ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Углич. Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня.

Богоявленский собор


Углич. Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня
Собор. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Николая Чудотворца, Иоанна Милостивого, Толгской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1843 и 1853.
Архитектор:Образцовый проект К.А. Тона для Екатерингофа
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская обл., г. Углич, ул. Ростовская, 20

Координаты: 57.523606, 38.321493
Проезд:От Успенской площади вверх по улице Ростовской. От Спасо-Преображенского собора отчетливо видны ярко-синие купола Богоявленского собора.





Сортировка:

Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Altaets
10 апреля 2021
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Altaets
10 апреля 2021
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
28 августа 2019
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
12 июня 2014
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
31 марта 2012
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Илья "BIM" БесхлебныйАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 января 2012
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
30 октября 2011
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
13 августа 2010
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 февраля 2008
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Eveness
15 сентября 2007
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
18 июня 2005
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, Богоявленский собор<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Богоявленский собор
Михалыч
8 мая 2005
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
14 сентября 2022
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
23 февраля 2016
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юрий Моченов
18 июля 2015
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
11 августа 2013
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Илья "BIM" БесхлебныйАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 января 2012
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1988
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, Печь у южной стены собора<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Печь у южной стены собора
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 мая 2021
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, роспись потолка притвора<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
роспись потолка притвора
Тюпин Арсений
8 января 2017
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
oldboy
11 мая 2013
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Илья "BIM" БесхлебныйАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 января 2012
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Илья "BIM" БесхлебныйАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 октября 2011
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, Вид внутри. Идут восстановительные работы.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Вид внутри. Идут восстановительные работы.
Сергей Полегаев
17 апреля 2011
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
11 мая 2013
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, Рис. из журнала "Кормчий".<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1903
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, Из частной коллекции Михаила Мещанинова<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Из частной коллекции Михаила Мещанинова
Михаил Мещанинов
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Ячменёв Владимир
29 августа 2023
Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня, Богоявленский собор во время ремонта.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Богоявленский собор во время ремонта.
Александр Момент
17 июля 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова 15 мая 2018

В начале 1840-х гг. монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. С этим событием связана интересная история.

В книге А.Н. Ушакова рассказывается, что у игумении Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места. Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением Буториных. Настоятельница через казначею мать Маргариту неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и замечательным садом, кроме того, у них были три сына-наследника. Казначея обращалась с предложением осенью, а зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли. Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение. При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.

19 октября 1843 г. на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский теплый собор. Алтари его трех престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди. Строительство храма стало настоящим подвигом для насельниц монастыря. Обитель не обладала достаточными средствами для столь крупного строительства, не было крупных вкладов и помощи со стороны. Поэтому многие сестры сами занимались заготовкой бутового камня для фундамента, копали глину, формовали и обжигали кирпичи, привозили к месту строительства материалы, разрабатывали и пережигали известь. Среди них была и будущая настоятельница монастыря Измарагда (Воскресенская) (в то время монахиня Алевтина), проведшая семь лет на кирпичном заводе в одной версте от города. Другие монахини занимались сбором пожертвований, которые шли на наем рабочих. Со временем стали появляться вклады и приношения.

11 июня 1844 г. была начата каменная кладка собора, а в 1853 г. он был завершен. 17 октября архиепископом Евгением были освящены главный престол и правый придел в честь Толгской иконы Божией Матери, на следующий день 18 октября – левый придел в честь Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. Освящение последнего проводил архимандрит Никодим, впоследствии ставший епископом Енисейским и Красноярским.

Собор был выстроен по проекту крупнейшего русского архитектора Константина Андреевича Тона, построившего Храм Христа Спасителя в Москве, большое количество других зданий, соборов, церквей, создававшего альбомы типовых проектов для церковных и гражданских построек, занимавшегося реставрацией древних памятников.

