ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня.


Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня
Собор. Не действует.  
Престолы:Преображения Господня
Архитектурный стиль:Византийский (подробнее >>)
Год постройки:приблизительно не ранее 1156.
Адрес:
Псковская область, г. Псков, Мирожская наб., д. 2

Координаты: 57.806377, 28.329354
Входит в коллекцию:Домонгольские храмы Древней Руси





Сортировка:

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Вид с востока<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 мая 2023
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
20 октября 2020
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
20 октября 2020
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
МОРПЕХ879
7 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Игорь Герасимов
5 января 2015
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 ноября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Южный фасад Перображенского храма<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Южный фасад Перображенского храма
Eustoma
16 февраля 2012
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Западный фасад Преображенского храма<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Западный фасад Преображенского храма
Eustoma
16 февраля 2012
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Valensienne
20 февраля 2011
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Дарья Серебрякова
2 октября 2010
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
30 октября 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Спасо-Преображенский собор вид с З<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Спасо-Преображенский собор вид с З
Олег Гусаров
2 мая 2005
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Спасо-Пребраженский собор. Вид с С<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Спасо-Пребраженский собор. Вид с С
Олег Гусаров
2 мая 2005
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
сентябрь 2002
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Купол главного объема церкви<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Купол главного объема церкви
Гранковский Владимир
27 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Элементы  кладки XII в.<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Элементы кладки XII в.
Гранковский Владимир
27 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Звонница храма в ожидании возвращения колоколов<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Звонница храма в ожидании возвращения колоколов
Гранковский Владимир
27 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Апсида церкви<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Апсида церкви
Гранковский Владимир
27 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
anna
7 октября 2007
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 июня 2006
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Алтарная часть храма<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Алтарная часть храма
Гранковский Владимир
27 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
27 сентября 2015
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
oldboy
4 октября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Музейные экспонаты в интерьере<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Музейные экспонаты в интерьере
oldboy
4 октября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
oldboy
4 октября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фрески 12 в. в интерьере Преображенского храма<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фрески 12 в. в интерьере Преображенского храма
Eustoma
16 февраля 2012
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Мирожский монастырь.Табличка на Преображенской церкви<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Мирожский монастырь.Табличка на Преображенской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2006
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1942
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Почтовая открытка нач. ХХ века.<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Почтовая открытка нач. ХХ века.
Алексей Кротов
1 июля 1914
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Звонница, 1914 год. Фото М. Герасимова<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Звонница, 1914 год. Фото М. Герасимова
Сергей Ковров
1 июня 1914
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, 1888—1890 год.Автор:И.Ф. Барщевский. с сайта https://pastvu.com/p/327765<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
1888—1890 год.Автор:И.Ф. Барщевский. с сайта https://pastvu.com/p/327765
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1890
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Иконостас Спасо-Преображенского собора<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Иконостас Спасо-Преображенского собора
Алексей Кротов
01.07.1880 - 01.07.1889
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря
Алексей Кротов
01.07.1880 - 01.07.1899
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фотография Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фотография Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря
Алексей Кротов
01.07.1880 - 01.07.1889
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Восточный фасад, фотография 1910-х годов. Открытка 1922 года из личного собрания.<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Восточный фасад, фотография 1910-х годов. Открытка 1922 года из личного собрания.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Малышев
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фотоснимок с дореволюционной фотографии.<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фотоснимок с дореволюционной фотографии.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 марта 2015

Самый древний сохранившийся храм Пскова - Спасский собор Мирожского монастыря был возведён в 1156 г. по велению и на средства новгородского епископа Нифонта, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип,выстроенный в греко-византийском стиле . Монастырь появился либо одновременно с собором, либо совсем незадолго до начала его строительства. Мирожский монастырь, занимавший пойму реки Мирожи и часть берега реки Великой, стал одним из главных культурных центров Пскова, здесь размещалась богатая библиотека, мастерская переписчиков, здесь же какое-то время велась псковская летопись. Сложенный из местного плитняка Спасский собор был крестообразным в плане. Центральный объем здания имеет форму равноконечного креста, западно, северное и южное окончания его прямоугольные, а восточное завершается полукруглой апсидой, по бокам имеются две малые апсиды. Позднее храм был несколько перестроен, но в целом сохранил свои первоначальные формы. В XV-XVI вв. к собору пристроили звонницу. Храм украсили уникальные фрески, сохранившиеся до нашего времени в очень хорошем состоянии. Это «Спас на престоле» (в центральной апсиде) и «Тайная вечеря», в алтарном своде размещена композиция «Преображение», а одной из самых красивых фресок собора стала сцена «Благовещение», сложная по композиции сцена «Страшного суда», уникальная по исполнению фреска изображающая «Положение во гроб». Фрески Спасо-Мирожского монастыря – один из ценнейших памятников древнерусской живописи, они находятся под особым покровительством ЮНЕСКО.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  21 декабря 2017

