«…Юго-западная часть Углича после сложных и трагичных событий ХХ века, после масштабных работ по возведению гидроузла, навсегда изменивших Углич и Волгу, частично сохранила свой исконный исторический облик. По-прежнему, как на фотографиях столетней давности, при разных точках обзора нас привлекает яркая живописная панорама. Воскресенский монастырь, Предтечевская церковь, храмы Богоявленского монастыря и другие церкви по-прежнему возвышаются над городом, осеняют его сверкающими главами и крестами.
Много воды утекло с тех пор, и сейчас уже хорошо известно, что панорама Углича была еще богаче, включала множество других, давно потерянных элементов. Это были церкви, колокольни, купеческие особняки, извилистые берега ручьев и Волги. Среди всего этого многообразия были частичные и полные потери, искажения, утраты истинного предназначения. Глядя на застройку юго-западной части города с окружающих улиц, несложно заметить странное на вид здание, заметно возвышающееся над обычными домами. Ступенчатая композиция, благородные классические формы, кокошники перед крышей все свидетельствует о том, что это храм. Обезглавленный, без крестов и колокольни - сколько таких «обрубков» оставила потомкам эпоха воинствующего атеизма! Далее зададимся вопросом: «Какой это храм?» К сожалению, существующие книги, путеводители по городу с трудом дают ответ на этот вопрос. Этой церкви нет среди достопримечательностей Углича, нет среди маршрутов для туристов и паломников. Но до сих пор полностью не вылеченная наша утрата исторической памяти не меняет реальности перед нами церковь с очень древней историей, имеющая прямую связь со многими важными событиями истории Углича.
Когда-то на юго-западной окраине угличского посада располагался Прудицкий Богословский монастырь. Он стоял при выезде из города на Московскую дорогу, соседствовал с Троицким ручьем и проходившим по его берегу земляным валом, защищавшим посад. Эта местность издревле именовалась «Сухой пруд», поскольку была низкой, болотистой, весной выходившим из берегов Троицким ручьем заливалась водой, но затем большую часть года бывала сухой. В тех местах располагалось несколько заводей прудов, которые и дали название.
Точное время основания Богословского монастыря, как и многих других угличских обителей, неизвестно, но достоверно устанавливается, что существовал он уже в конце XV века. По сведениям Жития преподобного Паисия Угличского, на освящении каменного собора Покровского монастыря 1 октября 1482 года в числе многих представителей угличского духовенства присутствовал и настоятель Богословского монастыря игумен Герасим.
В «Музейном» списке Угличского летописца сообщается, что «Иоанно-Богословский, он же Никольский Прудицкий» монастырь «в Земляном городу при ручце» был основан в 1282 или 1283 годах при князе Романе Угличском. Достоверность этой информации вызывает большие сомнения: едва ли она может быть проверена и потому ее можно принять с большой осторожностью, как одну из возможных версий. Если доверять «Музейному» списку летописца - одному из значительнейших памятников местной письменности, созданному в конце XVII столетия Фокой Серебренниковым (Г.Д. Тихомеровым), - то большинство угличских обителей было основано в ХІІІ веке.
На рубеже ХVІ-XVII веков Прудицкий Богословский монастырь был полностью деревянный. В нем находились три церкви или придельных храма: Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Николы Чудотворца, Святых чудотворцев Козьмы и Дамиана, а также кельи и ограда. В Смутное время, примерно в период 1608-1612 годов, при одном из нападений на город войск польско-литовских интервентов Богословский монастырь был захвачен, разорен и сожжен. При этом погибли игумен Мартиниан, 40 человек братии и 300 укрывшихся в обители горожан. В летописи говорится: «мечем люте посекоша и огнем сожгоша, и манастырь раззориша».
В более позднее время Богословский монастырь, как и большинство других обителей Углича, не был возобновлен. На его месте была построена приходская церковь, сохранившая посвящения прежних монастырских Храмов. В «Музейном» списке Угличского летописца так говорится об этом обстоятельстве: «...и манастырь здати вновь малолюдством не удовлися, и, за немогущество свое, мирстии посадники на том месте построиша приходскую точию церковь во имя же прежде бывшаго храма...»