Интерьер храма представляет собой обширный зал с четырьмя столбами, поддерживающими своды. Алтарные апсиды размещены за дополнительной парой столбов, заменяющих восточную стену четверика. С запада в храм ведет небольшое помещение паперти, над которой на втором этаже размещена ризница, куда ведет широкая и удобная внутристенная лестница. Под собором находится обширный подвал, который в основном имеет конструктивное значение, укрепляя основание здания. Он также мог использоваться в хозяйственных целях. Под северной апсидой собора размещалась часовня, где находилась почитаемая икона Божией Матери «Недремлющее око». В часовню был вход с Ростовской улицы, завершенный железным козырьком.

Богоявленский собор был теплым храмом монастыря, где богослужения совершались в зимнее время. Для отопления служили четыре огромные печи, облицованные белыми изразцами, сохранившиеся до настоящего времени. Две находятся у боковых стен в западной части четверика, другие две в промежуточных арках алтарей, за столбами.

Внутреннее убранство собора отличалось роскошью и богатством. Главное украшение составлял величественный четырехъярусный вызолоченный на полимент червонным золотом иконостас – один из лучших в городе. Он имел богатую тонкую резьбу, многие иконы были покрыты серебряными окладами. Небольшие иконостасы, выполненные в том же стиле, окружали четыре столба храмовой части. Для освещения храма использовалось огромное четырехъярусное паникадило, висевшее под центральным куполом. В соборе был пол, выложенный узорными чугунными плитами, солея отделялась железной решеткой, главный престол был покрыт серебряным облачением с позолотой. В храмовой части у правого переднего столба размещался вызолоченный футляр с плащаницей, над которым была бронзовая позолоченная сень, изящной отделки, изготовленная на петербургской ювелирной фабрике Верховцева, пожертвованная в 1871 г. У левого столба находилась резная вызолоченная сень, под которой размещалась гробница с частицами мощей разных святых, в том числе в отдельном ковчеге – святителя Иоанна Милостивого. Около правого столба находилось игуменское место с резной отделкой.

Интерьер храма был расписан известным угличским живописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным с сыном Павлом. Более вероятно, что собор расписывался при строительнице собора игумении Еликониде (Муратовой), т.е. до 1864 г. Правая сторона храма была расписана на тему чудес от Толгской иконы Божией Матери, а левая – чудес святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. В центре сводов, на куполе, размещается храмовая композиция «Богоявление», ниже на парусах, очевидно, были изображения Евангелистов. Над правым клиросом заметен сюжет «Коронование Божией Матери». На паперти росписи на тему Страшного Суда.

В настоящее время росписи собора находятся в плохом состоянии. Живопись верхней части стен и сводов большей частью осыпалась. Повсюду заметны утраты, потемнение и загрязнение.

Храм имел наружные росписи. Над западным входом в полукруглой нише размещалось изображение Богоявления Господня, защищенное застекленной рамой. 23 апреля 1888 г. в нишах алтарей были установлены выполненные на цинковых листах иконы Богоявления Господня, Явления Толгской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. В 1889 г. в тимпанах кокошников храма были также выполнены росписи на цинковых листах с изображением Пресвятой Троицы, Рождества Христова, Преображения Господня, Воскресения и Вознесения Господня, Воздвижения креста Господня, Благовещения пресвятой Богородицы и икон Богородицы Феодоровской и Иверской.

Иконы в алтарных нишах были утрачены вскоре после закрытия храма, а росписи кокошников в значительно поврежденном состоянии, цинковые листы исчезли. Деревянные рамы, на которых они крепились, были сняты при ремонте фасадов в 2006 г.

Главы собора первоначально были полностью вызолочены – в таком виде храм, несомненно, производил очень сильное впечатление, сияющие купола возвышались над всем городом. Но на рубеже XIX-XX веков, не имея возможности поддерживать позолоту, главы были покрашены в голубой цвет и покрыты золотыми звездами. В таком виде, в значительно обветшавшем состоянии, они сохранялись до конца 1980-х гг., когда главы были отреставрированы и покрыты медными листами. Звезды были также изготовлены, но их не успели установить.