Единственное летописное свидетельство о начальной истории Спасо-Преображенского собора ("Новгородская первая летопись") выглядит так: "В лето 6664 (1156)... Тои же весне преставися архиепископ Нифонт, априля в 21... О сем бы разумети комуждо нас: которыи епископ тако украси святую Софию, притворы испьса, кивот створи и всю извъну украси, Пльскове святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе святого Климента..." Таким образом, мирожский собор был построен не позднее 1156 года. Заметим, что в летописи говорится только о храме, монастырь же не упомянут. Большинство учёных сходится на том, что обитель на берегу реки Великой основали чуть раньше, в первой половине ХII столетия.

Исходные данные, базирующиеся на исследованиях этой церкви, таковы: собор поставили без фундамента, прямо на скале на высоком берегу Великой, по необходимости выровняв эту скалу. Поставили, согласно первоначальной задумке автора церкви, в виде классического крестово-купольного храма, соответствующего византийским образцам, с интерьером, представлявшим собой пространственный крест; пониженные западные компартименты и боковые части алтаря (жертвенник и дьяконник), столь же пониженные относительно центральной части, при этом оставались замкнутыми помещениями. Но - вот главная загадка! - когда на внутренних стенах уже выполнили разметку росписей, проект неожиданно "доработали": западные боковые камеры надстроили практически до высоты рукавов "креста", устроив во втором ярусе палатки; после этого классический византийский "крест" превратился в кубический объём со сдвинутой к востоку главой. Заказчиком Спасо-Преображенского собора, утверждавшим первоначальный проект, являлся епископ Иоанн (Папин), но после его смерти, во второй половине 1140-х годов, этот проект был серьёзно переработан его преемником на Новгородской кафедре святителем Нифонтом; тогда же Мирожский монастырь, украсившийся столь выдающимся храмом, получил статус владычного - отныне в обители всегда останавливались приезжавшие в Псков новгородские архиреи. При этом назначение образовавшихся палаток второго яруса, соединённых деревянным настилом (своеобразные хоры), куда подняться можно было только по приставной лестнице, остаётся не вполне ясным - в отличие от нижних компартиментов, где, судя по некоторым особенностям этих камер, устроили приделы. Одна из версий: в юго-западной, хорошо освещённой, палатке второго яруса обитал монах-книжник, занимавшийся "писательской" работой. К слову, псковский филолог и краевед Л. А. Творогов утверждал, что единственный дошедший до нашего времени список "Слова о полку Игореве" происходил как раз из Мирожского монастыря. Вскоре после завершения строительства Спасо-Преображенского собора храм был расписан. Доказано, что мастера работали с лесов, оставшихся от строителей, - обычно период от завершения строительства до росписей составлял два года, в которые здание "просыхало". Фундаментальная программа росписей Мирожского собора, в ХХ веке принесших ему всемирную известность, - совершенно точно творение архиепископа Новгородского Нифонта, грека родом, питомца Киево-Печёрского монастыря, одного из самых образованных людей тогдашней эпохи. Цель программы - это утверждение света Христовой веры в полуязыческом краю, каким тогда ещё оставалась Псковская земля.

