ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стамбул. Церковь Ирины.


Стамбул. Церковь Ирины
Церковь. Не действует.  
Престолы:Ирины великомученицы
Год постройки:приблизительно не позже 532.
Адрес:
Istanbul Arkeoloyi Musezi, 34200 Fatih/İstanbul, Турция

Координаты: 41.009673, 28.981103
Проезд:Первый внутренний двор Археологического музея Топкапи.



Сортировка:

Церковь Ирины, Вид с северо-востока<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 сентября 2023
Церковь Ирины, Вид с востока<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 сентября 2023
Церковь Ирины, вид с юго-востока<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
вид с юго-востока
zavar-vera
7 марта 2018
Церковь Ирины, вид с северо-востока<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
вид с северо-востока
zavar-vera
7 марта 2018
Церковь Ирины, северный фасад<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
северный фасад
zavar-vera
7 марта 2018
Церковь Ирины, , Стамбул, Стамбул, Турция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
30 марта 2014
Церковь Ирины, На заднем плане виден собор Святой Софии<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
На заднем плане виден собор Святой Софии
Павел В. Воробьев
11 января 2012
Церковь Ирины, , Стамбул, Стамбул, Турция
Павел В. Воробьев
11 января 2012
Церковь Ирины, , Стамбул, Стамбул, Турция
Павел В. Воробьев
11 января 2012
Церковь Ирины, Барабан <br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Барабан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 сентября 2023
Церковь Ирины, Вид с Босфора<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Вид с Босфора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 сентября 2023
Церковь Ирины, , Стамбул, Стамбул, Турция
Павел В. Воробьев
11 января 2012
Церковь Ирины, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
7 марта 2018
Церковь Ирины, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
7 марта 2018
Церковь Ирины, мозаика конхи абсиды создана в эпоху иконоборчества<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
мозаика конхи абсиды создана в эпоху иконоборчества
zavar-vera
7 марта 2018
Церковь Ирины, капитель<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
капитель
zavar-vera
7 марта 2018
Церковь Ирины, боковой неф<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
боковой неф
zavar-vera
7 марта 2018
Церковь Ирины, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
7 марта 2018
Церковь Ирины, , Стамбул, Стамбул, Турция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
30 марта 2014
Церковь Ирины, Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1912
Церковь Ирины, Рис. из журнала "Кормчий".<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1896
Церковь Ирины, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1
Андрей Агафонов
1884



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  14 ноября 2019

Сразу за величественной Святой Софией с раннего средневековье в центре Константинополя находился небольшой храм, постройки первой половины VI века. Несмотря на свою внешнюю скромность, этот храм в свое время был даже главным храмом города. И у него очень интересная судьба, простирающаяся сквозь века. В начале стоит оговориться, что изначальное греческое название церкви отождествлялось совсем не с Ириной, а со Святым миром, церковь Святого мира. Но турки несколько исковеркали греческое название, став называть храм Айя Ирини, отсюда и всеобщее заблуждение.

Изначальный христианский храм появился на месте древнегреческого храма в честь богини любви Афродиты, произошло это в IV веке при императоре Константине, став одной из самых первых церквей Константинополя. Но тот храм погиб в огне во время восстания Ника в 532 году, и в том же году был отстроен заново. Правда, после землетрясения 740 года он претерпел значительные изменения. До постройки Святой Софии в течении двадцати трёх лет церковь Святого мира была главным храмом города и всей Восточной римской империи, то есть Византии. Здесь даже проходил Второй Вселенский собор. После захвата города османами церковь не была переделена в мечеть, как другие христианские храмы.

