ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Харьков. Церковь Озерянской иконы Божией Матери.

Озерянский храм


Харьков. Церковь Озерянской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Озерянской иконы Божией Матери, Владимира равноапостольного, Амвросия Медиоланского, Иоасафа Белгородского
Архитектурные стили:Эклектика, Неовизантийский стиль
Год постройки:Между 1892 и 1901.
Архитектор:В.Х. Немкин
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, Харьковская область, г. Харьков, ул. Полтавский шлях, д. 124

Координаты: 49.986, 36.19163



Сортировка:

Церковь Озерянской иконы Божией Матери, Вид с Юго-Запада (от ул. Полтавский шлях)<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Вид с Юго-Запада (от ул. Полтавский шлях)
KhanBeaver
15 февраля 2021
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
23 января 2016
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
23 сентября 2010
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
5 марта 2009
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
21 октября 2008
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
als
7 апреля 2006
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
als
7 апреля 2006
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
als
7 апреля 2006
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, нижний храм Иоасафа Белгородского<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
нижний храм Иоасафа Белгородского
Сергей Ковров
6 августа 2022
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
1 сентября 2015
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
1 сентября 2015
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
23 сентября 2010
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
als
7 апреля 2006
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, нижний храм Иоасафа Белгородского<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
нижний храм Иоасафа Белгородского
Сергей Ковров
17 августа 2023
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
1 сентября 2015
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
1 сентября 2015
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, Храм в ландшафте города. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Храм в ландшафте города. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 января 1942
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
4 января 1942
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
5 ноября 1941
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, Храм в 30-е г.г. ХХ века, завершения основного объёма и колокольни. Архивное фото из альбома "Храм глазами истории" с официального сайта Свято-Озерянского храма<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Храм в 30-е г.г. ХХ века, завершения основного объёма и колокольни. Архивное фото из альбома "Храм глазами истории" с официального сайта Свято-Озерянского храма
Елена Григорьева
1 июня 1930
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, 1901—1915 год.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
1901—1915 год.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1915
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, Одна из первых фотографий Озерянской церкви, 1901 год. Слева на снимке - часовня Озерянской иконы Божией Матери (1847 г.п., утрачена), на переднем плане справа - старый Озерянский храм. Фото из альбома "Храм глазами истории" с официального сайта Свято-Озерянского храма<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Одна из первых фотографий Озерянской церкви, 1901 год. Слева на снимке - часовня Озерянской иконы Божией Матери (1847 г.п., утрачена), на переднем плане справа - старый Озерянский храм. Фото из альбома "Храм глазами истории" с официального сайта Свято-Озерянского храма
Елена Григорьева
1 января 1901
Церковь Озерянской иконы Божией Матери, Храм сразу после постройки. Архивное фото из альбома "Храм глазами истории" с официального сайта Свято-Озерянского храма<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Храм сразу после постройки. Архивное фото из альбома "Храм глазами истории" с официального сайта Свято-Озерянского храма
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


als  12 июля 2006

Озерянская церковь на Холодной горе

В нашем исследовании мы затронем историю Озерянской церкви на Холодной горе, которая начинается с построения в 1847 г. ( в нескольких метрах от современного местоположения храма) часовни во имя Озерянской иконы. Необходимость ее строительства была связана с установлением в Харьковской епархии в 1843 г. крестных ходов с чудотворной иконой. Согласно Высочайшей резолюции Синода РПЦ от 16 октября 1843 г. в Харькове учреждалось 2 крестных хода. Первый следовало проводить 30 (13) сентября, т.к. 1-го (14) октября Покровский монастырь праздновал храмовый праздник, а второй 22(5) апреля, потому что 23(6) апреля праздновался храмовый праздник в Куряже. В этот день Озерянскую икону несли из Харькова в Куряж, где она до 1844 г. находилась постоянно..

