ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пермь. Церковь Вознесения Господня.

Феодосьевская церковь


Пермь. Церковь Вознесения Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня, Феодосия Черниговского, Питирима, Герасима и Ионы, Серафима Саровского
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1903 и 1910.
Архитектор:А.И. Ожегов
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Екатерининская, 170.

Координаты: 58.005614, 56.221047
Проезд:угол ул. Екатерининской и Борчанинова



Сортировка:

Церковь Вознесения Господня, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
29 марта 2011
Церковь Вознесения Господня, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
oldboy
11 июня 2022
Церковь Вознесения Господня, вид с западной стороны<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
вид с западной стороны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
20 июня 2012
Церковь Вознесения Господня, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 сентября 2020
Церковь Вознесения Господня, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 сентября 2020
Церковь Вознесения Господня, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 сентября 2020
Церковь Вознесения Господня, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 сентября 2020
Церковь Вознесения Господня, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 сентября 2020
Церковь Вознесения Господня, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 сентября 2020
Церковь Вознесения Господня, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 сентября 2020
Церковь Вознесения Господня, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 сентября 2020
Церковь Вознесения Господня, Основной объем,вид с северо-запада<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
Основной объем,вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
20 июня 2012
Церковь Вознесения Господня, Оформление над входом в верхний храм<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
Оформление над входом в верхний храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
20 июня 2012
Церковь Вознесения Господня, декоративное оформление окон храма<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
декоративное оформление окон храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
20 июня 2012
Церковь Вознесения Господня, декоративное оформление алтарной апсиды<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
декоративное оформление алтарной апсиды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
20 июня 2012
Церковь Вознесения Господня, вход в нижний придел Серафима Саровского<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
вход в нижний придел Серафима Саровского
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
20 июня 2012
Церковь Вознесения Господня, вид с юга на главный объем<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
вид с юга на главный объем
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
29 марта 2011
Церковь Вознесения Господня, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Артур 955
4 сентября 2020
Церковь Вознесения Господня, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Артур 955
4 сентября 2020
Церковь Вознесения Господня, предыдущий иконостас<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
предыдущий иконостас
Александр Владимирович (Мальцев)
1 января 2014
Церковь Вознесения Господня, пещерный храм св Серафима Саровского/нижний/<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
пещерный храм св Серафима Саровского/нижний/
Александр Владимирович (Мальцев)
1 января 2014
Церковь Вознесения Господня, Фото Н. Пилипенко<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
Фото Н. Пилипенко
Андрей Агафонов
1 июля 1991
Церковь Вознесения Господня, храм в 20-е годы<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
храм в 20-е годы
Александр Владимирович (Мальцев)
1 декабря 1920
Церковь Вознесения Господня, Закладка Вознесенско-Феодосиевской церкви. Вдали - Слудская церковь<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
Закладка Вознесенско-Феодосиевской церкви. Вдали - Слудская церковь
Александр Владимирович (Мальцев)
10 июня 1900
Церковь Вознесения Господня, Фото 1972 года.<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
Фото 1972 года.
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь Вознесения Господня, вид с юго-запада<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
29 марта 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Валерий Антипин
 
