ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Вологда. Церковь Сретения Господня.

Сретенская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Сретения Господня, Николая Чудотворца, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, святителей Московских
Архитектурные стили:Узорочье, Нарышкинский, Устюжский
Год постройки:Между 1731 и 1735.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, г. Вологда, Набережная 6 армии, дом 85

Координаты:59.227435, 39.879914


Добавить фотографию
Автор: Архиповы Маргарита и Владимир
Снято: 16 июня 2015 Добавлено: 12 сентября 2015
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Церковь Сретения Господня-Вологда-г. Вологда-Вологодская область-Светлана Риццо
Светлана Риццо
28 июня 2012
Церковь Сретения Господня-Вологда-г. Вологда-Вологодская область-Иванов  Дмитрий
Фрагмент северного фасада
Иванов Дмитрий
4 июля 2011
Церковь Сретения Господня-Вологда-г. Вологда-Вологодская область-den40736
den40736
10 октября 2014
Сортировка:


Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Сергей Чернов
21 мая 2014
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Светлана Риццо
28 июня 2012
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Сретенская церковь построена в 1731-1735. В 1860 году колокольня перестроена , она получила готическое стрельчатое завершение проемов яруса звона и высокий шпиль.
Галина Сванидзе Кингисепп
23 августа 2011
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Selena 17
19 июля 2011
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Вид от реки Вологда
Игорь Монаков
10 марта 1997
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Вид с юга
Игорь Монаков
10 марта 1997
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
sasa_1941
7 августа 2018
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
sasa_1941
7 августа 2018
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Вид вечером
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 мая 2016
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
2 августа 2013
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
25 августа 2012
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Вид на южный фасад
Наталия
14 июля 2012
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
вид от парка ВРЗ
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 мая 2012
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Фрагмент северного фасада
Иванов Дмитрий
4 июля 2011
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Фрагмент северного фасада
Иванов Дмитрий
4 июля 2011
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Вид с северо-запада
Иванов Дмитрий
4 июля 2011
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Средняя часть храма, вид с севера
Иванов Дмитрий
4 июля 2011
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Основной объем храма, вид с юга
Иванов Дмитрий
4 июля 2011
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Колокольня, вид с севера
Иванов Дмитрий
4 июля 2011
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Вид с юга
Игорь Монаков
8 мая 2009
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Иванов Дмитрий
23 января 2009
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Andrew
7 марта 2008
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Andrew
9 ноября 2007
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Вид с реки Вологда
Алексей Гришанков
26 августа 2007
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Ярослав
2 января 2005
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
den40736
10 октября 2014
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 февраля 2013
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 февраля 2013
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 февраля 2013
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 февраля 2013
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Северная часть откидного крыльца
Иванов Дмитрий
4 июля 2011
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Апсида
Иванов Дмитрий
4 июля 2011
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Фрагмент изразцов
Иванов Дмитрий
4 июля 2011
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Купола храма
Иванов Дмитрий
4 июля 2011
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Фрагмент изразцов
Иванов Дмитрий
4 июля 2011
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Иванов Дмитрий
23 января 2009
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Детали декора
Алексей Гришанков
26 августа 2007
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Фрагмент изразцов на стене церкви
Ярослав
2 января 2005
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
den40736
10 октября 2014
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Фрагмент внутренней отделки храма Сретения Господня г. Вологды. Храм восстанавливается. Каждую субботу в 14 часов совершаются молебны.
olga popova
6 июля 2014
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
den40736
10 октября 2014
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
ю-з
Вадим Животовский
30 апреля 2002
Церковь Сретения Господня - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1915




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Ярослав,  12 сентября 2006

Церковь Сретения на Набережной является одним из интереснейших памятников города. Она привлекает внимание своим подчеркнуто нарядным, декоративным обликом, выделяющим ее среди прочих храмов Заречья. Время построения деревянной Сретенской церкви точно не установлено, но известно, что она существовала уже в 1656 году. В память о бывшей деревянной церкви с тремя престолами по сторонам каменной одноименной церкви были поставлены три тяжелых обтесанных камня с крестиками наверху. Каменная церковь Сретенья на Набережной была построена в первой половине XVIII века, имя мастера, строившего ее, неизвестно. Теплая церковь была освящена в 1735-м, холодная значительно позже - в 1837 году.

