ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Углич. Церковь Димитрия царевича "на поле".


Углич. Церковь Димитрия царевича
Церковь. Действует.  
Престолы:Димитрия царевича, Кирика и Иулитты
Год постройки:Между 1798 и 1814.
Адрес:
Россия, Ярославская область, Угличский район, г. Углич, ул. Ростовская, 60

Координаты: 57.51756, 38.326854



Сортировка:

Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
3 сентября 2018
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юлия Василевская
10 августа 2018
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
28 июня 2015
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Алексей Кротов
28 апреля 2014
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юрий Моченов
11 сентября 2013
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
uuee
6 августа 2009
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Eveness
17 сентября 2007
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Манита Оксана
11 июня 2007
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Алексей Сигаев
октябрь 2003
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
3 сентября 2018
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
28 июня 2015
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
28 июня 2015
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
29 апреля 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", Колокольня<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
29 апреля 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Илья Смирнов
8 июля 2006
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Церковь Димитрия царевича "на поле", придел в трапезной св. Кирика и Иулиты<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
придел в трапезной св. Кирика и Иулиты
Lynx Mourmyss
8 сентября 2022
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
29 апреля 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
29 апреля 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Церковь Димитрия царевича "на поле", Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1916 гг.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1916 гг.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 октября 2014

На въезде со стороны Ростова Великого в Углич, на Ростовской улице, стоит изящная небольшая церковь Царевича Димитрия «на поле». Существующий ныне каменный храм был построен в 1798-1814 годах. Но постройке нынешнего храма предшествовала долгая история, о которой сложено предание… 3 июня 1606 г., когда мощи царевича Димитрия переносили из Углича в Москву, процессия сначала двинулась в путь по московской дороге. Но на выходе из города у Иоанно-Богословского монастыря носилы с мощами неожиданно остановились и их никак не могли сдвинуть с места. Из-за этого решили, что нужно идти по ростовской дороге. По ней и продолжили шествие. На выезде из города процессия остановилась еще раз, для того, чтобы горожане могли проститься с царевичем. Сутки под открытым небом духовенство непрерывно вело богослужение.Во время Божественной Литургии произошло событие, положившее начало основанию на этом месте храма - из гроба, где находились мощи Димитрия, на землю пролилась струйка крови. Святыню бережно собрало духовенство и вложило в месте с землёю в серебряную раку. 3 июля траурная процессия торжественно прибыла в Москву. Тело Царевича Димитрия упокоилось в Архангельском соборе Кремля. Угличане обрели у Господа своего заступника и чудотворца. Вскоре на святом месте прощания горожан с царевичем Димитрием была выстроена часовня.

В 1693 году на место часовни из кремля была перенесена старая теплая церковь при Спасо-Преображенском соборе, так как в кремле строили новую. «Кремлевская» церковь простояла более сорока лет, до 1729 года, когда на ее месте поставили каменный храм Царевича Димитрия и Святых Кирика и Иулиты. А спустя еще полвека чуть в стороне от прежнего поставили существующий храм, получивший в народе прозвание церкви Димитрия «на поле». Освятил храм в честь перенесения мощей св. блг. кн. Царевича Димитрия архимандрит Палладий из Угличского Алексеевского монастыря. Церковь нельзя назвать интересным архитектурным памятником, но она по-своему красива и примечательна, а главное – она важный исторический памятник и святыня этих мест.

Внутри сохранились росписи 1836 года,в нём богатейшее собрание икон. У правого клироса находится рака с частицей мощей Царевича Димитрия и плащаница.Здесь же ковчег с мощами Святого благоверного князя Романа Угличского. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых. Мощи были обретены в 1495 году. В 1595 году было его всеобщее прославление. В 1611 году во время Польско-литовской интервенции мощи пострадали от пожара и по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. С 1930 года находились в Угличском музее, а в 1989 году переданы церкви. Не случайно церковь, посвященная небесному покровителю города, никогда не закрывалась, в советские годы оставалась единственным действующим храмом.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 января 2015

