«…Первой крупнейшей вполне сложившейся византийской стройкой Константинополя является церковь Сергия и Вакха, хорошо сохранившаяся, хотя и несколько перестроенная. Она была сооружена около 527 г. — года вступления на престол Юстиниана I и представляет собой одну из первых его построек. Было высказано не лишенное оснований предположение, что здание построено Анфимием и Исидором — знаменитыми зодчими Константинопольской Софии, что подтверждается сходством этих храмов. Если такая атрибуция верна, то можно проследить творческий путь обоих мастеров. Действительно, церковь Сергия и Вакха является одним из главных предшественников Софии.
Нартекс церкви представляет собой турецкую пристройку. С юга и с севера к церкви примыкали другие постройки — ещё одна церковь и дворцовые помещения. Наружная часть северной стены являет пеструю картину многочисленных, частично ещё византийских переделок. Древнейшая её форма характеризуется рядом проёмов, соединявших первоначально интерьеры церкви с помещениями дворца. Церковь Сергия и Вакха не стояла в ранневизантийское время изолированно, как в настоящее время. Она была встроена в комплекс зданий. Вероятно, только её апсида выходила в какой-то двор.
Общая система церкви Сергия и Вакха основана на центрической композиции, применявшейся в предыдущие столетия в Сирии и Малой Азии. Церковь в Эсре в Сирии (515 г.) построена на 12 лет раньше церкви Сергия и Вакха и является произведением, в котором суммированы достижения архитекторов предыдущего периода в области создания центрических построек. Она представляет собой в плане восьмиугольник, вписанный в квадрат. Переходом между ними служат угловые ниши. Восемь столбов несут купол. Они членят внутреннее пространство храма на центральную часть и окружающий ее обход.
В церкви Сергия и Вакха применена та же система, но усложненная тем, что между столбами помещены поочередно прямоугольные и полуциркульные в плане экседры. Все экседры — сквозные, они отделены от внутреннего обхода тройными аркадами на двух промежуточных колоннах каждая. В зависимости от формы экседры колоннады в плане или прямые, или дугообразные. Благодаря полуциркульным экседрам центральный восьмигранник, увенчанный куполом, органичнее связан с квадратом плана.
В церкви в Эсре и в большинстве центрических сооружений до VI в. внутренний обход имеет довольно значительную ширину и благодаря этому представляет собой законченную самостоятельную часть интерьера. Общая система такого центрического здания имеет существенные точки соприкосновения с базиликой, например базиликальный разрез. В церкви Сергия и Вакха весь план имеет нерегулярный характер: восточная и западная части внутреннего обхода шире, северная и южная его части — значительно уже. Очевидно, пространство внутреннего обхода играло по сравнению с центральным пространством подчиненную роль.
Нам неизвестны культовые обряды, которые происходили в церкви Сергия и Вакха. Однако надо думать, что именно пространство под куполом было главным вместилищем присутствующих. Назначение здания в качестве придворной церкви говорит о том, что в его центральной части помещались во время богослужения император с семьей и придворные.
Ранневизантийские части церкви Сергия и Вакха выложены из кирпича с немногочисленными каменными прокладками. На наружных поверхностях северной и восточной стен первоначальная кладка хорошо видна.
Внутри купол доминирует над всем остальным. Экседры имеют небольшие размеры. На фоне внутреннего обхода отчетливо выступает подкупольное пространство. Благодаря ажурности колоннад из середины интерьера хорошо видна окружающая галерея. Первоначально преобладание купола было выражено еще более отчетливо благодаря золотой мозаике, сплошь покрывавшей его огромную внутреннюю поверхность.
Довольно мощные подкупольные столбы напоминают более ранние здания в Сирии и Малой Азии. Ряд композиционных приёмов, в том числе существовавшая мраморная облицовка, доходившая до основания сводов, несколько облегчал массу столбов. Этому способствовал также прорезной каменный карниз, проходящий на уровне капителей колонн нижнего яруса и связывающий части здания воедино. Общая система купола на квадратном основании в конечном счете восходит к древневосточному народному жилищу.
Детали интерьера церкви Сергия и Вакха несут на себе следы античной традиции, что выражается в довольно сильной выпуклости обломов карниза и в некоторой скульптурности нижних капителей. Однако широкое применение прорезного орнамента говорит о стремлении к легкой ажурности форм…»
Источник: Глава «Ранневизантийская архитектура. Константинопольская архитектурная школа». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966
История архитектуры средних веков