Датой строительства Феодоровского храма, что на Ручью, считаются 1360-1361 годы. Известны и имена заказчиков этого храма: "Симеон Ондреевич с боголюбивою матерью своею Натальей". А кстати - почему "на Ручью"? Сегодня поблизости от храма никаких ручьёв не наблюдается; рядом с ним шумит широкая улица, ведущая прямиком к федеральной трассе М10, связывающей две российские столицы. Правда, называется эта улица странно - "Фёдоровский Ручей". В 1991 году бывшей улице Гагарина дали это имя, тем самым восстановив историческую справедливость , потому что до 1950-х годов и никакой улицы Гагарина не существовало, а на протяжении столетий протекал здесь достаточно полноводный Фёдоровский ручей, разбивавший на двое Торговую сторону. Вот на его берегу, со стороны Плотницкого конца, в 1360 году и начали строить каменную церковь Феодора Стратилата. На этом месте, как это обычно и бывало при строительстве новых храмов, уже стояла Феодоровская церковь. Археологи обнаружили остатки домонгольского фундамента в алтаре храма Феодора Стратилата - изучив характер кладки, они пришли к выводу, что появился он в начале ХII века.
Первоначально храм был посвящён Феодору Тирону. А уже в 1361 году "свершиша церковь камену святыи Федор на Федорове улици". Тогда же, судя по всему, в храме освятили два придела на хорах: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Симеона Столпника Дивногорца. Роспись, несомненно, появилась вскоре после освящения церкви Феодора Стратилата - и, скорее всего, её заказчиками выступили те же Семён Андреевич и его мать. В храме имеется надпись на северо-западном столпе, снабжённая датой - "в лето 86". Исследователи, проанализировав палеографические признаки, пришли к выводу, что речь идёт именно о ХIV столетии: это 6686 год, то есть 1378 год от Рождества Христова. Сама надпись сделана прямо по красочному слою, то есть фрески в храме Феодора Стратилата появились, видимо, именно в этом году, не позже. Но и не раньше, потому что роспись купола свидетельствует о знакомстве её автора с новгородскими фресками Феофана Грека; росписи же обыкновенно выполнялись, начиная с купола, - сверху вниз. Стоит заметить, что в 1374 году неподалёку от церкви Феодора Стратилата на Ручью и во многом по её "рецептам" была возведена церковь Спаса Преображения на Ильине улице. А в 1378 (судя по надписи на столпе) Спасо-Преображенский храм расписал великий Феофан Грек.
Оставаясь на протяжении веков приходской церковью Фёдоровой улицы Плотницкого конца, храм Фёдора Стратилата на Ручью к концу ХIХ века пришёл в упадок. Но в начале ХХ века он словно очнулся от мертвенного сна и неожиданно прославился - сначала на всю Россию, а потом и на весь мир. Это произошло благодаря открытию его древних фресок. Особенностью храма является обилие (несколько десятков) граффити, процарапанных по штукатурке и относящихся ко второй половине ХIV-ХVI веков. Они размещаются на стенах лестницы, ведущей на хоры, на западной стене хор и на откосе окна на хорах - львиная их доля приходится на стены лестницы. Это и сообщения о смертях и событиях приходской жизни, и автографы, и каллиграфические штудии, и упражнения в азбуке, и молитвенные формулы, и бытовые зарисовки, по необходимости исполненные кратко и образно. Чего стоит, например, надпись: "Сава со мной шел с Торга, избил меня. Я написал! Перед нами целый мини-рассказ не без психологизма и даже особой изысканности. Что же до пожаров, то они долгое время большого урона Феодоровскому храму не наносили - видимо, сказывалось близость спасительной воды. Но в конце ХVII века огонь всё-таки добрался до здания. В процессе послепожарного ремонта храм дополнили трапезной и колокольней. В трапезной устроили ещё два придела - свт. Николая Чудотворца и свт. Филиппа, митрополита Московского.
В начале ХIХ века приход настолько уменьшился и обеднел, что Феодоровский храм приписали к соседней церви во имя святого Никиты: это случилось в 1832 году. Здание ветшало; фрески портились, частью они оказались забелены; богослужения совершались лишь на престольные праздники (дни памяти великомученика Феодора Стратилата и святителя Николая Чудотворца). Потом нашёлся жертвователь - точнее, жертвовательница: купеческая вдова Е.А. Васильева. На её деньги храм отремонтировали и в 1880 году заново освятили. Увы, почти вся древняя живопись после этого оказалась скрыта под побелкой и масляной записью.
Новая эпоха в истории церкви Феодора Стратилата на Ручью началась в 1910 году, когда в храм пришли реставраторы. Деньги (в общей сложности около 5000 рублей) на расчистку скрытых росписей ХIV века выделил новгородский купец Леонид Иоакимович Стальнов, член Новгородского общества любителей древности, основанного в 1893 году, на волне заметного роста интереса к древней российской истории и культуры. К концу 1912 года реставрационные работы завершились - миру был явлен фресковый ансамбль ХIV столетия; кроме того, реставраторы открыли несколько композиций на фасадах и заново пробили заложенные кирпичом "аутентичные" окна - в целях улучшения освещения внутреннего храмового пространства. Как ни странно, в советские годы эта работа не прервалась - реставраторы трудились в храме в 1921, 1932, 1934, 1935 и 1961 годах. Война нанесла церкви Феодора Стратилата тяжёлые раны, но, по сравнению с послевоенным состоянием других новгородских храмов (из тех, что вообще уцелели), храм пережил эти страшные годы ещё сравнительно благополучно. Больше всего пострадали от снарядов западная трапезная пристройка и колокольня, лишившаяся шатра. Послевоенная реставрация затянулась до 1961 года, после чего древнюю церковь превратили в общедоступный музей.
В 1950-е годы реставрационными работами в церкви Феодора Стратилата на Ручью руководила легендарный реставратор - Любовь Митрофановна Шуляк. Именно тогда было восстановлено трёхлопастное завершение храма. Та реставрация завершилась в 1961 году, но спустя одиннадцать лет, в 1972 году, начался новый этап реставрационных работ, продолжившийся до 1992 года. В 1992 году церквовь была включена в состав группы исторических памятников Новгорода и его окрестностей - в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №72, 2014 г.