ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Псков. Церковь Николая Чудотворца на Гребле.

Церковь Николы с Гребли


Псков. Церковь Николая Чудотворца на Гребле
Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Кира и Иоанна
Год постройки:приблизительно 1301 - 1400.
Адрес:
Псковская область, г. Псков, Кремль, 6

Координаты: 57.820799, 28.330914



Церковь Николая Чудотворца на Гребле, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
19 октября 2020
Церковь Николая Чудотворца на Гребле, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
19 октября 2020
Церковь Николая Чудотворца на Гребле, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
19 октября 2020
Церковь Николая Чудотворца на Гребле, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
19 октября 2020
Церковь Николая Чудотворца на Гребле, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
19 октября 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Altaets  16 декабря 2020

Церковь св. Николая на Гребле с приделом св. Кира и Иоанна построена в XIV веке в Довмонтовом городе. Закрыта и частично снесена под военные склады при Петре I в начале XVIII века. Обнаружена в 1945 году. Полностью раскопана в 1959-1963 годах.

https://rutraveller.ru/place/128396


Марина Зуйкова  25 декабря 2020

Церковь Николы над Греблей находилась в Домантове стене, на краю Гребли – рва, опоясывавшего Кром с наружной стороны, «у мосту». В Кром было два проезда, действовавших еще в XVII в.: под Смердьей башней и через Троцкие ворота. К ним должны были подводить мосты через Греблю, один из которых, Смердий, известен по летописи с XIV в.

В Описи Пскова 1701 г., выполненной по указу Петра, есть упоминание церкви Николы на Гребле в связи с описанием работ 1701 г. по возведению земляных укреплений. Приведена выдержка из Описи, содержащая данные о ряде церквей: «От тех Рыбницких ворот в Домантовы стены до Кремских ворот зделана куртина и сниза для ввозу пушек на тое куртину в Домантовы стены зделана дорога мерою та куртина в длину тридцать в тридцать семь сажень… в тот же числе под куртиною три церкви каменные сверха свода обламанны и в середине насыпаны землею, а порознь церков Рождества Христова с приделом от Рыбницких ворот церков Покрова Богородицы от Кремлевских ворот церковь Николая Чудотворца что словет на гребле с приделом же». В приведенном тексте названы церкви, засыпанные при возведении Рождественской батареи, обозначенной на плане 1740 г. Церковь Николы на Гребле названа крайней от Кремлевских (ведущих в Кремль) ворот, что согласуется с данными о расположении ее у моста на Гребле.

Многие исследователи считали, что остатки церкви находятся под насыпью бастиона. Годовиков писал, что церковь находилась под Рыбницким рядом и в пояснении с копии иконы с видом Пскова определил как Никольскую крайнюю северную церковь в восточной части Домантовой стены. Сравнение с результатами археологических раскопок позволяет считать наиболее соответствующим церкви Николы храм. Его положение хорошо соотносится с данными письменных источников; в составе остатков здания также имеется придел, известный и у церкви Николы.

В.Д. Белецкий иначе интерпретирует храм, считая его церковью Рождества Христова, а церковь Николы на Гребле связывает с храмом церковь Воскресения Христова – 1395 г.. Исследователь с недоверием относится к обозначению к одной из засыпанных церквей в описи 1701 г. как церкви Николы, хотя оснований не доверять официальному документу нет. Аргументом в пользу атрибуции храма как церкви Рождества является совпадение в общих чертах описания этой церкви в переписной книге 1699 г. с археологическими данными об остатках храма.

Однако совпадение нельзя назвать полным, и неисключено, что церкви Николы и Рождества имели сходные черты. Вопрос о локализации церкви Николы на Гребле нельзя считать решенным. Необходима подробная публикация археологических данных о храмах и архивные поиски.

О времени основания церкви Николы на Гребле нет никаких данных. Церковь могла существовать уже в первых десятилетиях XIV в., что устанавливается по упоминанию Андрея, попа церкви Николы под 1329-1330 г. В 1416 г. по челобитью «невкупных попов» был устроен третий собор у Николы над Греблей, упоминаемый также в послании митрополита Симона 1504 г.

Н.С. Суворов считал (поданным писцовой книги), что в 1693 – 1694 г.г. церковь Николы из Домантовой стены была упразднена. Служители церкви Николы на Гребле еще упоминались в сметной книге 1699 г.

По материалам Лабутиной И.К. http://pleskov60.ru/cerkov-v-dovmontovom-gorode-nikoly-nad-grebley.html


Марина Зуйкова  28 декабря 2020

Летописи и другие письменные свидетельства сохранили нам названия более двадцати каменных построек, возведенных в Довмонтовой крепости, однако данные о местоположении их сообщаются только для отдельных зданий. Это, по-видимому, объясняется тем, что сведения, содержащиеся в Псковских летописях и понятные для своего времени, в последующие столетия потеряли первоначальную ясность, остались потомкам лишь те немногие, в которых памятники сопровождены хотя и глухими, но указаниями на их местоположение. К числу таких построек относятся два храма, местонахождение которых летописи связывают с греблей. Это церкви Кирилла (1374 г.) и Николы, о дате строительства последней в литературе нет единого мнения.