Спасо-Преображенский собор видел в своей жизни многое - моровые поветрия, пожары, нашествия иноземных захватчиков, военные триумфы псковичей. С течением времени он сильно менял свой лик. Загадочная перестройка, осуществлённая на заключительной стадии строительства храма, была первой, но далеко не последней - специалисты насчитывают девять таких реконструкций. Иные из них оказались серьёзнейшими. Одна из таких перестроек состоялась в ХVI веке, когда Псков подвергся настойчивому "московскому влиянию". В 1510 году великий князь Московский Василий III упразднил Псковскую республику, насчитывавшую к тому времени по меньшей мере полувековую историю, и окончательно присоединил Псков к Москве, запретив вече, выслав из города бояр и богатых купцов и посадив в Пскове своих наместников с неограниченными полномочиями. В ближайшие десятилетия после этого многие псковские храмы оказались перестроены по московским образцам. Впрочем, в монастырях этот процесс шёл не столь активно - просто рядом с древними церквями появлялись целые новые ансамбли - разумеется, возведённые по московским лекалам. То же самое случилось и в Мирожской обители - с юга, на высоком берегу Великой, выросли новые постройки, фундаменты которых были обнаружены при археологических раскопках. Несколько изменился и Спасо-Преображенский собор. Разобрали небольшой притвор, примыкавший к западному фасаду и возвели новый, во всю ширину храма, с перспективным порталом посередине. Завершения фасадов, бывшие ранее позакомарными, превратились в пощипцовые. Оригинальная шлемовидная глава (кстати, сохранившаяся под нынешним куполом) была заменена "московской" луковичной, её покрыли керамическим лемехом. С севера и юга в церковь прорубили дополнительные двери, снабжённые перспективными порталами. Одновременно собор "приподняли" - в среднем на полметра: на такую высоту поднялись пол в притворе, пол в самом храме (где появилась солея), подросла центральная апсида. Соответственно пришлось растёсывать вверх арочные дверные проёмы и жертвенник и дьяконник и менять систему окон. Перестройке подверглись и верхние угловые палатки - в юго-западном отныне находилось хранилище. Тогда же в соборе поставили высокий иконостас, практически закрывший алтарное пространство. И самое главное! - как утверждают исследователи, именно в процессе реконструкции середины ХVI столетия оказались забелены уникальные фрески, к тому времени сильно повреждённые.

После масштабной перестройки Спасо-Преображенский собор в цветущем состоянии оставался недолго. На заключительном этапе Ливонской войны, летом 1581 года, монастырь сильно пострадал во время обстрела. В результате был разрушен только что выстроенный южный монастырский комплекс, пострадала колокольня, досталось и южному фасаду соборного храма, его главе и кровле. Между прочим, два каменных ядра до сих пор находятся в стене и сводах собора. После военных разрушений, как установили исследователи, соборный храм не ремонтировался около полувека. Это и понятно. Страна - особенно западная её часть - с трудом оправлялась от перенесённых бедствий. Мирное строительство началось здесь только в 1620-1630-е годы. Тогда и был отремонтирован и вновь переустроен собор Мирожского монастыря. Первейшую задачу для строителей, по всей вероятности, представляло исправление кровли и главы, а также залатывание южной стены, испорченной ядрами. Южный входной портал заложили. С севера к собору пристроили скромную двухпролётную звонницу, заменившую монастырскую звонницу. Чуть позже пощипцовую кровлю притвора, повторявшую очертания фасадных завершений, заменили двухскатной крышей-фронтоном, уже в ХVIII столетии превратившейся в односкатную, - она закрыла собой большую часть западного фасада. Пощипцовое покрытие собора тоже было заменено - четырёхскатной кровлей, скрывшей часть барабана. Примерно в таком виде храм сохранился до нашего времени; его "основа" ХII столетия оказалась спрятана под позднейшими пристройками - по "принципу матрёшки". Наименее искажённым выглядит восточный фасад, открывающийся наблюдателю с противоположного берега реки Великой.

Собор, ветшавший со временем, периодически ремонтировали, но эти ремонты ограничивались подмазкой стен, поправлением покосившейся главы, починкой окон и.т.п. В 1858 году, при "отнятии" иконостаса от восточной стены в ходе подготовки к празднованию 700-летия монастыря, были обнаружены алтарные росписи. В 1889 году под руководством академика В. В. Суслова началась расчистка, исследование и реставрация фрескового ансамбля. В последние 120 лет в соборе работали крупнейшие исследователи, историки, искусствоведы. Научными изысканиями в советские времена заниматься было удобно, так как обитель тогда превратилась в "музейную территорию" - монахов из монастыря после революции изгнали, а все древние иконы и священные для Церкви предметы изъяли и переместили в хранилище Псковского музея.

