ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня.


Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня
Собор. Не действует.  
Престолы:Преображения Господня
Архитектурный стиль:Византийский (подробнее >>)
Год постройки:приблизительно не ранее 1156.
Адрес:
Псковская область, г. Псков, Мирожская наб., д. 2

Координаты: 57.806377, 28.329354
Входит в коллекцию:Домонгольские храмы Древней Руси





Сортировка:

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Вид с востока<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 мая 2023
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
20 октября 2020
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Altaets
20 октября 2020
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
МОРПЕХ879
7 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Игорь Герасимов
5 января 2015
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 ноября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Южный фасад Перображенского храма<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Южный фасад Перображенского храма
Eustoma
16 февраля 2012
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Западный фасад Преображенского храма<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Западный фасад Преображенского храма
Eustoma
16 февраля 2012
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Valensienne
20 февраля 2011
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Дарья Серебрякова
2 октября 2010
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
30 октября 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Спасо-Преображенский собор вид с З<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Спасо-Преображенский собор вид с З
Олег Гусаров
2 мая 2005
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Спасо-Пребраженский собор. Вид с С<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Спасо-Пребраженский собор. Вид с С
Олег Гусаров
2 мая 2005
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
сентябрь 2002
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Купол главного объема церкви<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Купол главного объема церкви
Гранковский Владимир
27 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Элементы  кладки XII в.<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Элементы кладки XII в.
Гранковский Владимир
27 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Звонница храма в ожидании возвращения колоколов<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Звонница храма в ожидании возвращения колоколов
Гранковский Владимир
27 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Апсида церкви<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Апсида церкви
Гранковский Владимир
27 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
anna
7 октября 2007
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 июня 2006
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Георгий Маслик
10 октября 2021
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Алтарная часть храма<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Алтарная часть храма
Гранковский Владимир
27 мая 2016
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
27 сентября 2015
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
oldboy
4 октября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Музейные экспонаты в интерьере<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Музейные экспонаты в интерьере
oldboy
4 октября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
oldboy
4 октября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2014
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фрески 12 в. в интерьере Преображенского храма<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фрески 12 в. в интерьере Преображенского храма
Eustoma
16 февраля 2012
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, , Псков, Псков, город, Псковская область
ВераТ
9 июля 2009
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Мирожский монастырь.Табличка на Преображенской церкви<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Мирожский монастырь.Табличка на Преображенской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2006
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1942
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Почтовая открытка нач. ХХ века.<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Почтовая открытка нач. ХХ века.
Алексей Кротов
1 июля 1914
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Звонница, 1914 год. Фото М. Герасимова<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Звонница, 1914 год. Фото М. Герасимова
Сергей Ковров
1 июня 1914
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, 1888—1890 год.Автор:И.Ф. Барщевский. с сайта https://pastvu.com/p/327765<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
1888—1890 год.Автор:И.Ф. Барщевский. с сайта https://pastvu.com/p/327765
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1890
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Иконостас Спасо-Преображенского собора<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Иконостас Спасо-Преображенского собора
Алексей Кротов
01.07.1880 - 01.07.1889
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря
Алексей Кротов
01.07.1880 - 01.07.1899
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фотография Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фотография Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря
Алексей Кротов
01.07.1880 - 01.07.1889
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Восточный фасад, фотография 1910-х годов. Открытка 1922 года из личного собрания.<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Восточный фасад, фотография 1910-х годов. Открытка 1922 года из личного собрания.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Малышев
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Преображения Господня, Фотоснимок с дореволюционной фотографии.<br>, Псков, Псков, город, Псковская область
Фотоснимок с дореволюционной фотографии.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 марта 2015

