ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тула. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы, Иверской иконы Божией Матери, Леонтия Ростовского
Архитектурные стили:Узорочье, Нарышкинский
Год постройки:1692.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Тульская область, г. Тула, ул. Благовещенская, д. 4

Координаты:54.196658, 37.616417


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
KONDORFOTO
19 мая 2018
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
28 марта 2015
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Наталия
27 сентября 2014
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Алексей Кротов
16 декабря 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Алексей Кротов
16 декабря 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
алтарная часть
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
6 августа 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Илья Лепетян
14 августа 2019
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Печка Александр
21 января 2016
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Печка Александр
21 октября 2015
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Вид в створе Благовещенской ул.
Наталия
27 сентября 2014
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Мономах
26 марта 2009
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Pavel
17 июня 2005
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1999
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Главка колокольни
Наталия
27 сентября 2014
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Вход в крещальню
Наталия
27 сентября 2014
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
владимир
16 августа 2013
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
JuNe
10 июня 2006
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
JuNe
10 июня 2006
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
JuNe
10 июня 2006
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
JuNe
10 июня 2006
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
JuNe
10 июня 2006
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Pavel
1 июня 2005
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Pavel
1 июня 2005
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Иконостас
Наталия
27 сентября 2014
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Роспись купола
Наталия
27 сентября 2014
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Алтарь
Золотухина О.М.
13 мая 2013
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Ворота Благовещенской церкви
Вячеслав Маслов
14 декабря 2016
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Доска на фасаде справа от входа
Наталия
27 сентября 2014
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Непонятная надпись на фрагменте стены...
JuNe
10 июня 2006
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
JuNe
10 июня 2006
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1902
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, архивное фото.
Елена Григорьева
??
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Арсений Тюпин
7 января 2021
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Тула - Тула, город - Тульская область
Арсений Тюпин
7 января 2021




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Pavel,  29 июня 2005

Благовещенская церковь - единственная из сохранившихся каменная церковь кон. XVII в. в Туле. Согласно надписи на каменной плите, вделанной в стену паперти, храм был построен в 1692 г.: «В лета 7200 при державе благочестивейших царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича». Писцовая книга 1625 г. упом. эту церковь (тогда еще деревянную) в следующем контексте: «...на Ильинской улице, от городских Пятницких ворот» стояла «церковь бревяна, клетики, венец и гребни изолочены... колокольня на четырех столпах...». Видимо, к кон. XVII в. деревянная церковь сильно обветшала, была разобрана и на ее месте построена каменная церковь.

По типу постройки храм Благовещения можно отнести к так называемым «московским» церквам: к собственно церкви с вост. стороны примыкает апсида, а с зап. — трапезная, как тогда называли, по монастырскому обычаю, теплую пристройку в храмах. За трапезной находится колокольня. Почти кубический объем Б. ц., украшенный по углам пучками из трех тонких колонок («дудочек»), опоясан широкой лентой карниза со сложным кирпичным «узорочьем». Надкарнизная часть стен украшена рядом пластинчатых полукруглых кокошников. Церковь покрыта на 4 ската и завершена пятиглавием, барабаны которого покоятся на квадратном основании, украшенном с каждой стороны кокошником, и не имеют оконных проемов. Все пятиглавие - чисто декоративный элемент, лишенный практического назначения. Луковичные главки виртуозно выполнены из кирпича и первоначально были покрыты черепицей, вероятно, зеленоватого цвета. Под зданием устроены просторные подвалы, охотно снимавшиеся окрестными купцами для размещения в них складов. Внутреннее бесстолпное пространство церкви перекрыто единым сомкнутым сводом. К северо-западному углу трапезной примыкает высокая, увенчанная шатром, колокольня, построенная, видимо, одновременно с церковью. На высоком четверике, украшенном кокошниками, поставлен также высокий четверик, но со слегка скошенными углами. Необычна форма окон на гранях; узких и высоких в среднем ярусе и треугольных - в верхнем. Колокольня завершена крохотным шатром.


Статью добавил(а): Татьяна Кокот,  19 июля 2012

Располагается Благовещенская церковь с западной стороны от стен Кремля. Первое упоминание о церкви находим в Писцовой книге г. Тулы за 1625г.: «На Ильинской улице от городовых от Пятницких ворот церковь древена клецки во имя Благовещения Преч[истыя] Б[огороди]цы, а в церкви образ местной Благовещения Преч[истыя] Б[огороди]цы… да придел Блаженного Василия, двери царские на беле, сосуды церковные, и ризы, и книги, и колокола строенье попа Кузьмы Ортемьева».