Церковь во имя св. царевича князя Димитрия, угличского чудотв., каменная, кладбищенская, бесприходная. Престолы: холодный - в честь царевича Димитрия, в теплой - в честь св. муч. Кирика и Улиты. Построена в 1800 г. иждивением угличских граждан, недалеко от прежней, которая существовала не более 70 лет и по высочайшему указу была разобрана. Чтимые святыни: местный древний образ св. благов. царевича князя Димитрия и семи отроков иже в Эфесе, образ Божией Матери « Утоли Моя Печали», малый образ св. царевича князя Димитрия, что в плащанице, с одним камешком из ожерелья, которое, по преданию, было на царевиче Дмитрии во время его убиения.

Каменная часовня при большой дороге Ростовской, вблизи церкви, обращенная из церковной сторожки. Два усадебных места: одно около 600 кв. саж. и место, отведенное под кладбище, 1000 кв. саж. Церковный дом для жительства священника. Церковных сумм по вкладам 1 934 руб. в билетах. По штату положено быть: священнику и псаломщику, причтового капитала в процентных билетах 4 410 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 апреля 2024

«…Церковь святаго царевича Димитрия на кладбище находится последнею по новой ростовской дороге из Углича. существует с 1800 г. с двумя престолами: святаго благовернаго царевича Димитрия и святых мучеников: Кирика и Иулитты.

По перенесении мощей Димитрия царевича построена была сперва часовня, а потом уже и церковь деревянная на самой большой дорог, где ныне для означения стоит часовня, виден бут прежней церкви, находившейся от настоящей церкви вправо саженях в 10-ти.

Святыня, принадлежащая сей церкви:

1. Икона местная в холодной настоящей церкви, по правую сторону царских врат св. равноапостольных царей Константина и Елены, в средине коей вложен крест Господень, на котором риза серебряная, вызолочена - 84 пробы, а крест осыпан стразами. В нем имеются святыя мощи, привезенныя из Москвы угличским купцом Русиновым Алексеем Ивановым. На сторонах креста находится следующая надпись. «1785 г. месяца ноября 8 дня сей крест Господень дан вкладу в церковь царевича Димитрия, что на-поле, Дмитрием Григорьевым Дуткиным».

2. В тойже настоящей церкви у праваго клироса в иконе - в раке вложен с левой стороны стразовой камешок, бывший на ожерельеце Димитрия царевича, вокруг котораго квадратно унизано жемчугом, на 1½ вершка.

3. В настоящей церкви по левую сторону царских врат находится икона еще из бывшей деревянной церкви, перенесенная в настоящую теперь каменную Печерской Божией Матери. Во время светлой седмицы - пасхи, окончивши вечерню, погашены были все местныя свечи у всех икон; пришедши же на другой день к заутрене, как священн0-церковнослужители, та и староста, видят пред сею Божиею Материю, что свеча местная горит и нисколько ея не уменьшилось (Сведение доставлено местным священником И. Кунициным, который и сам бывал очевидцем того же в другое время)…»

Из книги Лаврова Н.Ф. «Путеводитель по церквам города Углича», Ярославль, 1869 г., стр. 122-123.

Путеводитель_по_церквам_города_Углича.pdf (azbyka.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 августа 2024

«…Кто не знает древнего города Углича и его знаменитых храмов? Каждый день сюда едут сотни (а в высокий сезон и тысячи) любознательных туристов. Да и просто спешащие по своим делам водители и пассажиры легковых машин, автобусов, микроавтобусов и всяких прочих, как стали называть в последнее десятилетие, «трансферов» отрывают глаза, кто от дорожного полотна, кто от экрана гаджета, и бросают взгляд в окно.

