ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Псков. Церковь Василия Великого на Горке.


Церковь. Действует.  
Престолы:Василия Великого, Иоанна Богослова
Архитектурный стиль:Псковско-Новгородский (подробнее >>)
Год постройки:1413.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Псковская область, г. Псков, Октябрьский пр-т., д. 5

Координаты:57.815241, 28.335733


Добавить фотографию
Автор: Valensienne
Снято: 28 января 2012 Добавлено: 17 июня 2012
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Церковь Василия Великого на Горке-Псков-г. Псков-Псковская область-Valensienne
Valensienne
28 января 2012
Церковь Василия Великого на Горке-Псков-г. Псков-Псковская область-Турбаев Роман
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 ноября 2014
Церковь Василия Великого на Горке-Псков-г. Псков-Псковская область-Юрий Булкин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2014
Сортировка:


Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
вид с юго-запада
Матишо
9 января 2015
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Valensienne
28 января 2012
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Наталия
10 августа 2005
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Северный фасад придела Иоанна Богослова
Гранковский Владимир
29 мая 2016
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Западный фасад с боковыми лестницами, ведущими в притвор церкви
Гранковский Владимир
29 мая 2016
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
МОРПЕХ879
8 мая 2016
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
МОРПЕХ879
8 мая 2016
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 ноября 2014
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Ole Lukoye
4 января 2013
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Наталия
10 августа 2005
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Олег Гусаров
30 апреля 2005
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Олег Гусаров
30 апреля 2005
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Олег Гусаров
30 апреля 2005
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Олег Гусаров
30 апреля 2005
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
сентябрь 2002
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
запад
Вадим Животовский
30 апреля 2001
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Апсиды храма
Гранковский Владимир
29 мая 2016
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Колокольня церкви
Гранковский Владимир
29 мая 2016
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Ole Lukoye
4 января 2013
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
купола
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
19 августа 2011
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 ноября 2014
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Ole Lukoye
4 января 2013
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2014
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2014
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Фото 1943 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
19 января 1943
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
10 сентября 1941
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Фото из "Народного журнала"
Андрей Агафонов
1 января 1913
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1885
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Vladimir S
4 октября 2017
Церковь Василия Великого на Горке - Псков - г. Псков - Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Vladimir S
28 сентября 2013




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Олег Гусаров,  11 мая 2005

Церковь Василия на горке. 1413 г. – 18 в. Октябрьский пр., 5

Храм Василия Великого был поставлен близ стены Среднего города (ныне утраченной) еще в 14 веке; в летописи под 1377 г. говорится об украшении этого храма росписью. При нем был всполошный колокол, звонивший во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. В 1413 г. возводится новая церковь, претерпевшая немало переделок. «Чтобы судить о былом облике церкви Василия на Горке, нужны исследования, к которым до сих пор никто даже не пытался приступить», — писал Ю.П. Спегальский в 1963 г. С того времени изучение храма несколько продвинулось, но час реставрации красивейшего из псковских храмов все еще не пробил…

Основной объем одноглавого храма, возможно, был покрыт позакомарно; нынешнее четырехскатное покрытие, безусловно, грубо искажает его завершение. Поставленный на подклет, храм имел двухъярусную галерею и придел с севера (Св. Алексея). Трудно допустить, чтобы храм… очень богатый по композиции, не имел второго придела… Западная часть совершенно искажена, к ней в 18 веке пристроена неуклюжая каменная колокольня, к которой примыкает еще более новая деревянная лестница» (Ю.П. Спегальский). Интерьер храма — четырехстолпный, с повышенными подпружными арками — ныне, к сожалению, недоступен. Великолепны пропорции церкви, чудом не утратили «псковское ожерелье» («поребрик — бегунок — поребрик»), барабан и апсиды; изумительна «вписанность» храма в пейзаж, — точно он вырос, как творение самой природы, на этом живописном холме.

Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова»


Статью добавил(а): Вадим кр,  21 декабря 2016

Церковь святителя Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадокийской, Василия на Горке

Каменное здание храма Василия на Горке построено в 1413 году на месте деревянного здания постройки 1377 года. Является единственным сохранившимся в Пскове зданием церкви начала 15 века. Основателем храма считается купец Кристофер Карел Доль, который стал впоследствии родоначальником псковских родов Свечиных, Яхонтовых, Левшиных. С августа 1786 года храм стал приписным к церкви Святого Николая с Усохи. За столетие здание сильно обветшало и было принято решение о сносе, так как средств на ремонт не было. По предложению игумена Николая, в то время настоятеля Крыпецкого монастыря, храм Василия стал подворьем этого монастыря. В церкви не было ничего для проведения богослужений, все приносили монахи из монастыря. При церкви имелось монастырский каменный двухэтажный дом с двумя флигелями и каменной кладовой, который был куплен у крестьянина П. Стекольникова на монастырские деньги. В 1914 году на территории церкви рос небольшой фруктовый сад.