Источник: http://www.monastyr-bogoyavlenie.ru/hram-bogoyavlenskiy-sobor.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 марта 2024

"...На северо-западном столпе собора Богоявленского женского монастыря находилась надпись, сообщавшая о строительстве и украшении храма. В 1980-х годах она еще большей частью сохранялась, но затем осыпалась. В ней содержались такие слова: «А в 1850-м году начался украшатися стенным письмом от доброхотнаго жертвователя мастером города Углича мещанами Дмитрием Григорьевым и сыном его Павлом Дмитриевым Бурениными». Конечно, давно считалось, что росписи Богоявленского собора выполнены Бурениными, – а вот и конкретное документальное подтверждение. Об авторстве писал А.Н. Горстка, но при этом приводил дату – 1873 год, – выходившую за рамки периода строительства храма и жизни Дмитрия Григорьевича.

Упоминавшимся жертвователем была дворянка титулярная советница Елизавета Борисовна Силина, которая, овдовев, поступила в Богоявленский монастырь. Она в 1838 году приобрела и пожертвовала обители землю для строительства нового собора, а в 1850 году пожелала оплатить росписи. Уже в статусе рясофорной послушницы обращалась в Духовную консисторию с прошением дозволить ей «сделать живопись в теплой церкви на свой кочт, не касаясь церковной суммы, по приложенному к оному реэстру».

В 1850 году были начаты работы, а завершены, вероятно, ко времени освящения храма в октябре 1853 года. Можно предположить, что артель Бурениных выполнила и иконы для огромного многоярусного иконостаса, но по данному вопросу не выявлены документы. Не вызывает сомнений, что работы в Богоявленском соборе были наиболее значительными и почетными в их насыщенной биографии – едва ли где еще им довелось трудиться в столь масштабном и обширном интерьере, искусно соединяя живописные клейма и орнаменты с архитектурными формами.

Убранство храма дает представление о манере и стиле Бурениных, хотя сохранность росписей составляет лишь около 50% – почти утрачена живопись сводов, столбов, верхней части стен. Целостный вид едва выстраивается в воображении. Неизвестны сюжеты многих клейм и формы орнаментов, под многолетними загрязнениями скрыта изначальная цветовая гамма. Но это лучше, чем полная утрата.

Росписи Богоявленского собора близко напоминают другие сохранившиеся работы Бурениных. Плоскости стен и сводов тонированы в голубой цвет. На этом фоне размещены клейма в фигурных иллюзорных обрамлениях. Росписи стен четко делятся на два яруса, состоящие из больших и малых прямоугольных клейм. Между ярусами проходит широкий пояс пышного рокайльного орнамента, под верхними окнами размещены небольшие восьмиугольные клейма – по одному в угловых частях храма и по три в середине южной и северной стен. На лопатках написаны схематичные пилястры, тонированные под мрамор, подчеркивающие тектонику здания. В каждом из девяти участков свода размещались клейма в аналогичных пышных обрамлениях. Подпружные арки тоже покрывали насыщенные орнаменты.

Росписи алтарных апсид имеют несколько иное композиционное построение – на стенах в нижнем ярусе размещены крупные клейма с арочными завершениями, гармонично согласованные с оконными проемами. Клейма верхнего яруса плавно перетекают в живопись сводов.

Более глубоко анализируя архитектурное построение росписей, можно отметить, что фон имеет приглушенный голубой цвет, местами сочетается со светло-голубыми вставками. В нижней части стен фон тонирован под мрамор. Орнаменты написаны в технике гризайли и иллюзорно имитируют белоснежную лепнину, размещенную на голубом и розовом фоне. Они состоят из листьев-завитков, трельяжных решеток, поясков, карнизов, образуют отдельные вставки, фризы и обрамления клейм.