Они увидят чуть в стороне от дороги Спасо-Преображенский собор, знакомый каждому по этикетке на бутылях минеральной воды. Красным мелькнёт из-за деревьев знаменитая церковь царевича Димитрия «на крови» - её, наверное, невозможно не знать. Встанет поперёк дороги махина собора Богоявленского монастыря. Её огромные голубые купола у людей несведущих останутся главным впечатлением от города; люди же знающие найдут взглядом вдали уникальные шатры Успенской «Дивной» церкви. Ну и на самой окраине города со стороны Москвы мелькнёт среди автосервисов вперемешку с забегаловками для проезжего люда ещё один - небольшой жёлтый храмик с небольшими голубыми маковками. Он вряд ли привлечёт особое внимание: глянет московский турист на изящный, но такой привычный силуэт провинциальной церковки рубежа XVIII-ХІХ веков и снова устремит взор туда, где вот-вот появится угличский кремль с церковью царевича Димитрия «на крови». И невдомёк ему будет, что он только что проскочил мимо другого храма, посвящённого тому же царевичу, храма царевича Димитрия «на поле».

Вообще храмов, посвящённых этому святому - хотя его история редко кого оставляет равнодушным, на Руси совсем немного. Наиболее известна домовая церковь при московской Голицынской больнице (ныне городская клиническая больница им. Н.И. Пирогова на Ленинском проспекте). А вот в сосед них с Угличем Мышкине, Рыбинске, Мологе нет и, вроде как, и никогда не было. Понятно, что для угличан царевич Димитрий фигура особая. И всё же посвящение здесь совсем неслучайно.

Из глубины веков

В 1606 году, через 15 лет после трагической гибели царевича, по распоряжению царя Василия Шуйского в Углич прибыла специальная комиссия под руководством ростовского митрополита Филарета. После вскрытия могилы отрока «святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными», и было принято решение везти их в Москву. Прославленному в лике святых Св. Димитрию Угличскому теперь надлежало пребывать там же, где были похоронены его родовитые предки - в кремлёвском Архангельском соборе.

Процессия с мощами двинулась по московской дороге, но за городом на поле остановилась. Ещё день жители Углича и окрестных сёл прощались со своим последним князем, ставшим святым. Потом мощи понесли дальше, а на месте прощания поставили деревянную часовню. Стоять ей пришлось недолго, когда в 1610 году отряд Яна Сапеги захватил и разорил Углич и его окрестности, часовня среди общего погрома тоже не уцелела. Разорение и запустение угличского края было столь велико, что восстановили часовню только спустя более чем четверть века – в 1637 году.

Прошло ещё полстолетия, и на месте часовни появилась деревянная церковь. Любопытно, что построй- ка была перенесена из Угличского кремля. В кремле в это время как раз собирались возводить каменный храм Димитрия «на крови» по инициативе почти столь же юных царей Ивана и Петра.

Здесь же, на окраине Углича, до сооружения каменного здания дошли руки лишь в 1729 году, уже после кончины Петра I, запретившего было строительство из кирпича вез- де, кроме Петербурга. Источники называют имя руководителя работавшей здесь артели Михаила Волкова, но это, увы, почти всё, что известно нам про старинную постройку. 26 сентября 1793 года, в Угличе возник страшный пожар, уничтоживший половину города. Не спасло Димитриевскую церковь ни то, что она располагалась на окраине, ни то, что она была возведена из несгораемого, вроде бы, кирпича. Храм выгорел и даже сами стены его были серьёзно повреждены огнём.

История современного здания

В 1798 году нашлись благотворители, готовые поднять строительство новой церкви, - угличские купцы Русиновы. Строили качественно, не спеша, прежде всего закончив к началу 1802 года тёплый придел во имя Свв. Кирика и Иулитты, чтобы можно было возобновить богослужения. Наконец, уже летом 1814 года архимандритом Угличского Алексеевского монастыря Палладием был освящён и основной храм, украшенный иконами и росписями лучших мастеров, работавших в округе: артели Тимофея Медведева, только что закончившей работы в городском соборе. Известно, что Медведев привлёк к работе регулярно сотрудничавших с ним иконописцев Григория и Василия Бурениных.

