ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Углич. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Углич. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1795 и 1799.
Год утраты:приблизительно 1930
Адрес:
Ярославская обл., г. Углич, Успенская пл.

Координаты: 57.527158, 38.317497



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1922—1937 фото с сайта http://prouglich.ru/wiki/Церковь_Успения_Богородицы<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1922—1937 фото с сайта http://prouglich.ru/wiki/Церковь_Успения_Богородицы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1937
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта liga-ivanovo.narod.ru<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фото с сайта liga-ivanovo.narod.ru
Андрей Агафонов
1900
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Рис. из журнала "Кормчий".<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1900
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фрагмент фото 1896 года. https://uglmus.ru/about/publics/lavki_oparinih/ <br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фрагмент фото 1896 года. https://uglmus.ru/about/publics/lavki_oparinih/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
1 августа 1896
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1880 год. фото с сайта https://pastvu.com/p/340937 Автор:Лопатин<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1880 год. фото с сайта https://pastvu.com/p/340937 Автор:Лопатин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1890



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  15 мая 2016

Углич. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь впервые упомянута в 1482 г., в тот период имела статус собора. Последний по времени храм построен в 1795-1799 гг. вместо каменной Никольской и деревянной Успенской церквей. Большое кирпичное четырёхчастное здание с пятиглавой двухсветной храмовой частью, трёхапсидным алтарём, тёплой трапезной с двумя приделами и примыкающей с запада восьмигранной четырёхъярусной колокольней. Приделы: правый во имя Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста и Алексия Митрополита, левый - Сергия Радонежского и сщмч. Антипия.

Церковь закрыта в 1927 г., разрушена в 1930-х гг..

Источник: Соловьев Л.Ф. Краткая история города Углича. Изд. 3-е. - М., 2012


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 мая 2024

«…Церковь Успения Пресвятыя Богородицы находится по ярославской дороге в г. Углич на правой стороне, на Торговой площади, нсдоходя несколько саженъ до Казанской церкви.

Из рукописнаго сказания об освящении храма во имя Покрова Божией Матери, в Угличском Покровском монастыре, бывшем в 1483 г. при угличском князе Андрее Васнльевиче и ростовском архиепископе Тихоне (из этого сказания заимствована история о Покровском монастыре, напечатанная Ярослав. Епарх. вед. в 1861 г. стр. 457), видно, что в г. Угличе была в это время церковь во имя Успения Божией Матери. Между другими прибывшими в монастырь на освящение, сказано в рукописи, были: «первый протопоп ІІреображенскаго собора н Константино-Еленинский, второй протопоп Успенский и третий Благовещенский». Что же касается до мнения высказаннаго в истории г. Углича г. Кисселя (стр. 381), будто были три собора: Уснеиский, Преображенский и Благовещеиский, - что Усненский был старше Преображенскаго, основаннаго в XIII веке, то вероятно составитель истории г. Углича вывел заключение о бытии трех соборов до иольскаго раззорения, по одному наименованию трех священников, бывших па освящении Покровскаго монастыря «протопопами», если он только имел под руками означениую рукопись. Но могли называться «протопопами» и обыкновенных церквей священники, как и ныне, не одни протоиреи соборных церквей.

В каком месте города была Успенская церковь - неизвестно. В польский разгром въ1609 г., без сомнения, оная церковь разрушена. В царствование Алексея Михайловича устроены были в крепости дерсвянныя стены с двумя воротами - Спасскими и Никольскими; одне были на полдни (к Никольской церкви с городской стороны), а другия Спасския - на запад солнца, к Спасо-Преображенскому собору.

В актах Успенской церкви в 1701 году упоминается, вероятно, о церкви этого Николы-Подстеннаго, находившейся в царствование Алексея Михайловича под стеною крепости с городской стороны, близ нынешней Успенской церкви; а в 721 г. упоминается о церквви Успенской; по разобрании этих двух церквей в 1799 году отстроена настоящая Успенская церковь.

Престолов в сей церкви три: 1) Успения Пресвятыя Богородицы; 2) Святителей Иоанна Златоустаго и Николая чудотворца; 3) Священномученика Антипы и Преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца.

В числе святыни, принадлежащей Успенской церкви, имеются два напрестольные креста:

1. В шести-вершковом, обложенном по дереву чеканным серебром, кресте заключены по надписи следующия части святых мощей: пр. Даниила, Андрея Первозваннаго, Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Феодора Тирона, Фсодора Стратилата, архидиакона Стефана, Игнатия Богоносца, царя Константина, князя Владимира, первомученицы Феклы, великомученицы Варвары и Феодосии.

2. В другом малом двух-вершковом кресте, также серебряном, значатся по надписи части святых мощей: великомученицы Варвары, св. Афанасия, Параскевы и Иоанна Милостиваго, часть камня гроба Господня.

