ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стамбул. Собор Софии, Премудрости Божией.

Софийский собор, Айа София (Αγία Σοφία)


Стамбул. Собор Софии, Премудрости Божией
Собор. Не действует.  
Престолы:Софии, Премудрости Божией
Год постройки:Между 532 и 537.
Архитектор:Исидор из Милета и Анфимий из Тралл
Адрес:
Sultan Ahmet Sq, Cankurtaran Mahallesi, Istanbul/Istanbul Province, Turkey 34122

Координаты: 41.008615, 28.97993



Сортировка:

Собор Софии, Премудрости Божией, Вид с севера, с Босфора<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Вид с севера, с Босфора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 сентября 2023
Собор Софии, Премудрости Божией, Вид с северо-запада, с Босфора<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Вид с северо-запада, с Босфора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 сентября 2023
Собор Софии, Премудрости Божией, Панорама с юго-востока<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Панорама с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 сентября 2023
Собор Софии, Премудрости Божией, Вид с юго-запада от мечети Султанахмет<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Вид с юго-запада от мечети Султанахмет
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 сентября 2023
Собор Софии, Премудрости Божией, восточный фасад<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
восточный фасад
zavar-vera
7 марта 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
30 апреля 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, , Стамбул, Стамбул, Турция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
17 апреля 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, Купол<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Купол
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 сентября 2023
Собор Софии, Премудрости Божией, , Стамбул, Стамбул, Турция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
29 марта 2014
Собор Софии, Премудрости Божией, , Стамбул, Стамбул, Турция
Svet
13 октября 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, , Стамбул, Стамбул, Турция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
17 апреля 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, Вид на восток в интерьере<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Вид на восток в интерьере
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 сентября 2023
Собор Софии, Премудрости Божией, Подкупольное пространство<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Подкупольное пространство
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 сентября 2023
Собор Софии, Премудрости Божией, Колонны северных хор<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Колонны северных хор
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 сентября 2023
Собор Софии, Премудрости Божией, Южный неф<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Южный неф
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 сентября 2023
Собор Софии, Премудрости Божией, Алтарь собора (иконостаса нет, в 1453 г. в алтарь поставлен михраб).<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Алтарь собора (иконостаса нет, в 1453 г. в алтарь поставлен михраб).
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
22 апреля 2019
Собор Софии, Премудрости Божией, Центральный купол  собора<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Центральный купол собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
22 апреля 2019
Собор Софии, Премудрости Божией, Колоннада второго яруса<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Колоннада второго яруса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
22 апреля 2019
Собор Софии, Премудрости Божией, вестибюль<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
вестибюль
zavar-vera
6 марта 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей
zavar-vera
6 марта 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, Мозаика над Царскими дверями нартекса "Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом"<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Мозаика над Царскими дверями нартекса "Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом"
zavar-vera
6 марта 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, херувим в северо-западном парусе купола<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
херувим в северо-западном парусе купола
zavar-vera
6 марта 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, лик херувима<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
лик херувима
zavar-vera
6 марта 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, галерея второго этажа<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
галерея второго этажа
zavar-vera
6 марта 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, мозаика южной галереи "Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом"<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
мозаика южной галереи "Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом"
zavar-vera
6 марта 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, мозаика на полу - "омфал"<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
мозаика на полу - "омфал"
zavar-vera
6 марта 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, Своды<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Своды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
29 марта 2014
Собор Софии, Премудрости Божией, Мозаики второго этажа<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Мозаики второго этажа
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
29 марта 2014
Собор Софии, Премудрости Божией, Мозаика в своде алтаря<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Мозаика в своде алтаря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
29 марта 2014
Собор Софии, Премудрости Божией, Промежуточный неф второго этажа (северный)<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Промежуточный неф второго этажа (северный)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
29 марта 2014
Собор Софии, Премудрости Божией, Общий вид на восток с хоров второго этажа<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Общий вид на восток с хоров второго этажа
Павел В. Воробьев
10 января 2012
Собор Софии, Премудрости Божией, , Стамбул, Стамбул, Турция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
17 апреля 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, , Стамбул, Стамбул, Турция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
17 апреля 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, Абсиды собора<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Абсиды собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
22 апреля 2019
Собор Софии, Премудрости Божией, , Стамбул, Стамбул, Турция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
17 апреля 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, Уникальная фотография светового эффекта в храме Святой Софии в Стамбуле. Фото Byzantine Institute, 1948 г.<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Уникальная фотография светового эффекта в храме Святой Софии в Стамбуле. Фото Byzantine Institute, 1948 г.
Елена Григорьева
1948
Собор Софии, Премудрости Божией, Рис. из журнала "Живописное обозрение".<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Рис. из журнала "Живописное обозрение".
Андрей Агафонов
1905
Собор Софии, Премудрости Божией, Рис. из журнала "Строитель"<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Рис. из журнала "Строитель"
Андрей Агафонов
1905
Собор Софии, Премудрости Божией, Рис. из журнала "Строитель"<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Рис. из журнала "Строитель"
Андрей Агафонов
1905
Собор Софии, Премудрости Божией, Рис. из журнала "Строитель"<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Рис. из журнала "Строитель"
Андрей Агафонов
1905
Собор Софии, Премудрости Божией, Рис. из журнала "Строитель"<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Рис. из журнала "Строитель"
Андрей Агафонов
1905
Собор Софии, Премудрости Божией, Рис. из журнала "Строитель"<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Рис. из журнала "Строитель"
Андрей Агафонов
1905
Собор Софии, Премудрости Божией, Рис. из журнала "Нива"<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1885