Перед Великой Отечественной войной церковь была закрыта для богослужений. Здание сильно пострадало во время боевых действий. С 1945 года до 1998 года в здании церкви располагался Государственный архив (хранилище документов) Псковской области. С 1998 года начался восстановительный ремонт, но здание церкви сильно пострадало во время пожара 2003 года. Здание храма было передано православным верующим в сентябре 2003 года с незаконченным ремонтом. Первая служба в церкви состоялась 3 декабря 2004 года накануне праздника Введения Богородицы во храм. В церкви два придела: один – во имя Иоанна Богослова, второй – во имя Алексия человека Божия. Церковь святителя Василия Великого является подворьем Крыпецкого монастыря.

http://www.kaliningradgid.ru/architecture/monastery/


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  11 ноября 2017

Псковская архитектура периода средневековья была близка новгородской. Обеим присуще массовое строительство одноглавых храмов из местного, грубо отёсанного природного камня-плитняка. Однако псковские церкви, ярким примером которых в ХV веке, когда строился этот храм (1413), выглядели строениями более массивными и приземистыми. Сменивший старое деревянное здание каменный кубообразный объём храма на Горке покоится на обширных и вместительных подвалах. Эти подземные хранилища поддерживают здание на своих мощных сводах. высота центральной апсиды едва превышает половину высоты основного объёма, боковые - и того ниже, что визуально "приземляет" всё здание. Четырёхстолпный храм венчала стройная и изящная глава. Стены здания создавались с трёхчастным делением, носившим глубокий символический смысл: земная область бытия, небесная и область духовного восхождения от земли к небу. Завершение стен было закомарным, а четырёхскатное покрытие стало результатом уже позднейших ремонтов и достроек здания. Эта черта - сочетание четырёхстолпия с первоначальной формой покрытия - отчасти выводит архитектуру храма на Горке из общепринятых канонов псковского зодчества и свидетельствует, возможно, о московском культурном влиянии.

Традиции зодчих из Белокаменной прослеживаются и в структуре построения здания. Это ярко выраженная система ступенчатых и повышенных подпружных арок, которые поддерживают своды (она также работала на силуэт, придавая ему пирамидальную форму). Приподнятые подпружные арки - характерная особенность псковских храмов времён ХV - начала ХVI века. К церкви в разное время были пристроены боковые ассиметричные приделы, северный и южный. Колокольня 1740 года над крыльцом храма в своё время заменила древнюю двухпролётную звонницу, установленную на крепостной стене. Вся архитектурная композиция храма Василия на Горке довольно лаконична, её элементы словно стремятся друг к другу, и оттого создаётся впечатление естественности и органичности присутствия церкви в окружающей среде. Монументальность, пластичность и простота - характерные черты псковского колорита - в полной мере присущи храму Святителя Василия. Храм щедро декорирован в области основного барабана и апсид трёхчастным узором, традиционным для большинства религиозных строений Пскова. Этот тип геометрического декора в форме полос известен как "псковское ожерелье". Декоративное "ожерелье" выглядит как фасадный орнамент, состоящий из равно отстоящих друг от друга треугольников и впадинок. Относительная скупость декоративного оформления фасадов храма на Горке и их монохромное колористическое решение - черты, широко присущие средневековой архитектуре Пскова. При этом образ громоздкой и тяжеловесной старины во многом скрашивают окна фасадов, своими крупными размерами придающие всей композиции внутренний простор и даже добавляя некоторую лёгкость.

Первоначальное покрытие церкви действительно было позакомарным, перекрытым по трём полукружиям с каждого фасада. Это предположение подтвердилось при позднейшей расчистке юго-западного кармана покрытия четверика. Его западная закомара повторяла наружные контуры соответствующего свода, зато закомара южной стены четверика была ложной, поскольку не повторяла абрис свода. Другое название ложной закомары более известно в архитектуре как кокошник. Тип первичного покрытия подтверждали и хорошо сохранившиеся между закомарами следы бывших водостоков с крыши. По мнению знатока северного русского зодчества Ю.П. Спегальского, установка здания на подклет - типологически и конструктивно псковская черта. Церковь Василия на Горке строилась на основательном подклете, поэтому из-за нижнего этажа, обычно не используемого в храмах для богослужений, церковный пол располагался высоко над уровнем земли. Для входа в помещение, расположенного с северной стороны храма, предназначается крыльцо, примыкающее к притвору. Маленькая, уютная и притягивающая взор, а внутри просторная и объёмная - таков наружный и внутренний облик этого храма. Между тем великие мастера, возводившие храмы в России, всегда ставили перед собой две наиглавнейшие задачи. Во время богослужения внутри помещения церкви всё должно быть видно и слышно, независимо от времени дня, солнечной либо пасмурной погоды и количества людей, находящихся в храме.

