ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Углич. Алексеевский женский монастырь.


Углич. Алексеевский женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1371.
Адрес:
Ярославская область, Углич, ул. А.И. Шаркова, 27

Координаты: 57.526108, 38.330972



План Алексеевского монастыря в Угличе
Храмы монастыря:
1. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
2. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
3. Часовня
4. Церковь Алексия (XVI в., сильно перестроена в XVIII-XIX вв.)
Другие постройки и сооружения:
5. Место снесенной колокольни (XIX в.)
6. Святые ворота (XVIII в.)
7. Монастырская постройка
8. Деревянные монастырские постройки
9. Северный келейный корпус
10. Монастырский корпус
11. Монастырская постройка
12. Стены ограды (XVIII в., восстановлены в 2010-х гг.)
13. Башни ограды (XVIII в., восстановлены в 2010-х гг.)
14. Хозяйственные ворота

Подворье монастыря в селе Воскресенское Угличского района
Подворье монастыря в селе Андреевское Большесельского района



Сортировка:

Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
30 августа 2018
Алексеевский женский монастырь, Вид с запада на комплекс монастырских храмов<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Вид с запада на комплекс монастырских храмов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
8 мая 2016
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
23 февраля 2016
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
23 февраля 2016
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
4 августа 2013
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
4 августа 2013
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
yozik
14 апреля 2012
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Сергей Чернов
17 января 2012
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
24 сентября 2011
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Сергей Чернов
4 января 2011
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Eveness
17 сентября 2007
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Hramsohran
29 августа 2022
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Hramsohran
29 августа 2022
Алексеевский женский монастырь, Юго-западная башня Алексеевского женского монастыря в Угличе.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Юго-западная башня Алексеевского женского монастыря в Угличе.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
17 мая 2017
Алексеевский женский монастырь, Церковь Алексия, митрополита Московского.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Церковь Алексия, митрополита Московского.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
17 мая 2017
Алексеевский женский монастырь, Углич. Алексеевский женский монастырь. Часовня.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Углич. Алексеевский женский монастырь. Часовня.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
17 мая 2017
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юрий Моченов
9 апреля 2017
Алексеевский женский монастырь, Северный келейный корпус<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Северный келейный корпус
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 января 2014
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
24 сентября 2011
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
24 сентября 2011
Алексеевский женский монастырь, фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов
1913
Алексеевский женский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Т.
1903
Алексеевский женский монастырь, Фото из Журнала "Русский паломник"<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фото из Журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
Алексеевский женский монастырь, Почтовая открытка<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Почтовая открытка
Сергей Ковров
Алексеевский женский монастырь, фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2007

Алексеевский монастырь, 3 класса, в городе Угличе. Основан в 1371 году, по желанию митрополита Московского Алексия, иноком Адрианом. Здесь хранится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Вратарницею», на которой Богоматерь изображена в виде монахини, с жезлом и четками в левой руке и свечей в правой; эта святая икона, находившаяся в монастырской кладовой, в 1894 году, 23 июня, по просьбе больного купца, прибывшего из Петербурга в обитель, согласно бывшему ему сонному видению, была торжественно перенесена в монастырский Успенский храм и прославилась исцелением этого больного; празднование в честь этой святой иконы, источавшей и многие другие чудотворения, совершается 23 июня. Кроме святой иконы, в монастыре находится также местно чтимая Казанская икона Божией Матери.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 января 2015

Монастырь в г. Угличе на высоком ровном месте. Основан в 1371 г. Церквей три: все каменные и прочные. Первая - соборная, летняя, однопрестольная церковь во имя усекновения главы св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с приделом с северной стороны во имя вмч. Федора Стратилата и препод. Аркадия. Построена в 1681 г. 29 августа. Вторая – троеверхая, называемая «Дивною», теплая, в честь Успения Божией Матери, однопрестольная, при ней настоятельские кельи; построена в 1628 г. Третья - во имя св. Алексия митрополита московского чудотв., однопрестольная, зимняя, построена в 1522 г. благоверным угличским князем, наместником Фомою Семеновичем Колычевым. Две каменные часовни. Святыни монастыря: особо чтимые иконы Божией Матери, называемой «Вратарница», прославившаяся чудотворениями и древняя и чтимая Казанской Божией Матери.

Монастырю принадлежит водяная мельница на реке Сити Мологского уезда, с землею при ней около 1 десятины, 2 десятины земли под огородом и часовней в Угличе и 216 десятин 803 кв. сажени земли под пустошами в Угличском и Мышкинском уездах. Капитала в билетах 79 081 руб. На средства монастыря содержится церковно-приходская школа. Казенного содержания 711 руб. 42 коп.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». - Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 января 2015

Угличский Алексеевский третьеклассный мужской монастырь находится в самом г. Угличе Основание ему положил св. Алексий митрополит московский в 1371 г., с соизволения великого князя Дмитрия Ивановича Донского; и тогда же построил здесь через инока Адриана деревянную церковь Успения Божией Матери и таковые же кельи для монашествующих. По имени сей церкви монастырь сперва назывался Успенским. Настоящее же название усвоено ему в память основателя в 1439 г. и тогда же воздвигнута была во имя его деревянная церковь.

Церквей в обители три и все они каменные: св. Иоанна Предтечи с приделом вмч. Федора Стратилата, сооруженная в 1681 г. игуменом Лаврентием; Успения Божией Матери, основанная в 1628 г. старцем Мисаилом; св. Алексия митрополита московского, построенная в 1482 г. князем Фомою Колычевым, который в ней и погребен. Земли при монастыре 223 десятины.

Апол. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, от типографии Гериана Фалька, 1861 г.


Сергей Ковров   29 мая 2018

Самый древний из угличских монастырей – Алексеевский – построен на возвышенности, называемой в древности Огневой горой. Монастырь был основан в 1371 году крупным московским политическим деятелем митрополитом Алексием как идейный форпост набирающего силы Московского государства, к которому немногим ранее, в 1329 году, было присоединено Угличское княжество. Вплоть до XVI века постройки монастыря были деревянными. В 1534 году здесь строится первое каменное здание угличского посада – Алексеевская церковь. К сожалению, в XIX веке она была полностью переделана, а в XX веке - наполовину разрушена.

