ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Псков. Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.


Псков. Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи
Год постройки:Между 1311 и 1313.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
г. Псков, Снятная гора, 1

Координаты: 57.83495, 28.26393





Сортировка:

Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с реки Великая<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Вид с реки Великая
Наталия Грановская
1 января 2009
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
20 октября 2020
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
20 октября 2020
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
20 октября 2020
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
20 октября 2020
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
20 октября 2020
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
20 октября 2020
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Тюпин Арсений
23 июня 2016
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
МОРПЕХ879
7 мая 2016
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
МОРПЕХ879
7 мая 2016
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Игорь Герасимов
5 января 2015
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 ноября 2014
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Valensienne
7 марта 2011
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Valensienne
7 марта 2011
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с С-З.<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Вид с С-З.
Олег Гусаров
2 мая 2005
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с С-В<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Вид с С-В
Олег Гусаров
2 мая 2005
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с востока<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Вид с востока
Олег Гусаров
2 мая 2005
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Valensienne
22 октября 1011
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Деталь кладки изразцов<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Деталь кладки изразцов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
24 июня 2017
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Входной портал<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Входной портал
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
24 июня 2017
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2014
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2014
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
13 марта 2010
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Придел Иоанна Предтечи<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Придел Иоанна Предтечи
Анатолий Вениаминов
29 февраля 2020
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Главный алтарь<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Главный алтарь
Павел В. Воробьев
8 февраля 2020
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фрески западной стены<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фрески западной стены
Павел В. Воробьев
8 февраля 2020
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, фрагменты фресок <br>, Псков, Псков, город, Псковская область
фрагменты фресок
Тюпин Арсений
23 июня 2016
Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фото начала 1930-х гг. из фондов Псковского музея-заповедника. (ГК № 30775785)<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фото начала 1930-х гг. из фондов Псковского музея-заповедника. (ГК № 30775785)
Дмитрий Волохов
1 июня 1930



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  26 апреля 2017

История каменного Богородице-Рождественского собора Снетогорского монастыря начинается с трагедии, каковой в 1299 году стало жестокое разорение псковских пригородов ливонскими рыцарями, не пожалевшими ни стариков, ни женщин, ни детей, ни монахов. Время основания Снетогорского монастыря в окрестностях Пскова, на Снятной горе, неизвестно, но скорее всего, это вторая половина ХIII века. Сделать такое предположение позволяет тот факт, что первое упоминание об обители относится к 1299 году, а первым её игуменом обычно называется Иоасаф, в том самом году принявший мученическую кончину от рук ливонских рыцарей. Псковским князем тогда являлся беглец из Литвы Довмонт (Тимофей), принявший православие и ещё в 1266 году избранный псковичами своим предводителем. Летописец сообщает о тех событиях: "В тридцать третье лето княжения Довмонта, отнеле же во Пскове бысть, изгониша немцы безвестно ратию посад у Пскова, марта в 4-й день, и тогда убиша Василия игумена Святого Спаса и Иоасафа игумена Снетныя Горы и черноризец много избиша и жен и детей, а мужей Бог ублюде".

Снетогорский монастырь после ухода ливонских рыцарей представлял собой пепелище. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была сожжена - обитель требовалось восстановить, что и предполагал сделать князь Довмонт. Но не успел - спустя два месяца накрывшая Псков чума унесла его в могилу. Перед кончиной Довмонт завещал возвести в Снетогорском монастыре каменный собор и выделил средства на строительство. Судя по всему, строить завещанный святым князем храм на Снятной горе начали в 1310 году - спустя год он был закончен. В Псковской второй летописи записано так: "В лето 6819 (1311) свершена бысть церковь камена Святаа Богородица на Снетной горе, при игумене Иове..." Кто строил каменный собор в Снетогорской обители, мы не знаем, но автор очевидным образом равнялся на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, возведённый в 1150-х годах, - на то указывает повторение основных решений здания. Мирожский храм совершенно новгородский в ХII столетии для Псковской земли, вообще задал параметры для местного храмового зодчества на многие десятилетия, если не века. Подобно Спасо-Преображенскому собору, снетогорский храм вскоре, вероятнее всего в 1313 году, расписали. Правда, расписывать мирожский собор приглашали греков, которые и виртуозно исполнили в красках иконографическую программу епископа Новгородского Нифонта, на Снятной же горе, как утверждают исследователи, работали псковские мастера, а точнее, артель, возглавляемая хоть и анонимным, но одним из лучших псковских художников тогдашней эпохи. Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора частично сохранился до наших дней и ныне почитается как один из шедевров древнерусской живописи. К сожалению, древняя часть истории Богородице-Рождественского собора нас подробностями не балует - виной тому пожар 1710 года, уничтоживший монастырский архив. При этом очевидно, что всё происходившее в начальные века существования церкви со Снетогорским монастырём так или иначе касалось его соборного храма. А монастырь был велик и славен - он считался первым среди четырёх больших псковских обителей (остальные три - Мирожская, Спасо-Елеазаровская и ныне не существующая Великопустынская), ему благотворили русские цари Иван Грозный, Фёдор Иоанович, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I...

