ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Псков. Пантелеимонов Дальний монастырь. Церковь Пантелеимона Целителя.

Пантелеймоновская церковь (дальняя)


Псков. Пантелеимонов Дальний монастырь. Церковь Пантелеимона Целителя
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Пантелеимона Целителя
Год постройки:не ранее 1800.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Советской Армии, д. 117

Координаты: 57.767298, 28.361826





Пантелеимонов Дальний монастырь. Церковь Пантелеимона Целителя, , Псков, Псков, город, Псковская область
Илья Смирнов
31 июля 2018
Пантелеимонов Дальний монастырь. Церковь Пантелеимона Целителя, , Псков, Псков, город, Псковская область
Илья Смирнов
31 июля 2018
Пантелеимонов Дальний монастырь. Церковь Пантелеимона Целителя, , Псков, Псков, город, Псковская область
Илья Смирнов
31 июля 2018
Пантелеимонов Дальний монастырь. Церковь Пантелеимона Целителя, , Псков, Псков, город, Псковская область
Илья Смирнов
31 июля 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  21 октября 2018

Первое упоминание о монастыре Пантелеймона Дальнего относится к 1313 году. Находится при впадении рек Черехи в Великую, в 4 верстах от города.

Пантелеимонская церковь была прежде монастырскою. Монастырь назывался "дальним" в отличие от Пантелеимонова монастыря ближнего, или на Красном дворе, находившегося на нынешней Покровской улице, недалеко от Покровской башни. Название же "в Бору" указывает на обилие лесов, от которых теперь и признака не осталось. По отдаленности своего положения монастырь принадлежал к так наз. пустынным. Летопись упоминает о нём трижды: в 1341 г. Псковский князь Александр Всеволодович разгневался на Псковичей и уехал изо Пскова; Псковичи же ехали за ним до самого Пантелеймона, упрашивая его остаться. В 1396 г. от образа Пресвятой Богородицы в Пантелеимонове монастыре текли слезы. В 1450 г. Псковичи встречали у этого монастыря владыку Евфимия.

В 1581 г. монастырю выпала печальная участь: близ него расположился стан Батория и, конечно, обители пришлось немало вынести всякого горя от этого соседства. В 1596 г. царь Феодор Иванович отдал монастырь Псковскому епископу Геннадию, и с тех пор обитель считалась загородным архиерейским домом. Из монастыря было взято много харатейных книг XIII и XIV веков в Московскую Патриаршую библиотеку, где они и сохраняются с надписями сего монастыря. Впоследствии он был упразднен, и от него осталась только одна нынешняя церковь, да и та в 70-х годах прошлого века пришла почти в полное разрушение, так что в ней и служб никаких не производилось. Благодаря энергии и щедрости тогдашнего губернатора М. Б. Прутченко, церковь была восстановлена. Теперь при ней устроена школа псаломщиков.

Церковь сложена из плиты и кирпича больших размеров, старинною сплошною кладкою. Со всеми позднейшими пристройками она имеет в плане форму узкого и длинного прямоугольника, коего длина 50 и ширина 15 шаг. На восточной стороне находятся 3 алтарные абсиды, но контуры боковых абсид так мало выступают вперед, что все три с первого разу можно принять за одну. В местах соединения боковых абсид со среднею поставлены колонны. Каждая абсида снабжена одним окном, из них среднее и северное украшены затейливыми наличниками, перешедшими, несомненно, с деревянного зодчества.

Над прямыми перемычками тех же двух окон сделаны кирпичные разомкнутые вверху фронтоны во вкусе Московского зодчества конца XVII и начала XVIII века. Окно же южной абсиды осталось безо всяких украшений. На северном фасаде находятся 7 окон. Из них 2 левых, т. е. ближайших к абсидам, вполне напоминают церковное зодчество средней России половины XVII века: по бокам их поставлены по две колонки с балясинками посредине, а сверху, над перемычками, сделаны кокошники в виде фронтонов с двумя дугами по сторонам. Остальные 5 окон северного фасада - обыкновенные, современного типа. Под левою парою окон, внизу, идет поясок из углубленных квадратов, в которые вставлены поочередно: кирпичный кубик, поставленный на угол, и пара маленьких кирпичных кувшинчиков или балясинок. Правее левой пары окошек находится вход во храм, сделанный в виде перспективного портала, очень изящного и чрезвычайно затейливого по отделке. Общий его характер напоминает порталы некоторых Московских, Ярославских, Владимирских и Костромских церквей. Сверху входа идет по стене широкий пояс из зеленых кафелей.