В период польско-литовской интервенции 1608-1611 годов Алексеевский монастырь был почти полностью разрушен. Его здания были сожжены, 60 человек братии и более 500 укрывшихся угличан безжалостно перебиты. Возродился монастырь стараниями строителя Мисаила, келейного старца ростовского митрополита Филарета - отца первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича.

В память о жителях города, погибших при осаде монастыря, в 1628 году здесь строится трёхшатровая Успенская церковь с трапезной, белым обелиском взметнувшаяся ввысь. За красоту и необычность архитектуры церковь на вершине Огниевой горы в старину назвали Дивной. Отсутствие в трапезной кухни, подсобных помещений наводит на мысль о том, что «Дивная» предназначалась не для обычных трапез, а для торжеств. Трёхшатровая каменная церковь – явление для Углича исключительное: до «Дивной» и после неё подобных сооружений здесь не было.

Рядом с «Дивной» располагается церковь Иоанна Предтечи с приделом Феодора Стратилата (1681 г.). Это первый бесстолпный храм города. Тяжелый куб основного объема храма с непропорционально большой апсидой создает впечатление некоторой приземленности и грузности постройки. В интерьере храма сохранились росписи XIX века.

В 1930-е годы в монастыре были разобраны колокольня, башни и стены ограды, хозяйственный корпус, уничтожено кладбище, где похоронены многие именитые горожане. Реставрационные работы, начавшиеся в 1920-х годах под руководством П. Барановского и И. Грабаря и продолженные сотрудниками Ярославской реставрационной мастерской в 1950-е годы, помогли спасти памятники монастыря от разрушения, вернули ему первоначальный облик.

В настоящее время монастырь передан Русской Православной церкви. Возрожден как женская обитель (раньше был мужским).

http://visituglich.com/info/memorials/alekseevskii_ansambl.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  31 октября 2019

Свято-Алексеевский монастырь изначально обосновался на главенствующих городских высотах. Издавна это место величали Огневой горой, и прежде тут, возле Каменного ручья, была устроена так называемая кереметь - древнее волжское капище. Христианское православие связывает культ такого рода святилищ с языческим поклонением духам предков, требовавших жертвоприношений. Истинная вера воцарилась здесь в 1371 году стараниями инока Адриана, обустроившего на этой земле монастырь по замыслу митрополита и святителя Московского Алексия, который и считается основателем сей святой обители. Место на Огневой горе во многом связано с деятельностью тогдашнего московского князя Дмитрия Донского. Именно здесь произошло сражение с его соперником за великокняжеский стол тверским князем Михаилом, который в 1371 году захватил и сжёг Углич, присоединённый к Москве более сорока лет назад знаменитым русским государственником Иваном Даниловичем Калитой.

В 1375 году Дмитрий Иванович Донской значительно укрепил город. Ранее святая обитель тоже была возведена при его активной поддержке, поскольку московский князь заново выстраивал городскую крепость, а монастыри в те годы играли роль укреплённых форпостов. В Угличе обитель, со всех сторон окружённая деревянными стенами, защищала подступы к городу со стороны Ярославской дороги. А пять лет спустя угличская дружина уже храбро сражалась под началом своего князя с армией хана Мамая в битве на Куликовом поле.

Изначально монастырь был мужским и назывался Успенским, поскольку в нём ещё с момента основания существовала деревянная церковь Успения Божией Матери, построенная также благодаря местному иноку Адриану в одно время с кельями для монашествующих. Эту обитель переименовали в честь святителя Алексия в 1439 году, в ознаменование его больших заслуг не только как основателя монастыря, но и как проводника активной политики, направленной на укрепление и расширение границ Московского государства, в том числе и за счёт таких удельных княжеств, как Угличское. Помимо Успенской церкви в обители существовали ещё два храма: во имя Алексия, митрополита Московского, и во имя святого Иоанна Предтечи, которую в 1681 году возвёл местный игумен Лаврентий. Вплоть до ХVI столетия все постройки в монастыре, включая и окружавшие их стены, были деревянными. Первым каменным зданием обители стала Алексеевская церковь, выстроенная на деньги наместника Фомы Колычёва усилиями, предположительно, зодчего-ростовчанина Григория Борисова и, возможно, с участием итальянских строителей, специально с этой целью выписанных из Москвы. В ХIХ столетии монастырь был полностью перестроен, а в ХХ-м сильно разрушен. Одной из самых драматических страниц в истории Углича и его Алексеевского монастыря стал период Смутного времени, после которого в обители и появился храм Успения Божией Матери.

В 1609 году город, который ещё не успел толком оправиться после так называемого годунова разорения, подвергся нападению интервентов. Его осадили отряды, которыми руководил гетман Ян Сапега, командующий всеми вооружёнными силами Речи Посполитой. За деревянными монастырскими стенами храбро сражались 60 представителей монашествующей братии и с ними около полутысячи горожан и жителей округи, искавших в Угличе спасения от притеснений интервентов. Их сопротивления было долгим и упорным, однако в итоге захватчики одержали верх и ворвались в святую обитель. Расправа была жестокой: перебили всех иноков и остальных защитников монастыря из числа угличан. По сведениям некоторых летописцев, оставшихся в живых пленных поляки, разъярённые их долгим сопротивлением, заживо замуровали в подвале. В эти дни в Угличе царили смерть и страшное разорение, город горел, подожжёный интервентами, а разгромленный Алексеевский монастырь лежал в руинах.

Чуть оправившись от этого апокалипсиса, пришедшие на пепелище монахи решили возвести Успенскую церковь, которая была окончена строением в 1628 году. Угличане очень скоро окрестили её за красу и оригинальность Дивной. Имя зодчего, возводившего Дивную церковь, история не сохранила. Примечательно, что ни до, ни после постройки Дивной в Угличе храмов подобной конструкции более не возводили. Знатоки русской архитектуры связывают появление в этом городе шатровой каменной церкви с культурным влиянием зодчества Первопрестольной. Для историков же постройка храма Успения Пресвятой Богородицы неразрывно связано с Мисаилом, фигурой незаурядной и во многих отношениях загадочной. Известно, что он был келейным старцем тогдашнего ростовского митрополита Филарета, отца первого из россйских царей в династии Романовых - Михаила Фёдоровича.

