«Введенская церковь - двухэтажная, одноглавая, с большой трапезой. Время постройки точно неизвестно: по монастырской описи 1623 года она значится каменною. Иконостас в церкви вместе с иконами устроен в 1781 г. В трапезе этой церкви поставлен придел во имя св. великомученицы Варвары, в иконостасе которого находятся иконы, пожертвованные Троице-Герасимовской церковью. Каменная крытая галлерея (1623 года) соединяет эту церковь с соборной. «XVI столетием датируются двухъярусные крытые переходы с двумя проездными арками внизу и широкими арочными проемами вверху. Они соединяют Спасский собор с поставленным на подклет зданием, включающим трапезную палату, небольшую Введенскую церковь при ней и древние настоятельские покои. Время сооружения его — вторая половина 1540-х гг. (начат в 1545 г.).
...Другой храм монастыря (Введенский) - старинной архитектуры - состоит из куба с примыкающею к нему огромною неуклюжею абсидою и с огромным куполом, состоящим из широкого барабана, украшенного арочным пояском и главкою. К церкви с восточной стороны примыкает палата настоятеля монастыря» (Лукомский). «Главной частью этой довольно значительной постройки является трапезная палата. Ее подклетный этаж, как обычно, был занят погребами, хлебней и прочими хозяйственными помещениями. В верхнем этаже расположена обширная одностолпная сводчатая палата для общих монастырских трапез. Фасады трапезной лаконичны, строги и величавы. Все построено на четком ритме крупных арочных ниш с откосами, в которых помещены оконные проемы, и простых лопаток между ними и на углах объема, завершенного зубчатым карнизом.
Внушительное впечатление производит огромный, квадратный в плане зал трапезной (приблизительно 15 X 15 м) с мощным столбом в центре, поддерживающим массивные своды. Освещенный неярким дневным светом, проникающим через окна в южной и западной стенах, он поражает пространственной выразительностью и простотой форм. Такие трапезные палаты типичны для монастырского строительства на Руси в XVI в., особенно для крупных монастырей.
Более нарядно выглядит примыкающая к трапезной небольшая церковь Введения. Она привлекает внимание своей эффектной пирамидой из трех ярусов килевидных кокошников, увенчанной барабаном с луковичной главой. Своеобразна форма церкви в виде стройного кубического объема, лишенного алтарных апсид. Подобный тип безапсидного храма, входящего в состав трапезных сооружений, как раз характерен для XVI в. Ее прямой восточный фасад имеет, так же как и остальные, уступы с профилированными цоколями на уровне подклета, лопатки посередине стен и кокошники в завершении прясел. Под кокошниками, между лопаток, находится широкий узорчатый пояс, состоящий из поребрика, кирпичных балясин и прямоугольных впадиннишек. Этому орнаментальному фризу вторит такой же декор вверху барабана храма, расположенный над рядом килевидных арочек. Все эти декоративные мотивы тождественны убранству глав Спасского собора и надвратного храма Вознесения» (Бочаров, Выголов)».
Источники: Г.К. Лукомский «Вологда в её старине». СПБ., «Сириус – СПБ», 1914. Г. Бочаров, В. Выголов «Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск». М., «Искусство», 1979. http://www.booksite.ru/fulltext/vyg/olov/index.htm