ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стамбул. Неизвестная церковь.

Мирелейон; мечеть Бодрум-Джами


Стамбул. Неизвестная церковь
Церковь. Не действует.  
Год постройки:приблизительно 920.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Турция, Стамбул

Координаты: 41.00846, 28.955551
Вопрос модератора:Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм.






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 марта 2025

Мирелейон - византийская церковь в Константинополе, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию императора Романа I Лакапина (920-944) на территории его императорского дворца в юго-восточной части; единственная постройка, сохранившаяся от комплекса зданий дворца и примыкавшего к нему монастыря; была посвящена Пресвятой Богородице.

Церковь Мирелейон изначально была задумана как мавзолей для членов императорской семьи в соответствии с распространенной в Македонскую эпоху практикой. В Мирелейоне были похоронены по крайней мере 6 представителей императорской семьи, среди них сам император Роман I (948), останки которого были перенесены с острова Проти, где император, будучи монахом, провел последние годы жизни; его супруга Феодора (похоронена в 922/3), сыновья Христофор (931) и Константин (946) с супругой Еленой (940), дочь Елена (961), жена императора Константина VII Багрянородного. Очевидно, желанием императора Романа I устроить в Мирелейоне мавзолей объясняется перенесение в новую постройку трех саркофагов с останками императора Маврикия († 602) и его сыновей, находившихся в Маманта святого монастыре, недалеко от ворот Ксилокерк. После пожара (1275) и краткого периода запустения церковь была отреставрирована, в палеологовское время вновь использовалась как мавзолей.

Известия об основании церкви и прилегающего к ней монастыря содержатся в византийских источниках X-XI вв., в хрониках Продолжателя Феофана и Иоанна Скилицы, в которых говорится, что церковь находилась в ведении императора Романа и стояла во дворце Мирелейон. Долгая и связанная с императорскими фамилиями жизнь монастыря отражена в документах последующих веков; известно, что в 960 г. здесь приняла постриг сестра императора Романа II Агафия, а в 1059 г. после отречения императора Исаака I Комнина в монастырь удалились его жена Екатерина и дочь Мария. Последние свидетельства о византийской постройке восходят к началу XII в. и затем ко времени турецкого завоевания Константинополя.

При Месихе-паше († 1501) церковь Мирелейон была переделана в мечеть и получила турецкое название Бодрум-джами (мечеть на основании). Впервые соотнес с Мирелейон эту постройку П. Жиль (Gilles. 1561); его версия получила широкое распространение (однако ее не разделяли Г. Милле, К. Вульцингер, Д. Толбот Райс; Райс позднее пересмотрел свою точку зрения). Наблюдения Жиля базировались на знании письменных источников.

Здание церкви имеет 2-ярусную структуру. Верхняя часть представляет собой небольшого размера крестово-купольную церковь (11,22×17,50 м) на 4 опорах, сложенную из кирпича с широкими вставками связующего раствора. Нижняя конструкция превосходит по размерам верхнюю церковь (13,10×24,10 м), выходит за ее пределы и служит для нее основанием. Выступающие части нижней конструкции образуют со всех сторон церкви платформу, более широкую с восточной стороны. Очевидно, церковь была окружена обходной галереей, от которой сохранились следы аркады.

Назначение нижнего этажа до сих пор остается предметом обсуждения исследователей. В нем видели первоначальный древний храм, цистерну, нимфейон, а также погребальную капеллу (Millingen. 1912; Wulzinker. 1925; Striker. 1981). Последняя версия представляется наиболее правдоподобной, по крайней мере на начальной стадии существования этой конструкции. Ее возникновение, вероятно, обусловлено особенностями рельефа места: она потребовалась для того, чтобы поднять церковь на один уровень с дворцом. Фундамент дворца в свою очередь был возведен на остатках позднеантичного здания (датируется V в.), от которого сохранилась внушительных размеров ротонда (внешний диаметр 41,8 м), использовавшаяся впоследствии в качестве цистерны. Здание сильно пострадало во время латинского завоевания Константинополя (1204) и было восстановлено в палеологовское время, тогда нижняя структура стала использоваться в качестве погребальной капеллы. С точки зрения конструкции и функционального назначения нижняя и верхняя церкви Мирелейон представляют две самостоятельные, независимые друг от друга постройки. Некоторые исследователи предлагают также разную хронологию для этих структур, предполагая, что нижняя церковь древнее верхней и время ее постройки относится к VII в. В качестве аргумента приводили характер кладки (Rice. 1933). Однако эта гипотеза была отвергнута сначала Й. Кольвицом (1934), а затем С. Л. Страйкером (1941).

