ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Углич. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь


Углич. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Сретения Господня
Год постройки:1778.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Ярославская область, Угличский район, Углич, Успенская пл., 7.

Координаты: 57.527217, 38.315451



Сортировка:

Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Hramsohran
29 августа 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
10 августа 2018
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Тюпин Арсений
6 января 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
23 февраля 2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Иконы Казанской Божией Матери церковь.Восточный фасад.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Иконы Казанской Божией Матери церковь.Восточный фасад.
Александр Момент
17 июля 2014
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
11 августа 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
24 сентября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
24 сентября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Eveness
17 сентября 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Eveness
17 сентября 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Манита Оксана
11 июня 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Илья Смирнов
8 июля 2006
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
18 июня 2005
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
18 июня 2005
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Из личного авторского собрания. автор Д.А<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Из личного авторского собрания. автор Д.А
Денис Александрович
1 августа 1998
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Alex139
28 августа 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
23 февраля 2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Углич. Церковь Казанской иконы Божией Матери.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Углич. Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
11 августа 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
11 августа 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Убранство нижнего храма<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Убранство нижнего храма
Lynx Mourmyss
8 сентября 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, остатки росписей - Господь Саваоф с Ангельскими Силами<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
остатки росписей - Господь Саваоф с Ангельскими Силами
Lynx Mourmyss
8 сентября 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Alex139
28 августа 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
oldboy
16 февраля 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Hramsohran
29 августа 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Hramsohran
29 августа 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Hramsohran
17 сентября 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, общий вид в ландшафте<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
общий вид в ландшафте
Юрий Моченов
8 апреля 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
yozik
15 апреля 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
1 апреля 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1880 год. фото с https://pastvu.com/p/340901 Автор:Лопатин<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1880 год. фото с https://pastvu.com/p/340901 Автор:Лопатин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1880
Церковь Казанской иконы Божией Матери, фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 января 2011

Хорошо видная к западу от кремля стройная и высокая Казанская церковь была построена в 1778 году. Храм в центре города, на главной торговой площади, существовал с древнейших времен. В прежние времена Торговая площадь состояла из трех − Хлебной, Сенной и Лесной. Первая деревянная церковь, построенная примерно в XIV-XV веке, была посвящена Великомученику Георгию. В начале XVII века здесь уже значится храм иконы Божией Матери «Страстной» с двумя приделами: великомученика Георгия и Михаила Малеина. В Смутное время, как и почти весь Углич, храм был сожжен, а когда город стал отстраиваться, на его месте поставили лавки торговцев. Только в 1638 году здесь снова был возведена церковь, на этот раз во имя Казанской иконы Божией Матери, и была она деревянной, с тремя шатрами и двумя приделами. Построил ее по данному обету некий старец Варлаам. В церкви был главный престол − Казанский, и еще четыре: Великомученика Георгия, Михаила Малеина, Преподобной Евдокии и Алексия человека Божия. Примечательно, что престолы посвящены покровителям царской семьи, что может указывать на связь старца Варлаама с царским домом. В храме сохранялась чудотворная икона, по преданию, переданная сюда старцем.

Новый храм, который стоит здесь и поныне, построен в конце XVIII века в стиле барокко. Здание храма – двухэтажное, все устремленное ввысь, словно свечка. Высокая и стройная основная часть ориентирована вертикально; мало того, что она завершается двумя высокими узкими восьмериками и маленькой главкой на очень высоком и тонком барабане; вдобавок и окна четверика тоже высокие и узкие, а их наличники в стиле барокко только подчеркивают это. Трапезная, обычно длинная, здесь сделана короткой, тоже двухэтажной и высокой, поэтому она не нарушает стройности здания. Выше главы храма поднимается большая трехъярусная колокольня в стиле классицизм. Она была пристроена к церкви позже, после пожара 1793 года. Тогда старую колокольню пришлось разобрать, а на ее месте в 1807 году начали строить новую. Строительство затянулось, может быть, из-за войны с Наполеоном, и было окончено только к 1814 году. В противовес скромному убранству барочной церкви, колокольня украшена множеством колонн и колонок, фронтонами, в кровле прорезаны люкарны. Изначально колокольню венчал высокий шпиль, позднее замененный на главку. Внутреннее убранство храма было великолепным: высокий золоченый иконостас в верхнем этаже, росписи, выполненные крепостным графов Шереметевых мастером С.А. Ненастьевым. В нижнем этаже в иконостасе стоял чудотворный образ Казанской Божией Матери. Церковь не была приходской, так как стояла на торговой площади и ее содержали торговые люди и купцы, жертвовавшие немалые деньги на храм.