Топографические сведения о первой из названных построек сообщает Псковская 3-я летопись. В записи под 1373 г. в ней рассказывается, что "на другое лъто самъ мастер Кирилъ поставил церковь въ свое имя, святой Кюрилъ, у Смердьа моста над греблею". Указание летописца "на другое лъто" определяет год строительства храма как 1374. Под этим годом Псковская 2-я летопись, рассказывая о строительстве церкви, уточняет профессию строителя, называя его "мастером церковным". В этом же списке летописей находится указание на местоположение Никольского храма. В рассказе о различных событиях 1374 г. летопись сообщает, что "того же лъта попове невкупнии собравшиеся биша чолом Пскову, и оустроишa третий соборъ оу святого Николы над греблею".

В 1961 г., подводя итоги работ в Довмонтовом городе, Г.П. Гроздилов "тратил внимание на несоответствие летотoпиcныx сведений о застройке южного берега гребли с данными раскопок. В своей работе, посвященной топографии древнего Пскова, он писал: "В летописи отмечены наименования и даты построения храмов в Довмонтовой крепости; в отношении двух храмов известно, что они сооружены на гребле, - Никола на гребле в 1383 г., и Кирилла, что у Смердьего моста, над греблей в 1374 г. К настоящему времени стало известно положение трех храмов, стоявших на гребле, из которых два (основания храмов № 1 и 3) обнаружены раскопками и руины третьего находятся на берегу гребли под насыпью петровского бастиона у Темных ворот". И далее: "храм же Кирилла, что у Смердьего моста, является по счету четвертым, сооруженным на краю гребли, но еще не разыскан". Автор, как видим, предполагал, что церковь Кирилла находится к западу от раскрытых памятников и, таким образом, ее остатки еще предстоит раскопать из-под трехметровой толщи позднейших напластований. Этой же точки зрения придерживалась и С. А. Тараканова, обнаружившая в 1945 г. в заполнении гребли у Смердьей башни сброшенные туда строительные остатки, содержащие куски фресок и обломки голосников.

В 1962, 1966 и 1969 гг. экспедиция обследовала территорию, на которой, по предположению Г.П. Гроздилова и С.А. Таракановой, должны были обнаружиться остатки Кирилловской церкви. Однако вместо руин предполагаемого храма была открыта древняя дорога, ведущая к Смердьему мосту, и следы каменных конструкций самого моста. Все это дало возможность рассматривать открытое Г.П. Гроздиловым основание храма № 3 как остатки церкви, которую поставил "сам мастер Кирилъ". Таким образом, из трех построек, сооруженных псковичами над греблею, одна нашла свое определение.

Для того, чтобы выяснить, как первоначально назывался храм, последние семь десятилетий считавшийся древнейшим памятником каменного зодчества в Пскове, необходимо установить название церкви, остатки которой и поныне стоят на берегу древнего рва, недавно освобожденные от земляной насыпи Рождественского бастиона 1701 г. Вопрос этот в литературе не раз являлся предметом разысканий.

Первым высказал суждение об этом памятнике Е. Болховитинов еще в 30-е гг. прошлого столетия. Он утверждал, что упомянутый храм является церковью Николы с гребли, возведенной псковичами в 1404 г. В противоположность этой точке зрения в 1866-1867 гг. И. Ф. Годовиков счел возможным расположить на восточной границе Довмонтова города три храма: Рождества, Покрова и Сошествия св. духа, при этом в ближайшем к кремлю и, таким образом, стоящем над греблею, он видел церковь Рождества Христова, построенную псковичами в 1388 г.

В конце XIX - начале XX в. с созданием в Пскове Археологического общества и связанным с этим подъемом интереса местных исследователей к истории родного города вопрос о древней застройке Пскова, в том числе его древнейшей части - "Довмонтовой стены", явился предметом оживленных споров.

И.И. Васильев, например, видел на восточной границе Довмонтова города также три храма: Тимофея Газского, Великомученика Георгия и Федора Стратилата. При этом название первой из перечисленных церквей он связывал с северной, ближайшей к Кремлю постройкой. В.Н. Ушаков помещал в этой части две церкви: Николу с гребли и Рождества богородицы, и так же как и митрополит Евгений, в ближайшем к кремлю храме видел церковь Николы, В 1913 г. к мнению Е. Болховитинова и Ф. Н. Ушакова присоединился Н.Ф. Окулич-Казарин, который также признал в ближайшем к кремлю храме на восточной границе Довмонтова города церковь Николы с гребли. Эта точка зрения, получившая в начале нашего столетия поддержку, надолго укрепилась в литературе по Пскову.

