ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.


Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1156.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная

Координаты: 57.805167, 28.329288
Проезд: Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе № 2 до остановки «Мирожский монастырь».
У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из М ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда
Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе № 2 до остановки «Мирожский монастырь».
У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из Москвы, есть выбор — добираться ли до Пскова по трассе М -10 (через Новгород и Лугу), либо по трассе М-9 (через Ржев и Великие Луки). Трасса М-10 находится сейчас в лучшем состоянии. Расстояние от Москвы до Пскова — 722 км. У автомобилистов Санкт-Петербурга альтернатив нет: ехать придется в любом случае по трассе М-20.
В Пскове вам нужен мост в Завеличье. Лучше воспользоваться не Ольгинским мостом, а мостом им. 50-летия Октября. Он выведет вас прямо к Мирожскому монастырю.






Сортировка:

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Вид с Ю-Ю-В<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Вид с Ю-Ю-В
Олег Гусаров
2 мая 2005
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Вид с С-В<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Вид с С-В
Олег Гусаров
30 апреля 2005
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, , Псков, Псков, город, Псковская область
Юрий Менделеев
10 марта 2003
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, , Псков, Псков, город, Псковская область
Юрий Менделеев
10 марта 2003
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Вид с востока<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 мая 2023
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
19 октября 2020
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
19 октября 2020
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, , Псков, Псков, город, Псковская область
МОРПЕХ879
8 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, , Псков, Псков, город, Псковская область
МОРПЕХ879
8 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Настоятельский корпус<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Настоятельский корпус
anatoli
24 декабря 2015
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, настоятельский корпус<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
настоятельский корпус
Матишо
18 сентября 2010
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, святые врата<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
святые врата
Матишо
18 сентября 2010
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Северные врата монастыря под трапезной церкви св.Стефана<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Северные врата монастыря под трапезной церкви св.Стефана
Гранковский Владимир
27 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Ворота<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Ворота
Дмитрий Филиппов
9 мая 2005
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Памятная доска на внешней стене монастыря, установленная еще в советские времена.<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Памятная доска на внешней стене монастыря, установленная еще в советские времена.
Гранковский Владимир
27 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, , Псков, Псков, город, Псковская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1990
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Общий вид. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Общий вид. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 августа 1941
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Фотоснимок сделан с дореволюционной карточки<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фотоснимок сделан с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1917
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
15 апреля 1917
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, 1890—1917 с сайта http://mirozha.ru/gallery/8<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
1890—1917 с сайта http://mirozha.ru/gallery/8
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1917
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, 1900-1912-х гг.<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
1900-1912-х гг.
Алексей Кротов
1 июля 1910
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, 1875 год<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
1875 год
Сергей Ковров
1 июня 1875
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1914 гг.<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1914 гг.
Алексей Кротов
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Рис. из журнала "Нива"<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1875
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_006715771/viewer/<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_006715771/viewer/
Андрей Агафонов
1868
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Вид со смотровой площадки Крома<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Вид со смотровой площадки Крома
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 мая 2023
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, , Псков, Псков, город, Псковская область
Palestinian
13 декабря 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 ноября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, , Псков, Псков, город, Псковская область
Юрий Моченов
2 июля 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Гусаров  11 мая 2005

Ансамбль Cпасо–Мирожского монастыря. 12–19 вв. Ольгинская набережная, 2, 3

Архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу. Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники.

Собор Спаса Преображения. сер. 12 — нач. 20 вв. Древнейший монастырский храм — центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине 12 века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, — всемирно известное достояние культуры. Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И. Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковскую школу в дальнейшем. Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые — в 1887 г. под руководством В. В. Суслова, в 20 веке — А. И. Анисимова, Д. Е. Брягина, Г. В. Алферовой, В. Д. Сарабьянова). Храм используется как музей.

Стефановская церковь. 17 в. Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота. В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом.

Колокольня, братский корпус, братские кельи. к. 17–19 вв. Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.

Настоятельский корпус. 16–19 вв. Располагается к западу от Преображенского собора: на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж. Ныне — это место размещения монастырского Иконописного центра, которому передана Стефановская церковь, восстановленная попечением известного современного иконописца архимандрита Зинона.