Несмотря на относительно небольшой размер, план и пространственное решение интерьера верхней церкви Мирелейон отражают стилистические и функциональные новшества в архитектуре Константинопополя в X в., впервые проявившиеся в знаменитой церкви Неа-Экклесия (876-881) императора Василия I. За 15 лет до возведения Мирелейон та же модель была воспроизведена в северной церкви Липса Константина монастыре в Константинополе (907/8).

Поверхность внешних стен церкви отличается большим разнообразием, достигающимся за счет игры выступающих (полуколонны на северной, южной и западной стенах, многогранные апсиды, мраморные карнизы) и плоских элементов стены. Наличие арочных и круглых окон, а также люнетов призвано усилить впечатление от решений, использованных в плане здания, и т. о. выразить во внешней структуре стены внутреннее устройство храма.

Внутреннее пространство Мирелейон вертикально организовано и увенчано куполом, опирающимся на четыре столба, заменившие первоначальные колонны с капителями. Восточная часть церкви по сравнению с западной более развита. Глубокий центральный алтарь соединен узкими проходами с жертвенником и диаконником, которые представляют собой в плане триконхи, что дополнительно подчеркнуто за счет мраморного карниза, проходящего в верхней части апсидиолей. Аналогичное решение использовано в церкви Богоматери Панахранты монастыря Липса. Западная сторона церкви завершена просторным 3-частным нартексом с куполом над центральной ячейкой и крестовыми сводами над боковыми; короткие стороны нартекса имеют полукруглое завершение.

После превращения византийской церкви Мирелейон в мечеть в интерьере верхнего храма появилась михрабная ниша, колонны были заменены на столбы, расширены окна в центральной апсиде, к юго-западному углу церкви пристроен минарет. Несмотря на многочисленные пожары, здание функционировало до 1911 г., затем превратилось в руины и было заброшено; археологические раскопки начались в 30-х гг. XX в. Многочисленные фотографии 1-й половине XX в. свидетельствуют о плачевном состоянии здания, лишенного окон и дверей.

Первоначальная декорация церкви Мирелейон не сохранилась, и не только в связи с ее переделкой в мечеть, но прежде всего из-за многочисленных разрушительных пожаров. Во время последней реставрации, проходившей в 90-х гг. XX в., стены храма были покрыты современными турецким росписями. Карнизы, которые проходят на трех уровнях, лишены декора и побелены. Только в нижнем храме на своем месте сохранились четыре первоначальные колонны - две восточные из розового гранита и две западные из проконесского мрамора - и четыре мраморные коринфские капители с мраморными импостами. В этом же, нижнем, пространстве была раскрыта фресковая композиция, сильно пострадавшая от влаги и расположенная в виме; в ней можно распознать фигуры Божией Матери и донатора; роспись относится к палеологовскому времени.

Раннему периоду украшения церкви принадлежат некоторые фрагменты керамики; они обнаружены в наосе храма, отнесены Толботом Райсом к X в. (в настоящее время в Археологическом музее Стамбула) и представляют собой фрагменты настенного декора. Расцвет данного типа керамического декора в Константинопополе пришелся именно на X столетие. Эти керамические пластины вытянутой прямоугольной формы иногда имеют скругленный профиль; вероятно, они служили для разгранки стены либо рамой для фресковых и мозаичных композиций; украшали мраморные и стукковые колонки. Керамические элементы декорированы повторяющимися геометрическими, растительными и абстрактными орнаментами. Многочисленные детали керамического декора стен, обнаруженные в нижней церкви, относятся ко времени турецкого владычества.

Из комплекса Мирелейон происходят следующие скульптурные фрагменты: более 70 колонн с капителями, найденных во время раскопок ротонды, служившей фундаментом дворца, а также женский бюст в медальоне римского периода и капители, которые могут быть отнесены к V в. (в настоящее время в Археологическом музее Стамбула).

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

Православная Энциклопедия


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 марта 2025

«…Мирелейон. Еще один храм начала Х в. связан с именем императора-узурпатора Романа I Лакапина, который был опекуном малолетнего императора Константина Багрянородного из правящей Македонской династии, но оттеснил его на второй план и сам около 20 лет самостоятельно правил империей. Однако он ощущал некоторую, что ли, незаконность своего восшествия на престол, и поэтому планировал лежать после смерти не в храме свв. Апостолов, как все императоры, а построил себе отдельный храм-усыпальницу. В нижней части, субструкции, должна была быть могила Романа и его семьи, а верхняя часть — служить храмом, где их бы поминали. К этому примыкало еще большое дворцовое здание. Если мы посмотрим на план этого храма, мы встретим опять все те же самые элементы, что и в предыдущих храмах начала Х в., например, апсидиоли в торцах нартекса. Однако здесь, обратите внимание, они выражены и снаружи, и вообще фасад здания здесь намного более пластичный. К сожалению, здание подверглось ужасной реставрации в ХХ в., и поэтому зачастую приходится использовать старые черно-белые фотографии, чтобы понять, как оно выглядело изначально.

