Древний Псков, впервые упомянутый в летописях под 903 годом ("Повесть временных лет": "В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу"), именно как город начался с Троицкого собора, оттого-то Домом Святой Троицы всегда называли не только главный городской храм, но и сам Псков. Больше Троицких храмов на Руси до ХIV столетия не было, он являлся единственным в своём роде, уникальным. Уникальность эта сообщалась и пограничному Пскову, вопреки всем объективным условиям выжившему на "семи ветрах", в годы военных интервенций на Русскую землю. Согласно преданию, святая равноапостольная княгиня Ольга в 957 году решила навестить свою родину - село Выбуты, что в 12 километрах от современного Пскова. Передвигаться в те времена предпочитали водными путями - так было удобнее и безопаснее. Плывя по реке Великой, княгиня и её спутники решили сделать остановку напротив мыса у впадения в Великую реки Псковы. Встав на молитву, путешественники узрели чудо - на мыс на их глазах упали три ярких луча. Поражённая Ольга воскликнула: "На месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велики зело и славен будет!" Тогда же здесь был водружён дубовый крест, позже перенесённый в Троицкий собор. В 1609 году он погиб в пожаре, однако в 1623 году изготовили его копию, по сию пору украшающую соборный храм. Всё сбылось по предречённому. Вернувшись в Киев, Ольга отправила на север "много злата и серебра" для строительства Троицкого собора. Вероятнее всего, он появился в ближайшее время после "видения трёх лучей". Мы знаем о нём только, что был он деревянным, и больше ровным счётом ничего.
Нынешнему псковскому Троицкому собору - более трёхсот лет. Он - символ древнего русского города, средоточие его духовной жизни, и в качестве символа этот храм гораздо старше. Ведь у него на этом месте было три предшественника. Новый, четвёртый по счёту, Троицкий собор, уже ни одной четвёртой не напоминавший о классической псковской архитектуре, начали строить на старом же фундаменте в 1682 году - по чертежам, присланным из Москвы, и в полном соответствии со сложившейся к тому времени московской архитектурной традицией. Строительство шло довольно трудно. В первые шесть лет практически закончили здание, но тут случилась трагедия - своды со всей верхней частью обрушились. В 1691 году, стараниями тогдашнего митрополита Иллариона, строительство возобновили, но понадобилось ещё целых восемь лет, прежде чем оно было завершено. Освятили новый собор в 1699 году, хотя строительство ещё продолжалось. Новый соборный храм как бы манифестировал разрыв с архитектурой Псковской республики, ориентируясь на "державное" зодчество, однако кое в чём он своему предшественнику всё-таки наследовал. Высоко вознёсшись стройным пятиглавием над Псковским кромом и всем огромным в то время городом, Троицкий собор по-прежнему неистово устремлялся в небо, чётко обозначая духовную вертикаль тогдашней русской жизни. В знак уважения к древности и заслугам Пскова в нём учредили митрополию, и, таким образом, новый соборный храм ещё до своего освящения стал митрополичьей кафедрой. (Кафедральный статус Троицкий собор получил ещё в своём третьем "варианте", когда в 1589 году из Новгородской епархии выделили отдельную Псковскую епархию). Собственно, первый псковский митрополит Маркелл и инициировал строительные работы.
Троицкий собор часто посещали высокие особы, какие с удовольствием заглядывали в древний Псков. Многие российские самодержцы, начиная с Петра I, молились в Троицком соборе - и Екатерина II, и Павел I (будучи наследником престола), и Николай I, и Александр II, и Николай II... Для последнего Псков явился городом поистине трагическим - именно здесь, на железнодорожной станции, он был вынужден в 1917 году подписать своё отречение от престола. Троицкий собор, оставаясь центром "тишайшей" епархии (как и сам Псков - с 1776 года центром "тишайшей" губернии), занимался своим прямым делом - духовным просвещением местных жителей и служением Богу.
Неспешно шли ремонты и поновления - когда удачные, когда не очень. Случались и беды. В 1770 году во время неосторожного ремонта главы загорелась кровля. И сгорела. К слову, об облике. В целом Троицкий собор к нашему времени сохранил свой первоначальный вид; в частности же - некоторая модернизация всё-таки имела место быть: причём дважды. Первая из них как раз и относится к ремонту 1770 года. Тогда тревогу архирея вызвали трещины, появившиеся из-за неравномерной осадки основного объёма и опоясывающей его галереи. В результате - галереи нижнего этажа заложили кирпичом, после чего укрепили стены контрфорсами. Исследователи по сию пору спорят, насколько целесообразной была реконструкция, ведь после неё соборное здание явно потеряло в "лёгкости", как бы осело на землю, несколько исказив "вертикальную" идею создателей храма. В ходе второго большого ремонта, который пришёлся на рубеж ХIХ-ХХ веков, изменило свой "лик" входное крыльцо - и снова не к лучшему. Видимо, желая сделать подъём в верхний храм более удобным (33 ступени), крыльцо заменили на более пологое. Комфорта богомольцам, несомненно, прибавилось, но вот эхо ХVII века, которым звучало прежнее крыльцо с его крутизной и высокими ступенями, после этого навсегда умолкло. К тому же отныне нижняя площадка нового крыльца буквально упёрлась в крепостную стену, что выглядит не слишком эстетично.
