ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Углич. Церковь Николая Чудотворца.

Церковь Николы на Сухих Прудах


Углич. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Космы и Дамиана Римских, "Знамение" иконы Божией Матери, Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста, Макария Желтоводского
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1735 и 1758.
Адрес:
Ярославская обл., г. Углич, ул. Февральская, 42

Координаты: 57.521954, 38.311171
Проезд:расположен в квартале, ограниченном улицами: Опарина, 9-го января, Ленина и Февральской. В настоящее время храм используется под лесопилку.



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
30 октября 2011
Церковь Николая Чудотворца, Вид на объект с из двора на улице Опарина, недалеко от перекрёстка с Февральской улицей.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Вид на объект с из двора на улице Опарина, недалеко от перекрёстка с Февральской улицей.
Андрей Попов
11 июня 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
10 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
10 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юлия Василевская
10 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
13 июня 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
30 октября 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
30 октября 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Илья Смирнов
8 июля 2006
Церковь Николая Чудотворца, Вид через забор.
(где-то сзади должен быть перекрёсток улиц февральской и Опарина)<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Вид через забор. (где-то сзади должен быть перекрёсток улиц февральской и Опарина)
Андрей Попов
11 июня 2006
Церковь Николая Чудотворца, Вид со стороны въезда на территорию лесопилки.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Вид со стороны въезда на территорию лесопилки.
Андрей Попов
11 июня 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
30 октября 2011
Церковь Николая Чудотворца, из набора открыток "Углич" конец XIX- начало XX века<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
из набора открыток "Углич" конец XIX- начало XX века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
Церковь Николая Чудотворца, Фото с сайта http://and110.ucoz.ru/XR/13/sam.html<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фото с сайта http://and110.ucoz.ru/XR/13/sam.html
Т.



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 января 2015

Николосухопрудская церковь в г. Угличе, влево от петербургской дороги, в углу того места, где Воскресенская улица пересекается с Богоявленскою, при речке Щелковице. Называется Сухопрудскою, в отличие от близлежащей церкви Николая чудотв. на песках, вероятно потому, что речка Щелковица и находящийся близ церкви пруд в летнее время почти каждогодно пересыхают. До нашествия поляков и разорения г. Углича в 1609 г. близ этой церкви был монастырь Иоанна Богослова. Здесь поляки, по словам летописи, монастырь разграбили и сожгли.

Существующая церковь Николосухопрудская каменная, с двумя приделами в летней церкви; тщанием прихожан окончена расширением и устройством: теплая в 1855 г., а холодная в 1881 г. Престолов в ней три: св. апост. и еванг. Иоанна Богослова, Знамения Божией Матери и Иоанна Златоустого и преп. Макария Желтоводского; св. и чуд. Николая и св. бессребр. Космы и Дамиана. Как престольный праздник чтится св. икона Богоматери «Всех Скорбящих Радости» и Тихвинской Божией матери.

К числу особо чтимой святыни храма принадлежат: крест, врезанный в иконе за левым клиросом южного придела теплой церкви, серебряный, вызолоченный, со св. мощами без наименования св. угодников Божиих, части мощей которых в нем находятся; крест с изображением Спасителя; икона Знамения Божией Матери очень старинного письма мерою в 1,5 аршина в длину и 5 четвертей в ширину. Во время пожара, бывшего в 1822 г. и опустошившего всю западную часть города, среди которой был и храм, горящая головня, пробив окно, упала к деревянному постаменту иконы Знамения Богоматери, прожгла постамент… и загасла, не коснувшись иконы. Хотя храм сгорел, но эта и другие св. иконы были вынесены; образ Николая чудотв., очень древний. Во время сожжения поляками в 1609 г. монастыря Иоанна Богослова, образ Николая чудотв. был сохранен провидением Божиим и, по преданию, найден на сухом пруду.

Кроме занимаемой церковью площади, церкви принадлежит дом для священнослужителей двухэтажный, с огородной при нем землею. Кроме сего, на углу Воскресенской и Новотроицкой улиц - пустопорожняя земля в 546 кв. саж., пожертвована и принадлежит церкви. Церковного капитала в билетах и по книжке сберегательной кассы 1288 руб. 36 коп., в 1905 г. к ним причислен билет в 5 000 руб. с назначением процентов на ремонт церкви и поминовение.

Прихожан 296 муж. пола и 365 жен. В приходе Сиротский дом угличской Николосухопрудской церкви с 1891 г., содержится на капитал, пожертвованный 1-й гильдии купцом Дмитрием Александровичем Жареновым в количестве 18 000 руб. Из них за 6 000 руб. приобретен дом, на проценты с остального капитала и добавочно поступивших к нему средств содержатся 20 и более девочек-сирот разных селений и приходов. Штатный состав причта: священник и псаломщик, причтового капитала 6 540 руб. в билетах.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  22 сентября 2020

Церковь Николая Чудотворца в Угличе — кирпичная, возведённая в 1868-1881 годах на средства купца Михаила Александровича Жаренова на месте прежнего кирпичного храма постройки 1735–1758 годов. Большое четырёхчастное здание в русско-византийском стиле с элементами классицизма. Храмовая часть двухсветная, завершённая кокошниками и пятиглавием, внутри перекрытая сомкнутым сводом на уровне второго яруса. Трапезная — зимний храм с двумя приделами, — протяжённая, возможно, в перестроенном виде оставшаяся от прежней церкви. Колокольня внушительная трёхъярусная с элементами неоготического стиля примыкала с западной стороны.

