь избавиться от подобных буйных удальцов, нашли им дело – расширять пределы Новгородской земли.
В 1364 г. новгородские ушкуйники, желая расширить свое влияние на Урале, предпринимают большой поход на восточной склон Камня и в Приобье. Тогда же здесь строятся первые русские городки. Один из них, на реке Сылве, получил имя Ляпин, по прозвищу одного из руководителей похода Степана Ляпы. Поход оказался удачным, долго ещё по зауральским землям разносились вести о суровых новгородцах. Тогда же были основаны за Камнем и отдельные укреплённые городки, в которых ушкуйники оставляли небольшие гарнизоны - своеобразные транзитные пункты в то время.
Легкие лодки ушкуйников были идеально приспособлены для стремительного налета и быстрого бегства. Они первыми осваивали новые земли, ставя на них «городки» – одновременно и крепости, и торговые фактории. Их набеги значительно расширили новгородскую промысловую территорию, которая в середине 14-го века простиралась уже до Оби. Правда, разбои ушкуйников нередко оборачивались для Новгорода неприятностями, так как они не брезговали и откровенным грабежом вполне обжитых земель.
Как гласит предание, в 1364 г. группа новгородских ушкуйников перешла Уральские горы, оказалась на полуострове Ямал и стала спускаться к Обской губе. Однажды их дружина попала в большую переделку - полчища местных жителей оказали яростное сопротивление и не давали им покоя в дальнейшем. Ушкуйники дали зарок, что если они выберутся из дальних краёв и вернутся домой, то построят храм в честь своего счастливого возвращения. Традиция обетных храмов была очень распространена в средневековом Новгороде.
Через год ушкуйники вернулись и сдержали обещание - в 1365 г. на территории Ямской слободы, где жило много семей первопроходцев, была заложена церковь Троицы Живоначальной на средства от продажи огромной добычи.
В храме долгое время существовали три придела: центральный - в честь Святой Троицы и приделы в честь евангелиста Луки и Воздвижения Креста Господня. Основной объём церкви был переложен в 1734 г., окна и фасад украшены цветными изразцами.
Одно время к храму даже приладили перенесенную из новгородского Десятинного монастыря колокольню, но в 1829 г. все это сгорело в очередном пожаре. Через три года, в 1832 г., к Свято-Троицкой церкви пристроили придел и колокольню в стиле классицизма.
В советское время церковь была закрыта, но не разорена.
В июне 2013 г. церковь опять была освящена митрополитом Новгородским и Старорусским Львом в сослужении иеромонахов из Юрьева монастыря.
Рядом с Троицким храмом находится новгородская общеобразовательная школа имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Ученики православно ориентированной школы и поют в храме, и прислуживают в алтаре.
Службы в храме совершаются раз в месяц и в праздник Святой Троицы.
http://turbina.ru