ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Псков. Церковь Богоявления Господня с Запсковья.


Церковь. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Трех Святителей, Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Архитектурный стиль:Псковско-Новгородский (подробнее >>)
Год постройки:не ранее 1495.
Адрес:
Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Герцена, д. 7

Координаты:57.82282, 28.3392


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Valensienne
2 сентября 2012
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Valensienne
12 июня 2012
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Valensienne
20 ноября 2011
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Valensienne
27 февраля 2011
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
yozik
31 декабря 2009
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Отремонтирована. Кресты на реставрации.
Дарья Серебрякова
28 ноября 2009
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
МОРПЕХ879
8 мая 2016
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 ноября 2014
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Вид с юга
Хоружевский Андрей
3 января 2010
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
HD yozik
31 декабря 2009
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
yozik
31 декабря 2009
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Михаил Владимиров
8 октября 2005
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Влад
2 октября 2005
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Наталия
10 августа 2005
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Вид с севера.
Олег Гусаров
30 апреля 2005
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Вид с С-В.
Олег Гусаров
30 апреля 2005
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Вид с В-С-В.
Олег Гусаров
30 апреля 2005
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Вид с Ю-В.
Олег Гусаров
30 апреля 2005
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Звонница, вид с С-З.
Олег Гусаров
30 апреля 2005
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Игорь Герасимов
8 января 2015
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
yozik
31 декабря 2009
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
yozik
31 декабря 2009
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Церковь действующая.
Дарья Серебрякова
28 ноября 2009
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Звонница
Михаил Владимиров
8 октября 2005
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Невосстановленный южный придел
Наталия
10 августа 2005
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Наталия
10 августа 2005
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Иконостас
oldboy
4 октября 2014
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 октября 2014
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
??
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Фото 1960-х гг. из архива Бориса Скобельцина
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Фото 1932 года. Себежский краеведческий музей
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь Богоявления Господня с Запсковья - Псков - г. Псков - Псковская область
Vladimir S
4 октября 2017




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Олег Гусаров,  17 мая 2005

Церковь Богоявления с Запсковья. 1495 г. — 19 в. ул.Герцена, 7.

Замечательный памятник псковской школы зодчества. Кончанский храм на «Богоявленском красном кресте», т.е. на красивом перекрестке. Церковь великолепно поставлена на высоком берегу Псковы, над Бродами. На противоположной стороне в старину было еще две Богоявленских церкви, образующих своеобразный «святой треугольник» в месте традиционного крещенского водосвятия. Впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца (района) на Запсковье. Реставрации 1948–1953 гг. (архитектор — Ю.П. Спегальский) и 90-х гг. (архитектор — А.К. Богодухов). Ныне реставрационные работы продолжаются. Архитектурная композиция — сложная, живописно–асимметричная: одноглавый, трехапсидный четверик с притвором, галереями, двумя приделами (во имя Трех Святителей и Усекновения главы Иоанна Крестителя). К северо-западному углу примыкает крупная палатка на подклете с четырехпролетной звонницей (16 века).

Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арочками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик». В древности храм был расписан; ныне обнаружены фрагменты фресковой живописи. Богоявленская церковь — подлинный шедевр псковской архитектуры.

Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова»


Статью добавил(а): Наталия,  23 августа 2005

Церковь Богоявленья с Запсковья (1496) стоит на холме, открытая всем ветрам. Её как бы прикрывает высокая четырехпролетная звонница с проемами разной ширины, предназначенными для колоколов разных размеров. В 17–18 векахцерковь подверглась реконструкции. В годы Второй мировой войны она лишилась всех деревянныхчастей. Но в 1948–1953 гг. её частично отреставрировал Ю.П. Спегальский. Правда, южный придел остался не восстановленным.

Сейчас церковь снова реставрируется. От церкви Боговленья к Пскове ведет дорожка, переходящая в пешеходный мостик.В старину это место называлось Бродами: река здесь была мелкой, и ее переходили вброд. Поэтому народ называл храм «Богоявленьем на Бродах».

