ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Углич. Церковь Филиппа апостола.

Филипповская церковь


Углич. Церковь Филиппа апостола
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Филиппа апостола, Усекновения главы Иоанна Предтечи , Рождества Христова
Год постройки:Между 1799 и 1801.
Год утраты:1937 (разрушена)
Архитектор:Т.А. Медведев (интерьеры; внутреннее убранство - иконостас 1813)
Адрес:
Церковь находилась на перекрестке современных улиц Ярославской и Ольги Берггольц, напротив здания Пожарной каланчи (ул. Ярославская, д. 10), на территории нынешнего Парка Победы

Координаты: 57.52812, 38.322748



Церковь Филиппа апостола, Слева - церковь Вознесения господня на Могилицах.  с сайта https://pastvu.com/p/219252<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Слева - церковь Вознесения господня на Могилицах. с сайта https://pastvu.com/p/219252
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1937
Церковь Филиппа апостола, Углич, рынок на площади и ц. Филипповская 1900—1920, Направление съемки:север. с сайта https://pastvu.com/p/289387 <br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Углич, рынок на площади и ц. Филипповская 1900—1920, Направление съемки:север. с сайта https://pastvu.com/p/289387
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1920
Церковь Филиппа апостола, 1899 гол. с сайта https://pastvu.com/p/226546<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1899 гол. с сайта https://pastvu.com/p/226546
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1899
Церковь Филиппа апостола, Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1910 год, источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1910 год, источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
Церковь Филиппа апостола, На заднем плане видно сохранившееся здание пожарной каланчи. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1910 год, источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
На заднем плане видно сохранившееся здание пожарной каланчи. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1910 год, источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
Церковь Филиппа апостола, фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов
Церковь Филиппа апостола, Фото из журнала "Родина".<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фото из журнала "Родина".
Андрей Агафонов
Церковь Филиппа апостола, Фото с сайта: http://varandej.livejournal.com/712964.html?thread=25812996<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фото с сайта: http://varandej.livejournal.com/712964.html?thread=25812996
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 марта 2016

Филипповский храм поражал многими частями, но, несомненно, самой внушительной и видной была колокольня. Она была четырехгранной, ярусной. Все четыре яруса были прорезаны арками, углы оформлены пучками колонн. Их венчали по барочному изогнутые разорванные фронтоны. Но в целом колокольня была классической. Ее венчал крупный куб, в котором находились часы. Над кубом поднимался внушительный шпиль.

Говорят, что с филипповской колокольни, самой высокой в городе, в ясную погоду был виден Мышкин, отстоящий от Углича на сорок верст. А сама колокольня имела высоту около 70-80 м, один лишь шпиль был в 40 аршин (ок. 28 м).

К перспективе улицы разворачивался сам храм - протяженная крупная трапезная и храмовая часть, вместившие три престола прежних церквей. Храмовая часть была вторым интересным элементом храма. В ней, как это ни удивительно для центра России, ярко проявились черты украинских церквей XVII-XVIII вв. В основе храмовой части лежала форма четырехлистника-квадрифолия, завершение образовывали изгибавшиеся по контору боковых пристроек фронтоны и типично украинские купола- «бани», заменявшие традиционное пятиглавие. Но декор и другие детали храма были не барочными, а классическими. Они включали наличники окон в палладианском стиле, состоявшие из двух небольших боковых колонн и треугольного сандрика. По верхней части стен проходил карниз, в упрощенном виде повторявший антаблемент дорического ордера.

Почему в Угличе появился храм, включавший элементы украинской архитектуры, не вызывает удивления. Архиереями Ростово-Ярославской епархии в XVIII веке часто становились малороссы - под влиянием одного из них мог быть создан проект и предложен строителям какого-нибудь нового храма. Интересно, что в мологском селе Ново-Никульском до сих пор сохранилась Троицкая церковь (1806 г.), аналогичная Филипповской, но меньших размеров. Их строила, вероятно, одна артель мастеров. Несколько лет спустя в Угличском Богоявленском монастыре был построен Федоровский собор, также наделенный четырехлепестковым планом, но имеющий иную деталировку.

