ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стамбул. Монастырь Липса.


Стамбул. Монастырь Липса
Монастырь.   (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Турция, Стамбул

Координаты: 41.01504, 28.94383






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 февраля 2025

«…Если мы посмотрим на план первого точно датированного храма Константинополя этой эпохи, монастыря Константина Липса 904 (или 908) г. – это дата его освящения, – то мы увидим включение в знакомое нам девятичастное ядро дополнительных элементов. Посмотрите, например, как оформлены торцы нартекса: мы видим здесь неглубокие, но скругленные ниши, так называемые апсидиоли. Такие же апсидиоли мы видим и в восточной части храма, где они пронзают стены пастофориев, причем не только в первом ярусе, но и во втором.

Сейчас храм перестроен: к нему в конце XIII в. был пристроен другой храм. А вот реконструкция его первоначального вида с такими интересными балкончиками, о которых у нас еще пойдет речь, и со вторым ярусом, где каждая из малых ячеек превращена в такой вот интересный тетраконх. Таким образом, у нас все круглится, и прямые линии исчезают. Мы как будто возвращаемся в эпоху Юстиниана с его стремлением к округлым формам.

Меняется и декорация фасада. Перед нами два храма: слева храм XIII в., справа храм начала Х в., хотя купола у обоих уже турецкие. И эта декорация фасадов чисто архитектурная. Именно это характерно для средневизантийского Константинополя. Здесь нет ни художественной кладки из кирпича, ни каких-либо других усложнений, кроме архитектурных элементов. Это ниши разной формы – плоские (но тогда они сложно профилированные), закругленные и даже круглые, так называемый oeil-de-boeuf, «бычий глаз». Они и мраморные детали – это все, что украшает фасады.

Мраморные детали могут быть и резными – мы еще их увидим, а могут быть просто профилированными, однако нести на себе текст. Здесь мы видим с вами следы крепления металлических, видимо, позолоченных букв с надписью, которая была стихотворной и прославляла строителя этого храма Константина Липса, важного придворного византийского императора Льва VI Мудрого.

К сожалению, храм в первоначальном виде не сохранился, но наличие в нем второго яруса над угловыми ячейками позволяет реконструировать его как храм пятиглавый, а это будет важно, например, для архитектуры Руси, имевший такой интересный балкончик по периметру и весь пронизанный какими-то отдельными помещениями и большими окнами.

У этого храма когда-то были галереи, мы видим следы их примыкания по периметру. Галереи были очень важной частью столичной архитектуры, и церковной в том числе, и имели вообще очень широкую функцию. В частности, тот же самый Василий I, основатель Македонской династии, когда пришел в Константинополь, в такой галерее у храма ночевал. И пономарю этого храма было видение: «Встречай императора!» Тот выходит и видит – в галерее лежит какой-то бомж, ушел обратно, и только с третьего раза он понял, что это будущий император. Таким образом Василий возвысился.

Один из церковных канонов запрещает, например, молодежи заниматься любовью в церковных галереях – мы видим, что использование их было довольно широким. Но нас будет здесь интересовать то, что за галереей. Галерея разрушилась, и раскрылись огромные окна. Мы видим с вами, что стены как таковой нет: есть только опоры, есть только каркас, а все заполнено окнами. Например, известным нам римским термальным окном, разрезанным двумя колонками, которое мы видели в юстиниановской архитектуре, или характерным для средневизантийского времени трехчастным окном.

Такое же трехчастное окно мы видим с вами и в алтаре храма. Перемычками в нем служат резные мраморные детали, частично изуродованные, конечно, в турецкое время, но все равно сохраняющие многие свои элементы. Резным является и мраморный карниз в храме с совершенно замечательными растительными и животными мотивами: вот орлы сидят на углах капителей… И этот животный мир, который у нас ассоциируется обычно с искусством романики, на самом деле присутствовал и в Византии.

В интерьере храма, к сожалению, многое утрачено. Нет этих самых четырех колонок – турками они заменены на большие арки, заменен купол, однако некоторые важные элементы мы видим и внутри. Это и большие окна, о которых мы с вами говорили, и устройство угловых ячеек здания. Своды в них крестовые, что характерно для Константинополя. Такие своды очень трудно выкладывать, но они свидетельствуют именно о столичном характере архитектуры. Ну, и как в каждой средневизантийской постройке, здесь есть, конечно, сполии, т.е. детали из более ранних построек, в частности, например, эта замечательная капитель.