Говоря о сюжетном составе, отметим, что правая сторона храма расписана на тему чудес от Толгской иконы Божией Матери, а левая – чудес святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. На обширной лишенной проемов средней части западной стены размещались Евангельские сюжеты – притчи и эпизоды земной жизни Спасителя. В средокрестии свода – храмовая композиция «Богоявление». На парусах – евангелисты..."

По материалам статьи Е.А. Лиуконена "Династия живописцев Бурениных"


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 20 июля 2025

Богоявленский соборный зимний храм

а) Наружный вид храма
Между всеми зданиями монастыря по внешнему благоустройству первенствует Богоявленский соборный храм, с приделами с правой стороны в честь Толгской иконы Богоматери, с левой в честь святителей Николая чудотворца и Иоанна милостивого. Устроенный игумениею Еликонидою, он составляет в настоящее время по своей красоте лучшее украшение монастыря и города, равно как и по своей громадности это высочайшее из всех зданий Углича. Зодчество этой церкви современного направления. За образец конечно взяты древние церковные постройки, нов деталях храм представляет новейшее изящество, нет в общей массе здания старинной тяжеловатости. По цоколю из белого камня, кирпичные стены его утверждены на сводах, образующих подвалы. Размеры церкви следующие: от земли до креста 63 ½ аршина, внутри в длину с папертью 48 аршин, в ширину 33 аршина, от полу до сводов 21 аршин. С восточной стороны храма выдаются три полукружия, принадлежащие алтарям. Стены всего здания оштукатурены и выбелены. Верх здания покрыт листовым железом, окрашенным медянкою; над кровлею возвышается на восьмигранных каменных трибунах, покрытых железными куполами и окрашенных медянкою, пять позолоченных глав, в которые водружены железные позолоченные кресты. Над входом изображено Богоявление Господне.

Основание храму положено 19 октября 1843 года, по благословению Евгения, архиепископа Ярославского и Ростовского, каменная кладка начата 11-го июня 1844 года. Ревностная настоятельница, руководимая промыслом Божиим и ревностию к благолепию дома Божия, неусыпно пеклась об устроении храма, начатого без всякой видимой помощи и без средств, с одною верою в Бога и надеждою на помощь Царицы небесной. В течение целых семи лет игумения жила на заводе с сестрами монахинями, делая кирпичи, сами они возили кирпич с завода на место церковной постройки, сами собирали камень под бут церкви, возили песок, расчищали землю. Удивлялись каменноздатели и все граждане города неутомимым и неусыпным трудам настоятельницы и сестер, и Господь видимо удивлял на них свою милость и благословил святое дело их, предпринятое для прославления имени Его. Работа шла успешно, храм и по архитектуре вышел великолепный. В 1853 году церковь совершенно была окончена и освящена в октябре месяце 17 и 18 числе. Освящение главного Богоявленского и придельного Толгской Божией Матери престолов совершено тем же преосвященным Евгением архиепископом, а другой придел во имя святого Николая чудотворца и Иоанна милостивого освящен ректором семинарии, архимандритом Никодимом, бывшим впоследствии епископом Енисейским и Красноярским.

б) Внутреннее устройство храма
Храм делится на три части. В первой западной, отделенной от церкви каптальною стеною, находится паперть, освещенная двумя окнами. Над нею помещается ризница. Во второй, средней части здания, - собственно церковь. В ней четыре столпа, поддерживающие куполы храма. Отступя от двух передних столпов к алтарю стоят клиросы и возле правого столпа игуменское место. Двери в храме одни на западной стороне. Окон в стенах 18-ть. Солея и амвон возвышены над церковным полом на три ступени и отделены от внутренней части храма железною решеткою. Третью часть храма занимают алтари, расположенные на одинаковой высоте с солеею. Они делятся двумя арками на три части и каждый из алтарей освещается двумя окнами. Пол во всем храме чугунный, узорчатый.

