ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стамбул. Церковь Феодора Тирона.


Стамбул. Церковь Феодора Тирона
Церковь. Не действует.  
Престолы:Феодора Тирона
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Турция, Стамбул

Координаты: 41.016277, 28.960339






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 мая 2025

«…Если Эски-Имарет сохранила лишь кусок средневизантийского интерьера, то в Молла-Гюрани второй половины XI в. до нас дошли не только значительные части ее интерьера, но и наружный облик главной апсиды, барабана и купола.

Вопрос о первоначальном виде Молла-Гюрани (которую часто называют Килиссе) очень сложен, так как здание неоднократно перестраивалось и в византийское, и в турецкое время. Оно все еще недостаточно исследовано. Не все помещения его были доступны для изучения. Установлено, что к трёхнефной основной части Молла-Гюрани был, судя по кладке, в конце XIII в. пристроен с севера обширный двухъярусный крайний боковой неф. Впоследствии он был частично разрушен, и от него сохранилась только западная часть, недостаточно еще исследованная. В XIV в. к главной части XI в. и к северному крайнему боковому нефу XIII в. был с запада пристроен хорошо сохранившийся эксонартекс. Последний является одним из главных произведений поздневизантийской архитектуры Константинополя.

Ряд особенностей остатков первого строительного периода Молла-Гюрани говорит о том, что первоначально здание имело пять нефов и что северный крайний неф конца XIII в. занял место нефа второй половины XI в. Последний мог разрушиться от времени или в результате землетрясения. Однако возможно, что его просто заменили новым, более обширным нефом. На старом плане здания, сделанном в XIX в., к югу от боковой апсиды существующего здания показана апсида южного крайнего нефа. Остатки этой апсиды сохранились до настоящего времени. Под сводами северного, западного и южного концов креста имеются проёмы. Они напоминают проемы, которыми хоры обычно открываются в центральную часть здания. В цилиндрический свод, перекрывающий помещение главного алтаря перед центральной апсидой, врезаны с двух сторон оконные проёмы. Первоначально через них можно было из угловых помещений хор слышать и видеть происходящее в главной части. Они очень похожи на аналогичные проемы на хорах Эски-Имарет.

Против версии о первоначальном существовании крайних боковых нефов Молла-Гюрани было выдвинуто возражение, заключающееся в том, что глухая наружная стена северо-восточного углового помещения сохранила наружную византийскую кладку. Однако византийские мастера более позднего времени иногда заново облицовывали поверхности стен после перестроек, произведенных в более ранних зданиях. В таких случаях можно разобраться в отдельных строительных периодах лишь при помощи более глубоких зондажей, которые в Молла-Гюрани еще не были предприняты. Только в результате последних, а также при помощи раскопок можно будет определить план, относящийся к первому строительному периоду.

Молла-Гюрани представляет собой скорее всего пятинефную крестовокупольную постройку. Однако возможно, что ее крайние боковые нефы были более отделены от трёхнефной центральной части, чем в церкви Липса и в Эски-Имарет. До сих пор еще не ясно, открывались ли угловые помещения Молла-Гюрани проемами в крайние боковые нефы или были отделены от них глухими стенами. Сами крайние боковые нефы могли открываться наружу широкими проёмами. В последнем случае Молла-Гюрани оказалась бы трёхнефной крестовокупольной церковью с галереями с севера и юга, которые представляли собой видоизмененные крайние боковые нефы. Если это последнее предположение справедливо, то Молла-Гюрани была предшественницей северной церкви монастыря Пантократора в Константинополе XII в.

Архитектурный тип Молла-Гюрани очень близок к Эски-Имарет и церкви Липса. Следует только отметить более открытые внутрь боковые алтарные помещения, как в Будрум. Это несколько выделяло алтарь и алтарную преграду.

Основным строительным материалом Молла-Гюрани является кирпич. В стенах имеется некоторое количество, по-видимому, изначального камня, однако апсиды и барабан выложены из одного кирпича. Очень существенно, что для кирпичной кладки Молла-Гюрани характерны швы цемяночного раствора, несколько более узкие, чем ряды кирпича. В некоторых местах наружных стен кирпичи образуют очень скромные узоры, украшающие поверхность стен. Наружные стены главной апсиды и барабана мелко профилированы, с чем связано применение в кладке одного кирпича. Своды сохранившейся части Молла-Гюрани имеют форму, обычную для средневизантийской архитектуры Константинополя.

Интерьер Молла-Гюрани в целом несколько отличается от Эски-Имарет своей большей лёгкостью и пространственностью. Подкупольные столбы — очень тонкие и стройные; они дальше отставлены от стен. По своему характеру они напоминают колонны. Они не загромождают интерьера центральной части здания: взгляд свободно проникает во все стороны. Благодаря этому не нарушается представление о цельности интерьера. В нижней части последнего столбы только несколько подразделяют пространство. Лишь когда взгляд поднимается вверх, вступает в полную силу сложная система крестовокупольного здания. Очень эффектен переход от слитности интерьера внизу к его расчлененности наверху.

В Молла-Гюрани отношение толщины внутренних столбов к их высоте, а также столбов к ширине и высоте арок и сводов таково, что подкупольные столбы выглядят миниатюрными. Очень хорошо сохранились в Молла-Гюрани центральная апсида и барабан с куполом. Они дают наглядное представление о наружном облике средневизантийского константинопольского здания второй половины XI в.

Средняя апсида имеет пять граней, а не три, как это было во всех константинопольских зданиях предшествующего времени. Вследствие этого исчезает былая статичность апсид с их более крупными и более широкими гранями. Апсида стала теперь более гибкой и динамичной, а вместе с тем и более раздробленной и измельченной. Занимающее три грани тройное окно, арки которого опираются на два тонких промежуточных мраморных столбика, похоже на аркаду хор Эски-Имарет. Все три арки окна расположены на одной высоте. Тройное окно вскрывает снаружи объем апсиды, благодаря чему внутреннее пространство здания более свободно сообщается с наружным. Однако окно имеет такой же миниатюрный характер, как и аркада хор Эски-Имарет.

Изощренный и вместе с тем раздробленный характер придают апсиде еще миниатюрные нишки, сплошь заполняющие все поверхности ее граней. В нижнем ряду нишки плоские и равны по высоте проемам окна. Верхний ряд состоит из нишек низеньких, но полуциркульных в плане и поэтому глубже вдающихся в массив стены. Все нишки, а также проемы окна имеют четверти.

Тройное окно и нишки образуют единую архитектурную систему. Поверхности объёма апсиды органически сочетаются с наружным и внутренним пространством. Создан частично реальный, частично иллюзорный каркас. В Аттик объем апсид резко контрастировал с окружающим пространством и замыкал интерьер, отграничивая его от наружного пространства. В Молла-Гюрани внутреннее пространство свободно сообщается через воздушное тройное окно с наружным пространством, которое в свою очередь благодаря нишкам пронизывает собой наружный объём здания.

Речь здесь идет не только об известной системе декорирования поверхности стен. Так, хорошо сохранившийся барабан Молла-Гюрани весь в целом легок и воздушен. Он представляет собой существенную часть одновременно и внутреннего пространства, и наружного объема здания. В основе его лежит каркасная конструкция, он связан с апсидой своими миниатюрными пропорциями. Характерны эластичные маленькие закомары над арками окошек и нишек барабана, опирающиеся на тоненькие, миниатюрные колонки. В интерьере господствует миниатюрный балдахин в виде четырех столбов, несущих купол над находившимся под ним амвоном…»

Источник: Глава «Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время | История архитектуры средних веков



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.