ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Харьков. Покровский мужской монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год основания:не ранее 1689.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, г.Харьков, ул.Университетская, 8/10 тел. +38(057) 731 50 30 pokrovsk0vestnik@gmail.com

Координаты:49.991929, 36.229429




Добавить фотографию
Сортировка:


Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Вид на монастырь из здания на пл.Конституции
V.Petrovich
2 февраля 2012
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Вид на храмы монастыря с ул.Клочковской
V.Petrovich
7 мая 2011
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Вид на Монастырь с Клочковской улицы
V.Petrovich
5 мая 2010
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Вид на Монастырь с Лопанской набережной
V.Petrovich
20 апреля 2010
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Вид на Монастырь с Университетской улицы
V.Petrovich
18 апреля 2010
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Вид на Монастырь с Клочковской улицы
V.Petrovich
31 октября 2009
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Вид на Монастырь с Пролетарской площади
V.Petrovich
10 мая 2009
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Dmitro
11 октября 2008
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Храмы и памятники монастыря
V.Petrovich
27 марта 2011
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Dmitro
11 октября 2008
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Dmitro
11 октября 2008
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Архиерейский дом
Сергей Ковров
19 апреля 2018
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Святые врата монастыря
V.Petrovich
31 июля 2012
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
В 1820 — 1826 гг, справа от Покровского собора был построен архиерейский дом - двухэтажное здание в стиле русского классицизма. Сейчас здесь размещается Епархиальное управление.
V.Petrovich
27 марта 2011
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Памятник в честь 200-летия образования Харьковской Епархии освящён 3 октября 1999 года
V.Petrovich
24 сентября 2010
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Памятник в честь 2000-летия Рождества Христова Открыт 10 августа 2003 года
V.Petrovich
22 августа 2010
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Духовная Семинария.Здание построено в 1903 году по проекту епархиального архитектора В.Х.Немкина как корпус келий с трапезной и квартирами для высокопоставленных лиц духовного звания.Освящена 9 октября 2000 года
V.Petrovich
3 апреля 2010
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Dmitro
11 октября 2008
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1942
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1942
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1942
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
1 января 1900
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Фото с сайта Покровского монастыря.
Сергей Ковров
??
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Покровский монастырь. Озерянская церковь без глав и крестов.
Сергей Ковров
??
Покровский мужской монастырь - Харьков - г. Харьков - Украина, Харьковская область
Почтовая открытка
Сергей Ковров
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): V.Petrovich,  17 марта 2011

Памятник в честь 2000-летия Рождества Христова открыт 10 августа 2003 года на территории Свято-Покровского монастыря. Скульптура Иисуса Христа в полний рост стоит на земном шаре, установленном на гранитный постамент. Автор идеи и эскизного проекта памятника- митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Реализовали идею харьковский скульптор И. Ястребов и архитектор М. Ядченко. "Приидите все вернии, Воздадим хвалу Богови"- написано на памятнике. Памятник сооружен на благотворительные пожертвования и средства Харьковской єпархии УПЦ.

Памятник в честь 200-летия образования Харьковской Епархии (16.10.1799-16.10.1999) освящён 3 октября 1999 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины.

http://library.kharkov.ua/lib_druk.php?type=3&year=2003&id=1


Статью добавил(а): Сергей Ковров,  10 апреля 2017

Сей храм является одним из старейших сооружений в Харькове и уцелел из-за строительства в 50-х годах ХVII столетия пограничной крепости, с которой начинался город. Воздвигнут храм в 1689 году, но имена основателей неизвестны. В основании храма находится подклеть, окруженная открытой аркадой. В подклете расположены однопрестольные два теплых храма: Крестовоздвиженский высотой 6 метров, перекрытый крестовыми сводами и другой – во имя трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. На верхнем этаже возвышается однопрестольная летняя церковь в честь Покровы Пресвятой Богородицы. В подвале под храмом устроена усыпальница, в которой хоронили представителей местной знати. Колокольня, возведенная одновременно с церковью, была первоначально связана галереей (большим коридором). В плане колокольня восьмиугольная, по высоте четырехъярусная с подвалом. Своим видом она напоминает оборонную башню.

