ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Великий Новгород. Церковь Рождества Христова на Красном поле.

Церковь Рождества Христова на поле


Великий Новгород. Церковь Рождества Христова на Красном поле
Церковь. Не действует.  
Престолы:Рождества Христова
Архитектурный стиль:Псковско-Новгородская школа (подробнее >>)
Год постройки:Между 1381 и 1382.
Адрес:
Новгородская область, г. Великий Новгород, Рождественское кладбище

Координаты: 58.523733, 31.310387



Сортировка:

Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
19 октября 2011
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 июня 2019
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
24 февраля 2018
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
24 февраля 2018
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
24 февраля 2018
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
24 февраля 2018
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
19 октября 2011
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
19 октября 2011
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
20 января 2010
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
МОРПЕХ879
24 августа 2006
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
МОРПЕХ879
24 августа 2006
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Сколот
01.02.2003 - 15.02.2003
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
19 октября 2011
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
19 октября 2011
Церковь Рождества Христова на Красном поле, , Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Церковь Рождества Христова на Красном поле, Фото 1914 года из фондов Российского этнографического музея<br>, Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Фото 1914 года из фондов Российского этнографического музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1914
Церковь Рождества Христова на Красном поле, Фото 1914 года из фондов Российского этнографического музея<br>, Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Фото 1914 года из фондов Российского этнографического музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1914
Церковь Рождества Христова на Красном поле, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Великий Новгород, Великий Новгород, город, Новгородская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  9 сентября 2006

Церковь Рождества Христова на Красном поле известна также как церковь Рождества на Кладбище. Ранее она являлась главным храмом Рождественского монастыря. Как отмечалось в летописи, построена церковь в 1381 году при архиепископе Алексие. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского, а так же имена бояр и состоятельных граждан, участвовавших в строительстве и ремонте храма с начала строительства и до 18 века. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы – для погребения умерших от эпидемий, кроме того, здесь, возможно, хоронили безвестных странников, нищих, умерших насильственной смертью и казненных. В середине 18 века кладбище при Рождественском монастыре стало местом погребения князей Долгоруковых, попавших в опалу во время правления Анны Иоанновны. 

Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик. Это характерный образец новгородского монастырского зодчества 14 века.Ее формы предельно просты, архитектура скромна. Храм четырехстолпный с трехлопасным завершением. Здесь наблюдается отказ от декора.Стены неоштукатурены, кладка выполнена с использованием традиционного для Новгорода ракушечника и плитняка. Для декоративных элементов фасада, обрамления проемов, облицовки лопаток использован красный большемерный кирпич. Фундаменты сложены из валунов, закрепленных глиняным раствором. Полы церкви во время реставрации 1975-1980гг. выложены кирпичом «в елочку». На западном фасаде сохранился древний портал со стрельчатым завершением. Церковь кажется приземистой, грубоватой.

Интерьер церкви скромен. Освещение скудное: небольшие щелевидные окна пропускают свет лишь в верхнюю зону объема. Храм был расписан возможно не сразу после строительства, но уже в последнем десятилетии 14 века, и лишь в верхней части. Слой древнейшего штукатурного грунта, обнаруженный в нижней части, следов живописи не имеет. Ансамбль фресок скромный по размерам, но сохранился лучше других. В подкупольном пространстве написан Христос Пантократор в окружении фигур четырех архангелов, двух херувимов и двух серафимов. Следуя общепринятым канонам, живописцы выполнили композиции, изображающие основные евангельские события.

В настоящее время церковь является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника. 

По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991. Информация из буклета Новгородского музея-заповедника


Митяй  6 ноября 2011

1. История храма

Рождественская церковь построили за чертой Окольного города на Красном (т.е. красивом) поле. Даты закладки отмечены в 3-ей и 4-ой Новгородских летописях: «В лето 6889 (1381) … заложиша храм каменной Рождество Христово, на поле», «В лето 6890 (1382) свершиша церковь камену, святое Рожество, … на поле» соответственно. Храм был возведен взамен более древнего (1226г.), также посвященного Рождеству Христову. В качестве основателя церковный Синодик упоминает имя великого князя Дмитрия Ивановича Донского, а также новгородцев Андрея, Геронтия, Константина, Вениамина, Кирилла, Трифона, Аркадия, Иосифа, Варлаама, Павла, Харитона, Онуфрия и Александра, принимавших участие в строительстве и ремонтах храма с начала его существования до XVIIIв.