Успенская церковь стала одной из первых значительных построек из камня не только в Угличе, но и во всей России, которые возвели сразу после окончания Смутного времени. Это был трудный период для государства, в стране царила разруха, и царская казна ещё не могла финансировать сколько-нибудь масштабные строительные работы, тем более из камня. Алексеевский монастырь, частью которого стала Дивная церковь, изначально был окружён каменной оградой со Святыми воротами, которая, в отличие от храма, с течением времени почти полностью разрушилась. Когда же в годы советской власти был утрачен местный Покровский монастырь, храм Успения Пресвятой Богородицы остался самым старым из городских построек Углича.

Известно, что уже во второй половине ХVII столетия храм Успения Пресвятой Богородицы был перепрофилирован под настоятельские покои, в связи с чем была скорректирована внутренняя планировка здания. Алексеевский монастырь всегда оставался прочной опорой как церковной, так и государственной власти. Известно, что с 1698 года в крепких стенах обители, а именно в подвалах Успенского храма содержались пленные стрельцы - участники знаменитого бунта, направленного против Петра I и увековеченного в знаменитой картине живописца Василия Сурикова. Казалось бы, дата возведения Успенского храма в Угличе не подлежит сомнению - 1628 год. Тем не менее, известное дореволюционное провинциальное издание 2-й половины ХVIII века "Угличский летописец" утверждало совсем иное: "во обители Алексеевской, на месте деревянныя Успения Пресвятые Богородицы, построена бысть церковь каменная во имя же Успения Богородицы, троеверхая или троешатровая со двумя пределы, в лето 7055". Но в современном летоисчислении эта дата соответствует 1547 году! Таким образом, если сведения "Углицкого летописца" верны, возраст Успенского храма отодвигаются на 80 лет назад. И значит, эта церковь как-то пережила польско-литовское разорение и была либо капитально отремонтирована, либо даже полностью перестроена - однако уже на своём старом фундаменте, в месте, намоленном почти за целое предыдущее столетие. Примечательно, что косвенно эту версию подтверждают и краткие сроки постройки Успенского храма.

Быстро возвести большой храм, да ещё в тяжёлые послевоенные годы представляется весьма затруднительным, однако никаких сведений о долгострое Дивной церкви у историков нет. Белоснежная лебедь, плывущая по волнам веков, - так поэтично исстари называют угличане свою церковь Успения Пресвятой Богородицы. И подлинным расцветом её, как и всего города, стал век девятнадцатый, который в Угличе можно смело назвать эпохой просвещённого купечества. Именно представители этого сословия привносили социальное благоденствие и технический прогресс, возводили и обустаивали храмы, ставшие настоящей визитной карточкой старинного городка.

На территории Алексеевского монастыря вплоть до 1917 года находилось монастырское кладбище, где хоронили всех известных людей и служителей святой обители. Подле Успенского храма и поныне сохраняются надгробия почётных угличан. В числе местных знаменитостей, упокоенных возле Дивной церкви, были и представители известной в Угличе семьи Евреиновых, владевших Торговым домом "Н. Евреинов и сын". Николай Дмитриевич Евреинов (1845-1902) известен как щедрый благотворитель, много лет входивший в Совет общества попечения о бедных, а также член комитета и казначей богаделен с детским приютом, которые он сам финансировал. Важнейшей для него наградой стала золотая медаль благотворителя "За усердие", врученная в 1896 году. Рядом с отцом возле Успенского храма похоронен сын, Константин Николаевич Евреинов (1867-1909). Этот талантливый краевед и археолог активно работал в местном земстве и был избран угличанами своим почётным гражданином. Константин Евреинов также известен как издатель газеты "Угличанин" и автор книги "Прошлое г. Углича" (1898).

Ко времени установления в Угличе советской власти Алексеевская святая обитель была крепким, хорошо организованным хозяйством. На реке Сити Мологского уезда она владела водяной мельницей с землями, имела наделы под огороды и часовню в самом Угличе, а также свыше 216 десятин земли в пустошах своего и Мышкинского уездов, содержала на собственные средства церковно-приходскую школу. У Алексеевского монастыря имелось 79080 рублей собственного капитала. Это давало возможность ремонтировать его храмы, в том числе и полностью привести в порядок "белоснежную лебедь" обители - Дивную церковь. Работы в ней прошли в 1905 году: благодаря пожертвованиям чина духовного ведомства, угличского купца и потомственного гражданина Николая Николаевича Войтяговского, к зданию также было пристроено каменное крыльцо. Советская власть в Угличе была установлена 12 декабря 1917 года.

В отличие от многих российских церквей, закрытых либо физически уничтоженных, судьба Дивной в Алексеевском монастыре оказалась не в пример счастливее. Большая заслуга в этом принадлежит Игорю Эммануиловичу Грабарю, поистине ключевой фигуре во всей художественной жизни большевистской России. Благодаря его хлопотам этот храм удалось включить в перечень важнейших архитектурных объектов страны, которые нуждались в первоочередном изучении, реставрации и полном восстановлении. Дивной присвоили статус историко-архитектурного памятника, и с начала 1920-х годов здесь приступили к реставрационным работам. Храм был передан городскому хозяйству, и в нём тут же прекратились богослужения. Однако это же и спасло само здание, хотя и нанесло ущерб внутренним интерьерам - после упразднения монастыря Успенская церковь использовалась в качестве хозяйственных помещений.