В отрывке Писцовых книг города Углича 1620-х годов упоминаются «на Сухом пруду трапеза теплая во имя Чудотворца Святого Николы, придел Кузмы и Дамяна; двор поп Дмитрей, келя пономарская, келя дьячкова». В более позднее время храмовое строительство продолжилось, и в Писцовых книгах 1674-1676 годов в Сухопрудском приходе значатся два деревянных храма с трапезными - летняя церковь Николая Чудотворца с приделом Козьмы и Дамиана и зимняя теплая церковь Иоанна Богослова. По всей видимости, это были храмы клетского типа. При них находилась деревянная рубленая колокольня с четырьмя колоколами общим весом «тринатцать пуд две чети». Вокруг храмов было приходское кладбище размером 28,5х18 саженей, обнесенное забором с воротами. Еще одно старое кладбище с территорией 30х22 сажени находилось за Троицким ручьем. Оно, по всей видимости, осталось от одной из упраздненных после событий Смутного времени соседних посадских или слободских церквей. Храму было положено ежегодное царское жалованье (руга) - «попу Три рубля, за воск дватцать пять алтын, хлеба десять четей ржи, овса тож, да на просфиры две чети с полуосминою ржи».
В таком виде храм оставался на протяжении еще нескольких десятилетий. В следующем ХVIII веке прихожане решили возвести вместо двух деревянных одну каменную церковь. Строительство началось в 1735 году. В одной из грамот, приложенных к опубликованному списку Писцовых книг, по этому поводу сообщается: «В лето мироздания 7243, а от Рождества Христова 1735, на сухом пруде начаша камену церковь во имя сватаго апостола Иоанна Богослова строити. Будут делати и сваи бити сие лето». Строительство продолжалось более двух десятилетий и завершилось В 1758 году. В храме главный престол был освящен в честь Иоанна Богослова, а придельный - в честь Николая Чудотворца.
Несмотря на то, что главный престол был посвящен Иоанну Богослову, церковь по установившейся традиции нередко именовали Никольской и Николосухопрудской. Последнее название стало не только народным, по и официальным. Аналогичные названия по придельным престолам и названиям местностей получили Николопесоцкая и Николопетуховская церкви, что стало одним из характерных и наиболее ярких явлений угличской топонимики. Новая каменная церковь, как и предшествовавшие деревянные, находилась в исконной посадской среде, без значительных изменений сохранявшейся на протяжении нескольких веков. Ее окружали средневековые дорегулярные улицы со свободной живописной планировкой.
Местность, где располагалась церковь, как уже отмечалось, именовалась «Сухой пруд». Это была территория на окраине города при выезде на Московскую дорогу. Дорога начиналась от Сенной торговой площади и плавной дугой устремлялась на юго-запад к Петропавловской и Сухопрудской церквям. Около последней была большая треугольная площадь. В том месте дорога миновала посадский вал и через небольшой деревянный мост пересекала Троицкий ручей. В прошлом там находились одни из четырех ворот угличского посада, нес охрану караул городской стражи. Верх вала был укреплен тыном и надолбами. Посадский вал пришел в упадок после событий Смутного времени, затем по прошествии двухсот лет окончательно разрушился.
Московская дорога на территории посада, очевидно, состояла из нескольких улиц. Участок ближе к торговой площади был Петровской улицей, а ближе к Сухопрудской церкви - Свистухиной. С востока к ней выходили Большая Панская и Бандеева улицы, а с севера примыкали Ильинская, Пятницкая и Воскресенская. За посадским валом и Троицким ручьем располагалась Песотская слобода, или Заручье. Там были улицы Песотская, Солдатская и Буторская.
Градостроительная ситуация того времени значительно отличалась от современной, но можно отметить, что в настоящее время в тех местах расположены участки улиц Ленина и Опарина в районе перекрестков с улицами 9 Января, Февральской и Интернациональной. Сухой пруд, перечисленные древние посадские улицы, земляной вал и Троицкий ручей были свидетелями ряда важных событий истории Углича.
