ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке.

Преображенская церковь на Ордынке или в Ордынцах


Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Варлаама Хутынского, "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1783 и 1836.
Архитектор:В.И.Баженов (трапезная), О.И.Бове (храм)
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г.Москва, ул. Большая Ордынка, 20

Координаты:55.74148, 37.62466
Проезд:ст/м Третьяковская


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Flash rockin' man
1 января 2015
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Юрий Красильников
8 сентября 2007
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Чупринин Михаил
19 марта 2006
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1997
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
23 декабря 2013
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
evg.izmailov
17 сентября 2011
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Чупринин Михаил
30 октября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1989
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1987
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1985
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 марта 2014
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Элемент лепнины на восточном фасаде храма
Иванов Дмитрий
17 апреля 2010
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Завершение колокольни
Иванов Дмитрий
17 апреля 2010
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Нижний ярус колокольни, служащий притвором
Юрий Красильников
8 сентября 2007
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Южный портик трапезной
Юрий Красильников
8 сентября 2007
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Южный портик основной ротонды
Юрий Красильников
8 сентября 2007
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Южный портик трапезной
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Южный портик основной ротонды
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Одно из окон основной ротонды с окном-люнетом над ним
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Купол основного объема с "термальным" окном в его основании.
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Нижний ярус колокольни, служащий притвором
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Колокольня - верхние ярусы
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Татьяна
15 августа 2004
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
ВераТ
7 апреля 2010
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
ВераТ
7 апреля 2010
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
ВераТ
7 апреля 2010
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Юрий Красильников
8 сентября 2007
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Юрий Красильников
8 сентября 2007
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото из книги Архитектурные памятники Москвы/ ред. И. Е. Бондаренко М. 1904-1906
Андрей Агафонов
1 января 1904
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
??
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Юлия,  4 декабря 2005

Иначе называется по главному престолу - Преображенская церковь на Б.Ордынке (или "в Ордынцах").

В летописи впервые упоминается в 1571 г., когда храм носил имя Варлаама Хутынского. Основан при митрополите Варлааме в 1523 г. Престол Преображения Господня известен с 1625 г.

Каменная церковь построена в 1683-1685 гг.

После прославления в 1688 г., находящейся в нем иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", за храмом закрепилось название этого чудотворного образа.

В конце XVIII в. западная половина храма с 3-х ярусной колокольней переделана архитектором В.И.Баженовым.

Во время пожара 1812 г. храм пострадал. Вновь перестроен в 1831-1836 гг. архитектором О.Бове на средства братьев Куманиных и А.А. Долгова.

Храм закрыт в 1930 г., колокола сорваны и уничтожены. Во время войны внутри помещался запасник Третьяковской галереи, благодаря чему внутреннее убранство осталось в целости и сохранности. Вновь храм был освящен в 1948 г.

Рядом сохранились чугунная ограда XIX в., дом притча, которые тоже стоят на государственной охране.


Статью добавил(а): Игорь Демин,  12 октября 2008

Классицистический облик храма сочетается с традиционной планировкой XVII века «кораблем», при которой храм, трапезная и колокольня расположены по оси восток-запад. Нынешний храм возник в результате постепенной перестройки церкви 1683-1685 гг. и в целом сохранил ее планировочное решение.

Вначале были перестроены колокольня и трапезная. Заказчиком переделки храма был купец Афанасий Долгов, чей дом находился на противоположной стороне Б. Ордынки (сохранился в перестроенном виде). Упомянутый купец был родственником выдающегося архитектора Василия Ивановича Баженова; вполне объяснимо, что он заказал перестройку именно ему. Постройки Баженова относятся к 1791 году. Колокольня стала круглой в плане, трехъярусной, увенчанной куполом и золоченой главой. Нижний ярус украшен колоннами ионического, средний - полуколоннами коринфского, верхний, на котором расположены колокола - пилястрами композитного ордера. По обеим сторонам трапезной, получившей характерный для классицизма план прямоугольника с закругленными углами, возведены ионические четырехколонные портики. Эффектно выглядят круглые окошки, размещенные над входами и окнами трапезной, в тимпанах ее фронтонов, а также на нижнем ярусе колокольни.

Позднее, в 1828-1836 годах, основной объем церкви был перестроен О. И. Бове. Из квадратного в плане он стал ротондальным. В интерьере ротонды по окружности расположены 12 ионических колонн, поддерживающих массивный барабан с прямоугольными окнами. Барабан увенчан сферическим куполом с четырьмя «термальными» полукруглыми окнами в основании. Такие же окна-люнеты, обрамленные мощными архивольтами, размещены над крупными окнами нижнего яруса ротонды. Мотив круга, начатый еще в «баженовской» части постройки, продолжает и практически сферическая глава. Апсид у храма нет, алтарь размещается в особо выделенной восточной части ротонды.

По обеим сторонам ротонды О. И. Бове добавил двухколонные ионические портики, перекликающиеся с ионическими же баженовскими портиками трапезной, но не повторяющие их буквально. Украшающий их лепной фриз и карниз с модульонами продолжается по всей окружности ротонды.

