«В лето 6975 (1467 г.) Бысть мор во Пьскови и Новигороде и по волостем Новгородцким; и поставиша церковь древяну святаго Семеона Богоприемца во Зверинцах, но новом месте, единого дни…» (Четвёртая Новгородская летопись). «А на ту весну месяца июня того же лета, свершиша церковь камену Семеона Богоприимца, и священа на Покров Святей Богородици, октября в 1 день, на память святого апостола Анании, повелением и тщанием архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыки Ионы и всего Великого Новагорода во славу Богу и святым его угодником» (Летопись Авраамки).
Церковь Симеона Богоприимца построена в 1468 г. в Покровском Зверине монастыре, находящемся на Софийской стороне Новгорода, к северу от вала Окольного города. Покровским монастырь назван по главному храму Покрова Богородицы, Звериным – по месту существовавшего здесь в XI в. зверинца, то есть, заповедных угодий для проведения княжеской охоты. Дата основания монастыря неизвестна, впервые летописи упоминают о нем под 1148 г. в связи с пожаром, в котором погибла деревянная Покровская церковь.
Самый древний храм из сохранившегося комплекса построек Зверина монастыря – Покровская церковь, возведенная в камне в 1399 г.; позднее она неоднократно перестраивалась и поновлялась. Церковь реставрирована в 1970-е гг. в формах XVII в. с сохранением первоначальных элементов, в том числе и декора XIV в. В 1899-1901 гг. на месте западного придела церкви был возведен большой пятиглавый каменный Покровский собор.
К северу от Покровской располагается церковь Симеона Богоприимца, обетная, построенная на месте деревянного обыденного (однодневного) храма. Письменные источники – летописи и граффити на восточной стене диаконника – подробно повествуют о событиях, связанных со строительством церкви. В 1466 г. на Новгородской земле начался «мор желвою или железою» (Вторая Новгородская летопись) – сильнейшая эпидемия чумы, унесшая жизни около 56000 горожан. Во время скорбной молитвы архиепископ Иона услышал голос, повелевающий построить в течение одного дня церковь в Зверине монастыре, где для погребения умерших от чумы горожан была устроена скудельня – большая общая могила.
Из Софийского собора в Зверин монастырь, где чудесным образом явилась икона св. Симеона Богоприимца, 1 октября 1467 г. был совершен крестный ход. В честь этого святого владыка Иона освятил поставленный новгородцами в один день храм. К марту эпидемия прекратилась, а на следующий год деревянную церковь заменили на каменную. Вскоре после этого храм был расписан.
Церковь Симеона Богоприимца – последний сохранившийся датированный памятник периода новгородской независимости. Храм представляет собой типичную постройку своего времени, когда архитектура шла по пути создания миниатюрных камерных церквей. Небольшой объем, предназначенный для немноголюдных монастырских служб, отличается целостностью и компактностью. Церковь возведена из кирпича, без использования местного камня, что было новым словом в новгородской строительной традиции. Это прямоугольная в плане постройка с сильно выступающей высокой полукруглой апсидой, динамичной восьмискатной кровлей и одной массивной, расширяющейся книзу световой главой. С запада к основному объему примыкает двухэтажная каменная пристройка, появившаяся в XIX в. на месте деревянной паперти. Узкими лопатками, стянутыми в верхней части многолопастной аркой, фасады церкви разделены на три прясла: примерно равные узкие боковые и широкое центральное.
Окна высокого барабана украшены бровками с зубчатым пояском, выше расположены декоративные пояса поребрика (фриза из выступающих углов заглубленного в кладку кирпича), бегунца (ряда поставленного на ребро кирпича) и арочек. Фасады декорированы бровками с зубчиками над окнами, в верхней части – чередующимися поясами бегунца и поребрика, верхняя часть апсиды также украшена поясом бегунца. В нише, расположенной в верхней части южной стены, сохранилось изображение св. Симеона Богоприимца с Христом-младенцем на руках. Храм имеет подцерковье, отделенное от основного объема плоским междуэтажным перекрытием. Граница ярусов на фасаде не выражена, церковь воспринимается как единый ориентированный по вертикали объем. В подцерковье четыре столба имеют квадратное сечение, тогда как в основном объеме западные опоры скруглены на высоту человеческого роста, а восточные, на западных гранях которых размещался иконостас, - лишь с востока; выше все опоры приобретают квадратное сечение.
На протяжении веков церковь неоднократно ремонтировалась и поновлялась. Через несколько лет после возведения, в 1471 г., при подходе войск Ивана III «в Зверинцах церковь новая святыи Семион огоре» (Четвертая Новгородская летопись). Серьезные ремонтные работы проводились в конце XVII-XIX вв.
В годы Великой Отечественной войны в результате бомбардировок пострадали и были частично разрушены кровли, оконные и дверные заполнения, разобрано междуэтажное перекрытие. Комплекс научно-исследовательских и ремонтно-восстановительных работ осуществлен в 1960-1970 гг. под руководством Г.М. Штендера. Памятник отреставрирован на первоначальную дату с сохранением некоторых поздних элементов: завершения фасадов выполнены в формах XVII в., главы – XVIII в.; сохранена западная пристройка XIX в. В процессе работ по следам раскрыты или реставрированы все окна, порталы, декор, восстановлена связевая система и междуэтажное перекрытие, проведено инженерное укрепление, устроено отопление; в основном объеме церкви выложен кирпичный пол, разобраны поздние хоры.