Как свидетельствует запись, в деревянном, вероятно небольшом по размерам храме, было два престола: главный освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный – в честь Московского блаженного Василия, Христа ради юродивого, прославленного вскоре после кончины в конце XVI в. В статье протоиерея Александра Никаноровича Иванова (1822-1916), преподавателя Тульской духовной семинарии, члена редакции газеты ТЕВ и ее ответственного редактора с 1867 г., находим описание Благовещенской церкви со ссылкой на список с писцовых книг за 1687 год. К этому времени попом Иоанном с прихожанами храм заново построен из дерева, и в нем назван только один главный престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Трапезная упоминается без придела (возможно, он еще не был обустроен). На 4-х столбах была установлена колокольня с семью колоколами. С южной и западной сторон и на восток от алтаря располагалось кладбище. Рядом с ним находилась богадельня, приютившая 12 нищих.

В 1692 г. на деньги бывшего ее священника иеромонаха Феодосия, строителя Троицкого Астраханского монастыря, построена пятиглавая каменная «вечного ради поминовения по отце своем схимнике Феодосии, и по матери Марии, и по подружии своей Екатерине, и по своей грешной душе и по прочих своих родителях. И аще будет который священник сооружитель в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, и он бы пожаловал, в забвение не положил, и у святого жертвенника за просфиромисанием и на ектениях имена их поминал, да и сам поминован будет у престола Высшего Судии», – сообщает надпись на каменной плите храма, расположенной в настоящее время на стене справа от паперти.

В середине XIX в. текст ее был переведен с церковнославянского языка и в полной редакции опубликован прот. А. Ивановым со следующим комментарием: эта церковь есть один из многих памятников благочестивого усердия духовенства к созиданию и украшению церквей  «вечного ради поминовения». В новом храме с главным престолом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы устроен новый теплый придел во имя Епископа Леонтия Ростовского чудотворца, мощи которого были обретены нетленными в 1073 г., через сто лет после мученической кончины и прославились чудесами и знамениями.

В 1760 г. после ремонта придел был заново перестроен и расширен. Со временем из-за недостатка освещения в храме, начались работы по распространению окон. Страшное наказание Божие – пожары, один за другим, постигли Тулу в первой половине XIX в. Сведения о них известны были и в XVII и в XVIII веках, когда выгорали значительные части города. Лето 1834 г. было очень жарким и засушливым. В праздник святых апостолов Петра и Павла днем загорелся дом возле храма, в котором в этот день был престольный праздник. Сильный ветер распространил огонь на соседние дома, захватил Оружейный завод и далее через реку Упу перебросился в Заречье. Спустя десять лет, в 1844 г. Тула снова загорелась. Когда огонь стал приближаться к Благовещенской церкви, прихожане обратились к заступничеству Царицы Небесной и вышли навстречу с новой, написанной в 1840 г., иконой Иверской Божией Матери. Это была точная копия с афонского списка, который находился в Москве в Иверской часовне. Матерь Божия, по молитвам прихожан чудесным образом остановила движение ветра к Благовещенскому храму. Огонь тут же затих. Благодарные жители решили устроить в храме придел в Ее честь. Имевшийся придел Святителя Леонтия был перенесен в левую часть трапезного храма, а правый с помощью пожертвований горожан расширен и в нем помещена для поклонения чудотворная Иверская икона. Тульский купец И.С. Ломов пожертвовал для ее украшения серебряную ризу.

Согласно документам Госархива Тульской области, к середине XIX в. храм имел следующий вид: стены внутри расписаны, пол в алтаре и трапезной вымощен каменными плитами, а в самой церкви в основном чугунными, общее количество окон равнялось 22. Над трапезной размещалась колокольня с семью колоколами. Глава над ней и пять глав над церковью были обиты листовым железом и окрашены медянкой. Небольшой приход накануне революции состоял из пяти кварталов. По социальному составу это были: церковнослужители с семьями – 29 чел., дворяне – 36 чел., мещане – 110 чел., крестьяне – 51 чел. Общая численность прихожан составляла 226 чел. В церковном штате находились священник, диакон и псаломщик. Общие размеры земли возле храма с погостом составляли 587 кв. саженей. В 1891 г. в церковном доме открыта церковно-приходская школа, которая содержалась за счет доходов с пекарни под домом и калачной лавки около дома. В 1915 г. в ней обучалось 25 мальчиков и 15 девочек.