Самый древний сохранившийся храм Пскова - Спасский собор Мирожского монастыря был возведён в 1156 г. по велению и на средства новгородского епископа Нифонта, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип,выстроенный в греко-византийском стиле . Монастырь появился либо одновременно с собором, либо совсем незадолго до начала его строительства. Мирожский монастырь, занимавший пойму реки Мирожи и часть берега реки Великой, стал одним из главных культурных центров Пскова, здесь размещалась богатая библиотека, мастерская переписчиков, здесь же какое-то время велась псковская летопись. Сложенный из местного плитняка Спасский собор был крестообразным в плане. Центральный объем здания имеет форму равноконечного креста, западно, северное и южное окончания его прямоугольные, а восточное завершается полукруглой апсидой, по бокам имеются две малые апсиды. Позднее храм был несколько перестроен, но в целом сохранил свои первоначальные формы. В XV-XVI вв. к собору пристроили звонницу. Храм украсили уникальные фрески, сохранившиеся до нашего времени в очень хорошем состоянии. Это «Спас на престоле» (в центральной апсиде) и «Тайная вечеря», в алтарном своде размещена композиция «Преображение», а одной из самых красивых фресок собора стала сцена «Благовещение», сложная по композиции сцена «Страшного суда», уникальная по исполнению фреска изображающая «Положение во гроб». Фрески Спасо-Мирожского монастыря – один из ценнейших памятников древнерусской живописи, они находятся под особым покровительством ЮНЕСКО.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  21 декабря 2017

Единственное летописное свидетельство о начальной истории Спасо-Преображенского собора ("Новгородская первая летопись") выглядит так: "В лето 6664 (1156)... Тои же весне преставися архиепископ Нифонт, априля в 21... О сем бы разумети комуждо нас: которыи епископ тако украси святую Софию, притворы испьса, кивот створи и всю извъну украси, Пльскове святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе святого Климента..." Таким образом, мирожский собор был построен не позднее 1156 года. Заметим, что в летописи говорится только о храме, монастырь же не упомянут. Большинство учёных сходится на том, что обитель на берегу реки Великой основали чуть раньше, в первой половине ХII столетия.

Исходные данные, базирующиеся на исследованиях этой церкви, таковы: собор поставили без фундамента, прямо на скале на высоком берегу Великой, по необходимости выровняв эту скалу. Поставили, согласно первоначальной задумке автора церкви, в виде классического крестово-купольного храма, соответствующего византийским образцам, с интерьером, представлявшим собой пространственный крест; пониженные западные компартименты и боковые части алтаря (жертвенник и дьяконник), столь же пониженные относительно центральной части, при этом оставались замкнутыми помещениями. Но - вот главная загадка! - когда на внутренних стенах уже выполнили разметку росписей, проект неожиданно "доработали": западные боковые камеры надстроили практически до высоты рукавов "креста", устроив во втором ярусе палатки; после этого классический византийский "крест" превратился в кубический объём со сдвинутой к востоку главой. Заказчиком Спасо-Преображенского собора, утверждавшим первоначальный проект, являлся епископ Иоанн (Папин), но после его смерти, во второй половине 1140-х годов, этот проект был серьёзно переработан его преемником на Новгородской кафедре святителем Нифонтом; тогда же Мирожский монастырь, украсившийся столь выдающимся храмом, получил статус владычного - отныне в обители всегда останавливались приезжавшие в Псков новгородские архиреи. При этом назначение образовавшихся палаток второго яруса, соединённых деревянным настилом (своеобразные хоры), куда подняться можно было только по приставной лестнице, остаётся не вполне ясным - в отличие от нижних компартиментов, где, судя по некоторым особенностям этих камер, устроили приделы. Одна из версий: в юго-западной, хорошо освещённой, палатке второго яруса обитал монах-книжник, занимавшийся "писательской" работой. К слову, псковский филолог и краевед Л. А. Творогов утверждал, что единственный дошедший до нашего времени список "Слова о полку Игореве" происходил как раз из Мирожского монастыря. Вскоре после завершения строительства Спасо-Преображенского собора храм был расписан. Доказано, что мастера работали с лесов, оставшихся от строителей, - обычно период от завершения строительства до росписей составлял два года, в которые здание "просыхало". Фундаментальная программа росписей Мирожского собора, в ХХ веке принесших ему всемирную известность, - совершенно точно творение архиепископа Новгородского Нифонта, грека родом, питомца Киево-Печёрского монастыря, одного из самых образованных людей тогдашней эпохи. Цель программы - это утверждение света Христовой веры в полуязыческом краю, каким тогда ещё оставалась Псковская земля.