Ныне существующая церковь была главным храмом монастыря Рождества на Красном Поле, фигурирующем в летописях с 1386г. Из многовековой истории обители и храма известно немногое. Так, в 1528г. рождественский игумен Иона Заяц не захотел принять и не принял в монастыре общежительного устава, по которому к этому времени жили почти все остальные обители Новгорода. В данный период монастырь зовется «именитым», но что стоит за этим названием неизвестно, возможно, это - особый состав его насельников, принадлежавших к знатным новгородским семьям. Еще одной особенностью обители было наличие при нем скудельниц - братских могил для погребения умерших от эпидемий и различных бедствий. По летописной записи во время голода 1422г. в Новгороде умерло несколько тысяч человек, и многих из них похоронили в скудельнице у Рождества на Поле. В 1570г. сюда свозили многочисленных жертв Опричного похода Ивана IV Грозного и нищий старец Иоанн Жгальцо погребал их. Спустя столетия, достаточно было копнуть палкой землю у Рождественской церкви, и показывались человеческие кости.

Также, здесь издревле существовало кладбище для всех убогих, безвестных, насильственно убиенных и казненных, которых специально поминали в Рождественском монастыре в четверг седьмой недели по Пасхе с крестным ходом на место скудельниц.

В 1547 и 1572гг. монастырь серьезно пострадал от крупных пожаров. После шведского разорения начала XVIIв. в обители осталась только одна каменная церковь Рождества Христова с деревянной трапезной с приделом. В 1647г. вконец обедневший Рождественский монастырь приписали к Антониеву монастырю. По просьбе игумена Аркадия царь Алексей Михайлович Тишайший своей грамотой в 1649г. освободил Рождественскую обитель от податей и возвратил ей прежние владения.

В 1764г. Рождественский монастырь, как и многие другие старинные русские обители, был упразднен в связи с секуляризацией церковных земель, а церковь Рождества Христова превратилась сначала в приходскую, а затем в кладбищенскую.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. церковь сильно пострадала от огня артиллерии и действий гитлеровских солдат. После войны храм реставрировался под руководством Л.М. Шуляк в 1951-1959 гг., 1969-1970 гг. и 1976г. (совместно с Н.Н. Кузьминой).

Отдельного упоминания заслуживает до сих пор действующее древнее кладбище, окружающее Рождественскую церковь. В середине XVIIIв на нем захоронили князей Долгоруковых, ставших жертвами герцога Бирона, фаворита императрицы Анны Иоанновны. В 1768г. над их могилой была сооружена каменная церковь Николая Чудотворца, разрушенная в середине ХХв. К югу от входа в храм расположена могила Л.П. Рахманиновой (1849-1929гг.), матери композитора С.В. Рахманинова. Недалеко от входа находится могила архитектора-реставратора многих новгородских храмов, в том числе и Рождественского, Л.М. Шуляк (1897-1997гг.). Также здесь похоронена местно почитаемая старица Мария.

Литература:
1. Карамзин Н.М. История государства Российского. т.9 гл.III «Продолжение царствования Иоанна Грозного г. 1569-1572» (любое издание).
2. Царевская Т.Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода – М.: Северный паломник, 2002.
3. Путеводитель по русским городам – М.: Паломник, 2005.


Митяй  29 января 2012

2. Архитектура храма

Церковь в основных чертах сохранила свой первоначальный облик, это характерный образец новгородского монастырского зодчества XIVв – небольшой одноглавый храм крестовокупольного типа, с одной невысокой апсидой. Основной объем имеет прямоугольный план (14,4х9,8-10м) и обладает почти «домашней» соразмерностью человеку, с запада к нему примыкает пристройка 1829г. Изначально храм имел трехлопастное завершение фасадов и посводное покрытие, замененное на восьмискатную кровлю. Стены, как и в древности, оставлены неоштукатуренными, кладка традиционна для Новгорода – местные камни известняковой породы, ракушечник и плитняк. Для декоративных элементов фасада, проемов и облицовки лопаток использован красный большемерный кирпич, фундаменты сложены из валунов на глиняном растворе. Полы выложены во время реставрации 1975-1980гг. кирпичом «в елочку». Интерьер церкви отличается скромными размерами и камерностью пространства. Храм очень скупо освещен: щелевидные окна пропускают свет лишь в верхнюю зону интерьера.