В советское время (в начале 1930-х годов) храм был закрыт, но, по счастью, избежал разрушений - лишь колокола были сброшены и уничтожены. Во время войны здесь размещались запасники находившейся неподалеку Третьяковской галереи. Ее сотрудники, понимавшие художественную ценность церкви, в немалой мере позаботились о сохранении интерьеров. А вскоре после войны храм был возвращен верующим и вновь освящен в 1948 году. Все это способствовало тому, что этот памятник архитектуры, созданный двумя знаменитыми московскими архитекторами, сохранил и внешний облик и интерьеры, включая иконостас, созданный по проекту О. И. Бове, и чугунные плитки пола, выполненные по его же рисунку.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  21 сентября 2014

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского. В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма.

Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста. Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

Более подробные сведения об истории храма вы можете подчерпнуть из книги Е. А. Мусориной и С. И. Выстрелкова, посвященной храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Книга всегда имеется в наличии в церковной и свечной лавке, а также библиотеке храма.

http://ordynka.com/history


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  6 февраля 2018

Свой нынешний облик Скорбященская церковь на Большой Ордынке приобрела после пожара 1812 года. Возможности сохранить основной храм ХVII века не было, однако трапезная и колокольня, выстроенные Баженовым, пострадали не так сильно, и О.И. Бове, которому поручили переустройство церкви, обошёлся с ними весьма деликатно, органично вписав в существующий архитектурный контекст свою церковь-ротонду с куполом, венчающим низкий световой барабан. Говоря о "баженовских элементах", следует отметить, что в данном случае Баженов впервые дал тот тип трапезной, который впоследствии получил столь широкое распространение в московской храмовой архитектуре: невысокий, почти квадратный в плане объём со скруглёнными углами. Этой "округлости" трапезной соответствует и колокольня - "совершенная по форме", как аттестует её сабашниковский путеводитель. Она составлена из трёх последовательно уменьшающихся цилиндров, поставленных друг на друга. Таким образом, Бове лишь довёл до логического завершения заданную Баженовым скруглённость очертаний храма, явив и высокий вкус, и чуткость к архитектурному материалу. В итоге первопрестольная получила один из выдающихся памятников "своего" - московского - ампира. Кстати, об ампире. Мы привыкли видеть Скорбященскую церковь в классическом ампирном - охристо-белом - одеянии. Между тем такая разновидность колера - не единственно возможная. Были эпохи, когда храм представал перед москвичами бледно-розовым с белыми деталями. То есть подобная окраска, с исторической точки зрения, вполне допустима и сейчас. Но, учитывая то, что ордынская церковь находится между двумя "только красными" храмами - свт. Климента в Климентовском переулке и Воскресения Христова в Кадашах, - бледно-розовую окраску решено было не применять. Чрезвычайно изящна и сдержана лепнина Скорбященской церкви. Систему лепных украшений составляют медальоны с головками херувимов и растительный орнамент. В сравнении с орнаментальным буйством барочных церквей декор ордынского храма выглядит даже "скудновато". Купол покоится на низком световом барабане, прорезанном большими окнами. В верхней части барабана - фриз, украшенный тонкой лепниной с растительными мотивами. Существенной особенностью купола являются четыре полукруглых окна в его основании. Большие окна самого храма, оформленные пилястрами и резными карнизами, открыты солнечному свету, благодаря чему пространство основного храма всегда, даже в не слишком яркий день, освещено очень хорошо. Кроме того, окна выполняют и декоративную функцию, задавая вертикальное членение фасадов ротонды, которая без этого выглядела бы чересчур приземистой. С южной и северной сторон ротонды мы видим портики, покоящиеся на колоннах ионического ордера. Дверной проём оформлен пилястрами.

"Круглый главный храм орнаментирован великолепно, - сообщал путеводитель "Прогулки по Москве", вышедший в 1917 году в издательстве Сабашниковых, - двери его (со двора) совсем "светские" по характеру украшения... Внутри храма необычайное богатство... Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева приделы прп. Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", по одному из которых ныне зовётся весь храм. По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное. Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину - изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица (Христос, например, в бороде, с выбритыми усами) взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение (эта картина находится сейчас в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца ХVIII - начала ХIХ веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок".

Стоит добавить, что прежде холодный и тёплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застеклённой же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма "галерейным". Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются. Нетронутыми остались (после принятия в 1933 году облисполкомом решении о закрытия церкви и передаче здания Третьяковской галерее под архитектурный кабинет) восточная часть храма (собственно ротонда с великопным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и прп. Варлаама Хутынского. Росписи во время ремонтных работ 1947-1948 годов были частью забелены, поскольку на их полноценную реставрацию не хватило средств. Свой настоящий вид храм иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке приобретал в два этапа. В 1780-е годы В.И. Баженов выстроил существующую ныне трапезную с двумя приделами и колокольню. А в 1820-1830-е годы О.И. Бове возвёл восточную часть храма, ротонду. С 1948 года регентом храмового хора был Н.В. Матвеев (его называют "великим регентом ХХ столетия"). Он создал хор, получивший признание не только в церковных, но и в профессионально-музыкальных кругах. Ценители церковной музыки особенно старались попасть в Скорбященскую церковь 8 ноября, когда хор Матвеева исполнял "Литургию Иоанна Златоуста" П.И. Чайковского, не звучавшую в советскую эпоху более нигде - ни в других храмах, ни в светских концертных залах. Великолепный хор звучал внутри, но снаружи храм был безгласен. В 1961 году жильцы писательского дома в соседнем Лаврушинском переулке, потребовали "убрать колокольный звон". Убрали. В 1974 году храмовое здание отреставрировали. В частности, лепной фриз ротонды получил недостающие детали.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №89, 2014 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.