То, о чем мы с вами говорили на плане, мы можем теперь посмотреть вживую. Мраморная облицовка стен ободрана, мозаики нет, но сама замечательная форма пастофория в виде усложненного тетраконха, т.е. не просто тетраконха, а тетраконха, имеющего, по сути, свою отдельную виму — отдельный восточный выступ, и апсиду, т.е. возможно маленького храма, хотя функция нам не известна, – это, конечно, новация Македонского периода, связанная с любовью к классике и к такого рода ухищрениям…»

Источник: Курс "Византийская архитектура", лекция: "Столичная архитектура IX–XII вв." на сайте https://magisteria.ru

Столичная архитектура IX–XII вв. лекция смотреть, слушать и читать онлайн. Курс Византийская архитектура. Андрей Виноградов - Магистерия


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 февраля 2025

«…Исследование первоначального вида северной церкви монастыря Липса, 908 г., превращенной турками в мечеть Фенари-Исса, затруднено тем, что около 1282 г. к ней была пристроена южная церковь этого монастыря в качестве фамильной усыпальницы династии Палеологов. При этом был уничтожен южный крайний боковой неф северной церкви — пятинефного крестовокупольного здания, за исключением апсиды. Последняя была превращена в северную апсиду вновь пристроенной трехнефной южной церкви. Несмотря на детальное обследование здания, сгоревшего в 1917 г., и на раскопки 1929 г., ряд особенностей требует доследования. Установлен план первоначального здания, однако не ясно, относятся ли к первому строительному периоду остатки четырех колонн под куполом. Не выяснено также значение стенки высотой 1,5 м, оказавшейся под мраморными столбиками тройной аркады, которая отделяла северный конец креста от северного крайнего бокового нефа. Так как не выяснен уровень первоначального пола, нет возможности утверждать, была ли эта стенка преградой, отделявшей крайний боковой неф от центральной части, или только парапетом.

Северная церковь монастыря Липса представляет собой как архитектурный тип дальнейшее развитие особенностей Аттик и Календер. По своим размерам она приближается к первой. Календер является связующим промежуточным звеном между Аттик и Фенари-Исса.

Северная церковь монастыря Липса — древнейшее вполне сложившееся константинопольское пятинефное крестовокупольное здание, по сравнению с которым особенно бросаются в глаза архаические черты Аттик и Календер. Существенно, что в церкви Липса окончательно выработались четыре свободно стоящие опоры под куполом. Это особенно бросается в глаза благодаря сложному варианту крестовокупольной системы, который с этого времени встречается во всех константинопольских крестовокупольных зданиях.

Как Календер, церковь Липса имела обширные хоры, занимавшие второй ярус над нартексом, крайними боковыми нефами, угловыми помещениями центральной части и ее боковыми алтарными помещениями. Но в отличие от нее нартекс отделен от центральной части глухой стеной с тремя дверными проемами. Стенками с широкими нишами (с дверными проемами в них) он отделен от двух замкнутых квадратных в плане помещений в углах здания. В последних находились деревянные лестницы, которые вели на хоры. Новостью по сравнению с Календер являются также боковые алтарные помещения, имеющие в плане форму четырехлистника. Обе отмеченные особенности остаются характерными для константинопольских пятинефных крестовокупольных зданий последующего времени.

В церкви Липса 908 г. очень сильно выражено центрическое начало. Ее план строится концентрически вокруг купола. Подкупольиый квадрат равномерно окружен двумя зонами помещений. Первая зона состоит из концов креста и угловых помещений. Вторая образована крайними боковыми нефами, двумя лестничными башнями на западной стороне и нартексом между ними, а на восточной стороне — тремя алтарными помещениями центральной части здания. Основные пространственные оси интерьера направлены к центральной точке под куполом. Однако западно-восточное направление получило некоторое преобладание благодаря углубленному пространству открытого центрального помещения алтаря и глухой стене нартекса с западной стороны.

План северной церкви Липса дает отчетливое представление о системе движения в интерьере. Амвон под куполом является средоточием всего происходящего. Он сильно выделен системой купола на арках, опирающихся на четыре свободно стоящие опоры. Над амвоном образовался как бы архитектурный балдахин. Из средней двери нартекса процессии вступали в центральную часть, пышные выходы подготавливались в замкнутом нартексе. Процессии, символизировавшие события священной легенды, развертывались вокруг амвона. Временами происходило движение от амвона к алтарю и в обратном направлении. Присутствовавшие при богослужении заполняли крайние боковые нефы в обоих ярусах и помещение над нартексом, открывающееся, как и верхние ярусы крайних боковых нефов, в центральную часть большим проемом. Они стояли также и в самой центральной части, окружая среднее пространство вокруг амвона, ограниченное подкупольными опорами.