По материалам издания Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова»


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 марта 2007

Спасо-Мирожский монастырь, 3 класса, в Пскове, на устье реки Мирожи. В 1156 году преподобным Нифонтом, епископом Новгородским (см. 8 апреля), была устроена здесь церковь во имя Преображения Господня, которая сохранилась и доныне. В восьмидесятых годах прошлого столетия под штукатуркой храма открыты фрески, современные самому храму, которые по своей древности составляют замечательную археологическую редкость на Руси, как памятник древне-русского искусства. В 1902 году окончены были работы по реставрации их, и теперь Мирожский храм с его драгоценными фресками вполне похож на храмы первых времен христианства на Руси. В обители покоятся: первый игумен монастыря Авраамий, скончавшийся в 1158 году, и игумен Василий, убитый Ливонскими немцами в 1299 году. Здесь же находится чудотворная Мирожская икона Знамения Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1198 году и особенно прославившаяся в 1567 году чудесным излиянием слез и многочисленными исцелениями от свирепствовавшего тогда морового поветрия. Богоматерь на этой святой иконе изображена во весь рост стоящею с воздетыми руками и с предстоящими Ей святыми князьями Довмонтом Псковским и его супругой Марией Дмитриевной, начертанными на иконе уже после ее явления; празднование в честь ее совершается 24 сентября. В монастыре также хранятся древние иконы: святого Александра Свирского, святителя Николая и святого Нифонта, а также и чаша святого Нифонта, вырезанная из дерева. Во время осады Пскова Стефаном Баторием монастырь служил укрепленным пунктом, откуда поляки штурмовали город. Ежегодно 6 августа из городского собора сюда совершается крестный ход.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Марина Зуйкова  21 октября 2018

В 1156 году в Пскове в период княжения Святополка Мстиславича, брата благоверного князя Всеволода Гавриила на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи, по инициативе епископа Новгородского и Псковского Нифонта, был основан Спасо-Мирожский монастырь. По заказу Нифонта новгородской строительной артелью была построена главная монастырская церковь во имя Преображения Господня. Сразу после окончания строительства храм был расписан фресками. Нифонт обеспечил обитель большими земельными наделами. Есть основание думать, что обитель существовала еще раньше, потому что в это же время в Мирожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирожской обители 7 октября 1158 года, два года спустя после строительства первого ее храма.

Мирожский монастырь находился на подступах к городу, на открытом месте, на дороге из Литвы и Ливонии. Не имея крепостных стен, монастырь часто становился легкой добычей врагов, шедших на Псков. При каждом вражеском набеге он становился первой жертвой, ибо неприятель, прежде всего, бросался на беззащитные посады и окраины. В 1299 году немцы, подойдя к Пскову, разорили посады и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа Л.А. Творогов связывал "Послание Есифа к детям" и считал его заказчиком псковского списка "Слова о полку Игореве". В 1323 году монастырь вновь был захвачен немецкими рыцарями. В период Ливонской войны ожидая прихода Стефана Батория летом 1581 года, псковские воеводы распорядились выжечь все посады, в том числе на Завеличье, из расположенных в них церквей вывести в город все имущество. Заняв Завеличье, Стефан Баторий поставил у Мирожского монастыря сильную батарею, а на монастырскую колокольню приказал поставить пушки, из которых вели обстрел Покровской башни каменными раскаленными ядрами. Ответным огнем псковских орудий были разрушены постройки монастыря. Кроме того, Мирожская обитель не раз служила временной квартирой московской рати, приходившей на помощь Пскову в 1463 и 1471, а также новгородской в 1474 году.

Ранняя история монастыря была слабо освещена в летописях. Сведения о судьбе монастыря, быте монашествующей братии, участии обители в общественной жизни города в 14-15 веках в письменных источниках почти полностью отсутствуют. Не сохранилось ни одного графического или изобразительного материала, представлявшего территорию монастыря ранее 16 века.

Первоначальный облик монастыря неизвестен. Скорее всего, с начала ХV века определилась граница, отделившая территорию монастыря от мысовой части междуречья Великой и Мирожи. В 1404 году игуменом Мирожского монастыря Карпом на высоком скалистом берегу реки Великой была построена церковь во имя святого Архидиакона Стефана. Изображение Спасо-Преображенского собора и храма святого Стефана можно видеть на знаменитых псковских иконах, написанных в память о спасении Пскова во время Ливонской войны 16 века. На иконе 16 века Сретения Печерского монастыря был изображен Спасо-Мирожского монастырь. На рисунке в центре монастыря возле Спасо-Преображенского собора была изображена довольно высокая колокольня башенной формы. В ходе военных действий 1581 года колокольня была разрушена. В монастыре была возведена новая колокольня, которую пристроили к западной стене Спасо-Преображенского храма, фасадом была обращена на северную сторону. О времени ее строительства ничего неизвестно. Она состоит из стены в два яруса, в нижнем ярусе размещались три пролета для колоколов, на верхнем ярусе - два пролета. На этой колокольне были укреплены 8 колоколов, один из которых имел надпись о том, что данный колокол был отлит в городе Пскове при дьяке Мисюре Мунехине 8 января 1520 года для Мирожского монастыря повелением игумена монастыря Григория. Надпись на другом колоколе сообщала о том, что колокол был отлит 14 сентября 1521 года в славном городе Пскове в Спасо-Мирожской обители при дьяке великого князя Мисюре Мунехине повелением игумена Григория, а делали колокол мастера Андреевы - Михаил и Ануфрий.