Главное благолепие храма составляет четырех-ярусный иконостас, уже при первом на него взоре поражающий всякого своею красотою и благолепием, которого не скрывают и четыре столпа, поддерживающие своды громадного здания. Царские врата – резные, с изображением Благовещения пресвятой Деве и четырех евангелистов; на них венцы серебряные, позолоченные; над царскими вратами помещено символическое изображение Святого Духа в сиянии. По сторонам врат с правой стороны икона Рождества Христова в серебряной ризе, с левой – Владимирской иконы Богоматери с чудесами, в серебряной ризе. Весь иконостас и царские врата вызолочены на полимент червонным золотом.

В нижнем ярусе иконостаса с парвой стороны царских врат помещены следующие иконы:
1) Храмовая икона Богоявления Господня, древнего и очень высокого письма, перенесенная из прежнего монастыря, в серебряной позлаченной ризе;
2) Икона архангела Михаила на южных дверях;
3) Икона Воскресения Христова в серебряной ризе;
4) Икона Вознесения Господня в серебряной ризе;
5) Икона живоначальной Троицы в серебряной ризе;
6) Икона св. архидиакона Лаврентия на южных дверях, ведущих в придел;
7) Храмовая для придела икона Толгской Божией Матери, в ризе, низанной жемчугом с камнями, с венцом и окладом серебряными позолоченными. Эта икона – список с чудотворного Толгского образа, как свидетельствует и надпись, сделанная на ней: «Истинное пособие и мера с самого чудотворного образа пресвятой Богородицы, нарицаемыя Толгския, яже близ города Ярославля за шесть поприщ. Явися той чудотворный образ Трифону, архиепископу Ростовскому и Ярославскому, в лето 6722-е августа в 8 день, и празднуется в той же день». Она со всем украшением пожертвована в монастырь московскою купчихою Татьяною Степановой Будыниной в 1852-м году;
8) Икона Спасителя с поднятой благословляющей десницей; риза серебряная;
9) Икона Сретения Господня в серебряной ризе.

С левой стороны от царских врат находятся иконы:
1) Феодоровской иконы Богоматери в серебряной ризе; она на зимнее время переносится в летний храм, а на место ее поставляется чудотворная из летнего храма;
2) Икона архангела Гавриила на северных дверях;
3) Тихфинская икона Божией Матери с чудесами, в серебряной ризе;
4) Икона Успения пресвятой Богородицы в серебряной ризе;
5) Икона спасителя Иоанна милостивого с его житием и чудесами, в серебряной ризе;
6) Икона святителя Николая чудотворца с чудесами, в серебряной позолоченной ризе, а чудеса в аплике, пожертвованная петербургским купцом Матфеем Тимофеевичем Бриховым в 1852 году;
7) Икона нерукотворенного Спаса с чудесами, в серебряной ризе;
8) Икона Богоматери, Неопалимой Купины, в серебряной ризе;
9) Икона св. первомученика архидиакона Стефана на северных дверях.

Во всем этом ряду устройство риз на иконах, за исключением ризы на иконе Богоявления Господня, принадлежит усердию игумении Еликониды.
Над местными образами в этом же ярусе иконостаса, под карнизом находится 18-ть икон, из которых 15-ть изображают главные праздники.

Второй ярус иконостаса представляет взору следующие образа: над царскими вратами икона Спасителя, а ниже ее в полукружии икона святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Двоеслова, апостола Иакова, брата Господня, в серебряных ризах; по сторонам сих икон находится по шести икон с ликами апостолов. Над этим рядом икон, в средине иконостаса, образ тайной вечери в серебряной ризе, по сторонам его две иконы изображающие страсти Господа тоже в серебряных ризах, со сторон их находится по восьми икон, изображающих пророков.
В третьем ярусе поставлены образа: в средине образ Господа Саваофа, окруженного херувимами, а с боков иконы праотцев в серебряных ризах; по сторонам сих икон находится по 10-ти икон, изображающих страдание Госопда нашего Иисуса Христа; вверху же над царскими вратами водружено, увенчивающее иконостас, резное распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом в серебряных позолоченных венцах.