3. Икона Иверской Божией Матери, двух-четвертная, квадратная, в коей за слюденными пластинками видны части св. мощей, по надписи: преподобнаго Иоанна, Иоанна Милостиваго, Иоанна Златоустаго, евангелиста Матфея, Ефрема Сирина, великомученика Прокопия, Иакова Персианина, Иоанна Воина, преподобнаго Пимена и Григория Декаполита. Она пожертвована прихожанином Русиновым в 1836 году.

4. Достопримечательна также в сей церкви по видимой древности, икона священномученика Антипы, котораго в откровении Господь назвал верным свидетелем (Апок. 2 гл. ст. 13); пред сею иконою нередко молебствуют для получения благодатнаго исцеления от зубной болезни.

5. Местная икона святителя и чудотворца Николая - видимо древняго письма, но поновлена.

6. Очень древний образ Усекновения честныя главы Иоанна Крестителя…»

Из книги Лаврова Н.Ф. «Путеводитель по церквам города Углича», Ярославль, 1869 г., стр. 70-73. Путеводитель_по_церквам_города_Углича.pdf (azbyka.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 мая 2024

«…Успенская церковь приходская, каменная, прочная, разделена на две половины. В первой летней престол во имя Успения Божией Матери; во 2-й половине, теплой, с правой стороны престол во имя Святителя и Чудотворца Николая, Св. Иоанна Златоустаго и Св. Алексея Митрополита Московскаго, с левой стороны во имя Преподобнаго Сергия, Радонежскаго Чудотворца, и Священномученика Антипы. Настоящая церковь построена в 1799 г. на городской торговой площади, вместо деревянной ветхой, на средства прихожан. Церковь Успенская существовала еще в 15 веке, что видно из актов Угличскаго Покровскаго монастыря. Чтимыя иконы, как старинныя: Успения Божией Maтери, Св. Николая Чуд., Сергия Раонежскаго и Св. Священномуч. Антипы. Земли усадебной под домом по лицу 10-ть и в длину 37 кв. саж. Церковных сумм в % бум. 2199 руб. Прихожан м. п. 288, ж. п. 359. По штату пол. быть священ, и псаломщ. Причтоваго капитала в % бум. 6659 р…»

Рыбин К.Г. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль: тип. Губ. земск. управы, 1908 г., стр. 205


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 июня 2024

«…История Успенского храма уходит в глубокую древность. Достоверно неизвестно, когда и при каких обстоятельствах была основана Успенская церковь. Первое упоминание о ней относится к концу ХV века и связано с деятельностью славного угличского князя Андрея Васильевича Большого, управлявшего Угличем в 1462-1491 годах.

1 октября 1482 года состоялось важное для Угличского княжества событие - освящение вновь построенного каменного собора Покровского монастыря. Там, по словам Жития преподобного Паисия Угличского, присутствовали «благоверный и христолюбивый князь Андрей Васильевич и со благоверною своею княгинею Еленою и с малыми чады своими, благоверными же князи Димитрием и Иоанном», греческий князь Константин Мангупский (будущий Кассиан Учемский), бояре, бесчисленное множество народа, многие представители духовенства, настоятели монастырей и среди них три соборных протопопа: «Преображенский и Константиновский, и вторый протопоп Успенский, третий Благовещенский».

Последнее обстоятельство позволило многим исследователям утверждать, что в Угличе при Андрее Большом было три собора и среди них Успенский, стоявший близ торговой площади и кремлевского рва. Возможно, этот храм был основан Андреем Большим, который стремился возвеличить столицу своего княжества и выбрал для важнейших храмов посвящения соборов Московского кремля. Также возможно, что Успенский храм существовал и ранее, а князь только повысил его статус, сделав собором.

У Андрея Большого, вероятно, были еще более грандиозные планы. Археологические раскопки, проведенные в 1996-1998 годах архитектурным отрядом Угличской экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством Е.А. Туровой, показали, что к западу от здания Успенской церкви 1790-х годов в конце ХV века велось строительство кирпичного здания размером 8х15,2 м. Неизвестно, чем должна была стать эта постройка, быть может, частью комплекса каменного Успенского собора. Это мы уже никогда не узнаем - строительство прекратилось из-за большого пожара в мае 1491 года и ареста князя Андрея Большого в сентябре того же года. Больше оно не возобновлялось. Успенский храм со временем утратил статус собора и стал одной из многочисленных приходских церквей Углича.