Филипповскую церковь строили больше двадцати лет (1799-1821 гг.). Ее украшали многие известные провинциальные мастера - Т.А. Медведев, Г.И. Буренин и другие. Ею более ста лет любовалось не одно поколение угличан и приезжих. А чтобы навсегда сокрушить, искоренить красоту, ушло лишь несколько лет.

В 1927 г. церковь была закрыта, в 1937 г. предприняты работы по обрушению колокольни. Вскоре после этого был уничтожен и сам храм.

Источник: Соловьев Л.Ф. Краткая история города Углича. Изд. 3-е. М., 2012


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 марта 2024

"...30 декабря 1800 года в Приходо-расходной книге Филипповской церкви города Углича было записано: «Отдано за написание Вечери и отживление образа Воскресения Христова, что над царскими вратами в приделе Усекновения Крестителя Господня в новой каменной церкви – 10 рублей». Из записи следует, что Г.И. Буренин написал образ Тайной Вечери для готовившегося к освящению храма, а также тонировал красками скульптурное изображение Воскресения Христова... ...Известна еще одна небольшая работа для Филипповского храма – в апреле 1808 года были получены 4 рубля за написание иконы «Положение во гроб Иисуса Христа»..."

По материалам статьи Е.А. Лиуконена "Династия живописцев Бурениных"


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 мая 2024

«…Церковь Рождества Христова, называемая Филипповскою по ярославской дороге в г. Углич после Корсунской церкви есть вторая; на правой стороне дороги, пред мостом, на Каменном ручье. Основана в 1801 году. Престолов в ней три: 1) Рождества Христова; 2) Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи; 3) Св. Апостола Филиппа.

Церковь апостола Филиппа отличается своею высотою и прелестию архитектуры, а внутри живописьо. Церковь апостола Филиппа воздвигнута вместо каменной Христорождественской и деревянной Филиппа апостола, с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи, стоявших прежде ниже настоящей церкви, по рву, где находилась прежде улица к Волге.

Святыня, принадлежащая сей церкви.

1. Благословящий крест со св. мощами, - на нем значатся по надписи: Христа Спасителя песок, трость креста Господня, камень от места креста Господня, камень от пещеры Богородичны, часть св. мощей ев. Марка, Андрея Первозваннаго, Димитрия Мироточиваго, Космы и Дамиана, Иоанна Дамаскина, Григория Акраганскаго, часть ризы Авраамия ростовскаго, Пантелеймона, мученицы Екатерины, апостола Филиппа, Николая чудотворца, ІІетра, Алсксія митрополитовъ, Василія Великаго, Іоанна Златоустаго, Макария преподобнаго, Кассиана, Ефрема Сирина, Феодора и чад его Давида н Константина ярославских чудотворцев.» Крест серебряный, чеканный, вызолоченный на дереве, в коем серебра полагается 100 зол. Вокруг креста по рукоятие обнизано жемчугом. Всего счетом 397 зерен, на венце Спасителя 12 зерен. Цена примерная 210 р. ассиг.

2. Животворящий крест со св. мощами; на нем значатся по надписи: мощи Иоанна Предтечи, пр. Даниила, Андрея Первозваннаго, архидиакона Стефана, еванг. Матфея, Марка и Луки, апостола Филиппа, царевича Димитрия, Георгия, Димитрия Селунскаго, Иакова Перскаго, царя Константина, князя Владимира, Екатерины, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, трёх святителей - Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго; серебряный, чеканный на дереве. Весу в нем, примерно, 52 золот., - цена ему 20 р. 80 к. ас.

Древния иконы.

1. По правую сторону царских врат образ Спасителя нашего изображен седящим на престоле; на нем венец с сиянием, цаты серебряныя.

2. Образ Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи. На нем риза серебряная, и 4 венца с финифтами - иозолочены.

3. Образ святаго апостола Филиппа и священномученика Игнатия; венцы и цаты на них серебряные.

4. Образ Рождества Христова; на нем в средине риза серебряная.