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Svet  27 апреля 2011

Самая известная церковь в Стамбуле, построенная в византийский период. Первое здание было построено в 325-360 гг. Открылось для богослужения 15 октября 360 г. Будучи самой большой церковью города и дворца, она упоминалась как Megalo Ekklesia (Большая церковь), а начиная с V века называется Hagia Sophia (святое мастерство), в турецкий период Ая-Софья. Предполагается, что стены первого здания были из камня, кровля из деревянной базилики. В 404 г. эта церковь была сожжена, к 415 г. восстановлена, а в 532 году сожжена вновь. Её тут же восстановили. Строили её с 532 по 537 год из дерева, мрамора разных цветов, кирпича. Открылась она вновь 27 декабря 537 года. Позже она рушилась от землетрясений, а в 1204 г. крестоносцы её разграбили и подожгли. В 1261 году император Михаил VIII приказал восстановить её. Во времена Османской империи церковь была превращена в мечеть. В 1934 году она была превращена в музей.

Источник: Стамбул (на русском языке). Yucel AKAT, АРХЕОЛОГ. 2010.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 декабря 2020

Собор Святой Софии в Стамбуле – знаменитый памятник византийской архитектуры, самая величественная постройка юстиниановской эпохи. Крупнейший христианский храм до постройки собора Святого Петра в Риме. Храм был построен императором Юстинианом I в Константинополе (ныне Стамбул) в 532-537 г.г. на месте сгоревших христианских храмов, возведенных в IV и V веках при императорах Константине I и Феодосии II. Руководили его строительством архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский.

В постройке участвовали сотни мастеров и десять тысяч рабочих. Стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. Столбы, предназначенные для опоры купола, клали из больших глыб известкового камня, связывая их свинцовой заливкой и железными полосами. При строительстве собора также использовали мрамор, золото и серебро, слоновую кость, драгоценные камни.

Софийский собор имеет план классической базилики. Основание представляет собой прямоугольник 68 м в ширину и 75 м в длину. Высота здания составляет 55,6 м с центральным куполом, диаметром 31 м. У основания купола сделано 40 больших арочных окон. Благодаря этому создается ощущение, что купол будто парит в воздухе. Внутренние поверхности купола, сводов и арок были покрыты мозаичными орнаментами, иконами и картинами на темы Священного Писания на золотом и темно-лазоревом фоне. Мозаикой был украшен не только храм Софии, но и принадлежащие ему постройки.

Среди дошедших до нас мозаик святой Софии – крупное мозаичное изображение Иисуса Христа, помещенное над царскими вратами. Сохранилось также изображение Богоматери с Младенцем Иисусом, которое находится на подпружной арке храма с западной стороны. По сторонам Богоматери два апостола – Петр и Павел. На южной стороне храма, в довольно глубоких нишах, находящихся внизу окон, уцелели изображения святителей, выполненные в строго византийском стиле, с греческими вертикальными надписями. На северной стороне уцелело несколько изображений пророков.

Практически сразу со времени постройки Софию Константинопольскую стали называть великой. На протяжении 900 лет собор был резиденций Патриарха Константинопольского. Службы в храме поражали своей роскошью. При Юстиниане штат священнослужителей храма составлял более 500 человек. С начала 7 в. собор Святой Софии стал постоянным местом коронации византийский императоров. Согласно летописному преданию, красота богослужения, великолепие архитектуры и убранства собора, увиденные послами киевского князя Владимира Святославича, побудили его к принятию христианства.

