Сооружений, подобных Спасо-Преображенскому монастырю Ярославля, во всей России немного. Ценность его давно заключается не только в красоте и древности, но в исторической роли, в роли духовной, крепко связывающей нас с землёй, на которой живём. Сюда часто приезжал Иван Грозный. Отсюда в 1612 г. уходило ополчение Минина и Пожарского на освобождение российской столицы, а в 1613 г. в монастыре остановился Михаил Романов перед очень важной дорогой - в Москву, на царство.
В Спасо-Преображенском монастыре был открыт в XIII в. Григорьевский притвор - духовное училище, первое на северо-востоке Руси. А богатейшая библиотека монастыря сохранила для нас главное завещание предков - «Слово о полку Игореве». Когда в 90-х г.г. XVIII в. Алексей Мусин-Пушкин нашёл список «Слова» в монастырском хранилище, он ещё не знал, документ какой важности держал в руках. Только сейчас и начинает проявляться его безвременная суть: отрешитесь от собственной славы, объединитесь, чтобы уберечь родную землю…
Дата основания мужского ныне упразднённого Спасского монастыря достоверно не известна. Первое упоминание о нём исследователи обнаружили в летописи «под годом 1186». Есть и ещё источники - Никоновская летопись, что указывает временем основания 1216-1224 г.г. Последнее вызывает большое сомнение учёных, так как документы говорят уже о каменном монастыре, хотя точно установлено, что первые стены были из дерева.
Причина основания обители рядом с кремлём Ярославля, у переправы по левому берегу Которосли, была сугубо практической. Монахи в те неспокойные годы были слугами и Господу, и народу, потому сражались за родину наравне с дружинниками, не имея воинской повинности. Спасский монастырь стал фланговой защитой ярославского кремля с запада, в связи с чем и получил сразу же покровительство князей города, в первую очередь - князя Константина.
По его указу в 1216-1224 г.г. в монастыре возводят в камне Спасо-Преображенский собор. Стараниями же Константина возникает духовное училище, которое в 1218 г. по своим причинам переведут в Ростов, собирается обширная библиотека, охватывающая не только духовные аспекты, но все современные в те поры области знания и жизни. Спасо-Преображенский ярославский монастырь становится тем, чем были монастыри в Европе после падения Рима, - хранителем знания и культуры. О тесной связи монастыря с историей города говорит тот факт, что в подклети его нашли успокоение ярославские удельные князья - Фёдор Чёрный с сыновьями Константином и Давидом, Василий Грозные Очи и так до последнего — Александра, которого погребли в 1471 г., уже после того, как Ярославль был присоединён к Москве.
Фёдор Чёрный с сыновьями были в 1463 г. объявлены святыми и вошли в только создающийся пантеон русских святых, став одновременно главными святыми покровителями Ярославля.
Современный собор - результат многовекового строительства. Первый - Константинов - собор простоял до пожара 1501 г. Хоть и был он из камня, но в «большом огне» кладка повредилась, конструкция стала ненадёжна. Собор разобрали, и новый на его месте приглашены были возвести мастера московские, которых прислал специально Василий III. Потому мы и видим сегодня в старейшем ярославском храме очертания несколько московские, вызывающие в памяти главы кремлёвских храмов столицы. Однако талантливые мастера не стали противоречить формирующейся уникальной традиции строительства ярославских храмов. С обеих сторон собор, сооружённый в 1506-1516 г., будто опоясан галереей с арочными проёмами, в прошлом было и нарядное парадное крыльцо, которое не сохранилось. Галерея служила хранилищем книг и заняла место бывшего ранее «открытого гульбища».
По внутренней архитектуре Спасский собор - четырёхстолпный храм на высоком подклете. Его венчают три шлемовидные главы на массивных (по-московски) барабанах, окружённые (уже по-ярославски) кокошниками и опирающиеся на непокрытые закомары. О мастерстве московских зодчих говорит удивительная по тому времени пропорциональность, гармоничность всех частей храма. С востока он, с узкими окнами-бойницами и глухими стенами, прост, строг и величествен, словно монах-воин. Западный фасад, со ступенчатым расположением объёмов и раскрытием трёхглавия в перспективе, — сложен, живописен, человечен и говорит о мирском служении монастыря, где молятся за каждого из нас.
