Средневековые храмы Новгорода обладают определенным своеобразием: небольшой, четырехстолпный одноглавый храм с его почти до предела упрощенными формами определяет облик новгородского зодчества второй половины XII в. Пятницкая церковь на Торгу выделяется необычными формами которые, можно сказать, контрастируют с привычными формами соседних зданий. После проведенных исследований и реставрационных работ 1954-57 гг.стало ясно, что необычные формы здания не выводимы из новгородской архитектурной традиции и могут получить объяснение только исходя из общерусского историко-архитектурного контекста домонгольского времени.
Впервые летопись сообщает о строительстве церкви Пятницы под 1156 г. Заказчиком ее названы "заморские купцы". Речь, по мнению исследователей, идет не об иноземцах, а о новгородцах, занимающихся торговлей с заморскими странами. Храм, вероятно, был деревянным: лишь Новгородская третья летопись называет церковь каменной, но это известие большинством исследователей ставится под сомнение. В 1191 г. летопись снова упоминает о строительстве Пятницкой церкви и опять, надо полагать, из дерева. Потом летопись сообщает, что 30 августа 1207 г. "заморские купцы" завершили строительство Пятницкой церкви. В научной литературе именно эта дата считается временем постройки каменного храма.
Многочисленные пожары неоднократно наносили урон как внутреннему, так и внешнему убранству церкви. 7 июня 1340 г. случился "велик и лют пожар с бурею и вихрем" "потом же пожару и церковь та падеся" . Пять лет церковь пребывала в руинах. 1345 г. стал временем ее второго рождения: "заложи владыка Василий святую Пятницу, что порушилась в великий пожар, поведением раба божия Андрея, сына тысяцкого и Павла Петровича". В том же году на память святого Симеона Столпника церковь была совершена. И в дальнейшем храм много раз страдал от пожаров. В 1524 г. в поновлении храма принимал участие Дмитрий Иванович Сырков, видный организатор строительных работ того времени в Новгороде.
Архимандрит Макарий, описывая состояния церкви на 60-е гг. XIX в., отмечал, что "она была поправлена даже в текущем столетии. К ней пристроен когда-то с южной стороны придел прп. Михаила Клопского, а бывшая при ней деревянная колокольня сломана в конце прошлого столетия. Приписанной Дворищенскому собору она сделалась с 1724 г. Впрочем до 1810 г. при ней был особый причт".
К кон. XIX - нач. XX вв. храм дошел со следами многочисленных перестроек, до неузнаваемости исказивших его первоначальный облик. Но несмотря на это, такие искушенные исследователи как В.В.Суслов и И.Э.Грабарь находили в сохранившемся здании черты, позволявшие отнести его нижние части к кон. XII - нач. XIII вв. Значение храма для истории древнерусского зодчества впервые в полной мере оценил Н.И.Брунов, полагавший, что храм относится к новому типу церковных зданий и наряду с храмом Михаила Архангела в Смоленске восходит к какому-то общему для обеих построек полоцко-смоленскому прототипу. Реставрационные работы, проведенные Г.М,Штендером, выявили первоначальные части, установили характер поздних переделок тех или иных частей здания, позволили сделать его графическую реконструкцию . Необычайность архитектурного решения Пятницкой церкви состоит в заметно вытянутом по оси запад-восток плане храма, благодаря трем притворам церковь имеет не встречавшуюся ранее в новгородском зодчестве, крестообразную форму. Не по-новгородски решена алтарная часть: за линией восточной стены далеко выступает лишь центральная апсида, боковые полуциркульные полукружия "утоплены" в толще стены и снаружи не выявлены. Подкупольный квадрат, образуемый четырьмя столбами круглой формы сдвинут к западу. Пониженные по отношению к основному объему приделы и апсида с восточной стороны задают композиции здания ясно выраженную ступенчатость, которая находит отклик в трехлопастном завершении фасадов (форма установлена при изучении храма, перед проведением реставрационных работ) и барабане, располагавшемся на кубическом постаменте. Уникальной особенностью храма явились внутристенные переходы, связавшие вторые этажи притворов. На фасадах останавливают внимание сложнопрофилированные пучковые пилястры - явление невиданное в Новгороде до постройки Пятницкого храма. Они создают мощный импульс для формирования композиции с нарастающим по вертикали ритмом архитектурных форм. Столь динамичных композиций новгородское зодчество не знало. Правилом для местных мастеров было завершение фасадов спокойной линией волнообразных по очертанию полукружий - закомар. Башнеобразный тип храма, вариацией которого была Пятницкая церковь, появился в новгородском зодчестве впервые. Его возникновение и развитие связано с архитектурой других древнерусских школ домонгольского времени. В сохранившемся здании динамика первоначального композиционного построения утрачена из-за перестройки обрушившихся верхних частей еще в XIV в. Исследование выявило в истории здания 15 строительных периодов. Многие части первоначального здания утрачены, в разное время кардинальной, а не косметической переделке подверглись важные в функциональном, конструктивном и художественном отношении звенья древнего здания. Поэтому северо-западная часть храма реставрирована в формах нач. XIII в., а юго-западная в облике 1345 г., восточная стена (за исключением нижней части) оставлена в перестройке сер. XVII в. Стены несохранившегося южного притвора выведены на небольшую высоту, а его полные размеры и общие конфигурации угадываются по следам на южной стене основного объема . Такая же разновременность и прихотливая сохранность форм показательна и для интерьера. Многослойность памятника продиктовала и принципы его реставрации. "Задача воссоздания целостности памятника как произведения искусства" не ставилась.
В результате реставрационных работ памятник решен как "раскрытая для чтения своеобразная архитектурная энциклопедия, составленная из разновременных форм". При таком способе показа древней постройки на первый план выступает историко-строительный аспект, целостный же образ храма 1207 г. может дорисовать только воображение и сделанная на основе натурных исследований и аналогий графическая реконструкция памятников. Новации, явившиеся новгородцам в Пятницком храме, (прежде всего, это система сводов и отвечавшая ей трехлопастное завершение фасадов), были активно востребованы в строительной практике XIII-XV вв. Об этом свидетельствует еще домонгольские постройки - ц. Михаила на Прусской улице и ц. Рождества Богородицы в Перыни. Трехлопастная форма в завершении стен прочно вошла в художественную систему новгородского храма XIV-XV вв., сделавшись одним из его главных опознавательных знаков.
По статье В.А.Булкина, доцента СПбГУ.