«…Монастырь Пресвятой Богородицы Липса; турецкий Фенари-Иса-джами, женский монастырьрь, основанный в долине р. Ликус Константином Липсом, сановником и друнгарием (главой) византийского флота императора Льва VI (886-912), представляет собой один из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся средневековых памятников византийского Константинополя. Единственные архитектурные постройки, сохранившиеся от некогда большого монастырского комплекса, - церковь Богоматери Панахранты (Непорочной), так называемая северная церковь, освященная в 907/8 г. в присутствии императора, и пристроенная к ней во 2-й половине XIII в. по инициативе императрицы Феодоры, жены императора Михаила VIII Палеолога, церковь во имя святого Иоанна Крестителя, так называемая южная церковь.
После смерти мужа Феодора удалилась в монастырьрь, который был ее усилиями отреставрирован и расширен. Здесь она, приняв постриг с именем Евгения, провела остаток жизни († 1303). Один из аркосолиев в южном нефе с восточной стороны связывается с местом погребения императрицы Феодоры. В южной церкви позднее были похоронены мать Феодоры, Анна, и ее дочери Ирина, Евдокия и Анна, а также сын Константин († 1306), брат императора Андроника II Палеолога, 1-я жена императора Андроника III Палеолога императрица Ирина († 1324), император Андроник II († 1332) и 1-я жена Иоанна VIII Палеолога императрица Анна Васильевна Палеолог (Московская) († авг. 1417).
Архитектурный комплекс монастыряря на более поздних этапах существования включал здание больницы и другие сооружения, связанные с повседневной жизнью монашеской общины.
Документальные письменные свидетельства, относящиеся к ранней истории Л.м., фрагментарны. В частности, упоминания о протоспафарии Липса встречаются в сочинении императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей»; дата освящения монастыряря 907/8 г. содержится в Хронике Симеона Логофета (X в.). Более полные и точные данные о Л.м. имеются в византийских источниках последующего периода, например в Типиконе монастыря, составленном императрицей Феодорой между 1294 и 1301 гг. (или с 1282 до 1300); копия хранится в Британской библиотеке в Лондоне. В нем содержатся сведения о жизни обители и о работах, которые в ней проводились.
В результате трансформации византийской церкви в мечеть, которая произошла спустя несколько лет после захвата города султаном Мехмедом II Завоевателем (1453) или между 1497 и 1498 гг. в эпоху султана Баязида II (1481-1512), обитель претерпела значительные видоизменения. Новое название Фенари-Иса-джами происходит от имени Османского сановника Фенаризаде Аласудина Али ибн Юсуфа-эфенди († 1497/98), который пристроил существующий в настоящее время минарет. Комплекс пострадал от пожара в 1633 г. и был перестроен великим везиром Байрамом-пашой. Были заново переложены и изменили свою форму купола и часть сводов. В интерьере северной церкви вместо колонны появились характерные для мусульманской архитектуры арки с переломом. Здания вновь ремонтировались после пожара в 1831-1832 гг.; после пожара 1917 г. комплекс был на некоторое время заброшен. С 1929 г. были начаты его археологические и архитектурные исследования под рук. Т. Макриди. С 1947 г. комплекс был открыт для посещения как филиал музея Айя-София. В 60-80-х гг. XX в. проводилась капитальная реставрация американским институтом Дамбартон-Окс, однако после ее завершения комплекс вновь был обращен в мечеть.
Здания Л.м. являются важнейшим источником для понимания истории развития архитектуры и искусства средне- и поздневизантийских периодов, поскольку оба памятника имеют точные датировки. Сохранилось достаточно много архитектурно-археологических свидетельств, а также деталей скульптурного убранства внутри церквей. Некоторые редкие детали декора (фрагменты мозаики, керамики, малых архитектурных форм литургического назначения, напр. амвона), обнаруженные во время реставрационных работ в 60-х гг. XX в., хранятся в Археологическом музее и в музее Святой Софии в Стамбуле. Северная церковь построена в 907/8 г. на остатках древнего святилища VI в. Здание имеет характерные черты архитектуры средневизантийского периода, времени правления Македонской династии. В плане она представляет собой греческий крест. Над средокрестьем - купол, опиравшийся первоначально на 4 свободно стоявшие колонны (заменены на столбы в 1633, 1636; во время пожара был также поврежден купол). Образовавшиеся в углах 4 компартимента прямоугольной формы были увенчаны куполами. На уровне галереи эти архитектурные пространства образовывали 4 маленькие капеллы, доступ в которые (по крайней мере в 2 восточные, над пастофориями) осуществлялся по внешним балкончикам. С восточной стороны - 3 граненые снаружи и полукруглые внутри апсиды. По сторонам боковых апсид располагались 2 небольшие капеллы-пастофория (северная сохранилась на археологическом уровне; южная включена в состав церкви св. Иоанна Крестителя).