3 июня 1606 года происходило перенесение мощей царевича Димитрия из Углича в Москву. Торжественная процессия выступила из кремля и двинулась в путь по Московской дороге. При выходе из города около монастыря Иоанна Богослова была сделана вынужденная остановка. По преданию, мощи остановились и их никак не могли сдвинуть с места, из-за чего был сделан вывод, что царевич не хочет, чтобы его несли по той же дороге, по которой пытались скрыться убийцы. Также иногда сообщается, что было получено известие о предполагаемом нападении разбойников. В результате было решено идти в Москву не напрямую, а по Ростовской дороге. Там близ окраины посада была сделана повторная остановка, а впоследствии на том месте сооружен храм Царевича Димитрия на Поле".
10 декабря 1630 года в Углич были принесены из Москвы реликвии, связанные с царевичем: доска-мощевик, покров (или плащаница), вышитый матерью Димитрия, нетленный покров из гроба, а также рака, носилы и слюдяной фонарь, использовавшиеся при перенесении мощей в Москву в 1606 году. Процессию со святынями торжественно встретили горожане и собор местного духовенства. По прибытии в город около ворот, выходивших на Московскую дорогу, была сделана остановка. Священные реликвии были поставлены на возвышенном берегу Троицкого ручья, и перед ними отслужен водосвятный молебен. Потом, в соответствии с царским указом, их разместили в Спасо-Преображенском соборе и церкви Царевича Димитрия на Крови. Место встречи святынь в следующем, 1631 году было отмечено каменной часовней, построенной на земляном валу близ Николосухопрудской церкви. Часовня просуществовала до второй половины XVIII века, когда разрушилась от ветхости.
Спустя два десятилетия произошло еще одно важное событие. В 1650 году Углич посетил царь Алексей Михайлович с семьей супругой Марией Ильиничной и сестрами Татианой, Анной и Ириной Михайловнами. Государь прибыл в Углич 19 июня из Кашина после участия в церемонии перенесения мощей благоверной княгини Анны Кашинской. В Угличе он пробыл несколько дней, за это время посетил Спасо-Преображенский собор, церковь Царевича Димитрия на Крови, княжеские палаты, Алексеевский и Покровский монастыри.
В одном из поздних списков Угличского летописца и в статье В.И. Серебренникова сообщается, что, находясь в Угличе, царь Алексей Михайлович останавливался в Дворцовом Правлении, находившемся при въезде в город по Московской дороге, недалеко от Николосухопрудской церкви. В заключение своего пребывания в Угличе царь принимал и угощал в доме Дворцового правления знатных угличан. Для простых горожан угощение было организовано в поле на траве". Сложно сказать, что это было за Дворцовое Правление, не упоминаемое в других источниках, да и существовало ли оно в действительности, но Алексей Михайлович, несомненно, останавливался в тех местах, недалеко от Николосухопрудского храма.
Первоначальное окружение церкви, Древние улицы, видевшие описанные события, сохранялись до рубежа ХVІІІ-ХІХ веков. В 1784 году был принят генеральный план Углича, реализованный в течение последующих десятилетий. В соответствии с ним город получил новую регулярную планировку. Рядом с Николосухопрудской церковью были проведены продольные Московская и Воскресенская улицы (ныне улицы Ленина и Опарина), а также поперечные Петербургская улица и Большая Богоявленская (улицы 9 Января и Февральская), образовавшие геометричные трапециевидные кварталы. Выезд на Московскую дорогу теперь находился далеко в стороне, а Сухопрудская церковь оказалась в окружении небольших деревянных домов в одном из тихих и незаметных уголков Углича. Вокруг храма была разбита обширная площадь, которая создавала широкий обзор, а также оставляла открытыми непригодные для застройки низкие берега Троицкого ручья. Такая градостроительная ситуация существует до сих пор. Только частично застроенное и заросшее кустами пространство очень мало напоминает площадь.
