Обиходные названия: Богородицкая церковь; Богородицерождественская церковь; Богородице-Рождественская церковь; Рождество-Богородицкая церковь. Один из древнейших храмов Вологды, известен с XV века, находился вблизи старого городского укрепления, располагавшегося на Горе. Вологодское городище - одно из названий исторической части города. Городище охватывает район улиц Бурмагиных, Ударников, Парковый переулок, Луговую набережную. Его центр - Ленивая площадка (сквер памятника 800-летия Вологды). Раннее формирование Города и слобод в Верхнем посаде привело к тому, что церквей в этой части города, значительно уступавшей другим по площади и количеству населения, оказалось больше, чем в других. В разное время их здесь было более тридцати, то есть свыше половины всех, когда-либо существовавших в Вологде. И по времени постройки каменных храмов этот район города также выделяется среди других преимущественным сосредоточением церквей XVI-XVII веков. На месте многих из них ранее существовали деревянные.
Каменная архитектура, более стойкая к испытанию временем, сохранила множество самобытных архитектурных приемов, зародившихся еще в народном деревянном зодчестве и затрагивавших не только способы постройки и украшения, но и особенности размещения храмов относительно друг друга и ближайшего ландшафтного окружения. Границы Вологды в XIX веке проходили на западе от Горбачевского кладбища на юг по улице Мохова до улиц Кирова, Чехова. К началу XX века город не мог развиваться на юг и запад, так как его ограничивала железная дорога. На правом берегу реки, западнее Горбачевского кладбища, построек не было.
Церковь Рождества Богородицы на Верхнем Долу - приходская. Адрес на 1917 г.: г. Вологда, Верхний Дол. Современный адрес: г. Вологда, ул. Луговая.
Церковь живописно располагалась на правом берегу реки Вологды, неподалеку от Лазаревской церкви на Горбачевском кладбище, там, где с 2000-х годов находится микрорайон Прибрежный. Координаты: 59.232088°N 39.882442°E. Храм был назван по главному престолу - Рождества Пресвятой Богородицы, он располагался на посаде, в Успенской трети, во 2-м городском благочинном округе.Точное время основания Богородицкого храма неизвестно. Вероятнее всего, первоначально он был деревянным. Судя по перечню сгоревших 25 августа 1499 года одновременно с 330 дворами пяти храмов («Никола, Стретение, Воздвижение, Василеи Великий, Введение Святей Богородици»), именно о Верхнедольской церкви говорит Вологодско-Пермская летопись, когда упоминает начало этого крупного пожара «от Пречистые с посада», а в некоторых списках летописи написано даже «от Пречистая с Подолу», что непосредственно указывает на эту церковь. В «Списке с писцовой книги города Вологды, сделанном в 1629 году» сообщается: «Церковь Рождество Преч[истыя] Богородицы, другая церковь Акима и Анны - обе древяны клецки, а в церквах Божие милосердие образы, и книги и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье приходных людей, а земли под церквами и около церквей в длину 77 с[ажен], попер[ег] 30 саж[ен], у церкви служит поп Гаврило. Д. Рождественсково попа Гаврила на церковной земли в длину 50 саж[ажен], попер[ег] 7 с[ажен]. М. дворовое церковное Рождества преч[истыя] Богородицы, а преж тово было чорное, в длину 77 с[ажен], поперек 15 с[ажен], а даль то место к церкви в дом Прилуцково монастыря старец Арсеней, а владеют к церкви прихожаня года с два, а данные и никаких крепостей на то место не положили».
Согласно переписной книге Вологды 1646 года около Богородицкой церкви находился «двор пречистенского попа Василия Егупова» и «двор посадцкого бобыля пречистенского пономара Логинка Прохорова», а также дворы посадских людей. Видимо, жители этих дворов и составляли приход церкви. Дворов было немного - всего 17, причем почти половина из них - бобыльские, поэтому приход можно считать небогатым. Поскольку в последующее время город в данном направлении практически не развивался, можно утверждать, что приход продолжал оставаться малочисленным и, судя по окладной книге 1691 года, не располагал большими средствами. Из 13 храмов Успенской трети Верхнедольская Богородицкая церковь по размерам десятины стояла в середине списка, при этом большинство церквей этой трети уступало в финансовом плане церквям иных районов Вологды. Начавшееся в половине XVII столетия развитие каменно-строительного церковного дела в Вологде шло сначала довольно медленно, но эта медленность была с избытком вознаграждена в последних годах XVII и в XVIII столетии быстрым умножением в ней числа каменных церквей. С 1691 по 1782 год, в продолжение девяноста лет прибыло в Вологде к десяти каменным церквям сорок одно новое каменное церковное здание.