В облике храма сразу бросаются в глаза полукруглые лопатки. Нигде больше в Константинополе мы их не встречаем — очень редко в провинции. Они придают всему фасаду совершенно особую пластичность. Но на этой фотографии я хотел бы обратить ваше внимание опять на развоплощение стены. Мы видим, что на самом деле эти полукруглые лопатки скрывают за собою каркасную конструкцию опоры, в то время как вся стена разрезана окнами вплоть до большого термального окна, которое было под сводом рукава креста.

После ремонта храм выглядит так: кругом торгуют шубами, проходят люди мимо, не замечая удивительной гармонии этого здания. Здесь хорошо видна еще одна важная черта средневизантийского крестово-купольного храма. Это его иерархичность. Он весь имеет форму пирамиды: наверху купол, затем идут рукава креста, затем угловые ячейки, и если бы здесь были галереи, то, вероятно, они были бы еще чуть-чуть ниже этого уровня карниза, который виден не только внутри, но и снаружи. Это на самом деле образ мира. Мы говорили уже с вами о храме как микрокосме в связи с ранневизантийской купольной архитектурой. Но этот микрокосм как большой макрокосм, макрокосм в космическом смысле: Бог наверху, ангелы, все святые, т.е. божественная структура мира, но одновременно и микрокосм Византийской империи: во главе император, важнейшие чиновники, остальные чиновники, все остальные. Таким образом, и структура храма, и структура общества, и структура мира для византийцев одинакова, она иерархична. И на самом деле система росписи декорации византийских храмов отражает эту иерархичность.

Обратите внимание также на пластичность фасадов. Эти выраженные снаружи апсидиоли нартекса здесь не случайны. Они вливаются в ритм этих полукруглых лопаток и делают весь фасад живым и дышащим. Не угловатым, не строгим, а округлым и текучим – то, к чему стремилась ранневизантийская архитектура, но в интерьере. Здесь же это впервые перенесено на фасад, перенесено в экстерьер.

Внутри здания, увы, опять не сохранились прекрасные мраморные колонки, зато очень хорошо видна благодаря турецкой дикой раскраске, закрасившей красным прекрасные мраморные карнизы, вся эта трехчастная ярусная структура и виден совершенно замечательный тыквообразный купол, состоящий из таких долек. Он не цельный, он состоит из маленьких сегментов, каждый из которых опять же предназначался под мозаику. Однако в этом храме есть еще одно усложнение, которое не находит никаких параллелей в средневизантийский период и к которому возвращаются только в период поздневизантийский. Это иная конструкция сводов над рукавами креста. Совершенно естественно, чтобы рукава креста заканчивались полуциркульными сводами. Здесь же мы с вами видим, что они, вопреки всякой архитектурной логике, перекрыты крестовыми сводами, намного более сложными. Но мы с вами уже говорили, зачем они нужны: для того, чтобы сделать больше места для мозаики. Таким образом, декорация в Константинополе борется за место с архитектурой. Все усложняется и усложняется ради достижения некой высшей художественной цели…»

Источник: Курс: "Византийская архитектура", лекция: "Столичная архитектура IX–XII вв." на сайте https://magisteria.ru

Магистерия


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 мая 2025

«…Второй сохранившейся от X в. более крупной постройкой Константинополя является погребальная церковь императора Романа Лекапина (920—944 гг.). Она построена, как следует предположить, во второй половине его правления, т. е. в 30-х годах X в. Турки превратили ее в мечеть Будрум. Раскопки обнаружили, что здание было сооружено около большого простого круглого позднеантичного здания, перекрытого куполом. Сравнение масштабов Будрум и этого здания дает очень наглядное представление о том, как изменился размах строительства в Константинополе в средневизантийский период по сравнению с более ранним временем. Раскопки показали также, что погребения находились в нижнем помещении, похожем на константинопольские цистерны, над которыми стоит церковь.

Здание очень сильно пострадало от землетрясения еще в византийское время. Упали своды, были значительно повреждены стены, разрушилась вся средняя часть главной апсиды. Все это ясно видно на самой постройке, так как разрушенные части здания были восстановлены еще в византийское время и их кладка отлична от кладки первого строительного периода.

Принимая во внимание характер всех остальных сохранившихся средневизантийских церквей Константинополя, естественно задать себе вопрос, не было ли это здание первоначально пятинефным. Этого не могло быть, так как для крайних боковых нефов недостаточно места на платформе над субструкцией, на которой поставлена верхняя церковь. Кроме того, в нижней части южной наружной стены между сохранившимися столбами с полуколоннами найдены остатки первоначальной наружной стены. Все это не оставляет сомнения в том, что погребальная церковь Романа Лекапина изначально была трёхнефной крестово-купольной постройкой. Это единственное сохранившееся более крупное средневизантийское здание такого рода.