Окончательно Алексеевский монастырь был закрыт в 1930-е годы. Часть его построек власти отвели под жилой фонд. Также здесь расположились различные административные учреждения и был оборудован автомобильный гараж. В остальном же в обители царили запустение бюрократический произвол: постепенно на монастырской территории разобрали на кирпич колокольню и башни со стенами каменной ограды, был утрачен хозяйственный корпус и упразднено кладбище, где в своё время нашли свой последний покой множество жителей Углича. За период 1956-1961 годов церковь Успения Пресвятой Богородицы была полностью отреставрирована сотрудниками реставрационной мастерской Ярославля, всерьёз вознамерившиеся не только сберечь этот уникальный архитектурный памятник, но возвратить его былой облик, первоначальный вид, пропорции и формы. После передачи монастыря в лоно Русской Православной Церкви в Дивной возобновились богослужения и одновременно продолжились строительные работы. Начиная с 1997-го Дивная стала главным храмом возрождённого Алексеевского женского монастыря и остаётся им поныне.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №360, ООО "Де Агостини", 2019


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 мая 2024

«…Наиболее значительное строительство развернул в 1620-х гг. настоятель Алексеевского монастыря Мисаил. Бывший келейный старец патриарха Филарета, несомненно, обладал обширными возможностями. В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 гг. сообщается: «да в том же монастыре устроено вновь во 136 (1628) году каменнаго дела палат вверху и в исподи 8 служеб да колокольня верх шатровая, да церковь Пречистыя Богородицы Одигитрия с трапезою на подклетах». Там содержится упоминание о пристройке к Алексеевской церкви с палатами и колокольней и об Успенской «Дивной» церкви с трапезной.

Обитель располагала собственными мастерами, прожившими в Алексеевской слободе. В Писцовых книгах перечислены каменщики Степанко Патрекеев, Гришка Волк, Тренка Федоров, Левка Алексеев, Елисейко Григорьев, Гришка Семенов, Любимко Борисов, а также кирпичники – Ивашко Кузьмин, Минка Телятев, Фомка Карпов, Тимошка и Ондрюшка Ивановы Заварзины, Ивашко Трофимов. Не вызывает сомнений, что перечисленные в Писцовых книгах люди принимали участие в создании выдающегося шедевра древнерусского зодчества – Успенской «Дивной» церкви. Впрочем, не исключено, что храм был лишь восстановлен и перестроен в 1620-х гг. Многие исследователи обращали внимание на характерный для зодчества XV – начала XVI веков аркатурно-колончатый пояс алтарных апсид, слишком архаичный для первой трети XVII века, и осторожно высказывали предположения о более раннем происхождении храма. В Угличском летописце сообщается, что «троеверхая или троешатровая» церковь с двумя приделами была построена «в лето 7055 (1547) году».

При этом необходимо отметить, что характерный для московского зодчества шатровый храм не оказал существенного влияния на местную архитектуру, не вызвал подражаний. Разоренный в Смутное время город не имел возможности вести каменное строительство, едва насчитывал тысячу жителей. В Угличе после периодической высылки мастеров на казенные работы и отсутствия местного спроса в Писцовых книгах 1674-1676 гг. значатся лишь один каменщик бобыль Михаил Борисов и один кирпичник – «молотчей человек» Микифор Минин, жившие на Ильинской и Сарайской улицах. Но 1670-е годы стали переломным временем – с этого десятилетия в Угличском крае вновь возобновляется каменное строительство, вступает в пору становления и расцвета…»

По материалам статьи Е.А. Лиуконена "К вопросу о каменном строительстве в Угличском крае в XVII - нач. XVIII вв." https://uglmus.ru/about/publics/Liukonen_stroitelstvo/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 мая 2024

Алексеевский мужской монастырь находится в юговосточной стороне города Углича в нескольких саженях влево от Селунской церкви. Основание ему положил св. Алексий митрополит московский в 1371 году, с соизволения великаго князя Димитрия Иоанновича Донскаго; и тогда же построил чрез инока Адриана деревянную церковь Успения Божией Матери и таковыя же келии для монашествующих. По имени сей церкви, монастырь сперва назывался Успенским; настоящее же название его усвоено ему в память основателя в 1439 г., и тогда же воздвигнута была во имя его деревянная церковь. Церквей в обители три и все оне каменныя: 1) Св. Иоанна Предтечи, с приделом великомученика Феодора Стратилата, сооружена в1681 г. Игуменом Лаврентием; 2) Успения Божией Матери, основана в 1628 г. старцем Мисаилом; 3) св. Алексея митрополита московскаго,построенная в 1482 г., князем Фомою Колычевым, который в ней и погребен.

Монастырь Алексея митрополита был до нашествия поляков в 1609 году огражден высокою деревянною стеною. При архимандрите Арсении было нападение на монастырь поляков. Братия в числе 60 с 500 жителей, по примеру Троицкой лавры, мужественно оборонялись, и здесь пострадали. Каменные храмы Алексеевскаго монастыря, сооруженные князем Фомою Колычевым и другими, остались целы и доныне; а все в нем деревянное — церкви и стены преданы огню.

Особо чтимая святыня в Алексесвском монастыре.

1. Крест, мерою в 2 четверти, внизу котораго под распятием изображен св. митрополит Алексей и подпись: «Лета 7131 сий благословенный крест дан в монастырь чудотворца Алексия митрополита, что на Угличе, боярина князя Феодора Ивановича Мстиславскаго по его душе, благолепия ради св. Божия церкви и в наследие вечных благ.» На обороте креста, по надписи, значатся следующия части св. мощей: св. Стефана Новаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Феодора Тирона, апостола Фомы, мученика Кирика, Андрея Первозваннаго, Иакова Персянина, мученика Георгия, мученика Христофора, мученика Акепсима, мученика Артемия, мученика Леонтия в ратнице, мученика Иоанна от сорока, св. Маргариты.

2. Крест серебряный, вызолоченный, в 2 вер., находится на древней иконе Знамения Божией Матери, за правым клиросом; в нем по надписи значатся следующия части св. мощей: препод. Феодосия Печерскаго, преп. Иоанна Новгородскаго, великомученицы Варвары, мученика Михаила, князя Черниговскаго. На той же иконе находится крест в 1½ верш., с частию древа креста Господня. В верху иконы Знамения Божией Матери, по правую и левую стороны-кружки, не покрытые ризою, означают вложенныя две части св. мощей, без наименования угодников.

Икона Божией Матери Казанския, длиною в 1 арш., в серебряной вызолоченной ризе; на ней находится крест в 2½ верш., в коем значатся по надписи: часть камня гроба Господня, ризы Богородицы, часть мощей Иоанна Златоустаго, Иоанна Новгородскаго, епископа Никиты, священномученика Антипы, Антония Римлянина, Ионы, Моисея и Иоанна архиепископов, Иоанна Дамаскина, Иакова Боровицкаго, преподобно-мучениковъ избиенных в Севастии. Самая икона Казанской Божией Матери находится в Алексеевском монастыре за правым клиросом. В документах Алексеевскаго монастыря о сей иконе Казанской Божией Матери записано: «сия святая икона Божией Матери Казанской, в ризе серебряной, чеканной, подана вкладу мышкинскаго уезда помещицею генеральшею Анною Феодоровною Ширшиною и Микешиною из ея сельца Филина в 1803 году».