Октябрьский переворот в начале ХХ в. оказался страшнее любого пожара. Он кардинально изменил  течение спокойной размеренной жизни прихожан. Приходы разбились на два лагеря. В 1927 г. из 30 действующих храмов половина стала обновленческой с перевесом в «1 голос». Прихожане Благовещенской церкви обновленчество не приняли. По спискам, имеющимся в архивных документах до 1930 г., они причислены к течению староцерковников. В судьбе самого здания принадлежность прихожан к тому или другому течению не играла роли. Закрывались и сносились и одни, и другие. К Благовещенской церкви отношение было особое. Вопрос о ее сохранности рассматривался новой властью еще в 1928 г. Но под охрану, как памятник архитектуры  XVII в., государство поставило здание только в 1946 г. и … использовало под склад. Трудами протоиерея Ростислава Лозинского, в конце 70-х годов расчищена от слоя штукатурки в притворе каменная плита с записью о построении церкви. О древности здания вспомнили и в 1982г. Оно было передано на баланс краеведческого музея.

С возрождением духовной жизни в конце XX в. в Центральном районе г. Тулы была создана православная община, которая обратилась в органы местной власти с просьбой передать им один из закрытых храмов. Решением Тульского горисполкома 22 февраля 1990 г. им была отдана Благовещенская церковь. Новый настоятель храма протоиерей Лев Махно (первым настоятелем был прот. Николай Пикуза) с помощью производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры принимает практические меры по составлению проектно-сметной документации и проведению конкретной работы, направленной на подготовку храма к эксплуатации в зимний период, созданию необходимых условий для отправления в нем богослужений. Благая весть об открытии первой в конце ХХ в. в годы оттепели церкви быстро разнеслась по городу. Люди потянулись  к церкви из разных концов города и … ужаснулись от увиденного. Грязные, обгорелые стены, потолки. На окнах – одеяла. Несколько прислоненных к стене иконок, а рядом ящичек для свечей. Во время богослужения бабушки плакали от радости. Первые шаги в православную жизнь многие  сделали в этой церкви.

XXI век. Ощущение мира, покоя и радости воцаряется в душе, как только входишь в церковный двор. Слева строится двухэтажное здание будущего Дома для престарелых. Далее - церковный дом, где находится крещальня, освященная в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Под старинные своды храма ведут ступеньки. Сквозь витражи на окнах в главной его части и через цветные стеклышки в приделе  проглядывают солнечные лучики. Под резными сенями размещены  на стенах иконы святых. Благоговейным, трепетным отношением к Пресвятой Богородице пропитан весь дух храма. На стене в Ее честь устроен отдельный иконостас из 35 икон, в центре которого Божия Матерь Казанская. Храмовая икона – Благовещения – расположена на предалтарном иконостасе справа от Царских врат. Чудотворная икона Иверской Божией Матери в годы изгнания находилась в храме 12 Апостолов. По возвращении домой ее снова поместили в правый придел. Величественная, красиво украшенная, с любовью встречает всех молящихся. Как и иконы преп. Сергия Радонежского, святых апостолов Петра и Павла, Иверская икона часто мироточит.

Источник: Л. Захарова. Тульские епархиальные ведомости, №4 (93), апрель 2009


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков,  31 октября 2012

Благовещенская церковь 

Сведения о приходе относятся к XVII в. С 1692 г. деревянная церковь на келейные деньги иеромонаха Троицкого Астрахан-ского монастыря Феодосия, бывшего священника Благовещенской церкви Феофилакта Федорова перестроена в каменную. Престолы: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь иконы Иверской Божьей Матери и во имя свт. Леонтия Ростовского. Закрыта не ранее 1930 г.

Ф. 214, III кат., 59 ед. хр., 1776-1917 гг., 1 оп. (хронол., машинопись).


Статью добавил(а): Андрей Семенов,  30 марта 2018

Благовещенская церковь занимает положение почти в центральной части г. Тулы, невдалеке от р. Упы. Самыя ранние сведения о приходе этой церкви относятся к XVIІ ст. Из писцовых книг этого времени видно, что приход этой ц. состоял большею частью из посадских людей, казенных кузнецов и, так называемых, богаделенных нищих. До 1800 г. прихожане этой церкви были рассеяны по разным, часто отдаленным местам города, но в этом году определен настоящий район прихода. Всех прихожан в приходе числится 117 д. м. п. и 173 ж. п., но доходит иногда и до 860 человек обоего пола. До 1692 г. Благовещенская церковь была деревянная. В писцовой книге 1625 г. она показана с приделом Василия блаженного. А в писцовой книге 1687 г. она показана уже с одним престолом во имя благовещения и строителем ее значится поп Иван с прихожанами.

