История каменного Богородице-Рождественского собора Снетогорского монастыря начинается с трагедии, каковой в 1299 году стало жестокое разорение псковских пригородов ливонскими рыцарями, не пожалевшими ни стариков, ни женщин, ни детей, ни монахов. Время основания Снетогорского монастыря в окрестностях Пскова, на Снятной горе, неизвестно, но скорее всего, это вторая половина ХIII века. Сделать такое предположение позволяет тот факт, что первое упоминание об обители относится к 1299 году, а первым её игуменом обычно называется Иоасаф, в том самом году принявший мученическую кончину от рук ливонских рыцарей. Псковским князем тогда являлся беглец из Литвы Довмонт (Тимофей), принявший православие и ещё в 1266 году избранный псковичами своим предводителем. Летописец сообщает о тех событиях: "В тридцать третье лето княжения Довмонта, отнеле же во Пскове бысть, изгониша немцы безвестно ратию посад у Пскова, марта в 4-й день, и тогда убиша Василия игумена Святого Спаса и Иоасафа игумена Снетныя Горы и черноризец много избиша и жен и детей, а мужей Бог ублюде".
Снетогорский монастырь после ухода ливонских рыцарей представлял собой пепелище. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была сожжена - обитель требовалось восстановить, что и предполагал сделать князь Довмонт. Но не успел - спустя два месяца накрывшая Псков чума унесла его в могилу. Перед кончиной Довмонт завещал возвести в Снетогорском монастыре каменный собор и выделил средства на строительство. Судя по всему, строить завещанный святым князем храм на Снятной горе начали в 1310 году - спустя год он был закончен. В Псковской второй летописи записано так: "В лето 6819 (1311) свершена бысть церковь камена Святаа Богородица на Снетной горе, при игумене Иове..." Кто строил каменный собор в Снетогорской обители, мы не знаем, но автор очевидным образом равнялся на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, возведённый в 1150-х годах, - на то указывает повторение основных решений здания. Мирожский храм совершенно новгородский в ХII столетии для Псковской земли, вообще задал параметры для местного храмового зодчества на многие десятилетия, если не века. Подобно Спасо-Преображенскому собору, снетогорский храм вскоре, вероятнее всего в 1313 году, расписали. Правда, расписывать мирожский собор приглашали греков, которые и виртуозно исполнили в красках иконографическую программу епископа Новгородского Нифонта, на Снятной же горе, как утверждают исследователи, работали псковские мастера, а точнее, артель, возглавляемая хоть и анонимным, но одним из лучших псковских художников тогдашней эпохи. Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора частично сохранился до наших дней и ныне почитается как один из шедевров древнерусской живописи. К сожалению, древняя часть истории Богородице-Рождественского собора нас подробностями не балует - виной тому пожар 1710 года, уничтоживший монастырский архив. При этом очевидно, что всё происходившее в начальные века существования церкви со Снетогорским монастырём так или иначе касалось его соборного храма. А монастырь был велик и славен - он считался первым среди четырёх больших псковских обителей (остальные три - Мирожская, Спасо-Елеазаровская и ныне не существующая Великопустынская), ему благотворили русские цари Иван Грозный, Фёдор Иоанович, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I...
Монастырь занимал удобное местоположение - на въезде в Псков, на высокой горе, откуда открываются замечательные виды на псковские окрестности. Впрочем, привлекательность обители обеспечивалась преимуществами не только эстетического, но и стратегического характера, особенно после возведения в монастыре в ХVI веке необыкновенно высокой Вознесенской церкви-колокольни, вполне годящейся на роль удобного наблюдательного пункта. Известным именитым гостем, посетившем Снетогорскую обитель была Софья Палеолог. Сосватанная за великого князя Московского Ивана III, она добиралась из Рима в Москву через Псков, где первым делом, в октябре 1473 года, остановилась в Снетогорском монастыре - присутствовала на молебне в Богородице-Рождественском соборе, где "пеше за неё игумен и с всеми старци", а потом, надев царские одежды, отправилась в город. Престольный праздник соборного храма - Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) - торжественно отмечался всем Псковом. В этот день городское духовенство с иконами крестным ходом шествовало в обитель на Снятной горе. Любопытно - праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Пскове до сих пор иногда называют Снетогором. Нередки в то время случались пожары. Так, в 1493 году, по летописному свидетельству, "погоре Снетная гора весь монастырь и церковь храм Святыя Богородица". Огонь сильно навредил собору, однако его фресковый ансамбль уцелел; сам же соборный храм удалось быстро привести в порядок. Пострадал монастырь и в 1581 году, когда польский король Стефан Баторий с многочисленным интернациональным войском осадил Псков. В Снетогорской обители тогда особенно пострадал Богородице-Рождественский собор: в нём поляки держали лошадей, жгли для обогрева костры, царапали свои автографы прямо на фресках. После отступления войска Батория стены собора оказались столь испорчены, что их пришлось заново оштукатурить и побелить. В древности вид Богородице-Рождественского собора весьма отличался от нынешнего. На протяжении веков совершались разного рода перестройки, вызванные многими причинами: тут и постепенное "одряхление" здания, и пожары, после которых храм приходилось серьёзно ремонтировать, и необходимость его расширения, возраставшая вместе с увеличением числа насельников. Уже в ХV столетии к западной стене пристроили притвор; в следующем веке на его месте выросла обширная пристройка. Дальше - больше. Западная каменная масса позднейшего происхождения неуклонно расширялась - позже к пристройке добавили притвор с изящным крыльцом, украшенным изразцами, а в ХVIII веке пристройку обстроили с юга и севера, в южной части освятив Иоанно-Предтеченский придел, в северной же устроив ризницу. Ещё в ХVI веке закомары, по которым шло первоначальное покрытие, закрыли треугольными "щипцами", спустя век появилась четырёхскатная крыша, визуально существенно "сократившая" барабан - его пришлось надстраивать.