За левым клиросом в Алексеевской церкви находится икона Божией Матери, писанная на холсте, низанная хрусталем, замечательнаго письма. К сей иконе многие обращаются и получают благодать умягчения злых сердец.

В Предтечевской церкви Алексеевскаго монастыря замечательны по своей древности иконы: а) местная икона Иоанна Предтечи и б) святаго митрополита Алексея.

Место, где погребен основатель Алексеевской церкви князь Фома Колычев, указывают в Алексеевской церкви, за левым клиросом…»

Из книги: Лавров Н.Ф. «Путеводитель по церквам города Углича». - Ярославль, 1869 г., стр. 109-113.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 августа 2024

На Угличе ж, на посаде, в Огневе слободе...» Эта древняя фраза взята из духовного завещания угличского князя Димитрия Иоанновича Жилки, составленного в 1509 году, и говорит она, как можно догадаться, об Алексеевском монастыре - одной из древнейших обителей Угличского Верхневолжья, построенной более шестисот лет назад на Огневой горе.

В прошедшем 2006 году Алексеевскому монастырю исполнилось 635 лет, и эта, может быть, не совсем круглая дата позволяет нам еще раз обратиться к его истории, вспомнить многовековой путь, его значение для города как крупного духовного центра, сумевшего отличиться и в ратных делах. Кроме того, в нынешнем 2007 году мы отмечаем еще одну дату - 10 лет со дня возрождения обители после нескольких десятилетий запустения, восстановления ее исконного духовного пути и возвращения уважения к этому попранному и забытому месту.

Итак, вспомним, какими же были протекшие века долгой жизни святой Алексеевской обители.

B отличие от других угличских монастырей, история основания Алексеевского на редкость хорошо известна. Старые летописи рассказывают, что в далеком 1371 году на город напало войско тверского князя Михаила Александровича, воевавшего с московским великим князем Димитрием Иоанновичем (будущим Донским). Тогда Углич (а вместе с ним Молога, Кострома, Бежецкий Верх) был разграблен и сожжен.

Уже в ту пору город входил в орбиту влияния Московского княжества - как известно, в 1329 году он был куплен Иваном Калитой у ростовских князей Федора и Константина Васильевичей, которым принадлежал по праву родства с прежними угличскими князьями. Поэтому Москва позаботилась о восстановлении Углича, тем более, что он был важен для укрепления влияния в данном регионе и расширения границ рождающегося Московского Государства. Вместе с восстановлением города здесь был основан новый монастырь.

По сведениям ряда источников и по сообщению старых краеведов, в это время митрополит московский Алексий - как известно, видный соратник и наставник Димитрия Донского, принимавший активное участие в государственных делах, - объезжал подведомственную ему митрополию. В числе других городов он посетил и разоренный Углич. Тут он увидел Огневую гору и, пораженный красотою места, сказал: «Богу изволившу, на сем месте построена будет обитель во имя Успения Пресвятыя Богородицы, на сожитие иноком». Потом, спросив разрешение великого князя, он послал в Углич инока Адриана, который в 1371-1372 годах построил на указанном месте деревянный храм Успения и создал монастырь. Вскоре там собралось какое-то число иноков.

В 1378 году митрополит Алексий умер. Шестьдесят лет спустя, 20 мая 1439 года, произошло обретение нетленных мощей, и он был причислен к лику святых. В честь этого события в основанной по его указанию обители была построена еще одна церковь, посвященная его памяти. Со временем и сам монастырь стал именоваться не Успенским, а Алексеевским, но нельзя сказать, что это могло произойти сразу, видимо, новое название укрепилось постепенно, а этот процесс мы не можем проследить из-за недостатка источников.

Рассказанную историю можно считать легендой; трудно найти ее первоисточник - в основном она известна в поздних записях. Но еще с большим основанием во всех деталях ее можно принять за истину, поскольку она никоим образом не противоречит историческим фактам, а требовать от столь отдаленных времен каких-либо весомых документов, согласитесь, не всегда уместно - очень многое в средневековой истории строится на полулегендах, и историки зачастую только на их основании могут выявить подлинные процессы и события. Таков же случай и с Алексеевским монастырем, но, в отличие от многих других рассказов, он выглядит реальным, в нем совершенно нет пресловутых чудес, пренебрегаемых наукой.

Так началась и складывалась в первые времена жизнь Алексеевского монастыря. Надо признать, что он был довольно скромной обителью. В том же вышеприведенном завещании 1509 года князя Димитрия Жилки он назван «монастырьком». Но князь завещает ему село Некоуз с деревнями в Рожаловском стане. Видимо, он же начинает строить в монастыре первый каменный Алексеевский храм с приделом Кирилла Белозерского. История появления храма туманна, определяется несколькими датами. Но можно сказать, что, вероятнее всего, церковь начали строить около 1521 года, когда умер Димитрий, а закончил ее наместник Углича боярин Фома Семенович Колычев примерно в 1522 году.

Алексеевский храм не отличался крупными размерами. Он имел четырехгранный объем храмовой части и небольшие граненые апсиды, выступавшие с восточной стороны. Внутри, в отличие от большинства церквей того времени, не имел перекрытия, опиравшегося на четыре столба, или какой-то другой традиционной формы свода. Над ним был полусферический купол из парусов, сходившихся из четырех углов здания, - такая редчайшая деталь в древнерусской архитектуре. Только на границе с алтарной частью стояли два столба, к которым крепилась алтарная преграда.

Соответственно и фасады имели несколько непривычный вид. У них было трехчастное деление лопатками, но прясла стен завершались не закомарами, а декоративными кокошниками, над которыми был профилированный карниз. Выше, очевидно, находились выявленный снаружи купол и небольшая главка. В некоторых пряслах были небольшие оконца с тщательно выполненными откосами, а в середине южного, западного и северного фасадов - входы, оформленные скромными порталами. Упомянутый придел Кирилла Белозерского мог находиться в дьяконнике (южной апсиде), как очень часто делалось в то время.