В 1709 году по указанию российского императора Петра I, посетившего Харьков, крепость была расширена в северном направлении, и Свято-Покровский храм оказался внутри ее территории. Окружавший до этого земельный участок церковь принадлежал изюмскому и харьковскому полковнику Феодору Шидловскому. На участке находилось несколько небольших деревянных жилых и хозяйственных построек и было начато недалеко от храма строительство большого двухэтажного каменного дома с подвалом. В 1709 году владение домом перешло к назначенному харьковским полковником Лаврентию Шидловскому (племяннику Ф. Шидловского), а участок с садом и находящимися к ним строения был отдан князю Кантемиру. В 1726 году по инициативе епископа Белгородского Епифания (Тихорского) и генерал-губернатора Слободской Украины князя М.М. Голицына был создан Свято-Покровский мужской училищный монастырь с Славяно-греко-латинской школой, позже преобразованный в Харьковский Коллегиум. Последний был крупнейшим центром просвещения Слободской Украины до начала XIX века. Свято-Покровская церковь при этом в 1729 году стала монастырской и коллегиумской. В начале ее отремонтировали, украсили внутри, а затем снабдили церковной утварью. В 1732 году на колокольне поместили колокол весом 1,6 тонны.

В соборной церкви находилась чтимая чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Озерянская», которую переносили с 30 сентября по 22 апреля из Куряжского мужского монастыря Крестными ходами. Явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Озерянской» относится в 1710 году, в котором положено основание монастыря в Озерянке. По преданию, эта икона была обретена в конце ХVI века во время татарских набегов в Украину. Господу было угодно прославить Озерянское место, находящееся от села Мерефы в трех верстах явлением святой иконы Пресвятой Богородицы. В Харьковской Духовной консистории находятся документы, в которых говорится: «В сем Куряжском монастыре есть прославленная в давних годах чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, называемая Озерянской. Один из жителей села, косивший траву за лесом, за одним взмахом косы услышал человеческий стон и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и пред нею горящую свечу при корне дерева, здесь же росшего. Косарь, взявши обе половины этого образа, внес в свою хижину, и сложивши оные, поставил в приличном месте и усердно оному помолился, оставив свою работу. На другой день, рано утром, он не обнаружил святыни в своей хижине, ибо она была на месте обретения и была сращена (и была одета),а на самом месте заструился ключ чистой воды». Благочестивый иерей Феодор, настоятель храма Рождества Богородицы, духовно обрадованный явлением чудотворной иконы Богоматери, донес о сем событии своему архипастырю, митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию и с его благословения построил возле явления деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, где была явлена икона. В 1794 году икона была перенесена в Спасо-Преображенский Куряжский мужской монастырь. Когда монастырь был закрыт, образ перенесли в Харьков в Свято-Покровскую училищную церковь, где пребывала восемь лет.

В начале XIX столетия Куряжский монастырь был снова восстановлен и по просьбе братии обители чудотворную икону «Озерянскую» возвратили из Харькова в обитель. В ризнице Свято-Покровского монастыря хранилось много памятников церковной утвари: напрестольная Евангелие, кресты, подсвечники и другие предметы. В усыпальнице были погребены видные священнослужители и граждане, в том числе из рода Квиток, участник Отечественной войны 1812 года генерал от кавалерии князь В.В. Орлов-Денисов и другие. В 1820-1826 гг. при возведении нового архиерейского дома соорудили между ними и храмом галерею-переход, а также устроили трапезную, объединившую храм с колокольней. В 1837 году позолотили купола и кресты. В 1846 году кафедральным собором в Харькове стала Свято-Успенская церковь, к которой была пристроена колокольня, а Свято-Покровскую церковь обратили в главную крестовую церковь архиерейского дома. В 1844-1854 годы храм расписали внутри и устроили отопление горячим воздухом. В 1872-1874 годы расширили трапезную, перестроили лестницу на второй этаж, устроили хоры, а чугуевский живописец И. Бунаков выполнил настенные росписи. Незабываемой страницей в духовном просвещении народа являлась многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарова) – хранителя христианского просвещения, открывшего более 60 храмов, благоустроившего духовные школы и основавшего богословско- философский журнал «Вера и разум» и украсившим монастырь величественным храмом в честь Озерянской иконы Божией Матери. Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери с боковыми приделами – в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и великомученика Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где нашел себе место упокоения владыка Амвросий и другие епископы: Христофор (Сулима), Алоллос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), также в усыпальнице Свято-Покровского храма почивали святые мощи святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившиеся в обители были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работой. Огромную ценность представляли собой кресты ХVII века с мощами святых Киево-Печерских угодников и резной кипарисовый крест работы ХVII века. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на Библейские темы. В монастырской библитеке находились редчайшие издания: Острожская Библия печати 1581 года. Октоихи Московской печати 1618, 1683 годов, Требник Петра (Могилы), митрополита Киевского печати 1646 года, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое. В числе монашествующей братии в 1751 году находилось 11 иеромонахов, четыре иеродиаконов и 10 монахов. Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокурные заводы, скотные дворы и земельные угодия. На протяжении XIX и начала XX вв. в монастыре велись работы по строительству новых зданий и благоустройству территории. Руководили ими епархиальные архитекторы: Краевский, которого сменил Ф.И. Данилов, В.Х. Немкин, занимавший должность до 1906 года, внесший в храмостроение Харьковщины огромный вклад, в том числе и в Свято-Покровский монастырь. По его проекту в обители построены церковь в честь иконы Божией Матери Озерянская, дом настоятеля с главными воротами, корпус келий с трапезной и квартирой для высокопоставленных духовных лиц, изящная часовня и несколько жилых и служебных зданий.