Монастырь занимал удобное местоположение - на въезде в Псков, на высокой горе, откуда открываются замечательные виды на псковские окрестности. Впрочем, привлекательность обители обеспечивалась преимуществами не только эстетического, но и стратегического характера, особенно после возведения в монастыре в ХVI веке необыкновенно высокой Вознесенской церкви-колокольни, вполне годящейся на роль удобного наблюдательного пункта. Известным именитым гостем, посетившем Снетогорскую обитель была Софья Палеолог. Сосватанная за великого князя Московского Ивана III, она добиралась из Рима в Москву через Псков, где первым делом, в октябре 1473 года, остановилась в Снетогорском монастыре - присутствовала на молебне в Богородице-Рождественском соборе, где "пеше за неё игумен и с всеми старци", а потом, надев царские одежды, отправилась в город. Престольный праздник соборного храма - Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) - торжественно отмечался всем Псковом. В этот день городское духовенство с иконами крестным ходом шествовало в обитель на Снятной горе. Любопытно - праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Пскове до сих пор иногда называют Снетогором. Нередки в то время случались пожары. Так, в 1493 году, по летописному свидетельству, "погоре Снетная гора весь монастырь и церковь храм Святыя Богородица". Огонь сильно навредил собору, однако его фресковый ансамбль уцелел; сам же соборный храм удалось быстро привести в порядок. Пострадал монастырь и в 1581 году, когда польский король Стефан Баторий с многочисленным интернациональным войском осадил Псков. В Снетогорской обители тогда особенно пострадал Богородице-Рождественский собор: в нём поляки держали лошадей, жгли для обогрева костры, царапали свои автографы прямо на фресках. После отступления войска Батория стены собора оказались столь испорчены, что их пришлось заново оштукатурить и побелить. В древности вид Богородице-Рождественского собора весьма отличался от нынешнего. На протяжении веков совершались разного рода перестройки, вызванные многими причинами: тут и постепенное "одряхление" здания, и пожары, после которых храм приходилось серьёзно ремонтировать, и необходимость его расширения, возраставшая вместе с увеличением числа насельников. Уже в ХV столетии к западной стене пристроили притвор; в следующем веке на его месте выросла обширная пристройка. Дальше - больше. Западная каменная масса позднейшего происхождения неуклонно расширялась - позже к пристройке добавили притвор с изящным крыльцом, украшенным изразцами, а в ХVIII веке пристройку обстроили с юга и севера, в южной части освятив Иоанно-Предтеченский придел, в северной же устроив ризницу. Ещё в ХVI веке закомары, по которым шло первоначальное покрытие, закрыли треугольными "щипцами", спустя век появилась четырёхскатная крыша, визуально существенно "сократившая" барабан - его пришлось надстраивать.

В описи Снетогорского монастыря 1802 года о соборе говорится: "Каменная соборная церковь с папертью и приделом, крытая тёсом. Глава на церкви Рождества на железных дугах, обитая листовым железом, покрашенная зелёной краской, крест поставлен большой железный, местами позолочённый. Кровля везде покрашена червленью. В церкви и приделе 29 окон с железными решётками, из них 11 маленьких и все они без затворов". Архирейская резиденция, переведённая сюда из Троицкого кафедрального собора города Пскова в 1804 году была упразднена в 1920 году. В стенах обители после этого организовали санаторий, просуществовавший до 1990-х годов. Часть помещений монастыря в послевоенные годы приспособили под жильё. Пострадал поначалу и соборный храм - в 1921 году уничтожили его главу, сломали кровлю, выдрали оконные рамы. Однако после неоднократных пртестов видных деятелей культуры террор древнего храма прекратился; с 1926 года в соборе начали работать учёные. Эта работа продолжалась до новейших времён - с перерывом на годы фашисткой оккупации, когда в монастыре обосновался запасной штаб немецкой группы армии "Север"; немцы тогда устроили в соборном храме винный склад и тир.