В 1921 году дотла выгорела вся Торговая площадь, а вместе с ней сильно пострадала и Казанская церковь − у нее выгорело внутреннее убранство, обрушилась колокольня. Ее восстановили, а церковь приписали к приходу соседней Успенской церкви (не сохранилась). В 1935 году, в связи со строительством Угличской ГЭС, храм закрыли и передали здание в ведение строителей. Красавицу-церковь использовали как водонапорную башню, склад, общежитие… В 2000 году храм снова был передан верующим, началась его реставрация. В 2006 году колокольня обрела «голос» − большой колокол в 50 пудов, отлитый в Тутаеве литейщиком Н.Шуваловым. Сейчас храм стоит не в окружении торговых лавок, а на фоне зданий советской постройки, а вокруг него разбит сквер с большой детской площадкой.

С сайта http://w.w.w.ruschudo.ru/miracles/1938/


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 января 2015

Церковь Казанская каменная, двухэтажная, приписная к собору, прочна; о двух престолах: в теплой - во имя Сретения Господня, а в холодной - во имя Казанской Божией Матери. Построена в 1778 г. на средства доброхотных дателей. Особо чтимый образ Казанской Божией Матери. Дом для жительства причта. Штатного состава причта не положено. Причтового капитала в билетах 1 456 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». - Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Сергей Ковров   29 мая 2018

Казанский храм, стоящий на Успенской площади, несомненно является самым заметным. Он виден отовсюду – и из кремля, и в перспективе Московской улицы, и с многих других мест. Его колокольня, наверняка, самая высокая в городе. С давних пор это место вблизи кремля было торговой площадью. Точнее их было три: Хлебная, Сенная и Лесная. И вот на первой из них в какой-то период появился храм Великомученика Георгия. По легенде, его выстроил в честь своего святого один угличский князь. Кто это был, мы точно не знаем. То ли Георгий (Юрий) Александрович, или Юрий Звенигородский, или младший брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич. Соответственно, это могло произойти в начале XIV века, на рубеже XIV-XV вв. или в XVI веке. По крайней мере, к началу XVII века уже существовала церковь Страстной иконы Божией Матери с приделами великомученика Георгия и Михаила Малеина. Храм простоял до Смутного времени, когда был сожжен, разделив судьбу города и его православных святынь.

Казалось бы, после всех несчастий храм был бы забыт, к тому же на месте, где он стоял, появились торговые лавки. Но судьба распорядилась по иному. В Углич прибыл некий старец Варлаам, «дворцовыя Александровския слободы вотчины Симонова монастыря бывый строитель». По своему обещанию, он непременно хотел выстроить в городе Казанский храм. В 1638 г. он просил на это разрешения у царя Михаила Феодоровича и через некоторое время получил. Вскоре деревянная церковь была построена. В ней кроме главного Казанского престола были еще три: великомученика Георгия, Михаила Малеина, Преподобной Евдокии, и Алексия человека Божия, в чем сказалась и память о прежнем храме, и странное посвящение царской семье. Ведь, как говорится в документах, в посвящении престолов присутствуют соименные святые самого царя, его жены и сына. Возможно, это не только выражение верноподданнических чувств, но и свидетельство близости старца царской семье.