Настоящая каменная церковь построена в 1692 г., как видно из сохранившейся на стене надписи, на келейные деньги Троицкого Астраханского монастыря строителя иеромонаха Феодосия, бывшего священника Феофилакта Феодорова при Благовещенской церкви. В церкви устроен был придел во имя св. Леонтия Ростовского. Как очень тесный, придел этот в 1700 г. был расширен и заново устроен на правой стороне трапезы: тогда же и настоящая церковь „живописным художеством была постепенно росписана". В 1858 г., по желанию прихожан и при содействии других граждан, пристроен, вместо прежнего Леонтиевского, новый придел, в честь Иверской Божией Матери с правой стороны трапезы, которая при этом значительно была распространена, а придел св. Леонтия перенесен на левую сторону. Иконостасы храма подвергались переделке – в приделе св. Леонтия в 1810 г., в настоящем храме в 1824 г., и в последний раз в 1888 г. Наиболее чтимые иконы храма: образ св. мчк. Антипы очень древнего письма и образ Иверской Божией Матери.

На содержание храма, получаются % с 1700 р. и 108 р. в год арендной платы с подвалов под церковью. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. На содержание причта получается 100 р. % с вкладного капитала. Усадебной земли церковной 587 с. С 1892 г. при церкви существует церковно-приходская школа.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., стр. 12


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  15 июля 2020

Тульский храм Благовещения Пресвятой Богородицы - поистине драгоценный самоцвет в оправе каменной городской архитектуры. Он является самым древним православным храмом Тулы, сохранившимся по сей день. Церковь расположена в самом центре старинного города, но в окружении современной архитектуры её не так-то легко разглядеть. Когда-то её главки и купола были видны издалека, равно как и слышен далеко разносившийся по округе колокольный звон. Благовещенский храм был устойчивым географическим ориентиром в Туле, благо место его постройки выбрали удачно. Рядом оказались торговые ряды, где всегда оживлённо и людно, а поблизости располагался Тульский кремль, сердце старинного города оружейников. Первое упоминание Благовещенской церкви в официальных документах, дошедших до нашего времени, датируется 1625 годом. В тогдашней писцовой книге она фигурирует как деревянное строение с приделом, освящённым во имя святого Василия Блаженного. Спустя 62 года в документальных источниках упоминается ещё один престол - в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, причём ряд краеведов полагает, что на тот момент он уже мог оставаться единственным на весь храм. Писцовые книги ХVII столетия весьма скудно описывают состояние Благовещенского храма и жизнь его прихода. Известно, что большую его часть составляли посадские люди, а также "казённые кузнецы", которых немало было в граде оружейных дел мастеров. Жили в приходе и так называемые богадельные нищие.

Вплоть до 1692 года Благовещенская церковь оставалась деревянной, после чего было решено возводить каменное здание. На сегодня в точности неизвестно, что явилось тому причиной. Скорее всего, очередной пожар, уничтоживший, либо сильно повредивший в самом начале 1690-х годов прежнее здание храма. Так или иначе, но в 1692-м каменный Благовещенский храм уже существовал. С небольшими переделками и незначительными изменениями его первоначальный облик сохранился до сегодняшнего дня - именно таким это здание и строилось, тем оно сегодня и ценно с исторической и архитектурной точки зрения. В новом здании церкви был оборудован боковой придел, во имя святителя Леонтия Ростовского его освятили в том же 1692 году, а в честь Иверской иконы Божией Матери, особо почитаемой туляками, он был освящён намного позже. Интересным историческим свидетельством своей эпохи является примыкающая к трапезной Благовещенского храма высокая колокольня. Она шатрового типа, что в период строительства всего церковного комплекса было большой редкостью. Дело в том, что Патрирх Никон, занимавший с 1652 года патриарший престол, активно боролся с тем, что он называл "обмирщением" русского церковного зодчества. И шатры в архитектуре были предметом особого запрета: в каждой выданной Патриархом храмозданной грамоте непременно предписывалось "храмы возводить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить".

Тем не менее, строители Благовещенской церкви сумели обойти этот запрет, поскольку официально он касался лишь устройства и форм завершения основных церковных объёмов, не касаясь звонниц. Поэтому колокольня этой тульской церкви имеет шатёр на вполне разрешительных основаниях. История сохранила для потомков имя инициатора возведения Благовещенского храма в камне и его главного мецената. Это священник, прежде служивший в старой, деревянной церкви Благовещения, известный в мире русского православия как старец Феодосий. Его мирское имя - Феофилакт Фёдоров, и происходил он из торговой семьи уважаемого в Туле купеческого рода. Его отец Феодосий Кириллович в молодости содержал лавку "в калашном ряду, против кружечного двора", однако позднее отошёл от мирских дел, приняв монашество и схиму. Его примеру последовал и сын, имевшей жену и сыновей, но избравший духовную жизненную стезю. На сегодняшний день в точности неизвестно, в какой временной период Феофилакт Феодосиевич служил священником в Благовещенском храме Тулы, однако в 1666 году он уже был иеромонахом Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в городе Воскресенске (ныне Истра). А четверть века спустя, уже известный в православных кругах как старец Феодосий, бывший тульский священник Благовещенского храма, стал игуменом Троицкого монастыря в астраханском кремле. Феодосий часто вспоминал родной город. Покинув Тулу, он желал всем сердцем оставить здесь о себе хорошую память. Здесь были его корни, к тому же оставались родные братья: Афанасий был иеромонахом, а иеродиакон Мефодий также служил в Благовещенской церкви. Вместе с Мефодием Феодосий решил собрать деньги на постройку каменного здания храма Благовещения пресвятой Богородицы.