В ходе постройки церкви Святителя Василия внутренние задачи нередко решались снаружи. Так, часть окон была устроена в узких, практически щелевидных проёмах, у которых прорезали очень большие откосы внутри. В результате получили мягкое освещение словно струящимися лучами солнца. По свидетельству очевидцев, интерьер храма на Горке вплоть до ХIХ века был весьма интересен именно благодаря причудливой игре отражённого солнечного и свечного света в ярких красках иконостаса, расписанного и украшенного тончайшей резьбой, и сочетанию её с белыми стенками и потолочными сводами. И хотя сегодня в храме наведён порядок в процессе неоднократных реставраций, считается, что именно в ходе ремонтов ХIХ столетия были утрачены уникальный старинный иконостас и резной клирос (ХVII век), на котором размещались певчие и чтецы. Для создания в храме наилучшей акустики, чтобы добиться его "звучности", мастера прибегали к различным строительным ухищрениям. В их числе были так называемые голосники. В процессе кладки верхних частей стен - псковские строители отлично разбирались в физике и знали, что звук резонирует ввысь! - внутрь закладывалось множество пустых глиняных кувшинов - "голосников". При этом импровизированные резонаторы были обращены открытыми горлышками непосредственно в храм, чтобы уловить и усилить звучание проповеди или песнопения хора. Усилить акустику было особенно важным в храме на Горке, потому что внутри располагаются массивные столбы, закругляющиеся со стороны алтаря, и отсутствуют хоры. И хотя службы в церкви долгое время не проводились, а всё необходимое приносилось из Крыпецкого монастыря, в наше время обстановка внутри храма радует глаз всякого посетителя изяществом росписи и щедростью красок.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №266, 2017 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  11 ноября 2017

Время постройки первого здания храма во имя святого Василия Великого летописи датируют 1337 годом, местом же стал бывший берег реки Зрачки, обмелевшей до ручья, текущего у подножия храма. Это место называлось просто Горка - единственный поросший лесом участок твёрдой земли посреди болотных топей. Ныне русло реки простирается от улицы Пушкина мимо здания Псковского университета к церкви Одигитрии. Впервые летописи упоминают деревянный храм на Горке в связи с его украшением росписями. Здание построил ктитор, немецкий переселенец, комерсант Кристофер Карел Доль, обрусевший, обратившийся в православную веру и в будущем ставший основателем таких известных псковских родов, как Левшины, Свечины, Яхонтовы. В Псков этот "знатный немчин" прибыл из своей вотчины - города Гдова, который позднее передал псковскому князю Александру Михайловичу. Приняв после крещения имя Василий, Доль назвал выстроенный им храм в честь своего новообретённого небесного покровителя, каппадокийского архиепископа Василия Великого. При храме был обустроен южный придел во имя святого праведника Алексея, Человека Божия, тезоименитого сыну Доля. До революции краеведы Пскова упоминали и местное предание, согласно которому, этот новый русский купец якобы возвёл и каменную церковь Святой Анастасии Римлянки, тезоименитой его жене и дочери.

Согласно летописи, в 1377 году внутренние интерьеры храма Василия на Горке украсили росписями, а ранее, в 1375 году, вдоль берега Зрачки псковитяне установили стену Среднего города, впоследствии разрушенную. Церковь Василия Великого находилась возле этой стены, к которой псковский посадник Ефрем пристроил башню (1397), названную в честь храма Васильевской. Прямоугольная в плане, с высоты своей открывавшая вид на всю округу, она одновременно служила и колокольней церкви. На башне повесили осадный "всполошный" колокол, в который звонили, если к городу приближался враг. Это случилось, к примеру, в 1581 году, когда звонница церкви Василия на Горке предупредила Псков о приближении войска Стефана Батория. Пока же настал ХV век, и пришла пора обновлять обветшавший храм. В 1413 году псковские летописцы сообщали: "Свершена бысть церковь иже во святых отца нашего Василия Кесарийского на Василиеве горке", а в 1415-м: "поставлена бысть церковь камена". По некоторым сведениям, новый каменный храм возвёл известный псковский зодчий Еремей, спустя два года построивший в городе ещё одну церковь - во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Отныне 1413 год считается официальной датой постройки церкви Василия на Горке, хотя существуют и другие точки зрения.

