ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Углич. Церковь Леонтия Ростовского за Волгою.

Леонтиевская церковь


Углич. Церковь Леонтия Ростовского за Волгою
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Леонтия Ростовского
Год постройки:1778.
Год утраты:1939 (разобрана)
Адрес:
Ярославская область, Угличский район, город Углич, ул. Речная

Координаты: 57.531559, 38.297831
Проезд:при строительстве ГЭС церковь оказалась на берегу шлюза



Церковь Леонтия Ростовского за Волгою, 1920—1930 год с сайта https://pastvu.com/p/163688<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1920—1930 год с сайта https://pastvu.com/p/163688
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1930
Церковь Леонтия Ростовского за Волгою, 1920—1930 год Вид с южной стороны<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1920—1930 год Вид с южной стороны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1930
Церковь Леонтия Ростовского за Волгою, 1900—1917 год<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1900—1917 год
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Церковь Леонтия Ростовского за Волгою, 1900—1917 год<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1900—1917 год
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Церковь Леонтия Ростовского за Волгою, С. М. Прокудин-Горский. Церковь Св. Леонтия Ростовского на Заволжской стороне. Углич. 1910 год с сайта http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=1285<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
С. М. Прокудин-Горский. Церковь Св. Леонтия Ростовского на Заволжской стороне. Углич. 1910 год с сайта http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=1285
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 июля 1910
Церковь Леонтия Ростовского за Волгою, С. М. Прокудин-Горский. Церковь Св. Леонтия Ростовского на Заволжской стороне. 1910 год<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
С. М. Прокудин-Горский. Церковь Св. Леонтия Ростовского на Заволжской стороне. 1910 год
Сергей Ковров
1 июня 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 июня 2015

Время строительства первого Леонтьевского храма в Угличе за р. Волгой неизвестно. Начало же строительства каменной церкви Святителя Леонтия Ростовского Чудотворца относится ко 2-й трети XVIII в., когда в ветхое состояние приходит средневековый деревянный храмовый комплекс, состоявший из отдельно расположенной колокольни и двух церквей – холодной и зимней в честь Святителя Леонтия и великомученика Никиты.

Перестройка ветхих зданий началась со строительства новой каменной колокольни, разрешение на которое последовало Указом из Духовного правления за № 725 от 25 мая 1743 г., а разрешение на храмовое строительство последовало лишь через 20 лет – Указом Духовного правления от 29 ноября 1763 г. за № 2735 . Указ гласил о позволении возведения вместо обветшалых двух деревянных зданий нового 2-этажного каменного храма.

Указом Духовного правления за № 528 от 5 марта 1764 г. определялось холодную деревянную церковь продать на слом, а теплую использовать на обжиг кирпича для новостроящейся каменной церкви. На этот период Углич имел дорегулярную планировку и средневековая застройка левобережной части города обуславливала каменной Леонтьевской церкви градостроительную доминанту, сохранявшуюся затем и при регулярном плане, конфирмованном Екатериной II 13 августа 1784 г.

В епархиальных справочниках при характеристике угличской Леонтьевской церкви годом ее строительства указывается «1778-й». Но следует предполагать, что это дата освящения одного из престолов новой церкви, поскольку многие внешние и внутренние строительные и перестроечные работы продолжались не одно десятилетие, что зависело от доходов прихода, потому как церковь строилась тщанием прихожан.

В 1780-е гг. проводятся активные работы по внутренней отделке и интерьеру нижнего этажа церкви, т.е. теплого храма великомученика Никиты: навешиваются и окрашиваются внутренние двери, делается кладка печей, мастерятся летние и зимние оконницы и стелятся полы, белятся стены (причем известью местного производства). Переклеивается и наново окрашивается иконостас (мастер – Алексей Переславцев). Поновляются старые образа, часть из них покрывается серебряными позолоченными ризами местного производства угличского чеканщика Василия Васильевича Хорхорина. В том числе поновляется храмовый образ Великомученика Никиты. Пишутся новые полотняные хоругви, шьются новые облачения (причем парча и отделочный позумент закупаются в г. Ростове).

В 1784 – начале 1785 гг. написан новый образ Леонтия епископа Ростовского Чудотворца, который покрывался ризой, а в начале 1787 г. риза золотится на сумму 72 рубля. В 1790-е – начале 1800 гг. проводится огромный объем работ в верхней холодной Леонтьевской церкви и на покрытии храма. Доход прихода увеличивается, поскольку с 6 сентября 1794 г. по указу Духовного правления в приход Леонтьевской церкви из прихода Ильинской церкви переведена угличская писчебумажная фабрика.