По южному фасаду окна расположены в два яруса. Правая пара окон по своему положению соответствует левой паре северного фасада и, подобно ей, имеет кирпичные наличники, но несколько иного типа, чем на северной паре; они отчасти напоминают наличники монастыря Саввы Звенигородского (XVII в.). Под этими окнами, в нижней части стены, идет такой же пояс из углубленных квадратов, как и на северной стороне. Левее этой пары окон расположены еще 9 окон, из них 5 в верхнем ярусе и 4 в нижнем; правая нижняя пара окон украшена по бокам кирпичными полуколонками, остальные же 2 окна, так же как и 5 верхних, имеют современный тип. Глава поставлена над восточною частью прямоугольника. В шее ее проделаны узкие окна с дугоообразными перемычками. Над окнами идет поясок из кружал с заостренными подвышениями. Западная стена совершенно гладкая, без дверей и с одним обыкновенным окном.

Из этого описания можно усмотреть, что восточная часть здания резко отличается от всего остального: она имеет особые нарядныя окна, фигурные пояски и главу. Собственно эта восточная часть и есть церковь, а остальная часть здания пристроена позднее и представляет обыкновенные жилые помещения, находящиеся в двух ярусах.

Вход в церковь находится на северной стороне, но он ведет не прямо в церковь, а в переднюю, находящуюся перед кухней. Левая сторона передней есть вместе с тем западная сторона церкви; этою-то стеною и ограничивался храм с запада, до пристройки к нему остального здания. В ней находится вход в самую церковь, устроенный также в виде перспективного портала, но менее изящного типа, нежели первый. Со внутренней стороны этого входа поставлено по обеим сторонам по колонне. В притворе церкви своды сомкнутые, с большими распалубками. В главном храме опорных столбов не имеется, и барабан поставлен прямо на своды. Храм необычайно высокий, в два света. Сверху, на зап. стороне, устроены хоры. В алтарной части, по бокам среднего окна поставлены 2 колонки. О времени построения этой церкви нет никаких сведений, но, судя по деталям фасадов, ее можно отнести к XVII веку, а в некоторых частях даже и к началу XVIII. Иконостас 5-иярусный, хорошей работы.

Против юго-зап. угла здания находится могила одного из защитников Севастополя, Бориса Михайловича Шатилова, бывшего офицера 10 артилл. бригады, а впоследствии земского начальника Псковского уезда.

Вот что пишет о Пантелеймоновом монастыре Елена Николаевна Морозкина: "Изучая зодчество древнего Пскова, я взяла себе за правило посещать те места, о которых известно, что в них когда-то были памятники архитектуры, хотя до нашего времени они не дошли. Это что-то дает: о древних строениях рассказывает само место, некогда выбранное для них, иногда можно обнаружить какие-то оставшиеся части. Но иногда получаешь великолепные сюрпризы: таким подарком явился ансамбль Крыпецкого монастыря середины XVI века, хорошо сохранившийся до наших дней. Уцелел большой собор Великой пустыни, тоже XVI века, до 1969 года не числившийся в живых. Правда, такие находки попадаются нечасто, но все же не исключены.

С памятниками, которые когда-то стояли выше Пскова на правом берегу Великой, дело обстоит не так счастливо: все они оказались утраченными. Здесь, в четырех верстах от города, при впадении реки Черехи в Великую, в сосновом бору стоял монастырь Пантелеймона Дальнего. Он известен с XIII века. Переправа через Череху была очень важна: через нее шла Старая Новгородская дорога, выводившая к Шелони. На Черехе был мост. Отсюда путь вел к Выбутскому броду. Мост этот летописец упоминает в начале XV века, называя его новым, следовательно, до него существовал старый мост, и, быть может, не один. У Пантелеймона Дальнего псковичи встречали почетных гостей и в их числе в 1450 году владыку Евфимия, который прославился строительной деятельностью в Новгороде. Провожали их также до Пантелеймона Дальнего (если не до самой границы с Новгородом Великим).

На иконе из часовни Владычного Креста, ныне хранящейся в Псковском музее, на которой изображен Псков с его ближайшими окрестностями во время штурма города Стефаном Баторием в 1581 году, монастырь показан с каменной церковью и высокой колокольней в виде башни, увенчанной зубцами, на которые опирается шатер. Такие колокольни не характерны для Пскова, где по преимуществу строили звонницы, но шатровая колокольница стояла в сердце города - на Персях Крома (на передней стене псковского кремля). Шатровый столп был воздвигнут и в трех с половиной верстах ниже Пскова - в Снетогорском монастыре, построенном на горе у поворота Великой. Это не было случайностью: столпы колоколен, поставленные в ответственных местах, служили дозорными и сигнальными вышками. Недаром Стефан Ваторий избрал Пантелеймонов монастырь своей ставкой. (Так же как в 1615 году Густав-Адольф избрал ставкой Снетогорский монастырь.) С колокольни он мог наблюдать за подготовкой к штурму города"...

