В конце ХVII века село Елохово (Богоявленская слобода, что в Елохове) принадлежало соседнему дворцовому селу Покровскому-Рубцову. Царское село постепенно разрасталось, народ зеселял обширные пустующие территории к югу от ручья Ольховца и Красного села, к востоку от Басманной и северу от Немецкой слобод. В новой слободе решено было возвести Богоявленский храм, записав в его приходе 116 дворов. В книгах Патриаршего Казённого приказа 24 августа 1698 года его называют "новопостроенным". Каменную церковь с приделом Благовещения в этих местах заложили ещё до запрета Петра Первого на каменное строительство где бы то ни было, кроме Санкт-Петербурга. Правда, по одной из версий, церковь возводили в камне именно по приказу царя - в честь присоединения к России прикаспийских земель. Мол, даже кирпич государь лично выделил на строительство. Освятили храм в 1731 году, и к середине ХVIII столетия он оставался единственной каменной постройкой во всей слободе. К концу века началась капитальная реконструкция Богоявленской церкви. Была заново отстроена западная часть с колокольней, в 1793 году освятили придел Благовещения, новый придел - святого Николая - на год раньше. От того собора до наших дней сохранились первый ярус колокольни и трапезная. Напоминает о нём и мемориальная доска, сообщающая, что в 1799 году в этом храме крестили Александра Сергеевича Пушкина. Между прочим, через сто лет за богослужением в честь юбилея поэта в Елоховском Богоявленском соборе молилась великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
В 1837 году старую "холодную" петровскую церковь разобрали - она уже не вмещала всех верующих, так как приход существенно увеличился. Да и в архитектуре появились новые веянья. Как отмечено в клировой ведомости, "сего же 1837 года мая 21 дня настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утверждённому". "План" был разработан известным московским архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным. Всего за семь лет в Елохове вырос современный пятикупольный собор. В нём, по мнению специалистов, проявились противоречия и признаки распада классической традиции. Е. Д. Тюрин хотел придать классицизму более современные черты, и в поисках вдохновения обратился к эпохе Возрождения. Так, центральный купол "перекликается" по форме с куполом римского собора святого Петра работы Микеланджело. Одновременно, стремясь добиться монументальности, зодчий специально утяжелил пропорции здания. Известно, что на строительство пошло 200 тысяч рублей - треть этой суммы внёс купец второй гильдии Василий Щапов.
18 октября 1853 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил Богоявленский собор. В 1812 году, до нашествия наполеоновских войск, в приходе Елоховской церкви числилось 210 дворов, однако после пожара Москвы их осталось всего шесть. Число прихожан значительно увеличилось только после реформы 1861 года. Тогда этот район начал активно заселяться. К 1866 году в приходе было уже 187 дворов, почти 1800 мужчин и более двух тысяч женщин, что вполне сравнимо с населением небольшого уездного города. В предреволюционном 1916 году количество домов перевалило за две сотни. Кроме того, в границах прихода жило много семей старообрядцев, но их доля в общем населении со временем уменьшилась. Если в 1767 году там насчитывалось почти 300 таких дворов, то через сто лет осталось 66, а к 1916 году - всего 43. Старообрядцы уходиди всё дальше от центра - за Преображенскую и Рогожскую заставы; желавшие избежать суеты большого города часто переселялись в староверческие центры провинции - Боровск, Егорьевск, Богородск...
К Богоявленскому храму были приписаны несколько домовых церквей - например, церковь при свечном заводе в Посланниковом переулке, церковь при железнодорожном училище и др. В этих храмах службы совершал причт Елоховского собора. У прихода имелось немало земельной собственности и недвижимости. Кроме участков, отведённых под церковные постройки и кладбище, собор владел пятью домами на Басманной и в Лефортове. В 1871 году ктиторы Богоявленского собора основали братство для помощи бедным прихожанам. При соборе открылись женская богадельня и приют для мальчиков. Чуть позже организовали школу. Одними из самых щедрых жертвователей были, кстати, члены семьи уже упомянутого купца В. И. Щапова, завещавшего храму 26 тысяч рублей. Проценты от этого капитала шли на раздачу пособий перед двунадесятыми праздниками.
Так сложилось, что Богоявленский Елоховский собор всегда был "народным" храмом, его прихожанами являлись, главным образом, крестьяне, купцы, рабочие заводов и фабрик. И именно к Елоховскому приходу обращались архиереи, когда требовалось собрать средства на какие-либо благотворительные нужды. В Богоявленском храме служили многие известные иерархи. Например, митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), Патриархи Тихон (Беллавин), Алексий I, Пимен (Извеков). Так, святитель Тихон за семь лет совершил в соборе 11 служб. Ждали его и на Благовещение 7 апреля 1925 года. Но пришло известие о его кончине. В то время, как после 1917 года, многие церкви либо закрывались, либо лишались своего имущества. Елоховскому соборному храму, можно сказать, везло. В 1919 году, вскоре после регистрации общины Богоявленского собора в Московском совете рабочих и крестьянских депутатов, ей было разрешено использовать здание и богослужебную утварь "исключительно для удовлетворения религиозных потребностей". Однако уже через три года имущество начали конфисковывать, изъяв церковные предметы общим весом более 50-ти пудов. Отдел Главнауки Наркомата просвещения позволил храму оставить лишь ценнейшие серебряные ризы ХVIII-ХIХ веков, дарохранительницу и Евангелие ХVIII века. Но вскоре в Богоявленский собор стали поступать иконы и другое имущество из закрываемых по соседству церквей. Число прихожан стремительно росло. Здание храма даже причислили к памятникам церковной архитектуры первой категории (аналог сегодняшнему "памятнику федерального значения").
