Храм в стиле изысканного петербургского барокко расположен в исторической части Тулы в окружении деревянных зданий XIX в. Храм Вознесения Господня расположен в Зареченском районе Тулы. Эта часть города начала активно заселяться к началу XVII в., после стали появляться построенные на средства оружейников храмы.
Первое упоминание о Свято-Вознесенском храме содержится в «Строенной книге Тульского посада» и относится к 1646 г. Вторым свидетельством о существовании храма в этот период является обретенный в XIX в. в церкви «холщовый антиминс, священнодействованный в 1680 г. Никитою, епископом Коломенским при Иоанне и Петре Алексеевичах и Патриархе Иоакиме». Прихожанами храма стали кузнецы и слободские казенные крестьяне.
Вероятнее всего, первая церковь была деревянной. К 1712 г. по благословению Антония, епископа Коломенского на средства купца Андрея Владимирова был построен каменный храм. Церковь была «благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием». Однако в храме отсутствовали приделы, что не позволяло служить две литургии в один день.
В 1744 г. от Преосвященного Саввы (Шпаковского), епископа Коломенского была получена храмозданная грамота, разрешающая строительство каменного предела во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, которое не удалось осуществить из-за обнаружившейся ветхости храма. В 1754 г. по просьбе прихожан епископ Коломенский Гавриил (Кременецкий) храмозданной грамотой разрешал построить новую двухэтажную каменную церковь: верхнюю – во имя Вознесения Господня и нижнюю – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
К 1755 г. нижняя церковь уже была построена по проекту заводского механика капитана Козьмы Сокольникова, украшена и освящена на новом антиминсе протоиереем Василием Ивановым. В 1774 г. строящееся здание пострадало от пожара. Верхняя церковь вместе с колокольней из-за недостатка средств была достроена только к 1787 г. и освящена Коломенским протоиереем Григорием Ивановым. Возведение существующего храма длилось более 30 лет.
В 1755 г. был освящен основной престол, а его отделка продолжалась до 1787 г., в связи с недостатком денежных средств. Строительство Вознесенского храма в своём завершающемся этапе производилось под руководством выдающегося механика и архитектора Тульского оружейного завода Козьмы Семёновича Сокольникова.
Столь протяженным сроком строительства, возможно, объясняется заметное несоответствие плоскостных фасадов (в стиле классицизма) роскошным и пластичным формам светового барабана (в стиле барокко). Главы церкви были позолочены, кровля выполнена из «белого листового железа».
Верхний храм освятили во имя Вознесения Господня. Именно поэтому здание сочетает в себе сразу два архитектурных стиля – плоские фасады в стиле классицизма и роскошные, пластичные формы светового барабана в стиле барокко. По своим размерам церковь почти в полтора раза меньше соседнего храма Николы Зарецкого, но сразу так и не скажешь. Этому способствует ее расположение на высоком месте, высокие пилястры (плоские прямоугольные выступы стены), объединяющие основной объем в единое целое, а также мощный купол на высоком барабане. Пышная композиция, затейливые украшения фасадов (растительный орнамент и ангелы), граненый купол, изящный венчающий фонарик, изысканные наличники, овальные окна второго света – все это барочные мотивы. В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 г., в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» стиль Вознесенской церкви определен как «петербургское барокко».
Исследователь тульского зодчества В. Н. Уклеин давал высокую оценку этому храму: «Без преувеличения и без скидки на провинциальность можно сказать, что архитектура завершающей части церкви Вознесения является самой красивой по формам, богатой по пластике, выдающейся по творческому потенциалу своего автора среди всех сохранившихся в Туле памятников первоклассного барокко».
Общая пышность композиции, усложненный план, прихотливые раскреповки антаблемента, ничего не несущие колоны и по-барочному граненный купол могли бы служить хрестоматийным образчиком декоративных приемов барокко. Изумительно хорош венчающий фонарик, решенный с редкостной творческой фантазией и изяществом. Иконы храма принадлежали кисти известного тульского иконописца того времени, купца Григория Ивановича Белоусова. До наших дней сохранились иконы, написанные им для иконостаса Успенского собора Тульского кремля.
К Вознесенскому храму указом Св. Синода в XVIII в. был установлен крестный ход.