Характерной особенностью церкви монастыря Липса, которая отчасти наблюдалась уже в Аттик и Календер, является устройство отдельных более замкнутых молелен внутри церкви. Они имеются на хорах. В их стенах устроены ниши, несколько расширяющие интерьеры над угловыми помещениями и боковыми частями алтаря. В восточных концах крайних боковых нефов в обоих ярусах были алтари. Возможно, что все эти часовни и приделы были посвящены отдельным святым.

Кладка стен северной церкви монастыря Липса представляет собой дальнейшее развитие кладки константинопольских построек IX в.; в особенности она похожа на кладку Календер. В церкви Липса шесть-семь рядов грубовато отесанного камня чередуются с пятью-шестью рядами кирпича. Своды центральной части сохранились, угловые помещения перекрыты крестовыми сводами. Купол и его барабан были разобраны в турецкое время. Тогда уничтожили внутренние опоры и заменили их турецкими каменными арками, перекинутыми через все пространство центральной части. После возведения этих арок турки вновь сложили барабан и купол, сохранив их прежний диаметр. Вся центральная часть, включая нартекс, перекрыта сводами в обоих ярусах. Крайние боковые нефы имели в обоих ярусах деревянные перекрытия.

Церковь Липса отличается строгой, симметричной композицией. По сравнению с постройками Константинополя IX в. она по своей архитектуре легче и стройнее. Внутреннее пространство ее очень гармонично. Оно отличается сложным членением: центральная часть противопоставлена крайним боковым нефам и сама расчленена четырьмя опорами. К ней примыкает помещение главного алтаря. Все эти части, взятые вместе, противопоставлены нартексу. Однако это лишь элементы единой пространственной системы. Взаимоотношение частей внутреннего пространства глубоко продумано, целое замечательно уравновешено.

Большие переделки, произведенные в византийское и в турецкое время, не позволяют достаточно полно представить себе внешний облик здания. Только апсиды сохранили свою наружную форму. Необходимо мысленно дополнить их верхним ярусом апсиды южного крайнего бокового нефа и всей исчезнувшей апсидой северного крайнего бокового нефа.

Судя по сохранившейся большей части апсид, наружная форма восточной части здания, а также всего здания в целом приближалась к параллелепипеду. Все пять апсид были завершены единой горизонталью. Сходство с Аттик заключается в том, что каждая апсида имеет трехгранную форму. Однако в церкви Липса апсиды гораздо выше. В течение веков здание вросло в землю несколько больше чем на 1 м. Средняя, более широкая апсида церкви Липса представляет собой в ортогонали стоячий прямоугольник, составленный из двух с небольшим квадратов. Боковые апсиды, с их отношением одного к трем, еще сильнее ориентированы по вертикали.

Восточная сторона здания, взятая в целом, представляла собой первоначально лежачий прямоугольник. Соотношение его сторон, равное примерно двум к одному, придавало наружному объему спокойный и уравновешенный характер. Здание не было таким придавленным и распластанным, как Аттик. Восточная его часть была расчленена по вертикали шестнадцатью ребрами граней апсид разной ширины. Они были видны в различном перспективном сокращении. По горизонтали алтарная часть была расчленена двумя карнизами на три деления. Карнизы расположены один на высоте основания столбиков окна средней апсиды (он отмечает цокольную часть), другой — на уровне пола хора. Соотношение горизонтальных членений апсид составляет примерно 1:2:1.

Новым приемом по сравнению с Аттик является устройство в средней апсиде одного большого трехчастного окна, занимающего собой все три ее грани. Два мраморных промежуточных столбика приходятся на ребра апсиды. В боковых апсидах имеются небольшие простые оконные проемы, а в крайних боковых апсидах аналогичные тройные окна. Такие окна придали апсидам новый характер. Если в Аттик апсиды были замкнутыми, то в церкви Липса три апсиды открыты наружу большими тройными окнами. Три раздельных окна апсиды Аттик слились в церкви Липса в единое тройное окно, что значительно облегчило наружный объем здания и придало ему более воздушный характер.