В 1563-1564 г.г. собор расписали москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк, Фёдор Никитин и ярославцы Дементий и Афанасий Исидоровы. Фрески, писанные ими, - самые древние в Ярославле. Ценность их, однако, не в одной древности: только в двух российских монастырях - в Успенском (Свияжск) и Спасо-Преображенском (Ярославль) сохранилась стенная живопись XVI в. в полном цикле. Тогда же возвели для собора первую башню из камня - Святые ворота - и создали большой иконостас, от которого до сего дня сохранились 13 икон деисусного чина (икон, изображающих моление Церкви за мир в широком понимании слова), храмовый образ и 3 иконы местного ряда (местночтимых святых).
В XVI в. выстроены Рождественская церковь, Трапезная палата, звонница. К концу 60-х г.г. XVI в. от Ивана Грозного пожаловано монастырю 55 грамот, по которым во владение общины переходили 239 деревень и 6 селений, солеварницы и рыбные ловли-угодья. Более того: Грозный пожаловал монастырю освобождение от тягла на посаде и иммунитет в суде. Продолжил традицию дарения и сын Грозного - Фёдор. Он пожаловал общине 12 грамот с материальным обеспечением.
Спасо-Преображенский монастырь достойно исполнял возложенную на него от основания духовную и обережную миссию. В Смутное время, в 1609 г., братия и Ярославский кремль выстояли месячную осаду отрядов, возглавляемых воеводой Наумовым и паном Будзило, тогда как прочие районы Ярославля были захвачены. От монастырских стен двинулось в столицу народное ополчение под началом Минина и Пожарского.
Осада сказалась на этих самых стенах: в 1621-1646 г.г. их перестраивали, значительно укрупнив и упрочив - в расчёте на новые покушения. Тогда же возводят Богородицкую, Глухую, Угличскую, Михайловскую каменные башни, Водяные ворота. К завершению XVII в. общая длина монастырских стен составляет 820 метров при высоте в 10,5 метра и толщине до 3 метров! Кроме того, стены хорошо вооружены: 15 крупными и 17 малыми пищалями, 97 карабинами, 14 бочками с порохом. В эту пору монастырь - один из крупнейших землевладельцев Ярославля. По дороге в Углич вырастают его слободы - Богоявленская, Спасская и прочие, общим числом более 300 дворов.
В 1747 г. в нём в числе первых в государстве открывается славяно-латинская семинария. По прошествии только 30 лет в ней обучаются уже 300 воспитанников. Сегодня это корпус естественно-географического факультета ЯГПУ.
В конце XVIII в. монастырь преобразуют в Ярославский архиерейский дом, что немедленно отзывается новым строительством и расширением: монастырь прирастает Семинарским корпусом, Церковью ярославских чудотворцев Фёдора (Чёрного), Константина и Давида, Смоленской часовней, ризницей.
При советской власти монастырь как явление уникальное по разным мерилам сносить даже не планировали, напротив. Первая реставрация памятника проходит в 1918-1923 г.г., вторая - в 1957-1958 г.г.
Сегодня монастырский комплекс включает Собор Спаса Преображения; церкви - Воскресения Христова, Печёрской иконы Богородицы, ярославских чудотворцев Фёдора, Давида, Константина; корпуса - Келейный постройки XVII в., постройки XVII-XIX в.в. Семинарский и хозяйственные; монастырскую звонницу; Святые и Водяные ворота; Трапезную; часовню Трофима; башни - Богородскую, Угличскую, Михайловскую, Юго-западную; покои настоятелей и другие строения.