Нижнему ярусу иконостаса соответствует вызолоченный с резьбою иконостас, устроенный около каждого из четырех столпов. На каждой стороне каждого из столпов, кроме восточной, помещено по большому образу, обставленному другими образами уже небольшого размера. Между этими небольшими образами обращают на себя благочестивое внимание:
1) Корсунская икона Божией Матери. Она помещается в иконостасе, у правого переднего столпа. По устному преданию в 1848-м году, во время свирепствовавшей и в Угличе холеры, одна женщина, проживавшая в селе Заозерье, Угличского уезда, сделалась очень больна. 19-го июля, на день пророка Илии, когда домашние ее ушли за всенощную службу, больная, оставшись одна, просила в молитвах неусыпающую Богородицу, чтобы облегчила ее болезнь и даровала здравие, и когда в таком молитвенном расположении духа она заснула, то в тонком сне услышала голос, повелевающий ей сходить в Богоявленский девичий монастырь и указать священникам забытую всеми Корсунскую икону Божией Матери, стоящую в Смоленской церкви на невидном месте и потом поновить ее. Благочестивая женщина повеленное ей исполнила с великою верою и усердием и от болезни исцелилась. В чувстве глубокой благодарности к Богоматери за свое исцеление она сделала на икону Ее серебряную позолоченную ризу. И доныне от этой иконы, особенно чтимой набожными жителями Углича, истекают исцеления с полною верою и усердною молитвою просящим благодатного заступления Богоматери: молитва таких людей не бывает тщетна.
2) Икона Божией Матери Троеручицы, стоящая в иконостасе у левого переднего столпа. По преданию, по молитве пред этой иконой получила исцеление больная женщина, не владевшая руками. В избытке благодарности к Заступнице рода человеческого за Ее неизреченные милости, излиянные на нее, женщина эта с помощию благотворителей сделала на икону серебряную позолоченную ризу. И доныне Предстательница всех скорбящих не оставляет без утешения прибегающих с верою ко святому Ее образу.
3) икона Страстной Богоматери. О ней сказано выше. Она помещается в иконостасе у правого заднего столпа; риза на ней серебряная, венец с короною и цатою позолоченные; перенесена из прежнего монастыря.
4) Икона святителя Иоанна милостивого с его житием и чудесами, стоящая у левого переднего столпа на западной стороне. Она, как говорит предание, переходящее из века в век, была храмовой до перемещения монастыря на посад. Богатая серебряная позолоченная риза сделана усердием настоящей игумении Исмарагды Воскресенской.
5) Икона св. великомученика Иоанна воина, пред которой издревле город Углич и его окрестности в минуты горького испытания от татей изливают свои молитвы, прося заступления св. великомученика. И ныне с верою прибегающие не отходят тщетны, но все получают просимое. Риза на ней аплековая, сделанная в 1835 году доброхотными дателями при игумении Маргарите.
6) У правого переднего столпа на западной стороне стоит вызолоченный на полимент футляр с плащеницею под оным, шитою золотом по малиновому бархату; работана сестрами Арзамасской Алексеевской общины в 1840 году; над нею устроена бронзовая позолоченная сень, очень хорошей и изящной во всех частях отделки. Это образцовое произведение с.-петербургского фабриканта серебряных и золотых дел почетного гражданина Верховцева, пожертвованная неизвестным благотворителем в 1871-м году.
7) У левого переднего столпа на западной стороне поставлена гробница с серебряным в оной ковчегом, заключающим в себе часть мощей святителя Иоанна милостивого. Гробница эта, вызолоченная на полимент, пожертвована Московской губернии, Дмитровского уезда, помещиком Гавриилом Павлов. Головиным, в поминовение рода его, в 1845 г. Над нею устроена резная сень, вызолоченная также на полимент.
8) У правого клироса помещается в иконостасе большого размера икона страшного суда, местно чтимая. Пред нею в неделю мясопустную совершается молебен. На сей иконе следующая надпись: «Срисован сей святый образ с древле писанного образа в граде Угличе при церкви апостола Филиппа в Богоявленский девичь монастырь иконописцем Васильем Кутниным, подаянием доброхотных дателей при игумении Павле 1762 года».