Церковь Сретения является одной и наиболее красивых в городе - она знаменует новый этап в развитии каменного зодчества Вологды и отражает нарядный образец позднего московского барокко, который в первой половине XVIII века стал распространяться на Севере. Это бесстолпный, трехчастный в плане храм, увенчанный пятью луковичными главами. Своеобразен его стройный, сильно вытянутый вверх основной кубический объем, завершенный вместо традиционных кокошников широким карнизом. С востока к нему примыкает одноапсидный алтарь, а с запада - двухэтажная трапезная, фасады которой по своей композиции напоминают жилой дом. Главы церкви с тонкими шеями и красивыми ажурными крестами еще более подчеркивают изящность ее архитектуры. Псевдоготические верхние ярусы колокольни вместе с ее шпилем и двумя крыльцами появились во время перестройки храма в середине 1830-х годов. Исключительное изящество храма подчеркнуто парными пилястрами, протянувшимися по основному четверику от цоколя до венчающего карниза. Оконные и дверные проемы несут пышные наличники со своеобразными "разрезными" фронтонами. Декор храма приобрел во многом новые оригинальные черты благодаря широкому использованию полихромных рельефных изразцов, уникальных для вологодского зодчества. Майоликовые плитки зеленого цвета с желто-белым растительным орнаментом искусно введены в пилястры и карнизы, а также в основные части наличников.


Статью добавил(а): Иванов Дмитрий,  29 ноября 2012

Бесстолпный трехчастный храм на подклете, увенчанный пятью луковичными главами. Своеобразен его стройный, сильно вытянутый вверх основной кубический объем, завершенный вместо традиционных кокошников широким карнизом. Под карнизом, на пилястрах, наличниках и фронтонах помещены вставки из поливных зеленоватых изразцов – деталь, весьма характерная для вологодских церквей XVIII века. С востока к кубу примыкает одноапсидный алтарь, а с запада – двухэтажная трапезная, в которой располагался теплый храм с двумя приделами – Никольским и в честь святителей Московских. Главы церкви с тонкими шеями и красивыми ажурными крестами еще более подчеркивают изящность ее архитектуры.

Колокольня, вероятно, раньше была шатровой. Затем она была сломана наполовину, а на оставшуюся часть наложили новую высокую колокольню, увенчанную высоким шпилем. Надстройка не испортила храма; стройная и высокая она, напротив, придала легкость его силуэту. Время этой перестройки определить по документам не удалось, но вот некоторые предположения, проистекающие из рассмотрения стиля архитектуры: колокольня имеет готический оттенок. Однако, это не Екатерининская готика конца XVIII столетия, а Николаевский стиль faux gothique (ложная готика) 1830-х годов. Боковые входы у колокольни пристроены в 1870-е годы. Прежде вход в церковь был один – от реки, по крутой лестнице, теперь устроены два боковых входа, а вход от реки уничтожен. Но и эта пристройка вышла удачной.

В культовой постройке прослеживается четкая связь с гражданской, светской архитектурой. Церковь, особенно ее трапезная часть, напоминает каменные палаты. Сходство с гражданским «палатным делом» дополняет двухмаршевое крыльцо церкви. Убранство интерьера не сохранилось. Из Сретенской церкви происходят несколько известных икон, находящихся сейчас в коллекциях российских музеев. С искусствоведческой точки зрения особенно интересна икона «Снятие со креста» XVI века – экспонат Государственной Третьяковской галереи.

Сретенская церковь почти каждый год во время весеннего движения льда затоплялась водой. В кладовых ее было сыро даже в самые жаркие месяцы. Считается, что именно по этой причине не сохранилось каких-либо документов об истории храма. В наиболее сильные весенние паводки ледяные глыбы несло от Скулябинской богадельни в сторону Сретенской церкви прямо по затопленной Багровской улице (ныне ул. Варенцовой). Местные жители передвигались по улице на лодках. В ХХ веке с ликвидацией лесных массивов в верховьях рек Вологды, Тошни и Масляной сильных весенних наводнений, затопляющих вологодские набережные, не стало.

Церковь Сретения закрыта 30 января 1930 года. Долгие годы в ней располагалось общежитие. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «Церковь Сретения, 1731 г.» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

Источник: Вологда: монастыри и храмы


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  25 августа 2019

Как и все церкви Вологды, первоначально церковь Сретения была деревянной. Когда она была построена - неизвестно. Сохранился деревянный напрестольный крест, обложенный серебром, на котором можно прочесть, что она существовала уже в 1656 году. Других более древних сведений нет. Как воспоминание о бывшей деревянной церкви с тремя престолами, по сторонам теперешней церкви Сретения поставлены три тяжелых обтесанных камня с крестиками наверху. О современной каменной церкви сведений сохранилось также чрезвычайно мало. Известно только, что она построена в 1731 году, но кто ее построил - неизвестно; освящена теплая в 1735 году, а холодная в 1837 году. Почему сто лет холодная церковь не была освящена - также не сохранилось сведений. В самой церкви, несмотря на все поиски, не нашлось совершенно летописи, опись имущества самая поздняя 1866 года, клировая запись еще моложе.