Северная церковь Липса свидетельствует о появлении в архитектуре Константинополя миниатюрности в пропорциях архитектурных форм. Боковые апсиды центральной части выглядят карликовыми. Они зажаты между более крупными апсидами. Их вытянутость по вертикали усилена расчленением на грани, горизонтальные членения увеличивают раздробленность форм. Промежуточные столбики оконных проемов и окошки верхнего яруса миниатюрны…»

По материалам сайта «История архитектуры»: https://archisto.info/

Северная церковь монастыря Липса - История архитектуры


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 февраля 2025

«…Монастырь Пресвятой Богородицы Липса; турецкий Фенари-Иса-джами, женский монастырьрь, основанный в долине р. Ликус Константином Липсом, сановником и друнгарием (главой) византийского флота императора Льва VI (886-912), представляет собой один из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся средневековых памятников византийского Константинополя. Единственные архитектурные постройки, сохранившиеся от некогда большого монастырского комплекса, - церковь Богоматери Панахранты (Непорочной), так называемая северная церковь, освященная в 907/8 г. в присутствии императора, и пристроенная к ней во 2-й половине XIII в. по инициативе императрицы Феодоры, жены императора Михаила VIII Палеолога, церковь во имя святого Иоанна Крестителя, так называемая южная церковь.

После смерти мужа Феодора удалилась в монастырьрь, который был ее усилиями отреставрирован и расширен. Здесь она, приняв постриг с именем Евгения, провела остаток жизни († 1303). Один из аркосолиев в южном нефе с восточной стороны связывается с местом погребения императрицы Феодоры. В южной церкви позднее были похоронены мать Феодоры, Анна, и ее дочери Ирина, Евдокия и Анна, а также сын Константин († 1306), брат императора Андроника II Палеолога, 1-я жена императора Андроника III Палеолога императрица Ирина († 1324), император Андроник II († 1332) и 1-я жена Иоанна VIII Палеолога императрица Анна Васильевна Палеолог (Московская) († авг. 1417).

Архитектурный комплекс монастыряря на более поздних этапах существования включал здание больницы и другие сооружения, связанные с повседневной жизнью монашеской общины.

Документальные письменные свидетельства, относящиеся к ранней истории Л.м., фрагментарны. В частности, упоминания о протоспафарии Липса встречаются в сочинении императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей»; дата освящения монастыряря 907/8 г. содержится в Хронике Симеона Логофета (X в.). Более полные и точные данные о Л.м. имеются в византийских источниках последующего периода, например в Типиконе монастыря, составленном императрицей Феодорой между 1294 и 1301 гг. (или с 1282 до 1300); копия хранится в Британской библиотеке в Лондоне. В нем содержатся сведения о жизни обители и о работах, которые в ней проводились.

В результате трансформации византийской церкви в мечеть, которая произошла спустя несколько лет после захвата города султаном Мехмедом II Завоевателем (1453) или между 1497 и 1498 гг. в эпоху султана Баязида II (1481-1512), обитель претерпела значительные видоизменения. Новое название Фенари-Иса-джами происходит от имени Османского сановника Фенаризаде Аласудина Али ибн Юсуфа-эфенди († 1497/98), который пристроил существующий в настоящее время минарет. Комплекс пострадал от пожара в 1633 г. и был перестроен великим везиром Байрамом-пашой. Были заново переложены и изменили свою форму купола и часть сводов. В интерьере северной церкви вместо колонны появились характерные для мусульманской архитектуры арки с переломом. Здания вновь ремонтировались после пожара в 1831-1832 гг.; после пожара 1917 г. комплекс был на некоторое время заброшен. С 1929 г. были начаты его археологические и архитектурные исследования под рук. Т. Макриди. С 1947 г. комплекс был открыт для посещения как филиал музея Айя-София. В 60-80-х гг. XX в. проводилась капитальная реставрация американским институтом Дамбартон-Окс, однако после ее завершения комплекс вновь был обращен в мечеть.