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 февраля 2011
Одной из последних церквей, построенных в г. Перми, является церковь Вознесения Господня. Она получила народное название купеческой. 10 апреля 1902 г. из Пермской духовной консистории была выдана книга записи прихода и расхода денежных сумм комитету по постройке нового храма. На постройку церкви жертвовались значительные суммы. Некоторые суммы церковь получила по завещаниям горожан от 30 до 200 руб.
13 мая 1903 г. была выдана грамота епископа Пермского и Соликамского Иоанна на закладку в г. Перми нового храма в честь Вознесения Господня и двух приделов: первый, во имя Св. Феодосия (церковь также носит название Феодосиевской) Черниговского Чудотворца, второй, во имя Св. Питирима, Герасима и Ионы. Место для постройки храма было частично продано и частично подарено епархии купцом Александром Павловичем Бабаловым. В документах архива имеется дарственная выпись, план усадебной земли, удостоверения на продажу.
В 1904 г. уже был освящен в нижнем этаже храма престол во имя Серафима Саровского. Строительство здания церкви было закончено в 1901 г. В верхнем этаже храма главный средний придел освящен в честь Вознесения Господня 12 декабря 1910 г., правый, во имя Феодосия Черниговского Чудотворца, освящен 26 октября 1914 г., левый - во имя первосвятителей Пермских Св. Питирима, Герасима и Ионы. С 1904 г. по 1918 г. настоятелем церкви являлся Стефан Михайлович Богословский. имевший неоднократные награды от духовного ведомства.
В 1918 г. Вознесенская церковь оставалась одной из крупнейших церквей города Перми. Кружечный доход церкви составлял 8140 руб. 60 коп. В приходе церкви в 1918 г. значилось 5 хозяйств духовных лиц, 33 - чиновников, 163 - мещан и купцов, 102 - крестьян. Существовал приходской совет церкви, проходили собрания общины.
Отрицательное влияние на разобщение церковной общины сыграло разделение православного вероучения на различные течения. В 1927 и 1928 гг. группа верующих обращалась в горисполком с просьбой регистрации новой общины, т.к. "посещать близкий нам Феодосиевский храм, который теперь находится в руках так называемых "григорьевцев", мы не можем по своим религиозным убеждениям". В конце 1928 г. по результатам обследования церкви административным отделом было вынесено постановление о передаче здания "более благонадежной общине".
В 1929 г. уже община "григорьевцев" обращается в органы власти о возвращении ей здания, в чем было отказано. На заседании малого президиума Пермского окружного исполнительного комитета от 18 мая 1930 г. было принято постановление: "Здание Феодосиевской церкви изъять от общины "сергиевцев". Возбудить ходатайство... перед Уральским облисполкомом о закрытии названной церкви и об обращении здания ее под общежитие".
В начале 30-х годов здание было перестроено под хлебозавод, который сдан в эксплуатацию в феврале 1935г. В 1991 году Феодосиевская церковь возвращена верующим.

Сайт «История православных храмов г. Перми» http://istorjk.narod.ru/index.htm Мария ЩУКИНА © 2000 Руководитель: Соломеина В.В

ВОЗНЕСЕНСКАЯ (ФЕОДОСЬЕВСКАЯ) ЦЕРКОВЬ, 2-х этажная каменная. Заложена 14.05.1903 г. Построена в 1910 г. Главный престол (Вознесенский) освящён 12.12.1910 г., Серафимовский 12.07.1904 г., Феодосьевский (во имя Святого Феодосия Черниговского) 26.10.1914 г. Архитектор А. И. Ожегов. Приход образован 10.09.1904 г. Закрыта в 1930 г. 10.03.1930 г. отдана под общежитие, затем под хлебозавод. Вновь открыта в 1991 г.
Е.Н. Шумилов.