Наряду с духовной миссией, Мирожский монастырь выполнял вполне светскую просветительную роль. Монастырь в раннюю пору своего существования был сосредоточием псковской культуры. В стенах монастыря велось летописание, переписывались церковные книги, делались списки "Слова о полку Игореве" и "Задонщины". В монастыре была своя иконописная школа. Известно, что особо почитаемый псковичами святой преподобномученик Корнилий Псково-Печерский именно в Мирожском монастыре в начале 16 века делал свои первые шаги в иконописи. Главной святыней монастыря являлась чудотворная икона Божьей Матери "Знамение", что хранилась в монастыре с 1198 года. Она была прославлена в 1567 году в царствование Ивана Грозного, как икона исцеляющая. Икона была вывезена Иваном IУ в Москву, а в монастыре остался список с этой иконы, так называемая "Великая Панагия".

Со времени учреждения монастыря и до учреждения в России патриаршества настоятелями в Мирожском монастыре были игумены, которых выбирали сами монахи, а утверждал владыка. В монастыре каждый брат жил в отдельной келье и исполнял особенное, возлагаемое на него послушание. В 1528 году новгородский архиепископ Макарий в обязательном порядке ввел в монастырях новгородской епархии общежительный устав. Эта монастырская реформа коснулась псковской земли и привела к изменению внутреннего облика многих монашеских обителей. Что касалось числа братии, то можно было предположить, что до 16 века в Мирожском монастыре было многолюдно, потому, что он считался вторым из числа 4-х больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим был Елиазаровский и четвертым Великопустынский). С конца 16 века, со времени учреждения Псковской епархии, Мирожским монастырем управляли архимандриты.

В 17 веке монастырь был владельцем крупных земельных вотчин, рыбных ловель, получал доходы с торговых рядов и водяных мельниц. Экономический расцвет отразился на строительной деятельности, результатами которой стало возникновение комплекса каменных построек вдоль берега реки Великой, южнее Спасо-Преображенского собора. Археологами были открыты руины большой каменной палаты и основание столпообразной постройки, возможно шатровой колокольни, запечатленные на псковской иконе из часовни Владычного Креста. Этим же периодом датировалось строительство каменных подклетов, расположенных напротив собора. К 1713 году была освящена построенная заново каменная Стефановская церковь с парадными воротами, выходящими к берегу Великой, а к середине 18 века, судя по описи 1766 кода, вся внутренняя территория была плотно застроена деревянными службами.

Согласно манифесту Екатерины II от 26 февраля 1764 года, монастырь был отписан к третьему классу. В Свято-Мирожском монастыре полагалось быть игумену, четырем иеромонахам, двум иеродьяконам, четырем послушникам, одному подьячему, восьми служителям. С изданием штатов послушание каждого было определено особенною должностью: казначея, ключника, чашника, просфорника и другие. В 1798 году в Мирожском монастыре проживали: игумен, три иеромонаха, вдовый священник, два иеродьякона, пономарь-ключник, чашник и просфорня. Число братии редко доходило до положенного штатами; кроме того, вместо монашествующих были в монастыре вдовые священники или другие церковнослужители, присланные в монастырь за какие-нибудь проступки. В конце 18 века было вменено в обязанность всей братией иметь общую трапезу, а по кельям рассылать пищу только больным. По изданию штатов каждый брат располагал своими средствами на жизнь.

Согласно манифесту от 26 февраля 1764 года, на содержание монастыря 3-го класса полагались выплаты: игумену -150 рублей, казначею - 22 рубля, иеромонахам - по 13 рублей, иеродьяконам - по 13 рублей, пономарю -10 рублей, просвирнику - 8 рублей, ключнику - 8 рублей, чашнику - 8 рублей, подьячему - 19 рублей; служителям для настоятеля и для потребных служб по 8 рублей; на церковные потребы и на просфоры 40 рублей; на починку церквей монастыря; на содержание ризницы - 200 рублей; на конюшенные припасы, железо и уголь - 40 рублей; на дрова - 44 рубля; на праздники и рыбу - 50; на вино - 50 рублей; на пиво 15 рублей.

Высочайшим именным указом 1797 года было приказано архиерейским домам и монастырям приписать угодья. Мирожский монастырь имел выгонные земли, данные от коллегии экономии в 1781 году (пашни, сенокосы и прочие угодья) в районе реки Мирожки в Пскове, в Псковском уезде Лабутинской волости пустошь Гайкова, Гайдук, в Завелицкой волости Псковского уезда, пахотные земли - всего во всех пустошах 93 десятины 1437 сажен. Монастырь имел рыбные ловли на реке Великой и на Мироже, на озерах Березовом и Клины, на реках Пимже и Будовижской. Ловли эти по именному Высочайшему указу от 18 декабря 1797 года были отданы во владения Мирожского монастыря. Доход монастыря от рыболовства был незначителен. Согласно этому указу, по распоряжению Псковской казенной палаты в 1803 году назначена была Мирожскому монастырю каменная водяная мукомольная мельница, которая находилась в Кирилловой мызе Островского уезда, которую монастырь сдавал в аренду. Казна монастыря пополнялась добровольными пожертвований, продажей свечей.