Церковь находилась во внутреннем дворе дворца Торкапы. В основном у здания были военные функции - оружейный склад, в 1846 году здесь открылся Археологический музей, а с 1908 года здесь был открыт Военный музей. Сейчас это церковь-музей (с 2014 г.), а также концертный зал. Храм святой Ирины - пример новой для Византии архитектуры - в форме креста. Церковь очень скудно украшена - результат периода иконоборчества в истории Империи. На месте креста раньше находился образ Спаса Вседержителя, который заменили на очень скромный мозаичный крест. В некоторых местах церкви сохранились еще небольшие следы фресок и мозаик. Вход в храм платный - около 10 турецких лир, либо по Музейной карте бесплатно.

https://think-head.livejournal.com/686449.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 мая 2025

«…Недалеко от Софии, к северу от нее, стоит другой памятник ранневизантийской архитектуры Константинополя — церковь Ирины, построенная одновременно с Софией. Она сгорела в 564 г., после чего ее перестроили, а в 740 г. она была довольно сильно повреждена во время землетрясения и еще раз перестроена. В своем первоначальном виде церковь Ирины была купольной базиликой, близкой к прототипам Константинопольской Софии. Она дает наглядное представление о той разнице, которая существует между купольными базиликами, предшествующими Софии, и замечательным созданием Анфимия и Исидора.

Церковь Ирины в первоначальном виде далеко не была такой пространственной и воздушной, как София. Ее наружный объем тяжеловат, преобладают массивные стены, проемы относительно невелики. Очень характерно сохранившееся от первого строительного периода окно в восточной части северной стены, разделенное пополам массивным столбом. На него опираются арки двух проёмов, объединенные крупной аркой. Крестовокупольная система в церкви Ирины появилась в результате более поздних перестроек.

Собор Софии и церковь Ирины образовали вместе архитектурный ансамбль. Однако мы не можем представить его себе достаточно полно, так как не исследована промежуточная застройка между двумя зданиями. Можно отметить только, что обе постройки поставлены параллельно друг другу, но с некоторым отклонением осей…»

Источник: Глава «Ранневизантийская архитектура. Константинопольская архитектурная школа». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

История архитектуры средних веков


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 июня 2025

Ирины Святой храм в Константинополе [храм Святого Мира, Древняя церковь, Патриаршая церковь], один из древнейших и крупнейших христианских храмов Константинополя и Византийской империи; основан не позже начала IV в., сохранившаяся постройка возведена императором Юстинианом в 30-50-х гг. VI в.; позднее неоднократно частично перестраивалась. В настоящее время - часть музея собора Святой Софии в Стамбуле.

Точное время возникновения христианского храма на месте храма Ирины неизвестно. Храм расположен на окраине городской территории античного Византия, возле так называемой Греческой стены древнего города. Вероятно, здесь уже в начале IV в. находилось место собраний христианской общины. Церковный историк V в. Сократ Схоластик упоминает о том, что в Византии до эпохи императора Константина I Великого были христианская община и скромный храм. Известно также о епископском престоле в Византии. Для уверенного отождествления храма Ирины с наиболее ранним храмом Византия недостаточно сведений.

Согласно большинству византийских источников, храм Ирины был возведен в 20-30-х гг. IV в. императором Константином, который, по сообщению Сократа Схоластика, дал ему новое имя - в честь Святого Мира. Название храма знаменовало одержанную в 324 г. императором Константином победу в борьбе за единоличную власть и установление мира по всей Римской империи после многолетних гражданских войн. В названии первоначально превалировал политический смысл. Подобные сооружения в честь установления мира были широко известны в римской государственной традиции. Таковы алтарь Мира императора Августа Октавиана, возведенный на Марсовом поле в Риме после завершения долгих войн между 13 и 9 гг. до Рождества Христова; храм Мира, построенный в Риме императором Веспасианом после победы в Иудейской войне (70 г. по Р. Х.). Таким образом, строительство храма Ирины в К-поле стало продолжением римской традиции, но существенно обновленной христианским мировоззрением. Представления византийцев ранней эпохи о названии храма Ирины отразились в замечании историка Прокопия Кесарийского (середина VI в.) о том, что и «Святой Мир» (храм Ирины), и «Святая Премудрость» (храм Святой Софии) - это священные свойства Бога, которому в действительности и посвящены оба главных к-польских храма.