Валерий Антипин
 
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 февраля 2011
Церковь Вознесенская (Феодосьевская) г. Пермь, ул. Большевистская, д. 170 – построена по проекту архитектора А.И. Ожегова. Возведение Феодосьевской церкви на «болоте» было вызвано тем, что этот район Перми был значительно удален от расположения остальных церковных зданий. Место для возведения церкви было уступлено купцом Александром Павловичем Бабаловым, который содержал рабочие артели по производству печных, штукатурных, малярных, каменных и плотничных работ.
В 1903 г. Бабалов купил у Марии Степановны Сыропятовой для своего сына Александра усадебное место по ул. Пермской (Кирова), 184 и пустопорожнее место, выходящее одной стороной на Екатерининскую (Большевистскую) улицу, другой – на ул. Шадринскую (Борчанинова). В квартале между улицами Пермской и Екатерининской по Шадринской улице стояло всего два небольших деревянных дома под № 31. Бабалов рядом с этими домами построил одноэтажный каменный дом № 33. Когда в Городской думе встал вопрос об отсутствии в этом густо населенном районе церкви и о необходимости ее строительства А.П. Бабалов предложил для строительства новой церкви, купленную им землю по ул. Шадринской (ныне ул. Борчанинова), 33.
В 1902 г. купец Бабалов подарил Строительному комитету землю под строительство храма: «Пермским купцом Александром Павловичем Бабаловым во исполнение Высочайше Государя Императора соизволения последовало 5 декабря 1902 года пожертвовал Пермскому Епархиальному начальству под построение храма во имя Святителя Феодосия Черниговского Чудотворца недвижимое имение – пустопорожнюю усадебную землю, находящуюся в 3-й части г. Перми на углу Екатерининской и Шадринской улице мерой по улице Екатерининская 28 сажен и по Шадринской – 15 сажен, а всего 420 квадратных сажен, оцененную жертвователем в 4 тысячи рублей». Акт о даре имения был совершен Пермским нотариусом Золотавиным 7 августа 1903 г., и утвержден старшим нотариусом Пермского окружного суда 23 сентября 1903 и записан в реестровой книге под № 413».
Годом позже строительный комитет еще купил у Бабалова землю: по расходной части «уплачено 1 тысячу рублей А.П. Бабалову Пермскому 2-й гильдии купцу за купленную усадьбу» и «уплачено 1353 рубля 53 копейки пермскому мещанину Филиппу Филипповичу Татаринову пермскому купцу А.П. Бабалову за проданное последним Комитету под постройку церкви усадебной земли мерой 84 квадратные сажени…». Закладка Вознесенской церкви происходила 14 мая 1903 г. по храмозданной грамоте данной 13 мая 1903 г.: «Божьей Милостью смиренный Иоанн Епископ Пермский и Соликамский по благодарению даруемой нам власти Всесвятого и Животворящего духа данной нам от самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа …благословил протоиеререя Градо-Пермского кафедрального собора о. Александра совершить закладку нового каменного храма в г. Перми в честь Вознесения Господня и двух приделов, первый во имя Феодосия Черниговского Чудотворца и 2-й во имя святых пермских Герасима, Питирима и Ионы. Дана сия грамота в день 13 мая 1903 года». Сооружение Вознесенской церкви велось на народные средства, собранные в храмах г. Перми, во временной часовне на месте закладки нового храма, на частные пожертвования денежных средств, стройматериалов, церковной утвари и икон в новый храм; многие важные работы, как-то, земляные и плотницкие работы по устройству фундаментов для храма подрядчиками были произведены бесплатно. Строительство Вознесенской церкви и ее приделов происходило в течении 14 лет: Вознесенская церковь была заложена 14 мая 1903 г.; нижний храм в честь преподобного Серафима Саровского освящен 18 июля 1904 г.; в верхнем храме главный средний придел во имя Вознесения Господня был освящен 10 декабря 1910 г., правый придел во имя Святого Феодосия Черниговского Чудотворца освящен 26 октября 1914 г. и левый придел во имя Первосвятителей Пермских: Герасима, Ионы и Питирима – 17 декабря 1917 г.
В 1918 г. в приходе церкви состояло 5 домохозяйств духовных лиц, 33 чиновников, 163 – мещанских и купеческих, 102 – крестьянских. Существовал приходской совет церкви. В 1922 г. здание Вознесенской церкви было муниципализировано и передано в бесплатное и бессрочное пользование приходских советов Градо-Пермской Феодосьевской и Градо-Пермской Серафимовской общин РПЦ. 27 марта 1924 г. было составлено описание муниципализированного земельного владения по ул. Троцкого, 170, находящегося в границах квартала № 102. домовладение находилось в ведении Коммун. отдела и использовалось как культовое здание общиной Феодосьевской церкви. Общая площадь владения составляла 540,39 кв.саж.: под строениями – 232,77 кв.саж, под двором – 278,32 кв.саж., под садом – 29,3 кв.саж. Согласно описанию владений на участке находились следующий строения: 1. церковь кирпичная под железной крышей фасадом на улицу (площадь основания – 213,15 кв.саж.), 1а деревянные под железной крышей одноэтажные сени фасадом во двор (площадь основания –1,84 кв.саж.), 1в лестница (площадь основания – 6,44 кв.саж.), 2. одноэтажные кирпичные под деревянной крышей службы (площадь основания – 11,34 кв.саж.). 