Пожары и землетрясения заставляли неоднократно восстанавливать здание, изменяя его первоначальный облик. Тем не менее собор Святой Софии считался символом могущества Византийской империи. Именно в нем в 1054 г. кардинал папы римского Гумберт вручил константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию грамоту о его отлучении от церкви. Это событие привело к разделению единой христианской церкви на православную и католическую.

В 1204 г. собор был осквернен и разграблен крестоносцами. В 1453 г. Константинополь – главный центр православия – был захвачен турками под предводительством султана Мехмеда II. Софийский собор был разграблен. Вскоре он был превращен в мечеть Айя-София. В XV-XVI в.в. к ней были пристроены четыре минарета. В XVI веке к Айе-Софии были добавлены контрфорсы, еще более изменившие ее первоначальный облик. Тогда же появился мраморный минбар (кафедра для имама). В XVIII веке алтарь в восточной части здания был заменен михрабом в юго-восточном углу (он указывал направление на Мекку). Многие мозаики и фрески были замазаны штукатуркой.

Вокруг собора были построены мавзолеи султанов (6-гранный Мурада III, 1594; 8-гранный Мехмеда III, 1608; и др.), медресе, имарет (кухни для бедных; оба 1739) и фонтан (1740).

В середине XIX в. по поручению султана Абдул-Меджида I были произведены ставшие необходимыми реконструкционные работы. Для реставрации были приглашены итальянские братья-архитекторы Фоссати.

Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 г. основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем. Тогда же мозаики и фрески Софийского собора, очищенные от штукатурки, вновь увидели свет.

В 1985 г. Музей Айя-София был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Стамбуле давно ведутся дискуссии на тему будущего собора Святой Софии. В очередной раз к этой теме вернулись после того, как 29 мая 2020 г., в годовщину падения Константинополя, в этом храме состоялось чтение Корана. Спустя неделю президент Турции Реджеп Эрдоган поручил изучить возможность превращения собора в мечеть. По словам главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, его страна вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнений других государств. 2 июля Высший административный суд Турции – Госсовет рассмотрел вопрос об изменении статуса собора Святой Софии и превращении его в мечеть. Госсовет считает, что для изменения статуса собора достаточно указа президента. Решение будет оглашено в течение 15 дней.

"Сделать Софию снова мечетью" - президент Турции Реджеп Эрдоган твердил это несколько лет. В пятницу, 10 июля 2020 г., он превратил угрозу в реальность, подписав указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии. Отныне тут снова, как и 86 лет назад, мечеть Айя-София.

РИА НОВОСТИ


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 декабря 2020

Многие туристы, увидев собор святой Софии в Стамбуле (бывший Константинополь), чувствуют разочарование. В сравнении с силуэтом близлежащей Голубой мечети очертания Айя Софии (турецкое название) не кажутся гармоничными и восхитительными. Стены здания, пострадавшее от сильного землетрясения в 989 г., укрепили контрфорсами, и оно утратило свой первоначальный облик. К тому же в замысле архитекторов не было четырёх минаретов и гробниц султанов, построенных рядом. Но что же влечёт сюда 3 миллиона посетителей ежегодно? Что делает собор, которому 1500 лет, таким великим?

Чтобы спроектировать новую церковь на месте сожжённой базилики Феодосия II, император Византии Юстиниан I нанял двух известных математиков: Исидора Милетского и Антемия Траллского. Исидор преподавал стереометрию и физику. Был известен тем, что составил первое собрание работ Архимеда. Математик Anthemius знаменит новаторским исследованием о взаимодействии твердых геометрических форм, поверхности которых фокусируют свет в одной точке.

Чтобы спроектировать большой купол собора Святой Софии, двое учёных мужей опирались на свои знания геометрических принципов. Они придумали сферические треугольные опоры по углам, чтобы соединить квадратное основание и сферу, обозначаемые словом "парус". Это позволило перераспределить вес и построить самый большой купол в мире. Он считался таковым до 1590 г., пока в Ватикане не появился купол базилики Святого Петра, в котором Микеланджело использовал этот же приём. В некоторых источниках предполагают, что купол венчал крест с исходящими из центра лучами и полумесяцем внизу.