Многочисленные ремонты затронули и древнюю стенопись. Живопись восполнялась в 1654 и 1771 гг., в 1845 г. храм был полностью записан клеевыми красками, с изменением иконографической программы. Пробные расчистки были проведены в 1923 г. московским реставратором П.И. Юкиным, в послевоенный период эти работы были продолжены. В 1970-е гг. художники-реставраторы новгородской реставрационной мастерской раскрыли и укрепили росписи XV в., сохранив в местах утрат слои живописи XVII и XIX вв.
Декорация верхней зоны вполне традиционна: в скуфье купола – медальон с погрудным изображением Христа Пантократора; в верхнем ярусе барабана – архангелы в рост и серафимы (слой живописи XVII в.). Во втором регистре – фигуры праотцев в рост: между северным и восточным окнами помещены Адам и Ева, между восточным и южным – юный Авель и Ной с ковчегом; по другую сторону от южного окна представлены Авраам и Исаак, на северо-западном простенке – молодой Иаков и Сиф с диском, символизирующим Вселенную. В основании барабана – двенадцать полуфигур пророков. В парусах изображены восседающие на фоне палат евангелисты (в юго-западном парусе – живопись XIX в.). Роспись алтаря пострадала в большей степени; основная часть композиций была либо полностью переписана в 1845 г. (композиция «Отечество» в конхе, медальонные изображения), либо с частичными восполнениями (пять фигур святителей). На склонах арки перед апсидой сохранились первоначальные изображения самых крупных в храме фигур – первосвященников в рост, ниже, на лопатках помещены архидиаконы.
Ансамбль стенописи основной части храма принадлежит к редчайшему типу храмовой декорации: состав его изображений построен на основе месяцеслова («Менология») или календаря: фронтальные полуфигуры святых в регистрах и медальонах расположены в календарной последовательности праздничных служб и дней памяти святых годового минейного цикла. Авторы росписи отобразили масштаб страшного бедствия, постигшего новгородцев в эти годы, создав памятник – мемориал, годовой помянник умерших во время эпидемии. Пояса живописи смыкались с иконами алтарной преграды, составляя с ними единое целое. Ансамбль росписей сохранил почти полный первоначальный состав изображений – всего в храме было около 400 поясных фигур и 33 фигуры в рост; около двадцати изображений сохранили подписи с частичными утратами под записями XVII в. События христологического и богородичного цикла (великие праздники церковного календаря) обозначены фигурами Христа или Богоматери.
Чтение месяцеслова начинается 1 сентября (все даты даны по старому стилю) в южной части; далее годовой цикл разворачивается по часовой стрелке, спускаясь вниз по стенам и граням столбов. Из наиболее известных святых узнаются полуфигуры Симеона Столпника в челе южной подпружной арки, представленная в пару с молодым мучеником Мамантом (память 1 и 2 сентября), между изображениями евангелистов Матфея и Марка. Праздник Рождества Богородицы (8 сентября) отмечен полуфигурой Богоматери – первой с запада на подпружной арке. Святой Иоанн Богослов (26 сентября) изображен в люнете южной стены (крайняя восточная полуфигура нижнего пояса). Изображения, иллюстрирующие октябрь, располагались на западной стене, однако практически все они утрачены в связи с устройством в XVIII в. в этой части церкви хор. Ноябрь открывается на челе северной подпружной арки изображениями целителей Косьмы и Дамиана; далее, среди изображений в люнете вторая с запада полуфигура в верхем поясе – Богородица, обозначающая праздник Введение Богоматери в храм (21 ноября); крайняя восточная полуфигура нижнего пояса – апостол Андрей. Декабрь проиллюстрирован в восточной части. Среди фигур на южном склоне подпружной арки узнается святитель Николай (6 декабря).
Чтение января начинается в средней зоне южной стены: восточная полуфигура верхнего пояса – святитель Василий Великий; в среднем поясе среди полуфигур – Крещение (Спаситель с крестчатым нимбом); крайняя западная полуфигура нижнего пояса – мученица Татьяна. Далее месяц разворачивается в верхней зоне юго-западного столба: на восточной плоскости в нижнем поясе – преподобный Максим Исповедник, рядом – апостол Тимофей. Февраль, с храмовыми праздниками, проиллюстрирован в верхней зоне юго-западного компартимента: на восточном склоне западной подпружной арки юго-западного столба – фигура Богоматери с младенцем в рост – Сретение Господне; рядом, на четвертном своде была дана фигура святого Симеона Богоприимца (изображение не сохранилось).