Барабан купола украшен поясом из полукруглых двухступенчатых ниш, под ним – декоративный фриз зигзагообразно положенных кирпичей («бегунца»). Ниже располагаются четыре щелевидных окна, с двухступенчатыми амбразурами. Отличающиеся исключительной простотой фасадные плоскости поделены на три части лопатками, стянутыми вверху двухступенчатой многолопастной ползучей аркой. Исключение: восточный фасад, не имеющий лопаток в средней части. Храм имеет только два портала – западный и южный. Первый – перспективный, со стрельчатым завершением и следами декорации («поребрика»). Окна расположены в два яруса. Узкие щелевидные окна фасадов и барабана заглублены в ниши с полукруглым завершением, исключение: верхнее окно среднего прясла северного фасада (ниша завершена щипцом).

По центру западного фасада (вошел в пристройку XIXв.) расположены композиционно связанные три ниши, а ниже просматривается коробовое завершение, остаток пробитого в XIXв. оконного проема. На его месте восстановлено окно в двухступенчатой амбразуре с зубчатой бровкой сверху. Декоративное решение южного и северного фасадов более лаконично: ниши с малым вкладным (современная реконструкция) и большим поклонным крестами, находящимися в среднем прясле южного фасада, справа от портала, и северном фасаде соответственно.

Монастырское назначение постройки сказалось не только в скромном украшении фасадов, но и в том, что строители пренебрегли четкой выверенностью архитектурных форм, отличавшей городские храмы этого периода – Феодора Стратилата на Ручью 1361г., Спаса Преображения на Ильине 1374г. План и фасады Рождественской церкви отличает кривизна линий и углов. Это создает впечатление поспешного и не очень качественного строительства; подпружные арки образуют в плане ромб, вытянутый по линии юго-запад - северо-восток. Такое же отсутствие элементарной симметрии характерно и для нынешнего кирпичного пола, повторяющего первоначальный: кладка его произвольно отклоняется от прямой оси восток-запад.

Рукава пространственного креста церкви перекрыты обычными коробовыми сводами, а угловые помещения – полукоробовыми. Подпружные арки опираются на четыре подкупольных столба, восточные – квадратного сечения, западные круглые в нижней части. В западной трети храма деревянные хоры с деревянной лестницей. В юго-западном угловом помещении на хорах был устроен придел.

Вероятно, с самого начала вдоль северной стены на высоте хор шел деревянный балкон-клирос. О его наличии в XVв. свидетельствуют многочисленные граффити, покрывающие роспись восточной грани северо-западного столба на уровне хор. Одна из надписей содержит поучительный текст: «О велико милосердие Божие: Доколе огнь с небесе прииде к мне. Пожже вся глаголющая в церкви во время с[вя]того пения. Паче же в часове Божествения литургия» (рядом – Голгофский крест с инициалами Иисуса Христа по сторонам).

Сейчас сквозь стены и столбы проходят два уровня связей: первый – в уровне пола хор (металлические стяжки XVIIв.), второй – на месте древних деревянных связей в уровне пят подпружных арок. В южной и северной стенах сохранились квадратные гнезда от тябел трехъярусного иконостаса.

К западному фасаду храма XIVв. примыкает двухэтажный притвор 1829г. с плоскими перекрытиями, состоящий из двух помещений – ризницы и устроенной над ней теплой сторожки. В северо-западном углу притвора междуэтажная лестница. Раньше на его месте стояла деревянная трапезная с приделом, упоминаемая в описи 1615г., в описи 1647г. трапезная уже не упоминается.

В 1647-1649гг. по заказу игумена Антониева монастыря Аркадия в храме проводился ремонт, во время которого заменили тесовое покрытие, растесали окна и западный портал. Тогда же впервые сообщается об устройстве междуэтажного перекрытия. Следующий ремонт, проведенный в 1829г., сопровождался возведением каменной пристройки и побелкой стен в интерьере храма.

