В конце XIX века село Рогожня находилось в полуверсте от Тулы (ныне это территория Центрального района города). Название села происходит от названия урочища Рогожня, в котором в давние времена было поселение, насчитывавшее чуть более десяти домов. Урочище дало имя и колодцу — одному из трех крупнейших, снабжавших Тулу питьевой водой до устройства в городе водопровода.
В приход, кроме села Рогожня, входили деревни Масловка, Гостеевка, Басово, Ново-Басово, Зимаровка и Шиши. П.И. Малицкий пишет, что каменный приходской храм во имя Преображения Господня был построен, вероятно, в 1759 году, кем и на какие средства - неизвестно. Трапезную храма разобрали из-за ветхости в 1827 году. В 1841 году на средства благотворителей трапезную выстроили вновь. В ней, согласно П.И. Малицкому, были приделы во имя Смоленской иконы Божией Матери и во имя евангелиста Иоанна Богослова.
P.P. Лозинский в своей работе «Страницы минувшего» упоминает в Рогожинском поселке храм во имя иконы Смоленской Божией Матери с приделами в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и преподобного Алексия, Человека Божия.
П.И. Малицкий сообщает также: «Неподалеку от храма находится каменный памятник в виде усеченной пирамиды, завершающейся железным крестом. Этот памятник стоит на том месте, где стоял летний архиерейский дом вместе с домовой церковью и со всеми приспособлениями. Дом этот был выстроен в 1800 г. первым Тульским и Белевским епископом Мефодием, по перенесении кафедры из Коломны в Тулу. Этот дом существовал до 1810 года, когда загородный архиерейский дом был построен близ Щегловской засеки». Храм получил серьезные разрушения в 1941 году при обстреле немецко-фашистскими захватчиками Рогожинского поселка в дни обороны Тулы.
В июле 1945 года здание обследовал представитель «Госархстройконтроля». Он отмечал в отчете: «...своды и верхнее строение крыши с кровлей отсутствуют, кирпичные стены имеют вертикальные трещины, двухэтажная кирпичная колокольня значительно повреждена в верхнем ярусе, шпиль сильно накренился, перемычка одного из световых проемов особенно разрушена и грозит обвалом». И — вывод: восстановление здания в качестве церкви нецелесообразно, так как требует больших материальных затрат.
Решение нужно было принимать быстро: оставление храма в аварийном состоянии могло закончиться обрушением. Видимо, городские власти решили разобрать полуразрушенное здание.