В 1789 году игумен Мирожского монастыря Венедикт сообщил преосвященному Иннокентию, что деревянные настоятельские покои в ветхом состоянии, он просил разрешение построить на их месте каменную колокольню и церковь во имя Святителя Николая, а между церковью и колокольней построить у Стефановской церкви особые покои, в которых могла быть устроена трапеза для братии. На эту просьбу последовало архипастырское благословение. Указ духовной консистории, разрешавший это строительство, был подписан 3 декабря 1789 года. Согласно указу был возведен двухэтажный корпус, в нижнем этаже были кельи настоятеля. В 1800 году во время разлива рек на нижнем этаже этого здания вода доходила до потолка, поэтому настоятельские кельи оказались совсем непригодными для жилья. Вскоре нижний этаж был переоборудован в кухню и трапезную. Братские кельи размещались в верхнем этаже.

В монастыре существовала ризница, которая была устроена на хорах в юго-западном углу храма Преображения и состояла из небольшой палатки с двумя маленькими окнами. Ризница монастыря была не богата утварью, главной ее реликвией считалась чаша Нифонта вырезанная из корня дерева, на дне чаши серебряная бляха с изображением распятия и надписью: "в лето 6664 (1156) апреля 8 дня в пречестную обитель Спаса Мирожского монастыря". Края чаши были украшены тонкой серебряною полосой, выполненной в 1707 году с надписью: "Святой епископ Нифонт рождение имея града Киева от благочестивых родителей принял монашество в Киевопечерской обители и на престоле епископском в великом Новгороде был 25 лет и будучи на престоле многие святые обители и церкви устроил, с благоверным князем Всеволодом Псковским и по преставлении князя Всеволода придя Святой Нифонт во Псков создал между рек Великою и Мирожею церковь Преображения Господня и обитель преславную украсил, и братию собрал, и игумена поставил, и дал села многие на устройство церкви и обители". Предание говорит, что Нифонт с этой самой чашей и посохом в руках ходил по Пскову и собирал пожертвования на монастырь. До 1805 года в ризнице хранился посох преподобного Нифонта. Он был деревянным, украшен серебряными пластинами с надписью "лета 6664 сей посох Святителя Нифонта епископа Новгородского чудотворца, создателя Мирожского монастыря обложен серебром Михаилом Сарпуковым".

При монастыре существовала библиотека, которая размещалась в ризнице. Библиотека была небольшой и состояла из богослужебных книг и рукописных богословских и философских трудов, некоторые были на латинском языке. Так, в середине 18 века за сохранностью библиотеки следил сам настоятель этой обители - архимандрит Иоасаф. Известно, что он собственноручно надписывал библиотечные книги. Так, 2 апреля 1753 года, просматривая монастырское книжное собрание, сделал надписи в книгах: "Сия книга боголепного Господня Преображения Мирожского монастыря. Подписал той же обители архимандрит Иоасоф 1753 года апреля 2 дня". На следующий день Иоасаф снова побывал в монастырской библиотеке и надписал Минею: "Сия Минея Псковского Мирожского, подарок господина подполковника Петра Михайловича Самородского. Подписал той обители архимандрит Иоасаф 1753 года апреля 3 дня".

Архив монастыря, который также размещался в ризнице, состоял из указов Псковской духовной консистории, приходно-расходных и метрических книг. Указы начали собирать только после настоятельного требования епархиального начальства в 1820 году, а до того времени о сбережении получаемых бумаг весьма мало заботились. Даже в то время, когда было предписано полученные указы и другие документы переплести в книги, то обложки на них делали из указов 18 века, чему обязаны сохранением некоторых сведений о настоятелях 18 столетия. Документы 19 века были подобраны по годам и хранились в ризнице под присмотром казначея.

До 19 века монастырская ограда была деревянной, при архимандрите Иакове вокруг монастыря была возведена каменная ограда.

До 1824 года остаток денег от некомплекта служащих сдавался обратно в казначейство, но по докладу Святейшего Синода Высочайше утвержденному 6 августа 1824 года, остаток от штатной суммы оставался в пользу монастыря; о чем последовал указ от 25 августа 1824 года на имя Евгения архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского.

В 1826 году в Мирожском монастыре проживали: настоятель - архимандрит Афанасий; казначей - иеромонах Виталий, иеромонах Павел, диакон Григорий Васильев, послушники: Иван Григорьев, Михаил Петров, Иван Дементьев, Дмитрий Градов, Александр Бубнов. В 1841 году в Мирожском монастыре проживали: настоятель - архимандрит Митрофан, иеромонах Виталий; иеродьякон Никон, казначей-монах Варсонарий; послушники: Леонтий Бульновский, Александр Флоринский, Яков Куховский, Алексей Верхоустенский, Иван Куховский, Александр Смирнов, Михаил Вревский, Федор Светлов. В монастыре проживало 9 служителей монастыря с 8 сыновьями.