Интерес к первоначальной архитектуре Рождественской церкви возник в 1919-1920гг.: по заданию Академии истории материальной культуры К.К. Романов и О.М. Равицкая изучили и обмерили памятник. На основе их исследований была выполнена эскизная реконструкция храма XIVв. с многолопастным завершением фасадов.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. церковь пострадала от артиллерийского обстрела. Кровля была повреждена, междуэтажные перекрытия разобрали немецкие солдаты.

Поле войны храм восстанавливался под руководством Л.М. Шуляк – архитектора Новгородских Специальных научно-производственных реставрационных мастерских. В 1950-1951гг. и в 1959-1961гг. было проведено укрепление кладки сводов, столбов, раскрыты некоторые окна и декоративный фриз «бегунца» на барабане. Церковь восстановили в первоначальных формах, кроме трехлопастного завершения фасадов: для его реконструкции не нашли достаточных оснований и сохранили восьмискатную кровлю. В 1969-1970гг. был отреставрирован южный портал, на расстоянии 1 м от стен храма произведена срезка культурного слоя, предохраняющая его основание от намокания. В 1976г. архитекторами НСПРМ Л.М. Шуляк и Н.Н. Кузьминой осуществлено новое исследование и инженерное укрепление памятника.

Литература: Царевская Т.Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода – М.: Северный паломник, 2002.


Митяй  1 апреля 2012

3. Стенопись. История и реставрация.

Церковь Рождества Христова была расписана несколько лет спустя по завершении строительства – в последнем десятилетии XIVв. Об этом говорит стиль живописи, близкий некоторым произведениям новгородской иконописи рубежа XIV-XVвв., а также то, что древнейший слой штукатурного грунта на стенах храма никаких следов живописи не имеет, при этом его поверхность испещрена насечками, которые обычно делались при последующей подготовке стен под живопись, выше лежит новый слой штукатурки с фресковой росписью. Часть древних фресок погибла во время пожаров и позднейших перестроек храма. В частности в 1386г во время похода на Новгород князя Дмитрия Донского, в 1471г. при походе на Новгород Ивана III, когда горожане сами жгли свои пригородные монастыри. В 1827г уцелевшие участки росписи забелили и записали масляной краской. Летом 1912г. реставратор Юкин П.И. произвел первую пробную расчистку, показавшую наличие древней живописи, расчистку росписей продолжили в 1913г. В конце 1920-х гг. Брягин Н.Е. составил докладную записку о росписи храма, после чего в 1931-1932гг. реставраторы во главе с Олсуфьевым Ю.А., провели первичные работы по укреплению и дальнейшему раскрытию живописи.

Основные реставрационные работы развернулись в 1936-1937гг. группой реставраторов ГТГ под руководством Олсуфьева Ю.А. Раскрытие стенописи в частности, показало, что нижняя часть храма (до 3,7м – т.е. уровня клироса и хор) за исключением ниши жертвенника, росписей не имела. В 1945-1946гг. проводились противоаварийные работы, в ходе которых была обнаружена нераскрытая живопись на западном своде. В 1960-е и 1970-е гг. реставраторы под руководством Бахтеля Г.С. подготовили стены к окончательному раскрытию древней живописи. В 1970-х – 1980-х гг. в храме проведены консервационные работы под руководством Кузнецова А.С.

Литература: Царевская Т.Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода – М.: Северный паломник, 2002.


Митяй  1 июля 2012

4. Система росписи

Из всех дошедших до нас новгородских росписей XIVв наиболее сохранился ансамбль фресок Рождественской церкви. Утраты росписей здесь невелики, что позволяет восстановить их замысел. Возможно, из-за скромных размеров здания был избран сокращенный вариант программы храмового декора, без включения подробных повествовательных циклов. Живописцы, следуя общепринятым канонам, отдали предпочтение композиция, изображающим основные евангельские события.