http://church-site.kiev.ua/


Статью добавил(а): Сергей Ковров,  2 января 2018

Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году архиерейской школы в Харьков Белгородским епископом Епифанием Тихорским, позже получившей статус Коллегиума. Главным монастырским храмом в 1729 году по постановлению Священного Синода о присоединении приходской церкви к монастырю стал храм Покрова Пресвятой Богородицы. История не сохранила ни имен строителей, ни других сведений о его возведении, известно лишь, что храм был освящен в 1689 году митрополитом Авраамием. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, непревзойденным произведением украинской архитектуры XVII века. При монастырском Коллегиуме возникла первая библиотека, первый хор, была подготовлена почва для становления храма науки - Харьковского университета. Его основание в 1805 году благословил и приложил к тому немало трудов первый Святитель Харьковской Епархии епископ Христофор (Сулима) - человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор духовного управления, радетель насаждения всеобщего образования. Харьковский Коллегиум славился своими талантливыми педагогами, среди которых особое место занимает самобытный украинский философ и поэт Григорий Саввич Сковорода, преподававший поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие.

Незабвенной страницей в духовном просвещении народа являлась и многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарева) - стража христианского просвещения, открывшего более 60 церквей, благоустроившего духовные школы и основавшего философский журнал «Вера и разум», украсившим монастырь величественным храмом. Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери, а боковые приделы - в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где и нашел себе место упокоения Владыка Амвросий, а также покоились епископы Христофор (Сулима), Аполлос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), герой войны 1812 г. граф Орлов-Денисов, род Квиток. Также в усыпальнице Покровского храма почивали и святые мощи святителя Мелетия (Леонтовича) Архиепископа Харьковского и Ахтырского. Современники вспоминают о нем как о любящем отце-архипастыре, бессребренике, строгом аскете, молитвеннике и постнике. Позднее гроб святителя был поставлен в алтаре нижней церкви обители. Множество верующих притекало к святой гробнице с молитвенным упованием в его ходатайство перед Богом. В 1978 году святитель Мелетий (Леонтович) был канонизирован, имя его внесено во всероссийские святцы стараниями и заботами Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, неустанно пекущегося о возрождении, сохранении и продолжении славных традиций монастырской жизни и увековечении памяти великих светильников веры.

Главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, обретенная чудесным образом и перенесенная в обитель в 1787 году. Согласно историческому свидетельству известно, что одним из жителей с. Озерянки, косившим траву, икона была рассечена надвое и ему послышался стон. С духовным трепетом крестьянин поднял рассеченные части святой иконы и перенес в дом, а поутру проснувшись, не обнаружил их. Со слезами на глазах он вернулся на то место, где косою рассек икону и увидел ее сияющую дивным сиянием. Пораженный, он передал икону местному священнику отцу Феодору в Богородичный храм г. Мерефы. С того времени и до наших дней наш народ имеет в лике Озерянской иконы Божией Матери свою дивную перед Богом Ходатаицу. Отец Феодор уступил принадлежащую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, где и пребывала икона. По закрытии пустыни она была перенесена в Куряжский монастырь, а после его упразднения - в Покровский, где оставалась до 1797 года, когда после восстановления Куряжской Обители была туда снова возвращена. Чудотворный образ, от которого происходило множество исцелений и чудес, дважды в год необычайно торжественно и благоговейно переносился в Куряж и обратно при небывалом стечении народа.

Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившимися в монастыре, были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работы. Огромную ценность представляли собой кресты XVII в. с мощами святых Печерских угодников и резной кипарисовый крест XVII в. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на библейские темы.

В библиотеке монастыря имелись редчайшие издания - Библия Острожской печати 1581 года, Октоихи Московской печати 1618, 1683 года, требник Петра Могилы 1646 г, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое. О числе монашествующей братии известно, что в 1751 году здесь было: 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов. Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокуренные заводы, скотные дворы и земельные угодья. Благодаря неустанным трудам братии и сочувствию общества к огромной просветительской деятельности монастыря, он быстро достиг значительного духовного и материального расцвета.

Процветание святой обители было пресечено безбожной властью после известных трагических событий начала века. В 1922 году монастырь был закрыт, многие монахи приняли мученический венец, пострадав за Христа, их останки были найдены в июне 2000 года при очистке фундамента и сейчас благоговейно хранятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма. Монастырское имущество было разграблено, уничтожены уникальные ценности, библиотека, осквернена усыпальница. В монастырских постройках разместился музей, склады, военкомат. И только лишь 15 января 1990 года, благодаря святительским трудам и молитвам Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, властями было принято решение о возвращении монастырских сооружений. И сегодня великолепие и духовную силу возрождающейся Обители составляют не только прекрасно воссозданные храмы, но и ее насельники.

8 апреля 1990 года состоялось освящение и первая служба в Покровском храме, а 14 октября того же года впервые после долгих лет забвения был торжественно отмечен престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. 27-28 мая 1992 года на территории монастыря, в здании Епархиального управления, состоялся исторический Харьковский архиерейский собор под председательством Владыки Никодима, который в своем «Историческом воспоминании» писал: «На нашу судьбу выпал священный жребий утвердить преданность Вселенскому Православию, орошенному кровию мучеников и исповедников 2000-летнего подвига веры дедов и прадедов». Сохранив канонический путь единства и чистоты Святой Церкви, Собор избрал ее Предстоятелем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).

Милостью Божией, святыми молитвами и попечением Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, святая обитель ныне переживает свое второе рождение: восстановлена красота и великолепие храмов, засиявших блеском куполов, реконструирован и облагорожен монастырский двор, яркой жемчужиной которого является уникальный памятник 2000-летию Рождества Христова. Он возведен по замыслу Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, его трудами и заботами, как и памятник в честь 200-летия Харьковской Епархии, освященный Блаженнейшим Владимиром на торжествах в честь этого юбилея.

Стройный ансамбль монастырских зданий украшает архиерейский дом, где разместилась резиденция Митрополита и Епархиальное управление.
9 октября 2000 года, в день празднования памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, было освящено здание Духовной семинарии ее ректором Высокопреосвященнейшим Владыкой Никодимом. Монастырь, вновь становящийся духовно-просветительским очагом края, пополняется и уникальными святынями. Так, в августе 2001 года в дар монастырю Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом было передано бесценное духовное сокровище - кивот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, Камни со св. горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, камень сорокодневной молитвы. А также частицы святых мощей: Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя; св. ап. Андрея Первозванного, св. ап. Луки, св. равноапостольной Марии-Магдалины, свт. Иоанна Златоуста, свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого, св. вмц. Варвары, преп. Сергия Радонежского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, преп. Амвросия, преп. Кукши и многие другие, всего более 50-ти. Все приходящие в обитель с необычайным благоговением прикладываются к Святыне, ощущая благодатную помощь и укрепляясь в вере.

http://pravoslavie.kharkov.ua/diocese/monastery/459-svjato-pokrovskijj-muzhskojj-monastyr.html


Статью добавил(а): Сергей Ковров,  3 января 2018

Харьковский Покровский монастырь, бывший училищный, ныне архиерейской кафедры, основан в 1726 г. преосвященным Епифанием, епископом Белогородским. Он расположен на берегу Лопани, значительно возвышенном, внутри бывшей Харьковской крепости. Потому вид его с другого берега Лопани живописен. Внутри его был некогда подземный ход на Лопань на случай осады Харькова татарами.