Спасо-Преображенский собор видел в своей жизни многое - моровые поветрия, пожары, нашествия иноземных захватчиков, военные триумфы псковичей. С течением времени он сильно менял свой лик. Загадочная перестройка, осуществлённая на заключительной стадии строительства храма, была первой, но далеко не последней - специалисты насчитывают девять таких реконструкций. Иные из них оказались серьёзнейшими. Одна из таких перестроек состоялась в ХVI веке, когда Псков подвергся настойчивому "московскому влиянию". В 1510 году великий князь Московский Василий III упразднил Псковскую республику, насчитывавшую к тому времени по меньшей мере полувековую историю, и окончательно присоединил Псков к Москве, запретив вече, выслав из города бояр и богатых купцов и посадив в Пскове своих наместников с неограниченными полномочиями. В ближайшие десятилетия после этого многие псковские храмы оказались перестроены по московским образцам. Впрочем, в монастырях этот процесс шёл не столь активно - просто рядом с древними церквями появлялись целые новые ансамбли - разумеется, возведённые по московским лекалам. То же самое случилось и в Мирожской обители - с юга, на высоком берегу Великой, выросли новые постройки, фундаменты которых были обнаружены при археологических раскопках. Несколько изменился и Спасо-Преображенский собор. Разобрали небольшой притвор, примыкавший к западному фасаду и возвели новый, во всю ширину храма, с перспективным порталом посередине. Завершения фасадов, бывшие ранее позакомарными, превратились в пощипцовые. Оригинальная шлемовидная глава (кстати, сохранившаяся под нынешним куполом) была заменена "московской" луковичной, её покрыли керамическим лемехом. С севера и юга в церковь прорубили дополнительные двери, снабжённые перспективными порталами. Одновременно собор "приподняли" - в среднем на полметра: на такую высоту поднялись пол в притворе, пол в самом храме (где появилась солея), подросла центральная апсида. Соответственно пришлось растёсывать вверх арочные дверные проёмы и жертвенник и дьяконник и менять систему окон. Перестройке подверглись и верхние угловые палатки - в юго-западном отныне находилось хранилище. Тогда же в соборе поставили высокий иконостас, практически закрывший алтарное пространство. И самое главное! - как утверждают исследователи, именно в процессе реконструкции середины ХVI столетия оказались забелены уникальные фрески, к тому времени сильно повреждённые.

После масштабной перестройки Спасо-Преображенский собор в цветущем состоянии оставался недолго. На заключительном этапе Ливонской войны, летом 1581 года, монастырь сильно пострадал во время обстрела. В результате был разрушен только что выстроенный южный монастырский комплекс, пострадала колокольня, досталось и южному фасаду соборного храма, его главе и кровле. Между прочим, два каменных ядра до сих пор находятся в стене и сводах собора. После военных разрушений, как установили исследователи, соборный храм не ремонтировался около полувека. Это и понятно. Страна - особенно западная её часть - с трудом оправлялась от перенесённых бедствий. Мирное строительство началось здесь только в 1620-1630-е годы. Тогда и был отремонтирован и вновь переустроен собор Мирожского монастыря. Первейшую задачу для строителей, по всей вероятности, представляло исправление кровли и главы, а также залатывание южной стены, испорченной ядрами. Южный входной портал заложили. С севера к собору пристроили скромную двухпролётную звонницу, заменившую монастырскую звонницу. Чуть позже пощипцовую кровлю притвора, повторявшую очертания фасадных завершений, заменили двухскатной крышей-фронтоном, уже в ХVIII столетии превратившейся в односкатную, - она закрыла собой большую часть западного фасада. Пощипцовое покрытие собора тоже было заменено - четырёхскатной кровлей, скрывшей часть барабана. Примерно в таком виде храм сохранился до нашего времени; его "основа" ХII столетия оказалась спрятана под позднейшими пристройками - по "принципу матрёшки". Наименее искажённым выглядит восточный фасад, открывающийся наблюдателю с противоположного берега реки Великой.