В скуфье купола – погрудное изображение Христа Пантократора, вписанное в кольцо медальона, восходящее к византийской традиции, с сонмом Небесных сил вокруг. Ниже, в простенках барабана, попарно размещены фигуры восьми пророков (Аввакум, Даниил, Иезекеиль, Иоанн Предтеча, Исайя, Иона?, Илия, ?). На южной, северной и лобовой части восточной подпружных арок – композиция на тему прославления образа Нерукотворного Спаса (Спаса на убрусе). На западной подпружной арке – Спас Эммануил. В парусах на фоне сложных архитектурных кулис – фигуры 4-х Евангелистов (сохранились не полностью).

Мир Ветхого Завета, представленный в барабане, продолжается на склонах арок, поддерживающих своды и купол: восемь пророческих фигур (Аарон, Моисей, Малахия, ?, Исайя, Иона, Иеремия, Софония) и две фигуры первосвященников (Захария, Мелхиседек). В замках арок размещены медальоны с крестами-никитрионами. Алтарь храма фланкирован ветхозаветными царями Давидом и Соломоном, изображенными на гранях восточных столпов, что традиционно для поздневизантийской системы декора. В своде алтарной апсиды – образ Великой Панагии с предстоящими архангелами. В нише жертвенника уцелели фрагменты миниатюрной композиции «Поклонение жертве».

На стенах и сводах храма, в 2-х ярусах, четко разграниченных между собой, развернут Евангельский цикл (сохранность сцен различная). Порядок распределения Евангельских сцен на стенах Рождественского храма не связан с исторической последовательностью событий Священной истории, но определен стремлением представить важнейшие аспекты прихода Богочеловека в мир. В верхнем регистре восточного рукава размещены «Преполовение Пятидесятницы», «Беседа с самярянкой», в южном рукаве «Сретение», «Крещение». Почти целиком сохранились «Воскрешение Лазаря» на южном склоне западного рукава и «Распятие», «Снятие со креста» в северном рукаве. На западной грани северо-восточного столба находится фигура архангела Гавриила - уцелевшая часть композиции «Благовещение». На южной стене уцелевшие фрагменты огромной храмовой композиции «Рождество Христово» (фигуры ангелов, детали пейзажа, омовение Богомладенца). Напротив, на северной стене, остатки такой же внушительной сцены «Успение» с утраченной центральной частью. Под «Крещением» на западной стене южного рукава сохранилась значительная часть «Преображения». Чрезвычайно выразительна сцена «Снятия с креста» за счет ниспадающего, ломкого композиционного ритма. Сцена «Успения» имеет ряд специфических черт византийского круга. Например, круглая форма голубого сияния славы вокруг фигуры Христа и виднеющаяся за нимбами сопровождающих Его ангелов часть внешнего круга светло-голубого сияния. Такого типа сияние встречается в византийских иконах XIVв., где тема Божественного Света получает особое развитие. Кроме того, скорбящие жены Иерусалимские помещены непосредственно среди окружающих ложе учеников Христа, хотя и на заднем плане. Необычно появление в правой группе святых фигуры епископа, читающего раскрытую книгу, - реалистическая деталь, связанная с отпеванием, которая вводится в иконографию «Успения» не ранее конца XIVв.

Помимо пророков, представляющих мир Ветхого Завета, и сцен Евангельского цикла, в росписях имеются немногочисленных образы святых. Святители в отдельных медальонах: восточная «щека» алтарной арки – Карп Фиатирский и Елевферий Иллирийский, над жертвенником, диаконником и на участке западной стены над лестницей, ведущей в храм (сохранился только Симеон Иерусалимский). На восточной грани северо-западного столба в двух регистрах, один над другим, - фигуры воинов в рост. Монастырский характер храма обусловил изображение на хорах церкви отцов общежительного монашества – преподобные Ефрем Сирин, Савва Освященный и Пахомий Великий. Столпы-основатели иночества фланкируют помещение запалного рукава на хорах, а замыкает его композиция «Вручение ангелом монашеского устава прп Пахомию» в лютне западной стены.