С 1842 года по переложению на серебро Мирожский монастырь получал штатного содержания 412 рублей 38 копеек. Со времени освобождения крестьян из крепостной зависимости монастырским служителям были предоставлены права дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости помещика и вместо них Мирожскому монастырю назначено было содержание в 400 рублей из общественного сбора государственных крестьян. По распоряжению Псковской палаты уголовного суда, уездных земских судов, распоряжением епархиального начальства в Мирожском монастыре содержали мужчин нарушивших морально-этические законы. Так, в 1848 году на шесть месяцев под присмотр архимандрита Нифонта были присланы в монастырь: Николай Никифоров - дворовый человек помещицы Мягковой; Андрей Богданов - дворовый человек порховского помещика Ноинского.

В 1850 году монастырь был приписан к архиерейскому дому, архимандрит Нафанаил управлял монастырем в качестве архиерейского наместника, (в качестве настоятеля Нафанаил находился в монастыре с 1845 года). С 1864 года Мирожским монастырем вновь стали управлять архимандриты. 11 января Святейшим Синодом был определен на службу настоятелем Спасо-Мирожского монастыря архимандрит Николай (Трусковский). Одновременно он был назначен ректором Псковской духовной семинарии и членом Псковской духовной консистории. Архимандрит Николай окончил курс Литовской семинарии в 1841 году, окончил курс Киевской духовной академии. Обучался наукам богословским и философским, историческим и физико-математическим; языкам: греческому, латинскому, еврейскому и немецкому, был профессором богословия. С 1849 год являлся ректором Минской духовной семинарии, занимался составлением историко-статистического описания Минской епархии, которое было представлено в Святейший Синод, за что получил орден Св.Владимира 3-й степени и личную благодарность императора. Одновременно с архимандритом Николаем в Спасо-Мирожском монастыре находились: казначей - иеромонах Амвросий, священник Иоанн Бородинский, иеродиакон Гедеон, послушник Никандр Ульянов.

В середине 19 века монастырь переживал период хозяйственного упадка, резко сократилось число монашествующих. Монастырю угрожала судьба разорившихся обителей, если бы в 1858 году в соборном Спасо-Преображенском храме не были обнаружены под побелкой древние фрески. Интерес Императорского археологического общества и местных знатоков-краеведов к древнейшей псковской святыне и фресковой живописи, способствовал возрождению монастыря и возобновлению архитектурного ансамбля. В 1886 году по случаю наводнения были проведены значительные ремонтные работы. Храм был вновь освящен в августе 1886 года епископом Псковским и Порховским Гермогеном.

В 1884 году на собранные монастырем пожертвования были проведены ремонтные работы в храме во имя Св.Апостола Первомученника и Архидиакона Стефана. В 1884 году к нему была пристроена деревянная паперть со ступенями, ведущими в средний ярус, где находится собственно церковь, было устроено отдельное помещение для библиотеки. В храме потолок и полы переделали. Стены были оштукатурены, поставлены две новые кафельные печи и установлен новый иконостас. На ремонт было израсходовано 872 рубля.

21 октября 1884 года храм был освящен епископом Нафанаилом. Под храмом в нижнем ярусе размещалась кладовая, рядом с алтарем, в отдельной каменной палате размещалась ризница. Здесь находился широкий высокий проход в виде ворот, покрытый аркой, а рядом с ним такой же проход, но гораздо уже и ниже, в виде калитки для пешеходов. Это Святые ворота - парадный вход из города на центральный монастырский двор. Над воротами в 1884 году была построена колокольня из местной плиты и кирпича. На строительство колокольни было израсходовано 2214 рубля. Всего на ней висело 8 колоколов.

Здание Стефановской церкви, колокольни и братского корпуса образовали единый фасад, обращенный парадной частью к городу. 21 октября 1884 года Стефановский храм был освящен епископом Нафанаилом. В конце 19 века на старом каменном подклете 17 века, напротив Спасо-Преображенского храма был возведен деревянный дом настоятеля. В 1899 году ремонтные работы на территории монастыря были продолжены старанием и усердием самой братии во главе с настоятелем архимандритом - Николаем. Богослужение в храмах Спасо-Мирожского монастыря совершались в следующем порядке: в Преображенском храме, который не отапливался, службу вели от Пасхи до Воздвиженья, а в Стефановском теплом храме - от Воздвиженья до Пасхи.