На рубеже ХVI-XVII веков в центре Углича перед Никольскими воротами крепости располагалась Лесная торговая площадь, примыкавшая к Сенной и Хлебной площадям, последняя из которых являлась главным городским торгом. Лесная площадь в основном располагалась на территории современного сквера. От нее начинались Ростовская и Ярославская дороги, к ней тесно прилегало несколько посадских улиц. По Писцовым книгам 1620 года в том районе располагались две деревянные приходские церкви Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста, Успения Богородицы и Сергия Радонежского. На обоих погостах, как в прошлом именовали комплексы приходских церквей, были отдельные храмы для летних и зимних богослужений и приходские кладбища.

Есть и более подробный текст Писцовых книг, условно датированный 1620-ми годами: «В Дурасове переулке ружной храм, Иван Златоуст, церковь теплая да место церковное ружное Николы Чудотворца, под городом: дв. поп Кипреян; келя проскурницы Марфицы; келя дьяка Богдашки, да 8 келей, а в них живут нищие старцы, питаются от церкви Божии...

На Углече, на посаде, у города церковное ружное место Сергия Радонежскаго Чудотворца...»

Из этого описания при сопоставлении с дорегулярным планом города следует, что церковь Иоанна Златоуста и кладбище располагались ближе к посадской застройке в местности Дурасова переулка так называли территорию посада около берега Каменного ручья и начала Ярославской дороги (в настоящее время это восточная часть площади, где устанавливается сцена для праздников). Храм Святителя Николая Чудотворца, также называвшийся церковью Николы Подстенного, находился около кремлевского рва, справа от моста, ведшего к южным Никольским воротам, которые, очевидно, от данной церкви и получили название.

Церкви Успения Богородицы и Сергия Радонежского располагались западнее, на берегу речки Шелковки, пересекавшей торговую площадь и соединявшейся с крепостным рвом. Оба приходских храма были ружными, то есть получали ругу жалованье от царской казны, частично обеспечивавшее потребности богослужения и содержание причта. В более позднее время, в 1670-х годах, руга составляла четыре рубля в год (из них за воск четыре алтына с деньгой, сюда же входило: хлеба девять четвертей ржи, столько же овса и на просвиры две четверти ржи).

В Смутное время кремль и торговая площадь оказались в эпицентре боевых действий и значительно пострадали. Из текста Писцовых книг 1620-х годов следует, что в одном приходе уцелел (или был восстановлен) храм Иоанна Златоуста, а от Никольского храма оставалось одно церковное место. Во втором приходе отмечено церковное место храма Сергия Радонежского Чудотворца, а Успенский не упомянут вовсе. После завершения основных событий Смуты, пришедшихся на 1608-1612 годы, территория пострадала от нападения отряда полковника Александра Лисовского, случившегося в 1616 году, и от нападения Якушки Шиша и Кругового «с польскими и с литовскими людьми» в 1619 году. Тогда были сожжены дворы в Дурасовом переулке, убиты многие посадские люди с женами и детьми.

При восстановлении города церкви были объединены в один приход, который и находился в тех местах более трехсот лет. В Писцовых книгах города Углича стольника М.Ф. Самарина и подьячего М. Русинова 1674-1676 годов находится подробное описание храмов в тот период. Тогда приход состоял из двух деревянных церквей - летней в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Иоанна Златоуста и теплой Никольской с приделом Сергия Радонежского. Храмы были восстановлены на прежних местах, соответствовавших основным престолам, и соединили в себе посвящения двух прежних самостоятельных приходов.

Летняя Успенская церковь была двухшатровая, с трапезной. При ней находилась шатровая колокольня с пятью колоколами: благовестный весом четырнадцать пудов с двумя четвертями, второй колокол пудов и две четверти, третий пуда и две четверти и два зазвонных колокола общим весом полтора пуда. Территория церкви была обнесена забором «в реж».

Приходское кладбище располагалось при Никольской церкви. Было еще одно кладбище при упраздненном Златоустовском храме в местности Дурасова переулка. Там, где был престол церкви, по традиции была построена часовня.

Храмы отличались богатым убранством, на многих иконах были серебряные басменные оклады, венцы и цаты. Известно, что Успенская церковь с иконами, книгами, ризами и колоколами была построена на средства прежнего священника Федота с детьми и приходских людей. Богатству храма, несомненно, способствовало его расположение в центре города на торговой площади, около кремля.

В приходе, как и прежде до Смутного времени, находилась богадельня. В Писцовых книгах отмечен «двор богаделенной ружной на посадской земле». Там были две избы, семь житниц и колодец. Рядом со Златоустовским кладбищем была церковная земля, на которой жили нищие.

Некоторое время спустя благосостояние прихода увеличилось, и появилась возможность построить каменный храм. В камне была отстроена теплая Никольская церковь, как и прежде имевшая придел в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Храм был завершен одной главой, опаянной жестью, над папертью возвышалась шатровая колокольня. Точное время строительства каменной церкви Николы Подстенного неизвестно, но, очевидно, это произошло в конце XVII века. В 1701 году уже упоминается этот храм с колокольней, тогда как прежде, по сведениям Писцовых книг 1674-1676 годов, колокольня находилась при Успенской церкви. Летний храм по-прежнему оставался деревянным.