Построенная в 1735-1758 годах каменная церковь не сохранилась до настоящего времени, но ее облик в значительной степени устанавливается на основе Описи церковного имущества 1846 года. Приведем из этого бесценного документа краткие выдержки. О здании храма в ней сообщается: «1) Настоящая церковь во имя Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова имеется каменная одноэтажная с полуциркульным алтарем. На ней пять глав, шестая на алтаре, все покрыты железом, первыя пять луженым, а последняя окрашенным зеленою краскою, рукава и яблоки на первых пяти главах опаяны белою жестью, а кресты опаяны таковою же жестью, укреплены железными, каждый 4-мя, цепями. Снаружи вся церковь окраше на желтою краскою без штукатурки и покрыта по деревянным стропилам листовым железом, окрашенным зеленою краскою. Вход в церковь с южной стороны, пред ним из дикаго обтесаннаго камня площадка... Окон во всей церкви десять: шесть в самой церкви и четыре в алтаре, во всех решетки железныя, оконницы стекольчатыя. Пол как в церкви, так и в алтаре ея чугунный, узорчатый, с изображением на каждой плите 1806 года... Внутри церкви и алтаря стены оштукатурены, выбелены известью и штукатуром же назначены на них места для стеннаго письма; в самом верху церкви, на своде написаны в клеймах масляною краскою пять изображений: в средине - Саваофа, с восточной стороны - Святыя Троицы, с южной Преображения, с западной - Сошествия Святаго Духа на Апостолов, с северной Вознесения Господня. Внизу на левой стороне церкви близь входа в трапезу имеется печура для хранения церковной суммы и печати с деревянным на железных крюках закроем, окрашенным зеленою краскою, с накладкою из кованаго железа и сбоку висячим замком. Вход в трапезу устроен в виде арки, в нем столярная с просветом сверху дверь. 2) С настоящею церковию соединяется теплая трапеза, так же каменная, на левой стороне коей устроен придел во имя святителя и чудотворца Николая. Северная стена трапезы на ширину всего алтаря выдается от настоящей, а южная идет в ровне с настоящею. На полуциркульном алтаре трапезнаго придела глава и яблоко покрыты луженым железом, крест на них железной резной. Вся трапеза окрашена желтой краскою без штукатурки и покрыта по деревянным стропилам листовым железом, выкрашенным зеленою краскою. Вход с западной стороны... Окон во всей трапезе десять: три в алтаре придела, четыре на южной стороне Трапезы и три на северной, во всех решетки железныя и по две оконницы стекольчатыя. Пол как в трапезе, так и в придельном алтаре кирпичной, высланной пластником. Печей две, одна во Святом Алтаре изращатая, другая кирпичная, окрашенная желтой краской, на левой стороне трапезы близ западной стены ея».
Приведенное описание показывает, что первая каменная Сухопрудская церковь была типичным посадским храмом ХVIII столетия. Своим обликом она, вероятно, напоминала Николопетуховскую церковь, строительство которой тоже завершилось в 1758 году. Сухопрудский храм тоже имел традиционное пятиглавие, полукруглые алтари, узорные наличники на окнах, различные пояски и обработку углов лопатками или колонками.
С западной стороны к церкви примыкала колокольня. Она так описывается. в документе: «Близь западной стороны Трапезы имеется каменная отбеленная известью по штукатуру колокольня, в три яруса, с отверстиями на все четыре стороны в каждом, с открытым Фонарем и главою, окрашенною по железу голубою краской, крест и яблоко покрыты вызолоченною аглецкою жестью. Внутренность колокольни, двери, полы, лестницы и переклады деревянные». На колокольне находились семь колоколов весом: 1) 244 пуда 36 фунтов, 2) 97 пудов 30 фунтов, 3) 50 пудов 17 фунтов, 4) 10 пудов 15 фунтов, 5) 5 пудов, 6) 1 пуд 10 фунтов, 7) 1 пуд 14 фунтов. Колокольня была не современна храму, построена незадолго до составления описи 1846 года. В «Истории города Углича» Ф.Х. Кисселя сообщается, что В 1839 году «воздвигаются в Угличе две колокольни новейшей отличной архитектуры: Сухопрудская и в Девичьем монастыре».
При церкви были и другие постройки. С северной стороны находилась деревянная сторожка, покрытая тесом, с одним окном, кирпичной печью и небольшими сенями. Была и обветшавшая каменная ограда, охватывавшая половину восточной и почти всю северную стороны.
Основой внутреннего убранства храма служили иконостасы. В летней церкви при главном престоле был иконостас «столярный о двух ярусах с резьбою и колоннами, вызолочен на полимент; в нем Царския врата резныя, вызолоченныя на полимент; в них изображены Апостолы при Сошествии Святаго Духа сидящие, резною ж работаю».