А 7 ноября 1798 г. закрепляется право Леонтьевской церкви на доходную недвижимость выдачей из угличского Духовного правления 2-х межевых планов и межевой книги.

Большие работы в верхней церкви развернулись по оформлению интерьера. В 1791 г. Указом Консистории за № 189 от 22 декабря разрешено строительство нового иконостаса «вместо старого» . К концу 1794 г. основные работы по его изготовлению завершаются, включая золочение, и в марте 1795 г. главный иконостас установлен. Работы по золочению выполнял мастер Василий Шилов. Одновременно с иконостасом делается столярной работы сень над престолом, украшается резьбой и золотится, а в клеймах над престольной сенью выполняются иконописные работы.

Тем же, 1794-м годом, во всей верхней церкви вставлены двойные рамы и отбелены стены. Отделочные работы главной части верхнего храма продолжаются вплоть до зимы 1796 г. В декабре 1796 г. священником Леонтьевской церкви из Ярославля привезен новый Св. антиминс.

В течение 1797-98 гг. ведутся работы по внутреннему убранству верхнего храма с приобретением новой богослужебной утвари, а также в трапезе верхнего храма золотится иконостас (мастер – московский купец Дмитрий Евстафьев). С 1799 г. встает вопрос о покрытии храмовых строений, а именно требовалось перекрытие деревянной крыши колокольни и замена временного покрытия самой церкви. В октябре 1799 г. плотник, крестьянин Захар Федоров из д. Еросимова Мышкинского уезда перекрыл колокольню, получив за работу – 14 рублей. Материал – тес и дрань – поставил угличский посадский Вас.Бор. Свешников, железную фурнитуру – угличский посадский Матвей Сурин.

Главной задачей следующего, 1800-го г., был сбор средств на покрытие церкви. С начала 1801 г. в огромных количествах начинается закупка разного вида железа – листового, резного, шинного, полуполосового, полосового. При этом поставщиками были ярославский купец Федор Вас. Кузнецов, угличский посадский Алексей Братцов, приказчик угличской писчебумажной фабрики Андрей Тулов, угличские купцы Вас.Вас. (Большой) Мехов, Филипп Стеф. Завьялов и Матвей Серг. Сурин. Общим весом насчитывалось более 500 пудов железа. Указом Консистории от 17 декабря 1801 г. было разрешено покрытие Леонтьевской церкви железом. Старую крышу позволялось использовать на дрова для церкви. Чтобы обеспечить качественные и быстрые кровельные работы, специально была выстроена и оборудована кузница (мастер-плотник крестьянин Михаил Игнатьев из д. Сверчково Мышкинского уезда).

Верховые работы по покрытию начались с устройства глав. Еще годом ранее, в октябре 1800 г., ярославец Василий Яковлевич Рыбников по контракту обязался сделать все 5 глав на Леонтьевской церкви. В частности, в документе указывалось, что крыть следовало «черным листовым железом коробками, как сделано на угличской Предтечевской церкви, объем глав таковой же, как у Предтечи» (старые главы были меньшего размера и объема); причем железо вылудить оловом, выкрасить «на обе стороны». Сделать новые кресты и цепи. При этом старые главы снести артелью Рыбникова, а новые «обрешечивать на земле и аккуратно поднять». Все оценивалось в 350 рублей.

После установки глав осенью 1801 г. крестьянин Петр Иванович Мунаев из д. Уркова Балахнинской округи Нижегородской губернии делает каменные шеи, а летом 1802 г. штукатурит их мастер Семен Матвеев из д. Мосца Ярославского уезда.

Строительный материал для глав был и местный, и привозной: кирпич – известного угличского мастера Ив.Вас. Коновалова; известь поставили угличане В.И. Карамышев и Н.Я. Ожегов; олово – угличские купцы Дмит. Вас. Бычков и И.С. Свешников, который поставил золото и для крестов. Для крестов же и рукавов продал червонное и двойниковое золото крестьянин д. Житницына Рыбинского уезда Федот Григорьев. 2-й этап верховых работ – покрытие крыши – начался в летний строительный сезон 1804 г. Крестьянин д. Василево Мышкинского уезда Яков Кузьмин обрешечивает и кроет настоящую церковь, а трапезную часть он же покрывает в лето 1805 г., здесь ему помогает крестьянин с. Дубровы Корчевского уезда Тверской губернии Никита Киприянов. Малярные работы медянкой и зеленью выполняют угличане Михаил Гаврилович Кошкин и Иван Иванович Буренин. В этом же, 1805 г., кладется паперть (поставщик кирпича и сам мастер – угличанин Иван Васильевич Коновалов).