До 1799 г. он был училищным монастырем; ректор Харьковского коллегиума был вместе настоятелем сего монастыря, и коллегиум находился в стенах монастыря. С открытием архиерейской кафедры в Харькове он назначен для пребывания в нём харьковского преосвященного с монашествующими. Монастырский Покровский храм назывался соборным кафедральным, пока в 1846 г. городской Успенский собор не переименован в кафедральный собор. Покровский монастырь давал помещение наставникам коллегиума и имел на своем попечении всю экономию коллегиума, в нем было много братии иноческой. По ведомости 1751 г. видим здесь 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов.

Попечение об экономии коллегиума было делом нелегким для монастыря. Вначале средства монастыря были довольно ограничены. Собирание 20-й доли дохода с монастырей и 30-й доли с приходских церквей на коллегиум встречало разные затруднения, а весь этот сбор не простирался выше 1000 р. Начальнику коллегиума и Покровского монастыря Св. Синодом отданы были в управление пустыни — Озерянская, Аркадиевская, Чугуевская и церковь Каплуновская, как для их благоустройства, так и для поддержания экономии коллегиума. Училищному монастырю принадлежали 3076 дес. земли с 650 приписными черкасами, 50 мельничных колес, 3 ви нокуренных завода, скотные дворы, сады. Имения его были в Валковском уезде дер. Рубановка — дар вдовы валковского сотника и есаула Рубана, слоб. Песочки и Замосский Кут — дар фельдмаршала кн. Голицына; в Харьковском — хутора Клочко, Липецкий, Немышлянский, Шаповаловский, Даниловский, Череватый, пустоши Уставникова и Куленговская, Гринцов рог и деревня Гуки, приобретенная за деньги преосв. Епифанием; в Змиевском уезде — хутор Вопяховский.

Монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы — прекрасное здание последних времен патриаршества. Освящен в 1689 г. митрополитом Аврамием. Построен в два этажа четырьмя ярусами. Возвышаясь на 23 сажени, он увенчан тремя фонарями больших размеров с вызолоченными главами и крестами, бока его украшены арабесками и карнизами. При массивной толщине стен постройка его весьма легка. В восточном алтарном окне находился герб империи, а в нижней половине стекла — металлические буквы: Б. М. Е. Т. Е. Б. О., т. е. «Божиею милостию Епифаний Тихорский, епископ Белгородский и Обоянский». Это памятник того, что заботливостью основателя коллегиума храм был возобновляем. В верхнем храме Покрова Богородицы внутренние стены в недавнее время (1844 г.) обделаны алебастровою работою под мрамор. В зимнее время стоит здесь чудотворная Озерянская икона Божией Матери. Святая икона с давнего времени известна по чудесным благотворениям. В первый раз открылись чудеса ее в Озерянской пустыне, почему и называется она Озерянскою. Она писана древним малороссийским художником; на холсте приметны еще складки — следы путевого хранения святыни.

По закрытии Озерянской пустыни и Куряжа св. икона перенесена была в Покровский монастырь, а при восстановлении разоренного Куряжа, для освящения его, поставлена была (в 1797 г.) в том монастыре. В 1843 г., по представлению преосвященного Иннокентия о желании жителей г. Харькова видеть благодатную святыню среди своих жилищ, государь император в 16-й день октября 1843 г. высочайше утвердить соизволил определение Св. Синода — ежегодно приносить 30 сентября Озерянскую икону Божией Матери в Харьковский Покровский храм и после того, как она будет оставаться в сем храме во всю зиму, 26 апреля относить в Куряжский монастырь. Вместе с тем утвержден был священный церемониал сопровождения св. иконы в Харьков и из Харькова. Вместе с тем увеличен и штат монашествующих Покровского архиерейского монастыря для совершения молебствий и службы пред чудотворною иконою.

В нижнем храме Покровского монастыря престол был в честь трех Святителей. В 1846 г. возобновлен иконостас, и храм освящен в честь Креста Господня. Пред царскими вратами стоит Распятие Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном и двумя женами. Здесь же находится драгоценная святыня, напрестольный крест с мощами св. печерских угодников, присланный высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Киевским, к освящению храма в честь Страстей Господних. В кресте находятся св. мощи пр. Иллариона, пр. Ефрема, пр. Феофила, пр. Лаврентия. Мощи сих преподобных были открытыми во время Кальнофойского, т.е. около 1630 г., но ныне они не видны в закрытых пещерах.

http://dalizovut.narod.ru/filaret/filar_02.htm

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.