Монастырь Пантелеймона Дальнего сильно пострадал во время событий 1581 года и был перестроен в XVII веке. Новая церковь получила тонкий московский декор. Фотоснимки с нее помещены в путеводителе Н. Ф. Окулича-Казарина, изданном в 1911 году. В середине XIX века и эта церковь пришла в запустение. Такой она изображена художником Мартыновым на одном из его рисунков. В конце XIX века ее подновили. Тогда, видимо, была построена небольшая островерхая колоколенка в псевдорусско-готическом духе. Она стоит на берегу Великой рядом с бугром, в котором погребены развалины храма, и ее нужно сберегать как памятник трагических событий. Бор не сохранился, но и сейчас на теплых чистых песках окрестных холмов растут красноствольные сосенки".

В настоящее время от ансамбля Пантелеймоновского монастыря сохранились колокольня и школа псаломщиков (находятся под охраной как памятники местного значения).

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=pskov&page=7


Марина Зуйкова  21 октября 2018

Дата строительства церкви Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона не установлена. В конце XVII века монастырь Пантелеймона Дальнего был перестроен, и церковь Святого Пантелеймона выглядела как бесстолпный вытянутый вверх одноглавый четверик с трёхчастной апсидой, украшенный богатым декором в духе московского зодчества, с запада к церкви был пристроен двухэтажный корпус. Церковь была сложена из плиты и кирпича больших размеров, старинною сплошною кладкою. Она имела в плане форму узкого и длинного прямоугольника, длиной 50 и шириной 15 шагов. На восточной стороне находятся 3 алтарные апсиды, но контуры боковых апсид так мало выступают вперед, что все три с первого разу можно принять за одну. В местах соединения боковых и средних апсид были поставлены колонны. Каждая апсида была снабжена одним окном, из них среднее и северное украшены затейливыми наличниками. Над прямыми перемычками тех же двух окон были сделаны кирпичные разомкнутые вверху фронтоны в стиле Московского зодчества конца XVII и начала XVIII века. Окно южной апсиды было без украшений.

На северном фасаде находилось 7 окон. Из них 2 левых, т. е. ближайших к абсидам, вполне напоминают церковное зодчество средней России половины XVII века: по бокам их поставлены по две колонки с балясинками посредине, а сверху, над перемычками, сделаны кокошники в виде фронтонов с двумя дугами по сторонам. Остальные 5 окон северного фасада — обыкновенные, современного типа. Внизу под левою парою окон шел поясок из углубленных квадратов, в которые были вставлены поочередно: кирпичный кубик, поставленный на угол, и пара маленьких кирпичных кувшинчиков, или балясинок. Правее левой пары окошек находился вход в храм, сделанный в виде изящного перспективного портала, с затейливой отделкой. Сверху входа по стене шел широкий пояс из зеленых кафелей. По южному фасаду окна были расположены в два яруса. Правая пара окон по своему положению соответствовала левой паре северного фасада и имела кирпичные наличники, отчасти напоминающие наличники монастыря Саввы Звенигородского (XVII в.). Под этими окнами, в нижней части стены, шел такой же пояс из углубленных квадратов, как и на северной стороне. Левее этой пары окон были расположены еще 9 окон, из них 5 в верхнем ярусе и 4 в нижнем. Правая нижняя пара окон была украшена по бокам кирпичными полуколонками, остальные же 2 окна, так же как и 5 верхних, имели современный тип.

Глава была поставлена над восточною частью прямоугольника. В шее ее проделаны узкие окна с дугоообразными перемычками. Над окнами шел поясок из кружал с заостренными подвышениями. Западная стена была совершенно гладкая, без дверей и с одним обыкновенным окном. Восточная часть здания, имевшая особые нарядные окна, фигурные пояски и главу, и была церковь. Остальная часть здания, пристроенная позднее, представляла собой обыкновенные жилые помещения, находящиеся в двух ярусах. Вход в церковь находился на северной стороне, но он вел не прямо в церковь, а в переднюю, находившуюся перед кухней. Левая сторона передней была западной стороной церкви; этой стеной ограничивался храм с запада, до пристройки к нему остального здания. В ней находился вход в самую церковь, устроенный также в виде перспективного портала, но менее изящного типа, нежели первый. По обеим внутренним сторонам входа находились колонны. В притворе церкви своды были сомкнутые, с большими распалубками. В главном храме опорных столбов не имелось, и барабан был поставлен прямо на своды.