Фрески храма Спасо-Преображения Мирожского монастыря до1890-х годов оставались под слоем штукатурки, когда штукатурка была отбита, драгоценные фрески стали доступны научному исследованию. Работами по исследованию фресок руководил академик В.В.Суслов. 6 августа 1897 году по Высочайшему соизволению Святейшим Синодом была учреждена особая строительная комиссия под председательством М.П.Боткина. Комиссия эта поручила работы по укреплению стен храма архитектору Ф.П. Нестурху, а реставрацию фресок суздальским живописцам под руководством Н.М. Сафронова. Профессор Н.В. Покровский в 1898 году писал: "Фрески Мирожского монастыря принадлежат к числу редких явлений в ряду памятников древнейшего искусства в России. Они замечательны как со стороны художественного стиля, так и со стороны иконографической, по разнообразию их внутреннего содержания. Фресками покрыты все внутренние поверхности Спасо-Мирожского собора. Церковных стенописей такой почтенной старины уцелело на православном востоке очень немного. По археологической важности и по художественному характеру фрески Мирожского монастыря стоят ближе к фрескам Спасо-Нередицким. Реставрационные работы в 1902 году были закончены, а 24 августа 1902 года преосвященный Сергий епископ Псковский и Порховский освятил храм Спасо-Преображения. Государем императором было пожаловано на окончание реставрационных работ 7000 рубля. На реставрационные работы были израсходованы 16890 рублей.

В 1902 году в храме Спасо-Преображения после проведения реставрационных работ и капитального ремонта на средства Святейшего Синода был поставлен мраморный иконостас итальянской работы.

В 1902 году в Мирожском монастыре находились: настоятель архимандрит Николай; казначей иеромонах Александр, иеромонахи: Иустин и Нафанаил, иеродиакон Власий и Серафим, монахи - Нифонт и Стефан, Алексий; послушники:Нил Лучинский, Павел Вавилов, Николай Павлов, Иван Соколов, Петр Суворов, Иван Коршунов, Владимир Васильев.

В 1907 году возглавлял Мирожский монастырь настоятель - архимандрит Амвросий, который окончил курс Костромской духовной семинарии, и Московской духовной академии, имел ученую степень кандидата богословия, в 1904 году был назначен ректором Благовещенской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. Указом Святейшего Синода от 14 июля 1906 года Архимандрит Амвросий был перемещен на должность настоятеля Спасо-Мирожского монастыря, был назначен членом духовной консистории. Резолюцией архиепископа Псковского и Порховского Арсения 26 марта 1907 года был утвержден в должности члена епархиального училищного совета, с 1907 года преподавал Закон Божий в старших классах Сергиевского реального училища. Согласно послужному списку монашествующих Мирожского монастыря 1907 года числились: казначей монастыря - иеромонах Александр, иеромонах Нил, иеродьяконы: Сергий, Василий, Серафим.

В 1914 году настоятелем Спасо-Мирожского монастыря являлся игумен Досифей, казначеем монастыря - иеромонах Александр; благочинным обители - иеромонах Корнилий; экономом монастыря - иеромонах Серафим; в монастыре находились иеродиаконы: Платон, Митрофан, Василий; иеромонах - Нафанаил и монах Нифонт.

В 1914 году при монастыре числилось удобной и неудобной земли - 93 десятины 1437 кв. сажень, в том числе: пустошь Ново-Степаново в Псковском уезде в 30 верстах от монастыря, подаренная Яковом Ивановичем Ларионовым; пустошь Перино в Лагозовской волости Псковского уезда в 7 верстах от монастыря; пустошь Гайково в 4 верстах от монастыря на территории Псковского уезда; пахотные земли монастыря рядом с монастырем у реки Мирожи. Земли Ново-Степанова и Перино с разрешения епархиального начальства сдавались в аренду. Землю у монастыря обрабатывали сами. Садоводством, огородничеством и пчеловодством братия обители не занималась. На территории монастыря размещался скотный двор, по недостатку собственного корма и выгона обитель содержала скота самое малое количество для питания братии. При скотном дворе находился одноэтажный дом из плиты для прислуги. На хозяйственном дворе были построены: житница, ледник, каретный сарай. В юго-западном углу монастырского двора была построена из плитняка баня с деревянным предбанником. В южной части монастырского двора стояли два деревянные сарая, один для дров, другой - для сена. В монастыре не было иконописной мастерской.

В 1918 году помещения монастыря были переданы для проживания в нем погорельцев. 8 марта 1921 года коллегией подотдела искусств губернского отдела народного образования было принято решение об открытии в Пскове экскурсионной станции. С 15 июня 1921 года экскурсионная станция была открыта на территории Мирожского монастыря, заведующим станцией был назначен В.А. Федоров. Только в 1921 году экскурсионная станция приняла более 700 человек из Петрограда, из уездов Псковской губернии, из Москвы. Общежитие при станции было оборудовано для приема и размещения на территории Мирожского монастыря 30 человек. Экскурсионная станция успешно прижилась в стенах древнего монастыря. Но монастырь официально не был закрыт. Местный журналист, присутствовавший 25 июня 1922 года на лекции В.А. Федорова на территории Мирожского монастыря, писал: "Раздается обычный монастырский звон, но только три монаха, живущие в этом историческом монастыре, пошли в церковь". 6 августа 1922 года был составлен акт об изъятии в пользу голодающих Поволжья ценностей Мирожского монастыря - серебряных риз, лампад, ковшей, блюд, и др.