В таком виде храмы прихода сохранялись на протяжении большей части ХVІІІ века. В тот период церкви, как и ранее, стояли на Лесной торговой площади, от которой начинались две важные улицы посада - Солодяная и Ярославская. Помимо них там было несколько небольших улиц. Названия некоторых из них известны с ХVII века, другие, возможно, появились вновь. Так, по южному краю Лесной площади проходила Кожевенная улица, рядом располагались Саинский переулок и Пашина гора небольшой участок застройки на берегу Шелковки, где прежде находился двор стрелецкого сотника Ивана Пашина, в Смутное время предавшего Углич полякам. Между Солодяной улицей и Каменным ручьем находились Дурасов переулок и Скокова улица. Последняя соседствовала с Большим Красным мостом через Каменный ручей, важнейшим в городских коммуникациях, связывавшим торговую площадь с Ярославской дорогой. Была еще Нижняя Успенская улица, явно располагавшаяся рядом с храмом.

В течение ХVII столетия около Успенской церкви было построено несколько важных казенных и общественных зданий. Так, западнее храма располагалось каменное здание архива, в котором хранились письменные дела местных провинциальных учреждений и денежная казна. С восточной стороны, напротив алтаря, стояло каменное здание мужской богадельни, сменившее прежние средневековые избы. К югу от церкви было деревянное здание Присутственных мест или Магистрата, в котором позднее было помещение для учрежденного в 1787 году Народного училища (городовой школы), а в подвале, по неимению хорошего здания для тюрьмы, некоторое время содержались колодники. Поблизости размещались деревянный питейный дом и подвал к нему.

Описанная градостроительная среда существовала до рубежа XVI-XIX веков. В 1784 году был утвержден генеральный план Углича, в соответствии с которым предполагалось перестроить город на регулярных принципах - провести новые прямые улицы, образовать кварталы геометричных очертаний и обширные площади. В центре Углича на месте Лесной, Сенной и Хлебной площадей надлежало создать новую торговую площадь, северной стороной примыкавшую к кремлю, а с западной и южной застроенную единообразными корпусами торговых рядов. Новая площадь делилась на две части, которые по стоявшим там храмам были названы Казанской и Успенской площадями. В процессе реализации плана первоначальный замысел подвергался изменениям так постепенно сложилось, что расположенная с западной стороны Казанская площадь была тесно застроена корпусами рядов и стала основным центром торговли, а расположенная с восточной стороны Успенская площадь имела обширное открытое пространство и служила парадным въездом в кремль, началом Ростовской и Ярославской дорог.

Одновременно с мероприятиями по введению генерального плана прихожане Успенского храма, приняли решение построить новую каменную церковь, которая должна была сменить прежние каменный и деревянный храмы. В 1792 году было подано прошение архиепископу ярославскому и ростовскому Арсению о постройке нового храма вместо ветхих Никольской и Успенской церквей. а вскоре, 5 августа приход получил Храмоздательную благословенную грамоту, в которой оговаривались условия строительства. Деревянную Успенскую церковь планировалось разобрать и по принятому обыкновению употребить на обжиг кирпича, а каменную Николо-Подстенную пока сохранить, чтобы «до времени устроения новой совершать богослужение в приделе Сергия Радонежскаго Чудотворца».

Постройка храма началась в 1795 году и была в основном завершена к 1799 году, которым обычно датируется Успенская церковь. В августе того года был освящен правый придел теплого храма, посвященный Трем Святителям Иоанну Златоусту, Николаю Чудотворцу и Алексию Митрополиту. В церковной летописи говорится, что «в нем одном с сего времени было совершаемо богослу жение до устройства летней церкви и украшения ея живописью». Летняя церковь была окончательно устроена и освящена 11 августа 1818 года при священнике Димитрии Марковиче Иерусалимском, старосте Иване Гаврилове Трегубове и строителе угличском купце Алексее Кузьмиче Воронове. К этому времени храм был расписан известным живописцем Тимофеем Алексеевичем Медведевым. Придел Сергия Радонежского и Священномученика Антипы был завершен и освящен значительно позднее 26 июля 1836 года, а 4 октября того года был обновлен и вторично освящен придел Трех Святителей. Эти события завершили долгий процесс строительства и украшения храма.

В 1821 году установленные первоначально деревянные главы были заменены железными. В 1829 году вокруг церкви были сооружены каменная ограда и сторожка. Послед нее дело способствовало завершению формирования храмового ансамбля, который стал обладать насыщенностью и полнотой.