В расположении сюжетов отмечен непривычный прием: композиции на склонах сводов загибаются под прямым углом и переходят на прилегающий участок люнеты, занимая ее до середины. Т.е. в люнете оказывается не центральная композиция, а две второстепенные части разных сцен. Это привело к утрате ясности оформления архитектурных плоскостей, нарушению веками существовавшего синтеза архитектуры и живописи (композиции четко вписывались в отведенные им участки стен). Одна из причин такого расположения - непригодность маленьких люнет для больших по площади монументальных композиций. Еще более вероятно, что принцип размещения сцен восходит к сербской традиции, связанной с распространением в XIVв. у южных славян храмов-триконхов (тип храма, имеющего с трех сторон полукруглые апсиды, восточная из которых – алтарь, северная и южная – певницы т.е. помещения для певчих). В певницах таких храмов росписи располагались на изгибающейся полукругом поверхности стен, разделенной на две симметричные части центральным окном. Подобным образом организованы композиции именно в восточном, южном и северном рукавах Рождественской церкви. Притом, что ее архитектурный тип – традиционный крестовокупольный, с прямоугольными в плане рукавами креста и единственным полукружием с востока. Примечательно в связи с этим, что в западном рукаве (прямоугольном в церквях-триконхах) перетекания сцен со сводов в люнету не наблюдается. Это наводит на мысль о приспособлении системы декора сербских храмов-триконхов к росписи церкви с прямоугольными рукавами креста.

Роспись сводов отделяется от композиций нижерасположенного регистра полосой стилизованного растительного орнамента, прорисованного на серовато-желтом фоне. Такой прием восходит к рельефным мраморным фризам, распространенным в византийских памятниках. Фрагменты совсем иного орнамента (цветки гвоздики в миндалевидном обрамлении) сохранились в юго-западном помещении на хорах, которое вероятно служило приделом. Эти росписи лежат на первоначальной штукатурке, но выполнены в XVIIв.

Роспись храма не ограничивалась интерьером. В Великом Новгороде в XIVв очень часто дополняли внешнее декоративное убранство здания фресками, используя при этом многообразие декоративной фасадной пластики. Симметричные композиции из разнообразных нишек, которые сейчас воспринимаются как элементы рельефа стен, когда-то, скорее всего, были заполнены миниатюрными изображениями святых. В верхней части центрального прясла западного фасада была размещена группа круглых ниш с фресковой росписью. В средней из них до сих пор видны фрагменты двух нимбов и престола, а в двух остальных – полуфигуры склоненных ангелов. К росписям ниш следует добавить фрагменты полихромного Деисуса в верхней части креста не северном фасаде.

Литература: Царевская Т.Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода – М.: Северный паломник, 2002.



Комментарии и обсуждение


Церковь Рождества Христова на Красном поле построена в 1381-1382 гг. Построена она на месте деревянной церкви при Скудельнице повелением Князя Дмитрия Донского. Фрески 14 века. Открыта для осмотра - филиал музея. Реставрирована в 1940-1980 г.
18 февраля 2003, Сколот.

Храм Рождества на Красном поле. Его поставили в 1381-1382 гг. по указанию Дмитрия Донского. Как рассказывает местная легенда, князь пожелал таким образом почтить память новгородцев, погибших в Куликовой битве. Есть предположение, что на этом же месте хоронили новгородцев, которые уже в Новгороде умерли от ран, полученных в бою с татарами. По другой версии, храм поставили на кладбище, где лежали жертвы голода или чумы. Церковь знаменита своими фресками, которые создавались одновременно с феофановскими в Спасе на Ильине.

Росписи, сохранившиеся в верхних частях стен, отличаются богатством колорита, тщательной проработкой деталей и общим спокойным настроением - в отличие от бурной страстности и обобщенности произведений Феофана. Эта манера напоминает об эллинско-византийской традиции, поэтому ученые считают, что мастерами в церкви на Красном поле были сербы или греки. Осмотрев церковь, прогуляйтесь по небольшому тихому Рождественскому кладбищу.

Здесь лежит Любовь Петровна Рахманинова, мать композитора, родившегося в Новгороде. Есть здесь и могилы князей Долгоруковых, казненных во времена Анны Иоанновны. Их точное местоположение можно узнать на плане кладбища, который вы увидите перед входом.

Великий Новгород и его окрестности. Путеводитель. Полиглот. Москва,2002.

29 октября 2007.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.