«…История Успенского храма уходит в глубокую древность. Достоверно неизвестно, когда и при каких обстоятельствах была основана Успенская церковь. Первое упоминание о ней относится к концу ХV века и связано с деятельностью славного угличского князя Андрея Васильевича Большого, управлявшего Угличем в 1462-1491 годах.
1 октября 1482 года состоялось важное для Угличского княжества событие - освящение вновь построенного каменного собора Покровского монастыря. Там, по словам Жития преподобного Паисия Угличского, присутствовали «благоверный и христолюбивый князь Андрей Васильевич и со благоверною своею княгинею Еленою и с малыми чады своими, благоверными же князи Димитрием и Иоанном», греческий князь Константин Мангупский (будущий Кассиан Учемский), бояре, бесчисленное множество народа, многие представители духовенства, настоятели монастырей и среди них три соборных протопопа: «Преображенский и Константиновский, и вторый протопоп Успенский, третий Благовещенский».
Последнее обстоятельство позволило многим исследователям утверждать, что в Угличе при Андрее Большом было три собора и среди них Успенский, стоявший близ торговой площади и кремлевского рва. Возможно, этот храм был основан Андреем Большим, который стремился возвеличить столицу своего княжества и выбрал для важнейших храмов посвящения соборов Московского кремля. Также возможно, что Успенский храм существовал и ранее, а князь только повысил его статус, сделав собором.
У Андрея Большого, вероятно, были еще более грандиозные планы. Археологические раскопки, проведенные в 1996-1998 годах архитектурным отрядом Угличской экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством Е.А. Туровой, показали, что к западу от здания Успенской церкви 1790-х годов в конце ХV века велось строительство кирпичного здания размером 8х15,2 м. Неизвестно, чем должна была стать эта постройка, быть может, частью комплекса каменного Успенского собора. Это мы уже никогда не узнаем - строительство прекратилось из-за большого пожара в мае 1491 года и ареста князя Андрея Большого в сентябре того же года. Больше оно не возобновлялось. Успенский храм со временем утратил статус собора и стал одной из многочисленных приходских церквей Углича.
На рубеже ХVI-XVII веков в центре Углича перед Никольскими воротами крепости располагалась Лесная торговая площадь, примыкавшая к Сенной и Хлебной площадям, последняя из которых являлась главным городским торгом. Лесная площадь в основном располагалась на территории современного сквера. От нее начинались Ростовская и Ярославская дороги, к ней тесно прилегало несколько посадских улиц. По Писцовым книгам 1620 года в том районе располагались две деревянные приходские церкви Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста, Успения Богородицы и Сергия Радонежского. На обоих погостах, как в прошлом именовали комплексы приходских церквей, были отдельные храмы для летних и зимних богослужений и приходские кладбища.
Есть и более подробный текст Писцовых книг, условно датированный 1620-ми годами: «В Дурасове переулке ружной храм, Иван Златоуст, церковь теплая да место церковное ружное Николы Чудотворца, под городом: дв. поп Кипреян; келя проскурницы Марфицы; келя дьяка Богдашки, да 8 келей, а в них живут нищие старцы, питаются от церкви Божии...
На Углече, на посаде, у города церковное ружное место Сергия Радонежскаго Чудотворца...»
Из этого описания при сопоставлении с дорегулярным планом города следует, что церковь Иоанна Златоуста и кладбище располагались ближе к посадской застройке в местности Дурасова переулка так называли территорию посада около берега Каменного ручья и начала Ярославской дороги (в настоящее время это восточная часть площади, где устанавливается сцена для праздников). Храм Святителя Николая Чудотворца, также называвшийся церковью Николы Подстенного, находился около кремлевского рва, справа от моста, ведшего к южным Никольским воротам, которые, очевидно, от данной церкви и получили название.
Церкви Успения Богородицы и Сергия Радонежского располагались западнее, на берегу речки Шелковки, пересекавшей торговую площадь и соединявшейся с крепостным рвом. Оба приходских храма были ружными, то есть получали ругу жалованье от царской казны, частично обеспечивавшее потребности богослужения и содержание причта. В более позднее время, в 1670-х годах, руга составляла четыре рубля в год (из них за воск четыре алтына с деньгой, сюда же входило: хлеба девять четвертей ржи, столько же овса и на просвиры две четверти ржи).