Согласно Стефану Иоаннову, каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в трапезе в честь Собора Пресвятой Богородицы была построена в 1742-1745 годах. Каменная церковь на Верхнем долу построена на средства купца Колесова. А «Вологодский Сборник», изданный В.С. Ковалевой в Вологде в 1901 году указывает другое время постройки храма: «Богородицкая - Верхнедольская (1780-1817) - св. о. Александр Подставицкий. 2 ок. II. Тер.: на прав. бер. р. Вологды, Воскресенская набереж. – 3 д. и Старая Введенская – 2 д.; всего 5 д. и 26 душ (м. 9, ж. 17)». Исходя из этих сведений можно точно говорить о времени постройки каменного храма в промежутке 1742(45) - 1780. «Вологодская Энциклопедия» за 2006 год про Лазаревскую кладбищенскую церковь сообщает: «Построена по указу об отведении земли на Горбатом поле под новое кладбище с церковью в 1775 г. на средства купца Ф.М. Колесова». Федор Матвеевич (1721-1789) был не настолько богат, чтобы строить 2 церкви одновременно, а дети его еще были под его властью, самостоятельным строительством заниматься не могли.
Вывод: Богородицкая церковь была построена ранее 1770 года, если это было в 1742-1745 годах, когда Федору Матвеевичу было 21-24 года, можно предположить, что ее строительством занимался не он, а его отец Матвей - Верховажский купец.На начало XX века в церкви Рождества Богородицы имелись престолы Рождества Пресвятой Богородицы (главный, был переосвящен в 1868 году), Собора Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Мирликийского. Каменное здание церкви возведено в духе провинциального барокко в XVIII веке. В главной своей части оно имело форму четырехгранной призмы с восьмигранником наверху, несущим круглый барабан небольшой луковичной главы. Трапезная далеко выдавалась по бокам храма, она имела две главы над приделами: Богородицким и Никольским и была связана с массивной, но не высокой, одноглавой, трехъярусной колокольней XIX века пристройки. Из описания храма за 1900 год: «Церковь как теплая, так и холодная, составляют один корпус, зданием каменная одноэтажная, крыта железом, в одной связи с колокольней … оштукатурена известью и выбелена … пол в холодном храме и алтарях каменный плитами … устроены изразцовые печи. Из теплой церкви в холодную две стеклянные двери. В холодном храме один придел - в честь Рождества Пресвятой Богородицы …»
Искусствоведы обращали внимание на типичность ее архитектуры. Г.К. Лукомский так описывает церковь: «Обычная церковь начала XVIII века. Куб увеличивает двухъярусная глава. Колокольня поздняя. Трапезы пристроены (уширены). Церковь расположена очень живописно на лужайке у реки Вологды, где бывают сенокосы и так красиво изгибается река, медленно несущая свои сизо-лиловые воды».Богородице-Верхнедольский приход, расположенный на самой окраине города и в зоне подтопления, вдали от шумных улиц и общественных учреждений, как уже сказано выше никогда не отличался многочисленностью прихожан. Этим объясняется и бедность прихода, и то, что храм был закрыт при советской власти одним из первых в Вологде - 3 апреля 1926 года.
Пятисотлетняя история церкви закончилась в 1920-е годы.Наиболее ценные предметы старины из закрытой церкви, такие, как например, икона третьей четверти XVI века «Святые князья Владимир, Борис и Глеб, с житием Владимира», были переданы на хранение в вологодский музей. Она была создана в одной из лучших вологодских мастерских. Уникальность иконы в наличии житийного цикла князя Владимира, который не имеет прямых аналогий в древнерусской живописи. Видимо, эта икона была храмовой в располагавшейся поблизости деревянной церкви Владимира Киевского, существовавшей в качестве второй при церкви Николы на Верхнем Долу. Менее ценные предметы распределены по соседним церквям.На 1923 г. при церкви не было зарегистрировано общины и не числилось не одного человека.
Требование со стороны советской власти вложения денег в ремонт и высокие налоги на землю под храмом и на пользование храмом вынудили к отказу религиозного общества от церкви Рождества Богородицы на Верхнем Долу: первый раз в октябре 1925 года, а затем (повторно) - в марте 1926 года. Причт храма был невелик и его доходы были советской властью резко урезаны. В 1926 году Богородская Верхнедольская община присоединилась к Никольской Золотокрестинской. Вышедший в 1926 году за штат настоятель Богородской Верхнедольской церкви протоиерей отец Александр Подстаницкий продолжал активно помогать приходскому причту Никольской Золотокрестинской церкви. 2 августа 1927 года последовало решение о сносе Никольской Сенноплощадской и Вознесенской церквей Вологды. Объясняли это тем, что храмы не используются верующими, а главное, расположены в неустановленных местах, вопреки плану. Обе эти церкви, а также Богородская Верхнедольская были снесены в течение 1928 года. 2 августа того же года от пожарной инспекции пришел запрос о бесплатной передаче колоколов мелкого размера для пожарных дружин сельской местности. 5 августа 1927 года с Богородской Верхнедольской церкви сняты 5 колоколов, общим весом около 12 пудов и переданы добровольным пожарным дружинам губернии.
На месте Богородицкой Верхнедольской ц. и ее прихода на площади в 16 га с 2005 года ведется постройка микрорайона "Прибрежный".
Пьянкова Н. С. Исчезающие храмы Тарноги