Чтение марта начинается на северо-западном столбе в верхней зоне; на плоскости, примыкающей к северной стене, привлекает внимание группа из трех полуфигур в верхнем поясе, изображающая сорок мучеников Севастийских. Среди фигур северной стены в верхнем поясе – Алексий Человек Божий; рядом – святитель Кирилл. Апрель проиллюстрирован с севера на юг в верхней зоне по четвертным сводам, аркам и на восточной стене; изображения сохранились со значительными утратами. Святые, дни памяти которых приходятся на май, изображены в юго-западной части: на южной стене в нижнем поясе первый с востока – праведный Иов, в верхнем поясе, с запада читаются фигуры св. Пелагеи, мученицы Ирины. На восточной плоскости юго-западного столба представлены равноапостольные Константин и Елена (21 мая).
Июньские святые размещены в северо-западном компартименте церкви и на гранях северо-западного столба: на южной плоскости – праведная Елизавета с младенцем Иоанном в руках, отмечающая праздник Рождество Иоанна Крестителя; на восточной плоскости – целитель Павел, апостол Петр. Изображения святых, поминаемых в июле, располагаются на круглых плоскостях западных столбов: на юго-западном – целители Козьма и Дамиан, Богоматерь перед киворием (праздник Положения ризы Богоматери); на северо-западном столбе – князь Владимир и отрок Кирик, чья память отмечается в один день, 15 июля. Чтение месяца заканчивается в жертвеннике: на восточной стене изображения князей Бориса и Глеба. Изображения на скругленных плоскостях восточных столбов соответствуют августу; среди них – Спаситель с крестчатым нимбом, фигура которого обозначает праздник Преображения Господня (на северо-восточном столбе). Фигуры святых, обозначающих конец месяца, изображены в диаконнике: на южной стене в верхнем поясе – Успение Богородицы; в нижнем поясе – мученик Андрей Стратилат.
Особое место в программе росписей занимают фигуры в рост, обрамляющие окна и портал. На южной стене западнее окна изображен ктитор – архиепископ Иоана в предстоянии Господу, с моделью созданной им церкви святого Симеона Богоприимца. Его роль как сторонника мирного преодоления кризиса, возникшего в эти годы между Москвой и Новгородом, и духовного целителя раскрывается благодаря размещенной напротив, на северной стене, фигуре целителя телесных недугов – святого Христофора. Усиливая тему примирения и духовного единения, на южной и северной стенах восточнее окон даны изображения святых, особо чтимых в Новгороде и Москве – Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского.
На западной стене по сторонам от входа помещены изображения архангелов Михаила и Гавриила – грозных стражей, олицетворяющих приближающийся конец Света и напоминающих о личной готовности каждого предстать перед троном грозного Судии. В палитру художников входят достаточно яркие цветовые сочетания зеленого, коричневого; красный и синий цвета используются для звучных декоративных акцентов; светло-желтые охры являются основой для письма ликов и имитируют золото нимбов.
Особую роль в системе росписей играют орнаментальные фризы, разделяющие календарные циклы. Верхний регистр стенописи очерчен растительным орнаментом, состоящим из диагонально расположенных и разнонаправленных листьев, обрамляющих лилиевидные цветы. Следующий орнаментальный пояс состоит из тонких, изящно вьющихся стеблей и мелких цветов желтого, зеленого и голубого оттенков и белых длинных тычинок на голубовато-сером фоне. На столбах в местах перехода граней в своды помещен фриз с охристыми и голубоватыми штрихами на красно-коричневом фоне; цокольные скругленные части украшены диагональными полосами красно-коричневого, желтого, серо-бежевого и синего цветов. В цокольной зоне наоса проходит декоративная панель в виде белой подвесной пелены – «полотенца» со стилизованным орнаментом.
Иконографическая программа росписей уникальна и необычна для русских храмов. Традиция изображения календарного цикла в стенописи известна в балканских церквах XIII-XV вв., однако в этих памятниках месяцеслов занимает незначительную часть внутреннего пространства, играя подчиненную роль в общем ансамбле. Единственный ансамбль, сохранивший иконографическую схему изображения святых по месяцеслову – это росписи церкви в Козии, на территории Румынии, XIV в.
Столь сложный заказ выполнили местные мастера, артель архиепископского двора, приблизившиеся и в технике письма – с использованием яичной темперы, и в характере художественных приемов к иконописи. Они соединили значительное количество не связанных сюжетно изображений, используя ограниченный набор приемов и иконографических типов: на основе мерного рядоположения полуфигур, представленных отдельно или в медальонах. Фигуры с крупными головами и узкими покатыми плечами показаны несколько обобщенно, драпировки выполнены в основном схематично либо черным контурными линиями, либо веерообразно расходящимися пробелами. Лики трактованы более тщательно, строгий и сдержанный взгляд крупных глаз святых направлен в сторону. Изображения органично сочетаются с небольшими размерами храма – фигуры не кажутся мелкими и не производят впечатления тесноты, достаточно отчетливо читаются на расстоянии.
Элитарность храма нашла отражение и в архитектурных особенностях. Памятник, завершая период самостоятельного развития новгородского зодчества, вобрал в себя наиболее яркие черты архитектуры предшествующего периода, и в то же время оказал заметное влияние на дальнейшее развитие местного зодчества.
Т.В. Пинкусова «Церковь Симеона Богоприимца в Зверином монастыре», http://aria-art.ru/