«В описи при одном деле 1787 года говорится, что Вознесенская церковь внутри имела всё должное благолепие и снаружи была отделана в возможном совершенстве, глава на ней была позлащенная, вся церковь покрыта белым листовым железом, весь иконостас позлащён и украшен иконами, из коих некоторые имели серебряные позлащённые венцы и все писаны Тульским купцом Григорием Белоусовым, известным иконописцем того времени». Колокольня был довольна простой, она строилась одновременно с храмом, во второй половине XVIII в. По описи 1787 года на ней имелось 6 колоколов.
В XVIII в. по исследованиям протоиерея Г. Панова прихожане были по большей части «казённые кузнецы и ямщики. В 1780 г. к церкви приписана была рота солдат при канцелярии. С открытием Тульского кадетского корпуса под видом Александровского училища несколько увеличился и приход. С 1856 г. все служащие при корпусе стали относится с требами к особенному корпусному священнику».
В 1800 г. благодаря увеличению числа прихожан, согласно их прошению, штат храма определен в два причта: два священника, один диакон и два псаломщика.
В 1824 г. стараниями купца Ивана Владимирова в нижней церкви бы устроен придел во имя св. вмц. Варвары. В 1834 г. сгорел иконостас верхнего храма с Белоусовскими иконами – за исключением чудесно сохранившейся иконы великомученицы Варвары. «Современники сочли это за особенное действие милости среди гнева Божия». Иконостас верхнего храма был сделан заново к 1844 г. Немного позже вновь устроен и позолочен иконостас в нижней церкви купцом Петром Владимировым. С 1883 г. при приходе существовала церковно-приходская школа. Наиболее чтимыми святынями храма на 1895 год являлись икона "Скорбящей" Божией Матери, икона великомученицы Варвары и частица мощей великомученика Пантелеймона.
В 1912 г. был отремонтирован верхний храм, а в 1914 г. – нижний. В этот период при храме существовала библиотека, насчитывающая 74 тома, частные школы грамоты и одна церковно-приходская школа. Причт по прежнему состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков.
После революции настоятель храма протоиерей Александр Богословский примкнул к обновленческому движению, о чём свидетельствуют «Епархиальные ведомости» 1924 - 1927-х гг.
В 1929 г. на заседании президиума Зареченского районного совета Рабочих и красноармейских депутатов было принято постановление о закрытии Вознесенского храма. В начале 1930-х гг. храм был закрыт, после чего здание Вознесенской церкви служило складом, колокольню снесли. Здание поставлено на госохрану в 1960 г., согласно постановлению Совета Министров РСФСР. В 1961 г. в бывшем храме находилась мастерская «Союзшахтоосушения». Позже храмовые помещения служили в складских хозяйственных целях. В 1992 г. обезображенную Вознесенскую церковь возвратили Тульской епархии.
Расположенная на возвышенности церковь Вознесения Господня – типичное для барокко монументальное строение, несущее самые яркие черты архитектурного стиля: высокие пилястры объединяют основной объем храма в единое целое, мощный купол покоится на высоком барабане. Соответствует барочной пышности и вся композиция здания, и затейливые украшения фасадов, и граненый купол с венчающим его фонариком. Взгляды туляков и гостей города издалека притягивают нарядные наличники, овальные окна второго света и причудливая лепнина.
Впечатляет внешний облик храма. Пышная композиция, украшения фасадов в виде растительного орнамента и ангелов, «всевидящее око», граненый барабан, изящный фонарик, наличники, овальные окна второго света – все это барочные мотивы.
В ходе археологических изысканий в храме был найден старинный антиминс (четырехугольный плат с зашитыми в него частицами мощей мучеников, на котором совершается богослужение), освященный в 1680 г. К наиболее чтимым святыням храма относились икона Скорбящей Божией Матери (точная копия с чудесно явленной иконы в Санкт-Петербурге в 1888 г.), икона великомученицы Варвары и часть мощей великомученика Пантелеймона. В 2000-е гг. Вознесенский храм расписывали тульские художники во главе с иконописцем-монументалистом Вячеславом Вячеславовичем Желтковым.
С 2008 г. по решению Епархиального Совета храм является миссионерским, поэтому в Вознесенской церкви располагается миссионерский отдел Тульской епархии.
С сайта: Паломничество в Тулу, храм Вознесения Господня – Азбука паломника (azbyka.ru)