Поскольку строительство к-польской базилики Святой Софии затянулось до 360 г., главным городским храмом в этот период оставался храм Ирины. После 360 г. освященная базилика Святой Софии стала кафедральной, но значение храма Ирины сохранилось. Оба храма продолжали использоваться одновременно: у них сформировался единый клир, который совершал богослужения в Святой Софии по праздничным и воскресным дням, а в храме Ирины - по будням. Храмы расположены в 110 м друг от друга; их близкое положение неоднократно упоминается в исторических источниках. Храмы ориентированы по одной оси на юго-восток; у них было единое ограждение, и вокруг них постепенно был построен единый комплекс общественно-религиозных зданий различных служб К-польского Патриархата, дворец патриарха и его канцелярии - Великая церковь. В периоды долгого строительства храма Cвятой Софии, а затем его многочисленных перестроек и ремонтов основные события христианской жизни К-поля были сосредоточены в храме Ирины. За этой церковью постепенно закрепилась роль храма при патриаршей резиденции.

В 336 г. епископ Александр К-польский заперся в храме Ирины и несколько дней молился о Божией помощи в разрешении спора с арианами, поскольку в это время император Константин потребовал от него принять Ария в церковное общение. Конфликт разрешился с неожиданной смертью Ария. В 337 г. в храме Ирины был рукоположен во епископа К-поля святой Павел Исповедник, но вскоре из-за противодействия партии сторонников диакона Македония он был низложен и сослан в Фессалонику. Епископом стал Евсевий Никомидийский, после его смерти в 341 г. святой Павел пытался вернуться на кафедру. Когда префект К-поля Филипп по приказу императора Констанция II вез Македония (которого он поддерживал) на колеснице к храму Ирины для рукоположения, рядом с храмом они встретили яростное сопротивление толпы народа. Солдаты, сопровождавшие префекта, силой проложили путь к храму, причем погибли 3150 жителей: часть погибла под натиском толпы, некоторые были убиты охраной префекта. С этого момента до 380 г. церковная власть в К-поле оставалась в руках ариан, им же принадлежал и храм.

Согласно Житию преподобномученика Стефана Нового, в 381 г. в храме Ирины проходили заседания Вселенского II Собора, который окончательно утвердил Символ веры и осудил арианство. Святитель Иоанн Златоуст в период епископства в К-поле (398-404) произнес ряд проповедей в храме Ирины. В 404 г., во время волнений, вызванных ссылкой святителя Иоанна Златоуста, базилика Святой Софии была сожжена, и до 415 г. храм Ирины был главным городским храмом. Согласно преданию, в 447 г. в храме Ирины был погребен мальчик, вознесенный на небо во время землетрясения в К-поле и слышавший там ангельское пение Трисвятого. В 465 г. большой пожар, уничтоживший часть центра К-поля, едва не перекинулся храм Ирины, но на этот раз храм не пострадал.

13-15 января 532 г., во время восстания «Ника», храм Ирины сгорел, как и весь центр К-поля. Свидетель событий Прокопий Кесарийский писал, что сильный ветер перебросил пламя с крыши дворца префекта претория на храм Ирины, огонь уничтожил на своем пути термы Александра и странноприимные дома Еввула и Самсония вместе с их пациентами. Восстановление храма было включено в большой проект императора Юстиниана по строительству на месте руин нового центра К-поля, в том числе собора Святой Софии. Сохранившийся архитектурный облик храма Ирины по большей части относится к эпохе Юстиниана. В декабре 564 (или 563) г. новый пожар в К-поле уничтожил значительную часть построек центра, в том числе 2 монастыря рядом с храмом Ирины, а также часть его атриума и нартекса. Вероятно, утраты были вскоре восстановлены.

26 октября 740 г. храм Ирины сильно пострадал от землетрясения. Реконструкция была проведена в ближайшие неск. лет, скорее всего после утверждения на престоле императора Константина V (743).

Храм Ирины снова упоминается в источниках в 859 г. в связи с историей борьбы церковных партий святителя Игнатия и святителя Фотия за Патриарший престол. Высланный в 858 г. из К-поля святитель Игнатий, уезжая, наложил запрет на проведение богослужений в Святой Софии. Сторонники святителя Фотия, возведенного на престол вместо святителя Игнатия, заняли собор святых Апостолов, но несколько епископов, поддерживавших святителя Игнатия, 40 дней заседали в храме Ирины и объявили о низложении святителя Фотия. Решение этого Собора в действие не вступило, поскольку большинство церковного клира и император Михаил III в то время поддерживали святителя Фотия.