После постройки нового храма отпала необходимость в старой церкви Николы Подстенного. Она сохранялась до начала XIX века, а затем была разобрана. Ее место осталось пустым. Приходское кладбище еще ранее было закрыто, а затем ликвидировано. Исчезло и кладбище давно упраздненной Златоустовской церкви. В то же время был построен новый Соборный мост, соединивший кремль с Успенской площадью. В отличие от старого крепостного Никольского моста, он разместился восточнее, а церковное место оказалось слева от него. В 2002 году около моста проводилась прокладка газопровода, тогда были проведены и археологические раскопки. При этом были обнаружены бутовый фундамент Никольского храма и следы древнего кладбища. Раскопки полностью подтвердили Данные старинных планов и описаний.

В начале ХІХ века были снесены ветхие постройки около новой церкви архив, богадельня, присутственные места и питейный дом. Этих зданий не стало, но к западу от церкви на рубеже XVIII-XIX веков были построены одноэтажные корпуса Малого гостиного ряда, занявшие пространство между Казанской и Успенской церквами на месте засыпанного русла Шелковки.

Успенский храм строился на рубеже двух эпох, определявших провинциальное строительство. С одной стороны были традиции ХVII века и «нарышкинское» барокко, стойко державшиеся на протяжении боль шей части ХVIII века. С другой стороны был проникавший в провинцию классический стиль. Это необычное время решительных перемен придало облику храма оригинальные черты, наполнило его формы особым своеобразием.

Церковь получила традиционную четырехчастную композицию. сформировавшуюся в XVII веке, и основными своими чертами была близка этому столетию. Таковым был объем храмовой части, завершенный пятиглавием, с трехчастным делением стен и кокошниками под крышей. Таков был алтарь, состоявший из трех апсид. Но внимательное изучение форм храма выявляет более сложное построение и заимствования из разных стилей, неоднозначный смысл отдельных деталей.

Основу здания составляла храмовая часть - летний храм, одновременно наделенная внушительностью и легкостью пропорций. Фасады, как указывалось, имели трехчастное деление лопатками. Вверху проходил раскрепованный карниз, схематично повторявший антаблемент дорического ордера. На его фризе выступы соответствовали триглифам, а ниши - метопам. Над карнизом находился аттик с тремя декоративными кокошниками, логично завершавшими лопатки. Примечательно, что в средних кокошниках южного, северного и западного фасадов были полуциркульные окна-фрамуги с радиальными переплетами, дополнительно освещавшие пространство под сводом.

На боковых фасадах храмовой части находились высокие арочные окна, обрамленные наличниками, имевшими вид миниатюрных портиков. Они состояли из боковых колонок, поддерживаемых консолями. Наличники завершались сандриками килевидными в верхнем ярусе, оригинальной формы прямыми в нижнем. В среднем прясле нижнего яруса были боковые двери храма, оформленные аналогичными порталами с боковыми колонками и килевидными сандриками.

Над храмовой частью находилась фигурная округлая крыша с широкими полицами. Над ней поднималось пятиглавие, состоявшее из крупных луковичных глав традиционных очертаний. Средняя была поднята на широкий восьмигранный барабан с вытянутыми щелевидными окнами и вертикальными тягами. Боковые барабаны были значительно меньших размеров. Они имели круглую форму, были обработаны четырьмя фальшивыми прямоугольными окнами.

С востока к храмовой части примыкал алтарь, состоявший из трех миниатюрных апсид, завершенных округлыми кровлями и маленькой главкой. С запада примыкала трапезная (теплый храм), имевшая на боковых фасадах по четыре окна. Высота этих частей составляла примерно 2/5 от высоты стен храмовой части. Убранство фасадов включало узкий карниз и рамочные наличники высоких арочных окон, завершенные небольшими замковыми камнями.

С запада к трапезной примыкала колокольня, в нижнем ярусе которой находилась паперть. Колокольня была восьмигранная четырехъярусная и представляла один интересный тип, бытовавший в городе и уезде в конце ХVII века. Особенность этих колоколен «ложная» восьмигранная форма, при которой нижние Ярусы имели четыре несущих столба со срезанными углами. Между ними находились четыре сквозные арки, на Дополнительных гранях помещались такие же арки, но глухие. Только верхний ярус звона имел восемь столбов и восемь арок. Подобные колокольни, наделенные необычайным сходством, сохранились в селах Спасском «на Корожечне» и в Губачеве.