Из путеводителя «Псковская область», издание 3, переработанное. Издательство «Вокруг света» 2004 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  18 октября 2017

На высоком берегу реки Псковы стоит храм Богоявления в Бродах - одна из самых крупных и красивых церквей старого Пскова. Дата постройки - 1496 год. До уничтожения Псковской республики оставалось каких-то пятнадцать лет, однако ни о каком московском влиянии в зодчество Пскова речи ещё не шло, и Богоявленский храм воплотил все лучшие черты традиционной псковской архитектуры. Вот что писал Ю. Спегальский, реставрировавший это архитектурное чудо: "Храм с приделами был скомпонован совершенно симметрично, но зодчий сумел так приставить к нему звонницу, что здание совсем не казалось симметричным. Выступающая на первый план звонница своей передней стеной, единой сверху донизу, и мощным основанием... сразу же поражала каждого подходившего к храму. Восточная же сторона храма была более расчленена". Любопытный факт: гуру мировой архитектуры ХХ века, отец конструктивизма Ле Корбюзье специально приезжал в 1961 году в Псков, чтобы увидеть Богоявленский храм с Запсковья.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №134, 2015 г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  8 декабря 2018

В 1496 г. «соседи» Богоявленского конца псковского посада закончили создание своего нового кончанского храма. Он был поставлен на краю высокого крутого выступа надпойменного берега реки Псковы у взвоза, где основная транспортная артерия конца — Большая Запсковская улица, скрещивалась с одним из главнейших путей через город, шедшим от Новгородской дороги сквозь «полевые» Петровские ворота к Ильинским воротам запсковской стены. Там, вероятно, и до этого стояла общинная церковь конца с ее «буем». С этого места открывался вид на Пскову с островками на ней, на Средний и Окольный город, Гремячую гору и Верхние Решетки, на стены и верха церквей Довмонтова города. Зрительная связь с далекими окрестностями, широкий масштаб и яркая живописная красота окружающего пейзажа требовали постройки на этой возвышенности такого сооружения, которое производило бы сильное впечатление и на близком и на большом расстоянии и благодаря своей величине и эффектности объемного и цветового решения могло бы с достаточной силой «держать» столь важный в композиции города узел.

Строителями храма Богоявления это было в полной мере учтено. Они создали одну из наиболее крупных, а вместе с тем и наиболее выдающихся в художественном отношении, построек древнего Пскова. В то же время храм Богоявления явился еще и новаторским произведением, открывшим новую эпоху в развитии псковской церковной архитектуры.

Храм был построен в три приема: сперва воздвигли основной четверик с западным притвором, затем — приделы и галереи, а в последнюю очередь — звонницу. Летописец не отмечал этой очередности, но ее нетрудно установить по стыкам между перечисленными частями здания.

Среди писавших об архитектуре Пскова в свое время была очень распространена склонность видеть чуть ли не в каждой сколько-нибудь сложной по композиции древней псковской постройке конгломерат разновременных частей, и не удивительно, что кабинетная теория об «обрастании» псковских храмов XV—XVI вв. приделами и галереями, будто бы происходившем на протяжении веков, оказалась примененной и к храму Богоявления с Запсковья. Как доказательство того, что приделы и галереи этого храма были построены только в 1538 г., была привлечена запись летописи об освящении в этом году северного придела. Запись гласит: «Тое же весны во Пскове замыслиша на Запсковьи суседи святого Богоявления в других приделах ново храм свершити святых Трех святитель, а освещаша, месяца майя в 12 день». Нетрудно, однако, видеть, что эта запись ничего не говорит о постройке приделов, а сообщает о возобновлении заброшенной вследствие каких-то причин службы в существовавшем приделе и, возможно, о его переименовании («в других приделах ново храм свершити»), и что, следовательно, эта запись никак не может служить основанием для датировки приделов. Существенны для их датировки наблюдения, сделанные на самом памятнике. Осмотры мест стыков четверика храма с приделами и галереи со звонницей показали, что между возведением этих частей прошло весьма незначительное время, за которое стены, закрытые пристроенными частями не были даже побелены. Отсюда может быть только один вывод: отмеченное летописцем под 1496 г. «свершение» храма являлось полным его окончанием, с приделами, галереями и звонницей, дошедшими до нашего времени.