Купола во время строительства собора в Константинополе не были диковинкой. За 4 века до появления Айи Софии уже стоял легендарный римский Пантеон с его бетонным куполом. Однако храмы с прямоугольным основанием имели скатную крышу. Уникальность идеи архитекторов заключалась в сочетании уже существующей формы базилики и 32-метрового купола, верхняя точка которого находится в 55 м над полом. Не менее гениальным было решение добавить с двух сторон ещё два полу-купола: на востоке (алтарь) и на западе (главный вход). Благодаря такой конструкции внутри храма создаётся ощущение расширяющегося пространства. Взгляд непроизвольно устремляется вверх, как и хотели создатели этого здания. В свете солнечных лучей, льющихся через окна в стенах над галереями и в основании купола, поддерживающие опоры становятся незаметны. Впечатление движущегося пространства, символизирующего небеса, усиливает сверкающая золотом мозаика.

Византийский историк Прокопий Кесарийский (500 г.) писал о соборе: "Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм". Послы князя Владимира после литургии в Великой Софии Константинопольской докладывали: "Не знаем, на небе мы были или на земле" (согласно "Повести временных лет").

Построенный в рекордно короткий срок с 532 по 537 г.г., храм через 20 лет пострадал от землетрясения. Купол частично обвалился. Восстанавливал его племянник Исидора Милетского (по другим источникам сын). Он поднял его выше на 9 м. В 989 г. второе землетрясение ещё сильнее повредило собор. Восстанавливал его армянский архитектор Трдат. Сделав купол ещё выше, он же укрепил здание контрфорсами. Таким образом, первоначальный облик был изменён. Мусульманские специалисты добавили ещё больше поддерживающих опор.

http://zen.yandex.ru/media/arhi1/sobor-sviatoi-sofii-v-stambule-neprigliadnoe-velichie-5c46f6bc588ef700acd27446


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 августа 2024

«Аббат Сугерий, который в 40-е годы XII века придумал и построил на окраине Парижа первый готический собор в аббатстве Сен-Дени, писал, что видел в качестве великого образца именно храм Святой Софии. Хотя, казалось бы, он не похож на готические соборы. Видимо, аббат имел в виду уникальную драматургию света, которую мы видим в Софии Константинопольской. То, что потрясло послов князя Владимира в Х веке — уникальная свето-пространственная икона, которая создавалась этим единственным в своем роде зданием.

Юстиниан пригласил в качестве главных архитекторов не профессиональных строителей, а самых знаменитых математиков и инженеров-оптиков — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Световое кольцо создавалось под куполом 40 окнами днем и ночью, транслируя в купол свет либо солнца, либо луны и звезд. Под куполом постоянно создавалось светящееся облако, световая икона Славы Божьей. Из-за того, что купол неоднократно перестраивался, в том числе из-за землетрясений, этот эффект сейчас практически не заметен. Мозаики усиливали звучание храма как пространственной иконы. Интересно, что до победы иконопочитания в IX веке в храме не было фигуративных мозаик, поскольку образ Божий создавался при помощи световой драматургии и какие-либо «картины» на стенах и сводах были излишни».

А. Лидов

https://www.pravmir.ru/my-na-poroge-kulturnoj-katastrofy-hram-svyatoj-sofii-v-turczii-hotyat-prevratit-v-mechet/


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 августа 2024

В отличие от Римского Пантеона (языческого храма), в Константинопольском храме св. Софии сложное и грандиозно-свободное пространство не подавляет человека, оно организовано как место Присутствия Божия, вокруг которого собраны верующие с надеждой на милосердие Спасителя. Здесь Бог не отчужден от верующих, Он указывает им путь Спасения. Многообразие пространственных форм не хаотично, оно являет архитектурную модель упорядоченной Вселенной, созданной Творцом. Упорядоченность пространства достигается четкой направленностью и ритмом, оно развивается по двум осям. Горизонтальная ось ведет на восток, к престолу Божию. Вертикальная ось через невесомый купол – зовет верующего к небу, навстречу Богу.

Церковь Святой Софии стала главным соборным храмом Византийской империи. Огромный объем храма главенствовал над городом, но художественные качества архитектурных конструкций снаружи не были обыграны, почти игнорированы. Интерьер храма отличался большой роскошью, а фасады Великой церкви оставлены без всякого декора. Этим выражалось противопоставление двух миров - преображенного Божественным Присутствием и приземленно материального, непреображенного, которому принадлежали фасады. Возможно, софийное посвящение храма определило его пространственное решение в виде замкнутого интерьера - как гигантского реликвария Премудрости Божией, вместилища, являющего миру гармонию христианского государства, обладающего Премудростью истинной веры.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 декабря 2024

Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), всемирно известный памятник византийского зодчества, по словам русского византиниста Н.П. Кондакова, "сделал для Империи больше, чем многие ее войны". Этот уникальный храм стал вершиной византийского зодчества, на многие века определив развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа.

История Святой Софии началась при римском императоре Константине Великом, который в 324 году основал Константинополь - новую столицу империи. А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь - во имя Святой Софии.

Популярное женское имя София обычно толкуют как "премудрость", хотя оно имеет более широкое значение. Оно может обозначать "разум", "знание", "умение", "талант" и т. д. По учению церкви, Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума. София представляет собой ипостась Святой Троицы, Иисуса как символа Божественной премудрости. София известна и как духовное, и как мирское имя. Его носила христианская святая София, жившая в XII веке. Ее память празднуется 15 мая. Имя София распространено в Греции, Румынии и южнославянских странах. В Греции существует также мужское имя Софрониос с аналогичным значением - разумный, мудрый. Софии - премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе ~ главный храм Византийской империи. Первые православные соборы в главных городах Киевской Руси - в Киеве, Новгороде, Полоцке были также посвящены Святой Софии. А последним крупным храмом Святой Софии стал Софийский собор в Тобольске, построенный в 1680-х годах.

Император Констанций, сын и наследник Константина Великого, перестроил и расширил храм. Сто лет спустя этот храм сгорел во время восстания в Константинополе, вызванного несправедливым изгнанием Иоанна Златоуста. Восстановленный императором Аркадием, храм снова был разрушен, на этот раз дотла, во время восстания 531 года, во время подавления которого в столице Византии погибло 35 тысяч человек. После этого император Юстиниан I заложил новый храм - беспримерный в истории. В ту эпоху в Константинополе было построено тридцать церквей, блиставших золотом, серебром и разноцветными мраморами. Но Юстиниан пожелал еще построить храм, который превзошел бы величием и роскошью все, когда-либо построенное в мире.

Главными строителями храма хроники называют Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, оба - выходцы из Малой Азии. Зодчий Анфимий был, вдобавок, выдающимся изобретателем и ученым того времени. В подчинении у Исидора и Анфимия работали еще сто архитекторов. На строительстве собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни, из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Рима были привезены колонны из порфира, из Эфеса - колонны из зеленого мрамора. Строительство храма продолжалось пять лет - с 532 по 537 год. Собор был освящен 26 декабря 538 года.

Когда строительство окончилось, мир был ошеломлен: по словам Прокопия Кесарийского, "этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря". Казалось, что купол Святой Софии "покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес". Входящий в него чувствовал, что это "не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества", и душа молящегося в храме чувствовала, что "Бог здесь, близко от нее, и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя". Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен, его главный строитель воскликнул: "Я превзошел тебя, Соломон!"

Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на "парусах" - треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Длина храма составляет 81 метр, ширина - 72 метра, высота - 55 метров, а диаметр купола превышает 31 метр. Сложная система полукуполов придает храму стройное единство.

Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса в нем были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями. На этих колоннах находились иконы. Совершенно уникальным произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была искусно изготовлена из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка. Престол полукругом окружали колонны из яшмы и порфира.

Сорок окон, прорезанных в барабане купола, заливали украшенную мозаиками внутренность храма. Когда солнце заходило. Святая София освещалась серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, "огни которых казались цветками". Во мраке густой южной ночи храм, озаряя все вокруг, подобно грандиозному пожару, возвещал мореплавателям о близости столицы византийских императоров.

В 1453 году турецкий султан Мехмед II Завоеватель во главе 200-тысячного войска осадил Константинополь. Дни Византии были сочтены, но император Константин XI Палеолог отрекаться от престола не стал, а возглавил отряд последних защитников империи - 14 тысяч бойцов. Византийцы героически сопротивлялись, но силы были слишком неравны. 29 мая турки ворвались в город. "В некоторых местах, вследствие множества трупов, совершенно не было видно земли", - писал очевидец. По приказу султана Мехмеда долго искали труп императора Константина, и нашли его под грудой убитых - императора опознали только по пурпурным сапожкам с вышитыми золотом двуглавыми орлами. Султан приказал отрубить голову императору и водрузить ее на высокой колонне посреди завоеванной столицы Византийской империи...

Существует легенда о том, что, когда турки ворвались в храм, служивший там священник исчез в таинственной двери в стене храма, захватив с собой святые реликвии. Турки не сумели его догнать: стена внезапно закрылась за ним. Во время реставрации 1850-х годов эта дверь была впервые за четыреста лет вскрыта - за ней оказалась крохотная часовня и уходящая куда-то вниз лестница, заваленная мусором...

Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Но красота православного храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к церкви пристроили минареты. В царствование султана Селима II к внешним стенам храма пристроили грубые контрфорсы, совершенно изменившие первоначальные формы здания. Драгоценные мозаики были грубо замазаны известью, и только в 1932 году началась их расчистка. В сделанной турками пристройке к храму была устроена султанская усыпальница - здесь погребены султаны Мурад III, Селим I, Мехмед III, Мустафа I.

Святая София пережила множество невзгод. Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. К середине XIX столетия София находилась под угрозой реального разрушения, и только спешно вызванные султаном Абдул-Междидом итальянские реставраторы спасли положение. Во время этой реставрации были восстановлены несколько византийских мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. После реставрации их снова замазали известью... Но великое искусство нельзя убить. До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой православной святыни.

Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. А в 1934 году мечеть в храме Святой Софии была упразднена и вместо нее был открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров. "Посетитель и ныне испытывает совершенно особое чувство в этом храме, купол которого как бы являет собой небесную сферу, опрокинутую над головой, - пишет Л.Д. Любимов, - как некогда людям средневековья, подлинным чудом кажутся легкость, торжественная свобода, с которыми, обрамляя грандиозное сияющее пространство, вырастают кругом арки и галереи с их порфирными, мраморными или малахитовыми колоннами да вьющимся над ними изумительной тонкости каменным кружевным узором".

Ни в одном другом памятнике художественный гений Византии не нашел такого полного, совершенного воплощения, как в Софии Константинопольской.

Губарева М.В., Низовский А.Ю. «Сто великих храмов мира». - М.: «Вече», 1999 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2025

«…Две главные святыни Константинополя, основанные при Юстиниане, — церковь св. Апостолов и св. София — были лишены в их первоначальном виде фигурных изображений. В куполе св. Софии виднелся лишь огромный крест, доминировавший над всем пространством. Остальные мозаики носили чисто орнаментальный характер. Иначе говоря, оба храма уже содержали в себе программу иконоборчества. Человеческие фигуры впервые введены в храм св. Апостолов Юстином II (565–578), украсившим его обширным евангельским циклом, в основу которого было положено учение о двух природах Христа: божественной и человеческой. Учение это отражало страстную догматическую борьбу 50–60-х годов против Нестория и Евтихия. Однако, несмотря на заключавшийся в цикле намек на догматическую идею, последний был построен по историческому принципу. Сцены чудес и страстей, равно как и Снятие со креста, отсутствовали; главный акцент был поставлен на тех эпизодах, в которых с особенной яркостью выступала божественная природа Христа.

К сожалению, мы лишены теперь возможности установить, какие из описанных Константином Родием и Николаем Месаритом мозаик относились к VI веку и какие были добавлены позже. Иконографический анализ говорит скорее за то, что большинство изображений было исполнено не ранее IX века. Это, однако, не исключает появления исторического цикла уже в VI веке, который в дальнейшем испытал ряд существенных пополнений. Не большая ясность царит и в вопросе о тех мозаиках, которыми Юстин II украсил св. Софию. Из описания Кориппа можно заключить, что в них преобладал не исторический, а догматический момент. По словам поэта, здесь доказывалась вездесущность триединого божества и двуединая природа Христа. Из отдельных сцен были изображены Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, чудеса Христа, Распятие, Воскресение, Вознесение, а также Троица и Христос на троне в образе судии мира. Это свидетельство Кориппа подверглось, однако, вполне обоснованному сомнению, и есть основания полагать, что в св. Софии до второй половины IX века было мало фигурных изображений, причем они носили по преимуществу иконный характер…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»



Комментарии и обсуждение


https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/9f/71/9f71839f-445b-422a-8bac-e05caf26e70e.pdf Прибавление к Церковным ведомостям 1890 №32. Стр.1033. Внешний вид собора.

25 февраля 2021.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.