Имелись три престола: апостола и евангелиста Иоанна Богослова; иконы Божией Матери «Знамение», святителя Иоанна Златоуста и преподобного Макария Желтоводского; святителя Николая Чудотворца и бессребреников Космы и Дамиана.

Церковь была закрыта в 1930 году, использована для размещения мастерских. При этом были уничтожены пятиглавие и верхние ярусы колокольни.

До 2017 года в храме располагались гараж и столярная мастерская реставрационного участка.

https://preparhia.ru/church/hram-svyatitelya-nikolaya-chudotvorcza-na-suhom-prudu-uglich


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 мая 2024

«…Церковь Чудотворца Николая, что на Сухом пруде находится влево от петербургской дороги, в угле того места, где Воскресенская улица соединяется с Богоявленскою, при речке ІІІелковице. Называется церковь Сухопрудскою потому, что, кроме весны, речка Шелковица бывает суха.

До нашествия ІІоляков и раззорения Углича, в 1609 году, был на месте нынешней Николосухопрудской церкви монастырь Иоанна Богослова, что у Николая Чудотворца па Сухом пруде. Здесь Поляки, по словам летописей, монастырь взяли, а в нем игумена Мартиана и до 40 монахов истребили, а самый монастырь разграбили и сожгли.

Начало строения церкви Николосухопрудской относится ко временам Михаила Феодоровича; ныне существующая основана в 1758 г. В минувшем 1868 г. холодная церковь заложена вновь.

Престолов в обеих церквах три: 1) св. апостола и евангелиста Иоанна; 2) Знамения Божией Матери, св. Иоанна Златоустаго и преподобнаго Макария Желтоводскаго; 3) святителя и чудотворца Николая и святых безсрсбренников Космы и Дамиана.

Святыня, принадлежащая Николосухопрудской церкви.

1. Крест благословлящий, врезанный в иконе за правым клиросом теплой церкви, серебряный, вызолоченый, длиною более четверти, со святыми мощами, без наименования святых угодников Божиих, части которых в нем находятся.

2. Крест, мерою в длину около полуторы сажени; изображение Спасителя украшено серебряною, а прочее апликовою ризою. Крест этот лет за 20 находился близ церкви Николосухопрудской на ручье, в часовне. Каждый год по воскресным дням священнослужители, по просьбе прихожан, по окончании литургии, поют пред сим крестом: « о, пресладкий и всещедрый Иисусе».

3. Образ Знамения Божией Матери в холодной церкви у северных врат, по стене, старинный, мерою 1½ арш. в длину и 5 четверт. в ширипу. Во время бывшаго пожара в 1822 году в г. Угличе, опустошившаго всю западную сторону города, среди которой находится Николосухопрудская церковь, горящая головня, вероятно пробив окно, упала к постаменту иконы Знамения Божией Матери, прожгла постамента на полторы четверти в длину и 1 верш. в ширину насквозь; постамент же толщиною более вершка; знак этот и до сих пор находится на постаменте. Икона, как и прочия, спасена от пожара, церковь же сгорела.

4. Образ Николая чудотворца в иконостасе севернаго придела теплой церкви, подле образа Спасителя, в серебряной, вызолоченной ризе, мерою 1 четв. с верш. в длину и 1 четв. с верш. в ширину, с изображением на особых прикладах чудес угодника Божия. Образ весьма древний. Во время сожжения Поляками в 1609 г. монастыря Иоанна Богослова, на месте котораго находится настоящая Николосухопрудская церковь, образ Николая чудотворца сохранен был провидением Божиим. И в настоящее время, кроме городских жителей, многие приходят из разных мест молиться иконе угодника Божия Николая, по побуждениям, в сонных видениях, от сего чудотворца бываемых…»

Из книги: Лавров Н.Ф. «Путеводитель по церквам города Углича». - Ярославль, 1869 г., стр. 118-121.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 июня 2024

«…Юго-западная часть Углича после сложных и трагичных событий ХХ века, после масштабных работ по возведению гидроузла, навсегда изменивших Углич и Волгу, частично сохранила свой исконный исторический облик. По-прежнему, как на фотографиях столетней давности, при разных точках обзора нас привлекает яркая живописная панорама. Воскресенский монастырь, Предтечевская церковь, храмы Богоявленского монастыря и другие церкви по-прежнему возвышаются над городом, осеняют его сверкающими главами и крестами.

Много воды утекло с тех пор, и сейчас уже хорошо известно, что панорама Углича была еще богаче, включала множество других, давно потерянных элементов. Это были церкви, колокольни, купеческие особняки, извилистые берега ручьев и Волги. Среди всего этого многообразия были частичные и полные потери, искажения, утраты истинного предназначения. Глядя на застройку юго-западной части города с окружающих улиц, несложно заметить странное на вид здание, заметно возвышающееся над обычными домами. Ступенчатая композиция, благородные классические формы, кокошники перед крышей все свидетельствует о том, что это храм. Обезглавленный, без крестов и колокольни - сколько таких «обрубков» оставила потомкам эпоха воинствующего атеизма! Далее зададимся вопросом: «Какой это храм?» К сожалению, существующие книги, путеводители по городу с трудом дают ответ на этот вопрос. Этой церкви нет среди достопримечательностей Углича, нет среди маршрутов для туристов и паломников. Но до сих пор полностью не вылеченная наша утрата исторической памяти не меняет реальности перед нами церковь с очень древней историей, имеющая прямую связь со многими важными событиями истории Углича.

