4. Система росписи
Из всех дошедших до нас новгородских росписей XIVв наиболее сохранился ансамбль фресок Рождественской церкви. Утраты росписей здесь невелики, что позволяет восстановить их замысел. Возможно, из-за скромных размеров здания был избран сокращенный вариант программы храмового декора, без включения подробных повествовательных циклов. Живописцы, следуя общепринятым канонам, отдали предпочтение композиция, изображающим основные евангельские события.
В скуфье купола – погрудное изображение Христа Пантократора, вписанное в кольцо медальона, восходящее к византийской традиции, с сонмом Небесных сил вокруг. Ниже, в простенках барабана, попарно размещены фигуры восьми пророков (Аввакум, Даниил, Иезекеиль, Иоанн Предтеча, Исайя, Иона?, Илия, ?). На южной, северной и лобовой части восточной подпружных арок – композиция на тему прославления образа Нерукотворного Спаса (Спаса на убрусе). На западной подпружной арке – Спас Эммануил. В парусах на фоне сложных архитектурных кулис – фигуры 4-х Евангелистов (сохранились не полностью).
Мир Ветхого Завета, представленный в барабане, продолжается на склонах арок, поддерживающих своды и купол: восемь пророческих фигур (Аарон, Моисей, Малахия, ?, Исайя, Иона, Иеремия, Софония) и две фигуры первосвященников (Захария, Мелхиседек). В замках арок размещены медальоны с крестами-никитрионами. Алтарь храма фланкирован ветхозаветными царями Давидом и Соломоном, изображенными на гранях восточных столпов, что традиционно для поздневизантийской системы декора. В своде алтарной апсиды – образ Великой Панагии с предстоящими архангелами. В нише жертвенника уцелели фрагменты миниатюрной композиции «Поклонение жертве».
На стенах и сводах храма, в 2-х ярусах, четко разграниченных между собой, развернут Евангельский цикл (сохранность сцен различная). Порядок распределения Евангельских сцен на стенах Рождественского храма не связан с исторической последовательностью событий Священной истории, но определен стремлением представить важнейшие аспекты прихода Богочеловека в мир. В верхнем регистре восточного рукава размещены «Преполовение Пятидесятницы», «Беседа с самярянкой», в южном рукаве «Сретение», «Крещение». Почти целиком сохранились «Воскрешение Лазаря» на южном склоне западного рукава и «Распятие», «Снятие со креста» в северном рукаве. На западной грани северо-восточного столба находится фигура архангела Гавриила - уцелевшая часть композиции «Благовещение». На южной стене уцелевшие фрагменты огромной храмовой композиции «Рождество Христово» (фигуры ангелов, детали пейзажа, омовение Богомладенца). Напротив, на северной стене, остатки такой же внушительной сцены «Успение» с утраченной центральной частью. Под «Крещением» на западной стене южного рукава сохранилась значительная часть «Преображения». Чрезвычайно выразительна сцена «Снятия с креста» за счет ниспадающего, ломкого композиционного ритма. Сцена «Успения» имеет ряд специфических черт византийского круга. Например, круглая форма голубого сияния славы вокруг фигуры Христа и виднеющаяся за нимбами сопровождающих Его ангелов часть внешнего круга светло-голубого сияния. Такого типа сияние встречается в византийских иконах XIVв., где тема Божественного Света получает особое развитие. Кроме того, скорбящие жены Иерусалимские помещены непосредственно среди окружающих ложе учеников Христа, хотя и на заднем плане. Необычно появление в правой группе святых фигуры епископа, читающего раскрытую книгу, - реалистическая деталь, связанная с отпеванием, которая вводится в иконографию «Успения» не ранее конца XIVв.
Помимо пророков, представляющих мир Ветхого Завета, и сцен Евангельского цикла, в росписях имеются немногочисленных образы святых. Святители в отдельных медальонах: восточная «щека» алтарной арки – Карп Фиатирский и Елевферий Иллирийский, над жертвенником, диаконником и на участке западной стены над лестницей, ведущей в храм (сохранился только Симеон Иерусалимский). На восточной грани северо-западного столба в двух регистрах, один над другим, - фигуры воинов в рост. Монастырский характер храма обусловил изображение на хорах церкви отцов общежительного монашества – преподобные Ефрем Сирин, Савва Освященный и Пахомий Великий. Столпы-основатели иночества фланкируют помещение запалного рукава на хорах, а замыкает его композиция «Вручение ангелом монашеского устава прп Пахомию» в лютне западной стены.
В расположении сюжетов отмечен непривычный прием: композиции на склонах сводов загибаются под прямым углом и переходят на прилегающий участок люнеты, занимая ее до середины. Т.е. в люнете оказывается не центральная композиция, а две второстепенные части разных сцен. Это привело к утрате ясности оформления архитектурных плоскостей, нарушению веками существовавшего синтеза архитектуры и живописи (композиции четко вписывались в отведенные им участки стен). Одна из причин такого расположения - непригодность маленьких люнет для больших по площади монументальных композиций. Еще более вероятно, что принцип размещения сцен восходит к сербской традиции, связанной с распространением в XIVв. у южных славян храмов-триконхов (тип храма, имеющего с трех сторон полукруглые апсиды, восточная из которых – алтарь, северная и южная – певницы т.е. помещения для певчих). В певницах таких храмов росписи располагались на изгибающейся полукругом поверхности стен, разделенной на две симметричные части центральным окном. Подобным образом организованы композиции именно в восточном, южном и северном рукавах Рождественской церкви. Притом, что ее архитектурный тип – традиционный крестовокупольный, с прямоугольными в плане рукавами креста и единственным полукружием с востока. Примечательно в связи с этим, что в западном рукаве (прямоугольном в церквях-триконхах) перетекания сцен со сводов в люнету не наблюдается. Это наводит на мысль о приспособлении системы декора сербских храмов-триконхов к росписи церкви с прямоугольными рукавами креста.
Роспись сводов отделяется от композиций нижерасположенного регистра полосой стилизованного растительного орнамента, прорисованного на серовато-желтом фоне. Такой прием восходит к рельефным мраморным фризам, распространенным в византийских памятниках. Фрагменты совсем иного орнамента (цветки гвоздики в миндалевидном обрамлении) сохранились в юго-западном помещении на хорах, которое вероятно служило приделом. Эти росписи лежат на первоначальной штукатурке, но выполнены в XVIIв.
Роспись храма не ограничивалась интерьером. В Великом Новгороде в XIVв очень часто дополняли внешнее декоративное убранство здания фресками, используя при этом многообразие декоративной фасадной пластики. Симметричные композиции из разнообразных нишек, которые сейчас воспринимаются как элементы рельефа стен, когда-то, скорее всего, были заполнены миниатюрными изображениями святых. В верхней части центрального прясла западного фасада была размещена группа круглых ниш с фресковой росписью. В средней из них до сих пор видны фрагменты двух нимбов и престола, а в двух остальных – полуфигуры склоненных ангелов. К росписям ниш следует добавить фрагменты полихромного Деисуса в верхней части креста не северном фасаде.
Литература: Царевская Т.Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода – М.: Северный паломник, 2002.