Согласно протоколу за №41 заседания президиума Псковского губернского исполнительного комитета от 28 мая 1924 года, на заседании было принято постановление о закрытии Мирожского монастыря и Стефановской церкви. "Ввиду фактической передачи Мирожского монастыря экскурсионной станции и закрепления его за Губоно (постановление от 6.02.1922.), считать таковой закрытым". "Стефановскую церковь как являющуюся частью закрытого Мирожского монастыря и как безприходную при отсутствии заявлений граждан о желании пользоваться - закрыть".

http://document.archive.pskov.ru/archiveid/69322726/stocks?lc=ru


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 октября 2024

«…Другой храм 1138 г. находится в Киево-Кирилловском монастыре; он основан В. К. Всеволодом Ольговичем и по складу он тоже походит на вышеописанные. От этих храмов отличаются другие храмы, тоже кубические, но другаго вида, а именно церкви владимиро-суздальскаго края, но о них мы скажем ниже, а теперь, для ближайшаго ознакомления читателей с крестовым типом храмов, разсмотрим еще один замечательный памятник церковнаго зодчества - Спасо-Мирожский монастырь в г. Пскове.

Монастырь этот относится к XII веку. Время его основания в точности неизвестно, но он уже существовал в 1156 году. Известно также, что он заложен при князе Святополке Мстиславиче, новгородским епископом Нифонтом и игумном Авраамием. В новгородской IV-ой летописи (изд. в Спб., 1848), под 1156 годом говорится: а в Пскове св. Спаса церковь созда каменну на Завеличьи. То же свидетельство находим и в новгородской 1-й летописи: «а в Пскове св. Спаса церковь зда каменну».

Спасо-Мирожская обитель находилась, как и теперь, вне укреплений города, а потому, с самых первых лет своего существования, выносила все невзгоды Пскова. Ея история - почти непрерывной разсказ о разорениях, при которых ей не раз приходилось служить неприятельскою квартирою, тем более, что монастырь никогда не приходилось осаждать и брать приступом, так как он был лишен каких-бы то ни было укреплений: его окружала только невысокая деревянная ограда, отчасти бревенчатая, да с запада тын.

В ХІІІ веке, явившийся на сцену Орден Меченосцев застает и самый Псков еще неукрепленным. В 1240 г. город был занят немцами; в 1299 г., в Спасо-Мирожском монастыре умерщвлен местночтимый игумен Василий с иноками. Дальнейшия историческия сведения о монастыре становятся очень скудны; известно только, что в 1649 г., при царе Алексее Михайловиче и игумне Иове, монастырь был исправлен. В 1713 г., при Петре Великом и преосвященном Иосифе, в монастыре идут какия-то работы, а 1799-1805 г., при архимандрите Иакове, во время общей поправки монастыря, сломана старая деревянная ограда и вместо нея выстроена каменная.

Древния изображения Мирожскаго монастыря встречаются на иконах. Одно из таких изображений мы видим на иконе в церкви Покрова на Проломе, в Пскове; другое находится в Псковском Печерском монастыре. Рисунки эти изображают храм как бы в перспективе, иногда разом с нескольких сторон. Порою они таковы, что их трудно согласовать с действительностью и вполне понять форму изображеннаго здания. Но, при всем несовершенстве рисунков, нельзя не признавать их общаго сходства. Основываясь на них, можно сделать несколько заключений относительно прежних фронтонных покрытий храма.

Представленный на иконе Печерскаго монастыря, Мирожский храм имеет башню и подтверждает сказание о том, что Стефан Баторий, при осаде Пскова, бросал с колокольни этого монастыря раскаленныя ядра в Псков, с целью произвести в нем пожар. Впоследствии эта колокольня была разрушена, и после 1581 г., к которому относится печерская икона, ко храму была пристроена, существующая до ныне, звоница. Она, по-видимому, выстроена не вся сразу, потому что первый ярус ея арок не сходится с верхним. Не смотря на все бедствия, какия пришлось испытать Мирожскому монастырю в более чем семисотлетнее свое существование, его главный храм, во имя Спаса Преображения, настолько сохранился до нашего времени, что можно прекрасно возстановить его первоначальныя массы.

Весь храм покрыт сравнительно-недавней штукатуркой, из-под которой кое-где выступает живопись не только внутри собора, но и снаружи. На западной стене, в средней закоморе, была написана картина, вероятно, Преображения Господня. Внутренность же, должно быть, вся была расписана, но впоследствии эта живопись была замазана. В настоящее время весь храм представляется выбеленным; однако, в некоторых местах, побелка отваливается и обнаруживает находящуюся под нею роспись, которая, вероятно, еще цела и в настоящее время. Некоторыя картины обнаружились и срисованы Мартыновым. Рисунки эти находятся в Историческом Музее.