Когда-то на юго-западной окраине угличского посада располагался Прудицкий Богословский монастырь. Он стоял при выезде из города на Московскую дорогу, соседствовал с Троицким ручьем и проходившим по его берегу земляным валом, защищавшим посад. Эта местность издревле именовалась «Сухой пруд», поскольку была низкой, болотистой, весной выходившим из берегов Троицким ручьем заливалась водой, но затем большую часть года бывала сухой. В тех местах располагалось несколько заводей прудов, которые и дали название.

Точное время основания Богословского монастыря, как и многих других угличских обителей, неизвестно, но достоверно устанавливается, что существовал он уже в конце XV века. По сведениям Жития преподобного Паисия Угличского, на освящении каменного собора Покровского монастыря 1 октября 1482 года в числе многих представителей угличского духовенства присутствовал и настоятель Богословского монастыря игумен Герасим.

В «Музейном» списке Угличского летописца сообщается, что «Иоанно-Богословский, он же Никольский Прудицкий» монастырь «в Земляном городу при ручце» был основан в 1282 или 1283 годах при князе Романе Угличском. Достоверность этой информации вызывает большие сомнения: едва ли она может быть проверена и потому ее можно принять с большой осторожностью, как одну из возможных версий. Если доверять «Музейному» списку летописца - одному из значительнейших памятников местной письменности, созданному в конце XVII столетия Фокой Серебренниковым (Г.Д. Тихомеровым), - то большинство угличских обителей было основано в ХІІІ веке.

На рубеже ХVІ-XVII веков Прудицкий Богословский монастырь был полностью деревянный. В нем находились три церкви или придельных храма: Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Николы Чудотворца, Святых чудотворцев Козьмы и Дамиана, а также кельи и ограда. В Смутное время, примерно в период 1608-1612 годов, при одном из нападений на город войск польско-литовских интервентов Богословский монастырь был захвачен, разорен и сожжен. При этом погибли игумен Мартиниан, 40 человек братии и 300 укрывшихся в обители горожан. В летописи говорится: «мечем люте посекоша и огнем сожгоша, и манастырь раззориша».

В более позднее время Богословский монастырь, как и большинство других обителей Углича, не был возобновлен. На его месте была построена приходская церковь, сохранившая посвящения прежних монастырских Храмов. В «Музейном» списке Угличского летописца так говорится об этом обстоятельстве: «...и манастырь здати вновь малолюдством не удовлися, и, за немогущество свое, мирстии посадники на том месте построиша приходскую точию церковь во имя же прежде бывшаго храма...»

В отрывке Писцовых книг города Углича 1620-х годов упоминаются «на Сухом пруду трапеза теплая во имя Чудотворца Святого Николы, придел Кузмы и Дамяна; двор поп Дмитрей, келя пономарская, келя дьячкова». В более позднее время храмовое строительство продолжилось, и в Писцовых книгах 1674-1676 годов в Сухопрудском приходе значатся два деревянных храма с трапезными - летняя церковь Николая Чудотворца с приделом Козьмы и Дамиана и зимняя теплая церковь Иоанна Богослова. По всей видимости, это были храмы клетского типа. При них находилась деревянная рубленая колокольня с четырьмя колоколами общим весом «тринатцать пуд две чети». Вокруг храмов было приходское кладбище размером 28,5х18 саженей, обнесенное забором с воротами. Еще одно старое кладбище с территорией 30х22 сажени находилось за Троицким ручьем. Оно, по всей видимости, осталось от одной из упраздненных после событий Смутного времени соседних посадских или слободских церквей. Храму было положено ежегодное царское жалованье (руга) - «попу Три рубля, за воск дватцать пять алтын, хлеба десять четей ржи, овса тож, да на просфиры две чети с полуосминою ржи».

В таком виде храм оставался на протяжении еще нескольких десятилетий. В следующем ХVIII веке прихожане решили возвести вместо двух деревянных одну каменную церковь. Строительство началось в 1735 году. В одной из грамот, приложенных к опубликованному списку Писцовых книг, по этому поводу сообщается: «В лето мироздания 7243, а от Рождества Христова 1735, на сухом пруде начаша камену церковь во имя сватаго апостола Иоанна Богослова строити. Будут делати и сваи бити сие лето». Строительство продолжалось более двух десятилетий и завершилось В 1758 году. В храме главный престол был освящен в честь Иоанна Богослова, а придельный - в честь Николая Чудотворца.

Несмотря на то, что главный престол был посвящен Иоанну Богослову, церковь по установившейся традиции нередко именовали Никольской и Николосухопрудской. Последнее название стало не только народным, по и официальным. Аналогичные названия по придельным престолам и названиям местностей получили Николопесоцкая и Николопетуховская церкви, что стало одним из характерных и наиболее ярких явлений угличской топонимики. Новая каменная церковь, как и предшествовавшие деревянные, находилась в исконной посадской среде, без значительных изменений сохранявшейся на протяжении нескольких веков. Ее окружали средневековые дорегулярные улицы со свободной живописной планировкой.

Местность, где располагалась церковь, как уже отмечалось, именовалась «Сухой пруд». Это была территория на окраине города при выезде на Московскую дорогу. Дорога начиналась от Сенной торговой площади и плавной дугой устремлялась на юго-запад к Петропавловской и Сухопрудской церквям. Около последней была большая треугольная площадь. В том месте дорога миновала посадский вал и через небольшой деревянный мост пересекала Троицкий ручей. В прошлом там находились одни из четырех ворот угличского посада, нес охрану караул городской стражи. Верх вала был укреплен тыном и надолбами. Посадский вал пришел в упадок после событий Смутного времени, затем по прошествии двухсот лет окончательно разрушился.