Несколько иначе выглядел иконостас зимнего храма в трапезной: «В придельном храме столярный, иконостас об одном ярусе с резьбою и колоннами и разновидными вверху клеймами, окрашен бело-голубою краскою, а в некоторых местах синею, резьба по нему и колонны позлащены на полимент. Царские врата на нем непрорезные». Кроме основных иконостасов было несколько малых в разных местах храма, а также - киоты с иконами.
Для освещения использовалось медное посеребренное пятиярусное паникадило с подвесными гирляндами и прикрепленным снизу стеклянным яблоком с разными изображениями. Паникадило весило девять пудов, было подвешено на железной цепи.
В истории Сухопрудской церкви было немало разных событий. Известно, что храм сгорел во время большого городского пожара, случившегося 8 мая 1822 года. Обозначенные в описи убранство и иконостасы, вероятно, в основном были созданы при восстановлении, хотя многие предметы, конечно, были вынесены и спасены от огня. Несмотря на ремонт и обновление, каменный храм оказался недолговечным. В середине XIX века начинается его перестройка, в результате которой появилась новая каменная церковь, частично сохранившаяся до настоящего времени.
Вначале была построена трапезная (зимний храм), завершенная в 1855 году. В ней освятили два придельных престола с посвящениями в честь нескольких святых. Так, с правой стороны находился придел во имя Знамения Божией Матери, святителя Иоанна Златоуста и преподобного Макария Желтоводского. С левой стороны во имя Святителя Николая Чудотворца и святых бессребреников Козьмы и Дамиана.
В 1868 году началось строительство нового летнего храма во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которое завершилось в 1881 году. 20 сентября храм был освящен по благословению епископа Ионафана настоятелем Алексеевского монастыря архимандритом Ипполитом в сослужении протоиереев А. Субботина, Пл. Смирнова, священника Предтечевской церкви Ф. Ширяева и настоятеля Сухопрудской церкви Н. Пятницкого.
Летняя церковь была построена «на церковно-кошельковую и жертвованную доброхотными дателями сумму. в количестве 25.000 руб.». При этом известно, что большую часть средств на это строительство пожертвовал угличский купец 1 гильдии Михаил Александрович Жаренов, долгое время бывший попечителем и старостой храма. Возможно, одновременно с летней церковью была построена и новая колокольня. Об этом пока нет сведений, но известная по фотографиям колокольня едва ли могла быть возведена в 1830-х годах. Стилистически она очень близка храмовой части.
В результате всех этих работ был построен новый большой и внушительный храм. Еще до освящения при обозрении епархии епископом Ионафаном в июне 1881 года церкви был дан восхищенный отзыв, сохранивший описание ее облика: «По наружности это очень, очень красивый пятиглавый храм, вновь отстроенный и могущий с достоинством носить название даже соборной, не только что приходской церкви. В теплом ея отделении два алтаря, иконостасы которых все отзолочены на полимент. Живопись очень приличная, хотя и не новая. В теплой церкви просторно; в ней четыре столба поддерживают устроенный продольный на средине потолка свод от входа с паперти до самой холодной церкви, что придает всему зданию теплой церкви особенное благообразие и красоту. Священная утварь церкви красивая и очень ценная... Внутренность холодной церкви только что отделывается; там поставлен высокий новый иконостас с изящною резьбою, и стоит еще белый, не отзолоченный; стены храма только отбелены. Постановка иконостаса со столярными и резными работами стоит 2800 рублей, написание икон отдано по условию за 1900 рублей; остается позолотить иконостас. Но эта поделка потребует от прихожан значительных средств на ея покрытие, так что окончательное устройство летняго храма продолжится еще не один год времени».
Спустя шесть лет, при новом обозрении епархии в сентябре 1887 года, храм еще не был завершен. Тогда предполагалось оштукатурить фасады летней церкви и выполнить внутренние росписи. Иконостас оставался невызолоченным.
Статья Евгения Лиуконена «Забытая святыня» в журнале «Углече Поле», № 22, 2014, стр. 60-69.