Чем древнее храм, тем больше разночтений зачастую встречается в ключевых датах его рождения и дальнейшей судьбы. И если русские летописи, и в частности, первая Псковская, сообщала о лете 6921 года, что соответствует в нынешнем летоисчислении 1413-му году, то известный специалист по псковскому зодчеству эпохи средних веков, реставратор и художник Юрий Павлович Спегальский (1909-1969) считал временем постройки храма Василия на Горке уже ХVI век. Именно тогда, по его мнению, здание 1413 года было полностью разобрано и выстроено заново. К этому выводу Спегальский пришёл по окончании Великой Отечественной войны, после тщательного изучения церковного здания, его архитектуры в целом и каждого из элементов, однако документального подтверждения этой версии нет. Немало, по мнению учёного, белых пятен заключено и в том, как же реально выглядел деревянный храм. "Чтобы судить о былом облике церкви Василия на Горке, нужны исследования, к которым до сих пор никто даже не пытался приступить", - писал Юрий Павлович ещё в 1963 году. Шли годы, и храм прирастал новыми элементами. В сентябре 1533-го для него отлили колокола в 15 и 20 пудов с памятными надписями, а спустя 140 лет - ещё два, в 5 и 15 пудов. Небеса охраняли церковь: согласно летописям от 1562 года, "таков пожар не бывал николи в Пскове... Бог помиловал... да Василия Великого..." К 1587 году наконец-то был выстроен северный придел, освящённый во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. У него имелась пристройка, не сохранившаяся до наших дней, - часовня-усыпальница, формой во многом схожая с часовней соседнего храма Николы со Усохи. Сам храм на Горке приобретал всё большую известность в Пскове: по летописным сведениям за 1597 год, саму горку к этому времени горожане уже именовали в честь церкви Васильевской. В ХVII веке перестроили храмовые галереи и соорудили резной клирос. В этот же период специально для церкви были написаны Евангелие и две богослужебные книги, общая и праздничная минеи (1674), а также весьма чтимая икона "Распятие". В ХVIII веке возле старой башни-звонницы церковь обрела новую колокольню, и в то же время - была предназначена к сносу "по неудобности к исправлению и безобразному виду". В итоге храм Божьим провидением и счастливым стечением обстоятельств удалось сохранить, но это была лишь первая тревожная ласточка.

Приход церкви Василия на Горке был невелик, и его в 1786 году приписали к стоявшему поблизости храму Николы со Усохи. К началу ХIХ века после многочисленных ремонтов порядком обветшавшего здания на Васильевой Горке пришли в негодность клирос и иконостас. Губернский архитектор Пскова Франц Ябс в 1820 году докладывал губернатору города: "К уничтожению назначается... церковь Василия Великого. Кровля на оном ветха, в стенах и сводах трещины, стоит в заулке, прихода не имеет..." Досталось и старой стене: "вовсе ветхая и угрожает падением". Когда же Псков соизволил посетить император Николай I, храм Василия пришлось закрывать от августейшего взора высоким забором - печальная традиция, которая упорно сохраняется и в сегодняшней России, когда её города и иные населённые пункты посещают важные персоны. "По неудобности к исправлению и безобразному виду" церковь должна была быть снесена, но этому решительно воспротивились прихожане. Их просьбы были услышаны: "во уважение ходатайства жителей Пскова" Святейший Синод велел отменить снос храма Василия на Горке. Поэтому с 1830-х годов церковь стали периодически ремонтировать, в результате чего привели в относительный порядок фасады, полностью переделали главу храма, оборудовали большие окна в апсидах северного придела и главного алтаря (1857). 1875 год стал новой страницей в истории Васильевской церкви. Её выкупил настоятель Крыпецкой обители игумен Николай, и отныне храм стал играть роль монастырского подворья и использоваться соответствующим образом вплоть до закрытия обители.