Московская дорога на территории посада, очевидно, состояла из нескольких улиц. Участок ближе к торговой площади был Петровской улицей, а ближе к Сухопрудской церкви - Свистухиной. С востока к ней выходили Большая Панская и Бандеева улицы, а с севера примыкали Ильинская, Пятницкая и Воскресенская. За посадским валом и Троицким ручьем располагалась Песотская слобода, или Заручье. Там были улицы Песотская, Солдатская и Буторская.

Градостроительная ситуация того времени значительно отличалась от современной, но можно отметить, что в настоящее время в тех местах расположены участки улиц Ленина и Опарина в районе перекрестков с улицами 9 Января, Февральской и Интернациональной. Сухой пруд, перечисленные древние посадские улицы, земляной вал и Троицкий ручей были свидетелями ряда важных событий истории Углича.

3 июня 1606 года происходило перенесение мощей царевича Димитрия из Углича в Москву. Торжественная процессия выступила из кремля и двинулась в путь по Московской дороге. При выходе из города около монастыря Иоанна Богослова была сделана вынужденная остановка. По преданию, мощи остановились и их никак не могли сдвинуть с места, из-за чего был сделан вывод, что царевич не хочет, чтобы его несли по той же дороге, по которой пытались скрыться убийцы. Также иногда сообщается, что было получено известие о предполагаемом нападении разбойников. В результате было решено идти в Москву не напрямую, а по Ростовской дороге. Там близ окраины посада была сделана повторная остановка, а впоследствии на том месте сооружен храм Царевича Димитрия на Поле".

10 декабря 1630 года в Углич были принесены из Москвы реликвии, связанные с царевичем: доска-мощевик, покров (или плащаница), вышитый матерью Димитрия, нетленный покров из гроба, а также рака, носилы и слюдяной фонарь, использовавшиеся при перенесении мощей в Москву в 1606 году. Процессию со святынями торжественно встретили горожане и собор местного духовенства. По прибытии в город около ворот, выходивших на Московскую дорогу, была сделана остановка. Священные реликвии были поставлены на возвышенном берегу Троицкого ручья, и перед ними отслужен водосвятный молебен. Потом, в соответствии с царским указом, их разместили в Спасо-Преображенском соборе и церкви Царевича Димитрия на Крови. Место встречи святынь в следующем, 1631 году было отмечено каменной часовней, построенной на земляном валу близ Николосухопрудской церкви. Часовня просуществовала до второй половины XVIII века, когда разрушилась от ветхости.

Спустя два десятилетия произошло еще одно важное событие. В 1650 году Углич посетил царь Алексей Михайлович с семьей супругой Марией Ильиничной и сестрами Татианой, Анной и Ириной Михайловнами. Государь прибыл в Углич 19 июня из Кашина после участия в церемонии перенесения мощей благоверной княгини Анны Кашинской. В Угличе он пробыл несколько дней, за это время посетил Спасо-Преображенский собор, церковь Царевича Димитрия на Крови, княжеские палаты, Алексеевский и Покровский монастыри.

В одном из поздних списков Угличского летописца и в статье В.И. Серебренникова сообщается, что, находясь в Угличе, царь Алексей Михайлович останавливался в Дворцовом Правлении, находившемся при въезде в город по Московской дороге, недалеко от Николосухопрудской церкви. В заключение своего пребывания в Угличе царь принимал и угощал в доме Дворцового правления знатных угличан. Для простых горожан угощение было организовано в поле на траве". Сложно сказать, что это было за Дворцовое Правление, не упоминаемое в других источниках, да и существовало ли оно в действительности, но Алексей Михайлович, несомненно, останавливался в тех местах, недалеко от Николосухопрудского храма.

Первоначальное окружение церкви, Древние улицы, видевшие описанные события, сохранялись до рубежа ХVІІІ-ХІХ веков. В 1784 году был принят генеральный план Углича, реализованный в течение последующих десятилетий. В соответствии с ним город получил новую регулярную планировку. Рядом с Николосухопрудской церковью были проведены продольные Московская и Воскресенская улицы (ныне улицы Ленина и Опарина), а также поперечные Петербургская улица и Большая Богоявленская (улицы 9 Января и Февральская), образовавшие геометричные трапециевидные кварталы. Выезд на Московскую дорогу теперь находился далеко в стороне, а Сухопрудская церковь оказалась в окружении небольших деревянных домов в одном из тихих и незаметных уголков Углича. Вокруг храма была разбита обширная площадь, которая создавала широкий обзор, а также оставляла открытыми непригодные для застройки низкие берега Троицкого ручья. Такая градостроительная ситуация существует до сих пор. Только частично застроенное и заросшее кустами пространство очень мало напоминает площадь.