После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда началось восстановление разрушенных немецко-фашистскими захватчиками русских городов, в Пскове, одновременно с работами по его возрождению, были предприняты многолетние планомерные археологические исследования. Появившаяся в специальных изданиях информация о раскопках в этом древнерусском городе, публикации добытых раскопками материалов повлекли за собой выход в свет целого ряда научных, научно-популярных работ и сборников, посвященных истории средневекового Пскова, памятникам его архитектуры и живописи. В этих работах вновь всплыл вопрос о древней застройке города, об атрибуции церквей на территории Довмонтовой крепости и в частности на юго-восточной границе.

В своей брошюре "Древний Псков", опубликованной в 1946 г., С.А. Тараканова, приведя план Пскова с нанесенными на нем древними постройками, в том числе постройками в Довмонтовом городе, сохранила ставшую в литературе традиционной точку зрения Е. Болховинова - Н.Ф. Окулич-Казарина относительно местоположения церкви Николы с гребли. Эту же точку зрения восприняли в своих работах К.П. Спегальский, Г.Я. Мокеев, Ю.П. Спегальский к тому же утверждали, что на восточной границе Довмонтова города стояли четыре самостоятельные постройки. Г. П.Гроздилов и автор этих строк, опираясь на анализ письменных источников и данные раскопок, полагали, что высказанная И.Ф. Гокишковым в 1866 г. точка зрения является наиболее справедливой. Такая противоречивость в определениях объясняется не только уже имевшейся скудостью сведений по географии памятников на исследуемой территории, но и противоречивостью самих сведений, которыми располагают исследователи.

Так, в "Описной книге городовому строению и наряду", составленной воеводой Бухвостовым, в рассказе о работах по сооружению земляных укреплений в Довмонтовом городе в 1701 г., мы читаем: "От тех Рыбницких ворот в Довмонтовы стены до Кремских ворот зделана куртина, и с низа для ввозу пушек на тою куртинy в Довмонтовы стены, зделана дорога... В том числе под тою куртиною 3 церкви каменные, сверха своды обломаны и в середине насыпаны землею. А порознь: церковь Рождества Христова с приделом от Рыбницких ворот, церковь Покрова Богородицы; от Кремских ворот церковь Николая Чудотворца, что словет на гребле, с приделом же".

В приведенной записи, как мы видим, автор размещает насыпь "куртины" на участке от "Рыбницких" ворот до "Кремских", т.е. занимает земляным бастионом всю восточную сторону Довмонтовой крепости. Помещая под насыпью "куртины" три каменные церкви, автор сообщает также местоположение каждой из них, дополняя свое сообщение кратким описанием внешних признаков храмов. По приведенному описанию, перечисленные церкви под насыпью бастиона располагались в следующем порядке: северная, ближайшая к кремлю, - Никольская, южнее - церковь Покрова, самая южная названа Рождественской, она, как указывается в документе, ближе других стояла к Рыбницкой башне...

Как известно, Евгений Болховитинов считал раскрытый нами храм церковью Николы, сооруженной псковичами в 1404 г. Нам не известны документы, позволившие митрополиту Евгению прийти к такому заключению. В ряде списков Псковских летописей под 1404 г. действительно помещены сообщения о строительстве храма во имя св. Николая. Все они относятся к одной постройке, о чем свидетельствует сопровождающая их уже глухая для нас топографическая привязка - "на взвозе" (по другим спискам- "на взводе"). Однако это летописное известие автором "Истории княжества псковского" учитывается отдельно, вне связи с церковью Николы с гребли.

Ю.П. Спегальский считал, что церковь Николы с гребли была построена в 1395 г. Сведения о строительстве церкви Николы действительно содержатся под этим годом в Псковских 1-й, 2-й, З-й летописях. Во всех трех списках упоминается и заказчик храма - посадник Захария Костроминич, что облегчает возможность сопоставления всех сведений. Если в Псковской 1-й летописи фиксируется сам факт строительства церкви и ее заказчик, то Псковские 2-я и 3-я летописи, повторяя сведения, содержащиеся в предыдущем списке, дополняют его сообщениями, в которых указывается назначение постройки: "...постави Захария посадник Костроминич святого Николу монастырь камен на Волке". Но в рассказах, помещенных во 2-й и 3-й летописях, содержится и еще одно примечательное и важное для нас замечание летописца, на которое нельзя не обратить внимания. Приведем этот рассказ полностью. "В лито 6903 (1395), - сообщает Синодальный список Псковской 2-й летописи, - поставиша церковъ камену в Довмонтове стен святое Воскресение, а другую церков постави Захария посадник святого Николу на Волку..." Как мы видим, в приведенном рассказе летописец различает территорию Довмонтова города и место, которое он определяет топонимом "на Волку". Е. Болховитинов, упоминая церковь Николы на Волку, заметил, что ее местоположение находится "в трех верстах от Пскова".

Г.П. Гроздилов считал, что церковь Николы с гребли построена горожанами в 1383 г. Сохранившиеся в Псковских летописях сведения о церкви Николы как стоящей над греблей относятся к первым десятилетиям XV в. Самое раннее из них помещено летописцами под 1417 г. и рассказывает об устройстве в этом храме 3-го собора...

По материалам: http://www.pskov.ellink.ru/hist/dovmont/018.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.