Пяты для подпружных арок галереи, подготовленные при постройке четверика храма, свидетельствуют о том, что до начала строительства не только была определена композиция храма, но и продуманы такие детали, как необычное для XV — XVI вв. перекрытие галереи сводами и конструкция этих сводов. Правда, зодчие в ходе стройки, определяя на месте окончательные соотношения объемов и форм, позволяли себе изменять некоторые из первоначально намеченных размеров. Возводя галерею, они оставили себе возможность искать оптимальные размеры звонницы и ее наилучшее положение — сдвинуть ее в последний момент перед закладкой фундамента в сторону или выдвинуть вперед. Об этом позволяют догадываться те два окна галереи, которые оказались ненужными и были заложены.

Применявшийся псковичами прием возведения сложного по композиции здания раздельно, по частям, имел, как видно, не только технический смысл (как мера облегчения работы и предупреждения последствий неравномерной осадки), но являлся также одной из особенностей архитектурно-художественного творчества, позволявшей мастерам находить наиболее выгодные отношения масс и форм зданий. Вполне естественно, что он был применен и в данном случае, когда решалась весьма сложная и ответственная задача.

Церковь Богоявления с Запсковья дошла до нашего времени в сравнительно очень хорошей сохранности, хотя и не избежала искажений. В XVII в. были расширены некоторые из ее окон. В самом конце этого века восьмискатные крыши храма и его приделов были переделаны на четырехскатные. Тогда же, по всей вероятности, изменили и покрытие звонницы, сделав его из пофронтонного четырехскатным. В XVIII в. снова расширяли окна, причем это коснулось и окон галерей. Тогда же, или в начале XIX в., с западной стороны к звоннице был пристроен контрфорс. Около конца XVIII — начала XIX вв. старую луковичную главу заменили полусферической с многообломным широким, карнизом у основания и ложным фонариком наверху. К этому же времени относилось и устройство новых иконостасов в храме и в приделах, причем, однако, в главном храме были сохранены древние иконы и завершение древнего иконостаса. В XIX в. подвергся перестройке южный придел, были сломаны сходы в подцерковья обеих приделов, сломана глава северного придела и вновь расширена часть окон. Тем не менее, в результате всех этих переделок бесследно исчезли только лишь части внутреннего убранства и покрытия глав с их завершениями, а от всех других частей древнего здания, сломанных или искаженных переделками, остались ясные и точные следы.

В 1941 г. здание было повреждено пожаром, испепелившим все его деревянные части. После этого оно несколько лет простояло без покрытий и почти полностью обнажилось от штукатурок XVIII — XX вв. К середине 40-х годов следы его первоначальных форм выступили с полной отчетливостью. Стали хорошо видны скаты первоначального восьмискатного покрытия, надложенные в XVII в., но почти не нарушенные, «выдра» на барабане, свидетельствующая о том, что под барабаном было кольцевое коническое окрытие и следы брусов, лежавших под коньками и под ендовами крыши. Северный придел сохранил совсем нетронутым один из своих первоначальных щипцов (над северной стеной). По этому щипцу и по остаткам выдры на основании барабана, а также и по гнездам от коньковых брусов можно было точно судить о покрытии придела.