Возрождение монашеской жизни в Мирожской обители началось лишь в 1994 году, однако Спасо-Преображенский собор по сию пору остаётся в ведении музея. Спасо-Преображенский собор представляет собой классический византийский одноглавый крестово-купольный храм. Этот тип формировался в Византии в V-VIII веках и стал господствующим в IХ столетии, после чего был усвоен на всём православном Востоке. Впрочем, одного классического элемента этот собор всё-таки лишён, а именно - четырёх столпов, на которые обычно опираются барабан с куполом; в данном случае последний поставлен прямо на стены. В остальном же - всё сделано по византийским рекомендациям. В основе мирожского собора лежит равноконечный крест, вершиной которого является центральная апсида, поднятая на высоту трансептов. Боковые апсиды существенно понижены относительно неё; так же первоначально были устроены и западные компартименты, в результате чего собор смотрелся правильным пространственным крестом. Но смотрелся недолго - надстройка этих компартиментов нарушила симметрию, превратив здание в куб и сдвинув на восток главу. Возведённый в середине ХII столетия собор Мирожского монастыря, совершенно новаторский в то время для Псковской земли, на ближайшие столетия во многом задал параметры псковского храмового зодчества. В частности, прямой "репликой" этого храма смотрится Богородице-Рождественский собор подгородной Снетогорской обители, построенный в начале ХIV века.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №94, 2014 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 сентября 2020

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря является самой древней постройкой, сохранившейся на территории Пскова и его окрестностей. Храм был построен в период между 1137 и 1143 г.г., когда в Новгороде прекратилось каменное строительство. В Пскове при этом были возведены два каменных храма – соборы Мирожского и Ивановского монастырей.

Согласно последним исследованиям, фресковые росписи собора Мирожского монастыря создавались одновременно с возведением храма, их можно датировать периодом около 1140 г. Фрески просуществовали без серьезных поновлений, видимо, до XVII столетия, когда они были забелены. Об их существовании стало известно лишь в 1856 г., когда в ходе ремонта собора, приуроченного к его семисотлетию, под обвалившимися участками побелки открылись фрагменты фресок. Их изучение и реставрация начались в 1889 г. и длились до 1894 г.

За этот период они были раскрыты, а также в большом объеме скалькированы. Тогда же, вероятно, был проведены работы по частичному укреплению кладки и грунта живописи, которое проводилось цементом. Сведения об этих работах пока не обнаружены, но при визуальном обследовании росписей были выявлены многочисленные мелкие отверстия от заливок и затеки цементного раствора, отличающегося высочайшей прочностью. Важно отметить, что эти работы были проведены до поновления Сафонова, поскольку в отверстиях для укрепления и на затеках раствора хорошо видны следы краски сафоновской дописи.

Работы по поновлению в Спасо-Преображенском соборе были осуществлены в период 1898-1901 г.г. За этот короткий период вся живопись была полностью переписана клеевыми красками, при этом в целом сохранялся рисунок и иконография. В остальном же древняя роспись оказалась полностью искаженной. В ходе подготовки ей были нанесены значительные повреждения, так как ее промывку осуществляли при помощи щелока, а выравнивание утрат и неровностей грунта производилось крепкой клее-меловой шпаклевкой, которая, уже при осуществлении реставрации, оказалась достаточно сложной в удалении.

Реставрационные работы начались на фресках в 1919 г., когда собор Мирожского монастыря попал в список первоочередных древнерусских памятников. Реставрация фресок собора велась с перерывами на протяжении 1920-х и начала 1930-х г.г., но системные работы в означенный период так и не проводились. Послевоенная реставрация также была незначительной и не внесла заметного изменения в состояние росписи.

Первые комплексные реставрационные работы начались в 1969 г. и продолжались до 1983 г. Работы с самого начала были сориентированы на полное выявление авторской живописи этого ансамбля, которая к моменту начала работ находилась практически под сплошной записью рубежа XIX-XX в.в., и лишь отдельные участки были раскрыты при реставрации 1920-1930-х г.г. Однако реставраторы, начав комплексное раскрытие в барабане собора, сразу же столкнулись с фактом значительных утрат, скрытых записью Сафонова. В результате была выработана концепция сохранения целостности ансамбля, что повлекло за собой преобладание принципа частичного раскрытия, с сохранением записи на участках плохой сохранности.

В 1983 г. реставрация стенописей Мирожского собора, длившаяся более 15 лет, закончилась. Уникальный комплекс фресок XII в., не имеющий себе равных на территории России ни по сохранности, ни по полноте и разнообразию иконографического материала, был раскрыт, приведен в экспозиционный вид и представлен для музейного показа.