Последующие перестройки XIX-го и особенно ХХ-го веков совершенно стерли древний вид храма - старые окна были заложены, взамен пробиты большие новые, стесаны все детали. Но кое-что сохранилось, и это немногое позволяет высоко оценить первоначальную архитектуру здания. В настоящее время раскрыты некоторые окна - они поражают необычайным совершенством кладки. Похожие по форме имеются у княжеских палат кремля, но там они сильно переделаны при реставрации конца ХІХ века, а тут поражают чистотой и подлинностью. Кое-где даже сохранились обломки кованых решеток и петель ставень. Все лопатки были стесаны, но под полом северного придела обнаружились нетронутые остатки. По ним видно, что их основания и цоколь храма опоясывал профилированный пояс, с доскональной правильностью повторявший форму базы (основания) классической колонны, только выполненный не из камня, а из фигурного кирпича.

Эти детали, а также общий вид храма позволяют с некоторой долей вероятности предположить, что его могли строить итальянцы или русские мастера, прошедшие у них выучку. Также часто Алексеевский храм связывается с именем прославленного ростовского зодчего Григория Борисова, создавшего соборы в ростовском Борисоглебском и переславском Даниловом монастырях. Может быть, реставрация церкви позволит нам увидеть ее во всем прежнем величии и прославить Углич еще одним замечательным памятником.

Монастырь жил, богател. В какое-то время ему было пожаловано село Воскресенское «на Волге» с деревнями и разными угодьями, мельница на реке Улейме. При нем на посаде, видимо, уже с ранних времен образовалась слобода, где жили работавшие на монастырь ремесленники и разные зависимые люди.

Но близилось Смутное время. Углич, начиная с осени 1608 года, подвергался набегам отрядов поляков, литовцев и разных разбойников, периодически захватывался ими и освобождался собственными или какими-то иными силами. При этом происходили бесчисленные убийства, грабежи, пожары, подвергались ударам монастыри и храмы. Примерно в 1609 году поляки подступили к Алексеевскому монастырю, который в то время был хорошо укреплен имел деревянные стены и башни. Укрывшиеся в нем жители и монахи во главе с архимандритом Арсением оказали упорное сопротивление. Но обитель все равно была взята, а ее защитники перебиты. Некоторые из них укрылись в каменном подвале одного из зданий. Враги засыпали все окна и двери и таким образом задушили тех людей. Всего погибли 60 человек братии и около 500 горожан.

Но Алексеевский монастырь все же пострадал меньше других. Уже в 1610 году туда прибыл влиятельный и деятельный человек - строитель Мисаил, бывший келейный старец ростовского митрополита Филарета (будущего патриарха, отца первого царя из династии Романовых, Михаила Феодоровича). Он собрал уцелевших монахов из братии монастыря, подтвердил у правительства права на прежние владения и получил новые пожалования в виде четырех мельниц на реке Улейме и Рыбной слободы Углича.

Должность Мисаила (строитель) не соответствует, как можно подумать на первый взгляд, словам «архитектор», зодчий». В те времена строителем назывался младший сан настоятеля монастыря, «устраивавшего» его жизнь. Но он блестяще проявил себя как строитель и в современном значении этого слова. Со временем, когда основные дела обители были решены, Мисаил взялся за ее украшение и обустройство. В 1628 году была создана трапезная с Успенским храмом и двумя приделами. Этому, казалось бы, бытовому зданию отводилась особая роль – оно стало крупнейшим в комплексе монастыря и, пожалуй, всего города. Оно поднималось над пеплом развалин и останками убитых жителей как своеобразный символ возрождения Углича и его трагической судьбы.

Успенская церковь получила эстетически наполненный, на редкость внушительный и привлекательный вид. За необыкновенную красоту народ прозвал ее «Дивной», а для исследователей архитектуры она стала одним из выдающихся произведений русского зодчества. Три ее шатра, стройно устремившиеся в небо, ее сложное единство кокошников, скромного декора, округлостей апсид и угловатого простого объема трапезной - вот непреходящий образ древнего Углича, вместилище его скопленной веками духовной высоты.

Можно полагать, что спроектировал и построил храм именно старец Мисаил - к такому мнению склонялись многие исследователи. Если так, то он был не только хорошим управителем и приближенным высокой особы, но и художественно одаренным человеком. Мы можем также назвать имена простых людей, жителей Алексеевской слободы, которые, вероятнее всего, принимали участие в постройке храма: каменщиков Степана Патрикеева, Григория Волка, Терентия Федорова, Льва Алексеева, Елисея Григорьева, Григория Семенова, Любима Борисова; кирпичников Ивана Кузьмина, Мину Телятьева, Фому Карпова, Тимофея и Андрея Ивановичей Заварзиных, Ива- на Трофимова; плотников Панкратия Микитина, Ивана Фомина, Федота Васильева, Микиту Алексеева, Михаила Бояркина и Дружину Остафьева. Кто-то из них действительно мог быть в числе строителей храма, тем более, что этот список относится к 1629-1631 годам.

Примерно в то же время, в 1627 году, старец Мисаил строит еще одно здание - церковь Богоявления Господня с трапезной, колокольней и папертьми. Она была сооружена при Алексеевском храме, но, видимо, не как простой придел, а как отдельно стоящий теплый храм, отличавшийся довольно крупными размерами.

Эта церковь по своему значению могла напоминать храмы Алексия, человека Божия, и Похвалы Богородицы при Спасо-Преображенском соборе, в которых богослужения совершались зимой и которые дополняли каменный храм. Скорее всего, она была деревянной, поднятой на подклет, где находилась хлебня, окруженной галереями и крыльцами. Над трапезной были колокольня и казенная палата, и здесь же находились часы, отбивавшие время. Самый большой колокол монастырской колокольни весил 160 пудов.

Трудно сказать, с какой целью строился этот храм, целиком дублировавший назначение Успенской церкви с ее трапезной и хлебней, но, видимо, тут была небольшая дополнительная трапезная и совершались богослужения в зимнее время. Уже к 1670-м годам Богоявленская церковь обветшала, а в конце века была разобрана.

