Щегловский монастырь был образован в 1859 году известным московским купцом и промышленником В.И. Макарухиным на земле летней архиерейской дачи близ Щегловской заставы в 7 верстах от Тулы. Строителем назначается иеромонах Никандр (Кондратов; + 18.05.1866 г.). Производителем строительных работ назначается Гавриил Васильевич Бочарников (30.03.1804 - 04.02.1880 г.г.). В этой должности он пробыл с 1859 по 1866 гг. Проектировку строений и территории осуществлял его сын - Александр Гавриилович Бочарников (1833 - 13.03.1886 г.г.). Он был дипломированным архитектором Императорской Академии Художеств. Весь комплекс монастыря был построен в течение 6 лет.
20.05.1860 г. был заложен первый камень Соборного храма в честь иконы Божией Матери "Млекопитательница", как и прочие здания: колокольня над въездными воротами, братские корпуса, стены с угловыми башнями, настоятельские покои с домовой церковью в честь Успения Божией Матери. 09.06.1863 г. была совершена первая Божественная литургия в новом храме. В том же году строительство обители прерывается из-за угрозы обрушения центрального купола храма "Млекопитательницы". Но по ходатайствам влиятельных людей, в числе которых был управляющий Тульской казенной палатой Н.И. Ждановский, строительство было продолжено.
08.09.1864 г. главный монастырский храм был торжественно освящён. Верхний храм (холодный) имел 3 придела: центральный - Божией Матери "Млекопитательница". К 1864 г. все здания Щегловского монастыря были достроены. Всего на возведение обители было пожертвовано В.И. Макарухиным 500 тысяч рублей серебром плюс к этому 30 тысяч серебром на содержание. В мае 1865 г. купец М.М. Струков пожертвовал 42 десятины пахотной земли в с. Глухие Поляны в пользу обители.
14.05.1865 г. состоялось решение Тульского городского общества - ходатайствовать перед Епархией и Святейшим Синодом об учреждении Богородичного монастыря в Щеглове. Главным инициатором был городской голова Н.Н. Добрынин и с ним еще 100 человек. 16.06.1865 г. решение было отправлено Преосвященному епископу Никандру, но владыка отложил ходатайство по причине финансовых разногласий на год. К 1867 г. все разногласия были улажены и было решено приурочить утверждение монастыря к чудесному избавлению Императора от грозившей ему опасности покушения 04.04.1866 г. Высочайшим соизволением и определением Святейшего Синода 30.09.1868 г. монастырь был учреждён. Г.В. Бочарников принял монашество с именем Герман в 1866 г. и привозит с Афона святыни: часть Древа Животворящего Креста Господня, часть Камня Гроба Господня, частицы мощей вмч. Пантелеймона и преп. мчч. Евфи-мия, Игнатия и Акакия. В соборном храме находился дивный образ Божией Матери "Млекопитательница" в серебряной ризе с бирюзовыми и красными украшениями. Судьба его неизвестна.
В 1880 г. В.И. Макарухин переселяется в монастырь, и с этого же года начинается совершение ранних Божественных литургий, на что было выделено 10 тысяч рублей серебром.
С 1882 г. начинается строительство гостиницы в два этапа: 1882 -1884 гг., и расширение до 23 номеров в 1891-1892 гг. В 1884 г. строится хлебопекарня и трапезная.
В 1886 г. скончался архитектор монастыря А.Г. Бочарников, погребён около могилы его отца в храме Божией Матери "Млекопитательница". 24.05.1886 г. заложен камень храма в честь преп. Никандра Пустынножителя Псковского с приделами в честь равноап. кн. Владимира и вмч. Пантелеймона (1891-1892 гг.), освящён 24.09.1889 г. архиепископом Тульским и Белевским Никандром.
В 1890 г. скончался основатель монастыря схимонах Варсонофий (В.И. Макарухин), погребён в левом приделе нижнего храма Божией Матери "Млекопитательница". Его приемником в 1894 г. становится его племянник Н.Ф. Мусатов. За 30 лет пребывания в обители им было построено: Александровская школа для бедных детей на 100 человек, монастырская больница, сначала на 10 мест, а затем на 25. На его средства построен двухэтажный дом на территории обители. Н.Ф. Мусатов жертвует 18 тысяч рублей серебром на по строение Покровского подворья в Туле. За год до кончины он принимает монашество с именем Никанор, и тогда же был рукоположен в иеромонахи с возложением обязанностей благочинного. Скончался 22.04.1915 г., погребён рядом с могилой его дяди-схимонаха Варсонофия.
На рубеже XIX-XX в.в. обитель имела около 117 гектаров земельных угодий; хозяйство - достаточно внушительное: два пруда, пасека, конюшни, скотный двор и огород.