Медведев, работавший в классицистической манере, а впоследствии расписывавший собор Смольного монастыря в Петербурге, был признанным мастером. Знакомство с архитектурой классицизма демонстрирует и автор самой постройки. Боковые фасады украшают четырех-колонные портики с пристенными колоннами, поддерживающими треугольные фронтоны. Впрочем, сильно вытянутые в высоту портики очень далеки от античных пропорций. Вообще храм вобрал в себя все традиции XVIII века, в год окончания которого он был заложен. Стремительный взлёт стройного четверика и фигурная кровля над алтарной апсидой - приметы неизжитого стиля барокко. А трактовка и расположение деталей напоминает об ещё живой традиции древнерусского зодчества. Те же колонны портика заняли места лопаток, членивших здание на три части, а фронтоны «заместили» поясок кокошников под кровлей. Из той же эпохи и лёгкое пятиглавие. В общем, архитектура храма и трёхъярусной колокольни по-провинциальному немного наивна, но по-своему цельна и гармонична. И вообще церковь Св. царевича Димитрия «на поле» получилась лёгкой и изящной. Впрочем, в Угличе и окрестностях храмов этой эпохи очень много, и у большинства из них есть свои достоинства. Но у скромной кладбищенской церкви была особая судьба.

После установления советской власти в Угличе, как и в других городах и весях нашей страны, стали закрываться, а потом и разрушаться, храмы. На знаменитые храмы городского кремля рука разрушителей, к счастью, не поднялась, но они были закрыты. А вот за пределами кремлёвских валов «лес колоколен», о котором писал посетивший Углич в ХІХ веке Александр Дюма, начал редеть. Исчезли, разобранные на кирпич, храмы Св. Василия Великого, Рождества Христова, Филипповская, Николо-Петуховская... Закрылись, одна за другой, все остальные. Все, кроме одной церкви царевича Димитрия «на поле».

Скромный храм на самой окраине старинного города до поры до времени решили оставить в покое, а там началась война, остудившая запал ретивых разрушителей. И в стенах Димитриевского храма продолжали совершаться службы, а сам он стал приютом для святынь из разрушенных церквей и монастырей. Стал он духовным приютом и для многих священнослужителей из самых разных мест. В притворе храма со стен смотрят многочисленные фотографии этих людей. Священники, монахи, оказавшиеся в Угличе, чаще всего, после многих лет, проведённых в тюрьмах, лагерях и ссылках. служили в храме царевича Димитрия или, если служить не позволяло здоровье, молились там. Так, например, здесь после реабилитации провёл последние годы жизни архиепископ Николай Муравьёв-Уральский, в 1930-х годах епископ Рыбинский, а затем Муромский. Владыка Николай много раз был арестован, сидел и на Соловках, и в Хабаровске, работая и на лесоповале, и по своей «гражданской специальности» врачом. В Угличе он регулярно служил лишь в своей комнате, освятив в ней домовой храм, но на праздники регулярно молился в Димитриевском храме. Здесь же, на кладбище, находится и его могила.

Отец Никодим

В августе 1950 года в единственный действующий угличский храм был назначен новый настоятель, ставший заодно и благочинным всего Угличского округа. Казалось бы, рядовое событие, если бы не необычная для такой должности крайняя молодость, если бы не юность «батюшки»: иеромонаху Никодиму было немногим за двадцать лет. Много лет спустя второй священник Димитриевского храма архимандрит Авель (Македонов) - тогда тоже совсем молодой иеромонах - с юмором вспоминал: «Верующие выговаривали владыке (ярославскому архиепископу Димитрию, многолетнему духовному отцу и Авеля, и Никодима. - С.О.), мол, разлюбили Вы наш город, совсем юнцов присылаете. На что архиепископ отвечал: «А у меня больше нет стариков-то, они все вымерли». Только так и усмирил недовольных».