Собор, ветшавший со временем, периодически ремонтировали, но эти ремонты ограничивались подмазкой стен, поправлением покосившейся главы, починкой окон и.т.п. В 1858 году, при "отнятии" иконостаса от восточной стены в ходе подготовки к празднованию 700-летия монастыря, были обнаружены алтарные росписи. В 1889 году под руководством академика В. В. Суслова началась расчистка, исследование и реставрация фрескового ансамбля. В последние 120 лет в соборе работали крупнейшие исследователи, историки, искусствоведы. Научными изысканиями в советские времена заниматься было удобно, так как обитель тогда превратилась в "музейную территорию" - монахов из монастыря после революции изгнали, а все древние иконы и священные для Церкви предметы изъяли и переместили в хранилище Псковского музея.

Возрождение монашеской жизни в Мирожской обители началось лишь в 1994 году, однако Спасо-Преображенский собор по сию пору остаётся в ведении музея. Спасо-Преображенский собор представляет собой классический византийский одноглавый крестово-купольный храм. Этот тип формировался в Византии в V-VIII веках и стал господствующим в IХ столетии, после чего был усвоен на всём православном Востоке. Впрочем, одного классического элемента этот собор всё-таки лишён, а именно - четырёх столпов, на которые обычно опираются барабан с куполом; в данном случае последний поставлен прямо на стены. В остальном же - всё сделано по византийским рекомендациям. В основе мирожского собора лежит равноконечный крест, вершиной которого является центральная апсида, поднятая на высоту трансептов. Боковые апсиды существенно понижены относительно неё; так же первоначально были устроены и западные компартименты, в результате чего собор смотрелся правильным пространственным крестом. Но смотрелся недолго - надстройка этих компартиментов нарушила симметрию, превратив здание в куб и сдвинув на восток главу. Возведённый в середине ХII столетия собор Мирожского монастыря, совершенно новаторский в то время для Псковской земли, на ближайшие столетия во многом задал параметры псковского храмового зодчества. В частности, прямой "репликой" этого храма смотрится Богородице-Рождественский собор подгородной Снетогорской обители, построенный в начале ХIV века.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №94, 2014 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 сентября 2020

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря является самой древней постройкой, сохранившейся на территории Пскова и его окрестностей. Храм был построен в период между 1137 и 1143 г.г., когда в Новгороде прекратилось каменное строительство. В Пскове при этом были возведены два каменных храма – соборы Мирожского и Ивановского монастырей.

Согласно последним исследованиям, фресковые росписи собора Мирожского монастыря создавались одновременно с возведением храма, их можно датировать периодом около 1140 г. Фрески просуществовали без серьезных поновлений, видимо, до XVII столетия, когда они были забелены. Об их существовании стало известно лишь в 1856 г., когда в ходе ремонта собора, приуроченного к его семисотлетию, под обвалившимися участками побелки открылись фрагменты фресок. Их изучение и реставрация начались в 1889 г. и длились до 1894 г.

За этот период они были раскрыты, а также в большом объеме скалькированы. Тогда же, вероятно, был проведены работы по частичному укреплению кладки и грунта живописи, которое проводилось цементом. Сведения об этих работах пока не обнаружены, но при визуальном обследовании росписей были выявлены многочисленные мелкие отверстия от заливок и затеки цементного раствора, отличающегося высочайшей прочностью. Важно отметить, что эти работы были проведены до поновления Сафонова, поскольку в отверстиях для укрепления и на затеках раствора хорошо видны следы краски сафоновской дописи.

Работы по поновлению в Спасо-Преображенском соборе были осуществлены в период 1898-1901 г.г. За этот короткий период вся живопись была полностью переписана клеевыми красками, при этом в целом сохранялся рисунок и иконография. В остальном же древняя роспись оказалась полностью искаженной. В ходе подготовки ей были нанесены значительные повреждения, так как ее промывку осуществляли при помощи щелока, а выравнивание утрат и неровностей грунта производилось крепкой клее-меловой шпаклевкой, которая, уже при осуществлении реставрации, оказалась достаточно сложной в удалении.