Часовня была построена на том месте, где икону встречали по прибытии ее в город и до этого же места ее провожало городское духовенство в день ее выноса из Харькова [1, с. 874]. В 1874 г. часовня была перестроена в небольшой храм , который использовался духовенством для переодевания во время встречи и провод чудотворной иконы. Только в конце 80-х годов XIX столетия в ней стали совершаться службы монахами СвятоПокровского монастыря по воскресным и праздничным дням. Ответственность за храм нес монастырь. Церковь вмещала 100-150 человек, тогда как прикрепленный к ней приход имел более 1000 человек с перспективой роста числа прихожан. Долгое время в стенах и своде храма существовали трещины. Поэтому возникла необходимость в строительстве нового большого храма, который бы удовлетворял всем требованиям нового прихода. В мае 1889 года храм перешел в руки церковно-приходского попечительства, которое теперь находилось при церкви и этот вопрос стал решаться быстрее. В 1890 г. попечительство обратилось за помощью к епархиальному архитектору с просьбой о временном расширении церкви и о составлении плана для постройки новой церкви. План-проэкт был составлен и вскоре одобрен Его Высокопреосвященством архиепископом Харьковским Амвросием . В 1892 г. уже была совершена закладка нового храма. Новая церковь строилась на месте хлебного магазина Харьковского общества государственных крестьян. По плану должна была вмещать до 1500 человек. Стоимость работ предполагалась в размере 45.000 руб., правда, в 1890 г. попечительство располагало только суммой в 15.000 руб.. Получение же недостающего количества денег предполагалось осуществить через частные пожертвования. Жертвователю самой большой суммы денег, который смог бы осуществить строительство южного предела храма, предоставлялась возможность самому выбрать имя святого в честь которого был бы освящен престол. Строительство новой церкви началось 24 июня 1892 года и было окончено через девять лет 23 сентября 1901 года стараниями священника Максима Пономарева. В этот же день храм был освящен преосвященным Иннокентием епископом Сумским. На саму постройку церкви, покупку утвари и т.д. было израсходовано 150 тыс. рублей, жертвователями которых, главным образом, были москвичи.

Храм находился на возвышенном месте и органично завершал силуэт высокого плато Холодной горы. Благодаря своему местоположению, высота колокольни (около 40 метров), изящному силуэту, он играл доминирующую роль в застройке западной части города, являясь одним из главных элементов панорамы района со стороны исторического центра. На архитектурное искусство России периода конца XIX начала XX столетий оказывало такое направление как исторический эклектизм с характерным для него разнообразием стилистических направлений и принципом свободы выбора стиля. Одним из вариантов эклектики был «руссковизантийский» стиль. Лучшими примерами такого стиля в храмовом зодчестве Харькова являются Благовещенский собор, Дмитриевская церковь архитектора М. Ловцова и Озерянский храм на Холодной горе архитектора В.Х. Немкина, который с 1865 до 1906 года занимал в Харькове должность епархиального архитектора. Талантливый воспитанник Петербургского института гражданских инженеров, профессор Харьковского технологического института Владимир Христианович Немкин составил проекты многих храмов и зданий, которые и до сих пор являются лицом Харькова. Среди них Озерянский храм Покровского монастыря, Серафимовская церковь (ул. Ленинградская 78), Николаевский храм (площадь Конституции; не сохранился), дом настоятеля (ул. Университетская 8), бывшая Консистория (ул. Университетская 6) и др. Холодногорский Озерянский храм представляет собой трехнефовую базилику с внешними стенами, сильно декорированными элементами готики. Прототипом этого сооружения были ранневизантийские храмы.

Проект Озерянского храма был положен в основу для строительства церквей в городе Лебедин, в селе Водяное и слободе Мартовая Харьковской епархии . Озерянский храм построен в форме креста. Его венчают 2 купола. Крыша была окрашена в серовато-голубой цвет . В 1984 году старая кровля была заменена медной, а на центральном куполе установлено новое завершение. Постройка выполнена из красного неоштукатуренного кирпича и отличается высоким качеством строительных работ. Здесь ясно обнаруживается влияние т.н. «кирпичного стиля», в котором на смену изысканности профелированной детали приходит сплошной орнаментный ковер из лицевого кирпича. Однако, несмотря на обилие кирпичного декора, была сохранена цельность силуэта храма и образность композиционного решения.

Очень близка Озерянскому храму по стилевым характеристикам церковь Казанской иконы Божией Матери на Лысой горе, которая также выложена из кирпича красного цвета.