Новый храм простоял недолго. В 1641 г. умер старец Варлаам, а в 1644 г. храм сгорел. Но, очевидно, вскоре был вновь отстроен. По Писцовым книгам 1674-1676 г.г., это была деревянная трехшатровая церковь с двумя приделами. Таким храм простоял больше столетия, пока в 70-х г.г. XVIII века не уступил место существующему ныне каменному храму. Его выстроили двухэтажным в модном тогда барочном стиле. Он высокий, устремленный ввысь. Каждый этаж состоит из алтаря, храмовой части, трапезной и паперти. Снаружи фасады украшены выступающими лопатками, красивыми узорными карнизами и наличниками с полукруглым верхом. Завершают церковь изящные легкие восьмерики и главка. В нижнем этаже находится престол в честь Сретения Господня.

В 1793 г. храм снова сгорел. Выгорели колокольня и верхний этаж. Его постепенно медленно восстановили. Колокольню пришлось разобрать. Вместо нее примерно в 1807-1814 г.г. выстроили существующую, выдержанную в классическом стиле. Она прекрасно подошла барочному храму, слилась с ним воедино. Все три яруса украшены колоннами, фронтонами, красивыми арочными проемами. Прежде ее венчал шпиль, и лишь впоследствии появилась существующая глава.

Если бы мы зашли в верхний храм столетие назад, то поразились красотой отделки. Его украшал резной предалтарный иконостас, изготовленный после пожара. Вся резьба была вызолочена, а фон окрашен в голубой цвет. На створках царских врат резное изображение Тайной Вечери и Благовещения, над ними возвышался роскошный балдахин. Росписи стен выполнил в классической манере живописец их деревни Антухово Угличского уезда крепостной графа Шереметева С.А. Ненастьев. Таким был верхний храм, но был также красив и нижний.

Главной святыней Казанского храма был небольшой храмовый образ, пожертвованный в церковь еще ее основателем старцем Варлаамом, а затем, как отцово благословение, переданный его сыну дьячку Терешке Васильеву. Из многих городов и сел приезжали люди поклониться чудотворному образу, стоявшему на левой стороне в иконостасе. Сам же храм всегда числился бесприходным. Он содержался за счет городского общества и разных пожертвований. Ведь он стоял на людной торговой площади. Многие богатые купцы и мелкие торговцы, чтобы заручиться поддержкой в торговле, жертвовали на храм, опускали деньги в церковную кружку. Таким храм достоял до советского времени.

В 1921 г. случился пожар, уничтоживший торговую площадь со всеми ее лавками, рядами – прекрасный классицистический ансамбль. У Казанского храма сгорела колокольня. Со временем ее наспех восстановили. Одно время храм был приписан к стоявшему рядом Успенскому храму, но в 1924 г. его закрыли. Казанский был сохранен, в него перешли прихожане и причт Успенского храма. В 1935 г., в связи с началом деятельности Волгостроя и строительства Угличского гидроузла, якобы из-за нехватки помещений, городские власти закрыли и Казанский. Его использовали не по назначению: в нем были и водонапорная башня, и общежитие, и склады… К счастью, он выстоял, пережил все разрушения и вот теперь, начиная с 2000 г., восстанавливается, вновь принадлежит верующим.

http://visituglich.com/info/memorials/sherkov.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 мая 2024

«…Церковь Казанския Божия Матери находится на Торговой городской площади по ярославской дороге вправо, первая за Успенскою церковию, стоящею на той же площади.

На этом месте, где ныне церковь Казанская, как видно из грамоты, хранящейся в церкви, до раззорения г. Углича была церковь великомученика Георгия, построенная утличским князем Георгием. Первоначально гражданами отведено было место для построения настоящей церкви на Пятницкой площади, где находится ныне бывый Воскресснский монастырь и Пятницкая церковь. Но в 1632 г. старец Варлаам, строитель Симонова монастыря, в г. Переславле бил челом царю и великому государю Михаилу Феодоровичу, что назначенная гражданами земля для построения церкви Казанския на Пятницкой площади сыра и в весеннее время понимается водою и долго не высыхает, почему просил грамоты на устроение церкви на настоящем месте, и получил грамоту на построение церкви с 4 приделами: 1) Великомученика Георгия, 2) пр. Михаила Малеина, 3) преп. Евдокии и 4) препод. Алексия человека Божия. «Первоначальная церковь была деревянная с 1639 г., настоящая же каменная существует с 1778 г. (двухэтажная) с двумя престолами: Казанския Божия Матери и Сретения Господня.

