ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стамбул. Монастырь Спасителя в Хоре.

Музей Карие


Стамбул. Монастырь Спасителя в Хоре
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:приблизительно 536 - 1315.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Fatih, Istanbul, Dervis Ali mn.

Координаты: 41.031205, 28.939072
Проезд:ехать автобусами №31E, 37E, 38E, 36KE до остановки Edirnekapi, музей находится в 5 мин. ходьбы от остановки.



Сортировка:

Монастырь Спасителя в Хоре, , Стамбул, Стамбул, Турция
Павел В. Воробьев
12 января 2012
Монастырь Спасителя в Хоре, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
13 мая 2010
Монастырь Спасителя в Хоре, , Стамбул, Стамбул, Турция
Павел В. Воробьев
12 января 2012
Монастырь Спасителя в Хоре,  Сошествие во ад. Фреска XIV в.<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Сошествие во ад. Фреска XIV в.
Павел В. Воробьев
12 января 2012
Монастырь Спасителя в Хоре,  Сошествие во ад. Фреска XIV в.<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Сошествие во ад. Фреска XIV в.
Павел В. Воробьев
12 января 2012
Монастырь Спасителя в Хоре, , Стамбул, Стамбул, Турция
Павел В. Воробьев
12 января 2012
Монастырь Спасителя в Хоре, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
13 мая 2010
Монастырь Спасителя в Хоре, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
13 мая 2010
Монастырь Спасителя в Хоре, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
13 мая 2010
Монастырь Спасителя в Хоре, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
13 мая 2010
Монастырь Спасителя в Хоре, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
13 мая 2010
Монастырь Спасителя в Хоре, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
13 мая 2010
Монастырь Спасителя в Хоре, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
13 мая 2010
Монастырь Спасителя в Хоре, Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1912
Монастырь Спасителя в Хоре, Рис. из журнала "Кормчий".<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1896
Монастырь Спасителя в Хоре, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1
Андрей Агафонов
1884
Монастырь Спасителя в Хоре, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1
Андрей Агафонов
1884
Монастырь Спасителя в Хоре, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1
Андрей Агафонов
1884
Монастырь Спасителя в Хоре, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1
Андрей Агафонов
1884
Монастырь Спасителя в Хоре, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1
Андрей Агафонов
1884
Монастырь Спасителя в Хоре, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1<br>, Стамбул, Стамбул, Турция
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1
Андрей Агафонов
1884



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  16 апреля 2019

Стамбул – самый богатый на достопримечательности город Турции. Однако многие его исторические памятники незаслуженно обделены вниманием туриста. К таковым относится музей Хора в Стамбуле. На первый взгляд простое сооружение затаило в себе большое культурное сокровище в виде мозаик и фресок византийского периода. Эта древняя церковь, которую еще часто называют Карие, была построена более 1500 лет назад. Но с веками она практически не утратила великолепия своего внутреннего убранства, ввиду чего объект был признан наиболее сохранившим свой первозданный вид византийским монастырем в Стамбуле. Точная дата возведения святыни неизвестна, однако первые упоминания о ней датированы 4 веком.

Изначально строение находилось за границами Константинополя, о чем свидетельствует и его название: буквально слово «Хора» можно трактовать на русский как «скит за пределами города». Однако Константинополь быстро разрастался и уже при правлении императора Феодосия монастырь оказался в его черте и завоевал статус значимого религиозного объекта. В 6 веке церковь Хора подверглась разрушительной силе землетрясения и была практически стерта с лица земли. Но по приказу императора Юстиниана монастырь был не только восстановлен, но и расширен за счет пристроенного к нему госпиталя. И именно в этот период византийские мастера впервые украсили стены храма фресками и мозаиками. Наибольшее значение церковь приобрела в 11 веке, когда императорская семья, ввиду постоянной угрозы нападения на Константинополь, переехала в отдаленный от центра дворец во Влахернах. Находящийся неподалеку от резиденции храм Хора использовался для хранения особо ценных реликвий, собранных со всех монастырей города. В 14 веке императорский двор выделил на реконструкцию святыни крупную сумму. Тогда-то здесь и появились многие мозаики и фрески, которыми сегодня любуются посетители музея.

Переломным периодом в истории монастыря, как и в истории всей Византии, стал 15 век, когда Константинополь был захвачен турками. Османы переделали церковь в мечеть, построили у ее стен минарет и дали ей новое название — Карие. Но внутренние интерьеры захватчики разрушать не стали, а просто нанесли побелку на фрески и мозаики. Это-то и спасло творения византийских мастеров и позволило им дойти до наших дней в отличном состоянии.

В 1945 году монастырь Хора в Стамбуле был преобразован в музей. Прежде чем двери Карие открылись для посетителей, в его стенах провели грандиозные реставрационные работы, которые продлились с 1948 по 1959 гг. За восстановление убранства храма взялась организация «Византийский институт Америки», специалистам которой удалось шаг за шагом удалить слой штукатурки с мозаик и фресок и придать им максимально первозданный вид.

Музей Карие выглядит довольно скромно и представляет собой типичный монастырь позднего византийского зодчества с присущей ему разноцветной каменной кладкой. И хотя снаружи здание кажется небольшим, его внутреннее пространство достаточно объемно. Внутри церковь подразделена на три части: вестибюль, основной зал и погребальную капеллу. Главным украшением ее интерьера выступают фрески и мозаики, повествующие о жизни и деяниях Иисуса Христа и Богородицы. Поскольку монастырь Хора не раз разрушался, восстанавливался и перестраивался, в нем сохранились работы преимущественно конца Византийской эпохи, датированные 11 и 14 столетиями.

Фрески в Карие украшают потолки, арочные своды, купола и часть стен монастыря. Работы с библейскими мотивами декорированы позолотой, кое-где сохранилась ажурная каменная резьба. Особенно искусно разрисованы купола храма, на которых можно увидеть как лики Богородицы и Архангелов, так и образы Христа с родословной в несколько десятков поколений. Мозаики в музее Хора декорируют стены и полы сооружения. Немалая часть художественных работ посвящена рождению и жизни Девы Марии. Практически целую стену занимают изображения библейской сцены избиения младенцев. Другая часть мозаик рассказывает нам о великих деяниях Христа: здесь можно найти многочисленные работы об исцелении страждущих, а также картины со сценами превращения воды в вино и преумножения хлебов. Внутреннее убранство Карие позволяет не только полюбоваться мастерством византийских зодчих, но и посредством искусства проследить за важнейшими событиями из жизни Христа и Девы Марии. Примечательно, что такого числа мозаичных изображений библейских сцен вы не найдете ни в одном храме мира. А данный факт делает интерьер Хоры по-настоящему уникальным.

https://kuku.travel/country/turciya/goroda-i-kurorty-turciya/stambul/muzej-xora-v-stambule-luchshie-mozaiki-i-freski-vizantii/


Воронов Юрий Викторович
 

Церковь монастыря Христа Спасителя в Полях, или по-гречески Хора, - это одна из наиболее сохранившихся церквей Византийского периода. История монастыря начинается во II веке, когда здесь существовали первые христианские постройки. Тогда это было далеко за городом, отсюда и название - "в полях".

Современная монастырская церковь Христа Спасителя была построена в 1077-1081 годах на средства Марии Дука, тёщи императора Византии Алексея I Комнина. Перестроена в 1315-1321 годах при Палеологах на деньги великого логофета (высшего чиновника в Византии) Фёдора Метохита, который в конце жизни служил здесь простым монахом. К этому же времени относятся великолепные мозаики и росписи, являющиеся образцом палеологского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь был принесён образ Небесной Заступницы города - икона Божией Матери "Одигитрия". Спустя полвека после захвата в Константинополя турками, к 1511 году турки заштукатурили в храме все изображения византийского периода, к зданию пристроили минарет, перестроили купол. Таким образом, монастырь Христа Спасителя в Полях был обращён в мечеть Кахрие-джами.

Вскоре после окончания II Мировой войны, в 1947-1952 годах в ходе реставрационных работ в храме были восстановлены бесценные изображения Византийского периода. В 1948 году здесь был открыт музей Карие.