Эти и многие другие дела стали заслугой строителя старца Мисаила - он возродил монастырь и обустроил его прекрасными зданиями. В 1637 году его, отлично зарекомендовавшего себя, поставили игуменом в Покровский монастырь - самую известную и крупную обитель Угличского края. Но престарелый настоятель вскоре вернулся в свой любимый Алексеевский монастырь, где и умер в 1638 году. Как в свое время наместника Углича боярина Фому Колычева, его похоронили в соборном Алексеевском храме, где, кто знает, его захоронение, может быть, сохраняется и доныне.

Казалось бы, Мисаил дал Алексеевской обители шанс возвыситься, разбогатеть, стать крупным монастырем - чего стоила только значительная по своим объемам и совершенная в художественном отношении Успенская «Дивная» церковь. Но следующие настоятели оказались не такими деятельными, и монастырь возвратился к своему скромному значению.

Hеизвестно, в какое время на территории Алексеевского монастыря появляется храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. В середине ХVІІ века это была деревянная шатровая церковь о шести стенах, в то время уже ветхая. В 1600-х годах игумен Никандр сооружает деревянную клетскую церковь такого же посвящения на южных Святых воротах. В нее переносятся утварь и иконы из старого храма.

Позднее игумен Лаврентий в 1681 году строит на месте старой церкви новую каменную, сохранившуюся и доныне. Достаточно одного взгляда на нее, чтобы понять, уменьшилась роль монастыря - этот храм мал по масштабам и теряется рядом с «Дивной» церковью, хотя собор он и должен бы доминировать над трапезной. В эсстетическом плане эта церковь тоже существенно ниже и своим видом более всего напоминает местное провинциальное зодчество ХVІІІ века, никак не согласуясь с выдающимися созданиями своего времени, среди которых Воскресенский монастырь, ансамбль Николо-Улейминского, церковь Рождества Иоанна Предтечи и другие.

Предтеченская церковь Алексеевского монастыря - пятиглавая, с богатыми наличниками и вставками из многоцветных изразцов. Впервые в Угличе это бесстолпный храм, перекрытый сомкнутым сводом, хотя на фасадах присутствуют традиционное трехчастное деление и кокошники. Внешний вид был изящнее и благородней, когда с востока его дополняли две апсиды церкви и алтарь северного придела Федора Стратилата, но в ХVIII веке первые заменили одной большой апсидой, существенно нарушившей пропорции храма.

Таким Алексеевский монастырь вошел в новое ХVІІІ столетие, которое приготовило ему ряд испытаний. Новое время уже не видело в монастырях их прежней роли и потому существенно ограничило их деятельность, особенно в хозяйственном плане, фактически лишив прежнего статуса крупных феодалов. Все их имущество отныне перешло под контроль государства, и было существенно ограничено право приема новых насельников.

Более половины русских монастырей были закрыты - в числе их угличские Воскресенский, Учемский и Дивногорская Троицкая пустынь. В числе сохраненных оказались Алексеевский, Покровский, Богоявленский женский и Николо-Улейминский монастыри. Первые три из них, по имевшемуся до реформы достатку, отнесли к третьему классу, а последний стал заштатным. Отныне все монастыри, как чиновный аппарат или армия, находились на государственном содержании, а большая часть имевшегося хозяйства и земельных владений были отобраны в казну. Надо сказать, что Алексеевский монастырь до введения штатов владел 2596-ю крепостными крестьянами.

Однако в последующие царствования монастыри получают все же послабление и при новом хозяйственном и организационном статусе постепенно начинают возвращаться к прежнему процветанию. В 1798 году Алексеевскому монастырю была дарована архимандрития, но с сохранением настоятелю игуменского оклада. Уже во второй половине XVIII века он мог вновь вести каменное строительство. Так, на территории монастыря были выстроены новые келейные и хозяйственные корпуса, начиная с 1777 года возводилась каменная ограда с башнями.

С началом XIX столетия подверглась перестройке древняя Алексеевская церковь. Ее целиком оформили в стиле классицизма, пристроив портики, пробив новые окна, установив высокий полусферический купол с чашевидной главкой, а затем В 1840-х годах с западной стороны к ней пристроили трапезную. Но и в новом виде она в основном сохраняла Древние объемы и имела довольно привлекательный вид.

В 1820-1825 годах над обителью поднялась новая колокольня. Она была оформлена В стиле классицизма и стала одной из главных высотных доминант города и монастыря. Находилась колокольня немного к северо-западу от Алексеевской церкви. Она была четырехгранная, трехъярусная, с колоннами и арочными проемами.

В то же время храмы получали новое убранство - украшались золочеными резными иконостасами, росписями, иконами, принимая благолепный вид. Мы знаем, что в Алексеевской церкви где-то во второй половине ХІХ века был установлен пятиярусный иконостас в стиле эклектики, в Успенской церкви существовал замечательный иконостас в виде полуротонды.

Ремонтировались и перестраивались келейные корпуса, при Алексеевской церкви с северной стороны в 1907 году был сооружен придел в честь Николая Чудотворца и Божией Матери Афонской-Иверской, в основных чертах в уменьшенном виде повторивший облик храма. При Святых воротах и на торговой площади в 1898 и 1901 годах построены часовни. При обители на рубеже ХІХ-ХХ веков появились гостиница для паломников и школа. На колокольню в 1906 году был поднят самый большой в городе колокол, весивший 590 пудов 20 фунтов (9672 кг).

Постепенно жизнь монастыря налаживалась: он обустраивался, украшался, старался принимать участие в жизни города, являясь для него одним из важнейших духовных центров... Но приходит 1917 год, и процветание начинает быстро сменяться разрушением и упадком.

Официально монастырь был закрыт в 1918 году, но жизнь в нем теплилась до конца 1920-х годов, пока там находились последние насельники и оставались некоторые здания, одно за другим переходившие в собственность городских властей. Монастырь почти сразу был признан ценным памятником архитектуры, не отрицалось его высокое значение, рассматривалась возможность открытия на его территории музея, но на деле вся деятельность, предпринятая в 1920-1930-е годы, выразилась в разрушении и разграблении.