Отчетливо можно было видеть впадины, оставшиеся от опорных брусов многощипцового покрытия столпов и пролетов звонницы, и остатки скатов его щипцов. Ясно обозначились древние части южного придела, оказавшиеся не сломанными при перестройке, а также оставшиеся на стенах обеих приделов следы сводов уничтоженных лестниц в подцерковья и контуры стен лестничных пристроек, выступившие из-под почвы. На барабане храма и апсидах открылись узорные пояса, скрытые ранее штукатуркой XVIII—XIX вв., срубленные валиковые разводы на апсидах обоих приделов, обработка западного притвора, характерная для XV— XVI вв., остатки необычно большой ниши для фрескового изображения (вероятно, храмового праздника) на западной стороне четверика. На сводах храма и галерей можно было подобрать обломки светло-зеленой керамической черепицы — остатки древнего покрытия глав храма.

Все эти данные позволили без затруднений представить первоначальный внешний вид этого здания.

Церковь Богоявления с Запсковья — памятник переломной поры в развитии псковской церковной архитектуры. Этот храм — первая псковская церковь, в которой повышенные подпружные арки были скрыты под приподнятой над сводами восьмискатной крышей. Теперь уже с очевидностью выяснилось, что характерным для Пскова второй половины XV в. типом церковного здания был четырехстолпный храм с одной главой на повышенных подпружных арках, с полукруглой средней и прямоугольными боковыми апсидами, покрытый шёстнадцатискатной крышей. Возвышающиеся над сводами подпружные арки образовали при этом под барабаном восьмиугольный постамент, покрывавшийся тоже на шестнадцать скатов.

Этот тип церкви был результатом долгих исканий форм здания (особенно его покрытий), тесно связанных с той конструкцией его, которая была принята псковскими зодчими около начала XIV в. Однако к концу XV в. стала очевидной нерациональность шестнадцатискатных покрытий, и вскоре на смену им пришло покрытие на восемь скатов. Впервые восьмискатные крыши были применены псковичами на постройках с упрощенными сводами, не имевшими подпружных арок. В этих зданиях восьмискатная крыша ложилась непосредственно на своды и следовала их основным очертаниям, лишь обобщая их. До сих пор наиболее ранним образцом псковской церкви с таким верхом считался храм Михаила в Кобыльем городище, который было принято датировать 1462 г. Однако проверка показала ошибочность этой датировки, и теперь наиболее ранним памятником такого типа приходится признать храм Георгия со Взвоза, построенный всего за два года до храма Богоявления с Запсковья.

Строители Богоявленского храма сумели оценить преимущества восьмискатного покрытия — его простоту и надежность. Они учли укрупнение масштаба зданий в городе, которое стало требовать от доминирующих в пейзаже построек все более крупных и лаконичных форм. Решаясь покрыть восьмискатной крышей храм с сильно выступающими над сводами подпружными арками, они тем самым решительно перешагнули через господствовавшее до тех пор обыкновение псковских зодчих следовать в компоновке форм верха храма формам его каменной конструкции. Они нашли более широкий принцип творчества: принцип наибольшей общей технической и художественной целесообразности и экономичности здания, поглощавший принцип соответствия формы и конструкции, и тем возвели практицизм творчества псковских каменщиков на более высокий уровень. Шаг, сделанный ими, оказался столь своевременным, что после храма Богоявления с Запсковья ни один псковский храм уже не получал шестнадцатискатных покрытий, и даже старые храмы с такими верхами при возобновлении покрывали восьмискатными крышами.

Вторым замечательным новшеством, найденным строителями храма Богоявления, было введение ими не применявшегося до того в Пскове приема установки звонницы на стену специально для этого предназначенного высокого здания. Звонница церкви Богоявления с Запсковья — самый ранний из всех известных нам образцов такого рода сооружений в древнем Пскове и вместе с тем наиболее совершенный. Произведенный ею художественный эффект послужил, видимо, основной причиной быстрого распространения подобных звонниц, ставших одной из характерных особенностей псковской церковной архитектуры XVI в.

Спегальский Ю.П. Церковь Богоявления с Запсковья. Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М.К. Каргера. Л., 1967. Ю.П.Спегальский. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения. Псков, 2009

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.