Церковь Козьмы и Дамиана с примостья. 1463 гг. - 19 в. ул. Леона Поземского, 7.
Примостье — место у старого Троицкого моста через Пскову, — венчалось в древности храмами, стоявшими на так называемом «Званницком кресте», т.е. на перекрестке главных улиц Запсковья (одна из которых называлась Званицей — ныне Леона Поземского). Вначале здесь стоял деревянный храм, сгоревший в 1462 г. Затем на его месте появился каменный храм во имя святых врачей бессеребряников и кузнецов Козьмы и Дамиана — по заказу князя Владимира Андреевича и посадника Зиновия Михайловича и при участии всех «суседий Богоявленского конца». В 1507 г. в одном из приделов взорвался порох.
Храм и его окружение восстанавливалось и перестраивалось, сохранив до нашего времени масштаб кончанского ансамбля, важнейшего на Запсковье. Крупный, одноглавый, трехапсидный храм с восьмискатным покрытием. Южный придел Св. Саввы (1640 г.), северный — Св. Митрофания Воронежского (1833 г.). Интерьер четырехстолпный, с пониженными подпружными арками. С восточной стороны удивительны две прямоугольные апсиды, примыкающие к центральной, полукруглой (такой вариант есть только в церкви Успения Богородицы в Мелётове, 1461 г.). Интересно также использование пяти декоративных арочек на апсиде вместо традиционных четырех. Остальные украшения («поребрик — бегунок — поребрик») — типичны для Пскова.
Комплекс Примостья включает в себя массивный объем с юга — палату на подклете, поставленную на углу перекрестка и делившую людской поток: налево — по улице Званице, направо — по Козьмодемьянской. Во втором этаже палаты помещалась чудная двустолпная церковь: небольшой квадратный храмик перекрыт системой коробовых сводов. В этом оригинальном интерьере по новизне и необычности ощущения приближающемся к монастырским трапезным, алтарь архитектурно не выделен и отмечался только иконостасом. «Ни в одной звоннице Псковской земли признаков культовых помещений не обнаружено!» (Вл. В. Седов) Сама церковь служила основанием для огромной, многопролетной звонницы, ныне утраченной, — к великому сожалению: ибо ее сквозные легкие пролеты, контрастируя с тяжелой массой нижних этажей, создавали необходимый художественный эффект.
Ворота буя Козьмодемьянской церкви, дошедшие до нас не вполне в первоначальном виде, по–псковски колоритны. В целом «церковь с палаткой под звонницу, оградой, воротами — образует один из лучших ансамблей города, сопоставимый через Пскову с Кромом» (А.И. Комеч). Приходится сожалеть, что этот импозантный, масштабный по замыслу и исполнению культовый центр Запсковья до сих пор используется не по назначению.
Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова»