ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Омск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при 44-м Сибирском стрелковом полку.

Полковая церковь


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1908 и 1909.
Год утраты:приблизительно 1965 (снесена)
Архитектор:Ф.М. Вержбицкий (автор образцового проекта)
Адрес:
Омская обл., г. Омск, ул. Орловского, 5. Местонахождение храма в период существования: Современная территория военного городка – в районе ипподрома, за цирком.



Добавить фотографию
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при 44-м Сибирском стрелковом полку - Омск - Омск, город - Омская область
Единственное фото храма 1927 г. из архива Омскэлектросеть
Михаил Мещанинов
??
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при 44-м Сибирском стрелковом полку - Омск - Омск, город - Омская область
На заднем плане войсковой храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы 11-го Сибирского резервного Семипалатинского полка. https://picturehistory.livejournal.com/2115304.html
Сергей Ковров
??


Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  14 января 2018

Противоречивые сведения дают нам источники о храме 44-го Сибирского стрелкового полка. В «Справочной книге Омской епархии» И.С. Голошубин ошибочно называет его Никольским, построенным в 1907–1908 годах. Но в книге Г.А. Цитовича и на планах города 1914 и 1917 годов он назван Покровским. Сейчас назвать точное место, где находился храм, невозможно. Известно лишь, что это современная территория военного городка – в районе ипподрома, за цирком.

Наиболее достоверным источником является дело, хранящееся в Российском военно-историческом архиве. В нем сообщается, что церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена в 1909-м году по типу военных церквей 11-м Сибирским резервным Семипалатинским полком. Из описания храма, сделанному в момент принятия его в инженерное ведомство, мы узнаем, что он был краснокирпичным с десятью вызолоченными крестами. Это позволяет предположить использование образцового проекта, выполненного в 1901-м году гражданским инженером Вержбицким. Проект, созданный в духе церквей времен первых Романовых, представлял собой храм с большим куполом на высоком барабане, шатровая колокольня фланкировалась башенками. В декоре использовались наличники из колонок с килевидным завершением, кокошники, окошечки на шатре. С 1911 г. священником церкви был Иоанн Васильевич Добросердов.

В 1920-м году церковь 44-го Сибирского стрелкового полка стала приходской. Военные, на чьей территории находилась церковь, активно боролись за ее ликвидацию. Храм был передан в пользование верующим по договору 19 ноября 1921 года.

В деле «Устав Омской Покровской церкви религиозного общества (православного), списки учреждений, духовных лиц церкви и чинов совета религиозного общества. История возникновения церкви», начатом 1 ноября 1923 г., оконченном 11 февраля 1928 г. представлен обширный материал о названной общине и ее храме.

Устав общества был утвержден Омским губернским отделом управления по реестру 240 – 12 ноября 1923 года. Еще 12 мая 1922г. из церкви, священником которой тогда был Богоносов, дьяконом Сухих, были изъяты: чаша серебряная, дискос, звездица, лжица, 2 тарелки, ковш, евангелие, подставки и др. предметы, всего – 10 фунтов, 53 золотника.

Службы в храме осуществлялись ежедневно утром и вечером, хотя из духовных лиц было два человека – священник Михаил Иванович Сороколетов и псаломщик Иван Васильевич Обогрелов. 15 января 1923 года Покровская община обратилась с заявлением о неправомочности обнесения оградой церкви. На что помощник военкома по квартирной части ответил письмом № 5116 от 23 декабря, что здание принадлежит военведу. Органы управления предупредили военных, чтобы они не чинили препятствий к устройству входа в церковь, так как чинимые препятствия нарушают декрет ВЦИК. В праздники храм посещало от 100 до 500 чел. 24 июля 1924 года диаконом был принят Леонид Лебедев-Анк, а 12 августа, вследствие смерти о. Михаила (так написано в архивном деле – но, вероятно, он был просто болен), священником приняли о. Амфилофия Кузьмича Горизонтова.

С приходом о. Амфилофия Покровская церковь превратилась в религиозно-просветительский центр. С 8 марта по 26 апреля 1925 г. в храме проводился цикл бесед о богопознании. Их темы: «Нужен ли Закон Божий? Условия Богопознания, Есть ли Бог (космологическое доказательство бытия Божия), Есть ли Бог (телеологическое доказательство бытия Божия), Есть Бог! (психологическое доказательство бытия Божия), Бог есть!! (нравственное доказательство бытия Божия), Исполнение пророчеств Христа (историческое доказательство), Воскрес ли Христос?! – Воистину воскрес!!!». Через год беседы о богопознании повторились, так в марте они были совмещены с выступлением любительского хора.

В середине 1927 года в общине состояло 480 человек, список верующих, в отличие от обновленцев, включал адреса и подписи всех верующих. Священниками были Михаил Иванович Сороколетов (ранее в деле назван умершим) и Аркадий Николаевич Хлопин, дьяконом Степан Васильевич Панфилов, также упоминаются в качестве настоятеля – священник Николай Васильевич Попов (в 1926 г.) и дьякон-псаломщик Павел Николаевич Мартынов. Иерей Николай Попов был расстрелян 24 сентября 1937 в Омске.