Здания Л.м. являются важнейшим источником для понимания истории развития архитектуры и искусства средне- и поздневизантийских периодов, поскольку оба памятника имеют точные датировки. Сохранилось достаточно много архитектурно-археологических свидетельств, а также деталей скульптурного убранства внутри церквей. Некоторые редкие детали декора (фрагменты мозаики, керамики, малых архитектурных форм литургического назначения, напр. амвона), обнаруженные во время реставрационных работ в 60-х гг. XX в., хранятся в Археологическом музее и в музее Святой Софии в Стамбуле. Северная церковь построена в 907/8 г. на остатках древнего святилища VI в. Здание имеет характерные черты архитектуры средневизантийского периода, времени правления Македонской династии. В плане она представляет собой греческий крест. Над средокрестьем - купол, опиравшийся первоначально на 4 свободно стоявшие колонны (заменены на столбы в 1633, 1636; во время пожара был также поврежден купол). Образовавшиеся в углах 4 компартимента прямоугольной формы были увенчаны куполами. На уровне галереи эти архитектурные пространства образовывали 4 маленькие капеллы, доступ в которые (по крайней мере в 2 восточные, над пастофориями) осуществлялся по внешним балкончикам. С восточной стороны - 3 граненые снаружи и полукруглые внутри апсиды. По сторонам боковых апсид располагались 2 небольшие капеллы-пастофория (северная сохранилась на археологическом уровне; южная включена в состав церкви св. Иоанна Крестителя).

Нартекс церкви состоит из нескольких ячеек, перекрытых крестовыми сводами; короткие северные и южные стороны нартекса имеют полукруглое завершение (аналогичное решение было использовано в придворном храме монастыря Мирелейон в Константинополе, созданном в одно время с северной церковью Л. м.). В верхнем ярусе нартекса также была предусмотрена галерея, подъем на которую осуществлялся по внешней деревянной лестнице, установленной с южной стороны храма.

Небольшой размер здания и наличие капелл на уровне галереи подтверждают общую тенденцию, свойственную храмовому зодчеству средневизантийского периода: тяготение к малому или среднему масштабу церковных построек, наличие угловых компартиментов, богатый декор. Эти черты являются выражением архитектурных предпочтений византийской аристократии, которая с этого времени обретает все большую силу. Данная тенденция усилится в поздневизантийскую эпоху. В случае с Л.м., как и с другими монастырскими комплексами, размер монастыря должен был соответствовать количеству людей, составлявших монастырскую общину.

Пятиглавие северной церкви указывает на существование определенной архитектурной типологии и позволяет сравнить ее с церковью Неа-Экклисия (876-881), возведенной императором Василием I при Большом дворце в Константинополе. Неа-Экклисия, очевидно, послужила образцом для данного типа храмов, что подтверждается такими ее архитектурными репликами, как церковь монастыря Мирелейон, а в более позднее время - церкви Панагии Халкеон (1028) в Фессалонике. Северная церковь сложена из плинфы, что является характерной чертой архитектуры средневизантийского периода в целом и константинопольской IX-XI вв. в частности. Здесь эта строительная техника использована в чистом виде, а в соседней южной церкви усложнена за счет применения широких слоев раствора и особой декоративной кладки (преимущественно в слепых нишах и на апсидах), формирующей геометрический орнамент, как это было принято в палеологовское время.

По внешней стороне трех апсид северной церкви проходит длинная, выполненная на мраморных пластинах строительная надпись (сохранившаяся фрагментарно). В ней упоминается посвящение церкви Пресвятой Богородице, прославляется основатель монастыря Константин, уповающий на спасение. Изначально надпись легко читалась с большого расстояния благодаря контрастному сопоставлению выполненных из металла (свинца) букв и белого мраморного фона.

Южная церковь, посвященная святому Иоанну Крестителю, была построена императрицей Феодорой, дочерью императора Иоанна Ватаца, в 1282 г., в год смерти мужа императора Михаила VIII Палеолога, в качестве семейного мавзолея династии Палеологов, подобно тому как семья Комнинов устроила мавзолей в монастырере Пантократора (Зейрек-Килисе-джами).

Центральное пространство южной церкви ограничено четырьмя мощными опорами, на которые посредством сферических парусов опирается большой купол. Подкупольная зона и боковые нефы разделены между собой тройной аркадой. Между столбами с юга, севера и запада помещены колонны, по две с каждой стороны. Таким образом, боковые нефы и западная часть образуют деамбулаторий (круговой обход) вокруг наоса, увеличивая за счет этого пространство здания, которое использовалось, например, для устройства надгробий или капелл, как это было принято в палеологовское время.

