«Из просьбы прихожан Михайловской церкви 1740 г. видно, что деревянный храм Архангела Михаила в Харькове строился в 1711 г. и строителями его были ктиторы Иван Ус, Петро Миргород и ключник Василий Савченко, харьковец Андрей Молчан и изюмский судья Андрей Скочков пожертвовали при том по 100 рублей каждый. На месте этого храма, на северное стороне нынешней церкви стоит каменный памятник… Каменный храм во имя святого Архистратига Михаила строился четыре года, основание ему было положено в 1783 году 10 сентября, по благословению преосвященного Аггея, протоиереем Михаилом Шванским, а освящение совершено тем же протоиереем 6 сентября 1787 года, строителем его был майор гр. Мосцевой».
Вносим еще некоторые данные о Михайловском храме, сообщенные священником его о. Георгием Введенским: «Духовенство Михайловской церкви в течении XVIII столетия выписывало в церковную библиотеку нужные для себя и для проповедей прихожанам книги, особенно свято-отеческие сборники, а именно: 1. Ответы архиепископа Никифора Словенского и Херсонского, издания 1713 года. 2. Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни, 1755 года, в кожаном переплете. 3. Поучение в святую и великую четыредесятницу, епископа Илии Минятия, 1759 года. 4. Книгу кратких поучений о главнейших спасительных догматах веры и заповедей Божиих; из разных святых отец собраны, 1781 года, в кожаном переплете. 5. Творения святого Василия Великого, издания 1787 года».
Сколько было прихожан в Михайловском приходе и как они относились к Храму? В 1730 году прихожан было 280 душ мужского пола, 230 душ женского ; в 1750 году 360 мужского, 312 женского; в 1770 году — 655 мужского, 610 женского; 1790 году 810 мужского , 798 женского.
В собрании указов, хранящихся в архивах Михайловской церкви, есть драгоценный указ в копии об основании и времени построения каменного храма в честь Архистратига Михаила. Это — храмозданная грамота 1783 года, сентября 31 дня, присланная от епископа белгородского и обоянского Аггея на имя харьковского протоиерея Михаила Шванского. Вот ее подлинный текст: Божею милостию смиренный Аггей, епископ белгородский и обоянский. «Дана сия храмозданная грамота епархии нашей харьковскому протопопу, Харьковского Коллегиума префекту Михаилу Шванскому сего 1783 года, августа 31 дня, по присланному к нашей мерности из харьковского духовного правления доношению, а в то правление поданному города Харькова, церкви Архангела Михаила от приходских людей майора Григория Мосцевого, поручика Герасима Артюхова с товарищи прошению о устроении в оном городе Харькове на место обветшалой старой деревянной церкви архангела Михаила вновь на другом способнейшем месте каменным зданием во имя тож Архангела Михаила: на устроение которых всяких принадлежащих материалов приготовлено довольное число, денег в наличии тысяча сто рублей. По собрании потребных справок представлено нашей мерности с прописанием касательных к тому делу обстоятельств от нашей консистории докладом».
Белгородская консистория прописала в докладе епископу подробный план каменного храма: а) на основании указа из Святого Правительства Синода от 1770 года, декабря 31, консистория не нашла препятствия к построению каменной церкви, но указала, чтобы алтарь был в длину и ширину по 8 аршин, настоящая церковь в длину 12 аршин, в ширину 9 аршин; если прихожане пожелают сделать церковь пространнее, отдать на их волю, но не дозволять делать меньше; б) на основании указа 1771 года, октября 29, при оной церкви сделать колокольню; в) согласно с церковными указами устроить алтарь, церковь убрать иконами по примеру других греко-российских церквей, а при писании новых икон наблюдать, чтобы на них не было рук с двуперсным изображением, по раскольнически; г) на основании указа 1742 года, октября 9, устроить престол в алтаре в вышину 1 аршин 6 вершков, в длину 1 аршин 8 вершков, в ширину 1 аршин 4 вершка; д) по указу 1722 г. апреля 12, чтобы не было резных, отливных икон на главах церковных, а были святые кресты без полумесячий. Церковь обнести пристойною оградою. По окончании всей постройки духовное правление освидетельствует церковь, составит опись и представив ее епископу будет просить его благословения на освящение ее.
Получив указ от 31 августа, протоиерей Шванский заложил каменный храм 10 сентября того же года. Церковь строилась четыре года и была освящена тем же протоиереем Шванским 6 сентября («Церковная летопись», самая древняя в архиве).