Следующий, 1806 год, нужно считать годом окончания строительства Леонтьевского храма, когда оформление экстерьера завершается колерным раскрасом церкви (мастер-подрядчик Семен Матвеев из д. Мосца Ярославского уезда).

В 1801-1806 гг. одновременно с крупным строительством, ведутся мелкие внутренние работы: починка и поновление образов (мастера – Петр Петрович Буренин и Дмитрий Вас. Пятунин); резьба малых иконостасов и киот (мастера – Семен Иванович Стрелков крестьянин с. Заозерья Угличского уезда, Афанасий Иванов – дворовый генерала Супонева, Гаврила Дмитриев – крестьянин д. Муравьева Мышкинского уезда); переплетаются и украшаются богослужебные книги (мастера – священник угличской Царевской-на-поле церкви Иван Александрович Куницын и профессиональный переплетчик угличский посадский Прокопий Иванович Щипалкин).

С 1806 г. Леонтьевская церковь существует без крупных перестроек. Ведутся лишь небольшие внешние и внутренние ремонты, необходимые, в основном, интерьерные работы. К примеру, в 1816 г. калязинский мастер Александр Иванович Шадеев золотит червонным золотом на полимент иконостас и клиросы нижней церкви Великомученика Никиты (эскиз иконостаса был утвержден в консистории под № 5174).

Леонтьевская церковь существовала до конца 1930-х гг., когда в связи со строительством угличского гидроузла ее разобрали, а кирпич использовали для бута гидросооружений и строительства гражданских зданий.

О значении Леонтьевской церкви для жителей левобережной части Углича можно судить по записи 1925 г. по описанию этого храма (ни в одной церкви города так не были описаны престолы, как в Леонтьевской), а именно: «Верхний храм освящен во имя Святителя Христова Леонтия Ростовского Чудотворца просветителя края светом истинной веры Христовой, по мнению всех просвещенных людей и истинно ученых, утвердившей и укрепившей Землю Русскую и неоднократно спасавшей ее во время тяжелых бедствий народных. Нижний храм посвящен св. мученику Никите твердому исповеднику веры и обличителю жестокого гонителя христиан готского вождя Афанариха».

В. Кузнецов

Источник http://prouglich.ru/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 марта 2024

"...Среди храмов города Углича, расписанных Д.Г. Бурениным, была и левобережная Леонтьевская церковь. В ее верхнем храме по условию от 28 августа 1858 года со старостой купецким сыном Иваном Яковлевым Меховым и прихожанами предполагалось выполнить росписи и поновить иконы.

В документе говорилось: «порядили его живописца Буренина украсить стены и потолок в верхней летней церкви Святителя Леонтия, а равно в алтаре и трапезе оной живописью в сорока клеймах, избранных священно церковнослужителями и церковным старостою и значащихся на особом реэстре. Писать оные клейма ему Буренину греческим мастерством на масле, лучшим искусством. Иметь лучших живописцев, поведения хорошего и с законными видами. Краски употреблять самого лучшего достоинства и все вообще материалы хорошие. Венцы на святых, имеющих быть в клеймах, золотить червонным золотом, равно и подписи на оных. Уборку около клейм сделать в лучшем виде рококо. Гладь или фон сделать из кобальта… Отливы окон в алтаре, настоящей церкви и трапезе, в которых не будет клейм, сделать под мрамор».

К сожалению, в текст договора не включено содержание реестра, поэтому сюжетный состав остается неизвестным. В 1850-х годах становятся типичными голубой кобальтовый фон и насыщенные орнаменты в стиле рококо. Их нередко можно видеть в сохранившихся росписях. В продолжение говорилось: «При работе находиться ему самому или сыну его Павлу. Еще же по сему условию обязуется он Буренин старую штукатурку везде, где окажется худою отпавшею, сбить и искусно заштукатурить. А где окажется твердою, старую краску всю смыть и стереть. Карнизы в настоящей церкви около купола и в самом куполе также сбить и искусно заштукатурить. Причем известка, алебастр, песок и другие материалы должны быть его Буренина». Здесь отмечается не только вычинка штукатурки, но и ликвидация лепного декора, который в середине XIX века предпочитали заменять иллюзорным гризайлевым.

Помимо росписей был еще один перечень работ: «В настоящей церкви в иконостасе предалтарном, в трапезе в арке и иконостасе иконы – лица отживить и просветы перезолотить червонным золотом». Работы начать в августе и завершить к 15 мая 1859 года. Стоимость – 857 рублей и 14 ¼ копейки серебром..."

По материалам статьи Е.А. Лиуконена "Династия живописцев Бурениных"



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.