13 апреля 1927 г. согласно заявлению зав. финансово-хозяйственной частью Серафимовского храма, занимающего (нижнюю часть церкви): «Агент ОкрФО все бумаги по взысканию налогов, следующих с Феодосьевской церкви (занимающей верхнюю часть храма) – почему то передает в Серафимовский храм, а не в Феодосьевский как следовало бы по адресу…». Поэтому староста Серафимовского храма: «Принимая во внимание установленный Окружным Адм. отделом порядок платежей всех налогов за здание Феодосьевской церкви и за усадебный участок под Феодосьевским храмом и Серафимовским, Я за Серафимовский храм половину налога за 1926/1927 г в сумме 23 руб. 48 коп. внес в приходо-расходную кассу под квитанцией от 24.01.1927 г. за № 2310, а затем окладной лист за № 939 мною был передан в Феодосьевский храм (верхний этаж) для уплаты второй половины налога. Точно также была передана туда и недоимочная карточка и повестка об уплате недоимки. А потому признавая действия Агента ОкрФО о взыскании недоимки с Серафимовского храма неправильными, я прошу ОкрФО сделать распоряжение о взыскании означенной недоимки с Феодосьевского храма (верхний этаж), А Серафимовский храм (нижний этаж) от взыскания недоимки освободить». Отрицательное влияние на историю Феодосьевского храма сыграло разделение русской православной церкви на различные течения. В 1927 и 1928 г. группа верующих Феодосьевского храма обратилась в Окрисполком с просьбой зарегистрировать новую общину. В конце 1928 г. административный отдел Окрисполкома вынес постановление о передаче здания церкви «более благонадежной общине сергиевцев». 18 мая 1930 г. на заседании малого президиума Пермского окружного исполнительного комитета было принято постановление о закрытии Феодосьевской церкви: «Здание Феодосьевской церкви изъять от общины «сергиевцев». Возбудить ходатайство перед Уральским облисполкомом о закрытии названной церкви и об обращении здания ее под общежитие».
8 декабря 1934 г. здание церкви было осмотрено комиссией в составе представителя хлебозавода г. Перми Полянского, зав. пожарной охраной завода Тарантина, представителя от проектного бюро Горкоммунхоза архитектора Шварева и эксперта, члена Научно-технического совета доцента Зеленина в целях установления возможности размещения в нем механизированного хлебозавода с суточной производительностью в 34 тонны печеного простого хлеба. Комиссией было установлено, что здание церкви кирпичное 2-х этажное с цокольным (полуподвальным) этажом, построено в начале 1900-х гг. Междуэтажные перекрытия в основном по металлическим балкам кирпичные своды, а несущая конструкция – два продольных ряда чугунных колонн с металлическими двойными прогонами. Перекрытия 2-го этажа кирпичные своды. Кровля железная. Здание в целом хорошо сохранилось, при осмотре обнаружен лишь один дефект – по западной торцевой стене от подоконника окна 2-го этажа с уширением к фундаменту. На уровне роста среднего человека – ширина щели 2 см. Данное явление, возможно, объяснить деформацией грунта под углом здания. Грунт в основном песчаный на глине. По имеющимся сведениям полуподвальный этаж, заглубленный почти ниже уровня земли не менее 2 м, подвергается периодическому подтопу грунтовыми водами, которые систематически оттуда откачиваются. Это может явиться причиной деформации грунта под влиянием грунтовых вод вымывания мелких частиц песка, а равно и вследствие вымораживания. В момент осмотра ближайшее к трещине окно 1-го этажа полуподвала было открыто ввиду прохождения через него стационарного рельсового пути для вывозки продукции Швейсбыта, ныне эксплуатирующего здание. Пол полуподвала деревянный временный. Настоящий пол под этим временным осмотреть не удалось. Ввиду загрузки пола продукцией Швейсбыта. Здание по имеющимся в нем полезным площадям пола и по объему воздуха внутри здания вполне удовлетворительно для устройства в нем производственных помещений хлебозавода. Здание допускает крепление к стенам и перекрытиям механизмов и размещение механизмов и оборудования на перекрытиях. В части установки хлебопекарных печей и др. технологического оборудования и временных нагрузок, превышающих 1/100 кг/кв.м. следует произвести предварительные расчеты перекрытий. Запроектированных при необходимости дополнительных фундаментов и оснований и новых перекрытий.
Здание, в части противопожарной безопасности, при его конструкции не вызывает опасений. Существующее в нем ныне отопление – в полуподвале печное, а во 2-м этаже – калориферное не представляет опасений. Меры охраны от возникновения пожара не обеспечиваются подачей воды из-за отсутствия водоснабжения в здании и прохождения поблизости водопроводных магистралей города. Поэтому до пуска в эксплуатацию будущего хлебозавода необходимо здание присоединить к общегородскому водопроводу с прокладкой уличной сети не менее 200 м. Спуск сточных вод ничем в настоящее время не обеспечивается за отсутствием присоединения здания к городской канализационной сети. Поэтому до пуска в эксплуатацию хлебозавода таковой присоединить к городской канализационной сети с проведением уличного коллектора длиною не менее 300 м. Вопрос электроснабжения удовлетворяется только электроосвещением. Силовой электроподачи нет. Поэтому до пуска в эксплуатацию хлебозавода необходимо поставить трансформаторную будку с подведением силового кабеля по указанию Уралэнерго.
По представленному хлебозаводом карандашному эскизному наброску схемы технологического процесса без обоснования схемы какими либо цифровыми данными комиссия не считает возможным дать какое либо суждение. Поэтому требуется представление хлебозаводом проекта будущего хлебозавода с мотивировкой площадей, мощностей печей и механизмов, нагрузок от них на полы и перекрытия, характера продукции завода (черный, пшеничной хлеб, булочные изделия и полной его производительности. Без этих данных невозможно точно установить достаточность намеченной хлебозаводом производительности его в 34 тонны при круглосуточной его работе. Однако по объему и кубатуре здания и по площадям его этажей, возможно конструировать реальное развитие здания б. церкви хлебозавода производительностью до 50 тонн в сутки, но с капитальным переоборудованием существующего здания.