Южная церковь выполнена в технике смешанной кладки, когда ряды плинфы (2 или 5) чередуются с рядами камня. Эта техника соответствует позднему византийскому периоду искусства в Константинополе. Стены здания декорированы нишами и слепыми арками со стрельчатым завершением; ими, в частности, украшены три апсиды (центральная апсида имеет 7-угольную форму). Над окнами и полукруглым завершением ниш помещены орнаментальные мотивы, выполненный из плинфы меандровый фриз, а также фриз в виде свастики, крестов, спиралей и др.

Парекклисион, расположенный с южной стороны южной церкви и предназначенный для размещения в нем аркосолиев (сохранилось несколько мраморных плит), примыкает к экзонартексу, который в свою очередь проходит с зап. стороны обеих церквей, объединяя их в комплекс.

Одной из уникальных находок в Л.м. стала обнаруженная в XVII в., во время реконструкции крыши юго-западной капеллы северной церкви, икона св. Евдокии (Археологический музей, Стамбул). Икона выполнена в технике клаузоне (инкрустации). Изображение вырезано на пластине белого мрамора, в образовавшиеся ячейки вставлены кусочки разноцветного мрамора, составляющие личное и доличное: роскошное облачение с торакионом (атрибут византийских императриц), диадему, а также орнамент на полях иконы. По сторонам фигуры надпись: «H AGIA EUDOKHA». Относительно идентификации святой высказываются разные суждения. Макриди связывает образ с императрицей Афинаидой (Евдокией), женой императора Феодосия II (408-450). Ш. Герстел указывает на сложность распространения почитания этой императрицы в византийской столице, поскольку ее погребение находится в Иерусалиме, и считает, что на иконе представлена Евдокия Ваяна, третья жена императора Льва VI (886-912), умершая в 901 г. и похороненная в императорском мавзолее в церкви св. Апостолов в Константинополе; по мнению исследовательницы, икона была заказана императором Львом VI и находилась в храме во время его освящения в 907/8 г. Слегка изогнутая форма пластины позволила сделать предположение, что икона имела отношение к декорации нижней части апсиды. Высокое качество иконы и исключительная сохранность делают этот образ одним из самых важных свидетельств декоративного убранства северной церкви Л.м. О том, что такого рода иконы украшали храмы монастыря, свидетельствуют также находки, обнаруженные американскими учеными в 60-х г. XX в.: многочисленные обломки мраморных икон, в технике клаузоне.

Некоторые элементы резного декора сохранились в северной церкви на своих первоначальных местах: капители в наосе, мраморные карнизы в куполе, в наосе, в капеллах-пастофориях, столбики с базами и капителями в окне центральной апсиды. Особенностями резного декора Л.м. являются сильная стилизация всех форм, использование цветочных и растительных мотивов. Резьба выполнена в низком, почти плоском рельефе, который был раскрашен. Наиболее часто встречается мотив листьев со скругленными краями, расположенных симметрично и образующих раскрытые пальметты. Эти особенности ставят памятник в ряд придворных построек, для которых характерно использование мотивов сасанидского происхождения, вдохновленных модой на исламское искусство. Сохранились также несколько фрагментов повторяющихся скульптурных изображений орлов и птиц с оперением, имитирующим изделия из металла.

От скульптурного декора южной церкви дошли: карниз в основании центрального купола, части мраморных плит, которые составляли литургическое убранство церкви, а также фрагмент резной решетки, закрывавшей один из оконных проемов (некоторые части декора в настоящее время хранятся в Археологическом музее в Стамбуле. Помимо этого, до настоящего времени сохранились фрагменты больших мраморных арок с оплечными изображениями апостолов, выполненные в высоком сильно выступающем рельефе. Они являются лучшими образцами византийской скульптуры позднепалеологовского времени.

Большое число скульптурных фрагментов происходит из кругового обхода (амбулатория) южной церкви и парекклисиона, где находились гробницы. Например, часть надгробной стелы монахини Марии Палеолог, имя которой упомянуто в пространной надписи, украшающей плиту рядом с изображением женской фигуры в длинном облачении (Археологический музей, Стамбул). Отдельную группу памятников составляют карнизы, пластины облицовки из деамбулатория, украшенные сложными мотивами плетенки в технике выемчатой резьбы, которые были заполнены цветными и темными пастами, создающими впечатление, что эти плоские орнаменты имеют объем.

