«…Что интересно, архитектура конца комниновского периода, т.е. эпохи уже собственно не династии Комнинов, а династии Ангелов, которая правила Византией в самом конце XII – начале XIII в., возвращается к вроде бы давно забытым типам храмов, в том числе и крестово-купольному. Например, к типу храма с изолированными угловыми ячейками. На месте старых храмов – здесь они показаны серым – возникает новый храм Богородицы Кириотиссы. И долгое время, пока не была проведена реставрация, не были изучены его строительные техники, ученым казалось, исключительно исходя из типологии, что это должен быть храм IX, максимум Х в. Оказалось, что это храм 1197 г., который включил в себя, правда, части более ранних построек.
Что здесь сразу бросается в глаза? Большой купол. Преимущество храма с изолированными угловыми ячейками в том, что опоры купола здесь становятся очень мощными, соответственно, и купол может стать значительно шире. При этом храм очень четко выстроен по вертикали. Мы видим один ярус, второй ярус, третий ярус, и в угловых ячейках этому соответствует второй и даже – совершенно уникальное явление здесь – третий этаж. По-прежнему из-за того, что снесена галерея храма, хорошо видна прозрачность стены – соответствующие этим ярусам окна.
Внутри храм значительно изменен в турецкое время, в частности, разрушена его апсида. Мы смотрим на восток и, увы, не видим прекрасного закругления. Но зато сохранились мраморные детали, которые позволяют нам говорить о том, что и здесь происходит определенное возвращение в ранневизантийский период, и храм в каких-то элементах даже, кажется, сознательно подражает – конечно, в новых формах – Святой Софии Константинопольской.
Привычный нам уже купол, большой, широкий, светлый, реберчатый. И посмотрите, как оформлены эти самые тяжелые части здания – опоры купола и изолированные угловые ячейки. Как и в храмах более раннего периода, как в Атик Мустафа-паша Джами, мы видим не маленькие двери, а большие высокие проемы. Но главное – что эти высокие тяжелые столпы архитектор старается сделать как можно менее тяжелыми: сделать их нарядными, повесить здесь мраморные полотенца, расчленить их прекрасными вертикальными полосами более светлого мрамора и вставить между ними картины из мрамора более темного.
Если мы посмотрим на восток, по сторонам от алтаря мы увидим еще одну мраморную декорацию, а именно рамы икон по сторонам от алтаря, которые имеют очень вертикализованные пропорции. Вот это искусство конца XII в. и в архитектуре отражается таким же образом: как мы видим узкие высокие фигуры в живописи, так мы видим и вертикальные, вертикализованные пропорции в архитектуре.
Вертикализованные рамы икон по сторонам от алтаря завершаются очень тонкой и изысканной резьбой. Эта резьба вступает в сложное взаимодействие со светом, который льется из огромных окон храма, которые мы видели уже снаружи. И в резьбе храма мы видим иногда даже буквально цитаты из ранневизантийской архитектуры. Это вторично использованная ранневизантийская деталь: очень похожие есть, например, в храме Святой Софии Константинопольской…»
Источник: Курс: "Византийская архитектура", лекция: "Столичная архитектура IX–XII вв." на сайте https://magisteria.ru