Реставрационные работы начались на фресках в 1919 г., когда собор Мирожского монастыря попал в список первоочередных древнерусских памятников. Реставрация фресок собора велась с перерывами на протяжении 1920-х и начала 1930-х г.г., но системные работы в означенный период так и не проводились. Послевоенная реставрация также была незначительной и не внесла заметного изменения в состояние росписи.

Первые комплексные реставрационные работы начались в 1969 г. и продолжались до 1983 г. Работы с самого начала были сориентированы на полное выявление авторской живописи этого ансамбля, которая к моменту начала работ находилась практически под сплошной записью рубежа XIX-XX в.в., и лишь отдельные участки были раскрыты при реставрации 1920-1930-х г.г. Однако реставраторы, начав комплексное раскрытие в барабане собора, сразу же столкнулись с фактом значительных утрат, скрытых записью Сафонова. В результате была выработана концепция сохранения целостности ансамбля, что повлекло за собой преобладание принципа частичного раскрытия, с сохранением записи на участках плохой сохранности.

В 1983 г. реставрация стенописей Мирожского собора, длившаяся более 15 лет, закончилась. Уникальный комплекс фресок XII в., не имеющий себе равных на территории России ни по сохранности, ни по полноте и разнообразию иконографического материала, был раскрыт, приведен в экспозиционный вид и представлен для музейного показа.

В 1988 г. в западном своде появилась очень крупная протечка, распространившаяся только на вставку сафоновского поновления. Проведенное в 1989 году детальное сравнение состояния сохранности живописи с фотофиксацией последней реставрации показало, что на фресках появилось множество новых осыпей, явившихся результатом интенсивного шелушения красочного слоя.

Реставрация фресок Мирожского монастыря ведется и по настоящее время. Новые фрагменты фресок XX в. обнаружили, когда решили заменить в храме оконные и дверные проемы. Были обнаружены деревянные колоды с круглыми отверстиями вместо оконных рам. Именно такими окончины, рассказывают, и были в XII столетии. Стекло тоже круглое. Заменить его могли и слюдой, и даже бычьим пузырем. Таких оконных проемов в храме несколько. В одном сохранились остатки той самой деревянной опалубки. В другом – домонгольский кирпич и фрагменты живописного декора. Все откосы окон сохраняют древнюю штукатурку. Фрески XV-XVI в.в. обнаружили в южном дверном портале. Восемь окон в барабане и три в алтарной части храма были отреставрированы.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря на является действующим по прямому назначению и входит в состав Государственного учреждения культуры - Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 августа 2024

«…Вспомним знаменитого исследователя русской старины И. Э. Грабаря, который писал: по общепринятому мнению, псковское искусство весьма немногим отличается от новгородского и в большей своей части является лишь сколком с последнего. В подтверждение такому взгляду обыкновенно ссылаются на знаменитое положение веча: «На чем старшие задумают, на том и пригороды станут». Этими словами определяется будто бы «главная черта новгородской общинной жизни, в силу которой искусство, а следовательно, и все памятники зодчества Псковской области могут идти подсказом о характеристике целого стиля новгородско-псковской архитектуры». Однако чем больше углубляешься в изучение псковского искусства, тем больше проникаешься убеждением, что оно, при всем своем родстве с новгородским, обнаруживает совершенно определенные, одному ему присущие особенности, и если Псков немало получил от Новгорода, то и, в свою очередь, псковитяне многому поучили новгородцев.

Не надо забывать, что приведенное выше положение исходило от новгородского веча, и в Пскове не слишком обнаруживали склонность подчиняться указке Новгорода. Известно, какую глухую борьбу вели псковичи с новгородскими ставленниками, причем дело доходило до открытого разрыва, как в 1337 году, когда они отказали в суде самому новгородскому владыке, не стали платить ему обычных при его «подъездах» пошлин и выгнали его наместника. Борьба окончилась торжественным признанием со стороны новгородцев бывшего пригорода - Пскова меньшим братом, столь же самостоятельным, как и старший (1347). Уже эта небольшая историческая справка показывает, что не все, исходившее из Новгорода, принималось с безусловной покорностью псковичами, и очень правдоподобно предположить, что и в псковском искусстве не могло быть так уж много покорности и тем более - раболепства, как это иным кажется.