До 1879 года в стенах церкви каждый день совершались богослужения, и при храме постоянно пребывала часть братии Крыпецкого монастыря. При этом у самой церкви в тот период отсутствовала элементарная утварь для организации служб, и всё необходимое приходилось доставлять из монастыря. Однако в 1879 году Псковская духовная консистория своим указом прекратила в храме церковные службы. Причиной была чрезмерная малочисленность братии, следствием же этого стало запустение старинной церкви. Только раз в год тут совершались богослужения, когда храм обходили вокруг крестным ходом с молитвами. На исходе ХIХ века в храме Василия на Горке всё-таки произошёл ещё один ремонт. В ходе работ 1896 года восстанавливали четверик, придел и колокольню, прорехи были "покрыты новым листовым железом и окрашены медянкою", и к тому же храм увенчали куполом с крестом. В начале ХХ века церкви на Горке по-прежнему недоставало важных составляющих здания всякого православного храма. Тут не было ризницы, чтобы хранить облачения священников для проведения богослужений и другую церковную утварь, отсутствовала библиотека, и поэтому испытывался крайний недостаток в церковной и духовной литературе и даже колоколов.

После большевисткого переворота в 1917 году храм Василия на Горке очень быстро был изъят у Церкви. Её закрыли ещё до окончания Гражданской войны, в 1921 году. В храме оборудовали склад, но зато церковь была поставлена на учёт археологического общества Псковской губернии, в ведении которого были вопросы охраны памятников старины и искусства. После занятия Пскова немецко-фашисткими войсками, храм окупационным руководством был передан старообрядческой общине Поморского согласия. Когда город освобождали в 1944-м году, был серьёзно повреждён северный придел храма, главка которого полностью разрушилась после попадания авиационной бомбы. Также разрушениям подверглись северо-восточная область четверика и кровля. Придел был восстановлен вскоре после войны, главку, однако, не восстановили, а с 1950 года в церкви и вовсе начались консервационные работы. Логика властей была проста: после того, как высшие инстанции не разрешили Псковскому горисполкому устроить в здании храма контору местного предприятия "Главсахар", в нём разместилось обширное хранилище документов областного Государственного архива. Одновременно с перевозкой архивных бумаг начался ремонт с последуюшей консервацией здания. Богослужения уже не проводились, в здании царила мёртвая тишина, и пахло уже не елеем и благовониями, а пылью и застоем поселившейся в стенах Божиего дома государственной бюрократии. Специфика нецелевого использования здания сыграла здесь положительную роль. Оно уцелело, не было существенно перестроено или перепланировано, тут не размещалось вредное для внутренних помещений производство.

До конца 1990-х годов псковские власти не собирались возвращать храм в лоно Церкви. Восстановительные работы начались только в 1998 году, этому отчасти способствовала передача здания на баланс местного Научно-производственного центра (НПЦ) по охране и использованию памятников истории и культуры. Ремонт и реставрацию храма планировалось в основном завершить к 2003 году. И словно в наказание за долгие проволочки и людскую нерешительность стряслась беда. В ночь на 5 августа 2002 года храм Святителя Василия Великого на Горке подожгли злоумышленники. К тому времени здание, по попустительству властей, никак не охранялось - не было ни сигнализации, ни сторожа. Как следствие, оно стало укрытием для местных наркоманов и лиц без определённого места жительства, постепенно превращаясь в рассадник скверны и питательную почву для криминальной среды. Пожар начался в перекрытиях, и пламя быстро распространилось по балкам для крепежа колоколов. Пожарные испытывали большие трудности и сумели погасить огонь лишь спустя пять часов после обнаружения возгорания. Однако злоключения на этом не закончились. Спустя четыре дня на месте эпицентра первого поджога, в куполе колокольни, вновь вспыхнул огонь! Итоги пожаров были неутешительными. Здание практически полностью лишилось кровли на площади в 150 квадратных метров, став беззащитным перед дождями и непогодой. Стальной купол церковной колокольни сильно деформировался от воздействия огня: он оплавился и просел, вдобавок пожар нарушил саму целостность здания. Уже в первую ночь после ликвидации огня развалилась и обрушилась часть стены южного придела. Проект восстановления разработали сотрудники Псковского института "Спецпроектреставрация". Однако для реализации требовались время, люди, спецтехника и немалые деньги - 2,5 миллиона рублей. К счастью, нашлись и помощники, и благотворители-меценаты; была проделана огромная совместная работа, причём в весьма короткие сроки. В результате общих усилий удалось передать верующим здание, пусть и с некоторыми недоделками, уже в сентябре 2003 года. Торжественный и радостный день в истории храма Святого Василия на Горке состоялось 3 декабря, когда накануне большого церковного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия здесь прошло богослужение, впервые за многие годы безвременья и забвения. Территория же церкви, как и в былые годы, традиционно считается собственностью Крыпецкого монастыря.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №266, 2017 г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  8 декабря 2018

«Биографии» памятников архитектуры, как и биографии людей, иногда бывают несложны, а иногда, наоборот, запутанны, изломаны крутыми поворотами, темны и полны загадок. Так же как по внешности человека трудно составить верное представление о том, что ему удалось перенести в жизни, так и по поверхностному виду здания порой нелегко бывает угадать его прошлое.