Ярусы колокольни имели аналогичное оформление. Углы были обработаны тонкими колонками, глухие и сквозные арки обрамляли рамочные наличники с замковыми камнями и импостами, над которыми во втором и третьем ярусах были помещены треугольные сандрики. Завершением колокольни служили куполообразная крыша с четырьмя люкарнами, вытянутый четырехгранный барабан и главка с перехватом в основании. Внимательное изучение элементов храма позволяет выявить интересные особенности его архитектуры. Так, можно отметить несомненную близость Успенской церкви другим храмам Углича, выстроенным в конце ХVІІІ - двух первых десятилетиях ХІХ века. Это церкви Филипповская (1799-1801 гг.), Царевича Димитрия на Поле (1798-1814 гг.) и Федоровский собор Богоявленского монастыря (1805-1818 гг.). Все эти церкви имеют общие черты, вероятно восходящие к бытовавшим в то время образцовым проектам. Среди них можно отметить похожие наличники в виде миниатюрных портиков, использованные в декоре Успенского и Филипповского храмов. Другой общей деталью являются карнизы в виде упрощенного антаблемента дорического ордера, также присутствующие в оформлении Филипповской и Царевской церквей.

С Филипповским храмом Успенскую роднит облик центрального барабана. Только у первого храма он аналогичен боковым и служил нижним ярусом завершения, а у второго поддерживал крупную луковичную главу. Церковь Царевича Димитрия на Поле имеет барабаны, аналогичные боковым Успенского храма, - круглые с широкими прямоугольными окнами. Рамочные наличники алтаря и нижнего яруса четверика этого храма, трапезной Филипповской церкви, нижнего яруса и барабанов Федоровской, трапезной и алтаря Успенской тоже близки между со бой. Также все четыре церкви имели похожие фигурные крыши храмовой части с выгнутой средней частью и пониженными боковыми полицами...

Статья Евгения Лиуконена «Успенский храм величественно украшал Углич» в журнале «Углече Поле», № 22, 2014, стр. 14-27.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 июня 2024

... Помимо трех отмеченных церквей Углича немалую долю сходства с Успенской церковью имеет Троицкий храм села Ордина (1812 г.). Его храмовая часть также включает трехчастное деление лопатками, аналогичный карниз и кокошники на уровне аттика. Все это позволяет предположить, что церковь Ордина строилась по образцу угличского Успенского храма, но при этом получила ряд отличий в оформлении.

Если внешний облик Успенского храма, особенности фасадов хорошо известны на основе фотографий и других изображений, то внутренний облик прослеживается только на основе письменных источников и возможных аналогий. Вход в храм был через сводчатое помещение паперти в нижнем ярусе колокольни, трапезная была прямоугольная в плане и подобно Филипповской и Царевской церквям имела плоский деревянный потолок. Возвышенная храмовая часть была перекрыта сомкнутым сводом с центральным световым барабаном и полуциркульными фрамугами.

Важную часть убранства составляли росписи, выполненные в 1818 году артелью известного живописца из села Тейкова Шуйской округи Владимирской губернии Тимофея Алексеевича Медведева. Опись церковного имущества 1846 года позволяет проследить состав сюжетов и их композиционное расположение на сводах и стенах храма, но их облик, конечно, остается неизвестным.

Подобно зданию храма, эти росписи являются одной из самых трагичных утрат Углича ХХ века. Можно только предположить, что композиционно и стилистически они были близки сохранившимся росписям Спасо-Преображенского собора, выполненным в 1810-1811 годах.

Росписи Успенского храма сочетались с лепным убранством. Известно, что на западной стене храмовой части под центральной храмовой композицией «Успение Пресвятыя Богородицы» находились «гипсовые символические фигуры, изображающие веру, надежду, любовь. терпение». Возможно, также были лепные карнизы, пояски, обрамления проемов и различные тяги, с которыми совмещались живописные сюжеты и орнаменты.

Необходимо отметить, что не все росписи Т.А. Медведева сохранялись до разрушения храма. В 1845-1850 годах в трапезной проводился капитальный ремонт, при котором были заменены балки и накаты перекрытия. Одновременно выполнены новые росписи. В помещении паперти была более поздняя масляная живопись, кроме того известно, что роспись свода в 1845 году выполнил угличский живописец Дмитрий Григорьевич Буренин. Здесь сложно понять подробности, но можно предположить. что Буренин расписал паперть и был автором новых росписей трапезной.

В 1899 году артелью подрядчика Федорова были переписаны клейма в храмовой части, но, как говорится в документе, «с удержанием старых изображений и сделаны по старому образцу уборки». Работы стоили 300 рублей!

Центральное место в интерьере храма составляли иконостасы. Предалтарный иконостас, по сведениям описи имущества 1846 года, был трехъярусный «столярной работы с колоннами и по приличным местам с резьбою, тело сделано под лак, перловой краски, а резьба и колонны на полимент вызолочены». Царские врата - «столярные ж с резьбою, вызолочены без пропуску. На них шесть небольших клеем, в коих написано Благовещение Пресвятыя Богородицы и четыре Евангелиста».