В 1988 г. в западном своде появилась очень крупная протечка, распространившаяся только на вставку сафоновского поновления. Проведенное в 1989 году детальное сравнение состояния сохранности живописи с фотофиксацией последней реставрации показало, что на фресках появилось множество новых осыпей, явившихся результатом интенсивного шелушения красочного слоя.

Реставрация фресок Мирожского монастыря ведется и по настоящее время. Новые фрагменты фресок XX в. обнаружили, когда решили заменить в храме оконные и дверные проемы. Были обнаружены деревянные колоды с круглыми отверстиями вместо оконных рам. Именно такими окончины, рассказывают, и были в XII столетии. Стекло тоже круглое. Заменить его могли и слюдой, и даже бычьим пузырем. Таких оконных проемов в храме несколько. В одном сохранились остатки той самой деревянной опалубки. В другом – домонгольский кирпич и фрагменты живописного декора. Все откосы окон сохраняют древнюю штукатурку. Фрески XV-XVI в.в. обнаружили в южном дверном портале. Восемь окон в барабане и три в алтарной части храма были отреставрированы.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря на является действующим по прямому назначению и входит в состав Государственного учреждения культуры - Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 августа 2024

«…Вспомним знаменитого исследователя русской старины И. Э. Грабаря, который писал: по общепринятому мнению, псковское искусство весьма немногим отличается от новгородского и в большей своей части является лишь сколком с последнего. В подтверждение такому взгляду обыкновенно ссылаются на знаменитое положение веча: «На чем старшие задумают, на том и пригороды станут». Этими словами определяется будто бы «главная черта новгородской общинной жизни, в силу которой искусство, а следовательно, и все памятники зодчества Псковской области могут идти подсказом о характеристике целого стиля новгородско-псковской архитектуры». Однако чем больше углубляешься в изучение псковского искусства, тем больше проникаешься убеждением, что оно, при всем своем родстве с новгородским, обнаруживает совершенно определенные, одному ему присущие особенности, и если Псков немало получил от Новгорода, то и, в свою очередь, псковитяне многому поучили новгородцев.

Не надо забывать, что приведенное выше положение исходило от новгородского веча, и в Пскове не слишком обнаруживали склонность подчиняться указке Новгорода. Известно, какую глухую борьбу вели псковичи с новгородскими ставленниками, причем дело доходило до открытого разрыва, как в 1337 году, когда они отказали в суде самому новгородскому владыке, не стали платить ему обычных при его «подъездах» пошлин и выгнали его наместника. Борьба окончилась торжественным признанием со стороны новгородцев бывшего пригорода - Пскова меньшим братом, столь же самостоятельным, как и старший (1347). Уже эта небольшая историческая справка показывает, что не все, исходившее из Новгорода, принималось с безусловной покорностью псковичами, и очень правдоподобно предположить, что и в псковском искусстве не могло быть так уж много покорности и тем более - раболепства, как это иным кажется.

И действительно, сравнивая даже древнейшие из сохранившихся памятников Пскова с новгородскими, мы уже ясно различаем некоторые особенности, ставшие позже типичными для псковского зодчества. Первые воздвигнутые здесь храмы были, как и в Новгороде, несомненно, деревянными; самым же ранним из уцелевших до нас каменных является Спасо-Преображенский собор в Мирожском монастыре на Завеличье. Построенный в 1156 году, он сохранил почти неприкосновенным свой облик внутри, где поновлены только фрески, тогда как снаружи остались только его гладкие простые стены. Первоначального его покрытия, как и древней главы, не сохранилось, так же как, несомненно, позже пристроена к нему и звонница, которой нет еще на изображениях Мирожского монастыря, находящихся на иконах «Печерской Божией Матери» и «Покрова Богородицы», относящихся к 1581 году. На одной из них вместо звонницы стоит какая-то башня, быть может, еще старинная полатная. На Печерской иконе видно, что в это время он был еще покрыт либо по аркам, либо имел с каждого фасада по три фронтончика. Икона «Владычнего Креста» не оставляет уже никакого сомнения в том, что покрытие было фронтонного характера. Само собою, разумеется, что это не решает вопроса о первоначальном покрытии, которое, вероятнее всего, было посводным и поарочным и только в XV и XVI веках стало фронтонным.