Хлебозавод № 2, сданный в эксплуатацию в 1935 г., занимал помещение церкви почти 30 лет. Здание церкви использовалось хлебозаводом на износ, без серьезных ремонтов. К концу 1960-х гг. полностью была утрачена кровля, в аварийном состоянии находились несущие конструкции крыши; появились пристрои, искажающие первоначальный облик памятника. Во многих местах был утрачен декор фасадов. Утрачены росписи и иконостас. Утрачены юго-восточная глава куба и шатровая у колокольни, сильно пострадала кровля на куполах и крыше. Переделаны оконные проемы. В аварийном состоянии находилась колокольня здания. В 1968 г. хлебозавод выехал из здания церкви, и начались работы по реставрации здания. 23 октября 1969 г. решением Пермского облисполкома № 485 о постановке на учет памятников истории и культуры здание принято под охрану государства как памятник архитектуры и градостроительства «Вознесенская (Феодосьевская) церковь.
В 1969 г. было принято решение приспособить помещения бывшей Феодосьевской церкви под экспозиционные залы Пермского областного краеведческого музея. В 1975 г. Пермгражданпроект разработал проектно-сметную документацию на реконструкцию здания бывшей Феодосьевской церкви под филиал Пермского областного краеведческого музея. В 1975 г. газета «Вечерняя Пермь» сообщила о том, что «реставрационные работы на бывшей Феодосьевской церкви ведет Пермская специальная научно-реставрационная производственная мастерская треста «Росреставрация». Институт «Пермгражданпроект» завершил составление проектно-сметной документации на приспособление указанного здания под один из отделов краеведческого музея.
7 мая 1981 г. было принято распоряжение № 323-р Пермского облисполкома о передаче здания с баланса Пермского горжилуправления на баланс Пермского областного управления культуры для приспособления под органный зал Пермской областной филармонии. В 1988 г., в связи с подготовкой к строительным работам по переоборудованию церкви Св. Феодосия Черниговского Чудотворца под органный зал и бывшего архиерейского дома под технические службы и административные помещения выяснилось, что фундаменты наружных стен здания не могут нести соответствующих нагрузок, а у внутренних стен таковые вообще отсутствуют. В связи, с этим возник проект вообще снести здание церкви, а на его месте построить новое с сохранением внешнего вида фасада.
16 июля 1991 г., после принятия Верховным Советом РСФСР 25 декабря 1990 г. постановления № 447 «О возвращении верующим имущества религиозного назначения», Пермской областной Совет народных депутатов вынес постановление № 170 о возвращении Феодосьевской церкви религиозной общине русской православной церкви. Областная газета «Звезда» сообщила о возвращении здания церкви Феодосьевской верующим: «Исполком областного Совета народных депутатов принял решение о передаче здания бывшей Вознесенской (Феодосьевской) церкви и дома по ул. Борчанинова, 37 с баланса областной филармонии на баланс управления Пермского горисполкома. У многих жителей областного центра… на памяти протесты, особенно членов местной общины православных христиан, звучавшие три года назад на митингах по поводу распоряжения облисполкома о передаче здания бывшей Вознесенской (Феодосьевской) церкви областной филармонии для размещения в нем органа и создания здесь концертного зала. Отзвуки этих протестов дошли до многих высших инстанций страны, в том числе до Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. И вот облисполком на своем июльском заседании отменил прежние собственные распоряжения, согласившись с решением постоянной комиссии по народному образованию, культуре и вопросам религии областного Совета народных депутатов о передаче здания бывшей Вознесенской (Феодосьевской) церкви общине православных христиан г. Перми».
В феврале 2000 г. газета «Звезда» сообщила о том, что «Один из самых красивых храмов – Феодосьевская церковь – лишился на днях куполов над своим алтарем. Маковки, прослужившие более 90 лет, обветшали, и настоятель храма о. Серафим решил их привести в божеский вид. Способ для ремонта он избрал, самый что ни на есть современный. Альпинисты Владимир Китаев и Игорь Яковлев, поднявшись вначале по 42-х метровой пожарной автолестнице, вызванной с этой целью из пожарной части № 4, отсоединили деревянный остов куполов от кладки. Затем в дело вступил мощный кран, опустивший их один за другим на землю. Не обошлось и без форс-мажорных обстоятельств. При подъеме одного из четырех малых куполочков сверху посыпались кирпичи. Старинная кладка, подточенная временем, тоже истлела. На земле специалисты ЗАО «Сталь НТП» из Нытвы во главе с мастером Валерием Гатаулхаковым покроют деревянные каркасы новыми пластинами, напыленными нитридом титана. Отличаясь очень высокой прочностью, внешне это покрытие выглядит как позолота. К празднику светлого Христова Воскресенья – центральный храм Перми засияет своими обновленными маковками».
30 марта 2000 г. газета «Вечерняя Пермь» сообщила: «На этой неделе засияла новыми куполами пятиглавая Вознесенская Феодосьевская церковь. 90 лет служили православному люду старые купола, даже в период всеобщего безверия, когда в божьем храме размещался хлебозавод. В последнее время они были изготовлены из жести и окрашены в зеленый цвет, сейчас – покрыты титановыми листами с ванадиевым покрытием».
5 декабря 2000 г. распоряжением губернатора Пермской области № 713-р здание Вознесенской (Феодосьевской) церкви вошло в официально утвержденный «Список памятников градостроительства и архитектуры Пермской области местного значения».