21 августа 2020 года власти Турции решили превратить музей в мечеть, разрешение на это было формально выдано ещё в ноябре 2019 года.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 февраля 2025

«…В отношении архитектурных памятников Константинополя можно уже сейчас дать достаточно исчерпывающий ответ. Кирпичная кладка скрытыми рядами неизвестна вовсе в ранневизантийском зодчестве, т. е. в архитектуре Константинополя доиконоборческого периода. Памятники Константинополя средневизантийского времени известны довольно полно и детально, и мы можем утверждать, что кладка со скрытыми рядами осталась неизвестной архитекторам Константинополя по крайней мере до второй половины ХІ века.

Древнейшим известным случаем применения этой кладки в византийской столице кладка частей церкви монастыря Хора (современной мечети Кахриэ-Джами), относящихся к концу ХІ века. Имеется в виду центральная часть этой церкви, например, ее апсида, хорошо доступная исследованию, так как она ничем не застроена и кладка ее обнажена. Временем, когда в Константинополе кирпичная кладка со скрытыми рядами имела более широкое распространение, является XII век…»

Источник: Архитектурное наследство: сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры. Вып. 2 / под ред. Н. Брунова и др.. — Москва: Стройиздат, 1951-1952. Стр. 10

Архитектурное наследство Текст : сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры Вып. 2 - под ред. Н. Брунова [и др.] - Cистема онлайн-просмотра


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 февраля 2025

Через полгода после завоевания турками Константинополя в 1453 году монастырь Хора с храмом Христа Спасителя стал мечетью Кахрие-джами. Фрески и мозаики частично были сбиты, частично — замазаны. В 1948 году мечеть превратилась в «Музей Карийе», мозаики и фрески были отреставрированы, посмотреть на них могли все желающие. Еще в конце прошлого года Высший административный суд Турции постановил, что кабинет министров не имел права превращать стамбульскую мечеть в музей. И вот турецкое правительство официально и окончательно вернуло музею статус мечети.

Почему этот музей важен не только для христианского мира, в чем его уникальность — рассказывает историк искусства и византолог Алексей Лидов.

Монастырь Хора — один из главных памятников византийского искусства. По своему значению для христианского мира он стоит на втором месте после храма Софии Константинопольской. Монастырь основан в 11 веке, перестроен в 12 веке, но свой окончательный современный облик получил в 1315-1321 годах.

Это уникальный музей византийских мозаик и фресок был создан в начале XIV века, в эпоху названную по имени правящей императорской династии Палеологовской. Заказчиком выступил Великий логофет Феодор Метохит, главный советник императора Андроника II Палеолога, в реалиях нашего мира это как премьер-министр. Феодор Метохит — образованнейший человек своего времени, богослов и писатель, пригласил для украшения храма лучших константинопольских мастеров. Храм Христа Спасителя монастыря Хора по праву включен в список культурного наследия ЮНЕСКО в числе важнейших памятников византийского искусства.

Мозаики и фрески храма были грубо замазаны после захвата Константинополя, когда церковь стала мечетью. Когда в XIX веке часть мозаик и росписей храма раскрыли из-под турецкой штукатурки, исследователи не поверили, что это сделано греческими мастерами. Тогда существовал миф о некой вторичности греческого средневекового искусства, и мозаики приписали неизвестным итальянским мастерам. Но все оказалось ровно наоборот: именно это византийское искусство оказало влияние на искусство итальянского Проторенессанса, для которого было недосягаемой вершиной.

В путеводителях и даже научно-популярных изданиях мы найдем название монастыря как Христа Спасителя в Хора, и объяснение, что «хора» означает нахождение монастыря за границей исторического города около новых стен и означает «в полях». Однако, на мой взгляд, название храма связано отнюдь не с местоположением, а с посвящением монастыря Христу Хора, где «хора» одно из священных именований Второго лица Святой Троицы, означающее «Божественное пространство». То есть это такой же уровень посвящения, как посвящение храма Святой Софии — Премудрости Божьей Христа Логоса или находящейся неподалеку от Святой Софии церкви Святой Ирины, которая посвящена Христу как Миру, а отнюдь не известной мученице.