Построенная в 1735-1758 годах каменная церковь не сохранилась до настоящего времени, но ее облик в значительной степени устанавливается на основе Описи церковного имущества 1846 года. Приведем из этого бесценного документа краткие выдержки. О здании храма в ней сообщается: «1) Настоящая церковь во имя Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова имеется каменная одноэтажная с полуциркульным алтарем. На ней пять глав, шестая на алтаре, все покрыты железом, первыя пять луженым, а последняя окрашенным зеленою краскою, рукава и яблоки на первых пяти главах опаяны белою жестью, а кресты опаяны таковою же жестью, укреплены железными, каждый 4-мя, цепями. Снаружи вся церковь окраше на желтою краскою без штукатурки и покрыта по деревянным стропилам листовым железом, окрашенным зеленою краскою. Вход в церковь с южной стороны, пред ним из дикаго обтесаннаго камня площадка... Окон во всей церкви десять: шесть в самой церкви и четыре в алтаре, во всех решетки железныя, оконницы стекольчатыя. Пол как в церкви, так и в алтаре ея чугунный, узорчатый, с изображением на каждой плите 1806 года... Внутри церкви и алтаря стены оштукатурены, выбелены известью и штукатуром же назначены на них места для стеннаго письма; в самом верху церкви, на своде написаны в клеймах масляною краскою пять изображений: в средине - Саваофа, с восточной стороны - Святыя Троицы, с южной Преображения, с западной - Сошествия Святаго Духа на Апостолов, с северной Вознесения Господня. Внизу на левой стороне церкви близь входа в трапезу имеется печура для хранения церковной суммы и печати с деревянным на железных крюках закроем, окрашенным зеленою краскою, с накладкою из кованаго железа и сбоку висячим замком. Вход в трапезу устроен в виде арки, в нем столярная с просветом сверху дверь. 2) С настоящею церковию соединяется теплая трапеза, так же каменная, на левой стороне коей устроен придел во имя святителя и чудотворца Николая. Северная стена трапезы на ширину всего алтаря выдается от настоящей, а южная идет в ровне с настоящею. На полуциркульном алтаре трапезнаго придела глава и яблоко покрыты луженым железом, крест на них железной резной. Вся трапеза окрашена желтой краскою без штукатурки и покрыта по деревянным стропилам листовым железом, выкрашенным зеленою краскою. Вход с западной стороны... Окон во всей трапезе десять: три в алтаре придела, четыре на южной стороне Трапезы и три на северной, во всех решетки железныя и по две оконницы стекольчатыя. Пол как в трапезе, так и в придельном алтаре кирпичной, высланной пластником. Печей две, одна во Святом Алтаре изращатая, другая кирпичная, окрашенная желтой краской, на левой стороне трапезы близ западной стены ея».

Приведенное описание показывает, что первая каменная Сухопрудская церковь была типичным посадским храмом ХVIII столетия. Своим обликом она, вероятно, напоминала Николопетуховскую церковь, строительство которой тоже завершилось в 1758 году. Сухопрудский храм тоже имел традиционное пятиглавие, полукруглые алтари, узорные наличники на окнах, различные пояски и обработку углов лопатками или колонками. 

С западной стороны к церкви примыкала колокольня. Она так описывается. в документе: «Близь западной стороны Трапезы имеется каменная отбеленная известью по штукатуру колокольня, в три яруса, с отверстиями на все четыре стороны в каждом, с открытым Фонарем и главою, окрашенною по железу голубою краской, крест и яблоко покрыты вызолоченною аглецкою жестью. Внутренность колокольни, двери, полы, лестницы и переклады деревянные». На колокольне находились семь колоколов весом: 1) 244 пуда 36 фунтов, 2) 97 пудов 30 фунтов, 3) 50 пудов 17 фунтов, 4) 10 пудов 15 фунтов, 5) 5 пудов, 6) 1 пуд 10 фунтов, 7) 1 пуд 14 фунтов. Колокольня была не современна храму, построена незадолго до составления описи 1846 года. В «Истории города Углича» Ф.Х. Кисселя сообщается, что В 1839 году «воздвигаются в Угличе две колокольни новейшей отличной архитектуры: Сухопрудская и в Девичьем монастыре».

При церкви были и другие постройки. С северной стороны находилась деревянная сторожка, покрытая тесом, с одним окном, кирпичной печью и небольшими сенями. Была и обветшавшая каменная ограда, охватывавшая половину восточной и почти всю северную стороны.

Основой внутреннего убранства храма служили иконостасы. В летней церкви при главном престоле был иконостас «столярный о двух ярусах с резьбою и колоннами, вызолочен на полимент; в нем Царския врата резныя, вызолоченныя на полимент; в них изображены Апостолы при Сошествии Святаго Духа сидящие, резною ж работаю».

Несколько иначе выглядел иконостас зимнего храма в трапезной: «В придельном храме столярный, иконостас об одном ярусе с резьбою и колоннами и разновидными вверху клеймами, окрашен бело-голубою краскою, а в некоторых местах синею, резьба по нему и колонны позлащены на полимент. Царские врата на нем непрорезные». Кроме основных иконостасов было несколько малых в разных местах храма, а также - киоты с иконами.

Для освещения использовалось медное посеребренное пятиярусное паникадило с подвесными гирляндами и прикрепленным снизу стеклянным яблоком с разными изображениями. Паникадило весило девять пудов, было подвешено на железной цепи.

В истории Сухопрудской церкви было немало разных событий. Известно, что храм сгорел во время большого городского пожара, случившегося 8 мая 1822 года. Обозначенные в описи убранство и иконостасы, вероятно, в основном были созданы при восстановлении, хотя многие предметы, конечно, были вынесены и спасены от огня. Несмотря на ремонт и обновление, каменный храм оказался недолговечным. В середине XIX века начинается его перестройка, в результате которой появилась новая каменная церковь, частично сохранившаяся до настоящего времени.

Вначале была построена трапезная (зимний храм), завершенная в 1855 году. В ней освятили два придельных престола с посвящениями в честь нескольких святых. Так, с правой стороны находился придел во имя Знамения Божией Матери, святителя Иоанна Златоуста и преподобного Макария Желтоводского. С левой стороны во имя Святителя Николая Чудотворца и святых бессребреников Козьмы и Дамиана.