Источники и литература:
Приходно-расходная книга строительного комитета по постройке нового храма во имя Св. Феодосия. 1902 г. // ГАПК. Ф.189. Оп.1. Д.1. Грамота Епископа Пермского и Соликамского Иоанна на закладку в Перми нового каменного храма во имя Вознесения Господня и двух приделов. 1903 г. // ГАПК. Ф. 189. Оп. 1. Д. 15. Л.
1. В.С. Верхоланцев. Хронология возникновения церквей в г. Перми. // Пермские Епархиальные ведомости. – 1915. – №№ 34 и 35.
Клировая ведомость Градо-Пермского благочинного округа Вознесенской Феодосьевской церкви. 1918 г. // ГАПК. Ф. 108. Оп. 1. Д. 32.
Клировая ведомость Градо-Пермского благочинного округа Вознесенской Феодосьевской церкви. 1922-23г. // ГАПК. Ф. р-1. Оп. 1. Д. 148. Л. 15, 16.
Л. Дворсон. Дыхание веков. // Вечерняя Пермь. – 1990. – 11 мая.
Т. Ларина. Для нашего музея. // Вечерняя Пермь (Пермь). – 1969. – 1 ноября. Вечерняя Пермь. – 1975. – 29 сентября.
И. Огнев. Храм возвращается верующим. // Звезда (Пермь). – 1991. – 16 июля.
М. Загуляев. Купола вы мои, купола. // Звезда (Пермь). – 2000. – 25 февраля.
В. Бикмаев. Пермь, золотые купола. // Вечерняя Пермь. – 2000. – 30 марта.
Памятники истории и культуры Пермской области. – Т. 2. – Пермь, 1993. – С. 36. Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области. Издание официальное. – Пермь, 2001. – С. 136.
Гайсин О.Д http://www.metrosphera.ru/history/arch/?pub=25


Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.