Храм этот является первым памятником Новгородско-Псковской области, в котором заметны очень значительные отступления от полученного из Киева византийского типа. Прежде всего бросается в глаза очевидное стремление строителей ограничиться, по возможности, более тесным пространством. Тесниться заставили зимние стужи и сложность конструкции, неизбежная при громадных сооружениях. Эта теснота является с тех пор типичной особенностью псковских храмов. «Псковичи мало заботились о поместительности своих храмов, - замечает один из исследователей, - 4 столба занимали почти половину места; но зато множество церквей искупало этот недостаток». И самый недостаток, благодаря тонкому художественному чутью псковичей, очень скоро был настолько скрашен, что превратился только в новый мотив для их творческой изобретательности. Теснота вызвала новые пропорции и породила характерную для Пскова приземистость.

Вместо величественных и торжественных новгородских храмов здесь создан был тип прелестной каменной церковки, пусть небольшой и тесной, но ведь их так много, - на каждом перекрестке по одной. Широкому размаху новгородцев, державших в страхе весь Север, тягавшихся с Москвой и падких до большой политики, подобали их могучие храмы. Псковичи не пускались в далекие приключения, и с них было довольно забот по защите своей земли от теснивших их немцев. Всему их складу отвечали и их уютные, славные церкви. Боковые восточные полукружия, как занимающие непроизводительно большое место, они в Мирожском соборе понизили настолько, что высота их далеко не доходит и до половины среднего. В Новгороде понижение боковых апсид мы видим только около ста лет спустя. Кроме того, арки, несущие купол, или так называемые «подпружные», опираются здесь не прямо на стены, а на особые вросшие в них консоли.

Но наиболее существенной его особенностью является сжатие всей алтарной части, вызванное все тем же стремлением уместиться в тесных рамках. Сравнивая план Спасо-Мирожского собора с другими современными ему храмами Новгорода, прежде всего замечаешь разницу в восточной части его плана, сжатой и как бы сдавленной. Эта сдавленность с востока привела к уничтожению на его северном и южном фасадах ближайшего к алтарю деления, и таких делений получилось вместо трех только два. Получился тот странный кривобокий фасад, асимметричный вид которого заставил несколько позже новгородцев вернуться к прежнему трехчастному делению, введя снова его восточную долю, хотя и значительно суженную, как мы видели в Благовещении на Мячине и в Георгии в Старой Ладоге.

Впрочем, в своем первоначальном виде Мирожский собор был, несомненно, гораздо симметричнее. Построенный в виде равноконечного креста, он сохранил до сих пор облик этого креста, и все четыре конца последнего можно проследить доверху. Пространство, занимаемое крестом, имело уже с самого начала два этажа, тогда как все четыре угла храма, как бы дополняющие крест плана до формы четырехугольника, - обе боковые апсиды и углы северо-западный и юго-западный - были низкими, одноэтажными. Крайние апсиды такими и остались, а над западными углами были позже возведены хоры, сделавшие всю западную часть двухэтажной и давшие храму его нынешнюю кривобокость…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 418-419


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 марта 2025

«…Мийэ («Греческая школа византийской архитектуры», 1916) предложил классификацию крестовокупольных построек, в которой особое место уделено крестовокупольным зданиям угловыми помещениями, отделенными от ветвей креста глухими стенами, и куполом, опирающимся не на четыре свободно стоящих столба или колонны, а на глухие стены. В этих стенах могли быть дверные проемы, ведущие в угловые помещения. По мере увеличения этих проемов намечался переход к другому варианту крестово-купольного типа, по выражению Мийэ, «со вписанным крестом». Классификация Мийэ отличается некоторой непоследовательностью и сбивчивостью, так как могли быть случаи, не предусмотренные ею, а именно, когда в архитектурном типе «со вписанным крестом» имелись угловые помещения, но отделенные стенками от концов креста. Именно таков собор Мирожского монастыря в Пскове, сооруженный до 1156 года. Подобный архитектурный тип встречается в русском зодчестве очень редко, но нельзя сказать, что Мирожский собор стоит изолированно среди других памятников русской архитектуры. Так, например, фундаменты церкви Климента в Старой Ладоге, сверстницы Мирожского собора, обнаруживают совершенно тот же архитектурный тип. Известное сходство с этими двумя памятниками русского зодчества можно отметить и в некоторых других постройках ХІІ века.