В 1868 году началось строительство нового летнего храма во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которое завершилось в 1881 году. 20 сентября храм был освящен по благословению епископа Ионафана настоятелем Алексеевского монастыря архимандритом Ипполитом в сослужении протоиереев А. Субботина, Пл. Смирнова, священника Предтечевской церкви Ф. Ширяева и настоятеля Сухопрудской церкви Н. Пятницкого.

Летняя церковь была построена «на церковно-кошельковую и жертвованную доброхотными дателями сумму. в количестве 25.000 руб.». При этом известно, что большую часть средств на это строительство пожертвовал угличский купец 1 гильдии Михаил Александрович Жаренов, долгое время бывший попечителем и старостой храма. Возможно, одновременно с летней церковью была построена и новая колокольня. Об этом пока нет сведений, но известная по фотографиям колокольня едва ли могла быть возведена в 1830-х годах. Стилистически она очень близка храмовой части.

В результате всех этих работ был построен новый большой и внушительный храм. Еще до освящения при обозрении епархии епископом Ионафаном в июне 1881 года церкви был дан восхищенный отзыв, сохранивший описание ее облика: «По наружности это очень, очень красивый пятиглавый храм, вновь отстроенный и могущий с достоинством носить название даже соборной, не только что приходской церкви. В теплом ея отделении два алтаря, иконостасы которых все отзолочены на полимент. Живопись очень приличная, хотя и не новая. В теплой церкви просторно; в ней четыре столба поддерживают устроенный продольный на средине потолка свод от входа с паперти до самой холодной церкви, что придает всему зданию теплой церкви особенное благообразие и красоту. Священная утварь церкви красивая и очень ценная... Внутренность холодной церкви только что отделывается; там поставлен высокий новый иконостас с изящною резьбою, и стоит еще белый, не отзолоченный; стены храма только отбелены. Постановка иконостаса со столярными и резными работами стоит 2800 рублей, написание икон отдано по условию за 1900 рублей; остается позолотить иконостас. Но эта поделка потребует от прихожан значительных средств на ея покрытие, так что окончательное устройство летняго храма продолжится еще не один год времени».

Спустя шесть лет, при новом обозрении епархии в сентябре 1887 года, храм еще не был завершен. Тогда предполагалось оштукатурить фасады летней церкви и выполнить внутренние росписи. Иконостас оставался невызолоченным.

Статья Евгения Лиуконена «Забытая святыня» в журнале «Углече Поле», № 22, 2014, стр. 60-69.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 июня 2024

Николосухопрудская церковь была построена в середине - второй половине ХІХ века и стала одним из немногих угличских храмов, возведенных в то время, также она стала одной из крупнейших и наиболее значительных местных церквей. В соответствии со вкусами того времени, храм был выдержан в эклектичном стиле. Облик храма содержит смешение элементов классического и русско-византийского стилей, не всегда логичное, но, бесспорно, выразительное и яркое. Такое казалось бы неуместное сочетание придает фасадам церкви оригинальные черты, воспроизводит лучшее, что есть в этих стилях. Классицизм дает облику храма строгость и четкость композиции, русско-византийский стиль развивает традиционное христианское начало, следуя назначению здания. При этом в облике храма присутствуют и менее значительные стилистические привнесения, различия от разновременности строительства.

Вначале необходимо рассмотреть трапезную или теплую церковь, возведенную в 1850-х годах. Она пристраивалась еще к старой каменной церкви и, вероятно, поэтому имеет в своем оформлении схематичные повторения провинциальной архитектуры ХVIII века. Таковы рамочные наличники высоких окон, завершенные разорванными треугольными сандриками. Возможно, аналогичные были и у старой церкви, которую может быть изначально не планировали полностью разбирать. На протяженных боковых фасадах трапезной размещены шесть ба окон, разделенных пилястрами. С запада парными пилястрами выделено помещение паперти, совмещенное с двумя устоями колокольни.

Помещение теплого храма представляет собой просторный прямоугольный зал, перекрытый деревянным потолком, опирающимся на четыре граненых столба-колонны. Средняя продольная часть потолка, как отмечено в цитированном описании, выполнена в виде полуциркульного свода. В 1865 году теплый храм был расписан известным угличским живописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным. Росписи, вероятно, большей частью сохранились до настоящего времени, но находятся под побелкой.

К трапезной с восточной стороны примыкает храмовая часть, выделяющаяся крупными размерами и внушительным видом. Ее кубический объем примерно соответствует четверику Спасо-Преображенского собора. Фасады летнего храма имеют трехчастное деление, обработаны размещенными в два яруса парными пилястрами и плоскостными антаблементами. Пилястры нижнего яруса имеют филенки и схематичные белокаменные капители ионического ордера. Средняя часть южного и северного фасадов слегка выступает и образует порталы боковых входов, завершенные треугольными фронтонами. По сторонам и во втором ярусе расположены крупные арочные окна. Оформление второго яруса повторено на западном и восточном фасадах, но там окна заменены глухими нишами, имеющими декоративное значение.

Завершением летнего храма служат килевидные кокошники, создающие имитацию позакомарного покрытия. Боковые кокошники отделены от стен второго яруса карнизом, средние дополнены крупными лепными медальонами. Над храмом прежде возвышалось традиционное пятиглавие. Массивные барабаны были обработаны пилястрами и арками. Более крупный средний барабан был световым с четырьмя крупными арочными окнами. Главы имели луковичную форму.

Алтарь церкви представляет собой прямоугольный объем со средним выступом. В обработке фасадов присутствуют арочные окна и пилястры. Крыша алтаря имеет округлую форму.

