ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стамбул. Церковь Феодора Тирона.


Стамбул. Церковь Феодора Тирона
Церковь. Не действует.
Престолы: Феодора Тирона
Год постройки: Дата постройки неизвестна.
Епархия: Объект не принадлежит Православной Церкви
Адрес:
Турция, Стамбул

Координаты: 41.016277, 28.960339






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 2 мая 2025

«…Если Эски-Имарет сохранила лишь кусок средневизантийского интерьера, то в Молла-Гюрани второй половины XI в. до нас дошли не только значительные части ее интерьера, но и наружный облик главной апсиды, барабана и купола.

Вопрос о первоначальном виде Молла-Гюрани (которую часто называют Килиссе) очень сложен, так как здание неоднократно перестраивалось и в византийское, и в турецкое время. Оно все еще недостаточно исследовано. Не все помещения его были доступны для изучения. Установлено, что к трёхнефной основной части Молла-Гюрани был, судя по кладке, в конце XIII в. пристроен с севера обширный двухъярусный крайний боковой неф. Впоследствии он был частично разрушен, и от него сохранилась только западная часть, недостаточно еще исследованная. В XIV в. к главной части XI в. и к северному крайнему боковому нефу XIII в. был с запада пристроен хорошо сохранившийся эксонартекс. Последний является одним из главных произведений поздневизантийской архитектуры Константинополя.

Ряд особенностей остатков первого строительного периода Молла-Гюрани говорит о том, что первоначально здание имело пять нефов и что северный крайний неф конца XIII в. занял место нефа второй половины XI в. Последний мог разрушиться от времени или в результате землетрясения. Однако возможно, что его просто заменили новым, более обширным нефом. На старом плане здания, сделанном в XIX в., к югу от боковой апсиды существующего здания показана апсида южного крайнего нефа. Остатки этой апсиды сохранились до настоящего времени. Под сводами северного, западного и южного концов креста имеются проёмы. Они напоминают проемы, которыми хоры обычно открываются в центральную часть здания. В цилиндрический свод, перекрывающий помещение главного алтаря перед центральной апсидой, врезаны с двух сторон оконные проёмы. Первоначально через них можно было из угловых помещений хор слышать и видеть происходящее в главной части. Они очень похожи на аналогичные проемы на хорах Эски-Имарет.

Против версии о первоначальном существовании крайних боковых нефов Молла-Гюрани было выдвинуто возражение, заключающееся в том, что глухая наружная стена северо-восточного углового помещения сохранила наружную византийскую кладку. Однако византийские мастера более позднего времени иногда заново облицовывали поверхности стен после перестроек, произведенных в более ранних зданиях. В таких случаях можно разобраться в отдельных строительных периодах лишь при помощи более глубоких зондажей, которые в Молла-Гюрани еще не были предприняты. Только в результате последних, а также при помощи раскопок можно будет определить план, относящийся к первому строительному периоду.

Молла-Гюрани представляет собой скорее всего пятинефную крестовокупольную постройку. Однако возможно, что ее крайние боковые нефы были более отделены от трёхнефной центральной части, чем в церкви Липса и в Эски-Имарет. До сих пор еще не ясно, открывались ли угловые помещения Молла-Гюрани проемами в крайние боковые нефы или были отделены от них глухими стенами. Сами крайние боковые нефы могли открываться наружу широкими проёмами. В последнем случае Молла-Гюрани оказалась бы трёхнефной крестовокупольной церковью с галереями с севера и юга, которые представляли собой видоизмененные крайние боковые нефы. Если это последнее предположение справедливо, то Молла-Гюрани была предшественницей северной церкви монастыря Пантократора в Константинополе XII в.

Архитектурный тип Молла-Гюрани очень близок к Эски-Имарет и церкви Липса. Следует только отметить более открытые внутрь боковые алтарные помещения, как в Будрум. Это несколько выделяло алтарь и алтарную преграду.

Основным строительным материалом Молла-Гюрани является кирпич. В стенах имеется некоторое количество, по-видимому, изначального камня, однако апсиды и барабан выложены из одного кирпича. Очень существенно, что для кирпичной кладки Молла-Гюрани характерны швы цемяночного раствора, несколько более узкие, чем ряды кирпича. В некоторых местах наружных стен кирпичи образуют очень скромные узоры, украшающие поверхность стен. Наружные стены главной апсиды и барабана мелко профилированы, с чем связано применение в кладке одного кирпича. Своды сохранившейся части Молла-Гюрани имеют форму, обычную для средневизантийской архитектуры Константинополя.