Церковь Сретения почти ежегодно весной, даже в малую воду, заливается; в кладовых сырость; возможно, что здесь и погибли старые документы. Печатных сведений о церкви очень мало. Судя по стилю, церковь подвергалась переделкам только со стороны колокольни.

Выгодное положение церкви Сретения на набережной еще более усиливается, расположенными по близости, другими церквами, слева на небережной; к сожалению, церковь закрыта высокими деревьями: из за листвы видны лишь части карниза и фриза с поясами зелено-желтых изразцов; надо подойти к церкви, походить вокруг нее по зеленой "пожне", свободной от строений на несколько десятков сажен, полюбоваться красотою ее, рисунком наличников восемнадцати окон, зелено-желтых изразцовых жгутиков, изразцовым поясом фриза, консолями...

Затейливый и нарядный образец позднего московского барокко, только в первой половине XVIII века дошедшего до севера, церковь Сретения является одной из наиболее красивых в городе. Она составлена из двух четвериков, стоящих рядом, меньшего (теплый храм), примыкающего к высокой колокольне и большего (холодный храм) с полукруглым алтарным выступом. На теплом храме две главки, на холодном - пятиглавие.

Гладь стен прорезывается окнами, украшенными колонками, лепными узорами, фронтончиками и кувшинами, по столбикам идет полоска из зелено-желтых изразцов, изображающих орнамент из стебля с цветками и плодами.* (* Незакрашенными остались только кусочки этих изразцов. Лет двадцать тому назад какой-то церковный староста нашел изразцы недостаточно благолепными для храма и велел замазать их. К счастью, их совсем не вынули, что можно было легко сделать, так как изразцовые плашки не прямо прикреплены к стене, а так, что между стеной и изразцами образуется пустое пространство. Дожди понемногу смывают и растворяют мел. Пройдет несколько лет, и изразцы снова будут ласкать глаза своими нужными красками, наивными желтенькими цветочками и плодами, так варварски гонимыми невежественным вкусом всяких радетелей. По пышному уступчатому фризу обвивают холодный храм две широкие ленты совершенно чистых изразцов, а по ребрам четыреугольника изразцы сбегают донизу четырьмя поясами. Года три назад настоятель церкви Швецов производил отмывку изразцов, но дело остановилось, очевидно из-за недостатка в средствах).

Тип обработки оконных и дверных наличников Сретенской церкви, в сущности очень сходный с обработкой стен у ц. Владимирской (холодной) и Спаса на болоте, является довольно обычным в этом крае. Но в Сретенской церкви убранство это приняло и удержало до нашего времени богатые формы стиля барокко.

Все, начиная с профиля карниза, перерезанных пилястр и кончая, замечательно выполненными, наличниками окон с огромными причудливыми фронтонами и подоконниками - говорит о том, что строителем церкви был не заурядный мастер.

Действительно, композиция трех окон холодной церкви с северной стороны - прекрасна, но еще богаче она с южной стороны, где к трем окнам примыкает дверь, вкомпанованная в общую группу. С южной стороны композиция окон и дверей теплой церкви едва ли еще не лучше.

Маленькая, низенькая, ушедшая в землю, с железными створками, дверь обрамлена наличником - порталом, с коринфскими колонками.

Очень хороши окна в колокольне с западной стороны в уцелевшей части ее - в первом ярусе. Не менее хорошо сделаны окна холодного храма.

Колокольня была раньше вероятно шатровой или типа колокольни Спасской церкви. Она была сломана наполовину, а на оставшуюся часть наложили новую высокую колокольню. Когда была надстроена колокольня - неизвестно, но она не испортила храма; стройная и высокая она, напротив, придала силуэту храма легкость. Боковые входы у колокольни пристроены лет сорок тому назад. Прежде вход в церковь был один - от реки, по крутой лестнице, теперь устроены два боковыхе входа, а вход от реки уничтожен.

Но и эта пристройка вышла удачной. Время этих перестроек и достроек определить по документам не удалось, но вот некоторые предположения, проистекающие из рассмотрения стиля их архитектуры. Колокольня - готического оттенка. Однако это не Екатерининская готика конца XVIII столетия, а Николаевский стиль faux gothique. Остатки классицизма видны на некоторых деталях: так арочка окон (ниш) второго яруса - кессончата. Колонки второго яруса дорическего ордера.