Как малое, можно отметить гибель налаженного монастырского хозяйства с его садами, огородами, экономической жизнью, а как уничтожение в кратковременный срок непонятно для каких нужд стен, башен и огромной колокольни, уродование Алексеевской церкви, из изящного храма с убранством, иконами, богатой историей превращенной в барак или сарай. По каким-то слабым эстетическим соображениям у нее был сохранен только северный портик, сбиты все детали, пробиты огромные окна, уничтожены древние алтарные апсиды, сохранявшиеся до этого почти в неприкосновенности, изменена внутренняя планировка, с запада и востока сделаны пристройки.

Над древними могилами в оскверненной святыне стали воспитываться дети - в бывшем церковном здании, превращенном в уродливый барак, расположился детский сад (впоследствии там была картинная галерея). Другие храмы использовали под склады, уничтожив иконостасы, утварь и иконы. Келии заняли под жилье. При этом, надо понимать, здания, лишенные настоящего хозяина, постепенно ветшали, подвергались неуместным перестройкам.

Почти вся территория монастыря с давних пор была занята кладбищем, где хоронили монахов и горожан, в том числе пользовавшихся большим почетом, - таких как Николай Дмитриевич и Константин Николаевич Евреиновы, Николай Николаевич Тучков. В 1930-х годах все кладбище стерли, а мраморные и гранитные памятники превратили в щебень для вымостки городских мостовых. Большое участие в разрушении обители принял Волгострой, в чьем ведении она оказалась во второй половине 1930-х годов.

На фоне этого целенаправленного варварского разорения и разрушения как малые проблески разумного выглядят небольшие реставрационные работы, проводившиеся в 1920-х годах видными русскими реставраторами и учены- МИ П.Д. Барановским и И.И. Князевым. Они обследовали Успенский и Предтеченский храмы, предприняли меры к их укреплению, провели первоначальные исследования, легшие в основу будущих крупномасштабных реставрационных работ, осуществленных в 1950-1970-х годах.

В середине 1990-х годов монастырь представлял собой как бы пустыню с проблескивающими оазисами: многие основные здания разрушены, многие ветхи, среди них поднимаются отреставрированные, но полузаброшенные памятники архитектуры, а так луговина, пустырь, довольно мрачное место, куда лучше не заходить в темное время суток. И лишь в 1997 году началось возрождение монастыря - уже в качестве женской обители.

В последующие годы, когда велся ремонт то в одном, то в другом здании, проводились и археологические раскопки. Словно дивные следы античности, обломки высокой погубленной цивилизации, тут и там выступали из земли старинные кирпичи, осколки надгробий из благородного камня и части разных архитектурных деталей - яркое свидетельство «трудов» недавних единомышленников и последователей древних вандалов. В отреставрированном северном келейном корпусе недавно открылся приют для девочек - а это свидетельство высокой благотворительной роли, взятой на себя монастырем.

Итак, мы видим, что многовековой путь Алексеевского монастыря продолжается. Он вновь стал одним из духовных центров и святынь Углича. Остается надеяться, что восстановление продолжится, и монастырь когда-нибудь вновь предстанет в прежних красоте и величии. Прочное основание этому уже положено.

Статья Евгения Лиуконена «На Огневой горе» в журналах «Углече Поле», № 1 и № 2, 2007 г., стр. 5-8 и 4-5 соответственно.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 августа 2024

«…Ещё днём заходили в Алексеевский монастырь. Смотрел «Дивную» Успенскую церковь. Действительно, это прекрасные стройные шатры и удивительно удачно разрешённая алтарная стена оправдывают эпитет, данный ей народом. К сожалению, вся западная часть переделана и представляет из себя коробку с гладкими стенами и даже мезонинчиками - здесь были настоятельские покои. Рядом с Успенской другая церковь уже конца XVII или начала ХVІІІ века - Фёдора Стратилата, в архитектурном отношении малоинтересная. Но здесь примечательно употребление ярославских поливных изразцов, среди которых некоторые совершенно тождественны изразцам церкви Иоанна Предтечи в Толчкове - это птицы, клюющие ягоды. Между прочим, здесь встречаются всадники на ещё новые плитки конях, некоторые натягивающие лук. Но поливы здесь очень мало, и она расположена только отдельными вставками на стенах. <…>

Примечания

Алексеевский мужской монастырь - самый древний в Угличе, основан в 1371 году иноком Адрианом по инициативе митрополита московского Алексия у Каменного ручья на возвышенности, которая называлась Огненной горой. В 1609 году разорён поляками, но вскоре восстановлен. Первая каменная церковь - Алексиевская (1521 - ок. 1534) - перестроена в 1829 году, в 1930-х частично разрушена и превращена в сооружение барачного типа. Жемчужина монастыря - Успенская «Дивная» белая трёхшатровая церковь (1628), построенная на высоком подклете. Шатры «глухие», не открытые во внутрь пространства храма. Центральный шатёр окружён поясом из кокошников, слегка приподнят по сравнению с боковыми и чуть сдвинут к западу, что делает композицию объёмнее. Три узкие апсиды украшены нарядными аркатурно-колончатыми поясками, придающими церкви праздничный вид.

Кирпичная церковь Иоанна Предтечи (1681) состоит из двухсветного четверика с бесстолпным перекрытием (первый бесстолпный храм города), завершённым пятиглавием, несколько грузная. С западной стороны примыкают паперть и крыльцо, с северной - небольшой придел Фёдора Стратилата. Паперть храма имеет вставки из полихромных изразцов. Главы изначально были покрыты поливной черепицей. Интерьеры ремонтировались в 1845 году и впервые расписаны в 1854-м угличским иконописцем Д.Г. Бурениным (сохранились в сильно повреждённом виде). 

В конце 1920-х годов монастырь закрыли, в 1930-х ансамбль значительно пострадал, в том числе разобрана колокольня (1820-1825). Уцелевшие храмы спасла реставрация 1920-х годов под руководством П.Д. Барановского и И.И. Князева. Выполненные ими работы легли в основу реставрации названных храмов в 1950-1970-х годах. В 1996 году монастырь передан церковной общине и восстанавливается как женский. Действующий. Расположен на улице А.И. Шаркова, № 27 (бывшая Алексеевская)…»

По материалам путевых заметок Владимира Згура «В Угличе церквей больше, чем домов» в журнале «Углече Поле», № 28, 2016 г., стр. 165.

Примечания составил Злочевский Г.Д.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.