Особое первоначальное назначение здания в качестве церкви над гробницей послужило причиной выбора необычной для средневизантийского Константинополя трёхнефной системы. Купол опирается на четыре квадратных в плане столба. Избран характерный для Константинополя сложный вариант крестовокупольного типа, при котором центрическое начало отчетливо выражено даже при трёхнефной системе. С юга и с севера от верхней церкви находились, по-видимому, узкие открытые платформы (на них вели двери), на которых также могли стоять присутствующие во время культовых действий. Нартекс имел обычную замкнутую форму с нишами с севера и с юга, в которых были устроены дверные проемы. Новой особенностью являются боковые алтарные помещения, открытые широкими проемами в центральную часть и имеющие поэтому каждое только по три ниши. Впрочем, необходимо доследовать, не были ли боковые алтарные помещения переделаны при реконструкции здания после землетрясения в более поздний византийский период.

Крестовокупольная система отличается в церкви Романа, как и в церкви Липса, законченностью. Сложение этой системы завершилось в этих двух зданиях.

Кладка церкви Романа отличается от кладки более ранних средневизантийских церквей Константинополя тем, что она — чисто кирпичная, без добавления камня. Только в тех частях стен, которые были разрушены и реконструированы византийскими зодчими более позднего времени, наблюдается чередование нескольких рядов камня и нескольких рядов кирпича. Наличие камня в кладке позволяет легко отличить более поздние византийские части от более ранних. Средневизантийские архитекторы нередко применяли кирпичную кладку без добавления камня в тех случаях, когда они выкладывали сильно расчлененные и сложно профилированные части здания. Эта характеристика подходит и к церкви Лекапина, сравнительно небольшой (её купол не превышает 6 м) и довольно сильно расчленённой, со множеством уступов внутри и снаружи, с наружными полуколоннами, приставленными к лопаткам.

Общее развитие константинопольской архитектуры IX—XII вв. обнаруживает тенденцию к увеличению проемов, замене стен каркасом столбов, усложнению профилировки, к общему измельчению и раздроблению архитектурных форм. Этому соответствует и постепенный переход от смешанной кирпично-каменной кладки, дающей более простые гладкие поверхности и более массивные, крупные и компактные формы, к чисто кирпичной кладке, гораздо более гибкой и способной создавать более мелкие членения и более дробную профилировку.

Своды Будрум — более поздние по своей форме. В средневизантийских постройках Константинополя концы креста всегда покрыты цилиндрическими сводами, что составляет существенный признак крестовокупольной системы. В церкви Романа они заменены крестовыми сводами. К последним, с их пространственностью и воздушностью, тяготели поздневизантийские зодчие, широко их применявшие и отказавшиеся от крестовокупольной системы. В поздневизантийский период были также переложены барабан и купол Будрум. Барабан характеризуется более широкими, чем в средневизантийское время, оконными проемами, более узкими простенками-столбами между ними, что вызвало появление приставленных к этим столбам контрфорсов в виде двугранных столбиков, выступающих вперед острым ребром.

Тенденция к миниатюрным формам, наметившаяся в здании Липса, получила дальнейшее развитие в церкви Романа. Это особенно отчетливо выражено в апсидах. В Будрум отсутствуют хоры. Однако горизонтальное членение, которое в церкви Липса проходит на уровне пола хор, сохранено в качестве чисто декоративного элемента. На средней апсиде оно соответствует капителям двух столбов и двух промежуточных столбиков находящегося на этом месте первоначально тройного окна. В верхних частях боковых апсид в церкви Романа появились вместо окон миниатюрные декоративные нишки. Окна в нижних частях боковых апсид имеют четверти и тоже отличаются миниатюрным характером. Вся церковь Романа, отличающаяся расчлененным объёмом (концы креста выше угловых помещений, боковые апсиды ниже средней) и дробной детализацией наружных форм (полуколонны, уступы лопаток и апсид, четверти оконных проёмов, нишки), высоко поднята на постаменте — гробнице — как изолированное здание. Ансамбль, частью которого она является, остается неисследованным и в настоящее время ещё не может быть реконструирован.

Для первоначальной архитектуры церкви Романа характерен, по сравнению с церковью Липса, более лёгкий, воздушный и пространственный интерьер: свободно стоящие столбы под куполом — тонкие; концы креста — глубокие; проёмы в наружных стенах — крупные; внутренние лопатки — гибкие, местами имеющие несколько уступов; ниши в боковых алтарных помещениях и в нартексе — широкие и плоские. Архитектурные формы внутри, как и снаружи, стройны и легки…»

Источник: Глава «Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время | История архитектуры средних веков



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.