В Смутное время кремль и торговая площадь оказались в эпицентре боевых действий и значительно пострадали. Из текста Писцовых книг 1620-х годов следует, что в одном приходе уцелел (или был восстановлен) храм Иоанна Златоуста, а от Никольского храма оставалось одно церковное место. Во втором приходе отмечено церковное место храма Сергия Радонежского Чудотворца, а Успенский не упомянут вовсе. После завершения основных событий Смуты, пришедшихся на 1608-1612 годы, территория пострадала от нападения отряда полковника Александра Лисовского, случившегося в 1616 году, и от нападения Якушки Шиша и Кругового «с польскими и с литовскими людьми» в 1619 году. Тогда были сожжены дворы в Дурасовом переулке, убиты многие посадские люди с женами и детьми.
При восстановлении города церкви были объединены в один приход, который и находился в тех местах более трехсот лет. В Писцовых книгах города Углича стольника М.Ф. Самарина и подьячего М. Русинова 1674-1676 годов находится подробное описание храмов в тот период. Тогда приход состоял из двух деревянных церквей - летней в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Иоанна Златоуста и теплой Никольской с приделом Сергия Радонежского. Храмы были восстановлены на прежних местах, соответствовавших основным престолам, и соединили в себе посвящения двух прежних самостоятельных приходов.
Летняя Успенская церковь была двухшатровая, с трапезной. При ней находилась шатровая колокольня с пятью колоколами: благовестный весом четырнадцать пудов с двумя четвертями, второй колокол пудов и две четверти, третий пуда и две четверти и два зазвонных колокола общим весом полтора пуда. Территория церкви была обнесена забором «в реж».
Приходское кладбище располагалось при Никольской церкви. Было еще одно кладбище при упраздненном Златоустовском храме в местности Дурасова переулка. Там, где был престол церкви, по традиции была построена часовня.
Храмы отличались богатым убранством, на многих иконах были серебряные басменные оклады, венцы и цаты. Известно, что Успенская церковь с иконами, книгами, ризами и колоколами была построена на средства прежнего священника Федота с детьми и приходских людей. Богатству храма, несомненно, способствовало его расположение в центре города на торговой площади, около кремля.
В приходе, как и прежде до Смутного времени, находилась богадельня. В Писцовых книгах отмечен «двор богаделенной ружной на посадской земле». Там были две избы, семь житниц и колодец. Рядом со Златоустовским кладбищем была церковная земля, на которой жили нищие.
Некоторое время спустя благосостояние прихода увеличилось, и появилась возможность построить каменный храм. В камне была отстроена теплая Никольская церковь, как и прежде имевшая придел в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Храм был завершен одной главой, опаянной жестью, над папертью возвышалась шатровая колокольня. Точное время строительства каменной церкви Николы Подстенного неизвестно, но, очевидно, это произошло в конце XVII века. В 1701 году уже упоминается этот храм с колокольней, тогда как прежде, по сведениям Писцовых книг 1674-1676 годов, колокольня находилась при Успенской церкви. Летний храм по-прежнему оставался деревянным.
В таком виде храмы прихода сохранялись на протяжении большей части ХVІІІ века. В тот период церкви, как и ранее, стояли на Лесной торговой площади, от которой начинались две важные улицы посада - Солодяная и Ярославская. Помимо них там было несколько небольших улиц. Названия некоторых из них известны с ХVII века, другие, возможно, появились вновь. Так, по южному краю Лесной площади проходила Кожевенная улица, рядом располагались Саинский переулок и Пашина гора небольшой участок застройки на берегу Шелковки, где прежде находился двор стрелецкого сотника Ивана Пашина, в Смутное время предавшего Углич полякам. Между Солодяной улицей и Каменным ручьем находились Дурасов переулок и Скокова улица. Последняя соседствовала с Большим Красным мостом через Каменный ручей, важнейшим в городских коммуникациях, связывавшим торговую площадь с Ярославской дорогой. Была еще Нижняя Успенская улица, явно располагавшаяся рядом с храмом.
В течение ХVII столетия около Успенской церкви было построено несколько важных казенных и общественных зданий. Так, западнее храма располагалось каменное здание архива, в котором хранились письменные дела местных провинциальных учреждений и денежная казна. С восточной стороны, напротив алтаря, стояло каменное здание мужской богадельни, сменившее прежние средневековые избы. К югу от церкви было деревянное здание Присутственных мест или Магистрата, в котором позднее было помещение для учрежденного в 1787 году Народного училища (городовой школы), а в подвале, по неимению хорошего здания для тюрьмы, некоторое время содержались колодники. Поблизости размещались деревянный питейный дом и подвал к нему.