И действительно, сравнивая даже древнейшие из сохранившихся памятников Пскова с новгородскими, мы уже ясно различаем некоторые особенности, ставшие позже типичными для псковского зодчества. Первые воздвигнутые здесь храмы были, как и в Новгороде, несомненно, деревянными; самым же ранним из уцелевших до нас каменных является Спасо-Преображенский собор в Мирожском монастыре на Завеличье. Построенный в 1156 году, он сохранил почти неприкосновенным свой облик внутри, где поновлены только фрески, тогда как снаружи остались только его гладкие простые стены. Первоначального его покрытия, как и древней главы, не сохранилось, так же как, несомненно, позже пристроена к нему и звонница, которой нет еще на изображениях Мирожского монастыря, находящихся на иконах «Печерской Божией Матери» и «Покрова Богородицы», относящихся к 1581 году. На одной из них вместо звонницы стоит какая-то башня, быть может, еще старинная полатная. На Печерской иконе видно, что в это время он был еще покрыт либо по аркам, либо имел с каждого фасада по три фронтончика. Икона «Владычнего Креста» не оставляет уже никакого сомнения в том, что покрытие было фронтонного характера. Само собою, разумеется, что это не решает вопроса о первоначальном покрытии, которое, вероятнее всего, было посводным и поарочным и только в XV и XVI веках стало фронтонным.

Храм этот является первым памятником Новгородско-Псковской области, в котором заметны очень значительные отступления от полученного из Киева византийского типа. Прежде всего бросается в глаза очевидное стремление строителей ограничиться, по возможности, более тесным пространством. Тесниться заставили зимние стужи и сложность конструкции, неизбежная при громадных сооружениях. Эта теснота является с тех пор типичной особенностью псковских храмов. «Псковичи мало заботились о поместительности своих храмов, - замечает один из исследователей, - 4 столба занимали почти половину места; но зато множество церквей искупало этот недостаток». И самый недостаток, благодаря тонкому художественному чутью псковичей, очень скоро был настолько скрашен, что превратился только в новый мотив для их творческой изобретательности. Теснота вызвала новые пропорции и породила характерную для Пскова приземистость.

Вместо величественных и торжественных новгородских храмов здесь создан был тип прелестной каменной церковки, пусть небольшой и тесной, но ведь их так много, - на каждом перекрестке по одной. Широкому размаху новгородцев, державших в страхе весь Север, тягавшихся с Москвой и падких до большой политики, подобали их могучие храмы. Псковичи не пускались в далекие приключения, и с них было довольно забот по защите своей земли от теснивших их немцев. Всему их складу отвечали и их уютные, славные церкви. Боковые восточные полукружия, как занимающие непроизводительно большое место, они в Мирожском соборе понизили настолько, что высота их далеко не доходит и до половины среднего. В Новгороде понижение боковых апсид мы видим только около ста лет спустя. Кроме того, арки, несущие купол, или так называемые «подпружные», опираются здесь не прямо на стены, а на особые вросшие в них консоли.

Но наиболее существенной его особенностью является сжатие всей алтарной части, вызванное все тем же стремлением уместиться в тесных рамках. Сравнивая план Спасо-Мирожского собора с другими современными ему храмами Новгорода, прежде всего замечаешь разницу в восточной части его плана, сжатой и как бы сдавленной. Эта сдавленность с востока привела к уничтожению на его северном и южном фасадах ближайшего к алтарю деления, и таких делений получилось вместо трех только два. Получился тот странный кривобокий фасад, асимметричный вид которого заставил несколько позже новгородцев вернуться к прежнему трехчастному делению, введя снова его восточную долю, хотя и значительно суженную, как мы видели в Благовещении на Мячине и в Георгии в Старой Ладоге.