Согласно исторической справке о храме, памятнике истории и архитектуры, опубликованной в 1999 году в "Вестнике Тульской Православной классической гимназии" №2 священнослужителем Евгением Лапенковым, "постройка каменного храма была осуществлена на "келейные деньги" старца Феодосия (в миру Феофилакта Фёдорова, бывшего священника в то время ещё деревянной церкви Благовещения) и на оброчные доходы с земли в Туле". В данном случае "келейные" означают личные средства старца Феодосия. Вместе с доходами от церковных земель они составили необходимый капитал для постройки нового здания храма. Информация об этом содержится на каменной плите, вытесанной из белого известняка, сохранившейся до наших дней в притворе Благовещенской церкви. Сведения на ней вырезаны славянской вязью, текст датируется ХVII веком. Впервые он был опубликован "Тульскими епархиальными ведомостями" в 1862 году, а спустя 16 лет плита была очищена от нескольких слоёв цемента, извести и краски, после чего клирик Тульской епархии, протоиерей Ростислав Лозинский провёл научное исследование и полностью расшифровал текст. Придел храма, освящённый во имя Леонтия Ростовского, поначалу располагался внутри основного объёма здания, покуда в 1760 году не был перенесён в правую область трапезной, предварительно расширенную для этого. Тридцать лет спустя тесовую кровлю храма заменили железной, а также растесали окна храмового алтаря. В 1804 году расширили и другие оконные проёмы, вследствие чего внешний облик Благовещенской церкви слегка изменился.

Середина ХIХ столетия в жизни Благовещенской церкви была ознаменована обустройством правого храмового придела (1858), который заменил волею прихожан прежний Леонтиевский придел. Для этого к южному фасаду трапезной добавили пристрой ассиметричной формы. Новый придел был освящён в честь Иверской иконы Божией Матери, которая пребывала в храме. Придел же Леонтия Ростовского перенесли на левую сторону трапезной. Таким образом прихожане Благовещенской церкви решили воздать должное светлому Иверскому образу, который, по их мнению, спас и храм, и всю Тулу от губительного пожара 1850 года. По некоторым другим данным, этот пожар мог произойти десятью годами ранее. Согласно церковному преданию, огонь разгорелся поблизости от храма Благовещения. При этом поднялся сильный ветер, пламя могло перекинуться на церковное здание, а затем и на другие городские постройки. Чтобы утихомирить огненную стихию, из церкви вынесли Иверский образ, после чего ветер стих, и пожар удалось потушить. В городе сразу заговорили о чудотворной иконе, и местные купцы не преминули обновить для неё богатый оклад.

Во второй половине ХIХ столетия приход церкви Благовещения Пресвятой Богородицы увеличился, превысив численностью 600 человек. В связи с этим в храме активизировалось социальное служение: в 1892 году здесь открылась церковноприходская школа, увеличился приток обездоленных людей в богадельню при храме, о деятельности которой документальные источники свидетельствовали ещё в 1785 году. Однако уже с началом нового ХХ столетия ситуация стала меняться. Число прихожан и вообще верующих как в Туле, так и по всей России постепенно уменьшалось, поскольку революционные идеи атеизма и богоборчества стали занимать умы и настроения всё новых и новых людей, прежде всего выходцев из рядов городского пролетариата. После революции в храме ещё довольно долго продолжались богослужения. Только в 1932 году двери его были закрыты для прихожан, и власти стали срочно подыскивать зданию новых хозяев. Пора безвременья для Благовещенской церкви растянулась до 1990-х годов. В её здании долгое время размещался склад товаров Росглавбакалеи, а поблизости с храмом, буквально под его стенами, была построена автостанция. При этом ни новые хозяева здания, ни его соседи и не думали хоть как-то заботиться о сохранности исторического памятника, уникального для тульской городской архитектуры. Более того, поскольку складские помещения в окнах не нуждались, оконные проёмы заложили кирпичом, полностью нарушив циркулирование воздуха внутри храма. Вследствие этого в здании шёл интенсивный процесс гниения товаров, в особенности зерновых, стала проявляться и накапливаться сырость, медленно разрушавшая как фасады, так и внутреннее убранство, в особенности уникальные настенные росписи. Фрески стали блёкнуть, штукатурка крошиться и рассыпаться, а деревянные конструкции начали попросту гнить. Ещё больший ущерб был нанесён церковной колокольне. В её фундаменте и на фасадах стали появляться и расти трещины, так что очень скоро можно было наблюдать очевидный крен здания. Положение ухудшало и присутствие рядом автостанции. Когда же здание храма окончательно сочли негодным для хранения в нём товаров, его законсервировали, попросту заколотив двери, благо окон в храме уже давно не было.