В 923 г. император Роман I Лакапин издал политически важное постановление, согласно которому позволялось при очень строгих ограничениях заключение третьего брака, но четвертый брак осуждался. Указ был призван прекратить длившееся уже 15 лет противостояние сторонников и противников третьего брака императора Льва VI Мудрого. По случаю примирения сторон было установлено ежегодно в июле совершать торжественную службу в храме Ирины; затем церковная процессия, в которой участвовали патриарх и императорская семья направлялась к собору Святой Софии.

По источникам X в. известно о некоторых особых литургических церемониях, проходивших в храме Ирины, 23 января здесь совершалось поминовение мученика Климента Анкирского; освящение храма праздновалось 27 или 28 апреля; в Великую пятницу патриарх совершал службу для катехуменов, то есть оглашенных. Также в Великую пятницу из реликвария императорского Большого дворца (или храма Богородицы Фара) в храм Ирины выносили для поклонения святое копие.

После X в. храм Ирины почти не упоминается в византийских источниках. Вероятно, храм потерял значение после того, как в XII-XIII вв. политический центр К-поля и частично Патриаршая резиденция постепенно переместились во Влахерны. Тем не менее до 1453 г. храм Ирины сохранял свое положение одного из древнейших храмов К-поля.

С 1464 г., в эпоху османского правления, храм был включен в территорию султанского дворца Топкапы и использовался как казарма для дворцовой стражи янычар. В 1726 г., при султане Ахмеде III, в храме Ирины складировали оружие; здание в обиходе получило название Ич Джебехане (Арсенал). К стенам в ряде мест были подведены укрепляющие их контрфорсы. В 1846 г. в храме был размещен музей турецких военных трофеев. В 1875 г. при музее был организован отдел древностей, среди которых демонстрировались византийские саркофаги, цепь, протянутая через Золотой Рог во время осады 1453 г., памятник возничему ипподрома Порфирию, постамент для серебряной статуи императрицы Евдокии.

В 1894 г. русский исследователь Д.Ф. Беляев в составе научной миссии РАИК посещал музей в сопровождении турецких гидов и послов. Он описал архитектуру храма, а также старинное оружие, развешанное на стенах алтаря и разложенное на синтроне, который был обшит деревом вместо мраморного покрытия. В храме Ирины миссию застало землетрясение; храм от сильных подземных толчков быстро покрылся трещинами до самого барабана, но при этом никто не пострадал.

В 1939 г. из храма Ирины была убрана турецкая экспозиция и он был передан в состав музея собора Святой Софии. В XX в. в ходе археологических исследований южнее храма обнаружены захоронения византийской эпохи, к юго-востоку от него - большая цистерна для воды. В настоящее время храм частично открыт для посещения как филиал музея собора Святой Софии.

Храм Святой Софии и храм Ирины, составляя единое литургическое целое, были главным символом церковного и политического могущества столицы и империи. Храм Ирины (внешние размеры 100×34 м, внутренние - 97×28,5 м) был одним из самых крупных архитектурных проектов императора Юстиниана. По площади его превосходили только храмы Святой Софии (532-537; 77×71 м) и скорее всего святых Апостолов (536-550; точные размеры неизвестны). Прокопий пишет, что площадь храма Ирины была меньше только площади собора Святой Софии. Среди базилик храм Ирины был наиболее протяженным в длину, но базилика Богородицы Халкопратийской (между 450 и 460; около 69×31 м) превосходила его по ширине.

В архитектуре храма Ирины выделяется 4 основных строительных этапа: во время правления Константина, когда церковь представляла собой простую базилику; возведение купольной базилики при Юстиниане после 532 г.; перестройки после пожара 564 г. и после землетрясения 740 г. В настоящее время храм Ирины - трехнефная купольная базилика с нартексом, атриумом и пятигранной апсидой с вимой…

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ИРИНЫ СВЯТОЙ ХРАМ



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.