Впрочем, в своем первоначальном виде Мирожский собор был, несомненно, гораздо симметричнее. Построенный в виде равноконечного креста, он сохранил до сих пор облик этого креста, и все четыре конца последнего можно проследить доверху. Пространство, занимаемое крестом, имело уже с самого начала два этажа, тогда как все четыре угла храма, как бы дополняющие крест плана до формы четырехугольника, - обе боковые апсиды и углы северо-западный и юго-западный - были низкими, одноэтажными. Крайние апсиды такими и остались, а над западными углами были позже возведены хоры, сделавшие всю западную часть двухэтажной и давшие храму его нынешнюю кривобокость…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 418-419


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 марта 2025

«…Мийэ («Греческая школа византийской архитектуры», 1916) предложил классификацию крестовокупольных построек, в которой особое место уделено крестовокупольным зданиям угловыми помещениями, отделенными от ветвей креста глухими стенами, и куполом, опирающимся не на четыре свободно стоящих столба или колонны, а на глухие стены. В этих стенах могли быть дверные проемы, ведущие в угловые помещения. По мере увеличения этих проемов намечался переход к другому варианту крестово-купольного типа, по выражению Мийэ, «со вписанным крестом». Классификация Мийэ отличается некоторой непоследовательностью и сбивчивостью, так как могли быть случаи, не предусмотренные ею, а именно, когда в архитектурном типе «со вписанным крестом» имелись угловые помещения, но отделенные стенками от концов креста. Именно таков собор Мирожского монастыря в Пскове, сооруженный до 1156 года. Подобный архитектурный тип встречается в русском зодчестве очень редко, но нельзя сказать, что Мирожский собор стоит изолированно среди других памятников русской архитектуры. Так, например, фундаменты церкви Климента в Старой Ладоге, сверстницы Мирожского собора, обнаруживают совершенно тот же архитектурный тип. Известное сходство с этими двумя памятниками русского зодчества можно отметить и в некоторых других постройках ХІІ века.

В литературе по истории русской архитектуры был высказан взгляд, что эта группа памятников происходит из малоазийской архитектуры. Основанием для такого предположения послужило то обстоятельство, что в русской архитектуре предшествующего времени, а также в архитектуре Константинополя подобные постройки неизвестны.

Мнение о малоазийском происхождении архитектурного типа собора Мирожского монастыря разделялось многими исследователями. При этом указывалось на некоторое сходство его плана с планами отдельных зданий Херсонеса, известных только по раскопкам. Не так давно Барсамов, раскопавший церковь в Коктебеле (Восточный Крым), отметил своей работе близость ее к Мирожскому собору. Коктебель входил в состав русского Тмутараканского княжества, центр которого находился недалеко от Керчи, на кавказском берегу пролива. Связь архитектуры Тмутараканского княжества (ХІ век) с архитектурой Чернигова, несомненно, могла иметь место.

В архитектуре Малой Азии средневизантийского времени неизвестны памятники, выстроенные в том же типе, что и Мирожский собор. Там есть постройки, сооруженные в типе «обнаженного креста» (по терминологии Мийэ). Так же мало похожи на Мирожский собор и здания в Херсонесе. Зато церковь в Коктебеле, несомненно, имеет к псковскому памятнику прямое отношение.

Следует предположить, что архитектурный тип собора Мирожского монастыря в Пскове, не встречающийся в русской архитектуре предшествующего времени, имеет болгарское происхождение. Это подтверждается, например, пирамидальностью его наружных архитектурных масс, свойственной зодчеству славян. Весьма возможно, что связующим звеном между архитектурой Болгарии и древнерусским зодчеством в данном случае была архитектура Тмутараканского княжества, на что указывает церковь в Коктебеле. Последнюю необходимо сравнить с церковью Иоанна в Керчи, имеющей с ней некоторые точки соприкосновения…»

Источник: Архитектурное наследство: сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры. [Вып.] 2 / под ред. Н. Брунова [и др.]. — Москва: Стройиздат, 1951-1952. Стр. 27-28

Архитектурное наследство Текст : сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры Вып. 2 - под ред. Н. Брунова [и др.] - Cистема онлайн-просмотра



Комментарии и обсуждение


Выстроен из плинфы и камня до 1156г.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.