В самом центре Пскова, посреди небольшого зеленого сквера на невысокой горушке стоит, белея своими стенами, древний храм. В старину его называли храмом Василия Кесарийского или Василия Великого «на Горке», или «на Усохе», или, иногда, «в Среднем городе». Теперь псковичи забыли о том, что Василий этот не просто Василий, а Василий Кесарийский, забыли о том, что такое «Усоха» и называют его просто Василием «на Горке».

В формах и очертаниях сохранившейся древней части этого здания, в его пропорциях и общем характере столько спокойствия и уютной домашней простоты, что у каждого человека при взгляде на него невольно появляется склонность представлять себе прошлое этого памятника, если и не совсем безмятежным, то все же мирным и несложным. Известно, правда, что в древности у самого храма проходила крепостная стена Среднего города, а на башне рядом с ним, висел «сполошный» колокол, призывавший к оружию защитников Пскова во время нападения врага.

Колокольня храма не древняя — это сразу видно по ее формам, которые выдают ее принадлежность к XVIII в. Значит, в XVIII в. храм был потревожен переделкой. А наметанный взор специалиста видит еще и признаки переделок, относящихся к более раннему времени — концу XVII в. Переделки XVII в. кажутся, на первый взгляд, не столь уж и значительными. К тому же их в Пскове не избежал ни один из древних храмов, и к ним относятся как к чему-то совершенно обязательному и почти не замечают. Более всего бросается в глаза изменение крыши. По обработке верха стен видно, что первоначально храм был покрыт по трем полукружиям с каждой из его четырех сторон, т. е. «позакомарно».

Псковские летописи, служащие для нас основным источником письменных данных о памятниках древнепсковской архитектуры, сообщают о том, что в 1377 г. Василий на Горке был расписан. А под 1413 г. в них внесена запись о «свершении» храма, т. е. об окончании его постройки, начатой тогда же. Кроме того, в руках самых первых исследователей псковской старины было еще какое-то, неизвестное нам свидетельство, вероятно письменное, о постройке храма Василия на Горке в 1337 г. Ученые без колебания приняли эти данные за полное отражение всех перепитий жизни храма. Ее течение представлялось ясным и простым: в 1337 г. был построен первый храм Василия на Горке, который в 1377 г. расписали, он существовал 75 лет до 1413 г., когда построили новое здание, дошедшее до нас и немного измененное в конце XVII и в XVIII в. А первый храм, решили ученые, так мало простоял потому, что был деревянным. Все это казалось вполне убедительным, и Василий на Горке и теперь еще слывет как памятник, имеющий точную дату постройки — 1413 г. Он входит в число тех немногих памятников древнепсковской архитектуры, которые, благодаря их определенной датировке, служат как бы опорными вехами в построении важнейших выводов, относящихся к истории архитектуры древнего Пскова.

Однако такая датировка казалось надежной лишь до тех пор, пока в результате трудов советских исследователей Пскова не начал выяснятся путь развития псковской церковной архитектуры. По мере того как изучение памятников позволило все более определенно различать некоторые из главных контуров истории архитектуры Пскова, все яснее становилось, что храм Василия на Горке не принадлежит XV в. Сперва пришло сомнение в правильности его датировки 1413 г., а потом полная уверенность, что этот памятник - создание середины XVI в.

До недавних пор исследователи архитектуры древней Руси могли сказать про тот или иной псковский храм, что формы его «типичны для Псковской церковной архитектуры XIV-XVI веков». Даже К. К. Романов, отдавший себя изучению древнепсковского зодчества и поставивший задачу найти те черты, которые позволили бы различать по архитектурным особенностям памятники древнепсковского зодчества разного времени, писал в одной из самых последних своих статей, в 1939 г., что «основным типом церковного сооружения XIV — XVI столетий была в Пскове четырехстолпная церковь, с тремя апсидами и одной главой», и находил лишь, что восьмискатные покрытия и соответствующая им обработка фасадов отличали памятники XV-XVI вв. от более древних.

Когда выяснилось, что памятник Псковской церковной архитектуры, бесспорно относящийся к XV в., — церковь Успения в селе Мелётове, датируемая одновременно и летописным сообщением и надписью, сделанной на самом храме, 1462-1463 гг., имела первоначально не восьмискатное, а тридцатидвухскатное покрытие, подобное тому, какое было изображено на старинном рисунке псковского Троицкого собора 1365 —1376 гг., исследователи были очень удивлены. Н. Н. Воронин решил, что Мелётовский храм есть подражание Троицкому собору и даже высказал определенное предположение относительно причины воспроизведения форм центральной святыни псковской земли в небогатой деревенской церкви, а Троицкий собор он считал постройкой, необычной для Пскова не только по величине, но и по архитектуре.