Размещавшиеся по сторонам арки иконостасы трапезной или теплого храма были «столярной работы с приличною резьбою и позолотою, о двух ярусах», гладкие с выступами. тонированные темно-зеленой краской. Царские врата «гладкие, на коих в шести клеймах Благовещение и четыре Евангелиста

Описанные иконостасы были современны постройке церкви, созданию росписей и, вероятно, были выполнены в классическом стиле. Они составляли убранство в течение полувека. В 1858 году иконостас храмовой части был заменен новым четырехъярусным, полностью вызолоченным на полимент. В 1867 году последовала замена придельных иконостасов. Повторное освящение приделов последовало 7 июня того же года. Облик новых иконостасов неизвестен, - мы не располагаем какими-либо изображениями и описаниями. но весьма вероятно, что они были выполнены в подражательном барочном стиле, украшены роскошной резьбой. Они могли быть похожи на сохранившийся иконостас Спасо-Преображенского собора.

В большинстве помещений церкви был кирпичный пол, только в храмовой части пол был деревянный, окрашенный масляной краской. При ремонте трапезной в 1845-1850 годах пол в ней был заменен другим, выложенным из кесавского кирпича. Для отопления теплой церкви использовались две железные, вероятно, унтермарковские печи, находившиеся в углах у западной стены. Для освещения храмовой части и трапезной служили медные аплековые паникадила.

Известен и набор колоколов Успенского храма по состоянию на 1846 год. Большой благовестный колокол весил 217 пудов 14 фунтов, его железный язык - 8 пудов 32 фунта. Колокол был приобретен в 1837 году за 10518 руб. 55 коп. ассигнациями, кроме того в уплату пошло 40 пудов церковной меди на 2663 руб. 85 коп. Второй колокол весил 89 пудов 16 фунтов, третий - 25 пудов 26 фунтов, четвертый - 10 пудов 37 фунтов, пятый - 6 пудов 8 фунтов, шестой - 3 пуда, седьмой - 1 пуд 20 фунтов и восьмой - 33 фунта. Все восемь колоколов были повешены на железных полосах.

Таковыми в общих чертах были облик и убранство Успенского храма, стоявшего на главной площади Углича, преемственно освящавшего и украшавшего те места на протяжении нескольких столетий. Построенный в конце XVIII века внушительный и прекрасный храм был одним из самых значительных и заметных зданий города, важной составляющей его архитектурного ансамбля. Можно даже утверждать, что угличане, построив этот храм, реализовали давний замысел князя Андрея Большого, попытавшегося в конце XV века построить Успенский собор. Приходская Успенская церковь своим обликом и положением очень напоминала соборный храм.

Дальнейшие обстоятельства сложились так, что Успенская церковь оказалась в числе многочисленных утрат, понесенных Угличем в ХХ столетии, и наряду с Покровским монастырем, Филипповской церковью и комплексом торговых рядов стала одной из крупнейших потерь.

В первые послереволюционные годы храм продолжал действовать. В тот период при церквах образовывались приходские общества, объединявшие прихожан в фиксированную группу и накладывавшие на них обязательства по содержанию зданий и имущества храмов. Такое общество было создано и при Успенской церкви. При этом оно взяло на себя ответственность за содержание бесприходного Казанского храма, которому грозило неминуемое закрытие. Таким образом прихожане стремились сохранить соседний храм, продолжить в нем богослужения.

Было создано Успенское при Казанском храме общество, вероятно зарегистрированное и утвержденное 14 июня 1924 года. В то время священником Успенской церкви был Константин Иванович Соболев. Он также стал настоятелем Казанского храма, ранее числившегося приписным к Спасо-Преображенскому собору. Судя по названию общества, основным храмом общины стала Казанская церковь, которую, возможно, было легче содержать и которая вызывала меньше нареканий властей.

С течением времени община прихожан лишилась возможности содержать два храма, и 14 декабря 1927 году было зарегистрировано Казанское приходское общество при храме Казанской иконы Божией Матери Успенская церковь к тому времени была закрыта, а ее приход и священник окончательно перешли в соседний храм. Процесс закрытия произошел в 1927 году.

Успенская церковь после сдачи Исполкому использовалась в качестве склада Заготзерна. В таком виде она отмечена в списке церквей 1935-1937 годов. При этом начали происходить разрушения. В ее интерьере, несомненно, были уничтожены иконостасы, начали портиться росписи. Трагично складывалась судьба наружной части церкви. На фотографиях конца 1920-х - начала 1930-х годов она представлена уже без ограды.

Позднее были уничтожены завершение церкви и колокольни. На храмовой части оставался лишь обезглавленный центральный барабан боковые были уничтожены. Сохранилась уникальная фотография, сделанная с колокольни церкви, на которой запечатлен момент, когда рабочие сбрасывают одну из боковых глав трагичное и страшное зрелище.