5. Образ Грузинския Божией Матери; на ней венец, возглавие и риза вынизаны жемчугом, с разноцветными камнями. Эта икона Грузинской Божией Матери считалась прежде за чудотворную; праздновалась она 22 августа и чтима была даже староверами…»

Из книги: Лавров Н.Ф. «Путеводитель по церквам города Углича», Ярославль, 1869 г., стр. 58-60.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 мая 2024

«…Церковь Христорождественская, именуемая Филипповской, камен- ная, крепка. Престолов в ней три: в летней, холодной, в память Рождества Христова, в теплой по правую сторону в память Усекновения Главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и по левую - во имя Апостола Филиппа. Церковь построена в 1801 г., тщанием прихожан. Особо чтимыя иконы: Иверской Божией Матери, Трех Святителей - Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Тихвинской Божией Матери, Святаго Пророка Илии, Грузинской Божией Матери, Святой великомученицы Екатерины и Святаго мученика Вонифатия. Земли усадебной: 1) на Крестовоздвиженской улице города Углича в 26 квартале - по лицевой стороне - 9 саж. 2 арш., с правой стороны - 29 саж., с левой - 24 саж., 2) на Вознесенской улице в 32 квартале - по лицевой стороне -22 саж., а по стороне правой 40 с., с левой столько-же. На Крестовоздвиженской улице в 1903 году построен церковно-причтовый дом, двухэтажный, с квартирой для священника и псаломщика. Капитала церкви 2554 руб. Прихожан в селе 193 м., 189 ж., в дер. Высокове 3 м., 1 ж., на разст. 2 вер. от церкви. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Причтоваго капитала 6532 р…»

Из книги: Рыбин К.Г. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», 1908 г., стр. 205.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 июня 2024

«…В центре Углича, в восточной части торговой площади, в течение 1799-1821 годов строился значительный храм - церковь Рождества Христова, именуемая Филипповской. Это одна из крупнейших и красивейших церквей Углича, на протяжении более столетия определявшая облик города. В биографии Семёна Ивановича Стрелкова этот храм занимал заметное место, поскольку именно ему причт и прихожане неоднократно доверяли изготовление иконостасов и другие важные работы.

В 1800 году строительство церкви было в самом разгаре, но причт и прихожане уже тогда задумываются о подготовке к освящению двух приделов тёплого храма, находившегося в трапезной. В начале года они оформляют заказ на столярные работы. Исполнителем явился села Заозерье крестьянин Семён Иванов Стрелков, который 22 февраля заключил договор со строителями (выборными должностными лицами от причта), священником Михаилом Николаевым и прочими, по которому обязался со своими работными людьми в приделы новопостроенной каменной церкви по подготовленному им плану (чертежу) изготовить иконостас «самого хорошего столярного мастерства с порезками» для помещения имеющихся икон из прежних храмов. Для одного из приделов он должен был изготовить царские врата, а в другой поместить прежние из холодной деревянной церкви с возможной переделкой и увеличением числа клейм. На колоннах и пилястрах следовало сделать капители ионического ордера и украсить иконостас отмеченной на плане резьбой.

Помимо иконостасов, С.И. Стрелков обязался изготовить престолы и жертвенники, клиросы, а в арку между летней и зимней церквами «гладкия двери столярного мастерства, дощатые или стеколчатыя, окроме стекол, по приказанию их». Для работы мастер должен был употреблять собственный лес «сосновой и липовой самой гладкой», качественно клеить, «и всю ту работу производить хорошим и прочным мастерством». В работу следовало вступить в первых числах мая и окончить безостановочно к первым числам августа того же 1800 года. Стоимость была определена в 290 рублей, которые должны были выдаваться в разные сроки, по ходу выполнения заказа.

После освящения приделов Усекновения честной главы Иоанна Предтечи и Святого апостола Филиппа причт и прихожане приступают к созданию убранства летнего храма наиболее крупной и величественной части церкви, которая по древним канонам, собственно, и составляла храм, а в документах XIX века определялась словом «настоящая». Они снова обращаются к С.И. Стрелкову, с которым в сентябре 1804 года заключается договор. По договору подрядчик обязуется перед священно- и церковнослужителями, строителями и приходскими людьми в означенной вновь сделанной церкви выполнить «хорошею прочною столярной работой из приуготовленного от строителей лесу» пол на вкопанных в землю до материка стульях (опорах) и на сделанных от стен выпусках, а также солею. По алтарное возвышение усмотрению заказчиков деревянные стулья могли быть заменены на каменные с бутовыми основаниями. Пол следовало настилать на прочных перекладах с прочными боковыми шипами, склеивая доску с доскою клеем, и выстрогать сверху гладко.