Нартекс церкви состоит из нескольких ячеек, перекрытых крестовыми сводами; короткие северные и южные стороны нартекса имеют полукруглое завершение (аналогичное решение было использовано в придворном храме монастыря Мирелейон в Константинополе, созданном в одно время с северной церковью Л. м.). В верхнем ярусе нартекса также была предусмотрена галерея, подъем на которую осуществлялся по внешней деревянной лестнице, установленной с южной стороны храма.
Небольшой размер здания и наличие капелл на уровне галереи подтверждают общую тенденцию, свойственную храмовому зодчеству средневизантийского периода: тяготение к малому или среднему масштабу церковных построек, наличие угловых компартиментов, богатый декор. Эти черты являются выражением архитектурных предпочтений византийской аристократии, которая с этого времени обретает все большую силу. Данная тенденция усилится в поздневизантийскую эпоху. В случае с Л.м., как и с другими монастырскими комплексами, размер монастыря должен был соответствовать количеству людей, составлявших монастырскую общину.
Пятиглавие северной церкви указывает на существование определенной архитектурной типологии и позволяет сравнить ее с церковью Неа-Экклисия (876-881), возведенной императором Василием I при Большом дворце в Константинополе. Неа-Экклисия, очевидно, послужила образцом для данного типа храмов, что подтверждается такими ее архитектурными репликами, как церковь монастыря Мирелейон, а в более позднее время - церкви Панагии Халкеон (1028) в Фессалонике. Северная церковь сложена из плинфы, что является характерной чертой архитектуры средневизантийского периода в целом и константинопольской IX-XI вв. в частности. Здесь эта строительная техника использована в чистом виде, а в соседней южной церкви усложнена за счет применения широких слоев раствора и особой декоративной кладки (преимущественно в слепых нишах и на апсидах), формирующей геометрический орнамент, как это было принято в палеологовское время.
По внешней стороне трех апсид северной церкви проходит длинная, выполненная на мраморных пластинах строительная надпись (сохранившаяся фрагментарно). В ней упоминается посвящение церкви Пресвятой Богородице, прославляется основатель монастыря Константин, уповающий на спасение. Изначально надпись легко читалась с большого расстояния благодаря контрастному сопоставлению выполненных из металла (свинца) букв и белого мраморного фона.
Южная церковь, посвященная святому Иоанну Крестителю, была построена императрицей Феодорой, дочерью императора Иоанна Ватаца, в 1282 г., в год смерти мужа императора Михаила VIII Палеолога, в качестве семейного мавзолея династии Палеологов, подобно тому как семья Комнинов устроила мавзолей в монастырере Пантократора (Зейрек-Килисе-джами).
Центральное пространство южной церкви ограничено четырьмя мощными опорами, на которые посредством сферических парусов опирается большой купол. Подкупольная зона и боковые нефы разделены между собой тройной аркадой. Между столбами с юга, севера и запада помещены колонны, по две с каждой стороны. Таким образом, боковые нефы и западная часть образуют деамбулаторий (круговой обход) вокруг наоса, увеличивая за счет этого пространство здания, которое использовалось, например, для устройства надгробий или капелл, как это было принято в палеологовское время.
Южная церковь выполнена в технике смешанной кладки, когда ряды плинфы (2 или 5) чередуются с рядами камня. Эта техника соответствует позднему византийскому периоду искусства в Константинополе. Стены здания декорированы нишами и слепыми арками со стрельчатым завершением; ими, в частности, украшены три апсиды (центральная апсида имеет 7-угольную форму). Над окнами и полукруглым завершением ниш помещены орнаментальные мотивы, выполненный из плинфы меандровый фриз, а также фриз в виде свастики, крестов, спиралей и др.