Особый интерес представляет интерьер летнего храма, от которого до настоящего времени сохранились основные конструктивные элементы. Если снаружи храмовая часть имеет традиционную двухъярусную структуру, то внутри она одноярусная, перекрытая сомкнутым сводом, сохранившим круглое отверстие от светового барабана. Окна второго света открыты в интерьер посредством ниш-распалубок в своде. Широкое пространство летнего храма, плавно облегаемое массивным шатром свода, производит необычное впечатление, особенно в контрасте с фасадами храма, не имеющими намеков на такую конструкцию. От внутреннего декора сохранились лишь лепные тяги, обрамляющие основные членения, ребра свода и широкую арочную нишу при выходе в зимний храм.

Примыкавшая к трапезной с западной стороны внушительная трехъярусная колокольня стилистически была близка храмовой части. Она имела аналогичные парные пилястры, карнизы, пологие фронтоны в нижнем и верхнем ярусах. Но были и особые элементы стрельчатые ниши в основании второго яруса, пинакли и чаши над пилястрами. Завершением колокольни служил круглый барабан с восемью арками, над которым была установлена луковичная глава с перехватом в основании.

Композиция храма сложна и насыщенна, состоит из большого числа тщательно продуманных элементов. В облике присутствует органичное сочетание плоскостных фасадов, пилястр, фризов с лепными и белокаменными деталями сложного профиля карнизами, обрамлениями окон, многочисленными профилированными тягами. Здание храма построено на редкость добротно и после многих десятилетий грубого использования не по назначению по-прежнему остается прочным, сохраняет насыщенный утонченный декор. Особенное впечатление производит обилие деталей из белого камня, из которого выполнены почти все профили карнизов. Глядя на все это великолепие, горько сожалеешь о тяжелой судьбе храма, о том, что он до сих пор не отреставрирован, недоступен верующим и туристам.

Облик Николосухопрудской церкви не оставляет сомнений, что она была построена по авторскому проекту какого-то архитектора, под очень хорошим профессиональным контролем. Изыскания по этому вопросу не проводились, но можно предположить, что автором проекта храма был ярославский губернский архитектор Иоасаф Филиппович Яровицкий, занимавший должность в 1867-1887 годах. Он мог спроектировать летнюю церковь и колокольню, которые близки стилистике других произведений архитектора. Известно, что И.Ф. Яровицкий был автором проектов многих церковных зданий в разных местах Ярославской губернии, поэтому вполне вероятно, что он построил и Николосухопрудскую церковь. Проектируя храм, он мог использовать ряд типовых проектов, предписанных для строительства храмов, переработать и применить их к конкретной ситуации.

Церковь строилась и украшалась на протяжении нескольких десятилетий. Эта созидательная работа стала важным делом для многих угличан. В результате всех этих усилий Николосухопрудская церковь стала одним из наиболее значительных и видных зданий города, настоящим украшением Углича. Среди захолустья окраинных улиц возвышался великолепный храм, достойный быть собором какого-нибудь города или монастыря. Вполне возможно, что местность вокруг храма со временем могла получить развитие, приобрести благоустроенный и приличный вид.

Но этого не произошло... В послереволюционные годы Николосухопрудская церковь, как и другие, подверглась гонениям. В сентябре 1928 года храм перешел в руки обновленцев, затем в 1930 году был закрыт. В нем размещались машинно-тракторная станция, разные мастерские. Такой ценой храм был спасен от полного разрушения. В его сохранении, очевидно, ключевыми факторами являлись прочность, значительные размеры здания и расположение в стороне от центра города. Но церковь сохранилась не полностью. После закрытия были уничтожены убранство интерьеров, главы и колокольня. В таком виде храм остается до сих пор. С начала 1980-х годов в нем и на прилегающей территории размещается Угличский реставрационный участок.

С Николосухопрудской церковью связана деятельность ряда личностей, оставивших заметный след в истории и культуре Углича. Одним из них был провинциальный живописец Сергей Флегонтов, во второй половине ХVIII века служивший Дьяконом церкви. Он известен как автор парных купеческих портретов Федора Григорьевича и Феклы Петровны Кочурихиных, находящихся в собрании Угличского музея. В документах встречается его фамилия «Сухопрудский», также известно, что он жил по соседству с храмом на берегу Троицкого ручья (дом его находился на месте дома N 40 по улице Ленина).

Еще можно вспомнить купца Михаила Александровича Жаренова общественного деятеля, благотворителя. В числе прочих значительных дел 26 октября 1891 году он открыл Детский сиротский дом Николосухопрудской церкви, размещавшийся в принадлежавшем ему здании (дом N 19 по улице Спасской), долгое время состоял его попечителем и казначеем. В приюте воспитывались и обучались более 20 девочек. По воскресным и праздничным дням они пели в храме под руководством учителя пения. М.А. Жаренов умер 22 октября 1911 года и был похоронен около алтаря Сухопрудского храма. Такова была воля покойного, осуществленная с разрешения губернского начальства. Незадолго до смерти, летом 1911 года, на его средства была установлена «изящная чугунная решетка» вокруг территории церкви.

В первые годы советской власти с Сухопрудским храмом был связан архиепископ угличский Серафим (Самойлович) - видный церковный деятель ХХ века, заместитель местоблюстителя Патриаршего престола, возглавлявший Русскую Православную Церковь в конце 1926 - начале 1927 годов. В 1937 году он был репрессирован. В 2000 году как священномученик причислен к лику святых. В начале 1920-х годов владыка Серафим некоторое время жил в причтовом доме Сухопрудского храма (находился по адресу: улица Февральская, 33; снесен в 2011 году).