Святыня, принадлежащая Казанской церкви.

1. Крест мерою 2 ½ четверти, на котором значатся по надписи: Часть камня гроба Господня, мощей ап. Андрея Первозваннаго, Иакова брата Господня, апостола Прохора, царя Константина, Варсонофия Казанскаго, Филиппа митрополита Московскаго, князя Михаила Тверскаго, Ефрема Сирина, преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца, Михаила Малеина, священномученика Куприана, великомученика Иакова Персенина.

2. Икона Казанския Божия Матери. Она находится в предалтарном иконостас на левой стороне царских врат. Самая икона небольшаго размера; риза вынизана жемчугом и украшена драгоценными камнями; на прикладах к иконе позолоченных изображены чудеса Казанской Божией Матери. Из копии указа Иосифа патриарха 7156 г., хранящейся в документах Казанской церкви, видно, что икона Казанской Божией Матери поставлена была в церкви основателем оной старцем Варлаамом, но по смерти его поп Гаврило взял икону себе и ходил с нею для сбора по деревням, а старца Варлаама сына Терешку, - бывшаго при церкви дьячком - изгнал. По челобитной Терешки грамотою 7157-го ноября 20 день велено икону Казанской Божией Матери взять ему Терешке, как благословение отца, и поставить в новоустроенной церкви и впредь с иконою для сбора по деревням неходить». Икона Казанской Божией Матери, по целебной благодати, в особом почитании у граждан и всех окольных жителей города…»

Из книги Лаврова Н.Ф. «Путеводитель по церквам города Углича», Ярославль, 1869 г., стр. 75-77. Путеводитель_по_церквам_города_Углича.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 мая 2024

«…Говоря о братьях Медведевых и многих других мастерах, важно иметь в виду, что они были не только живописцами, но и подрядчиками – хозяевами артелей, в которых трудились различные мастера. Выше было отмечено имя Ивана Артемьевича Ушакова. Наряду с ним в число основных мастеров входил Кузьма Фадеевич Бобров.

В летописи угличской Казанской церкви присутствует запись, повествующая о создании росписей нижнего зимнего Сретенского храма: «1823 года декабря 7 дня при нашей Казанской церкви в исподнем Сретенском храме кончена работа росписания живописным художеством Владимирской губернии Шуйской округи села Тейкова князя Долгорукова крестьянином Епифаном Алексеевым Медведевым; все дело совершено почти одним лучшим его мастеровым, ярославским жителем Космою Фаддеевым в три месяца. Плачено по договору пятьсот рублей, да за недоговоренную работу сто семьдесят рублей – всего шестьсот семьдесят рублей».

Так устанавливается атрибуция росписей – они были выполнены в 1823 году артелью Е.А. Медведева, работавшей в тот период над художественным убранством Феодоровской церкви Богоявленского монастыря. При этом оказывается, что менее значительная работа в небольшом храме была поручена одному мастеру. Им, по сведениям А.И. Шемякина, был крестьянин «Бутырской слободы казенной Крестобогородской волости Ярославского уезда» Кузьма Фадеев Бобров. Известно, что Т.А. Медведев обучал «иконописному художеству» его младшего брата Павла и, очевидно, Бобровы работали в составе его прославленных артелей…»

По материалам статьи Евгения Лиуконена «Работу производить с совершенною прочностию и высоким искусством… Часть II»

https://uglmus.ru/about/publics/hulogniki_cII/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 августа 2024

«…В июне 1808 года подрядчик Пётр Иванов заключил контракт на постройку новой колокольни Казанской церкви на торговой площади, которую следовало начать в июле месяце и всё строение окончить в два лета. Очевидно, казанская колокольня - очень близка по имела повторение композиции и деталям колокольня Троицкой церкви села Ордино Мышкинского уезда (1812 г.). Вероятно, она является работой той же артели.