Интерьер Молла-Гюрани в целом несколько отличается от Эски-Имарет своей большей лёгкостью и пространственностью. Подкупольные столбы — очень тонкие и стройные; они дальше отставлены от стен. По своему характеру они напоминают колонны. Они не загромождают интерьера центральной части здания: взгляд свободно проникает во все стороны. Благодаря этому не нарушается представление о цельности интерьера. В нижней части последнего столбы только несколько подразделяют пространство. Лишь когда взгляд поднимается вверх, вступает в полную силу сложная система крестовокупольного здания. Очень эффектен переход от слитности интерьера внизу к его расчлененности наверху.

В Молла-Гюрани отношение толщины внутренних столбов к их высоте, а также столбов к ширине и высоте арок и сводов таково, что подкупольные столбы выглядят миниатюрными. Очень хорошо сохранились в Молла-Гюрани центральная апсида и барабан с куполом. Они дают наглядное представление о наружном облике средневизантийского константинопольского здания второй половины XI в.

Средняя апсида имеет пять граней, а не три, как это было во всех константинопольских зданиях предшествующего времени. Вследствие этого исчезает былая статичность апсид с их более крупными и более широкими гранями. Апсида стала теперь более гибкой и динамичной, а вместе с тем и более раздробленной и измельченной. Занимающее три грани тройное окно, арки которого опираются на два тонких промежуточных мраморных столбика, похоже на аркаду хор Эски-Имарет. Все три арки окна расположены на одной высоте. Тройное окно вскрывает снаружи объем апсиды, благодаря чему внутреннее пространство здания более свободно сообщается с наружным. Однако окно имеет такой же миниатюрный характер, как и аркада хор Эски-Имарет.

Изощренный и вместе с тем раздробленный характер придают апсиде еще миниатюрные нишки, сплошь заполняющие все поверхности ее граней. В нижнем ряду нишки плоские и равны по высоте проемам окна. Верхний ряд состоит из нишек низеньких, но полуциркульных в плане и поэтому глубже вдающихся в массив стены. Все нишки, а также проемы окна имеют четверти.

Тройное окно и нишки образуют единую архитектурную систему. Поверхности объёма апсиды органически сочетаются с наружным и внутренним пространством. Создан частично реальный, частично иллюзорный каркас. В Аттик объем апсид резко контрастировал с окружающим пространством и замыкал интерьер, отграничивая его от наружного пространства. В Молла-Гюрани внутреннее пространство свободно сообщается через воздушное тройное окно с наружным пространством, которое в свою очередь благодаря нишкам пронизывает собой наружный объём здания.

Речь здесь идет не только об известной системе декорирования поверхности стен. Так, хорошо сохранившийся барабан Молла-Гюрани весь в целом легок и воздушен. Он представляет собой существенную часть одновременно и внутреннего пространства, и наружного объема здания. В основе его лежит каркасная конструкция, он связан с апсидой своими миниатюрными пропорциями. Характерны эластичные маленькие закомары над арками окошек и нишек барабана, опирающиеся на тоненькие, миниатюрные колонки. В интерьере господствует миниатюрный балдахин в виде четырех столбов, несущих купол над находившимся под ним амвоном…»

Источник: Глава «Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время | История архитектуры средних веков


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 22 июля 2025

«…Выдающимся произведением византийской архитектуры XIV в. является эксонартекс Молла-Гюрани. Характерно, что и он пристроен к уже раньше существовавшему зданию и расположен на склоне холма, спускающегося с севера на юг. Как и эксонартекс Кахрие-Джами, он открывался на запад центральной дверью и двумя большими оконными проемами (с парапетами) по её сторонам. К двери ведут с юга и с севера две небольшие лесенки с различным количеством ступенек.

Под эксонартексом находится полуподвальное помещение. Эксонартекс увенчан тремя симметрично расположенными куполами. Возникает предположение, что эксонартекс Молла-Гюрани построен в подражание аналогичным галереям-террасам жилых построек. Кладка эксонартекса и его наружная декорация из камня и кирпича имеют развитый характер и напоминают Текфур.

Типично расположение на фасаде верхнего ряда проемов, оси которых не совпадают с осями проемов нижнего ряда, за исключением средних проёмов. Правая и левая стороны фасада несколько отличны друг от друга, что создает асимметрию. Довольно сильно отличаются друг от друга оконные проемы верхнего ряда с правой и с левой сторон. В нижнем ярусе справа и слева различны некоторые ниши и различную толщину имеют пилястры.