После завершения пола требовалось приступить к изготовлению главного предалтарного иконостаса «самою хорошею и прочною работою, сообразно представляемого плана и фасада». с обозначенными изменениями. Как и для трапезной, подрядчик должен был добропорядочно приготовить лес: сосновый для столярной работы, липовый - для резьбы. Основную часть работы следовало выполнить к осени 1805 года, а резьбу по усмотрению заказчиков. Цена за пол, иконостас с клиросами и резьбой, всеми материалами определена в тысячу восемьсот рублей.

Казалось бы, все условия были определены договором, но С.И. Стрелков, очевидно, имея большое количество заказов, в действительности принимает на себя роль генерального подрядчика и от своего имени нанимает другого мастера для изготовления иконостаса. В мае 1805 года он заключает договор с крестьянином Евдокимом Ивановым сыном Волковым из Кашинского уезда, вотчины господина Николая Осиповича Кожина, деревни Маслово. Е.И. Волков обязуется по оформленному С.И. Стрелковым договору сделать иконостас в соответствии с имевшимися у Стрелкова планом и фасадом, подписанными священником и строителями Филипповской церкви.

В договоре приводится схематичное описание иконостаса, оговариваются некоторые технические и организационные вопросы: «...выполнить мне по условию моему в начале царские двери и по сторон их по киоту и подле их колонны и также и в алтаре за престолом колонны и со оных колон зделать четыре арки и внутри их падины, а наверху кунпал с пристойным прибором внутри ево. Как показано от него Стрелкова будет, то мне выполнить неоспоримо так же, как значит на плане и фасаде. По лицевой большой арке по местам иконы Дванадесять праздников, внутри ея зделать падины, как показано будет от него Стрелкова. На капители, тела из бакусами и порезки отобрать, что их следует, то мне Иванову выполнить неоспоримо. Крылосы, какие показаны будут, и амвон. И всю ту работу работать самым прочным искусным мастерством и требовать мне от него Стрелкова шаблоны и задачи на каждую штуку и, что как приказано будет, то мне выполнить неоспоримо. И ежели ж что усмотрено будет им Стрелковым или тоя Филипповские церкви Строителями неисправно или нечисто в склейке и не в склейке, то мне Иванову переправить неоспоримо и ничего мне Иванову от него Стрелкова не требовать, кроме квартиры и гвоздей. Которую работу и начать мне Иванову июля 10 дня и окончить мне в скорости и на место поставить во всякой исправности».

Планомерные работы по строительству Филипповской церкви прервал пожар, случившийся в 1809 году, серьезно повредивший трапезную. В тёплом храме пришлось вновь делать потолок и крышу, но иконостасы были вынесены из огня, хотя и значительно поломаны. Восстановлением убранства тёплого храма занимался уже другой мастер: 28 января 1810 года священно- и церковнослужители, строители и староста Филипповской церкви заключили договор с крестьянином Кириком Гавриловым из Мышкинского уезда, вотчины господина коллежского асессора Сергея Петрова Соковнина, деревни Слободы. Кирик Гаврилов тоже являлся известным подрядчиком и неоднократно выполнял работы для угличских храмов.

В Филипповской церкви обязался со своими рабочими повреждённый от разломки во время бывшего пожара иконостас выправить по-прежнему, вновь изготовить Красные врата (двери в арке между трапезной и храмовой частью), восстановить клиросы, изготовить новые престолы. жертвенники и амвоны в два придела. Вся работа была оценена в 140 рублей.

Летний храм, очевидно, тоже пострадал от огня, работы по созданию убранства замедлились. Подряд, как и прежде, был в ведении С.И. Стрелкова. Он в июне 1812 года поручил работы по резной отделке иконостаса Павлу Самсонову Соколову - дворовому человеку сельца Знатново вотчины Дмитрия Алексеевича Черткова. В 1814 году главный престол в честь Рождества Христова был освящён.

Такой была история создания убранства Филипповского храма. Далее на основе расходных книг можно несколько уточнить хронологию. Так столярные и резные работы в теплом храме оплачивались С.И. Стрелкову в семь этапов: 30 декабря 1800 года, 2 января и 4 апреля 1801 года, 17 февраля и 6 октября 1802 года, в марте и 25 ноября 1803 года.