Каменная церковь была построена в нескольких аршинах на юг от деревянной, что показывает памятник на месте алтаря и престола деревянной церкви, стоящий теперь на северной стороне каменного храма оштукатуренный в 1829 г.
Когда был окончен постройкой каменный храм, деревянная церковь еще сущесьтвовала, около нее была деревянная колокольня. Из деревянного храма в каменный был перенесен и вставлен шестиярусный иконостас. Как по бедности прихожан, так и по желанию их воспользоваться до времени готовой колокольней при каменном храме в первые годы его существования колокольни не было, и прихожане собирались на богослужения по звону колоколов, висевших на деревянной колокольне. Не видно также и того по документам, была ли каменная церковь окружена «приличною» оградой, или она была в ограде деревянной церкви. Вообще в первые пять лет существования каменной церкви мы не имеем о ней почти никаких сведений. Сведения о каменной церкви начинаются с 1793 года, когда начинаются приходные и расходные книги о ней. В начале приходной книги на 1793 год записано имя и фамилия старосты, бывшего в прежние годы.
10 января 1793 г. ктитор Иоанн Жила получил из духовного правления приходную и расходную книги с требованием от правления, чтобы в книгах записывать приход и расход, не оставляя без записи ничего, а по окончании года являться для отчета в духовное правление. Ни об обязанностях священников, ни прихожан по отношению к доходам и расходам по церкви в предписании правления не упомянуто. Староста собирал доходы на храм с церковного кирпичного завода, с церковной пасеки, с воска и меда, от жертвователей, от аренды церковного дома и избы, от продажи выделанных свечей, а во храме с кошельком. Собираемые доходы он подробно записывал в приходную книгу и расходовал деньги на потребности богослужений и храма, на священные вещи, ремонты храма и особенно на пристройки к созданному храму. Так в 1794-1795 г.г. он трудился над пристройкой каменного притвора с западной стороны храма и к нему каменной колокольни. Для приставки притвора нужно было вынуть западную стену, положить в земле основание из камня, вывести стены, сделать окна на северной и южной стороне, покрыть притвор деревянной крышей и гонтой. Непосредственно к притвору приставлена была колокольня и открыт чрез нее вход в храм. Кроме двух новых частей храма, притвора и колокольни, староста построил камору для сторожа на южной стороне церкви и обстроил церковь деревянной оградой в 1797 г. Дорогие постройки к новому храму повели к продаже церковного дома и займам денег у сторонних лиц. Так, в 1800 году записано: «за проданную из общаго согласия церковную школьную избу 50 р.: продано из общаго согласия старый церковный дом и икона (вероятно в том же доме отделение) за 48 рублей».
В 20-х г.г. XIX в. церковь сильно была изменена, увеличена с западной стороны, построена колокольня, и ограда, поновлен иконостас. Изменения были произведены и позже, иконостас совершенно новый, от прежнего «шестиярусного» не осталось и следа.
Из икон XVIII в. в церкви имеются: 1) Архангела Михаила, академического письма на дереве. Архангел с продолговатым лицом в кирасе, в воинском одеянии, в красном гиматии, с огненным мечом в левой руке, а в правой у него щит. Фон иконы зеленый. Одна из храмовых икон, прикрывается серебряной ризой. 2) Имеются две иконы Св. Николая, типа самых распространенных на юге России, с моложавостью в лице, красноватым оттенком, одна по грудь, в серебряной ризе 1797 года (32х26 ½ см), другая представляет святителя во весь рост, в ризе 1796 года (43х31 см). 3) Икона Богородицы по типу Оранты с младенцем Христом на груди. Лицо с красными тенями, белыми бликами на лбу, на руках. Фон иконы зеленый. Серебряная риза на иконе 1734 года (31 ½х26 см).
Из старопечатных книг в церкви наиболее интересны: Требник Московской печати 1658 г. (из Троицкой церкви); проповеди Антония Радивиловского; Евангелие Московской печати 1794 г.; Евангелие Московской печати 1764 г.; Отрывки деяний Апостольских Львовской печати XVII в.; Минея Львовской печати XVII в. ( без выходного листа); «Акафист, печатанный в Киево-Печерской лавре 1702 г. тщанием всечестнаго отца архимандрита Иоасафа Краковского, при счастливом владении гетмана и ясновельможнаго пана Ивана Степановича Мазепы».
Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова», Харьков, 1905 г.