Упразднение обители произошло в 1920-1922 г.г. Монахов разогнали, храмы опечатали, землю национализировали. 14.03.1922 г. уполномоченным Губоно Поповым был составлен акт об окончательном закрытии монастыря. Храмовая утварь была перевезена в нынешний г. Киреевск для использования при Богослужении в новом храме. Известно, что икона вмч. Пантелеймона из Щегловского монастыря находится сейчас в Эстонии в Пюхтицком Успенском монастыре. Колодец близ Никандровского храма копали сами монахи, иеромонах Геронтий рассаживал деревья в парке, иеромонах Варсонофий после закрытия монастыря служил в храме вмч. Димитрия Солунского.
Колокольня
Главный вход в монастырь образуют святые врата, устроенные под аркой нижнего яруса колокольни, возвышающейся посреди западной стены монастырской ограды, в виде особой башни, непосредственно выходящей Из стены, как ее составная часть. Святые врата представляют собой железную, кованую двустворчатую решетку с внутренним запором на створах. Решетка врат составлена из геометрических фигур, расположенных в 42-у четырехугольниках, в верхней части створок врат надписание: 1864 года. Решётка врат была украшена многими бронзовыми медальонами с рельефными изображениями на них. Над вратами, с западной стороны, в особой раме, в виде выступа на стене помещалась Иверская икона. Непосредственно над аркой святых врат высится башня колокольни, первый ярус ее – четырехгранный - заканчивается двухскатным верхом на каждой стороне, а на углах и по середине каждой стороны выступают подвесные колонки, завершающиеся главками-маковками с крестами. Верхний ярус - восьмигранный, с четырьмя пролетами, каждый завершается двойной аркой, разделяемой гирькой. По верху карниза - ряд стрельчатых кокошников. Над ними возвышается восьмигранный, пирамидальный, усеченный шатер крыши, окаймленный вверху также венцом стрельчатых кокошников. Кровля завершается луковичной главой с маковицей, которая служит основанием водруженного в ней шестиконечного креста. Пролеты (или просветы) каморы, где висят колокола, огорожены деревянным балясником. Всех колоколов - девять, отлиты они в 1861 г. в Харькове: вес колоколов: 208 п. 23 ф., 107 п. 37 ф., 52 п. 39 ф., 26 ф., 11 п. 27 ф., 6 п. 17 ф., 2 п. 39 1/4 ф., 1 п. 26 1/2ф., 37 п. 37 1/4 ф. Общий вес колоколов 421 п. 32 ф. Главный шатер колокольни, а также и ее детали крыты листовым железом и окрашены медянкой.
Храм Божией Матери Млекопитательница
Внутри монастырской ограды, почти на середине площади, на расстоянии около 21 м от колокольни на восток, возвышается главный храм обители во имя Богородицы Млекопитательница. Само название иконы "Млекопитательница" связано с глубокой древностью: по преданию икона с таким названием находилась в Лавре преп. Саввы Освященного (+532) близ Иерусалима, в ХШ веке была перенесена св.Саввою, архиепископом Сербским, на св. гору Афон в Хилендарский монастырь, откуда во множестве списков распространилась по России. Вероятно, благочестивый иконописец хотел сюжетом иконы подчеркнуть Богочеловеческое естество Иисуса Христа: Богоматерь кормила млеком Христа как истинно принявшего человеческую плоть опасения ради рода человеческого.
Храм в честь иконы Божией Матери Млекопитательница по своей величественности, красоте наружного и внутреннего оформления, глубо продуманного основателем оснащения, церковной утвари и иконам вполне быть отнесен к благоустроенным соборным храмам. Архитектрура храма, сохраняя чисто русские национальные формы, ранне построенные здания церквей, а имеет свои особенные черты. Каменное здание кубической формы имеет два этажа и вместительное помещение, позже ставшее усыпальницею строителя храма и его ближайших сотрудников.
Первоначально храм был задуман одноглавым, позже, по желанию В.И. Макарухина, были добавлены четыре шатра и храм стал пятиглавым. Деревянные стропила, покрытые листовым железом на четыре скат, окрашенные медянкой, образовали достаточно сложное завершение храма. Над крышей возвышаются пять куполов в виде отдельных восьмигранных башен со стрельчатыми кокошниками по верхнему краю и с пирамидальным покрытием каждая. Пять глав с вызолоченными маковицами (яблоками) увенчаны шестиконечными крестами. Кресты медные, вызолоченные. В среднем куполе восемь окон с полукруглым верхом. На восточной стороне выступает троечастная алтарная апсида, с средним наибольшим выступом. Части алтарной апсиды разделены гранитными полуколоннами в высоту стены, от фундамента до карниза. Для стока дождевой воды с крыши были проведены 14 водосточных труб.