Впрочем, о. Никодим столь ревностно относился к своим обязанностям и принимал столь живое участие в своих прихожанах, что вскоре завоевал среди них уважение и авторитет. Позднее люди, близко его знавшие, отмечали: «С наследной принцессой (Бельгии.- С.О.) он тогда беседовал как князь Церкви. А с бабушкой из Углича, простой прихожанкой, говорил как пастырь добрый. Он, кстати, помнил по именам всех своих прихожан, поздравлял их с именинами, слал телеграммы...». Тогда же молодой иеромонах поступил на заочное отделение в Ленинградскую духовную семинарию, по окончании которой продолжил образование уже в духовной академии. В 1951 году им было организовано празднование 150-летия Димитриевской церкви, о чём поныне напоминает написанная в память юбилея по благословению о. Никодима храмовая икона Угличских Святых. Однако в начале следующего, 1952 года, иеромонах Никодим был призван в Ярославль, где, служа в кафедральном Феодоровском соборе, стал секретарём архиепископа Димитрия (Градусова).

Впрочем, не пройдёт и десятилетия, как Никодим, теперь уже сам будучи в сане архиепископа Ярославского и Ростовского, снова примет участие в судьбе угличского храма. В 1961-м, в разгар хрущёвских гонений на веру, и над Димитриевской церковью нависла угроза закрытия. И тут владыка Никодим перевёл в Углич авторитетнейшего пожилого игумена Кассиана (Ярославского), за плечами которого были более десяти лет, отбытых за веру в сталинских ссылках и лагерях, возведя его в сан архимандрита. Угличские православные воспряли духом. А вскоре о. Кассиан становится... Угличским епископом. Хотя фактически это был викарий (то есть заместитель, помощник) владыки Никодима (занимавшего, несмотря на молодость, уже несколько важнейших постов в руководстве Церкви и часто вынужденного выезжать из епархии), однако от мыслей о ликвидации последнего угличского Храма властям пришлось отказаться. Позднее владыка Кассиан почти четверть века будет архиепископом Костромским и Галичским, но завещает похоронить себя у церкви царевича Димитрия «на поле».

Путь же владыки Никодима - архиепископа (а с 1963 года - митрополита) Ленинградского, был по-своему тоже очень сложен и тернист. Много лет он возглавлял Отдел внешних церковных сношений - «министерство иностранных дел» Церкви, был Патриаршим экзархом Западной Европы и вообще одним из самых влиятельных архиереев Русской Православной Церкви. Действуя в годы гонений на религию, он был вынужден постоянно «идти по лезвию ножа». В этом сложнейшем положении ему для блага Церкви не раз приходилось идти на компромиссы, ставшие (особенно в постсоветский период) поводом для разнообразнейших обвинений. Собственно, обвиняют его (как правило, на основании слухов и собственного представления о целях и смысле его действий) просто во всех мыслимых грехах, главным из которых называют, не больше, не меньше, как предательство Православия, причём одновременно и «проклятому Западу», и безбожной советской власти. А владыке Никодиму приходилось не просто общаться, а активно взаимодействовать с представителями государства (а также его «соответствующих органов»). И он смог и убедить, и доказать, почему советской власти выгодно и полезно, например, разрешить хиротонию молодых епископов вместо покидавшего уже этот свет предыдущего поколения архиереев. За каждую такую хиротонию ему приходилось упорно и искусно бороться, а в итоге их оказалась целая плеяда, которая, кстати, сейчас составляет основу церковной иерархии Русской Православной Церкви.

Митрополит был активным сторонником сотрудничества между Христианскими церквями. Он был уверен, что поддержка мирового Христианского сообщества поможет российскому Православию устоять под давлением атеистической власти. «Благодаря владыке Никодиму Русская Православная Церковь обрела голос, звучавший во всём мире, и поэтому разрушать её тело властям было уже не так-то просто», - говорит о нём Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). Впрочем, мне кажется, что, помимо практичного расчёта, владыкой Никодимом двигало и просто искреннее желание к примирению и сближению между всеми христианами нашей планеты. С особой симпатией и даже увлечением он относился к католической церкви. Современники чаще всего смотрели на это, мягко говоря, с недоумением, но он, похоже, был твёрдо уверен в своих силах и способностях разрешить на пользу Православию любую проблему и ситуацию. Увы, митрополит Никодим, не дожил и до 50 лет, внезапно скончавшись от очередного инфаркта в 1978 году прямо на приёме у Римского Папы.