Спустя короткий промежуток времени произошло полное разрушение церкви. В 1938 году она была разобрана на кирпич. При этом известно, что для ослабления кладки здание было окружено лесами, которые затем подожгли. Такими варварскими методами было уничтожено одно из знаковых зданий Углича, замечательное произведение провинциальных мастеров. Столь трагическим оказался итог созидательных усилий нескольких поколений угличан, своими делами украшавших город, способствовавших созданию многочисленных произведений архитектуры, живописи, прикладного искусства. Трагично и страшно осознавать, что следующим поколениям накопленные культурные сокровища оказались тягостными и ненужными.

Ныне очень немногое напоминает о величественном храме, возвышавшемся на главной площади города. На его месте расположен небольшой сквер с двумя пересекающимися аллеями. Почти ничего не осталось от богатого убранства Успенской церкви. Одним из немногих уцелевших предметов является серебряный потир, изготовленный в 1759 году на известной фабрике московского купца 1-й гильдии Василия Матвеевича Кункина. Предмет поступил в Угличский музей 19 июля 1922 года. Тогда он входил в комплект аналогичных по облику и стилю богослужебных сосудов, но дискос, звездица, тарели и другие предметы были похищены из музея в июле 1923 года - сохранился лишь потир. Предмет является замечательным образцом русского ювелирного искусства. середины ХVIII века. Изысканные формы, тонкая чеканка, ажурный накладной орнамент, черненые медальоны ярко свидетельствуют о таланте мастеров и высоком уровне художественных произведений, когда-то наполнявших угличские храмы, а ныне безвозвратно потерянных.

Еще одним предметом, возможно, связанным с Успенской церковью. является крупный напольный киот с полуциркульным верхом. Его боковые стенки оклеены ореховым шпоном, с лицевой стороны резное вызолоченное обрамление прямоугольной иконы. Арочное завершение образует нишу, в которой за стеклом на голубом фоне размещены позолоченные скульптуры коленопреклоненных ангелов с хоругвями и разные символические атрибуты. Сложная многосоставная композиция, несмотря на все перенесенные испытания. сохранила целостность, свежесть и яркий золотой блеск.

В прошлом около клиросов Успенского храма стояли четыре аналогичных киота со стеклами. В их верхней части в полукружиях были «резные вызолоченные изображения Ветхого и Новаго завета». В киотах находились иконы Воскресения Христова, Федоровской Божией Матери, «Скорбящей Божией Матери» и храмовый образ Успения Пресвятой богородицы. Все они были украшены богатыми серебряными окладами и венцами.

Такими были многовековая история Успенского храма и преемственно создававшееся убранство. Его история оборвалась в 1930-х годах, а большинство составлявших его атрибутов растворились в небытие. Но, кто знает, быть может это не конец истории одной из когда-то многочисленных угличских церквей. В настоящее время рассматривается проект восстановления исторического облика центра города, одним из основных пунктов которого является возрождение Успенского храма. Такие замечательные проекты оставляют надежду, что Углич вновь обретет целостный исторически сложившийся облик яркой жемчужины провинциальной архитектуры…»

Статья Евгения Лиуконена «Успенский храм величественно украшал Углич» в журнале «Углече Поле», № 22, 2014, стр. 14-27.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 июня 2024

«…10 февраля 1802 года С.И. Стрелков оформляет договор субподряда с угличским посадским Петром Васильевым сыном Коровниковым, по которому тот должен был сделать иконостас столярной работы «самолучшим искусством» для вновь построенной каменной Успенской церкви на торговой площади Углича.

По имевшемуся у С.И. Стрелкова плану следовало выполнить «в начале царские двери и над оными кумпал, а над ним зделать две арки, из коих одна на лице должна быть, а другая и во оных арках для разетов зделать падиты (?), между коими зделать киоты или, как позволит место, еще капители - и с бакусами в карнизах, и с медалионы сосновыя и в них зделать падиты и между медалионами также падиты, что значит на плане отборки и лошки и за колоннами пилястры гладкие. Тои же при них зделать и капители. Доски ж зделать для тех святых икон ольховые. Престол, жертвенник, клиросы с точеными столбиками и амвон. И на всю ту работу употреблять мне Коровникову лес самой гладкой и клеения того иконостаса клей на собственной мой Коровникова кочт. Притом, что следует порезок, то мне оныя из зо Стрелкова лесу напилить пилою и от брать, как показано от него Стрелков будет. По окончании всего иконоста мне Коровникову на место, как следет, поставить».

За работу и материалы П.В. Коровников должен был получить 410 рублей, а исполнить заказ с апреля 1802 года по август 1803 года 1803 года...»

Из статьи Евгения Лиуконена «Контракт сей с обеих сторон содержать свято и ненарушимо…» в журнале «Углече Поле», № 29, 2016, стр. 96.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.