И лишь стрельчатые окна 3-го яруса говорят о готике. Далее купол изогнутый с лукарнами и высоким типично ампирным шпилем. В конце XVIII столетия формы готики соединялись со стилем Людовика XVI, а ампира еще не было. Пристройки к колокольне, придающие много уюта и делающие общий силуэт храма более компактным и стройным, относятся, вероятно, ко времени надстройки колокольни. Но здесь в некоторых деталях чувствуется уже не только поздний ампир, но даже привкус русского стиля (столбики, на которые опираются арочки). Колокольня как бы связывается с этими крылечками и создается иллюзия устойчивости. При низенькой шатровой колокольне не было необходимости в этих пристройках, но когда колокольню переделали, удлинили, они стали насущно необходимы; без них колокольня была бы как-то не связана с храмом.

Таков внешшй вид Сретенской церкви, являющейся украшением города. Надо подняться по боковой лестнице, чтобы войти в маленький теплый храм. Теплый (с накатным потолком) и холодный (со сводами) храмы прежде разделялись капитальной стеной, соединяясь между собой узенькой дверцей. Иконостас в теплой церкви был один, поднимался он до потолка, и с края его шел узенький проход в холодную церковь.

На потолке и стенах сняли барочные украшения - орнаменты для клейм - и на серо-зеленом поле намалевали безобразную стенопись. Из икон, здесь находящихся, упомянем о сильно попорченных, но интересных иконах Пресвятой Богородицы. Высокая холодная церковь, 6елая и светлая, радует многочисленными украшениями на сводах и стенах. Самой разнообразнейшей формы и величины вьются по спокойной 6елой глади стен лепные рамы - овальные, круглые, изогнутые и прямые. Рисунок их превосходный, изысканный; сделаны они очень чисто.

Эти рамы были устроены для помещения в них клейм, но должно быть не хватило средств на осуществление этого намерения.

Судя по позднему освящению храма в 1837 году, можно радоваться, что это предприятие на удалось - хорошей живописи все-равно не могло быть, рамки потерялись бы, заглушенные красочными пятнами, а теперь они радуют своей пышной нарядностью. Мастера, влюбленные в узоры, не оставили без украшений даже узких окон большого купола. Отверстие купола в храме декорировано лепкой и четырьмя головками ангелов, на дне купола вылеплено "Всевидящее око" в сиянии и сквозь отваливающийся мел видны зеленые пятна - вероятно весь купол был выложен зелеными изразцами.

В алтаре не менее прекрасны окна, украшенные по бокам столбиками, оканчивающимися листами аканфа.

Вообще внешнему блеску украшений вполне соответствует внутренняя отделка.

Иконостас сооружен всего вероятнее в начале XIX столетия, а может быть и позднее. Иконостас трехярусный, простенький: с колонками, подделанными под зеленый мрамор; свободные от украшений места покрыты белой краской, капители и украшения вызолочены. Стиль его faux-gothique, т. е. стиль колокольни. Наверху иконостаса большой деревянный крест с деревянным распятием Христа, по бокам две деревянные большие статуи Божией Матери и Иоанна Предтечи.

Около клиросов у стен два вызолоченные балдахина над плащаницами. Над балдахинами большие деревянные статуи ангелов.

Каждый балдахин поддерживают две коринфские колонны и им соответствуют у стен две коринфские пилястры. Балдахины сделаны прекрасно - в стиле поздней классики, и с ренессансными деталями - они придают храму какую-то торжественность, мощь и горделивость.

Особенно хороши верхние резные дуги, тонкие и хрупкие, как бы поддерживающие колесницу, в которой стоит статуя ангела. Под левым балдахином интересная кипарисовая плащаница (7 пудов). Спаситель на ней нарисован в очень странной позе.

Ризницы в храме нет. В обоих храмах много старых икон, большей частью испорченных перепиской. Иконы (Спасителя в теплом храме и Толгской Божией Матери в холодном) имеют некоторый интерес...

Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. - СПб. 1914.

Комментарии и обсуждение

Восстанавливается, в 14 часов по субботам совершаются молебны.
14 августа 2014.

С октября 2014 года в храме регулярно совершаются Богослужения, в том числе Литургия, сложился свой приход. Отремонтированы помещения первого этажа, частично - теплого верхнего храма. Паломники имеют возможность посетить храм, узнать о его истории.

21 апреля 2018.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.