В наши дни Снетогорский монастырь выглядит вполне ухожено, его архитектурный ансамбль, понёсший тяжёлые потери в советскую эпоху, вновь приобрёл цельность и завершённость. Строился Богородице-Рождественский собор храм полностью из местной известняковой плиты, без применения плинфы. Новая "организация материала" позволила повысить пластичность постройки, сообщить ей ощущение рукотворности. Стоить отметить изящные пропорции храма - он не столько грузен, как мирожский прототип: барабан, по-прежнему несколько смещённый на восток, вырос в высоту и "источился"; изменился его декор. В-третьих, пониженные боковые апсиды как бы облегчили тяжёлую центральную, поднимающуюся почти до кровли, придали сооружению ступенчатый, более "логический" характер. Наконец, если мирожский собор изначально представлял собой классический византийский пространственный крест, а его западные углы надстраивались позже, то у снетогорского храма они, вероятнее всего, сразу были двухэтажными. Отметим и вот ещё что: мирожский храм со временем оказался столь застроен со всех сторон, что ныне древнюю его часть увидеть практически невозможно (разве что только с востока). Снетогорскому собору повезло больше - позднейшие пристройки росли вширь и ввысь исключительно с запада, и в наши дни храм, по большому счёту, сохранил свой оригинальный вид. Западная пристройка исказила гармонические формы храма, однако её устройство было вызвано необходимостью расширения храмового пространства. Другое дело, что в ХVIII веке, когда пристройка оформилась в своём нынешнем виде, не слишком озабочивались разного рода стилизациями, предпочитая использовать господствовавший в то время стиль. В результате сегодняшнее здание собора явным образом распадается на две части: древнюю византийскую и позднюю барочную. Барабан украшает классический псковский декор: ряд трёхступенчатых арочных нишек, а под ним - трёхрядный пояс: верхний и нижний ряды представлены квадратными углублениями, а средний - разнонаправленными треугольными нишами. Во всяком случае, в начале ХIV века барабаны псковских храмов так еще не украшали. Ниже - аркатурный стрельчатый пояс; он, вероятнее всего, существовал изначально.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №172, 2016 г.


Марина Зуйкова  8 декабря 2018

Главная святыня монастыря — Собор Рождества Пресвятой Богородицы — был построен в 1311 году по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. В 1313 году храм был расписан. Сохранившиеся, хотя и не полностью, фрески — единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы.

Храм повторяет основные черты архитектуры построенного на полтора века раньше собора Мирожского монастыря, но имеет некоторые существенные отличия от последнего. Внутреннее пространство храма решено в форме равноконечного креста с примыкающими к нему по углам меньшими по высоте объемами. В отличие от собора Мирожского монастыря, в интерьере которого есть иерархическое соподчинение центрального и боковых объемов, здесь центральное пространство креста и его ветви сделаны одинакового размера. Восточная ветвь креста образована центральной апсидой алтаря, боковые апсиды по сравнению с ней значительно понижены. Западные углы храма разделены на два этажа. В нижнем северном компартименте первоначально располагался придел или уединенная монашеская молельня, в южном - лестница на второй этаж. Верхнее северное помещение также служило приделом, здесь сохранились следы малого иконостаса. Верхнее южное помещение было ризницей, или хранилищем документов. Помещения-палатки верхнего яруса соединялись узким деревянным настилом, замененным в XVI веке каменным балконом.

В соответствии с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны. Их восточные прясла оформлены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Здесь расположены боковые порталы храма, над ними помещены предназначенные для росписи ниши-киоты и окна. Западные прясла снизу оформлены невысокими арками-нишами, соответствующими нижнему ярусу западных угловых помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально завершавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт возникшими в последующие столетия пристройками к храму. Собор завершен поставленным по центру внутреннего креста куполом, барабан которого снаружи оформлен необычным поясом из стрельчатых арочек, восстановленным при реставрации. В XV веке барабан купола был повышен, а арочный пояс заменен лентами бегунца и поребрика. Форма кровли неоднократно менялась в ходе истории собора. Первоначально храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола деревянным лемехом-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола сделана луковичной. В настоящее время кровля собора имеет позднюю четырехскатную форму с плоским завершением фасадов.