Фактически здание Божиего дома было брошено и обречено на медленное умирание. Как часто бывало в России, имя этого тульского храма носила улица, на которой он стоял - Благовещенская. С приходом советской власти её переименовали в Советский переулок - Советская улица в Туле к тому времени уже была, - но историческая справедливость впоследствии восторжествует, и в 1995-м она вернёт своё дореволюционное название, и по сей день пребывая Благовещенской. Конечно, ни историки с краеведами, ни городская общественность во главе с прихожанами не оставляли попыток спасти здание храма. Совместными усилиями удалось добиться того, что в 1960 году бывшая церковь Благовещенская, согласно постановлению Совета Министров РСФСР, была взята под охрану государством как памятник истории и древней архитектуры. После этого храм начали постепенно приводить в порядок, как того требовал его теперешний статус, однако процесс был вялотекущим. Первая за все годы советской власти реставрация была организована только в начале 1970-х годов. Её проводили тульские и московские специалисты, рабочие треста "Росреставрация". Их работа затронула лишь ряд архитектурных деталей храма и его подклетную чать. Здание по-прежнему продолжало постепенно разрушаться.

Подлинное возрождение храма началось с 1990 года, когда Тульский облисполком постановил возвратить его верующим и после необходимого ремонта возобновить проведение богослужений. Тогда же был зарегистрирован и приход. Однако перспектива возобновления богослужений в старинном храме поначалу представлялась весьма отдалённой. Его здание по-прежнему находилось в аварийном состоянии, и после обследования экспертными комиссиями был вынесен категорический вердикт: эксплуатацию запретить, службы не проводить. На тот момент через церковные своды уже пролегла рассекающая их глубокая трещина, так что из дугообразных перекрытий уже начали один за другим выпадать кирпичи. Впереди отчётливо замаячил угрожающий исход - окончательное закрытие. Положение было столь серьёзно, что даже приходское собрание сочло восстановление его здания невозможным, "ввиду огромного объёма строительных и ремонтно-реставрационных работ, а также учитывая заключение экспертных комиссий о непригодности храма к эксплуатации". Поэтому собрание прихожан направило митрополиту Тульскому и Белёвскому Серапиону, а также в Тульский горсовет просьбу закрыть Благовещенскую церковь, а взамен передать её общине городской храм Апостолов Петра и Павла. Тем не менее, среди верующих Тулы нашлось немало людей, вознамерившихся спасать древнюю церковь. Они объединились вокруг протоиерея Льва Махно, настоятеля тульского храма Двенадцати Апостолов, который летом 1990 года был назначен и главным радетелем о Благовещенской церкви. Вместе они приложили максимум усилий для того, чтобы восстановить церковное здание. Участники тех событий вспоминали: только одного мусора из храма и прилегающей к нему территории было вывезено около сотни тракторных прицепов. Затем настала очередь электричества и отопительной системы, оперативно проведённых и установленных в здании. Проход был перекрыт надёжной чугунной оградой. Все работы осуществлялись на добровольные пожертвования туляков. Ещё осенью 1990-го для реставрации церковных куполов были установлены строительные леса. На следующий год в храм по приглашению настоятеля о. Льва Махно прибыли московские специалисты. Кровля храма была полностью заменена, а купола покрыли специальной красной медью, ярко блестевшей при солнечном свете. Внутри храма строители отремонтировали своды и потолки, заделали многочисленные трещины, предотвратив опасность разрушения здания. Также пришлось проводить в здании целый комплекс дренажных работ, в частности осушать глубокие подвалы храма. Там, в подалтарной области была обустроена ризница, а под основным объёмом храма в течение всего ремонта работала столярная мастерская, обеспечивая строителей и реставраторов всеми необходимыми деревянными конструкциями.