«...это был человек широких взглядов, большой эрудиции, прекрасный историк, знаток литургики, практик-дипломат и в то же время добрый, участливый, милосердный и очень простой в сожительстве человек», считали люди, знавшие его. Тем более, тепло вспоминали его угличане, помнившие всесильного митрополита совсем молоденьким священником. Да и сам он никогда не забывал волжский город. «Общаясь с нами, тогда совсем молодыми людьми, он говорил о том, что годы пребывания в Угличе были самыми лучшими годами его жизни», сказал патриарх Кирилл во время посещения Димитриевского храма 9 сентября 2010 года.

Реликвии и святыни

Мы уже говорили, что храм стал убежищем для целого собрания почитаемых святынь. Сохранил он и собственные - созданные в 1811 году, к освящению здания, иконы царевича Димитрия и Святого мученика Иоанна Воина. Последний, подаренный храму угличским купцом Михаилом Александровичем Хорхориным, в ХХ веке трижды был похищен, но каждый раз в итоге оказывался в родной церкви. У правого клироса находится рака с частицей мощей царевича Димитрия и плащаница с его изображением. 

Есть в храме ковчег с мощами Святого благоверного князя Романа Угличского. Легендарный князь жил вскоре после татаро-монгольское нашествия, но несмотря на это, добился процветания Угличского княжества, значительно расширившего в эту пору свои пределы. Особенно славится он строительством многочисленных храмов. Мощи Романа Угличского были обретены нетленными в 1495 году. Ещё через 100 лет, в 1595 году, состоялось всеобщее прославление князя в лике святых. В 1611 году, когда углич был сожжён отрядом Яна Сапеги, остатки мощей были обретены из пепла по светящемуся столбу над ними. Хранившиеся в Спасо-Преображенском соборе Углича мощи с 1930 года находились в Угличском музее, а в 1989 году были переданы в Димитриевский храм.

У левого клироса находится ковчег с мощами другого известного угличского святого младенца мученика Иоанна (Чеполосова), похищенного и после страшных мучений убитого 25 мая (8 июня) 1663 года. Построенная его родителями в память о сыне церковь Рождества Иоанна Предтечи - одна из самых красивых в городе.

В иконостасе придела Святых Кирика и Иулитты находится и знаменитый чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы, происходящий из уничтоженного при строительстве Угличского водохранилища древнего Паисиева Покровского монастыря. По преданию, икона в начале ХVІ века приплыла по воде и остановилась напротив обители. Её обнаружил пришедший за водой монастырский пекарь. Икону достали из воды и поместили в храм. Она сразу проявила себя многими чудотворениями и исцелениями. В честь иконы был построен собор, после чего монастырь стал называться Покровским.

Стоит назвать и другие чтимые иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», Святого мученика Иоанна Воина, мироточивая Тихвинская икона, явленная икона Корсунской Божией Матери с источника села Станы и привезённый с Афона образ Святителя Николая.

Церковь царевича Димитрия «на поле» помнит свою историю, на её стенах - Мемориальные доски, в свечном ящике можно найти интересные издания, посвящённые его святыням и священнослужителям. Вот только люди, кроме своих постоянных прихожан, чаще проезжают, как мы уже писали, мимо храма. На церковной страничке «В Контакте» давно уже висит просьба о сборе средств на замену обветшавших церковных куполов.

Но вы-то теперь знаете, что это за маленький храм Св. царевича Димитрия на вьезде-выезде из Углича. Один из многих, но всё-таки - единственный!…»

Статья Сергея Овсянникова «Богатая история скромной церкви» в журнале «Углече Поле», № 28, 2016 г., стр. 110-117.



Комментарии и обсуждение


Храм построен в 1798-1814 гг. на средства горожан на том месте, где сделала остановку траурная процессия, перевозившая в Москву тело убиенного Царевича. Раписан в начале XIX ст. Живопись отреставрирована в 1986 г. под руководством Е.М.Масловой. В 1989 г. храму передана из Спасо-Преображенского собора Угличского кремля серебряная рака с мощами благоверного угличского князя Романа Владимировича.

19 августа 2006, Александр Хмелевский.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.