С течением времени собор расширялся. В начале XV века к его западному фасаду уже примыкал притвор. В XVI веке западный фасад притвора и портал имели наружные фресковые росписи. Особенно сильные изменения были привнесены в архитектуру собора в XVII столетии. Первоначальный притвор был перестроен и соединен с основным пространством храма. Западный вход в храм оформлен крыльцом, украшенным зелеными изразцами. Окна притвора были оформлены наличниками с кирпичным беленым узором и так же изразцами. В стенах разделявших внутренние пространства здания прорезаны широкие арки. Интерьер стал более просторным и зрительно цельным. Были значительно расширены окна. В XVIII столетии к собору были пристроены боковые приделы в честь св. Николая Чудотворца и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Боковые части притвора оказались расширены и обхватили с двух сторон крыльцо XVII века. Оформление приделов и перестроенного притвора соответствовало архитектуре эпохи барокко. Тогда же к южной апсиде храма была пристроена большая ризница (не сохранилась), а древний одноглавый объем украшен по углам четырьмя малыми декоративными главами. Уже в XIX веке декоративные главы оказались убраны (в том числе и главы двух приделов), восстановлена южная апсида. Луковичная глава собора получила железное покрытие. Фасады храма, покрашенные в XVIII веке в яркий терракотовый цвет, вновь были побелены.

Первоначально иконостас храма был невысоким и занимал лишь проем центральной алтарной апсиды. Со временем он был заменен более высоким и широким многоярусным. Иконостас возобновлялся в 1855 году. При этом в северной палате притвора была устроена ризница, где в частности хранились иконы из старого иконостаса. В XX веке убранство собора было утрачено.

Реставрационные работы конца 40-х - начала 50-х гг. XX века и в особенности комплексная реставрация, начатая в 1985 году, позволили воссоздать архитектурную историю древнего псковского храма.

http://snetogor.ru/monastyir/xramyi/czerkov-svyatitelya-tixona-zadonskogo.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 февраля 2021

В 2018 г. в главной святыне Снетогорского женского монастыря - Соборе Рождества Богородицы - начались реставрационные работы. Подрядная организация должна восстановить фундаменты, укрепить кирпичную кладку, выполнить демонтаж дощатых полов, отделочные работы, а также укрепление фресок.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1311 г. В 1313 г. храм был расписан. Собор стал одним из первых примеров возрождения монументальной живописи на Руси после длительного перерыва, вызванного монгольским нашествием.

Пережив большой пожар в монастыре 1493 г., роспись была серьезно повреждена в 1581 г. при осаде Пскова войсками Стефана Батория. После войны фрески забелили.

Первые попытки раскрыть древнюю живопись были предприняты еще в 1909 г. Работы по раскрытию фресок велись экспедициями в 1920-1930-х и 1948-1949 г.г. С 1985 г. в соборе были сделаны существенные открытия прежде неизвестных фрагментов живописи в куполе и алтаре.

Специалисты не исключают, что при современной реставрации также могут быть открыты новые фрагменты росписи храма.

Восстановление собора осуществляется в рамках п. 58 «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности и собственности религиозных организаций, а также выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения» Федеральной целевой программы «Культура России». Список мероприятий по этому пункту утверждает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

9 июня 2018 г., http://www.fedmp.ru


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 декабря 2024

«…Разсмотрим теперь храм в Снетогорском монастыре. Храм этот построен в XIV веке, именно в 1310 году. Псковская вторая летопись под 6879 летом говорит: "Свершена бысть церковь камена св. Богородицы на Снетной горе при Игумине Иове". Храм этот по массам своим очень напоминает храм св. Преображения в Спасо-Мирожском монастыре, в Пскове. Представленный план Спаса Преображенский, весьма похож на план храма в Снетогорском монастыре; а на представленном рисунке фасада Снетогорскаго храма видно храм с одной главой, тремя алтарными выступами, как в Мирожском монастыре, на первый взгляд тоже как бы кубическаго типа; но на стенах бокового фасада сделаны две арочки: одна большая, а другая гораздо меньше - как на Мирожи. Северо-западный и юго-западный двугранные углы храма, очевидно, не современны его основанию и наложены позднее, как в Мирожском монастыре.