Неизвестно, как дальше сложится судьба Николосухопрудской церкви одного из немногих приходских храмов Углича, сохранившихся до наших дней. Несомненная архитектурная ценность, значимая роль в городском ансамбле, связь с важными событиями истории города и известными личностями все же оставляют надежду на восстановление исторического облика этого замечательного архитектурного памятника и святыни Углича…»

Статья Евгения Лиуконена «Забытая святыня» в журнале «Углече Поле», № 22, 2014, стр. 60-69.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 июня 2024

«…В Угличском филиале Государственного архива Ярославской области в фонде Угличского Городового Магистрата среди значительного количества документов по разным вопросам городского управления хранятся и записи маклеров, фиксирующие условия различных сделок и контрактов. Среди них как один из видов документации присутствуют Книги для записи договоров и условий о найме рабочих людей и слуг.

В одной из таких книг был обнаружен договор, заключенный «1798 году Июня 15 дня града Углича церькви Святаго Николая Чудотворца, что на сухом пруде» диаконом Сергеем Флегонтовым со священно- и церковнослужителями церкви Казанской иконы Божией Матери, церковным старостой Алексеем Тимофеевым, управителями вотчин в селе Заозерье князьями Григорием Семёновичем Волконским и Петром Ивановичем Одоевским, бурмистром Фёдором Михайловым и прикащиком Алексеем Ивановым, а также с «бывшими при том мирскими старостами и мирскими людми» о написании образов во вновь поставленный иконостас.

Далее в договоре приводится список икон. Предполагалось в местный пояс иконостаса написать образ Николая Чудотворца, на северные Двери Алексия, человека Божия, на южные - Преподобного Сергия Радонежского. В апостольский пояс (Деисусный ряд) написать на шести досках по два апостола на доске, а в середину «онаго над царскими вратами образ Господа Вседержителя, то есть с предстоящими, сколко на оном образе изображено лиц». В пророческий и праотеческий ряды аналогично было необходимо изобразить на шести досках по две фигуры, а в середину рядов образы Печерской Божией Матери и Господа Саваофа. При этом икона Господа Саваофа Сергеем Флегонтовым была уже написана перед заключением договора в качестве образца.

Около основных ярусов иконостаса на установленных в разных местах клеймах предполагалось написать «Апостолския и Пророческия Страдания», а по верху всего иконостаса в клеймах «Страсти Господни». Кроме того, было необходимо починить образ Святого пророка Илии. В договоре указано, что всё вышеписанное следует выполнить «самою лутчею и искусною и прочною работою Греческим Мастерством и из масляных материалов из лучших немецких красок», «из лучших красок на масле по золоту самою лутчею и прочною работою».

За работу было положено заплатить 400 рублей, из них выдать в задаток на первой случай» 50 рублей, а последние деньги получать по производимой работе. Окончить написание икон необходимо к 15 июня будущего 1799 года. В случае невыполнения работы в срок, Флегонтов был обязан «от себя нанять такого ж искуснаго мастера и такою работою написать образа, какия мною написаны будут». Если работа будет неугодна заказчикам, то Флегонтову следовало отказать в работе и получить по расчёту деньги за написанные образы.

Договор заверили поручители, которыми были священник угличской Успенской церкви Димитрий Марков и дьячок Соборной церкви (Спасо- Преображенского собора) Александр Флегонтов. Подлинный экземпляр договора заверил подписью сам мастер: «К сему договору Града Углича церкви Святаго Николая Чудотворца, что на сухом пруде диакон Сергей Флегонтов подписался». Под текстом договора, занесённым маклером в книгу, мастер также расписался своей рукой: «Подлинной договор диакон Сергей Флегонтов утверждаю, в чем и подписуюсь».

Из приведённого документа следует, что Сергей Флегонтов, очевидно, в сотрудничестве с несколькими другими живописцами и помощниками, подрядился в срок с июня 1798 по июнь 1799 года написать 24 основные большие иконы для иконостаса и какое-то количество дополнительных клейм. При этом, очевидно, в местный и праздничный ряды устанавливались иконы из прежнего иконостаса. В местном ряду обычно расположены наиболее древние почитаемые иконы. В этот ряд предполагалось написать только икону Святителя Николая Чудотворца и образы на боковые алтарные двери.

Немалый интерес представляют поручители при заключении договора. Среди них был священник Успенской церкви города Углича Димитрий Марков. Его участие могло объясняться знакомством с Сергеем Флегонтовым, но также нельзя исключить, что живописец выполнял какие-то работы в Успенском храме, строительство которого велось В 1790-х годах. Дьячок угличской Соборной церкви Александр Флегонтов, скорее всего, был старшим братом Сергея Флегонтова. Он мог наследовать место отца, а Сергей мог получить сан диакона и место при Николосухопрудской церкви в качестве награды за работу в Успенском соборе. Аналогичные случаи награждения за работу в кремлёвских соборах отмечены в статье А.Е. Виденеевой…»

Из статьи Евгения Лиуконена «Угличский живописец Сергей Флегонтов» в журнале «Углече Поле», № 29, 2016, стр. 48-51.



Комментарии и обсуждение


Углич. Церковь Николая Чудотворца. Церковь Николы на Сухих Прудах

Храм во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца (Церковь Николы на Сухих Прудах). Храм построен в 1758 г., пережил пожар в 1822 г., перестраивался в 1855, 1868 и 1881 гг. Пятиглавое навершие и ярусная колокольня утрачены.

19 августа 2006, Александр Хмелевский.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.