Храм был необычайно высокий, в два света. Сверху, на западной стороне, были устроены хоры. В алтарной части, по бокам среднего окна находились 2 колонки. О времени построения этой церкви нет никаких сведений, но судя по деталям фасадов, ее можно отнести к XVII веку, а в некоторых частях даже и к началу XVIII. Иконостас 5-и ярусный, хорошей работы. На правой стене находилась икона Казанской Божией Матери (26х26 см), имелась еще древняя, но поновленная местная икона святого Пантелеймона со Спасителем (53,5х44,7 см), а также икона Смоленской Божией Матери, тоже древняя, поновленная (53,5х44,7 см).

Напротив юго-западного угла церкви был похоронен один из защитников Севастополя, офицер 10 артиллерийской бригады, земский начальник Псковского уезда Борис Михайлович Шатилов. 22 июля 1763 года здесь, в загородном архиерейском доме, в возрасте 37 лет скончался псковский епископ Гедеон Криновский (Кринов). Он заболел по дороге из Санкт-Петербурга в Псков, был вынужден остановиться и, недолго проболев, скончался. В конце XVIII века церковь пришла в ветхость, службы в ней не производились. С XIX века церковь святого Пантелеймона была приписана к Снетогорскому монастырю. В середине XIX века церковь Святого Пантелеймона пришла в запустение. В начале 1880-х годов церковь Пантелеймона Дальнего была восстановлена благодаря энергии и щедрости Псковского губернатора М.Б. Прутченко. Вероятно, тогда же была построена небольшая островерхая колоколенка в псевдорусско-готическом стиле.

В 1904-1905 годах было построено здание школы псаломщиков. Это здание было построено по инициативе и на деньги псковского архиепископа Арсения. Автор проекта школы псаломщиков неизвестен. 1 октября 1905 года церковнопевческая «Арсеньевская» школа псаломщиков была открыта. 24 августа 1923 было принято первое постановление о закрытии церкви святого Пантелеймона. 5 октября 1923 года было принято окончательное постановление о закрытии Пантелеймоновой церкви. В мае прихожане ходатайствовали об открытии Пантелеймоновской церкви, однако 28 мая 1924 года их ходатайство было отклонено. 25 июня 1924 года церковь и имущество были переданы Псковскому уездному исполкому. Трест «Псковкирпич» обратился в Псковский окрисполком с ходатайством о передаче в егопользование строений бывшего Пантелеймонова монастыря.

16 марта 1930 года Псковский окрисполком принял постановление: «Помещения бывшегоПантелеймоновского монастыря в части, не занятой школой, передать в пользование кирпичного завода «Череха-Луковка». Строения монастыря сильно пострадали в ходе боевых действий во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Немцы организовали здесь склад, а затем взорвали. Колокольня стоит рядом с бугром, в котором погребены развалины храма. Во время Великой Отечественной войны рядом с монастырем проходила линия «Пантера», и в нескольких метрах от колокольни сохранился дот.

5 октября 2009 года Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий дал благословение настоятелю псковского храма св. Александра Невского протоиерею Олегу (Тэору) на создание прихода св. Великомученика Пантелеймона в бывшем монастыре Пантелеймона Дальнего. Территория около монастыря находится в запущенном состоянии и восстанавливается силами храма Александра Невского. 30 июля 2013 года в монастыре Святого Пантелеймона Целителя (Дальнего) благодаря поддержке благотворителей из Москвы началась реставрация разрушающейся колокольни с воротами. 5 октября 2013 года на территории бывшего монастыря проводилась осенняя уборка. 27 марта 2014 года были привезены колокола для отреставрированной колокольни. Пять колоколов были изготовлены в Воронеже на средства благотворителей. На самом большом из колоколов изображен Святой Целитель Пантелеймон, вес колокола составляет 60 килограммов. В апреле 2014 года Псковская городская Дума проголосовала за предоставление православному храму Александра Невского в безвозмездное пользование объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой (Арсеньевская школа) нач. ХХ вв.». 30 апреля 2014 года в день Обретения мощей преподобного Александра Свирского Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий с клиром храма святого Александра Невского совершил освящение колоколов для колокольни восстанавливающегося бывшего монастыря целителя Пантелеймона (Дальнего). Неподалеку находится и святой источник, который местные жители считают исцеляющим.

bibliopskov.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.