Памятник-стела «Клятва князя Пожарского»
Этот оригинальный монумент имеет вид зиждущейся на ступенчатом подножии из беломраморных плит увенчанной Святым Крестом гранитной арочной стелы. Он был воздвигнут в 2010 году на территории, занимаемой историко-архитектурным музеем-заповедником, в ознаменование тысячелетнего юбилея города. Памятник получил наименование «Клятва князя Пожарского», по аналогии с названием заложенного в его основу одноименного мозаичного панно работы Народного художника Российской Федерации В.И. Нестеренко. Выше панно, под сводом арки, на позолоченном медальоне изображен герб Ярославля. Увенчана стела крестом.
В сентябрьские дни 2010 г. в Ярославле прошли торжества по случаю 1000-летней годовщины его основания. Золотыми буквами в скрижали истории древнего города вписаны страницы, повествующие о героической борьбе за независимость Родины в течение десятилетий Смутного времени. С апреля по июль 1612 г., когда в связи с оккупацией Москвы польско-литовскими полчищами Ярославль был наделен полномочиями столицы, здесь формировалась возглавляемая князем Димитрием Пожарским дружина Второго народного ополчения, вызволившего Отечество из-под ига интервентов. Согласно преданию, на месте, где ныне возвышается памятник, князь Пожарский возносил молитвы Всевышнему, прося о содействии Горних сил в победоносном исходе ратного подвига. Данное событие вдохновило Василия Нестеренко и других авторов проекта к созданию памятника-стелы, олицетворяющего извечное стремление народа к единению и непоколебимую мощь Русского Духа.
Святые Ворота
В 1517 г., тогда же, когда возводился Спасо-Преображенский собор, создавалась и первая из башен каменной стены одноименного монастыря – Святые врата, обращенные к набережной речки Которосль и являющиеся самым мощным монастырским бастионом. Данное сооружение использовалось в качестве главного въезда на территорию обители, а также в защитных целях. Дозорную вышку, которой была увенчана башня, те, кто ехал по Московскому тракту, видели издалека – она служила своеобразным ориентиром для приближающихся к Ярославлю. К Святым вратам примыкал так называемый захаб – разновидность предвратного укрепления, являющегося для врагов непреодолимой преградой и позволяющего обстреливать их с каждой из сторон света. Захаб с его глухими стенами занимал господствующую позицию у переправы через воды Которосли, контролируя дорогу на Кремль и ярославский Посад.
В 17 столетии Святые врата, расположенные много ниже основания архитектурного ансамбля собора, выполняли главную функцию в южном экстерьере обители. Собор и прочие постройки в составе монастырского комплекса представали взорам въезжающих в обитель сквозь арочный свод Святых врат, как будто бы медленно вырастая из-под земли во всей своей ослепительной красоте. Эта зрительная иллюзия была предусмотрена зодчими, для пущей эффективности специально несколько заузившими арочный проезд с внешней стороны, расширив его к внутренней. Изначально башню по всему периметру окружал зубчатый пояс, сохранившийся ныне лишь с юга.
Богородицкая башня
Величественная громада Богородицкой башни, составляющая часть крепостного укрепления ярославской Спасо-Преображенской монастырской обители, высится в историческом центре города, там, где нынешний Московский проспект смыкается с Богоявленской площадью. Это первая из монастырских башен: ее воздвигли в 1624 г. как пристройку к уже существовавшему стеновому ограждению. Башня была названа по имени Рождество-Богородицкого храма, на месте которого ныне установлен памятный монумент в честь Ярослава Мудрого. В дореволюционные времена возле нее, в окружении вековых елей, облюбовали себе стоянку местные гужевые извозчики.
Богородицкая башня строилась по архитектурному проекту, который несколько позже был взят за основу при создании Угличской башни. То же квадратное сечение, те же окна-бойницы под пирамидальной кровлей с позолоченным, увенчанным флажком, навершием. Правда, в отличие от Угличской, она не имела въездных ворот, но их в какой-то мере заменяли глубокие подвалы, сообщающиеся с наружным пространством перед крепостными стенами посредством сети тайных подземных ходов.
Угличская башня
Место размещения Угличской башни Спасо-Преображенской монастырской обители – площадь Богоявления в Ярославле. Эту каменную башню возвели в 1636 г. вместо предшествующей, которая была целиком выполнена из дерева. Будучи размещена с юго-восточной стороны, она контролировала проезд по Угличскому тракту, из-за чего и получила название Угличской.