Многие скульптурные элементы из церквей Л.м. сохранились в сильно фрагментированном виде. В северной церкви обнаружены многочисленные фрагменты черепицы и поливной керамики (влияние исламского искусства), использовавшиеся для облицовки стен и малых архитектурных форм литургического назначения, несколько мозаичных тессер, части стуковой лепнины, которые сочетались с украшениями из мрамора. В южной церкви и амбулатории были найдены отдельные фрагменты покрытия пола в технике opus sectile и фрески заложенной при строительстве минарета ниши…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ЛИПСА КОНСТАНТИНА МОНАСТЫРЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 мая 2025

«…Исследование первоначального вида северной церкви монастыря Липса, 908 г., превращенной турками в мечеть Фенари-Исса, затруднено тем, что около 1282 г. к ней была пристроена южная церковь этого монастыря в качестве фамильной усыпальницы династии Палеологов. При этом был уничтожен южный крайний боковой неф северной церкви — пятинефного крестовокупольного здания, за исключением апсиды. Последняя была превращена в северную апсиду вновь пристроенной трехнефной южной церкви.

Несмотря на детальное обследование здания, сгоревшего в 1917 г., и на раскопки 1929 г., ряд особенностей требует доследования. Установлен план первоначального здания, однако не ясно, относятся ли к первому строительному периоду остатки четырех колонн под куполом. Не выяснено также значение стенки высотой 1,5 м, оказавшейся под мраморными столбиками тройной аркады, которая отделяла северный конец креста от северного крайнего бокового нефа. Так как не выяснен уровень первоначального пола, нет возможности утверждать, была ли эта стенка преградой, отделявшей крайний боковой неф от центральной части, или только парапетом.

Северная церковь монастыря Липса представляет собой как архитектурный тип дальнейшее развитие особенностей Аттик и Календер. По своим размерам она приближается к первой. Календер является связующим промежуточным звеном между Аттик и Фенари-Исса.

Северная церковь монастыря Липса — древнейшее вполне сложившееся константинопольское пятинефное крестовокупольное здание, по сравнению с которым особенно бросаются в глаза архаические черты Аттик, и Календер. Существенно, что в церкви Липса окончательно выработались четыре свободно стоящие опоры под куполом. Это особенно бросается в глаза благодаря сложному варианту крестовокупольной системы, который с этого времени встречается во всех константинопольских крестовокупольных зданиях.

Как Календер, церковь Липса имела обширные хоры, занимавшие второй ярус над нартексом, крайними боковыми нефами, угловыми помещениями центральной части и ее боковыми алтарными помещениями. Но в отличие от нее нартекс отделен от центральной части глухой стеной с тремя дверными проемами. Стенками с широкими нишами (с дверными проемами в них) он отделен от двух замкнутых квадратных в плане помещений в углах здания. В последних находились деревянные лестницы, которые вели на хоры. Новостью по сравнению с Календер являются также боковые алтарные помещения, имеющие в плане форму четырёхлистника. Обе отмеченные особенности остаются характерными для константинопольских пятинефных крестовокупольных зданий последующего времени

В церкви Липса 908 г. очень сильно выражено центрическое начало. Ее план строится концентрически вокруг купола. Подкупольный квадрат равномерно окружен двумя зонами помещений. Первая зона состоит из концов креста и угловых помещений. Вторая образована крайними боковыми нефами, двумя лестничными башнями на западной стороне и нартексом между ними, а на восточной стороне — тремя алтарными помещениями центральной части здания. Основные пространственные оси интерьера направлены к центральной точке под куполом. Однако западно-восточное направление получило некоторое преобладание благодаря углубленному пространству открытого центрального помещения алтаря и глухой стене нартекса с западной стороны.

План северной церкви Липса даёт отчётливое представление о системе движения в интерьере. Амвон под куполом является средоточием всего происходящего. Он сильно выделен системой купола на арках, опирающихся на четыре свободно стоящие опоры. Над амвоном образовался как бы архитектурный балдахин. Из средней двери нартекса процессии вступали в центральную часть, пышные выходы подготавливались в замкнутом нартексе. Процессии, символизировавшие события священной легенды, развертывались вокруг амвона. Временами происходило движение от амвона к алтарю и в обратном направлении. Присутствовавшие при богослужении заполняли крайние боковые нефы в обоих ярусах и помещение над нартексом, открывающееся, как и верхние ярусы крайних боковых нефов, в центральную часть большим проемом. Они стояли также и в самой центральной части, окружая среднее пространство вокруг амвона, ограниченное подкупольными опорами.