Наружный вид храма Спаса представляет, на первый взгляд, форму кубическаго типа, но, при взгаяде на его боковой фасад, мы видим, 1) что глава его стоит не над срединой здания, а значительно подвинута к восточной стороне, 2) существующия тяги на фасаде сильно разнятся высотою и кривят, 3) если войти во внутрь храма, на хоры, то видно, что наружные двугранные углы хор, северо-западный и юго-западный, сложены не из плит, как все древния части собора, а из кирпича; отбивание наружной штукатурки подтверждает это обстоятельство, причем становится очевидным, что эти углы сложены впоследствии, первоначально же храм был без них.

Приставка углов сделана, вероятно, состоятельными прихожанами, для их собственнаго удобства, или же по усердию; в первом случае, молящиеся могли скрываться от посторонних взоров, для чего нередко и предназначались хоры; во втором, — здесь были устроены пределы. Когда хоры были заняты, то пределы строились с боков и с западной стороны, по бокам входа, как это и видим на плане Мирожскаго монастыря. Таким образом, весь храм приобретал более удлиненную форму. Вот почему крестовый тип храма приблизился к кубическому. Более просторное расположение хор кубическаго храма сообщало ему большее удобство для молящихся, а потому такому расположению отдавалось предпочтение перед крестовым, и он сделался более распространенным.

Для полной реставрации Мирожскаго монастыря следует уничтожить его звоницу, отделить все позднейшия пристройки и возстановить заложенныя окна. Тогда древния конструктивныя массы выяснять крестовый тип этого храма, как это показано на прилагаемом чертеже реставрации и существующем разрезе. Горизонтальные карнизы будут опоясывать храм на одном и том же уровне, стало быть, высота их будет такая же, как и на среднем алтарном выступе; но так как алтарь врезывается в барабан главы не полукругом, а фронтоном, вполне согласно с древними изображениями на иконах, то и вся верхняя крестовая масса храма получить фронтонное покрытие.

Для довершения реставраций церкви Мирожскаго монастыря, необходимо снять нынешнюю луковичную главу, разумеется, несовременную основанию храма, но относящуюся - если судить по ея форме недалее, как к ХVІ веку. Древнее же покрытие было черепичное, вероятно, невысокое и имело византийскую форму полушара. При таком покрытии, храм действительно получает в своих массах столь законченный вид и такую стройность пропорций, что трудно что-либо к ним прибавить, или убавить. Итак, Преображенская церковь Мирожскаго монастыря представляет собою крестовый тип византийской упрощенной архитектуры.

Вне монастырской ограды, несколько на восток от алтаря, находятся каменныя развалины подвалов, вход в которые невелик, устроен на крутом спуске к реке Великой и маскируется разными неровностями берега. Как далеко распространялись эти подвалы под монастырем неизвестно; теперь они завалены землей. Нельзя с достоверностью определить и их назначения, но едва ли они служили ходом к воде из монастыря. Хотя такие потайные ходы и встречаются на Руси, однако они обыкновенно выходили из крепостей и вообще из укрепленных мест, как например в Изборске; Мирожский же монастырь искони был лишен всяких укреплений. Весьма возможно, что устройство этих подвалов было вызвано, потребностью другого рода.

В старину, при церквах нередко имелись обширныя подвальныя помещения, куда богатые купцы складывали свои дорогие товары. С течением времени, эти подвалы были заменены подклетами, подцерковьями. Безцельный в наши дни нижний этаж церкви, или подцерковье, имел некогда важное значение: старинные наши купцы образовывали артели, компании и избирали того или другого святого своим покровителем; в храме этого святого они заключали договоры и делали сделки; тут же находились особые лари, в которых хранились записныя книги и экземпляры договоров, на случай каких-либо справок, или споров; здесь были места для склада разных товаров, как это мы видим при разсмотрении церквей менее седой старины.

Разсмотрев храм Преображения в Мирожском монастыре, мы заметили, что веледствие угловых пристроек хор, храм приближается к кубическому типу, но глава его слишком сдвинута ъ западу и кажется стоящей не на месте. Чтобы избежать этот недостаток, следует боковые алтарные полукружия подвысить до верха, а снаружи закрыть их прямыми стенками под лицо со стенами храма; тогда боковыя части алтаря войдут в общий фасад здания, и получится храм кубическаго типа, но несколько отличный от всех разсмотренных выше, так как с востока будет виден только один полукруглый выступ средняго алтаря.

По материалам книги: Павлинов, Андрей Михайлович (1852-1898). История русской архитектуры / / Соч. акад. А.М. Павлинова. — Москва : типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1894, стр. 30-37.

История русской архитектуры (1894) — Павлинов А.М. — читать книгу онлайн, скачать бесплатно PDF | НЭБ [000199_000009_003668409] (rusneb.ru)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.