Несмотря на симметрическое расположение куполов над нартексом, здание в целом выглядело в поздневизантийское время асимметрично. Этому способствовал широкий и высокий боковой неф, пристроенный в XIII в. с севера к зданию XI в., а также уклон почвы. Судя по направлению лестниц, перед эксонартексом уже в византийское время находилась узенькая улочка, из которой здание было видно на близком расстоянии при движении мимо западного фасада и при подъеме или спуске с холма…»

Источник: Глава «Поздневизантийская архитектура». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. - Москва, Стройиздат, 1966

https://middleages.totalarch.com/universal_history_of_architecture/byzantium/late


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 ноября 2025

Византийская церковь Святой Феодоры (Kilise Camii) была построена в X-XI веках во время последней великой эпохе византийского строительства. Комплекс представляет собой один из важнейших примеров архитектуры времен правления Палеологов в Константинополе. Здание находится в Стамбуле, в районе Фатих, в районе Вефы. Он расположен менее чем в одном километре к северо-западу от другого великого византийского здания в Вефе (мечеть Календерхане) и в нескольких сотнях метров к югу от мечети Сулеймана. Она была преобразована в мечеть после османского завоевания города в 1453 году. Сегодня оцерковь Святой Феодоры известен как мечеть Молла Гюрани. Привлекательный кирпичный экстерьер прекрасно сохранился. Однако мечеть закрыта и ждет ремонта.

Происхождение здания, которое расположено на южном склоне третьего холма Константинополя, не определено. Отношение храма к Святой Феодоре основана на идентификации по близости к византийскому району Карбунарии (угольный рынок), но это не совсем ясно. На месте церкви Святой Феодоры найдены остатки зданий 5-го века. Судя по его кладке, сама церковь была возведена в 10 или 11 веках. В первой половине XIV века вокруг церкви был построен парекклесион. Во время латинского господства Константинополя после Четвертого Крестового похода здание использовалось как римско-католическая церковь.

Вскоре после османского завоевания Константинополя церковь Святой Феодоры стала мечетью, основанной известным курдским ученым Молла Гюрани, который был наставником Султана Мехмеда II и первым муфтием Стамбула. Мечеть также названа в его честь. Тогда же возвели и минарет при бывшей церкви. В 19 веке мечеть была сильно повреждена, возможно, огнем, который в 1833 году разрушил окружающий квартал. В 1848 году был восстановлен комплекс. Однако некоторые мозаики, которые украшали здание, были в значительной степени разрушены. Возможно также, что в то же время пристройки были снесены, а четыре колонны в центре церкви были заменены. В 1937 году здание подверглось частичной реставрации, и сохранившиеся мозаики были обнаружены и очищены.

Собственно церковь, которая никогда не изучалась систематически, имеет план крест-в-квадрате (или квинконс) с каждой стороной по девять метров в длину. Вместе с мечетью Эски Имарет представляет собой образец комнатенского стиля в Константинополе. Его кладка состоит из кирпичей, установленных в технике утопленного кирпича, типичной для византийской архитектуры среднего периода. В этой технике чередующиеся ряды кирпича монтируются за линией стены и погружаются в слой раствора. Благодаря этому толщина слоев раствора примерно в три раза больше, чем у слоев кирпича.

В здании есть глухие аркады, а апсида прерывается тройным стрельчатым окном с нишами над ним. Свет проникает в крестовины через тройные арки. На внешней стороне главной церкви иногда встречаются декоративные мотивы, например, змеиные узоры. Помимо этого здания, комплекс включает также экзонартекс на западе, портик (который соединяет парекклезион с балкой) с колоннами и арками на юге и, наконец, коридор на севере.

Палеологанская архитектура в Константинополе, а также парекклесия Паммакаристос, церкви Хора и мечеть Фетхие. Дату его назидания следует поставить после дат парекклесий церквей Паммакаристос и Хора. Его фасад имеет два порядка, оба открываются аркадами. На нижнем уровне - угловые ниши, за которыми следуют тройные аркады. Более высокий уровень сильно отличается от более низкого и имеет пять полукруглых слепых аркад, обрамляющих окна. Кладка выполнена из полосатой цветной кирпичной и каменной кладки, что особенно заметно с северной стороны. В целом исполнение менее изысканное, чем в парекклесионе мечети Фетхие.

Экзонартекс увенчан тремя куполами. Боковые - зонтичные, центральные - ребристые. Внутреннее убранство экзонартекса включает в себя: колонны, капители и закрывающие плиты, которые представляют собой повторно используемый материал ранневизантийского периода. Все три купола были покрыты мозаикой. Южные и центральные купола были очищены в 1937 г. под руководством М. И. Номидеса и Министерства мечетей, но к 2007 г. они почти полностью исчезли. Они представляют собой соответственно Богородицу в окружении пророков и двух царских офицеров с пророками. Собственно внутреннее убранство церкви, напротив, до сих пор ни разу не оштукатурено.

Две довольно большие подземные цистерны, расположенные к югу и западу от церкви, намекают на существование монастыря в византийскую эпоху.

По материалам путеводителя «Ермаквагус»: https://ermakvagus.com/

Церковь Святого Феодора - Стамбул: Турция



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.