Когда же в начале 1930-х годов столичные власти всё же решили закрыть Елоховскую церковь, прихожане собрали почти 5 тысяч подписей в защиту своего храма и направили их во ВЦИК. Из Моссовета, в свою очередь, написали, что церковь "так называемого" Богоявления скорее всего будет вообще снесена "ввиду того, что указанная церковь расположена на середине Елоховской площади, в связи с реконструкцией этой площади". Но храм уцелел. Однако власти не прекращали атаковать собор - следующие попытки его закрытия предпринимались сначала под предлогом строительства метро, потом - под предлогом непременной необходимости открыть в помещении церкви то кинотеатр, то музей редких книг. 22 июня 1941 года после воскресной литургии ответственные лица готовились огласить окончательное решение о ликвидации собора как дома молитвы. Сделать это помешала война.
В военные годы митрополит Сергий (Страгородский) не раз обращался с амвона Богоявленского собора к "пастырям и пасомым" с призывом встать на защиту Родины, служил молебны о победе русского воинства, а у свечного ящика организовал сбор пожертвований на нужды обороны. Он же, кстати, первым внёс свою лепту - пожертвовал бриллиантовый крест со своего клобука и наперсный крест. Всего же верующие и священники Елоховского храма собрали для Красной Армии более миллиона рублей. А на колокольне дежурили в то время зенитчики, защищавшие Москву от вражеской авиации. В 1942 году, когда город находился на осадном положении, в храме разрешили провести пасхальную службу. Тогда в затемнённый и холодный Елоховский собор пришли шесть с половиной тысяч верующих. Любопытный факт: Патриарх Сергий позволил иностранцам - представителям дипломатических миссий союзных стран - присутствовать в алтаре во время заутрени и Пасхальной литургии в ночь с 14 на 15 апреля 1944 года.
Известные исследователи храма В. А. Любартович и Е. М. Юхименко в своей книге "Собор Богоявления в Елохове: история храма и прихода" пишут, что на службе присутствовали гости из США, Великобритании и Австралии. И далее: "Уже 17 апреля настоятель собора кафедральный протоиерей Николай Колчицкий получил от советника Американского посольства контрадмирала флота США С. Н. Ольсена благодарственное письмо такого содержания: "Разрешите мне поблагодарить Вас за Вашу чрезвычайную любезность по отношению ко мне и к моим офицерам, за данную нам возможность присутствовать в алтаре собора при богослужении в пасхальную ночь. Это богослужение произвело на меня неизгладимое впечатление и останется нам памятным надолго. Прошу Вас передать Его Святейшеству Патриарху Сергию поздравления с праздником Пасхи и пожелать ему здоровья и сил на многие годы".
В 1945 году Богоявленский собор получил статус патриаршего, а к 800-летию Москвы в 1947 году в него перенесли мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Богоявленский собор не только никогда не закрывался, но и его колокола не прекращали звонить даже в самые тяжёлые для Церкви годы. Когда советские власти ввели запрет на колокольный звон, в одном из алтарей Елоховского храма оборудовали небольшую звонницу. В более позднее время большой колокол Богоявленского собора треснул, и тогда его место занял колокол, который приобрели... у Большого театра. Отлитый в Москве в 1900 году пятитонный колокол, в свою очередь, достался театру из снесённой церкви Николая Чудотворца в Пыжах. В 80-е годы прошлого века - века технического прогресса - звонарей Елоховского собора попытались было заменить... звонарной машиной, но из этой идеи ничего не вышло: автомат постоянно выходил из строя, и в конце концов на колокольню вернулись звонари.
В 1965 году, во время проведения пасхального крестного хода вокруг Богоявленского собора, имели место быть провокационные действия против прихожан: выкрики пьяных хулиганов, неприличными пениями, игрой на гитаре и т. д., которые пытались заглушить пасхальные песнопения. Кроме того, на крестный ход обрушился град камней. Брошеным камнем была серьёзно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовашая при крестном ходе. Нескольким пьяным активистам удалось проникнуть в собор, где они пытались браниться и скандалить, но были оттуда выгнаны. Конная милиция, в общем, старалась поддержать порядок, охраняя крестный ход и не допускала массовых провокаций со стороны хулиганствующей молодёжи. Прошло то богоборческое время, и в конце мая 1988 года Музеи Московского Кремля передали Елоховскому собору несколько драгоценных святынь: частицы древа Животворящего Креста Господня, камня от Гроба Господня, ризы Пресвятой Богородицы, а также мощей апостолов и других угодников Божиих. Это произошло буквально накануне празднования тясячелетия Крещения Руси. Великое празднование началось литургией именно в Богоявленском соборе в Елохове. 10 июня 1990 года в Елоховском храме проходила интронизация Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Вплоть до 1999 года именно в патриаршем Богоявленском соборе совершались главные Рождественские и Пасхальные службы страны. И здесь же, в Благовещенском приделе, пятнадцатый Патриарх был похоронен в 2008 году. Богоявленский собор по сей день остаётся Московской Патриаршей кафедрой (в отличие от храма Христа Спасителя, Всероссийской Патриаршей кафедры).
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №21, 2013 г.