Весна 1991 года для Благовещенской церкви была ознаменована возвращением её звонов. Усилиями многочисленных друзей и радетелей о храме были найдены и возвращены оригинальные колокола, отлитые в ХVIII-ХIХ веках. Они были сняты с его звонницы ещё в годы советской власти. В марте, в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, прихожане собрались вокруг родного храма, чтобы воочию увидеть водружение на Благовещенскую колокольню её семи "звонов". Самый большой из них весит 22 пуда, как по старинке принято измерять тяжесть звонов, а наименьший - один пуд. Наиболее древний благовещенский колокол датируется 1771 годом, а возраст самого "молодого" - на столетие меньше. Через год, 7 апреля 1992 года, в престольный праздник, прихожане церкви отметили трёхвековой юбилей постройки каменного храма. К этой знаменательной дате было приурочено и торжественное освящение главного престола храма. Три года спустя Благовещенская церковь обрела ещё один престол, освящённый во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали". Летом 2009 года свой нынешний вид обрели и купола. Их заново отреставрировали - главный купол основного объёма здания был покрыт традиционным для русских храмов сусальным золотом, а малые главки стали синего цвета, который символизирует в православной традиции Богородицу. На колокольне Благовещенской церкви установлены новые часы. Их монтажом занимались специалисты филиала Российской академии наук из подмосковной Черноголовки. Часы стали заменой прежнему настенному хронометру дореволюционных времён, утраченному в годы советской власти. На четвёртом веку своей славной и многотрудной истории храм Благовещения Пресвятой Богородицы остаётся одной из главных исторических и архитектурных достопримечательностей Тулы, без которой трудно представить сегодняшний город русских оружейников.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №390, ООО "Де Агостини", 2020


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  16 июля 2020

"Дивный изумруд древнего града", - так тульский священнослужитель и краевед Евгений Лапенков называл в своих работах церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Между тем этот храм был и остаётся довольно типичным примером небольших по размерам российских церквей с пятиглавием, которые относятся к "московскому" типу русского храмового зодчества.

Опубликованный в 1925 году справочник "Вся Тула и Тульская губерния" называет эту церковь ещё и узорчатой. Председатель Тульского отдела Общества сохранения памятников искусства и старины в России, граф Юрий Олсуфьев при описании этого храма в 1914 году отмечал: "Церковь построили сомкнутым сводом с декоративным пятиглавием. Характерны для эпохи барокко оконные наличники; особенно красивы декоративные карнизы вокруг всего храма". Отличительные черты московского стиля, присутствующие в Благовещенской церкви, - это сочетание в едином храмовом ансамбле "холодной" и "тёплой" построек, а также наличие не восьмигранника, более применимого в русских храмах ХVII столетия, а четверика. К тому же его куб, богато декорированный кокошниками, необычно высок для архитектуры своего времени и имеет скошенные углы. Бесстолпное пространство Благовещенской церкви перекрывает сомкнутый свод. На нём установлены пять барабанов, увенчаннных куполами луковичной формы. При этом каждый из барабанов покоится на квадратном основании, украшенном со всех сторон кокошниками. Луковичные главки храма искусно сложены из особого кирпича. Первоначально они были покрыты черепицей, скорее всего, зелёного цвета. Основания барабанов заметно выступают над кровлей, которая в этом храме устроена на четыре ската. Барабаны пятиглавия лишены оконных проёмов, конструктивной нагрузки и какой-либо практической функции. Всё пятиглавие Благовещенского храма является чисто декоративным элементом.

Оригинально декорированная Благовещенская колокольня, "зелёная с золотом в шатре", которой храм во многом обязан столь образному сравнению краеведа Лапенкова, установлена, скорее всего, в одно время с остальными постройками этой церкви, не позднее конца ХVII столетия. Конструктивно колокольня церкви примыкает к северо-западной области трапезной. Она довольно-таки высокая, однако шатёр, которым завершается вся постройка, весьма невелик: его высота едва достигает одной шестой общей высоты колокольни. Для сравнения, более древние русские звонницы имели шатры в одну треть, а то и почти в половину общей высоты колокольни. В основе главки колокольни лежит металлический каркас, сверху он покрыт листоым железом. По своей структуре колокольня родственна основному объёму: также необычно высока, первый ярус представляет собой четверик, он тоже украшен кокошниками. Ныне на колокольне, как встарь, установлены семь колоколов. Весь периметр основного объёма храма опоясывает широкий карниз со сложными узорами, говорящими о мастерстве декораторов: украшения сложены из кирпичей, стоящих на рёбрах либо под углом к плоскости фасада. Нарядный карниз имеет горизонтальное членение - раскрепован. Надкарнизная часть украшена рядом полукруглых кокошников, причём они размещены без увязки с осями расположенных ниже окон. По углам основное здание церкви декорировано так называемыми дудочками - тонкими колонками. Оконные проёмы храма, расширенные на рубеже ХVIII-ХIХ веков, размещены так, что опоясывают его двумя рядами окон. Это порождает зрительную иллюзию, что здание Благовещенской церкви двухэтажное, однако внутри - единое пространство. Этот приём нередко использовался в русском церковном зодчестве на исходе ХVII столетия. Оконные проёмы храма разнообразны: узкие, высокие, арочные, треугольные.