Один из лучших знатоков псковского зодчества Ю.П. Спегальский весьма скуп в своих оценках Троицкого собора. Признавая его "простую и смелую композицию и крупный масштаб, придающие ему внушительность", исследователь тем не менее замечает: "Нет в нём ни уникальности старого собора, единственного в своём роде здания, не похожего ни на какое другое на свете, ни его теснейшей связанности со всей архитектурой средневекового Пскова". Что касается собственно архитектурных особенностей здания, то перечислять их недолго. Перед нами - стройная двухэтажная шестистолпная постройка с основным кубическим четвериком, увенчанным традиционным для московского зодчества ХVII века пятиглавием (оно заметно сдвинуто к востоку относительно центральной точки здания) и опоясанным с трёх сторон высокой галереей, в южном и северном рукавах которой устроены приделы - они обозначены башенками с небольшими главками. На второй этаж ведёт крутая лестница, начинающаяся от самой крепостной стены. Собор выстроен, - в отличие от традиционных псковских храмов, на которые шёл неотёсаный известняк, делавший их стены неровными, с прихотливой игрой светотени, - из тёсаных плит известняка, то есть плоскости его фасадов, геометрически правильны. Монотонность такого построения взрывается умелым, хотя и скупым использованием ряда декоративных элементов. Стены разделены лопатками: с южной и северной сторон - на четыре части; с восточной и западной - на три. Каждое членение фасада завершают двухлопастные арки. Все окна украшены наличниками двух видов; современные строительству собора наличники сохранились в основном на апсидах и представляют собой крупнорельефные двухъярусные композиции. Сами сильно уплощённые апсиды основного здания понижены относительно высоты основного объёма в два раза. Окна на южном и северном фасадах Троицкого собора, тяготеющие к как бы универсальной "старине", украшены наличниками, выполненными во время большой реставрации храма на рубеже ХIХ-ХХ веков: они образованы двумя псевдопилястрами, соединёнными сверху арками с пирамидальным (верхний ряд) и крестообразным (нижний ряд) узорами. Ю. Спегальский считал, что такая орнаментация в ложном "византийском" духе "внесла в декор, и без того не совсем выдержанный, ещё больший разнобой". По стенам галереи, под окнами верхнего яруса, тянется фриз, состоящий из поливных многоцветных изразцов с изображением "вазонов" и "розеток", которые выполнены четырьмя красками на традиционном зелёном фоне. Среди нынешних изразцов насчитывается 47 подлинных, то есть относящихся к периоду строительства храма. Остальные были изготовлены в 1980-е годы.
Сдвиг глав Троицкого собора на восток объяснялся просто - восточные главы располагались над жертвенником и дьяконником и позволяли лучше осветить зоны, где происходило основное богослужебное действие. Любопытно, что сейчас восточные главы собора ничего не освещают, они являются глухими, их оконные проёмы - своеобразный муляж. Первое, что поражает при входе в собор - это его высота. Всё здесь словно взмывает вверх - вместе с шестью квадратными в плане столпами. Этой устремлённости ввысь, помимо собственно конструктивных особенностей основного объёма, способствуют два фактора: во-первых, прекрасная, благодаря двум ярусам больших окон, освещённость Троицкого собора, и во-вторых, то, что белые стены его - уж не знаем, насколько принципиально, - никогда не были покрыты росписями, то есть взгляд, бегущий вслед за почти навязчивыми вертикалями храмового пространства, уже ничто не останавливает. В юго-западном углу четверика в стене устроена каменная винтовая лестница, ведущая на хоры.
Троицкий собор - шестипрестольный: слева от центрального Троицкого престола находится придел во имя свтого благоверного князя Всеволода (Гавриила), справа - придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги. В северном рукаве галереи - придел во имя святого благоверного князя Александра Невского, в южном - придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В высоком же подклете, где когда-то хоронили псковских князей и архиреев, устроен придел во имя преподобного Серафима Саровского. Главное украшение интерьера собора - позолоченный семиярусный иконостас, современный строительству храма. Известно, что окончен он в начале 1700-х годов, и это ещё один аргумент в пользу более поздней датировки освящения собора, так как храмы обычно освящались уже с готовыми иконостасами. Иконы для иконостаса писали мастера московской Оружейной палаты, имена их остались неизвестны. А руководил артелью иконописец Фёдор Васильев. Резчики использовали здесь мотивы виноградной лозы, виноградных гроздьев и листьев, цветы, створы раковин, акантовые листья, смоквы, груши... Из элементов ордера применены колонны, полуколонны, пилястры, карнизы, балясины, "наложенные" на архитектурную основу, как декоративные украшения. Высота храма - 72 метра; в прошлые времена его было видно более чем за шестьдесят километров.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №134, 2015 г.