В описи Снетогорского монастыря 1802 года о соборе говорится: "Каменная соборная церковь с папертью и приделом, крытая тёсом. Глава на церкви Рождества на железных дугах, обитая листовым железом, покрашенная зелёной краской, крест поставлен большой железный, местами позолочённый. Кровля везде покрашена червленью. В церкви и приделе 29 окон с железными решётками, из них 11 маленьких и все они без затворов". Архирейская резиденция, переведённая сюда из Троицкого кафедрального собора города Пскова в 1804 году была упразднена в 1920 году. В стенах обители после этого организовали санаторий, просуществовавший до 1990-х годов. Часть помещений монастыря в послевоенные годы приспособили под жильё. Пострадал поначалу и соборный храм - в 1921 году уничтожили его главу, сломали кровлю, выдрали оконные рамы. Однако после неоднократных пртестов видных деятелей культуры террор древнего храма прекратился; с 1926 года в соборе начали работать учёные. Эта работа продолжалась до новейших времён - с перерывом на годы фашисткой оккупации, когда в монастыре обосновался запасной штаб немецкой группы армии "Север"; немцы тогда устроили в соборном храме винный склад и тир.
В наши дни Снетогорский монастырь выглядит вполне ухожено, его архитектурный ансамбль, понёсший тяжёлые потери в советскую эпоху, вновь приобрёл цельность и завершённость. Строился Богородице-Рождественский собор храм полностью из местной известняковой плиты, без применения плинфы. Новая "организация материала" позволила повысить пластичность постройки, сообщить ей ощущение рукотворности. Стоить отметить изящные пропорции храма - он не столько грузен, как мирожский прототип: барабан, по-прежнему несколько смещённый на восток, вырос в высоту и "источился"; изменился его декор. В-третьих, пониженные боковые апсиды как бы облегчили тяжёлую центральную, поднимающуюся почти до кровли, придали сооружению ступенчатый, более "логический" характер. Наконец, если мирожский собор изначально представлял собой классический византийский пространственный крест, а его западные углы надстраивались позже, то у снетогорского храма они, вероятнее всего, сразу были двухэтажными. Отметим и вот ещё что: мирожский храм со временем оказался столь застроен со всех сторон, что ныне древнюю его часть увидеть практически невозможно (разве что только с востока). Снетогорскому собору повезло больше - позднейшие пристройки росли вширь и ввысь исключительно с запада, и в наши дни храм, по большому счёту, сохранил свой оригинальный вид. Западная пристройка исказила гармонические формы храма, однако её устройство было вызвано необходимостью расширения храмового пространства. Другое дело, что в ХVIII веке, когда пристройка оформилась в своём нынешнем виде, не слишком озабочивались разного рода стилизациями, предпочитая использовать господствовавший в то время стиль. В результате сегодняшнее здание собора явным образом распадается на две части: древнюю византийскую и позднюю барочную. Барабан украшает классический псковский декор: ряд трёхступенчатых арочных нишек, а под ним - трёхрядный пояс: верхний и нижний ряды представлены квадратными углублениями, а средний - разнонаправленными треугольными нишами. Во всяком случае, в начале ХIV века барабаны псковских храмов так еще не украшали. Ниже - аркатурный стрельчатый пояс; он, вероятнее всего, существовал изначально.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №172, 2016 г.