Трапезная Благовещенской церкви небольшая, даже с учётом того, что была расширена в 1858 году. В этой части храмового ансамбля располагается второй придел церкви, освящённый в честь Иверской иконы Божией Матери. В целом здание церкви не отягощено массивными конструкциями; дополнительное ощущение лёгкости придаёт всему храмовому комплексу белый колер фасадов. Перестройки и другие перемены во внутренних интерьерах тульской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы исторически связаны, прежде всего, с ХVIII веком. Именно тогда трапезная храма была расширена, потому что в её правую область был перенесён придел, освящённый во имя святителя Леонтия Ростовского (1760). Согласно историческим источникам, тогда же церковь была "живописным художеством постенно расписана". Благовещенский храм и сегодня по праву гордится красочными росписями, неизменно привлекающими многочисленных туристов. В храме есть и придел, освящённый в честь Иверской иконы Божией Матери. Все три престола существуют в этой церкви и поныне. От первоначального внутреннего убранства в храме сохранился лишь образец фигурного литья, датируемый поздним Средневековьем, которое в России затянулось чуть ли не до петровских времён. Это чугунные плиты, вмонтированные в каменные полы трапезной части храма. Они покрыты оригинальным рисунком, и сами плиты составляют своеобразный художественный орнамент. Меценаты дарили Благовещенскому храму щедрые подарки. К примеру, представитель тульской династии "самоварных королей" Иван Сергеевич Ломов, служивший старостой одной из городских церквей, пожертвовал богатую серебряную ризу для чудотворной Иверской иконы Божией Матери.

Согласно описи 1862 года, на иконах и утвари Благовещенской церкви имелось более четырёх пудов чеканного серебра 84-й пробы, не считая драгоценных окладов богослужебных книг. При этом искусствовед и реставратор Юрий Олсуфьев в канун Первой мировой войны свидетельствовал: "Лишь внешний вид церкви сохранился в общих чертах в первоначальном своём виде, тогда как внутри, по-видимому, не осталось ничего, представляющего художественный интерес, за исключением иконы Василия Блаженного, хорошего письма старых традиций, самого конца 17-го или первой половины 18-го века; интересны архитектурные детали на иконе". Реконструкция Благовещенской церкви при советской власти если и были, то затрагивали исключительно фасады здания. Только с 1990 года в храме начались внутренние восстановительные работы. К тому моменту стены здания сильно отсырели из-за того, что здесь долгое время работали холодильные установки, подклет и вовсе был залит водой уже двадцать лет, а окна заложены кирпичом. Великолепные росписи "съела" плесень, местами стены покрывала копоть: вандалы из последней организации-арендатора "Росоптпродторга" разводили в Божием доме костры и жарили шашлыки! В результате здание храма пришлось сушить целых пять лет. За это время вскрылись и другие проблемы. Кем-то, явно со злым умыслом, были преступно срезаны металличекие тяги, что крепили всё здание изнутри. Стальной брус, заложенный ещё первостроителями в кладку куба, был распилен, а доступ к нему замурован. Только опыт мастеров из объединения "Росреставрация" помог спасти Благовещенскую церковь от полного разрушения.

Ещё в октябре 1990 года в храм была возвращена Иверская икона Божией Матери, ранее пребывавшая в тульской церкви Двенадцати Апостолов. Тогда же в честь неё был заново освящён правый придел храма. Иконостас выполнил резчик по дереву Алексей Пятин, а образы для него написал тульский иконописец Игорь Щелоков. Киот для чудотворной иконы сделал резчик по дереву Михаил Сосенков, создатель главного иконостаса Благовещенского храма. Примечательно, что все иконостасы церкви выполнены в различных стилях, потому что их создатели старались придать им изначальный вид, собирая сведения буквально по крупицам. Особое очарование старины придают интерьерам цветные витражи в окнах. А с завершением стенной росписи закончилось и формирование современного внутреннего убранства церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, радующее сегодня и глаз, и душу каждого её постетителя.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №390, ООО "Де Агостини", 2020

Комментарии и обсуждение


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.