Описанная градостроительная среда существовала до рубежа XVI-XIX веков. В 1784 году был утвержден генеральный план Углича, в соответствии с которым предполагалось перестроить город на регулярных принципах - провести новые прямые улицы, образовать кварталы геометричных очертаний и обширные площади. В центре Углича на месте Лесной, Сенной и Хлебной площадей надлежало создать новую торговую площадь, северной стороной примыкавшую к кремлю, а с западной и южной застроенную единообразными корпусами торговых рядов. Новая площадь делилась на две части, которые по стоявшим там храмам были названы Казанской и Успенской площадями. В процессе реализации плана первоначальный замысел подвергался изменениям так постепенно сложилось, что расположенная с западной стороны Казанская площадь была тесно застроена корпусами рядов и стала основным центром торговли, а расположенная с восточной стороны Успенская площадь имела обширное открытое пространство и служила парадным въездом в кремль, началом Ростовской и Ярославской дорог.
Одновременно с мероприятиями по введению генерального плана прихожане Успенского храма, приняли решение построить новую каменную церковь, которая должна была сменить прежние каменный и деревянный храмы. В 1792 году было подано прошение архиепископу ярославскому и ростовскому Арсению о постройке нового храма вместо ветхих Никольской и Успенской церквей. а вскоре, 5 августа приход получил Храмоздательную благословенную грамоту, в которой оговаривались условия строительства. Деревянную Успенскую церковь планировалось разобрать и по принятому обыкновению употребить на обжиг кирпича, а каменную Николо-Подстенную пока сохранить, чтобы «до времени устроения новой совершать богослужение в приделе Сергия Радонежскаго Чудотворца».
Постройка храма началась в 1795 году и была в основном завершена к 1799 году, которым обычно датируется Успенская церковь. В августе того года был освящен правый придел теплого храма, посвященный Трем Святителям Иоанну Златоусту, Николаю Чудотворцу и Алексию Митрополиту. В церковной летописи говорится, что «в нем одном с сего времени было совершаемо богослу жение до устройства летней церкви и украшения ея живописью». Летняя церковь была окончательно устроена и освящена 11 августа 1818 года при священнике Димитрии Марковиче Иерусалимском, старосте Иване Гаврилове Трегубове и строителе угличском купце Алексее Кузьмиче Воронове. К этому времени храм был расписан известным живописцем Тимофеем Алексеевичем Медведевым. Придел Сергия Радонежского и Священномученика Антипы был завершен и освящен значительно позднее 26 июля 1836 года, а 4 октября того года был обновлен и вторично освящен придел Трех Святителей. Эти события завершили долгий процесс строительства и украшения храма.
В 1821 году установленные первоначально деревянные главы были заменены железными. В 1829 году вокруг церкви были сооружены каменная ограда и сторожка. Послед нее дело способствовало завершению формирования храмового ансамбля, который стал обладать насыщенностью и полнотой.
После постройки нового храма отпала необходимость в старой церкви Николы Подстенного. Она сохранялась до начала XIX века, а затем была разобрана. Ее место осталось пустым. Приходское кладбище еще ранее было закрыто, а затем ликвидировано. Исчезло и кладбище давно упраздненной Златоустовской церкви. В то же время был построен новый Соборный мост, соединивший кремль с Успенской площадью. В отличие от старого крепостного Никольского моста, он разместился восточнее, а церковное место оказалось слева от него. В 2002 году около моста проводилась прокладка газопровода, тогда были проведены и археологические раскопки. При этом были обнаружены бутовый фундамент Никольского храма и следы древнего кладбища. Раскопки полностью подтвердили Данные старинных планов и описаний.
В начале ХІХ века были снесены ветхие постройки около новой церкви архив, богадельня, присутственные места и питейный дом. Этих зданий не стало, но к западу от церкви на рубеже XVIII-XIX веков были построены одноэтажные корпуса Малого гостиного ряда, занявшие пространство между Казанской и Успенской церквами на месте засыпанного русла Шелковки.
Успенский храм строился на рубеже двух эпох, определявших провинциальное строительство. С одной стороны были традиции ХVII века и «нарышкинское» барокко, стойко державшиеся на протяжении боль шей части ХVIII века. С другой стороны был проникавший в провинцию классический стиль. Это необычное время решительных перемен придало облику храма оригинальные черты, наполнило его формы особым своеобразием.
Церковь получила традиционную четырехчастную композицию. сформировавшуюся в XVII веке, и основными своими чертами была близка этому столетию. Таковым был объем храмовой части, завершенный пятиглавием, с трехчастным делением стен и кокошниками под крышей. Таков был алтарь, состоявший из трех апсид. Но внимательное изучение форм храма выявляет более сложное построение и заимствования из разных стилей, неоднозначный смысл отдельных деталей.