На полковом собрании 27 мая 1923 года 87-го стрелкового полка 29 дивизии приняли решение: «Мы, красноармейцы, усвоили себе, что религия – дурман навсегда, что она не дает человеку ничего полезного, кроме как приносит тупоумие, которое нам преподносило духовенство с малых лет. Мы определили, что церковь есть буржуазная кузница, которая выковывает цепи рабства для рабочих и крестьян, а посему Красная армия не верит никаким богам, а посему мы постановляем: просить полк-бюро 87 полка общего собрания присоединиться к нашей резолюции: закрыть бывшую полковую церковь, которая находится в расположении нашего полка, ибо Красная Армия – культурная армия, не должна в расположении своего полка, рядом со своим клубом иметь кузницу, выковывающую цепи рабства. Каждый день церковный звон напоминает нам то старое рабство, которое преподносил нам царизм. Пора свалить религию в помойную яму и закопать навсегда, чтобы не разносился тот смрад, который проповедует священство, просим губисполком закрыть церковь, а в здании ее открыть храм науки. Долой темноту, да здравствует свет!»

В просьбе о закрытии военным отказали, но они, несмотря на протесты верующих, возвели забор вокруг военного городка, спрятав за него церковь. В июне приходской совет обратился с просьбой разрешить архиепископу Виктору совершить всенощное бдение в субботу и Божественную литургию в воскресенье. Вскоре было получено разрешение: «Можно, пусть служит».

Начальник военного городка обратился в горсовет с просьбой о передаче Покровской церкви в его ведение, так как якобы церковь поджигали, и верующих в ней было всего 10 человек. Президиум горсовета протоколом N 14 от 15 июня 1927 года удовлетворил ходатайство. Протоколом № 37 Президиума Омского Окружного Исполнительного Комитета от 14 декабря 1927 г. храм был передан 34-му стрелковому полку 12 имени «Сибревкома» дивизии в распоряжение военведа. Имущество теоретически передавалось в крепостной собор, который тоже был закрыт (4 января 1928 г.), хотя ранее – 24 ноября вышло постановление о передаче имущества в госфонд. Временно имущество оставили в церкви, а 1 января 1928 г. постановили его передать в Знаменскую церковь. 11 января вывезли имущество на 10 подводах, но куда не указано. Покровская община приняла решение обратиться с протестом во ВЦИК.

ВЦИК запросил информацию о переустройстве храма. На что 5 июня 1928 г. был дан ответ о передаче церкви 34-му стрелковому полку 12 дивизии имени «Сибревкома», снятии колоколов и разборке колокольни. Один медный колокол весом 24 пуда 17 фунтов был передан Князе-Владимирской церкви.

Закрыли храм в декабре 1927 года, а снесли, вероятно, в 1960-е годы.

http://www.omsktime.ru/projects/church/pokrov.html


Статью добавил(а): Михаил Мещанинов,  14 января 2018

Церковь была построена по образцовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Ф.М. Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г. было выстроено не менее 69 таких церквей.

Данный храм для расквартированного в Омске 11-го Сибирского резервного Семипалатинского полка была заложена 24 Мая 1908 г. епископом Омским и Семипалатинским Гавриилом (Голосовым) и им же освящена 1 Октября 1909 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы. До этого, с 1906 г. полк пользовался временной церковью в деревянном казарменном бараке.

В 1910 г. церковь перешла к 44-му Сибирскому стрелковому полку. С 12.02.1907 г. полковым священником этого полка являлся Иоанн Васильевич Добросердов (1872-...). В 1914 г., после отправки полка на фронт, церковь отошла к 20-му Сибирскому запасному стрелковому полку.

После 1917 г. храм стал приходским и был закрыт лишь в Декабре 1927 г. Церковь находилась в южной части города, недалеко от здания ж.д. вокзала, на территории местной воинской части (т.н. 16-й военный городок). В 1930-1960-е годы храм использовался военными как складское помещение. В 1960-е годы церковь была снесена, а на её месте разбит сквер. В начале 2000-х годов часть территории вышеназванного военного городка была отдана под жилую застройку, и место храма в 2010-х годах занял жилой 9-этажный дом по адресу ул. Орловского, 5.

Источники: РГИА ф. 806, оп. 8, д. 502 (1909 г.); ф. 806, оп. 10, д. 437 (1912 г.); Цитовичъ Г.А. Храмы Армiи и Флота, 1913, с. 485; Вестникъ военнаго духовенства, журнал, 1910, № 1, сс. 20-24; http://www.omsk.aif.ru/society/gorodok_na_pustyre_kak_voennye_kazarmy_stali_chastyu_omska


Статью добавил(а): Анонимный участник,  18 июля 2020

Храм построен по плану, Высочайше утверждённому для военных церквей. Он разсчитан на 360 человек. И совне, а главным образом - внутри он весьма благолепен и производит чарующее впечатление. Внутренния стены храма окрашены бледно-розовою краскою и в сочетании с нежно-красною окраскою и золотом иконостаса - ласкают глаз. Впечатления усиливаются обилием света, льющегося из многочисленных обширных окон... Храм увенчан пятью главами с блистающими позолотой крестами... На колокольне 8 колоколов, при большом колоколе в 105 пуд. весом. Стоимость храма простирается до 40 000 слишком руб. В частности колокола на заводе Гилева в Тюмени отлиты за 4000 слишком руб., иконостас сделан в мастерской Никулина в Екатеринбурге за 2400 руб., кресты сделаны и отзолочены за 800 руб.

Омские епархиальные ведомости. №3, 1910 год

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.