Массивному, квадратному в плане, четырехстолпному объему церкви, увенчанному световым барабаном со сферическим куполом, противопоставлена стройная четырехъярусная колокольня, установленная в торце западного притвора. Боковые стены в виде трехгранников слегка выступают из плоскостей северной и южной стен. Фасады здания насыщены архитектурными деталями, заимствованными из древнерусского культового зодчества. В интерьере церкви сохранился представляющий художественную ценность трехъярусный керамический иконостас, в решении которого использованы барочные приемы. Иконостас имел и свою особенность: он был уставлен иконами не с одной только стороны, как это обыкновенно бывает, а с обеих наружной и внутренней. Внутренние стены храма почти все были расписаны.

Церковь имела три престола: центральный был освящен в честь Озерянской иконы Божией Матери, южный в честь равноапостольного князя Владимира и северный в честь св. Амвросия Медиоланского. В дальнейшем храм претерпел капитальную перестройку по проекту архитектора В.Н. Покровского, который в 1906 г. заменил В.Х. Немкина на месте епархиального архитектора Харькова. Уже с 1901 г. вокруг храма существовала каменная ограда с железными решетками.

После 1917 года положение Церкви в государстве резко изменилось. Политика большевиков по отношению к Церкви была направлена на ликвидацию ее как «опиума для народа», на утверждение атеистического мировоззрения. Проведение в жизнь всех декретов и постановлений, касающихся Церкви, осуществлял пятый отдел наркомата юстиции. В связи с этим в Харькове был создан Губликвидком, состоявший при гублисполкоме, претворявший в жизнь антицерковную политику. Декретом от 22 января 1919 г. все церкви и все церковное имущество объявляются государственной собственностью, национализируются капиталы церквей, сельскохозяйственный «живой и мертвый капитал», социализируется земля. Здание церкви, культовое имущество могли быть переданы властями общине верующих в постоянное бесплатное пользование только по договору. Церкви Харькова передавались различным приходским советам на основании договоров, заключенных согласно декретам и постановлениям о передаче храмов верующим. Был заключен такой договор и с общиной Озерянской церкви 20 февраля 1925 г. с Губисполкомом, а 16 октября 1926 года таковой договор был, по-видимому, подтвержден в той же инстанции и был утвержден устав общины.

Жизнь верующих изменилась. Внутри общины избирается Совет, собирались общие собрания, где выбирали служителей культа, старост. Произошли изменения в среде духовенства. Некоторая часть священнослужителей, поддавшись влиянию внутриполитических процессов, происходящих в стране, ушла в обновленческий раскол. Харьков не стал исключением. Настоятелем прихода в то время был протоиерей Сергий (Ильинский), а старостой некто Панченко. В августе 1923 г. Озерянскую церковь заняли обновленцы и владели ею три месяца. В ноябре 1923 г. она была освящена и в ней возобновились православные богослужения, но в декабре этого же года она снова была занята обновленцами, которые владели ею до 1933 г. Осенью 1933 Озерянская церковь стала кафедральным храмом Высокопреосвященного экзарха Украины митрополита Константина, а после выезда Владыки митрополита в Киев, в ней совершали богослужения преосвященные архиепископ Иннокентий и епископ Вячеслав. В 1938 году епископская кафедра была перенесена в Казанскую церковь (на Лысую гору), а в Озерянской церкви богослужения прекратились до 1942 года.

С 1942 г. богослужения были возобновлены, причем несколько месяцев храм находился под влиянием раскольника Феофила Булдовского, а с лета 1942 г. окончательно перешла в ведение законно-канонического православного епископа. В годы Великой Отечественной войны в Озерянском храме велась патриотическая работа помощи Родине. Общая сумма денежной помощи на оборону Родины и семьям воинов составила свыше 600 тыс. рублей.