Пред иконами находятся лампады и свещники, а посреди церкви висит прекрасное паникадило. Свещники и лампады храма вполне соответствуют благолепным украшениям, какими усердие настоятельниц облекло иконы.

К довершению украшения сего соборного храма, стены и своды его расписаны священного содержания картинами из евангельской истории. Стены и своды покрыты голубою краскою с живописною уборкою. С правой стороны храма нарисованы чудеса от Толгской иконы Божией Матери; с левой – чудеса святителей Николая чудотворца и Иоанна милостивого, на паперти изображение страшного суда.
Храм нагревается четырьмя изразцовыми печами.

«Здания монастыря в настоящее время», ЯЕВ № 11 от 14 марта 1873 г. ч. неофиц.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 5 августа 2025

Освящение в 1853 году 17 октября Богоявленского храма в Угличском женском монастыре

а) Когда в 1843 г. игуменья Еликонида решилась устроить громадный и величественный Богоявленский храм, согласно присланному из Св. Синода плану, то Высокопреосвященный Евгений, зная скудость монастырских средств и могущие отсюда возникнуть препятствия при постройке, выразился об игуменье: «Это – единая от неразумных жен», решающаяся на такое рискованное дело;

б) 1853 года 17 октября по совершении освящения правого святительского придела и бывшей за тем ранней литургии игумения Еликонида приглашала о. ректора архимандрита Николима Казанцева и служивших с ним пожаловать к ней откушать чаю. О. ректор на это смиренно отвечал, что владыка Евгений не приказал ему пить чай до поздней литургии и что он архимандрит обязан повиноваться. Таким образом чаепитие у игуменьи устраивалось после поздней литургии, когда кушал и сам Владыка;

в) На следующий день, 18 числа, по совершении освящения главного Богоявленского престола и поздней литургии Владыка и служившие с ним снова приглашены были игуменьею откушать в ее кельях, куда также явились местные гражданские чины и многие военные из квартировавшего в Угличе полка. За трапезою Владыка вспомнил свое слово об игуменье, когда она решилась строить новый храм не по монастырским средствам, о чем сообщил и присутствовавшим, но при этом добавил: «А теперь скажу, что она (игуменья) – единая от благоразумных жен»;

г) За тою же трапезою зашла речь о текущих военных действиях по поводу Севастопольской войны. Военные, бывшие за трапезою, высказывали свои планы действий против неприятелей. Владыка обратился к духовенству с вопросом: «А вы, отцы, что будете делать; вы чем будете против врагов защищаться?!» О. ректор Никодим ответил за всех: «Молитвой и смирением». – Это так, сказал Владыка. Вообще же ректор архимандрит Никодим (Казанцев) заявил в глазах сестер Богоявленского монастыря удивительное свое смирение и послушание и оставил по себе и до днесь добрую память. Кстати сообщить о нем, что с 3 апреля 1850 г. он состоял кроме должности ректорской по Ярославской духовной семинарии настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря; 14 февраля 1854 г. хиротонисан в 1-го епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии (до него викарии Казанские именовались «Свияжскими»); 18 сентября 1861 г. переведен в Красноярск 1-м епископом Енисейским и Красноярским; 6 апреля 1870 г. уволен за болезнию от управления епархиею и назначено ему жить в Николаевском на Перерве монастыре; наконец 11 июня 1874 г. умер в г. Дмитрове Московской епархии.

Угличского Богоявленского женского монастыря священник К. Ярославский.

ЯЕВ № 39 от 28 сентября 1887 г. ч. неофиц.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.