Естественному (дневному) освещению храма содействовало большое количество окон: в верхнем (холодном) храме их было 22, которые имели одиночные рамы полукруглые вверху без железных решеток, в нижнем храме - 22, были четырехугольные, небольшого размера, с двойными рамами и железными решетками. В притворах верхнего и нижнего этажей по четыре окна.
Вход в храм был один, с западной стороны. Над входной дверью в стене находилась икона Нерукотворенного Образа живописной работы, написанная на железной доске, а вверху стены - крест. Над входной дверью внутри притвора - икона Киево-Печерской Божией Матери. Из притвора для входа в верхнюю церковь сделана каменная лестница с 16 ступенями. В верхнем храме три престола: в центре - во имя иконы Божией Матери Млекопитательница; правый, южный придел - во имя Рождества Иоанна Предтечи, левый, северный - во имя Василия Блаженного. Пол в храме деревянный, крашеный, солея и алтарь на две ступени выше самой церкви. Клиросы ограждены деревянными резными позолоченными балясниками. Своды храма, равно как и купол, утверждены на четырехкаменной кладке, четырехугольных столбах, находящихся посередине церкви, карнизы вверху арок позолочены. Иконостас верхнего храма устроен в 1859 году столярной работы, весь с резьбой, позолочен и состоял из трех ярусов. Царские Врата - резные, сквозные, позолоченные в середине.
В нижнем теплом этаже храма было предположено устрить три престола, но к 1895 году было только два: в центре - св. Иосифа Песнописца, св. Георгия иже в Малеи и в северном приделе - во имя Рождества Христова. По свидетельству Н.И. Троицкого, нижний храм ни в устройстве, ни в убранстве своем не представлял чего-либо примечательного.
На юго-восток от главного храма Богородицы Млекопитательница на расстоянии около 20 м от него находится небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы. По времени - это первый храм на территории монастыря: он устроен вместе с монастырской оградой прямо в юго-восточной ее башне, к которой непосредственно примыкают и настоятельские келии. Таким образом, Успенская церковь являлась домовой. Здание каменное, малого размера, без колокольни, покрыто листовым железом, крыша окрашена медянкой, крест на куполе железный, позолоченный. В куполе два окна, а в самой церкви девять окон с двойными рамами и железными решетками. При строительстве церкви в ее фундамент были положены четыре кирпича, привезенные иеромонахом Никандром из Киево-Печерской Лавры и там освященные. Из той же Лавры привезена небольшая икона Успения - копия Киевской, которая помещалась над царскими вратами. Освящение храма и антиминса состоялось 9 июня 1863 года.
Храм Богородицы Млекопитательница был летним храмом и отопления не имел. В непосредственной близости от него, к северо-востоку, в 1886г. было заложено новое здание теплого (отапливаемого) храма, который был освящен 24 сентября 1889 года. В 1889 году отмечалось 25-летие пребывания архиепископа Никандра на Тульской кафедре. Новый храм был посвящен памяти преподобному Никандру Псковскому - покровителю маститого Владыки. В связи с тем, что в зимнее время молящихся собиралось больше, чем мог вместить храм преп. Никандра, в 1891-92гг. племяником В.И. Макарухина, Николаем Феодоровичем Мусатовым, с западной стороны была сделана пристройка, вдвое увеличившая площадь храма. Полукруглые своды на дугообразных арках и крестовидный план здания придают ему массивность и величие. Голосники в сводах дают прекрасную акустику.
Основные даты жизни монастыря:
1860 год. 8 мая - закладка храма в честь иконы Богородицы Млекопитательницы, начало строительства комплекса будущего монастыря.
1863 год, 9 июня - освящение церкви Успения Божией Матери.
1864 год, 8 сентября - освящение главного храма монастыря - церкви во имя иконы Богородицы Млекопитательницы.
1868 год, 22 июня - учреждение монастыря.
1889 год, 24 сентября - освящение храма в честь Преподобного Никандра (расширен в 1891-92 г.г.)
1895-96 г.г. - построено новое здание Александровской церковно-приходской школы на ул.Щегловской (ныне ул.Кирова).
1901 год - освящение церкви во имя святой великомученицы Раисы при Александровской церковно-приходской школе.
1909 год, декабрь - освящение домовой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы при Покровско-Пантелеимоновском подворье Щегловского монастыря.
1915 год, 25 февраля - окончание строительства перестроенной и расширенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
1921 год, сентябрь-октябрь - закрытие монастыря, конфискация имущества, роспуск братии.
1990 год, 2 ноября - территория и здания бывшего монастыря возвращены церкви.
1991 год, 7 апреля - первое богослужение в монастыре.
1991 год, 18 июля - Священный Синод благословил открытие монастыря.
http://obitel-tula.narod.ru/hystory.htm