Однако исследования храма Козьмы и Дамиана с Примостья — памятника, совершенно бесспорно датируемого 1462-1463 гг., а затем раскопки в Довмонтовом городе, открывшие основания еще трех храмов XV в., со всей очевидностью показали, что храм типа Мелётовского — с закругленной средней и прямоугольными боковыми апсидами, с главой, поставленной на четыре столпа при посредстве ступенчато повышенных подпружных арок, с шестнадцатискатной крышей и с восьмигранным постаментом под барабаном главы, образованным верхними ступенями сводов и покрытым тоже на шестнадцать скатов, — не исключение для Пскова XV в., а распространенное явление. Вскоре удалось установить, что единственный древнепсковский храм, считавшийся памятником XV в. и в то же время имевший закругленные боковые апсиды и воcьмиcкатную крышу, — храм в Кобыльем городище, в действительности был построен в XVI в.

Оказалось, таким образом, что все дошедшие до нас псковские храмы с главою на столпах, достоверно принадлежащие XV в., относились к типу храмов в селе Мелётове и Козьмы и Дамиана с Примостья в Пскове и что только с 90-х годов этого века их сменил новый тип храма — с закругленными боковыми апсидами, без постамента под барабаном и с восьмискатной крышей.

И только датированный 1413 г. храм Василия на Горке составлял исключение. Но разве исключений не могло быть? Ведь могли же строиться храмы не одного, а двух типов? Тем более что храм Василия считался памятником самого начала XV в., а Мелётовский и Козьмодемьянский — второй половины его. Можно было думать, что Василий на Горке продолжал еще старую традицию, зародившуюся в Пскове в XII в., когда строились церкви с позакомарными покрытиями, и сохраненную еще в XIV в. Храм Михаила архангела в Городце в Пскове (1339), судя по тому, что от него осталось, был первоначально покрыт позакомарно, по трем полукружиям с каждой стороны его четверика, т. е. в самых общих чертах так же или почти так же, как и Василий на Горке. Однако в построении плана и в компоновке архитектурных форм со всей определенностью выступала существенная разница.

Зодчего храма Василия на Горке отнюдь нельзя было признать продолжателем самых древних традиций архитектуры Пскова. Совсем другое обращало на себя внимание: то, что при сопоставлении Василия на Горке с памятниками 60-х годов XV в. последние оказались гораздо более архаичными. Это прослеживалось и в технических приемах, более совершенных у Василия на Горке, и в общей компоновке и ее основных принципах, в частности, в построении плана здания, в деталях, в системе декора. Однако для того, чтобы объявить неверной датировку одного из наиболее известных памятников древнерусской архитектуры, не менее ста лет не вызывавшую никаких подозрений, одних сомнений было мало, нужны были какие-то положительные основания. Они обнаружились через некоторое время.

Давно уже автор этих строк присматривался к храму Василия на Горке, стараясь приметить следы его первоначальной архитектуры. В первые годы после Великой Отечественной войны, когда храм был поврежден и стоял в запущенном состоянии, с разрушенной северной пристройкой XVII в., с отпавшей кое-где штукатуркой, стали заметными признаки некоторых из его утраченных первоначальных частей и их особенностей. Внизу северной стены придела можно было видеть следы примыкания часовни-усыпальницы, аналогичной той, которую только что тогда открыли из-под позднейшей постройки у южной апсиды церкви Николы на Усохе. Следы эти свидетельствовали и о том, что часовня была одновременна всему храму, а не пристроена позднее. А на западной стене того же придела, вверху, там, где к приделу подходила стена второго яруса галереи, обнаружилась, тоже первоначальная, пята арки большого пролета — свидетельство того, что верхний ярус галереи в свое время открывался наружу большими проемами.

Уже тогда показалось странным, что здание, датируемое 1413 г., имело такую же часовню, как и храм Николы на Усохе, построенный в 1535 г. А вывод, что галерея Василия на Горке представляла собой аркаду, был совершенно неожиданным — ведь остатки такой галереи пока что известны в Пскове только при церкви Ильи на Запсковье — памятнике XVII в.