Также многократно оплачивались работы в летнем храме: в декабре 1804 года дан задаток 50 рублей, за- тем выплаты производились в апреле, сентябре 1805 года, в мае и декабре 1806 года, в апреле, мае и сентябре 1807 года и в марте 1808 года". Далее выплаты продолжали производиться 30 апреля, 31 июля и 31 декабря 1809 года, 30 апреля 1810 года, 17 марта и 17 мая 1812 года.

Если артель С.И. Стрелкова и нанятые им мастера выполняли столярные работы и резьбу иконостасов, то живописные работы производили другие важные для истории Угличского края люди, которых можно рассматривать как соавторов убранства Филипповского храма. Так, поновление старых икон, написание нескольких новых, «отживление» скульптурной резьбы зимнего храма с 1800 по 1808 год производили угличские посадские Григорий Иванов и Пётр Петров Буренины, Пётр Алексеев Масленников, Дмитрий Васильев Пятунин, иконописец дворовый человек премиер-манора Петра Петровича Батурина Иван Тимофеев.

Иконы для иконостаса летнего Храма выполнил дворовый человек княжны Дарьи Александровны Долгоруковой из села Тейково Шуйской округи Владимирской губернии, один из наиболее известных провинциальных живописцев - Тимофей Алексеевич Медведев. Договор на работу был оформлен 16 декабря 1811 года, а 17 января 1813 года ему за выполнение заказа заплачено 700 рублей.

Последний раз Семён Иванович Стрелков выполнял работы для Филипповского храма в 1839 году. 16 августа с согласия священно- и церковнослужителей и церковного старосты он заключил договор с выбранными из числа приходских людей строителями: дворянами Платоном Васильевичем Епифановым, Николаем Ивановичем Паниным и угличским купцом Львом Михайловым Дегтяревым. По договору он обязался осуществить ремонт иконостаса холодного храма Рождества Христова, где были трещины, и изготовить киоты на иконы Страшного Суда и Воскресения Христова с резьбой и колоннами по размеру и приличию нижнего яруса иконостаса. Начать работы, не упуская времени, следовало в августе, а завершить до конца года. Стоимость составляла 115 рублей.

Далее отделку главного храмового иконостаса продолжил Андрей Яковлев Уткин крестьянин Угличского уезда, вотчины прапорщика Николая Стефанова Мотовилова, деревни Пирхачей. Он с 1 мая 1840 года по 25 марта 1841 года обязался вызолотить на полимент червонным полузолотниковым золотом всю резьбу без изъятия, галтели, капители, вазы. Прочую столярную работу он должен был окрасить масляной краской под лак «лучшим мастерством», а колонные столпы отделать под белый мрамор по штукатурке, не увеличивая толщину. Работа оценивалась в крупную сумму- 1286 рублей серебром...»

Из статьи Евгения Лиуконена «Контракт сей с обеих сторон содержать свято и ненарушимо…» в журнале «Углече Поле», № 29, 2016, стр. 93-96.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 августа 2024

«…17 января 1799 года, заключается договор со священником церкви Святого Апостола Филиппа Михаилом Николаевым и определёнными строителями: секретарём Угличского Городового Магистрата коллежским регистратором Иваном Семёновым Паниным, правящим должности публичного нотариуса и городового писаря купцом Василием Ивановым Кашиным, купцами Тихоном Ивановым Ожеговым и Алексеем Васильевым Накладовым, а также с прочими приходскими людьми, по которому подрядчик Пётр Иванов обязывается «вновь построить на отведённом от правительства месте каменную одноетажную с двумя в трапезе пределами по данному от них плану и фасаду из приуготовляемаго ими материала церковь с колокольнею». Строительство Филипповского храма взамен прежних деревянной и каменной церквей требовалось осуществить в течение трёх лет, начиная с 9 мая 1799 года. Работы должны были вести пятнадцать «лучших каменной работы мастеров».

Примечательно, что утраченный в советское время угличский Филипповский храм имеет близкий аналог - Троицкую церковь села Верхне-Никульское Мологского уезда, датируемую 1806 годом. Сходство между двумя храмами в композиции и деталях столь велико, что участие в строительстве Троицкой церкви артели Петра Иванова едва ли подлежит сомнению…»

По материалам статьи Евгения Лиуконена «Подрядчики каменных дел» в журнале «Углече Поле», № 28, 2016 г., стр. 70-71.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.