Парекклисион, расположенный с южной стороны южной церкви и предназначенный для размещения в нем аркосолиев (сохранилось несколько мраморных плит), примыкает к экзонартексу, который в свою очередь проходит с зап. стороны обеих церквей, объединяя их в комплекс.
Одной из уникальных находок в Л.м. стала обнаруженная в XVII в., во время реконструкции крыши юго-западной капеллы северной церкви, икона св. Евдокии (Археологический музей, Стамбул). Икона выполнена в технике клаузоне (инкрустации). Изображение вырезано на пластине белого мрамора, в образовавшиеся ячейки вставлены кусочки разноцветного мрамора, составляющие личное и доличное: роскошное облачение с торакионом (атрибут византийских императриц), диадему, а также орнамент на полях иконы. По сторонам фигуры надпись: «H AGIA EUDOKHA». Относительно идентификации святой высказываются разные суждения. Макриди связывает образ с императрицей Афинаидой (Евдокией), женой императора Феодосия II (408-450). Ш. Герстел указывает на сложность распространения почитания этой императрицы в византийской столице, поскольку ее погребение находится в Иерусалиме, и считает, что на иконе представлена Евдокия Ваяна, третья жена императора Льва VI (886-912), умершая в 901 г. и похороненная в императорском мавзолее в церкви св. Апостолов в Константинополе; по мнению исследовательницы, икона была заказана императором Львом VI и находилась в храме во время его освящения в 907/8 г. Слегка изогнутая форма пластины позволила сделать предположение, что икона имела отношение к декорации нижней части апсиды. Высокое качество иконы и исключительная сохранность делают этот образ одним из самых важных свидетельств декоративного убранства северной церкви Л.м. О том, что такого рода иконы украшали храмы монастыря, свидетельствуют также находки, обнаруженные американскими учеными в 60-х г. XX в.: многочисленные обломки мраморных икон, в технике клаузоне.
Некоторые элементы резного декора сохранились в северной церкви на своих первоначальных местах: капители в наосе, мраморные карнизы в куполе, в наосе, в капеллах-пастофориях, столбики с базами и капителями в окне центральной апсиды. Особенностями резного декора Л.м. являются сильная стилизация всех форм, использование цветочных и растительных мотивов. Резьба выполнена в низком, почти плоском рельефе, который был раскрашен. Наиболее часто встречается мотив листьев со скругленными краями, расположенных симметрично и образующих раскрытые пальметты. Эти особенности ставят памятник в ряд придворных построек, для которых характерно использование мотивов сасанидского происхождения, вдохновленных модой на исламское искусство. Сохранились также несколько фрагментов повторяющихся скульптурных изображений орлов и птиц с оперением, имитирующим изделия из металла.
От скульптурного декора южной церкви дошли: карниз в основании центрального купола, части мраморных плит, которые составляли литургическое убранство церкви, а также фрагмент резной решетки, закрывавшей один из оконных проемов (некоторые части декора в настоящее время хранятся в Археологическом музее в Стамбуле. Помимо этого, до настоящего времени сохранились фрагменты больших мраморных арок с оплечными изображениями апостолов, выполненные в высоком сильно выступающем рельефе. Они являются лучшими образцами византийской скульптуры позднепалеологовского времени.
Большое число скульптурных фрагментов происходит из кругового обхода (амбулатория) южной церкви и парекклисиона, где находились гробницы. Например, часть надгробной стелы монахини Марии Палеолог, имя которой упомянуто в пространной надписи, украшающей плиту рядом с изображением женской фигуры в длинном облачении (Археологический музей, Стамбул). Отдельную группу памятников составляют карнизы, пластины облицовки из деамбулатория, украшенные сложными мотивами плетенки в технике выемчатой резьбы, которые были заполнены цветными и темными пастами, создающими впечатление, что эти плоские орнаменты имеют объем.
Многие скульптурные элементы из церквей Л.м. сохранились в сильно фрагментированном виде. В северной церкви обнаружены многочисленные фрагменты черепицы и поливной керамики (влияние исламского искусства), использовавшиеся для облицовки стен и малых архитектурных форм литургического назначения, несколько мозаичных тессер, части стуковой лепнины, которые сочетались с украшениями из мрамора. В южной церкви и амбулатории были найдены отдельные фрагменты покрытия пола в технике opus sectile и фрески заложенной при строительстве минарета ниши…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
ЛИПСА КОНСТАНТИНА МОНАСТЫРЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