Храм этот первоначально был тоже крестоваго типа, как и храм в Мирожском монастыре. Западная низкая пристройка, конечно поздняя. Для реставрации этого храма следует западную низкую пристройку уничтожить, отнять верхния части двугранных углов, сделать покрытие крыш такое же, как на реставрации Мирожскаго монастыря. Тогда получим крестовый храм, по массам весьма близкий к храму Мирожскаго монастыря. Очевидно, что церковь Снетогорскаго монастыря есть сколок с храма Мирожскаго монастыря или какого другого - ХІІ же века, крестоваго типа.

Хотя и велико сходство Снетогорскаго храма ХІV века с Мирожским храмом ХІІ века, все-таки между ними есть отличия, отделяющия их друг от друга особенностями веков. Так, средний алтарный выступ Снетогорскаго храма значительно меньше, чем в Мирожском. Глава, венчающая Снетогорский храм, тоньше и длиннее Мирожской, словом, общия пропорции несколько иныя. Детали карниза главы Снетогорскаго монастыря гораздо сложнее.

В Мирожском, Ивановском, в св. Софии и других памятниках ХІІ-ХІІІ веков карнизы глав, как выше замечено, оканчиваются зубчиками в виде полуарочек. В Снетогорском же храме полуарочки обратились в двойныя полукруглыя впадинки; ниже идет поясок - зигзаг, образованный, впадинками, средняя часть пояса состоит из двух рядов треугольных впадинок, образующих зигзаги; выше и ниже зигзага идет по ряду четыреугольных впадинок. Такого рода украшения в ХІІ веке не встречаются и свидетельствуют о более близком к нам времени Эти то украшения и составляют одну из местных особенностей архитектуры Новгородско-Псковскаго братства…»

По материалам книги: Павлинов, Андрей Михайлович (1852-1898). История русской архитектуры / / Соч. акад. А.М. Павлинова. — Москва : типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1894, стр. 101-102.

История русской архитектуры (1894) — Павлинов А.М. — читать книгу онлайн, скачать бесплатно PDF | НЭБ [000199_000009_003668409] (rusneb.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 января 2025

«…Собор Рождества Пресвятой Богородицы внешне и внутренне сохраняет прямые связи со своим великим прототипом - Спасо-Мирожским собором XII в. Почтительно-подражательный характер Снетогорского собора очевиден в форме кубического четырехстолпного четверика с большой апсидой в центральной части на востоке и резко пониженными, подчиненными ей боковыми апсидами. Широкий барабан первоначально был увенчан шлемовидной главой с оригинальным стрельчатым аркатурным поясом, покрытие сводов было позакомарным (ныне четырехскатное).

В западной части четверика, как и в Мироже, были замкнутые угловые камеры второго яруса. Поздние пристройки галереи и паперти, изменение Формы главы не затемняют главного: древний собор сознательно воспроизводил и закреплял греко-византийскую традицию. Однако именно Снетогорский храм становится родоначальником собственно псковской школы: здесь работают свои мастера и впервые в церковном зодчестве используется местный материал - известняковая плита (без плинфы). Это изменило формы храма, сделало их легче, подчеркнуло рукотворность; здесь нет мирожской строгости очертаний; в интерьере ощущается изменение размеров: меньше подкупольное кольцо, уже - барабан.

Рациональная отточенность византийского храма уступила иррациональной неопределенности архитектурной формы псковская традиция вступает в свои права. Лучшее в Снетогорье - его всемирно известные фрески. Псковские художники создали ансамбль живописи, - по эмоционально-экспрессивной напряженности, свободной живописной манере и богословским откровениям, - вырывающийся за пределы мирожских образцов. Так впервые в 1313 г. заявила о себе во весь голос знаменитая в будущем псковская художественная традиция.

«Открытие» забытых, забеленных фресок состоялось в начале XX в., с тех пор храм постоянно реставрируется и хранится музейно. В реставрации Снетогорья принимали участие многие известные ученые, от К. К. Романова и Ю. П. Спегальского до Г. С. Батхеля и В. Д. Сарабьянова…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 757



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.