Автор, основываясь на всех этих наблюдениях, попробовал сделать реконструкцию Василия на Горке в первоначальном виде. Правда для полной реконструкции недоставало данных о южной стороне, где, возможно, был второй придел, о крыльце, по которому поднимались в храм, высоко поднятый на подцерковье, да о звоннице, которая могла быть не только на башне, но и при самом храме. Реконструкция таким образом, получалась далеко не окончательной, требующей еще большей доделки в будущем, но, несмотря на это, работа над ней принесла пользу. Я осмотрел чердак храма и убедился, что предположения ученых, будто верхние ступени сводов первоначально выражались в этом здании снаружи - ошибочны. Оказалось, что никакого постамента или дополнительных закомар под барабаном главы Василия на Горке не было, древнее покрытие не лежало на сводах, а было приподнято над ними и скрывало их формы.

Это наблюдение весьма существенно. Такое устройство покрытия — важный признак, позволяющий судить о времени постройки здания. Псковские зодчие долго держались обычая крыть крыши непосредственно по сводам и компоновать наружные формы здания в полном соответствии с его конструкцией, т. е. повторять покрытиями внешние очертания сводов. Принцип совпадения конструкции и архитектурной формы послужил псковским каменщикам XIV — XV вв. одной из главных опор, на которых они основали свое архитектурное творчество. Он был блестяще выражен в компоновке самого выдающегося из всех произведений древнепсковского зодчества — Троицкого собора 1365-1367 гг. и других храмов XIV в. и не менее ясно проявлялся в XV в., о чем свидетельствует Мелётовская церковь.

Но с течением времени некоторые приемы творчества псковских каменщиков изменились, практика доказала псковичам, что формы покрытий, близко следовавшие формам лежащих под ними сводов, вступали в противоречие как с назначением самих покрытий, так даже и с архитектурно-художественными задачами широкого масштаба. Шестнадцатискатные покрытия не защищали в должной мере кладку верха храма от намокания и были сложны в исполнении. Самое же главное, что к концу XV в. с укрупнением обычных городских жилых строении, тридцатидвухскатные верхи храмов оказались излишне измельченными и потому не могли в той степени, в какой это требовалось художественными соображениями, господствовать в архитектурном пейзаже города. И в 90-х гг. XV в. такие крыши уступили место восьмискатным. Переход был быстрым, решительным и бесповоротным. Псковские зодчие пришли к новому для них приему в компоновке верха храма. С конца XV в. крыши псковских храмов уже не укладывали на своды, а приподнимали выше их, скрывая под ними перепады и выступы сводов и арок. Это отличало не только восьмискатные, но и позакомарные покрытия, после перерыва вновь вошедшие в Пскове в строительную практику с середины XVI в.

Устройство крыши Василия на Горке было характерно для XVI в. и совершенно не отвечало основным принципам псковской архитектуры XIV-XV вв. Да это и не должно нас удивлять. Ведь жизнь вокруг Васильевской церкви была полна событий не только, мирных, но и грозных и разрушительных. Заглянем в псковские летописи, познакомимся с описаниями пожаров, испепелявших псковский Средний город и окрестности Усохи после 1413 г. В то время, за исключением подавляющей части церквей и сравнительно немногих гражданских зданий, вся застройка была деревянной, рубленной из толстого смолистого леса, преимущественно соснового, крыта тесом с прокладкой берестой в несколько слоев. Застройка эта была тесной и не такой уж низкой — жилища тогда в Пскове редко бывали одноэтажными, а большей частью в два — три этажа. Не только сами здания, но и ограды дворов, колодцы и дворовые уличные мостовые делались из толстых бревен и плах. Можно себе представить какой характер имели бушевавшие здесь пожары, и насколько удивительно было бы, если бы до нашего времени сохранилось здание Васильевской церкви, построенное в 1413 г.

Псковская архитектура продолжала интенсивно развиваться и в XVI в. В 40-х годах XVI в. она, не теряя своих основных черт, обогатилась рядом приемов, взятых из среднерусского зодчества. К этому ее приводили и собственные обстоятельства развития — город чрезвычайно вырос, архитектурно обогатился и стал требовать значительно большего разнообразия в формах архитектурных доминант, и, как, можно полагать,— влияние новых заказчиков — московской администрации и представителей тех трехсот семейств, которые были водворены на место высланных в 1510 г. наиболее богатых и влиятельных старых псковичей. Когда все этапы исследования были пройдены, стало очевидно, что церковь Василия на Горке — памятник середины XVI в.

Спегальский Ю.П. Церковь Василий на Горке в Пскове. Советская археология. Журнал. М., 1970, №2

Комментарии и обсуждение

3 января 2003 года храм передан Православной Церкви. Открыт ежедневно, совершается богослужение.
2 августа 2005.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.