Впервые церковь Николы «от каменной ограды» Никольского монастыря упоминается в 1431 году. Храм был разрушен во время Ливонской войны 1581-1583 года и восстановлен псковским посадским человеком Василием Колягиным в 1692 году. В XVIII веке с южной стороны к четверику был пристроен придел св. Нила Столбенского. В XIX веке пристройка обветшала, и ее разобрали. О приделе напоминает ниша на южном фасаде – заложенная дверь, которая раньше вела из четверика в придел.
Храм очень маленький, в нем могли молиться только несколько монахов монастыря, несмотря на это строители точно следовали каноническим традициям. Внутренние размеры четверика в плане - 4,31 х 5,77 м. В четверике размещалась также солея с иконостасом. Ниша проема в бывший придел позволяет восстановить первоначальную организацию пространства. План основной части храма был близок к квадрату, освещался тремя окнами, западное окно было расположено выше северного и южного. Алтарная апсида совсем крошечная – диаметром около 2 м, жертвенник и дьяконник размещались в нишах по сторонам апсиды. В апсиде было одно окно, ныне заложено. К четверику примыкал более узкий темный притвор, в котором не было окон, и деревянное крыльцо-паперть. Столпов нет, главу несут два поперечных цилиндрических свода и стоящие на них две небольшие продольные арки. Глава открыта в интерьер. В шее главы только четыре узких окна, ориентированных по сторонам света. Во время утреннего богослужения концентрированный луч из восточного окошка проникает в интерьер и двигается в нем согласно временным интервалам службы. Внешний декор очень прост, но правдиво отражает строение внутреннего пространства в виде лопаток и ползучих арочек, являет символические смыслы Сил Небесных на шее главы. Первоначально храм был покрыт восьмискатной кровлей. Звонница не сохранилась.
В XX веке храм был передан староверской общине. Чтобы приспособить здание к нуждам прихода, была демонтирована остекленная дверь между притвором и храмом, в притворе прорубили довольно большое окно, крыльцо застроили. Над бывшим притвором и крыльцом возвели общую трехгранную крышу, западное окно четверика заложили. Над входом в подцерковье возвели пристройку. Внешний облик чудесного маленького храма был искажен. Но на фасадах сохранились живые поверхности рукотворной штукатурки и незатейливый декор, в интерьере – взлет пространства, в храме звучат молитвы, и душа входящего по-прежнему находит путь к Небу.
Памятник архитектуры XV века. Охраняется государством.