Далее постараемся прояснить, как осуществлялись строительные работы, как оговаривались технические, организационные и финансовые вопросы. Для этого в качестве примера приведём полный текст контракта на постройку колокольни Казанской церкви. В Маклерской книге за 1808 год 20 августа сделана следующая запись под № 51: «Явил контракт Нижегородской губернии Балахнинской округи Казеннаго ведомства деревни Уркова крестьянин - Петр Иванов в нижеследующем:

1808 года Июня... дня города Углича церкви Казанския Пресвятыя Богородицы священник Федор Яковлев с причетники и определенной от Градскаго общества в строителя угличской посадской Яков Михайлов Бычков заключили сей Контракт Нижегородской губернии Балахонской округи Казеннаго ведомства деревни Уркова с крестьянином Петром Ивановым в следующем:

«1-е. Договорился я Иванов с вышеозначенными священником и строителем при означенной церкви построить вновь каменную колоколню по данному от них плану и фасаду, из приуготовленнаго ими каменнаго, кирпичнаго и прочего всего материалу. Для чего и должен я Иванов явиться на означенную работу со своими рабочими людми сего ж году в июле месеце непременно. На которую работу обязуюсь я Иванов представить самых лутших каменной работы мастеров до пятнатцати человек.

2-е. По приведении мастеровых людей должен я Иванов на показанном ими месте старой бут выбрать, потом ров вырыть до матерой и безопасной земли, как следует по плану, в котором и должен я теми своими рабочими людми забутить и раз- щебенить порядочно и прочно ис приготовленного ими камню и щебню и выровнять оной бут по ватерпасу.

3-е. По выровнянии бута, естли священнику и строителю разсудится, на оной положить сперва вместо кирпича в круг белой нетесаной камень в один ряд. Чисто тесанного ж белого камню положить ряд, или сколко ими будет приказано, кругом тоя колоколни. Также, где принадлежать будут науголники, подушки, базы, капители, карнизная теска и замочки, то исправлять мне Иванову порядочно, и естли будет кирпишная теска, то так же месать и все исправлять по приказанию их добропорядочно.

4-е. По положении всего того белаго камня начать мне Иванову кирпичную кладку самым прочным (Л. 27 об.) и чистым мастерством. Швы чтоб были в кладке, как снаружи, так и внутри порядочно и лично, а вести по правилу, уголнику и отвеске без упущения.

5-е. Кирпич на лицовую сторону выбирать самой лучшей, сженой и правленой, а белаго и неправленнаго отнюдь не класть и употреблять ево по приличности мест, извеску растваривать в твориле порядочно, а прочей кирпич в бут класть в сок и каждой рас, прощебеня порядочно, заливать житким прыском. По стенам, в перемычках, в своде и, где принадлежать будут, связи железные класть и засовы, порядочно укрепя, закладывать. И весь приготовленной ими материал новой цельной и половинчатой по приличности мест. Також де и старой употреблять. И все оной колоколни строение окончить чтоб в два лета, а материалы им становить поблиз работы. Мне же Иванову дрова брать для квартиры от оной работы беспрепятственно. За которую работу колоколни договорился я Иванов взять, а мы священник и строитель дать за бут сто пятдесят рублей, за кладку кирпича за каждую тысечу кирпичей по три рубли по пятидесяти копеек. За белой камень за нетес пять рублей со ста, с чисто тесаннаго камня с аршина по пятнатцати копеек, с карнизнаго, базоваго, капителнаго и прочего по тритцати копеек с аршина ж, а с замочков по пятидесяти копеек, с кирпишной с лесчетной по пяти копеек, а с ребриковой по десяти копеек с аршина ж. Принадлежащие же к той их работе потребности, как то лес, бечевки, шайки, ушаты, заступы, лопаты, молоты и топоры изготовить им священнику и строителю церковным кочтом. Почему в задаток получил я Иванов при сем дватцать пять рублей. Прочие же денги получать по окончании перваго етажа двести семдесят пять рублей, а потом втораго етажа по сделании половины при вступлении во вторую двести семдесят пять рублей. Прочие же денги получать по расчету в работе и кладке кирпича. Кружала и леса делать по размеру мне Иванову своими рабочими людми безденежно. За все же то делопроизводство для цены листа к написанию сего договора цену полагаем до мысечи рублей. Означенную же работу производить по утвержденному нами плану и фасаду, а естли разсудится (Л. 28) нам священнику и строителю, что сделать сверх плана или что отметить, то мне Иванову по приказанию их делать. Воимоверности же того делапроизводства я Иванов представляю данное мне вотчинное удостоверение. Во утверждение чего под сим и подписуемся. Подлинной иметь нам священнику и строителю, а Иванову, естли пожелает, за подписанием священника и строителя копию. Подлинной Контракт подписан тако: К сему Контракту Града Углича Священник Федор Яковлев. К сему Контракту дьячек Никифор Степанов. К сему Контракту пономарь Афанасий Алексиев. Строитель угличской Посадской Яков Михайлов Бычков подписался. Ксему контракту вышеписаной Крестьянин Петр Иванов руку приложил» (Л. 28 об.) 17…»