Характерной особенностью церкви монастыря Липса, которая отчасти наблюдалась уже в Аттик и Календер, является устройство отдельных более замкнутых молелен внутри церкви. Они имеются на хорах. В их стенах устроены ниши, несколько расширяющие интерьеры над угловыми помещениями и боковыми частями алтаря. В восточных концах крайних боковых нефов в обоих ярусах были алтари. Возможно, что все эти часовни и приделы были посвящены отдельным святым.

Кладка стен северной церкви монастыря Липса представляет собой дальнейшее развитие кладки константинопольских построек IX в.; в особенности она похожа на кладку Календер. В церкви Липса шесть-семь рядов грубовато отесанного камня чередуются с пятью-шестью рядами кирпича. Своды центральной части сохранились, угловые помещения перекрыты крестовыми сводами. Купол и его барабан были разобраны в турецкое время. Тогда уничтожили внутренние опоры и заменили их турецкими каменными арками, перекинутыми через все пространство центральной части. После возведения этих арок турки вновь сложили барабан и купол, сохранив их прежний диаметр. Вся центральная часть, включая нартекс, перекрыта сводами в обоих ярусах. Крайние боковые нефы имели в обоих ярусах деревянные перекрытия.

Церковь Липса отличается строгой, симметричной композицией. По сравнению с постройками Константинополя IX в. она по своей архитектуре легче и стройнее. Внутреннее пространство ее очень гармонично. Оно отличается сложным членением: центральная часть противопоставлена крайним боковым нефам и сама расчленена четырьмя опорами. К ней примыкает помещение главного алтаря. Все эти части, взятые вместе, противопоставлены нартексу. Однако это лишь элементы единой пространственной системы. Взаимоотношение частей внутреннего пространства глубоко продумано, целое замечательно уравновешено.

Большие переделки, произведенные в византийское и в турецкое время, не позволяют достаточно полно представить себе внешний облик здания. Только апсиды сохранили свою наружную форму. Необходимо мысленно дополнить их верхним ярусом апсиды южного крайнего бокового нефа и всей исчезнувшей апсидой северного крайнего бокового нефа.

Судя по сохранившейся большей части апсид, наружная форма восточной части здания, а также всего здания в целом приближалась к параллелепипеду. Все пять апсид были завершены единой горизонталью. Сходство с Аттик заключается в том, что каждая апсида имеет трехгранную форму. Однако в церкви Липса апсиды гораздо выше. В течение веков здание вросло в землю несколько больше чем на 1 м. Средняя, более широкая апсида церкви Липса представляет собой в ортогонали стоячий прямоугольник, составленный из двух с небольшим квадратов. Боковые апсиды, с их отношением одного к трем, ещё сильнее ориентированы по вертикали. Восточная сторона здания, взятая в целом, представляла собой первоначально лежачий прямоугольник. Соотношение его сторон, равное примерно двум к одному, придавало наружному объему спокойный и уравновешенный характер. Здание не было таким придавленным и распластанным, как Аттик. Восточная его часть была расчленена по вертикали шестнадцатью ребрами граней апсид разной ширины. Они были видны в различном перспективном сокращении. По горизонтали алтарная часть была расчленена двумя карнизами на три деления. Карнизы расположены один на высоте основания столбиков окна средней апсиды (он отмечает цокольную часть), другой — на уровне пола хора. Соотношение горизонтальных членений апсид составляет примерно 1:2:1.

Новым приёмом по сравнению с Аттик является устройство в средней апсиде одного большого трехчастного окна, занимающего собой все три её грани. Два мраморных промежуточных столбика приходятся на ребра апсиды. В боковых апсидах имеются небольшие простые оконные проемы, а в крайних боковых апсидах аналогичные тройные окна. Такие окна придали апсидам новый характер. Если в Аттик апсиды были замкнутыми, то в церкви Липса три апсиды открыты наружу большими тройными окнами. Три раздельных окна апсиды Аттик слились в церкви Липса в единое тройное окно, что значительно облегчило наружный объем здания и придало ему более воздушный характер.

Северная церковь Липса свидетельствует о появлении в архитектуре Константинополя миниатюрности в пропорциях архитектурных форм. Боковые апсиды центральной части выглядят карликовыми. Они зажаты между более крупными апсидами. Их вытянутость по вертикали усилена расчленением на грани, горизонтальные членения увеличивают раздробленность форм. Промежуточные столбики оконных проемов и окошки верхнего яруса миниатюрны…»

Источник: Глава «Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время | История архитектуры средних веков



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.