К вопросу о датировке храма Успения Пречистой Богородицы, находившейся в Александро-Куштском монастыре
Успенская церковь Александро-Куштского монастыря относится к числу тех деревянных храмов Русского Севера, которые, к сожалению, до сих пор не стали объектом специального научного исследования. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в известных источниках она датируется 1519 годом. Датировка эта основана на сопоставлении с храмами, также не имеющими твердо обоснованной даты возведения. До настоящего времени во внимание не принимался тот факт, что храм 1519 года мог впоследствии быть перестроен или возведен заново, например, вследствие пожара или ветхости. Такие примеры известны во множестве в истории русского северного зодчества. Ряд особенностей облика Успенской церкви наводят на мысль о несколько более позднем времени возведения. Сходное предположение высказывал архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский, изучавший храм в 1922 году. Он датировал его рубежом XVI-XVII веков, произвел обмеры и составил проект реставрации [1].
Обратимся к наиболее характерным особенностям архитектуры этого храма. Он обладает достаточно большой высотой центрального сруба-восьмерика с повалом в верхней части. Шатер, которому он служит основанием, напротив не очень высок, но имеет вытянутые пропорции. С четырех сторон церковь окружают прирубы, перекрытые бочками с полицами, имеющими большой вынос. И шатер, и бочки покрыты лемехом очень тонкой резьбы. Подобная крестообразная композиция с четырьмя прирубами по сторонам света появилась в деревянном зодчестве Русского Севера только в середине-второй половине XVII века. Точно датированными аналогами Успенскому храму в этом плане (учитывая и указанные пропорции) являются храмы Спаса Преображения в Кокшеньге (1683 год) и Воскресенский храм в селе Селецкое (1673 год) Архангельской области (разница во втором случае заключается лишь в том, что два прируба Воскресенской церкви увенчаны не бочкой, а шатрами). Впоследствии подобная композиция будет использоваться и в XVIII веке. Примером этому являются храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Заостровье Архангельской области (1726 год) [2,3] и Вознесенская церковь села Конецгорье (1752 год) Архангельской области [4].
Еще одна особенность конструкции Успенской церкви свидетельствует о ее принадлежности к более позднему, нежели 1519 год, времени. С западной стороны она окружена галереей на консолях. Этот конструктивный прием – выпуски бревен, служившие основой для галереи, довольно часто встречается как в зодчестве Русского Севера, так и среди деревянных церквей среднерусских земель.
В северной архитектуре наиболее ранний известный нам случай его использования – редкой красоты храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы из села Передки (между 1531 и 1539 год). В музей деревянного зодчества «Витославлицы» Великого Новгорода его перевезли из Передского Рождественского монастыря. Центральный объем храма окружен четырьмя прирубами, крытыми на два ската. Шатер и малые шатры северного и южного прирубов образуют живописную композицию, которую дополняет крытая галерея на консольных выступах-помочах, охватывающая храм с трех сторон. С запада к ней примыкает крыльцо с двумя всходами на срубе. Датировка храма основана на косвенных данных и, вполне вероятно, что она относится только к центральному объему. Есть данные, позволяющие отнести сооружение боковых приделов к XVII столетию. Эту версию подтверждает и сама композиция храма, так как первые многошатровые церкви в России, судя по данным Писцовых книг, появляются не ранее 1619-1630-х годов (Никольский храм на Шунгском погосте и Георгиевская церковь в остроге Толвуйского погоста). Следует отметить, что эти храмы не были многопридельными, как храм Рождества Пресвятой Богородицы [5]. В 1699 году церковь «перебрали», и именно тогда ее композицию дополнили боковые приделы, шатры, крыльцо и галерея. Во время реставрации, проведенной в 1968-1971 годы, ей возвратили облик конца XVII века.
Следующий по времени пример - это галерея Георгиевского храма в селе Вершины (1672 год) Архангельской области. В 1960 году его перевезли в музей Малые Корелы. В 1969 году была выполнена ее реставрация под руководством В.А. Крохина. Проведенные в ходе работ исследования позволили восстановить обходную галерею на консольных выступах и высокое крыльцо [6]. Очень близка по конструкции его обходной галерее такая же галерея, с севера, запада и юга окружающая нижний ярус уникального храма Рождества Иоанна Предтечи Ширкова погоста (1694 год), что в Тверской области.
В центральных районах России наиболее характерными примерами использования консольных выступов под галереей можно назвать, например, церковь Иоанна Богослова на Ишне под Ростовом Великим (1682 год) и храм во имя Собора Пресвятой Богородицы в селе Холм Галичского уезда (сейчас она находится в музее деревянного зодчества в Костроме). Наиболее ранние упоминания о последнем относятся к 1552 году [8]. Впоследствии церковь неоднократно поновляли и перестраивали (в 1652 году, затем - в XVIII столетии), поэтому точно определить время, когда были сооружены галереи на консолях, пока не представляется возможным [4].
В XVIII столетии использование опор-консолей мы во множестве встречаем в оформлении церквей Архангельской и Олонецкой губерний: уже упоминавшейся Вознесенской церкви села Конецгорье (1752 год), Введенского храма села Ростовское Архангельской области (1755 год), Успенской церкви в Кондопоге (1774 год) и многих других.
Приведенные примеры позволяют датировать храм Успения Пресвятой Богородицы Александро-Куштского монастыря не ранее второй половины XVI века, а, скорее всего, не менее чем на столетие позже, т.е. второй половиной XVII века. Возможно, дальнейшие исследования позволят обнаружить документы, которые позволят более точно определить время строительства этого интереснейшего храма Вологодской области.
Библиография:
[1] Петр Барановский: Труды, воспоминания современников. М., 1996. С.: 114
[2] Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1910. Т.1. С.: 379-385
[3] Красовский М.В. История русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1911. С.: 216
[4] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942.
[5] Орфинский В.П. Собор Покрова на Рву и его аналоги. С.: 64-65, 79 // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С.: 47-85
[6] Крохин В.А. Система построения формы в древнерусском деревянном зодчестве XVI-XVIII веков. С.: 197-246 // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып.4. С.: 204
[7] Известия императорской Археологической комиссии. Спб., 1909. Т. 31. С.: 160-161
[8] http://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/wooden-architecture/vitoslavlici/churches/christmases-virgin/