В литературе по истории русской архитектуры был высказан взгляд, что эта группа памятников происходит из малоазийской архитектуры. Основанием для такого предположения послужило то обстоятельство, что в русской архитектуре предшествующего времени, а также в архитектуре Константинополя подобные постройки неизвестны.

Мнение о малоазийском происхождении архитектурного типа собора Мирожского монастыря разделялось многими исследователями. При этом указывалось на некоторое сходство его плана с планами отдельных зданий Херсонеса, известных только по раскопкам. Не так давно Барсамов, раскопавший церковь в Коктебеле (Восточный Крым), отметил своей работе близость ее к Мирожскому собору. Коктебель входил в состав русского Тмутараканского княжества, центр которого находился недалеко от Керчи, на кавказском берегу пролива. Связь архитектуры Тмутараканского княжества (ХІ век) с архитектурой Чернигова, несомненно, могла иметь место.

В архитектуре Малой Азии средневизантийского времени неизвестны памятники, выстроенные в том же типе, что и Мирожский собор. Там есть постройки, сооруженные в типе «обнаженного креста» (по терминологии Мийэ). Так же мало похожи на Мирожский собор и здания в Херсонесе. Зато церковь в Коктебеле, несомненно, имеет к псковскому памятнику прямое отношение.

Следует предположить, что архитектурный тип собора Мирожского монастыря в Пскове, не встречающийся в русской архитектуре предшествующего времени, имеет болгарское происхождение. Это подтверждается, например, пирамидальностью его наружных архитектурных масс, свойственной зодчеству славян. Весьма возможно, что связующим звеном между архитектурой Болгарии и древнерусским зодчеством в данном случае была архитектура Тмутараканского княжества, на что указывает церковь в Коктебеле. Последнюю необходимо сравнить с церковью Иоанна в Керчи, имеющей с ней некоторые точки соприкосновения…»

Источник: Архитектурное наследство: сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры. [Вып.] 2 / под ред. Н. Брунова [и др.]. — Москва: Стройиздат, 1951-1952. Стр. 27-28

Архитектурное наследство Текст : сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры Вып. 2 - под ред. Н. Брунова [и др.] - Cистема онлайн-просмотра


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 мая 2025

«…Древнейшим памятником псковского зодчества, сохранившимся до нашего времени, является собор Мирожского монастыря, выстроенный в середине ХІІ в. Против Пскова, на противоположном берегу реки Великой, расположены два форпоста города: C юга - Мирожский монастырь, с севера - Ивановский монастырь, соборы которых, дошедшие до нас, имели значение крепостных сооружений. По своей архитектуре оба собора родственны церкви Спаса на Нередице, хотя отличаются от нее по архитектурному типу.

Собор Мирожского монастыря, несколько более строгий по своей архитектуре, имел первоначально позакомарное покрытие и представлял собой крестообразный объем, угловые части которого были заняты с запада низкими помещениями, предназначенными, вероятно, для хранения ценного имущества, и с востока - такими же низкими боковыми апсидами, отделенными стенами от главной части внутреннего пространства. Вследствие этого здание не имеет внутренних столбов, хотя оно и представляет собой, по существу, разновидность четырехстолпного крестовокупольного типа; только его угловые помещения отделены глухими стенами.

Собор Мирожского монастыря отличается большой собранностью архитектурных масс, имевших первоначально пирамидальный характер, монументальностью и предельной простотой архитектурного убранства. В нем сохранились фресковые росписи, близкие к росписям нередицкой церкви.

Еще в ХІІ в. западные угловые помещения были надстроены, и в них устроили каморки для хранения ценного имущества, что характерно для торгового города. Позднее на одну из стен была поставлена небольшая звонница псковского типа, смягчающая суровый облик здания и выделяющая его северный фасад, обращенный к главному въезду в монастырь…»

Источник: Безсонов С.В. (гл. ред.), Брунов Н.И., Власюк А.И., Каплун А.И., Кипарисова А.А., Максимов П.Н., Чиняков А.Г., «История русской архитектуры», Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, Москва, 1956, стр. 42-43

История русской архитектуры. Брунов Н.И. и др. 1956 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch



Комментарии и обсуждение


Выстроен из плинфы и камня до 1156г.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.