За время с 1943 по 1945 гг. Озерянский храм был капитально отремонтирован. При восстановлении левого придела он был освящен во имя всех святых. В 1954 году в храме было устроено центральное отопление. Озерянская община начала возрождаться в 90-х гг. XX столетия. Это могло произойти только благодаря отсутствию сдерживающей внешней силы и активной деятельности как священнослужителей, так и прихожан. Например, только за время служения протоиерея Николая (Бараненко) (скончался в сентябре 1996 г.) был обновлен иконостас храма и открыта одна из первых в городе Воскресная школа. В настоящее время община опекается трудами архимандрита Виталия (Жукова), который по благословению Его Высокопреосвященства митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима с 12 июня 2000 года является настоятелем СвятоОзерянской церкви. Под руководством архимандрита Виталия община продолжает духовно и материально расти. Уже летом в капитальном двухэтажном кирпичном здании, которое находится рядом с храмом, была открыта иконная лавка с богатым выбором духовной литературы. Таким образом, Свято-Озерянский храм не был существенно изменен в годы Гражданской и Великой Отечественной войн и сохранил свой первозданный вид. Эта церковь, занимая одну из самых высоких точек города Харькова, уже 100 лет является видимым свидетельством благоговейного почитания харьковчанами святыни нашего Слободского края Озерянской иконы Пресвятой Богородицы.

pravoslavie.kharkov.ua/svato-ozran.html


tato  13 июля 2011

Главной святыней нашего края являлась чудотворная икона Озерянской Божьей Матери. Говорят, по "чудотворности", если так можно выразиться, она уступала только главной иконе Российской империи - иконе Казанской Божьей Матери. С харьковской святыней был связан сложный ритуал, утвержденный лично императором Николаем II.

Летом икона хранилась в Куряжском монастыре близ Харькова (после революции там разместилась Куряжская колония во главе со знаменитым педагогом Макаренко).

На зиму икона переносилась в Покровский мужской монастырь, где сохранялась вместе с мощами святых Печерских угодников и старинным Евангелием, подаренным харьковчанам светлейшим князем Г.А. Потемкиным-Таврическим.

В конце ХIХ века для хранения реликвии построили отдельную Озерянскую церковь. А хорошо известная горожанам Холодногорская церковь поставлена как раз на том месте, где куряжские монахи передавали икону представителям города. Ее официальное название - церковь Озерянской Божьей Матери.

Происхождение иконы неизвестно. В 1762 году старожил Мерефы дал о ней следующее письменное свидетельство: "Видел и помню в церкви Озерянской пустыни (это место, где раньше хранилась реликвия. - Прим. автора.) стояла чудотворная икона, а откуда и кем поставлена - ведать не могу".

В харьковской прессе появлялось сообщение Альфреда Федецкого о приобретении им съёмочного киноаппарата: «Федецкий А.К. – фотограф Её Императорского Величества вернулся из-за заграничной поездки, где приобрёл навыки кинематографической съёмки (120 снимков в течение 1 секунды)». Первые киносъёмки Федецкого в Харькове датируются 30 сентября 1896 года. В газете «Южный край» сообщалось, что он «заснял на кинематографическую плёнку перенесение иконы Озерянской Божьей Матери на ул. Екатеринославской на протяжении 1,5 минуты»

Конец религиозной святыни - увы - традиционен для нашей страны. В 20-х годах она была уничтожена большевиками.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 ноября 2016

Озерянская церковь построена в 1900 г. старанием бывшего священника Максима Пономарева на средства, собранные от благотворителей. Каменная, трехпрестольная, главный – в честь Озерянской иконы Божией Матери, правый – в честь св. равноапост. князя Владимира, левый – в честь св. Амвросия Медиоланского.

Земли усадебной 747 кв. саж. и под церковным погостом 520 кв. саж, пахотной и сенокосной земли нет. Прихожан муж. пола 879 душ, жен. пола 858 душ. Капитала причта 1700 руб., причта по штату положено: священник и псаломщик. Жалование не положено; помещение для священника церковное, а псаломщик получает квартирное пособие в размере 120 руб. в год. Есть церковно-приходская школа, попечительства приходского нет.

Священник Василий Пономарев, священник с 1894 г., на настоящем месте с 1901 г.; псаломщик в сане диакона Алексей Богуславский, рукоположен во диакона и определен на настоящее место с 1896 г., состоит учителем славянского языка в местной школе. Церковный староста харьковский купец Петр Гераськов с 1890 г. Последняя награда – большая серебряная медаль на Станиславской ленте.

«Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И. М. Варшавчика Николаевская ул. дом №3, 1904 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.