Программа посвящения храма, который он перестроил, украсил, принадлежит все тому же Феодору Метохиту, портрет которого мы видим над главным входом в храм — большая композиция, в которой ктитор храма Феодор Метохит, склоняется в глубоком преклонении, приносит к стопам Христа, сидящего на троне, модель созданного им храма. Главные образы Христа над входом в нартекс и слева от алтаря подписаны редкой надписью «Иисус Христос Хора тон зонтон (Христос Пространство живых)». «Хора» появляется еще в трех образах Богоматери с младенцем, поименной «Митер Теу. Хора ту ахориту (Матерь Божья — Пространство Того, Который не вмещается в пространство)», также расположенные по центральной оси движения к алтарю. Тем самым Феодор Метохит дает нам непростой, но ясный ключ к пониманию всего иконографического замысла и стоящей за ним богословской мысли.

Мозаичный цикла храма — пожалуй, самые лучшие мозаичные произведения в мире. Если собрать все мозаики всех традиций и эпох, то мозаики монастыря Хора будут претендовать на первое место по уровню художественного совершенства. Мозаики хорошо сохранились в двух притворах — экзонартексе (внешняя открытая паперть) и внутреннем нартексе (притворе). Тема мозаичных композиций — детство и юность Христа и Богоматери.

В основном пространстве храма, к сожалению, сохранилось не очень много мозаик, они почти все были сбиты в то время, когда храм стал мечетью. Там осталось только три композиции Христа и Богородицы с надписямипо сторонам от алтаря и на западной стене идеально сохранившаяся композиция «Успения Богоматери». Можно представить, как прекрасны были остальные варварски уничтоженные мозаики.

Среди мозаик — уникальный деисус, где всего две фигуры — стоящего Христа и обращающейся к Нему с молением Богоматери. Это тоже ктиторская композиция: у ног Христа и Богоматери показаны исторические ктиторы храма, которые поддерживали его до того, как Феодор Метохит начал реконструкцию храма и его украшение. Там изображен член императорской семьи Исаак Комнин, перестраивавший храм в 12 веке и Мария Деспина Монгольская (XIII век) — византийская принцесса, которая оказалась при монгольском дворе в качестве жены одного из ханов, а потом вернулась в Константинополь, стала монахиней, видным деятелем византийского православия своей эпохи.

В храме сохранился подробнейший мозаичный цикл с изображением детства Христа и Богородицы. Среди композиций: Первые шаги Девы Марии, Рождество Христа, Бегство в Египет, Прощание Иосифа с Марией (когда он хотел отпустить Ее), Сон Иосифа. В том числе и редчайшая сцена, изображающая налоговую перепись при Ироде, о которой упоминают Евангелия.

Из уникальных иконографических особенностей важны полностью сохранившиеся росписи южного придела (параклессиона), который был предназначен для погребения ктиторов монастыря, в том числе Феодора Метохита. Программа росписи связана с темой Воскресения, Второго Пришествия, отсюда — знаменитая фреска «Сошествие во ад» в алтаре — как образ грядущего воскресения; детальная композиция Страшного суда, а также изображение великих православных гимнографов — Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского и других, которые, как евангелисты, изображены в парусах одного из куполов Параклесиона: они боговдохновенно создавали свои гимны, прославляющие Христа и Богоматерь.

Главное научное издание о монастыре Хора насчитывает четыре больших тома, содержание которых здесь пересказать невозможно. Но изучение этого уникального ансамбля продолжается и с точки зрения археологии, и иконографии, и особенностей стиля и организации сакрального пространства. Горько сознавать, что теперь все эти интереснейшие исследования, если не прекратятся, то будут сильно затруднены в новоявленной и непонятно зачем созданной мечети.

Храм Христа Спасителя монастыря Хора — Кахрие-джами — окончательно стал мечетью. Почему он важен для всех христиан? - Православный журнал «Фома»



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.