Как можно видеть, в контракте присутствует описание условий различных работ: разборка бута прежней колокольни, повреждённой пожаром 1793 года, закладка нового фундамента с обязательным рытьём рвов до материка, кладка цоколя из белого камня (известняка), кирпичная кладка с использованием наиболее качественного материала на лицевые стороны, теска архитектурных деталей из кирпича и белого камня, обязательная закладка железных связей в арочные перемычки и своды. Постоянно выдвигаются требования к качеству известкового раствора, чистоте и правильности кладки. Обязательно использование измерительных инструментов ватерпаса, правила, угольника, отвеса.

В контракте оговаривается, что строительство должно вестись из приготовленного заказчиками материала. В ХІХ веке это положение было уже повсеместным, но на исходе ХVІІІ века при строительстве сельских церквей каменщики нередко должны были сами изготавливать кирпичи; крестьяне доставляли только камень для бута, дерево и железо. При этом чаще всего различный необходимый инвентарь: бечёвки и верёвки для крепления лесов и других нужд, шайки и ушаты для раствора, заступы, лопаты, молоты и топоры - также должны были предоставить заказчики.

Естественно одно из первостепенных мест любого договора занимала финансовая сторона. При каменных работах обычно не указывалась полная стоимость заказа, а цена определялась объёмом и видом работ: обычная кирпичная кладка за каждую тысячу кирпича, кладка из белого камня (тесаного или нетесаного) с поштучной оплатой, фигурная теска белого камня и кирпича с оплатой погонных аршинов каждого ряда, поштучная оплата тески отдельных архитектурных деталей. Очевидно, это было связано с трудностями заранее провести расчёты, составить точные сметы. По объёмам выполненных работ периодически производилась оплата, о чём делались записи в церковные расходные книги. При заключении контрактов на другие виды работ (плотницких, кровельных, штукатурных, столярных, резных, живописных, позолотных), как правило, оговаривалась точная цена. Здесь же присутствует лишь примерное указание полной стоимости (1000 р.), необходимое для уплаты пошлины за оформление договора.

Во всех случаях каменных работ обязательным условием являлось следование плану и фасаду. К концу ХVІІІ столетия время свободного творчества мастеровых артелей уже прошло. Если прежде облик возводимых церквей заказчики могли определять условно, предписывая выдерживать оговоренные размеры и следовать указанному образцу, то на рубеже ХVIII-XIX веков уже обязательно требовались чертежи. Последние утверждались в Духовной консистории. При этом проекты могли составляться в консистории с учётом пожеланий заказчиков либо, если они имели возможность, заказываться профессиональным архитекторам. Последнее, как правило, было характерно для дворянского строительства…»

По материалам статьи Евгения Лиуконена «Подрядчики каменных дел» в журнале «Углече Поле», № 28, 2016 г., стр. 73-75.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.