Основу здания составляла храмовая часть - летний храм, одновременно наделенная внушительностью и легкостью пропорций. Фасады, как указывалось, имели трехчастное деление лопатками. Вверху проходил раскрепованный карниз, схематично повторявший антаблемент дорического ордера. На его фризе выступы соответствовали триглифам, а ниши - метопам. Над карнизом находился аттик с тремя декоративными кокошниками, логично завершавшими лопатки. Примечательно, что в средних кокошниках южного, северного и западного фасадов были полуциркульные окна-фрамуги с радиальными переплетами, дополнительно освещавшие пространство под сводом.
На боковых фасадах храмовой части находились высокие арочные окна, обрамленные наличниками, имевшими вид миниатюрных портиков. Они состояли из боковых колонок, поддерживаемых консолями. Наличники завершались сандриками килевидными в верхнем ярусе, оригинальной формы прямыми в нижнем. В среднем прясле нижнего яруса были боковые двери храма, оформленные аналогичными порталами с боковыми колонками и килевидными сандриками.
Над храмовой частью находилась фигурная округлая крыша с широкими полицами. Над ней поднималось пятиглавие, состоявшее из крупных луковичных глав традиционных очертаний. Средняя была поднята на широкий восьмигранный барабан с вытянутыми щелевидными окнами и вертикальными тягами. Боковые барабаны были значительно меньших размеров. Они имели круглую форму, были обработаны четырьмя фальшивыми прямоугольными окнами.
С востока к храмовой части примыкал алтарь, состоявший из трех миниатюрных апсид, завершенных округлыми кровлями и маленькой главкой. С запада примыкала трапезная (теплый храм), имевшая на боковых фасадах по четыре окна. Высота этих частей составляла примерно 2/5 от высоты стен храмовой части. Убранство фасадов включало узкий карниз и рамочные наличники высоких арочных окон, завершенные небольшими замковыми камнями.
С запада к трапезной примыкала колокольня, в нижнем ярусе которой находилась паперть. Колокольня была восьмигранная четырехъярусная и представляла один интересный тип, бытовавший в городе и уезде в конце ХVII века. Особенность этих колоколен «ложная» восьмигранная форма, при которой нижние Ярусы имели четыре несущих столба со срезанными углами. Между ними находились четыре сквозные арки, на Дополнительных гранях помещались такие же арки, но глухие. Только верхний ярус звона имел восемь столбов и восемь арок. Подобные колокольни, наделенные необычайным сходством, сохранились в селах Спасском «на Корожечне» и в Губачеве.
Ярусы колокольни имели аналогичное оформление. Углы были обработаны тонкими колонками, глухие и сквозные арки обрамляли рамочные наличники с замковыми камнями и импостами, над которыми во втором и третьем ярусах были помещены треугольные сандрики. Завершением колокольни служили куполообразная крыша с четырьмя люкарнами, вытянутый четырехгранный барабан и главка с перехватом в основании. Внимательное изучение элементов храма позволяет выявить интересные особенности его архитектуры. Так, можно отметить несомненную близость Успенской церкви другим храмам Углича, выстроенным в конце ХVІІІ - двух первых десятилетиях ХІХ века. Это церкви Филипповская (1799-1801 гг.), Царевича Димитрия на Поле (1798-1814 гг.) и Федоровский собор Богоявленского монастыря (1805-1818 гг.). Все эти церкви имеют общие черты, вероятно восходящие к бытовавшим в то время образцовым проектам. Среди них можно отметить похожие наличники в виде миниатюрных портиков, использованные в декоре Успенского и Филипповского храмов. Другой общей деталью являются карнизы в виде упрощенного антаблемента дорического ордера, также присутствующие в оформлении Филипповской и Царевской церквей.
С Филипповским храмом Успенскую роднит облик центрального барабана. Только у первого храма он аналогичен боковым и служил нижним ярусом завершения, а у второго поддерживал крупную луковичную главу. Церковь Царевича Димитрия на Поле имеет барабаны, аналогичные боковым Успенского храма, - круглые с широкими прямоугольными окнами. Рамочные наличники алтаря и нижнего яруса четверика этого храма, трапезной Филипповской церкви, нижнего яруса и барабанов Федоровской, трапезной и алтаря Успенской тоже близки между со бой. Также все четыре церкви имели похожие фигурные крыши храмовой части с выгнутой средней частью и пониженными боковыми полицами...
Статья Евгения Лиуконена «Успенский храм величественно украшал Углич» в журнале «Углече Поле», № 22, 2014, стр. 14-27.