Угличскую сторожевую башню по внешнему виду трудно отличить от северо-западной, Богородицкой, имеющей такое же квадратное сечение и аналогичные въездные ворота, выполненные в форме арки. И хотя въездные врата Угличской башни давным-давно заложили кирпичом, их очертания явственно угадываются, тем более, что следы арочного проема на внутренней стороне сохранились. Наличие размещенных вверху, под самой кровлей, щелевых бойниц позволяло, в случае оборонительных действий, осыпать вражеское войско тучами стрел и копий. Не так давно стены башни оштукатурили и побелили, а входную арку прикрыли деревянными арочными фальш-створками.
В 17 столетии длина периметра обнесенного глубоким рвом с водой монастырского стенового ограждения приближалась к километру. К южному фасаду башни до сих пор примыкает крепостная стена, вернее, ее сохранившийся фрагмент десятиметровой высоты и трехметровой толщины, по которому можно судить о мощи укрепления.
Михайловская башня
Данный памятник истории и русской православной архитектуры находится на территории города Ярославля, в месте, где набережная реки Которосли пересекается с ул. Первомайской. Башня была воздвигнута в 1636-1647 г.г., и, входя в состав монастырского форитификационного комплекса, выполняла, главным образом, оборонительную функцию. Вот почему по своему внешнему виду Михайловская башня, получившая свое название в честь расположенной неподалеку Архангело-Михайловской церкви, столь схожа с Богородицкой и Угличской башнями Спасо-Преображенской монастырской обители, будучи размещена с ее юго-восточной стороны.
В 1804 г. Михайловскую башню перестроили: в этом виде ее можно видеть по сегодняшний день. Примечательно, что после реконструкции она имела уже не столько военно-стратегическое, сколько декоративное предназначение. Объект представляет собой шестигранную постройку, имеющую вход прямоугольной конфигурации. На каждой из граней обустроены фальш-окна в форме арок, а над ними – фальш-окна круглых очертаний. Купол кровли увенчан остроконечным шпилем, что придает постройке грациозную завершенность.
Богоявленская башня
Богоявленскую башню Спасо-Преображенской монастырской обители в Ярославле причисляют к постройкам древнего мужского скита, сыгравшего в свое время значимую функцию в городской истории. Сегодня на монастырской территории размещается музейный комплекс.
Богоявленская башня является цилиндрической двухъярусной постройкой в форме своеобразной пагоды в стиле русского барокко. Кровлю сложной криволинейной конфигурации венчает остроконечный, позолоченный в верхней части шпиль. Каменная кладка с северной стороны частично датируется периодом шестнадцатого-семнадцатого столетий. Прочие примыкающие к телу башни декоративные пристройки были возведены значительно позже: их создавали в первые годы XIX в.
К сожалению, сегодняшние посетители не имеют возможности любоваться богатством внутреннего убранства башни-пагоды: до наших дней оно не сохранилось. Зато с наружной стороны, как и два столетия тому назад, радуют взоры своим изяществом примыкающие к нижнему ярусу фальш-контрфорсы с увенчанными каменными шарами белоснежными пинаклями.
Звонница Спасо-Преображенского монастыря
В 16 столетии на восточном участке территории монастыря была создана высокая двухэтажная колокольня-звонница, северная стена которой соединялась со зданием собора посредством галереи, также имевшей два этажа. Нижний этаж был занят церковью, чью апсиду и сегодня можно видеть со стороны востока. Одной из характерных особенностей колокольни было наличие уникального иконостаса, писанного на одной из стеновых поверхностей.
В шестнадцатом столетии колокольня была оснащена проездом с высоким сводом, сквозь который можно было попасть на территорию монастырского хозяйственного двора. Верхняя часть здания в том месте, где в его современном варианте укреплены колокола, была увенчана парой больших шатров, выложенных из камня. Арки в старом ярусе хорошо просматриваются и в настоящее время.
Достопримечательности Ярославля, http://www.hobbysalon.ru/